Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Молодая женщина по пути на свидание к арестованному мужу встречает различных героев своего времени: от полицейских и правозащитников до проституток и бродяг.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.287 (1587)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.90 (848)
Разделы: Фильм, Детектив, Драма
Год выхода: 2017
Название фильма: Кроткая
Режиссеры: Сергей Лозница
Актерский состав: Валериу Андрюцэ, Лия Ахеджакова, Дмитрий Быковский, Николай Коляда, Александр Замураев, Алиса Кравцова, Василина Маковцева, Константин Итунин, Сергей Федоров, Сергей Колесов
Продолжительность фильма: 160 мин. / 02:40
Производство: Нидерланды, Украина, Литва, Латвия, Россия, Франция, Германия
Сценарий: Сергей Лозница
Продюсер: Гуннар Дедио, Мария Бэйкер, Марианна Слот
Оператор: Олег Муту
Художник: Дорота Рокепло, Кирилл Шувалов
Монтаж: Даниэлиус Коканаускис
Затраты на съемки фильма: ?2 000 000
Сборы в России: $6 837
Премьера в мире: 25 мая 2017
Премьера в России: 23 ноября 2017, «GP Group»
Ключевые слова: драма, детектив
«Сталин не ушел в прошлое, он растворился в будущем» ------ В тюремном городке Отрадное есть улицы Ленина, Маркса, Энгельса, памятники вождям народа и самый последний бомж с матючком ругает власть, которая «развалила» «такую страну!». СССР не только остался в головах, его передают с хромосомами: парень не старше 20-ти в плацкарте, где едет на свидание с мужем-заключенным главная героиня, как водится, под водочку, рассуждает с ветеранами о великой миссии России. Это Лозница - значит, остаться равнодушным не получится.
После просмотра фильма Сергея Лозницы остается такое ощущение, что по тебе проехался каток и закатал в асфальт. Несколько раз для верности. Режиссер не дает забыть о реальности, о том зле, которое происходит каждую минуту «в разных уголоках России» и не только. Не стоит искать в его фильмах надежду и уход главных героев в закат. Все плохо и будет еще хуже.
Режиссер-документалист Лозница обращается в «Кроткой» к игровому формату - однако герои настолько органичны, что складывается впечатление, что смотришь документальное кино, где простые люди немного переигрывают, рисуясь перед камерой. Диалоги и типажи напоминают передержанную экспозицию - настолько резкую и контрастную действительность они показывают в крупных планах и длинных кадрах. Своеобразную, угнетенно-обыденную, атмосферу фильма и эффект присутствия делает интершум - звуки, сопровождающие все происходящее: переругивание в очередях на почту, к окошку тюремной администрации, обмен «любезностями» в переполненном автобусе.
Главная героиня в исполнении Василины Маковцевой бросает кроткий вызов бюрократическому чудовищу - на все «не положено» она задает новые вопросы и пытается найти ответ. Кроткая произносит за весь фильм всего несколько реплик, за нее говорит ее походка, одежда, лицо, на котором выражение страдания и смирения как маска, которую уже не снять. Так, она раз за разом проходит все круги власти в тюремном городке - от официальной, «в погонах», правозащитной, «агентов Госдепа», до «блатной». Какую-то надежду дает правозащитница в исполнении Лии Ахеджаковой, но ее положение в городе едва ли лучше, чем у заключенных - каждую неделю обыск, ненависть и недоверие тех, кому она пытается помочь.
В повести Достоевского, Кроткая обьявляет бунт мужу, который, вроде бы, и любит ее, но, в результате, доводит до самоубийства. Государственная машина тоже, вроде бы, любит своих граждан, но на деле каждый становится жертвой насилия, если не физического, то морального. Кажется, что может быть проще и естественнее - объяснить расстроенной и растерянной женщине, почему ее посылка мужу-заключенному не принята. Но тогда ведь придется объяснять, почему проводяться унизительные досмотры, куда деваються люди из тюрем, оправдывать ужасное служение государственной машине, отказаться от демонстрации силы и власти, задуматься о своих действиях - а это уже неприятно и страшно.
Абсурдный сон, который снится измученной Кроткой в зале ожидания вокзала - страшная кульминация, от просмотра этой части фильма испытываешь еще большую горечь, чем от всего предыдущего. Лозница подпускает тут горького сарказма - полицейские сани с мехами, деревянная резиденция как у древних царей земли русской, а всередине - собрание парткома, советская символика и люди - люди насквозь «советские», «совковые»! Даже правозащитница Ахеджакова либеральна только до определенных властью пределов - внутри она такой же «советский человек» и сидит по правую руку от начальника тюрьмы.
Сейчас модно идентифицировать у себя депрессию, хотя стоит просто посмотреть фильмы Лозницы и то, как выживают люди, которые даже слова такого не знают - депрессия. Вот тебе день и его надо прожить. Все познается в сравнении.
Чехов говорил что-то о том, что, когда тебе очень хорошо и ты счастлив, оглянись вокруг, увидь боль, не забывай о том, что есть зло. Вот для чего стоит посмотреть этот фильм - чтобы не забывать. ------ Не короткий фильм ------ 3-й художественный фильм Сергея Лозницы - пожалуй, международного режиссера: родился в Белоруссии, жил и учился в Украине, работал и получал второе образование в России, а после эмигрировал в Германию. Вот и фильм является копродукцией нескольких стран: Франции, Украины, Латвии, Литвы, Германии, Голландии и России.
Сюжет фильма рассказывает о том, как главной героине возвращают посылку, отправленную ею мужу в тюрьму. Не получившая объяснений причин возврата, женщина решает отправиться к супругу в тюрьму, чтобы самой доставить посылку.
Наверняка, если вы слышали о фильме, или видели трейлер, то считаете (либо вам так сказали), что это полная чернуха и русофобия. Это не так. Не стоит злиться и говорить, мол режиссер плохо показывает постсоветские страны (в первую очередь Россию и Украину), лишь бы на западе наград получить. Нет, он просто использует жизнь иного слоя общества, чтобы раскрыть тему своей картины, ведь есть и другая сторона нашего современного общества - сюрреалистичная. Жизнь, где могут сообща существовать новейшие гаджеты, полеты в космос и незахороненное тело человека в центре крупнейшего города. Жизнь тех самых людей, у которых в голове Советский Союз - несуществующее государство из 20 века - и былые заслуги, а вот живут они в другой стране, в 21 веке.
Это то же самое, если бы в США на братьев Сафди косо смотрели, мол: «че вы Америку-мать показываете такой бедной и плохой? Одни наркоманы и бомжи!». Но нет, они ведь просто показывают другую жизнь их страны: жизнь неблагополучных кварталов крупных городов. Так же, как и Линч показывает тотальное зло, перебравшееся из глубинки какого-то штата на простор всей Америки в третьем сезоне сериала «Твин Пикс».
К тому же, несмотря на всё, в фильме не чувствуется тягости, попытки шокировать зрителя и т. д., скорее чувствуются нотки гротеска и фантазии. Режиссер играет в некую игру со зрителем, манипулируя его ожиданиями, делая фильм интерактивной игрой. Каждый раз, когда есть какая-то опасность, то сразу начинаешь готовиться к худшему, представляешь что-то нелицеприятное, думаешь: «всё, сейчас начнётся «груз 200». А нет, в фильме отсутствует чернуха. Каждый этот раз, когда твоё сознание вопит о подобном, ничего не случается. Неприятное и шокирующее пробирается лишь в сознание героини, которая уже и сама, как и зритель, ожидает подобного подвоха. В конце концов, наблюдать нам приходится открытый финал, исход которого зависит лишь от самого наблюдавшего и его взглядов. С чернухой и темой мы разобрались, но другой вопрос - интересно ли это смотреть? ------ О чем вообще был этот фильм? ------ Первый вопрос, который возникает после просмотра подобных фильмов, заключается в том, чтобы понять для чего такое снимают. Для чего вообще нужна вся эта мерзкая грязь человеческой сущности и разлагающая вонь упаднического состояния «страны, в которой мы все не живем, потому что нельзя это жизнью назвать?» Какую цель преследуют авторы, снимая подобное, кого они хотят этим задеть или зацепить? Может быть чиновников и власть? Так они, наверняка, такое не смотрят, а если и глянут разок, то только для того чтобы посмеяться над «веселой комедией», как бедные людишки грызут друг друга. Может авторы снимают для нас простых людей или для тех, кто еще живет в остаточных иллюзиях, что наша страна является самой успешной и процветающей в мире? Так я уверен, что уже не осталось практически никого, кто не раскрыл свои глаза на происходящее вокруг. А может этот фильм является провокационным с целью разжечь огонь ярости к собственному правительству и стране, призывая всех на баррикады? Тогда это вопрос к спецслужбам, почему они такое допускают.
Просматривая это долгоиграющее кино, которое длится почти два с половиной часа, невозможно смотреть без гневных упреков и жажды всех порвать. Практически уже с первых минут зритель убеждается, что люди все уроды, менты козлы, работники Почты России конченные мрази, а правозащитные организации - иностранные агенты. И самое главное, что все пьют, гуляют, веселятся и просто выживают. Но ведь и без данного кино понятно, что простой человек, загнанный в определенные обстоятельства, вначале противостоит им, но потом, смирившись с неизбежностью, принимает и приспосабливается. А некоторые, чтобы выжить, находясь в социальном болоте, адаптируется и наводят свои порядки, став уважаемыми авторитетами или большими боссами.
Так и в этом фильме, сюжет которого нам рассказывает о судьбе одинокой женщины. Она своему мужу в тюрьму отправила посылку, но по неизвестной причине получает ее обратно. Не получив вразумительного ответа от госструктур, героиня решает доставить посылку своим усилиями. Она собирает вещи и покидает свой полуразрушенный городок и отправляется в другой неизвестный ей город-тюрьму, где ее ждет незабываемое и, возможно, последнее приключение в ее жизни. Героиня, словно выбирается из своего маленького Ада, но тут же погружается в другой, но уже большой кромешный ужас современной реальности. На пути ей попадаются всевозможные моральные уроды и мерзавцы, алкоголики и конченные гниды. Конечно, в фильме попадались и хорошие герои-одиночки с трогательными монологами, но их слова, звучали, словно последняя исповедь перед смертью.
Я не утверждаю, что ужасная и отвратительная история, показанная в фильме, является ложью или неправдой, но зачем вскрывать гнойные нарывы, кому от этого станет легче и к какому выводу придут зрители? Не надо даже быть придирчивым редактором или требовательным кинокритиком, чтобы после просмотра возник очевидный вопрос: «О чем вообще был фильм?»
Что касается постановки, то тут она абсолютно стандартная для авторского и фестивального кино. Сцены ужасны растянуты, планы статичны, оператор вместе с режиссером старались по возможности все сцены снимать одним кадром. Поэтому ничего нового и сверхоригинального вы здесь не увидите. В итоге все просто, знакомо и довольно вторично. Отдельно хочется задать вопрос авторам, которые в конце фильма уделили внимание на сон героини, который длится практически полчаса с полным бредом и бессмысленностью происходящего.
Конечно, многие встанут на защиту фильма и будут отстаивать моральное право за возможность высказаться и показать правду-матку, включая сквернословие, но лично я против подобного. Кстати, стоит отметить, что данный фильм был номинантом на получение Золотой пальмовой ветки на Каннском кинофестивале, хотя все знают, что там любят подобную жесть. В общем, если вы еще теплитесь иллюзией о счастливой жизни в периферии дальних уголков нашей большой страны, то милости прошу к экранам, а если вы все это знаете сами и не понаслышке, то лучше пропустить и не смотреть этот кошмар. ------ Продолжаем спать... ------ Кино «Кроткая» Сергея Лозницы вновь пополняет ту «коробку» замызганных, блохастых, больных котят, которых вроде как жаль, слёзы выступают, но мало кто решится их приютить и выходить. И под конец, будто не выдерживая всей грязи, Лозница уходит в фарс, представленный в виде сна главной героини, где та как бы оправдывает всех встреченных ей людей на пути в тюрьму к своему незаконно осуждённому мужу, подкрепляя всё это словами по типу «люди не ведают что творят» - те же слова адресовал окровавленный, опозоренный Иисус своему небесному Отцу, и это сравнение как нельзя лучше подходит в данном контексте, учитывая название фильма, ведь многим известно, что Христос был таким же кротким и смеренным.
Питая слабость, собственно, к таким фильмам, не могу не отметить аутентичность России. Выглядит всё очень правдоподобно, со всем этим разлагающимся биомусором, музыки Бутырки на фоне, матом. Это удивительно, на минуточку, Лозница сам по нации украинец, да ещё и эмигрировал в Германию. Однако смотря «Кроткую» видно, как режиссёр с хирургической точностью бьёт в поражённые участки, будто вырывая сцены из настоящего. Сложно назвать «Кроткую» чернухой в традиционном понимании этого слова. Этот «стоматолог» не вырывает поочередно каждый зуб зрителя, он лишь тихонько прищёлкивает леденящими кровь щипцами, при этом ещё ухмыляется, закольцовывая всё памфлетом в виде аллегорической сцены, где люди на вокзале спят, находятся в своём вакууме, так сказать.
Аллегория на российский народ и Россию в целом. Ведь все видят эту несправедливость, эту грязь, жалуются, матерятся, но продолжают спать. Также, не мог ни порадовать сюрприз в виде Лии Ахеджаковы, которая так карикатурно и абсурдно изображает примерно ту же реакцию, что присутствует именно у зрителя на лице. И вот во сей этой непроглядной темноте, по коридору отчаяния и безысходности бродит персонаж Василины Маковцевы оббивая пороги инстанции тюрьмы в надежде на встречу с мужем. Такая же аутентичная роль, как и сам фильм.
Картина, конечно, не уникальна, это всё та же вечная песня «Как же плохо мы живём, вот немного и помрём», но Лозница за два часа рисует не только обыденную Россию, но и портрет личности как таковой. Выдавая ближе к концу свои размышления, при этом не забывая о каждой встречающийся главной героини, личности. И пусть, слово «личность» вписывается здесь с трудом, но всё-таки они люди - говорит режиссёр. Вот и остаётся лишь решение за нами, пройти мимо этой коробки котят, утопить их, или же постараться вылечить, и помним, что «утопить» здесь является самым гуманным из всех предложенных способов.
Метко и уверенно «Кроткая» перешагивает в топ российских фильмов 2017. ------ Раздень надежду ------ Идёшь по улице Гегеля, потом сворачиваешь на Маркса, там, у сгоревшего дома, перекрёсток на Ленина, это где бутылки собирают... Маркса-хуякса, такую страну про*бали пидарасы.
В некотором царстве жила в избе женщина с сухим лицом и глубокими, чёрствыми глазами. Муж у ней в тюрьме сидел-сидел да пропал. Уехала искать.
Новую работу Сергея Лозницы наша пресса упрекает в русофобии, и перед просмотром я был уверен, что речь пойдёт об аннексии Крыма или российских войсках в Донбассе: «Майдан», документалка Лозницы про киевские события 2014 года, обходится без слов - но симпатии автора и так можно понять. В «Кроткой» случаются намёки на войну, но никакой конкретики, ни временной, ни событийной, Лозница себе не позволяет. Разве что страну назвал (устами Лии Ахеджаковой с георгиевской лентой). Российская Федерация - это звучит гордо.
В документальных фильмах Лозница был вынужден обращаться к реальным людям и событиям, так что «Кроткая» выглядит как попытка вырваться из-под гнета имён и дат. Его герои так и говорят: в час Зет гражданка Икс собиралась в город Эн из города Эм. Снятая в Литве российская глубинка выглядит как смесь кинофильма «Борат» и жутких провинциальных новостей с ресурса BreakingMad: заботливый отец везёт детскую коляску - и собирает в неё бутылки, почтенный дед проявляет сочувствие - и тут же угрожает похаркать туберкулёзом. Про то, что это сказка, вы только в конце узнаете, - и окажется, что сказочный финал намного правдоподобнее всего предшествующего действия.
«Кроткая» сделана грубо, местами до одури плохо, - актёры играют неубедительно, подробности российских провинциальных кошмаров переданы фальшиво, как будто Лозница - не наш современник, а гость из будущего, из 2217 года, который о начале нынешнего века знает только по книжкам, да и то не лучшим. Притягательная сила этого кино и заключена в отстранённости, в том, как беззастенчиво автор подменяет жизнь анекдотом, который правдивее жизни. Россия здесь не реальная злодейка, а сказочная. Коллективная Баба-яга, которая не сбила малайзийский «Боинг», а методично уничтожила всякую надежду у людей, оказавшихся на её земле. А раз свои надежды уничтожены - то появляется миссия. Спасать всех, кто живёт вокруг. Вдруг надежда у них всё-таки осталась?
И тут не русофобия страшна, а то, что Лозница может оказаться прав. «Кроткая» идеально сочетается с хлебниковской «Аритмией», их хорошо бы показывать друг за другом. «Аритмия» рассказывает, как воспроизводится насилие в семье и на работе, - рассказывате радостно, с высокомерной романтической ухмылкой. «Кроткая» показывает, как воспроизводить насилие везде. Что, если вся страна и правда превратилась в тюрьму, где дозволено всё, кроме освобождения? Вас будут насиловать исподволь, а если воспротиветесь, изнасилуют в открытую, и все скажут, что вы сами виноваты, потому что надо было молчать; если молчать, тогда легко. «Но ведь я молчала почти всё время», - возразит Кроткая. Но начнёшь говорить - и оказывается, что надежда, пусть и зыбкая, осталась в тебе. Думаешь, ты уникальная? Спасать тебя надо. Грузить в автозак и спасать, спасать без устали.
|
Отзывы о фильме Кроткая