Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Старательный юноша отличается сообразительностью, послушанием, умеет выслушивать жалобы собеседников на тяжелую судьбу, жизненные передряги и неприятности. Молодой алтарник уверен, что ему удастся стать надежным, доверенным священнослужителем, к мнению которого будут прислушиваться. Знакомство с Агатой не меняет его убеждений, но показывает иные краски мира. Жизнерадостная, активная юная особа обладает невероятным задором, освещая вокруг все своим блеском в глазах, очарованием и умением замечать красоту окружающего пространства. Общение помогает паре рассмотреть достаточно общих очертаний в их судьбе, хотя они росли в разном окружении. Похожий менталитет, сочетающееся мировоззрение соединяют их сердца, привносят дополнительную романтику в красивую историю любви. Внешне их пути кажутся совершенно несовместимыми, потому от личной проницательности собеседников зависит, смогут ли они разглядеть истинное счастье.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.458 (24352)
Разделы: Фильм, Комедия, Мелодрама
Год выхода: 2023
Название фильма: Страсти по Матвею
Режиссеры: Сергей Ильин
Актерский состав: Иван Кравченко, Валерия Человечкова, Валери Зоидова, Денис Власенко, Ольга Медынич, Анар, Александр Мизёв, Ольга Бодрова, Тимофей Трибунцев, Алексей Розин
Продолжительность фильма: 2 ч
Производство: Россия
Сценарий: Игорь Рыбин, Сергей Ильин
Продюсер: Святослав Подгаевский, Иван Капитонов, Георгий Шабанов
Оператор: Дуглас Мачабели
Композитор: Иван Синцов
Художник: Маруся Парфенова-Чухрай
Затраты на съемки фильма: ₽ 60 000 000
Сборы в России: $900 740
Зрители: Россия - 260.9 тыс
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
Премьера в России: 19 октября 2023, «НМГ Кинопрокат»
Любовь или правила? ------ Все люди в больших городах живут примерно одинаково: типовые дома, типовые магазины типа «Овощи и фрукты», типовые цеха фабрик и заводов, дымящиеся трубы.В этом смысле жизнь современных христиан также мало чем отличается. Живущие в городах христиане также учатся в школах и вузах, работают, водят дорогие автомобили, тратят деньги, общаются, катаются на велосипедах и самокатах и т.д.Единственное, что их отличает от других людей – это христианское мировоззрение и регулярное участие в церковном богослужении. Также христиан отличает еще совершение неких ритуалов, которые касаются совершения ежедневного молитвенного правила, чтение Священного Писания и духовной литературы.Но так живет около 5% верующих людей. Большинство же попадает в храм, как писал митрополит Антоний Сурожский, три раза в жизни «на колесах»: во младенчестве его привозят крестить, потом в юношестве его привозят венчать как жениха и в старости привозят отпевать уже в качестве покойника. Приход к Богу чаще всего происходит во время тяжелого испытания – смерти близкого человека, сдачи экзамена и вообще какого-то тяжелого выбора.И вот живет простой парень по имени Матвей (Матфей), которому суждено было родиться в семье священника, и не просто в семье, а в родовой династии священников. Он закончил семинарию. И его отец как священник конечно очень хочет, чтобы сын пошел по церковному пути и все для этого делает. Только вот он вообще не спрашивает своего сына, хочет тот стать священником или нет. Вот надо и все. Для этого нужно жениться. И чем скорее, тем лучше, ибо священнический род требует жертв.И вот в поиске будущей матушки он встречает эпатажную девушку Агафью (Агату), которая живет как все молодые девчонки ее возраста: курение, алкоголь, татуировки, хамство и т.д. Но это только на первый взгляд. У нее есть ухажер, (его блестяще играет Анар) часто демонстрирующий абьюзивное поведение по отношению к своей возлюбленной. И на самом деле, Агата как любая молодая девушка ее возраста, хочет быть замужем за сильным и мужественным человеком, готового понести за нее ответственность. Просто она это не показывает, а выпячивает все самое низменное, ибо так требует современная молодежная субкультура.Между Матвеем и Агатой возникает дружба, которая может превратиться во что-то большее, а может и не превратиться. Беззаботная жизнь и навязанное обществом потребительское отношение ко окружающему миру ставит Агату перед жестким выбором, о чем узнает Матвей и всеми силами пытается ей помочь, жертвуя многим – временем, физическими силами и даже деньгами. Причем он не обращает внимание даже на суровый запрет отца, который как священник естественно против того, чтобы его сын, будущий пастырь Божий, общался с такими эпатажными девушками как Агата.И тогда перед самим Матвеем встает вопрос: что выше любовь или церковные правила, предполагающие некое благочестие и целомудрие? Кстати, именно перед таким духовно-нравственным выбором стали иудейские фарисеи и первосвященники, не узнавшие во Христе Мессию и распявшие Его. Ответ есть у апостола Павла в первом послании к Коринфянам, который и звучит в фильме: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4-7).Заканчивается фильм весьма неожиданно. Фильм динамично снят и смотрится на одном дыхании. Игра актеров прекрасная. Кстати Денис Власенко, игравший главный героя, очень долго изучал пономарское дело, чтобы сниматься этом фильме. ------ Страсти Матвеевы ------ Как же я люблю фильмы с нетипичным для кино, но жизненным финалом! Именно такая концовка, одновременно грустная и жизнеутверждающая, стала украшением картины 'Страсти по Матвею'. А ещё здесь живые персонажи, которых легко себе представить в реальной жизни, с которыми легко себя ассоциировать, которым искренне переживаешь. В фильме много доброго юмора, построенного не на оскорблениях и высмеиаании физических недостатков человека, а на заострении внимания на абсурдности той или иной ситуации. Саундтрек этого фильма похоже надолго поселился в моём плейлисте, потому что каждая композиция в нём оригинальная, индивидуальная, современная, стильная по своему звучанию и пробирающая до мурашек своим текстом. Не вдаваясь в подробности сюжета, стоит отметить, что фильм рассказывает о нюансах жизни православных священников в современной России, конфликте многовековых традиций со стремительно меняющейся окружающей действительностью. Тема оказалась довольно интересная и редко освещаемая, но важно тут именно то, что столкновение мировоззрений показано не в форме противостояния, а скорее в качестве диалога двух сторон, которые действительно хотели бы понять друг друга, а не убедить оппонента в своей правоте. Хотя, уверен, что найдётся немало зрителей, которые пропустят религиозные дискуссии, сосредоточившись на истории любви, предательства, выбора между чувством и долгом, так как эта сторона картины показана также интересно и глубоко. В итоге все 2 часа действие не отпускает зрителя, создавая одну проблему за другой, находя решения, а потом ставя под сомнение их право на существование. Во многом способствует такому вовлечению в происходящее на экране мастерская операторская работа. Стоит только взглянуть на случайные кадры из фильмы и убедится, насколько каждый из них геометрически выверен, как грамотно поставлен свет. С технической точки зрения тут не к чему придраться.Признаться честно, я с сомнением подходил к этому фильму, из-за его названия и трейлера, которые прямо-таки кричали о том, что это комедия про жизнь верующих. Тема эта довольно деликатная и мне не сильно интересная, но оказалось, что главную свою функцию картина выполняет превосходно - знакомит с внутреннем миром верующих тех зрителей, кто боится погружаться в этот вопрос из-за наличия в стране законов об оскорблении чувств или по каким-то иным причинам. Таким наблюдателям, к коим я отношу и себя, будет полезно узнать, что все мы прежде всего люди, испытывающие преимущественно одни и те же эмоции и при желании нам легко можно найти общий язык, чтобы жить в мире и согласии.'Страсти по Матвею' - романтическая комедия, которая учит нас доброте и взаимному уважению, что настоящая любовь - это искренне пожелание человеку счастья, в не зависимости от того, с кем он его обретёт. Познавательное кино для самой широкой аудитории. ------ «Страсти по Матвею»: новый «Герой нашего времени»? ------ Идя на предпремьерный показ, я решил не ожидать от картины ничего - просто смотреть. Во-первых, потому что слышал, что кому-то эта картина уже успела не понравиться, мол, затронула вопросы церкви; во-вторых, потому что кто-то уже назвал этот фильм проповедью, однако, оценив одну недавнюю по-настоящему сильную проповедь от режиссёра Романа Михайлова - «Наследие», занять такую точку зрения заранее не рискнул (и правильно сделал), ибо, как понял позднее, мнение о фильме в итоге сильно бы испортилось.А теперь ближе к теме и (по возможности) без спойлеров: в чём же аллюзия к «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова - и не громковато ли заявление? Про степень громкости заявления судить вам, и уж точно не сейчас - «большое видится на расстояньи»; а вот параллели объясню, но сначала, чтобы не быть голословным, пройдусь по сюжету и замыслу, конечно же, - лермонтовского романа, кем-то когда-то прочитанного (или непрочитанного) в школе - и там же, в школе, успешно забытого:Григорий Печорин, представляющий «портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии», оказывается «лишним человеком», отчуждённым от официальной России. Он красив, умён, талантлив, но из-за своей «двойственности» не может реализовать себя (хуже всего то, что все от него только страдают, во всём сюжете романа Печорин лишь в новелле «Фаталист» совершает героический поступок) и поэтому композиционно как бы «заточается» Лермонтовым в крепость, в которой мы встречаем героя - в ней же мы с ним прощаемся (автор ломает фабульную последовательность изложения именно ради этого - чтобы закольцевать композицию своего романа). Противоположностью же Печорина - лучшим представителем тогдашней России - является Максим Максимыч. Он твёрд в убеждениях, рассудителен, добр. Но что про него писать? - напиши Лермонтов про Максима Максимыча, и роман был бы крайне скучен. Но то XIX век. В XXI же веке, где царит свобода выбора, свобода отношений, креатив и полёт мысли, молодым режиссёром Сергеем Ильиным неожиданно нащупывается острая проблема по-настоящему несчастных людей, но раскрывается и решается она не через трагедию или глубокую драму - а через комедию. Да ещё и с попыткой (удачной) пройти в такой жанр, деликатно вплетая религиозный контекст.По сюжету алтарник Матвей оказывается между двух огней: волей отца и своим чувством к молодой и дерзкой художнице Агате, которая однако увязла в проблемах, не может их решить в моменте, она одинока вопреки кажущейся своей успешности. Тусовка Агаты (как выясняется - вовсе не её, а Роберта) - будто собирательный образ представителей современного общества, в котором есть инфантильные эгоисты (Роберт), опустошенные, одинокие и заблудившиеся (Агата), безликие, но привлекательные (Кир); амбициозные и добрые «нестереотипные» (Саша). Они плохие или хорошие? Рассуждать категориями «хорошо» и «плохо» здесь неуместно совсем - все они, вышеперечисленные, просто есть. Эти характеры существуют в мире картины почти безоценочно, формируя многослойность фона. Алтарник же Матвей, потомок представителей духовенства, в этом мире становится как бы романтическим героем, пытается вырваться из косности канона, одновременно оставаясь в нём (на самом же деле проблема не в древности устоев - а в людях и их отношении (отец Матвея), что может навести зрителя во время просмотра на ложную мысль о возможном финале картины, мол, вырвется герой - и начнёт свою яркую и отвязную лучшую жизнь. Нет, фильм не об этом. Коснувшись многообразия реального мира, Матвей осознаёт истинное значение слов о любви из послания апостола Павла к коринфянам. И уже через это осознание открывает путь к счастью другим персонажам с неидеальными судьбой и характером - даже тем, кто вроде бы должен и так справиться (герой, сыгранный Тимофеем Трибунцевым). Сам же главный герой остаётся в церкви - но Ильин «заточает» своего героя в храме не потому, что тот «лишний», а наоборот - потому что «нужный». Матвей нужен своей приверженностью канонам и правильностью - но не напускными, а искренними, - ради истинной любви, которая может осчастливить простых, неидеальных и таких разных людей современности. В итоге получается удивительно лёгкая картина на стыке комедии и драмы - про любовь. Но не про любовь-страдание и муки (вразрез привычному восприятию христианских постулатов), а про всеобъемлющую и - жизнеутверждающую любовь, которая призывает прощать, сострадать, думать о ближнем; которая помогает смириться и жить. Главный же герой - алтарник Матвей - не говорит о пороках поколения, потому что он сам - представитель этого поколения, а распространяет идею любви и принятия людей такими, какие они есть, становясь лучшим представителем сегодняшней России.Фильм Сергея Ильина - отличная картина для массового зрителя: она интересна, понятна - и полезна, что далеко не часто можно сказать про ленты широкого проката. ------ Цели брака, тема христианской любви не раскрыта ------ Фильм хороший, учитывая, что режиссёр Сергей Ильин (1988 г. р.) имел личный опыт внутрицерковной жизни, помогал в алтаре, носил подрясник, участвовал в Богослужениях и посещал воскресную школу.Но на мой взгляд, фильм не раскрывает главную тему цели брака, для чего нужна любовь, какой смысл семейной жизни.В фильме поиск любви главным героем - это прежде всего поиск внутреннего счастья, поиск полноты семейной жизни, жертвенность ради другого человека.Но ведь цель христианской жизни намного шире, прежде всего это Спасение - т.е. соединение человека и Бога, избавление его от власти диавола, греха, тленности, смертности, приобщение к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном (Пс.23:5) и супружеская жизнь в христианстве, это способ этого достичь. В фильме, к сожалению, зрителям эта тема не раскрыта.Также не раскрыта тема священослужения. Для чего Матвею нужно священство, для чего этот путь молодому человеку тоже из картины не понятно. ------ Сказ про то как попу жену искали ------ На удивление неплохо. Фильм о священниках, но при этом совершенно не про религию. А про то, как попу жену искали. Есть легкий стеб и юмор над церковью, но все в рамках разумного. Это хорошая молодежная любовная мелодрама и не про любовь к богу, а между мужчиной и женщиной. История очень простая, но благодаря этому, цельная и завершенная. Актеры играют хорошо, некоторые даже очень. Персонажи очень архетипичны. Только главный герой не понравился, слабоват он на их фоне. Но такие роли для Дениса Власенко заезженное амплуа, примелькался уже, хотелось бы свежее лицо. Снято все красиво, боголепно, даже гламурно немного. И очень чувствуется рука хорошего режиссера. Паузы, длительность сцен, акценты в повествовании, ритм фильма, все очень четко выдержанно и профессионально снято. Прямо непривычно для современного российского кинематографа, качественный продукт получился, а не обычная лажа, на коленке смонтированная.Хорошая молодежная мелодрама, с юмором и очень качественно сделанная. Рекомендую.
|
Отзывы о фильме Страсти по Матвею