Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Поколение 45+ хорошо помнит это время. Только что отгремел путч 1991 года, потом распался Советский Союз. Привычный уклад жизни начал осыпаться, как стена обветшалого сарая. В великой стране наступает эпоха великих потрясений, которую зритель в сериале Александра Велединского видит глазами обычной российской семьи. Виктор и Елена Брянцевы (Евгений Цыганов и Екатерина Вилкова) — инженеры с высшим образованием, но их квалификация не востребована в новых реалиях, и, чтобы как-то прокормиться, они вынуждены заниматься тяжелой и опасной работой. Виктор ремонтирует трубы в подземных коллекторах, Елена там же работает диспетчером. Тем временем в стране назревает политический кризис: парламент восстает против президента и готовит ему импичмент, президент в ответ распускает парламент, и никто не хочет уступить. В итоге на улицах Москвы снова танки, Белый дом становится черным от обстрелов, обезумевшая толпа вооруженных мятежников штурмует телецентр Останкино, поливая окна близлежащих домов автоматными очередями… Общество расколото, вчера еще близкие друзья сегодня готовы стрелять друг в друга. Вот и любящие супруги Брянцевы внезапно оказываются по разные стороны баррикад…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.336 (1433)
Разделы: Фильм, Драма
Год выхода: 2023
Название фильма: 1993
Режиссеры: Александр Велединский
Актерский состав: Максим Лагашкин, Анна Цветкова, Сергей Баталов, Григорий Верник, Анатолий Залюбовский, Александр Робак, Александра Ребенок, Евгений Цыганов, Екатерина Вилкова, Виктория Смирнова
Продолжительность фильма: 144 мин. / 02:24
Производство: Россия
Сценарий: Сергей Шаргунов, Александр Велединский
Продюсер: Жанна Тедеева-Калинина, Александра Воронкова, Дмитрий Литвинов
Оператор: Александра Ромм
Художник: Юрий Фоменко, Арина Бахтиярова, Виктория Богданова
Монтаж: Игорь Велединский, Олег Колодник
Сборы в России: $128 653
Зрители: Россия - 37 тыс
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
Премьера в России: 28 сентября 2023, «Атмосфера кино»
'1993'. Все пути ведут в Останкино ------ Фильм Александра Велединского, снятый по мотивам известного романа Сергея Шаргунова, хорош уже тем, что из двух главных версий событий осени 1993 года за основу берёт безусловно одну – ту, что на протяжении трёх десятилетий выражала сторона, проигравшая в вооружённом противостоянии, но победившая в борьбе за души и умы. Правда этой стороны, пришедшей вечером 3 октября к Останкино требовать справедливости, теперь выражена в кино, остающемся важнейшим из искусств.Главный герой Виктор Брянцев в блестящем исполнении Евгения Цыганова, работавший когда-то на космос и даже оставивший отпечаток своего пальца на советском луноходе, а ныне, в 93-м, устраняющий аварии коммунальных систем Москвы, приходит к Останкино, как пришли герои романа Виктора Гюго «Отверженные» на улицу Сен-Дени. За правдой и справедливостью. Вопреки льющейся с экранов ТВ лжи и агрессии обывателей, включая собственную супругу Виктора Лену (Екатерина Вилкова), желающую во что бы то ни стало вписаться в рыночную реальность, в которую сам Виктор вписываться не желает.Именно Останкино становится полем битвы добра и зла, и здесь уже герой не рассуждает, как раньше, о том, что добро уже умерло, а бьётся одно зло с другим. Здесь всё отточено, всё чётко, без оттенков. Зло засело с той стороны АСК-3, вооружило до зубов «витязей», открыло огонь на поражение. Когда на руках Виктора умирает молодая женщина, учительница начальных классов, с которой они только что познакомились и которая пришла сюда соприкоснуться с разворачивающейся на глазах историей, никакие сомнения в духе «каждый по-своему прав (неправ)», его уже не мучают. Остаётся только боль, горечь и злоба, которую Виктор вымещает позже в электричке на случайных хулиганах.Останкино – главное место действия фильма Велединского, всё остальное лишь фон. Но и сам фон показан достоверно и ярко. Здесь и телепрограммы, где Караулов* берёт интервью у Руцкого, и Александр Любимов из «Взгляда», и пресловутый Майкл Джексон, приезжающий в Москву на гастроли, и сектанты, и протестующие против политики Ельцина демонстранты, и кабинки гласности, в которых можно сказать в эфире всё что хочешь. И все эти дела семейные, и подростковые проблемы (вино, сигареты, первая любовь, первый секс, первое разочарование и всё такое прочее), и противостояние «отцов и детей». Здесь и отлично воспроизведённый быт и атмосфера того времени: от стоящего на столе жёлтого магнитофона «Романтик» до рекламы вентиляторного завода, которую хорошо помнят люди постарше. Но все пути неизменно ведут туда – к Белому дому и Останкино, без чего фильм не был бы фильмом с лаконичным и много говорящим названием «1993». И по ходу развития событий происходит смена тональности фильма от иронической к трагической.Как и Шаргунов, Велединский, выступая в роли документалиста, насыщает картину реальными людьми того времени и характерными типажами: телевизионный и реальный Макашов, «мятежный» депутат на баррикадах, казаки, националисты, коммунисты, анархисты – кого только нет! Знаменитые фразы защитников Дома Советов, вошедшие в историю, также приводятся абсолютно дословно, иллюстрируемые кадрами хроники событий. Например, макашовское: «Больше нет ни мэров, ни пэров, ни...», сказанные им после захвата московской мэрии, или призыв Руцкого «формировать отряды и… взять штурмом мэрию и Останкино. Детально показан и сам так называемый штурм телецентра с разбитыми армейским ЗИЛом стеклянными воротами, и последовавший за ним расстрел демонстрантов. И многое-многое другое, что пытливый зритель, если и хотел узнать, уже узнал - прочитал, посмотрел, а может, и сам был свидетелем или участником тех событий.Трагедия гражданской войны чувствуется особенно остро, когда видишь пришедших по призывам своих лидеров активистов обеих сторон – советской и ельцинской. Кажется, что это одни и те же молодые люди с одинаковыми причёсками, прилюдно целующиеся и слушающие и там и здесь одни и те же песни Виктора Цоя, которым, казалось бы, нечего делить, но которые стали врагами в ходе развязанной на улицах Москвы войны.Автор романа «1993» Сергей Шаргунов назвал его «Семейным портретом на фоне горящего дома». Хотя собственно горящий дом и в книге, и в фильме занимает мало места, самые драматические события разворачиваются под вечер третьего октября, когда Дом Советов был ещё белым, а не чёрным от копоти. Самая, как говорится, «жара», занимает от силы треть фильма. Но именно эта треть, являясь кульминационной, и производит наибольшее впечатление. Характерный звук и яркий блеск смертельных трассеров, сражённые тела демонстрантов, падающих на землю, коктейль Молотова, запускаемый одним из восставших в здание телецентра, от чего угол его загорается, убитый иностранный репортёр с лежащей рядом камерой, продолжающей снимать, ельцинские бэтээры, расстреливающие людей буквально в упор и колесящие по скверу Останкино в поисках новых жертв – погружают зрителя в душераздирающую реальность тех дней, заставляя вновь и вновь переживать и сопереживать участникам событий. Всё это показано практически с документальной точностью.К Останкино приходит Виктор Брянцев, правдоискатель и борец за справедливость, ещё недавно предпочитавший пить по старинке за женщин. Здесь же, но с другой стороны – со стороны тех, кто по призыву Гайдара пришёл защищать «демократию», оказывается его жена Лена, отношения с которой и без политики уже давно перестали быть доверительными. Они не встретились. Но Останкино как будто перепахало почву, на которой рос их брак. И в финале появляется надежда, что много пережившие и много осознавшие, они начнут строить совсем другую жизнь. Может быть, не и столь благополучную, как хотелось, но свою – честную, размеренную и свободную от навязанных стереотипов.Картина, посвящённая памяти всех погибших осенью 1993 года, станет им замечательным памятником, установленным в дни 30-летней годовщины октябрьского противостояния.___*Андрей Караулов внесён Минюстом РФ в список иноагентов ------ 1993 ------ У киноленты практически незаметное промо и, в целом, ощущение появления на киноэкранах ниже радара, не смотря на поддержку ФК и участие канала 'Россия 1'. Трейлер обещает, что зритель увидит какой-то абсурдистский гротеск, но видимо, такова задумка. И чем-то подобным, этаким 'веселеньким кинцом' о 1990-х '1993' пытается прикидываться где-то первую треть хронометража. Но по факту, фильм оборачивается стопроцентной и довольно тяжелой драмой с примесью арт-хауса. Добавлю, что я совершенно не знаком с первоисточником, романом Сергея Шаргунова, да и вообще про книгу узнал исключительно из трейлера кинофильма.Итак, бывший учёный Виктор (отлично подобранный на эту роль Евгений Цыганов), в СССР отвечавший за что-то электрическое, что чуть более полно раскрывается в процессе, в 1993 году работает сантехником, с комбинацией интереса и усталости наблюдающим за историческими процессами и пытающимся определить свое место и место собственной семьи в этой запутанной развивающейся историчности. Зрителю с первых минут доставляется набор хронотопических признаков, довольно аккуратно приведенных, расцвет гласности и 'девяностости', тут и молодой бандит Егор уже в 'медведковских', гоняющий на мотороллере 'Карпаты' - позже он пересядет на Ford Taunus, чьи собратья действительно заполонили Россию на самом раннем этапе покорения страны иномарками, тут и обнищавшие учёные, совмещающие изучение потери устойчивости с продажей календарей в электричках, и много чего еще. Среди еще, например: супруга героя (Екатерина Вилкова) яростно ищет свое место в новой России и хочет 'бизнес', но не очень понимает, какой. Прежние деньги все ещё в ходу, 'пока принимают'. По телевизору абсолютный плюрализм и поет БГ, да и вообще расцвет русской музыки, отлично выраженный в звуковой дорожке.С первых кадров бросается глаза, что все герои, включая главного, общаются фразами-шутками, что местами вызывает ощущение легкой назойливости всю первую треть фильма. Есть и неплохие, вроде 'запаха осциллографа', но все же. По причине постоянного потока шуток и демонстрации ироничности практически всех персонажей, по итогу первая треть фильма не особо внушала, что из кинотеатра я выйду, мягко говоря, настроенным позитивно к увиденному.В процессе разворачивания сюжета вопрос 'за красных или за белых' поднимается несколько раз и вообще, за кого кто, задаётся многократно. Все, буквально все, ищут свой путь и задаются вопросами, что дальше и где горизонт планирования. У молодежи и более продвинутых - это концерт Майкла Джексона, у людей постарше и более приземленных - это 'до осени бы дотянуть'. В той же первой, разгонной части фильма, '1993' иногда как бы рассыпается на местами не очень связанные эпизоды - тут постараюсь без спойлеров, но одну из сцен в начале можно было бы полностью удалить из фильма без какого-либо ущерба для сюжета или раскрытия персонажей, а это минут 10 хронометража. Все постепенно меняется с развитием сюжета, который к середине фильма становится очень плотным и линейным. Из событий практически исчезает комичность, насилие буквально увеличивается в масштабах, к концу превращая фильм в совершенно инфернальное путешествие по октябрьской Москве 1993 года к тем самым событиям 3 октября с разгаром того самого имманентного насилия. Фильм, безусловно, превзошел мои ожидания. Тема, раскрываемая сюжетом, мне интересна и, возможно, околокомедийная первая треть должна работать на тех, кто не в курсе, про что, собственно, фильм, на который их заманили бодрым трейлером. Но что-то мне кажется, таких в кинозале будут единицы и я не уверен, что эта комедийность поможет удержать их в зале до финальных титров. Некоторая однозначность тональности фильма и настроения героев, по сути, отлично, нивелируется самым финалом фильма и это то самое ощущение, с которым я в итоге вышел из кинотеатра. Инфернальный трип сквозь 'исторические события' приводит героя к собственной вакуумизации, как единственной для него возможности сохранить себя. На вопрос, нашел ли герой для себя ответ, за кого он, по итогу, каждый зритель может ответить самостоятельно, задав этот вопрос лично себе.
|
Отзывы о фильме 1993