Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: По мотивам одной из самых известных повестей Николая Гоголя «Тарас Бульба». События «Запорожской сечи» отсылают к тяжелому периоду в истории казачества, когда запорожцы поднялись на борьбу с Речью Посполитой. В самом центре политических интриг оказалась семья уважаемого казака Тараса Бульбы, переживающего глубокую личную драму. Его сын Андрий полюбил польскую аристократку и хочет бежать из Сечи. Раздираемый чувством и долгом Тарас объявляет сыну последнюю родительскую волю…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.533 (78571)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 5.8 (2951)
Разделы: Фильм, Боевик, Военный, Драма, Исторический
Год выхода: 2009
Название фильма: Тарас Бульба
Режиссеры: Владимир Бортко
Актерский состав: Сергей Дрейден, Магдалена Мельцаж, Игорь Петренко, Богдан Ступка, Михаил Боярский, Лесь Сердюк, Ада Роговцева, Любомирас Лауцявичюс, Юрий Беляев, Владимир Вдовиченков
Продолжительность фильма: 131 мин. / 02:11
Производство: Украина, Россия, Польша
Студия: АРК-Фильм, Централ Партнершип, Канал Россия
Роли дублировали: Никита Джигурда
Сценарий: Владимир Бортко, Николай Гоголь
Продюсер: Александр Потемкин, Рубен Дишдишян, Антон Златопольский
Оператор: Димитрий Масс
Композитор: Игорь Корнелюк
Художник: Сергей Якутович, Владимир Светозаров, Марина Николаева
Монтаж: Леда Семенова
Слоган: «От любви до ненависти»
Затраты на съемки фильма: $15 700 000
Сборы в мире: $18 874 808
Сборы в России: $17 040 803
Зрители: Россия - 3.8 млн, Украина - 536.2 тыс
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
Премьера в мире: 2 апреля 2009
Премьера в России: 2 апреля 2009, «Централ Партнершип»
Выход в прокат фильма на Blu-Ray: 5 ноября 2009, «CP-Digital»
Выход в прокат фильма на DVD: 28 апреля 2009, «CP-Digital»
Так Русь или все-таки Украйна (или Неудачная попытка заменить национальное конкретное расплывчатым общим). ------ Фильм Бортко посмотрела в первый же день проката, которого еле дожлалась, как только посмотрела трейлер. Мощное выступление Бульбы-Ступки перед товарищами-казаками, лихие сцены битв запорожцев и ляхов, романтическая линия Андрия-Петренко и неопознанной польской паннички, бритая чубатая голова Остапа-Вдовиченкова... И все это - под правильно подобранную музыку, так что кровь закипела в жилах. Эх... Если бы все кино было таким же, как этот ролик. Но нет, не судилося (укр.). ...Скажу прямо: кино мне не понравилось. Я не поленилась просмотреть текст Гоголя, так вот: у него козаки ни разу не употребляют таких непривычных их речи выражений как 'русская земля'. Они прямо говорят: 'Украина'. Ну, или если хотите: 'Украйна'. Но не Русь, не русская земля, ничего такого, как то и дело звучит в фильме Бортко! Не было у него и половины тех 'товарищей', как в диалогах и монологах фильма: там были браты, панове, браты-молодцы, что угодно, но не это.Может, кто-то посчитает, что это мелочь. Кто-то скажет, что не в этом суть. Оно-то может и так, но в фильме о 'величии русского духа' эта абстрактная Русь (с ее то границами!) подменила собой вполне конкретную Украйну. Я понимаю, что съемки финансировал телеканал 'Россия' и по-другому, в принципе, быть не могло. Но для меня Гоголь звучит иначе.В фильме Бортко нет национального колорита. Здесь нет ни одной украинской народной песни. Нет Заророжской Сечи, наводящей страх на поляков, татар, турков и всю неправославную нехристь. Нет чего-то главного - земли (за которую борются, которую любят, как родную мать, за которую с со счастливой улыбкой батального куража отдают свои жизни десятками и тысячами). Бульба-Ступка в фильме говорит на чистом литературном русском языке (и это при том, что у Гоголя, хоть он писал и по русски, козацкий полковник говорит на языке своего края, в его манере, то и дело перемежая свою речь украинскими словами). В общем, фильма о Тарасе Бульбе нет, хотя Богдан Ступка - это, конечно, стопроцентный Бульба, и от этого еще больше жаль такую шикарную утраченную возможность. Все остальное: слабая операторская работа, никакущий монтаж, невпечатляющий саунтдек, провальные батальные сцены (полное неумение снимать битвы, погони, осада крепости и пр., и пр.) - в общем-то уже неважно. Владимир Владимирович Бортко хороший (!) сериальный режиссер, режиссер экранизаций. Но он русский режиссер, хоть и жил 27 лет в Киеве. Поэтому Бульба и козаки для него - Русь. А у Гоголя - все-таки Украина. Не ставлю фильму низкую оценку исключительно из-за актеров, которые тоже читали Гоголя, и сыграли свои роли правильно, невзирая на видиние режиссера. Ступка во всех сценах - это сильно! Андрий-Петренко крупным и средним планом - отлично, верю! Андрий в польских латах на коне, сметающий на пути бывших братьев-товарищей - выше всяких похвал! Остап-Вдовиченков хорош местами, а местами все-таки недостаточно убедителен, не знаю, может, типаж не тот. Понравился жид Янкель, особенно его последний монолог - вот это был тот момент, когда я чуть было не заплакала (сильно и с чувством сыграно!). Да, и очень хороша тихая старая мама-Роговцева, задела за живое, очень задела.Поэтому и только поэтому...5 из 10.Забавно, но лучший фильм на тему польско-украинских (и никак не братских) отношений XVI века снял поляк Ежи Гоффман: его 'Огнем и мечом' - это песня, танец, марш, боевое искусство, это полное ощущение сопричастности с тем, что ты видишь на экране. И при этом каждый народ горд за себя: и поляки, и украинцы выходили из зала с гордо выпрямленной спиной, ощущая в груди что-то похожее на восхищение своими героическими предками. 'Тарас Бульба', конечно, история другая, история трагическая. Но тем выше была ответственность. ------ Наконец-то! ------ Я подозревала, что фильм мне понравится, но чтобы настолько... Это потрясающая картина, наверное, лучший отечественный фильм последних лет. После всех этих псевдоисторических и псевдопатриотических подделок, фальшивых, вторичных, скопированных с Голливуда, фильм Бортко - это как глоток свежего воздуха.Великое произведение Гоголя экранизировано практически дословно, причем сделано это удивительно правдиво и живописно. Игра актеров блестяща, молодцы абсолютно все, образы созданы очень яркие, а Богдан Ступка в роли Тараса - это эталон. Иного Бульбу я уже и не могу представить, думаю, увидел бы его Гоголь - тоже был бы доволен.Фильм очень красив, красивы костюмы, их много, самых разных и авторы посягают на историческую достоверность. Тут уж не знаю, думаю, найдутся ботаники, которые найдут здесь киноляп, но что до меня, то мне очень понравилось. А красота съемок... Бескрайние степи, реки, города.Картина, конечно, трагична, как и повесть Николая Васильевича, но есть в ней и забавные моменты. Особенно я запомнила сцену, как запорожцы писали письмо турецкому султану. Картина Репина ожила на экране... А так одна из самых сильных сцен фильма - казнь Остапа, этот эпизод очень запомнился мне и когда я книжку читала, в фильме же он производит ужасающее впечатление, снято уж слишком натурально. И это вопрошание: 'Батько! Где ты! слышишь ли ты все это?', и ответ Тараса. эта прямая отсылка к Библии, когда увидел - холодок по спине пробежал.Что до содержания, то смысл бессмертного гоголевского произведения авторы передали удивительно верно. Они дали его почувствовать, ощутить на себе. Патриотизм и товарищество... Они в этом фильме настоящие, нет в них ни надуманности, ни глупости. такой фильм не стыдно будет выдвинуть на Оскар.Великолепный фильм. Побольше бы таких! Думаю это лучший подарок Гоголю на его 200 лет!10 из 10 ------ По Гоголю. Вроде бы. ------ Владимир Владимирович Бортко – своеобразный режиссер. Всенародное признание он получил после выхода в 1988 году экранизации запрещенного более шестидесяти лет «Собачьего сердца» - шедевра русской сатирической литературы. После своего черно-белого триумфа он ударился в постановки бандитских сериалов, позже снял очень спорные и неоднозначные две многосерийные экранизации классиков: «Идиота» Федора Михайловича и «Мастера и Маргариту» Михаила Афанасьевича. Фильмы Бортко своеобразны тем, что автор любит практически построчно экранизировать классику, как это было с «Мастером и Маргаритой», «Собачьим сердцем» и «Идиотом». Получается это не всегда приемлемо. Если сатирическое произведение про товарища Шарикова не нужно было трогать никакому сценаристу, ибо все кратко, лаконично, просто просится на экран, мораль выражается в двух-трех предложениях и режиссеру просто не надо добавлять собственные мыслишки, то в двух остальных очень важна такая вещь, как личностное понимание первоисточника. Ведь в той же «Мастере и Маргарите» очень много тем, сюжетных линий и каждый выделяет для себя приоритеты в романе. А без режиссерской позиции экранизация как таковая просто не нужна, лучше книгу прочитать без какого-либо копипаста на экраны, причем не с самыми выдающимися актерами. Поняв ошибки прошлых лет, режиссер решил сделать из классического произведения Николая Васильевича Гоголя сочинение на вольную тему со всеми вытекающими отсюда последствиями. Гимн свободолюбию, силе казацкого духа превратился непонятно во что. Сначала нам показывают эдакую вариацию «Ромео и Джульетты», только парнишка из рода чубастых воинственных казаков, а она не из благородного семейства Капулетти, а из гордых шляхтских родов. Если по Гоголю их чувства были не в центре повествования, то у Бортко эта любовь чуть ли не является движущим флагманом развития сценария, да и выставлено все очень романтично и возвышенно: лобзания до гроба и прочее, прочее, прочее.… Но это еще можно было простить, ладно, всякое бывает, но что начинается после логического завершения предательства Андрия – это, дамы и господа, надо видеть, ибо начинается страшное. Глубокоуважаемый режиссер устраивает псевдопатриотический эпос, один-в-один копирующий суровые исторические фильмы с пафосными речами и кровавыми баталиями. От такой настойчивости начинает потихоньку у любого нормального человека пухнуть мозг… Николай Васильевич не просто в гробу переворачивается, он уже вертится там как курица гриль, а Бортко все не может остановиться, нагоняя все больше и больше пафоса, отрывает руки, ноги, головы казацкие и польские, казаки превращаются в спартанцев, сокрушая орды ляхов в труху, погибают, причем, обязательно от подлейшего удара в спину, в лучших традициях Голливуда перед смертью отправляют на тот свет десятки супостатов и погибают со стандартными речами о любви к русской земле. Да, текст-то гоголевский, но ведь можно было изменить его, потому что книга и фильм – вещи исключительно перпендикулярные, поэтому складывается ощущение, что оригинал читал только Ступка – главный козырь в рукаве у режиссера. Бульба у Богдана получился отменный – сильный волевой мужик, настоящий воин, воплощение борца за независимость, так что все разговоры, мол, Депардье был бы круче, просто забудьте. Ступка шикарен, чего не скажешь о переигрывающем Петренко, инфантильном до безобразия Вдовиченкове и совершенно неестественной барышне по фамилии Мельцаж из маленькой, но гордой Польши, похожая как две капли воды на Андрейченко из «Мэри Поппинс, до свидания». Ну да, не могу промолчать о г-не Боярском, трэшевом персонаже во всех отношениях, который мало того, что предлагает Султану в с..ку его могучую поцеловать, так еще как заправский Том Круз бегает по полю бранному с двумя копьями… И, не могу не отметить крепким словцом совершенно нелепый и напрочь лишенный смысла слоган, с которым рекламировалось сие кино: «От любви до ненависти». Мало того, что казацкой саблей отсекли вторую часть, якобы оставив зрителю самому додумать, какой промежуток между любовью и ненавистью, так еще и ассоциации появляются сразу с ромкомами про вражду расставшейся парочки, слава Богу, что «Тарас Бульба» таковым не является. Вот и гадай дальше, чем классическое гоголевское «Я тебя породил, я тебя убью» не угодило создателям. Не удивлюсь, кстати, если критики начнут громить на всех каналах (ну кроме РТР, естественно) последнее творение Бортко, то прозвучит из его уст стандартная отмашка постсоветских режиссеров: денег не было, времени не было, да и вообще в стране кризис, сейчас очень тяжело приходиться простому российскому постановщику, все плохо, не ругайте меня, заплатили деньги за билет – и на том спасибо, я обязательно исправлюсь, а пока разруха в кинематографе – в стране хорошего кино не будет. Ну а я тогда процитирую профессора Преображенского из лучшего фильма вышеназванного режиссера: «Разруха не в клозетах – разруха в головах». ------ От любви до ненависти один шаг... ------ Итак, осмотрено... Придя с сеанса каких-нибудь пару часов назад, хотелось бы поделиться мнением и восторженным ощущением от увиденного. К 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя решили выпустить в прокат фильм, основанный на произведении, прекрасно всем известном ещё со школьной скамьи 'Тараса Бульбы'. Что же, надо сказать, вполне достойное кино получилось. Недалеко отступая от основной темы произведения, не уходя от общего его содержания, создатели довольно умело вплели в основу сценария своё видение ситуации, некоторые элементы чуть изменив, а что-то и вовсе опустив. В целом же, если проводить параллель между оригинальной повестью, самим произведением и данным твореним кино, то стоит отметить, что лента очень неплохо выглядит в рамках оригинального сюжета и в условиях нынешнего кинематографа.Являясь прекрасным дополнением и чуть ли не идеально рисуя всю обстановку, напряжённую и предвоенную ситуацию, фильм очень явственно и наиболее чётко помогает зрителю постичь, осознать и проникнуться духом этой обстановки, почувствовать себя участником и современником Бульбы, традиций его народа и обычаев в жизни. Стоит также отметить, что очень, ну просто очень даже подошёл к главной роли неотразимый Богдан Ступка, заслуженный актёр и артист СССР. Сыграв довольно убедительно и максимально подходяще для этой серьёзной роли, стоит полагать, актёр в очередной раз доказал всем и себе в частности, что он способен сыграть практически любого персонажа, идеально при этом перевоплотившись и войдя в роль. Аплодисменты, овации и крики 'браво' адресованы помимо нашего героя ещё и двум его сыновьям, а вернее, лицам, их сыгравшим, коими являются известные ныне Владимир Вдовиченков и Игорь Петренко.Вообще, очень динамичный и довольно-таки яркий получился фильм, основан он действительно на сюжете одноименного произведения талантливого русского писателя и классика, и менее всего, - на личных придумках и 'отсебятины' режиссёров, создателей и постановщиков фильма. Казалось бы, не один раз экранизированный, множество раз виденный в театре, этот фильм должен просто надоесть и быть неуместен... Ан-нет! Не тут-то было, интерес народа и каждого человека можно и нужно привлекать. Снимая по-современному мощно и масштабно, переплетая между современными спецэффектами любовь и привязанность к национальному достоянию, ценность классики и важность её знания, - всё это довольно умело и качественно преподносят на обозрение наши создетели, инртигуя, интересуя и завораживая. Не знаю, как другим людям, но я почувствовал непреодолимое желание вновь прочесть порядком забытую, но очень достойную книгу, при всём этом, ощутив настоящую гордость и радость того, что, пусть и согласно гос. заказу, согласно распоряжению Правительства, и снимают такие фильмы, но, что характерно и очень важно, они являются действительно интересными, популярными и очень привлекательными, особенно в последнее время. Вообще, новый 'Тарас Бульба' понравился, даже очень. И именно поэтому хотелось бы привлечь и посоветовать многим, даже вовсе не желающим посмотреть это фильм, экранизацию известной всем повести, всё-таки обратить внимание на данную ленту, и, искренне на то надеюсь, многие с радостью, с личным рвением и вдохновением решатся и пойдут смотреть этот превосходящий все ожидания и вообразимые моменты фильм.Итак, Дорогие друзья! Воздадим же честь и помянем имя одного из величайших и достойнейших людей нашей страны, человека, которым мы по праву должны гордиться и дорожить памятью о нём; вспомним же добрым словом Николая Гоголя и постараемся обязательно посмотреть новую экранизацию старого, но вовсе не увядающего и ничуть, вот уже более 200 лет, не стареющего 'Тараса Бульбы'. Искренне надеюсь, что многие решат уделить хоть чуточку, каплю своего драгоценного и недостающего на полновременное развлечение времени и обязательно, непременно посмотрят этот фильм. Мои же впечатления, восхищение, радость и ликование, гордость и счастье не знают предела и окончания. Всё настолько ярко, привлекательно и затрагивающее до мозга костей, что уже подумываю о повторных просмотрах данной картины. Чего же могу пожелать я зрителю? Скорее всего, смотреть, смотреть и очень радоваться, ибо творение это действительно достойно высоких слов, соответствующей оценки и положительного отношения к себе! Только достойный, только стоящий балл, фильм того заслужил, уж поверьте!.. ------ Развесистая клюква ------ Очень жаль! Владимир Владимирович Бортко не справился с масштабом Гоголевского полотна. Много пошлятины - любовь не высока, патриотизм фальшивый, казаки прям политагитаторы сплошь. В целом казаки в фильме выведены зверьем и отродьем, чего нет, кстати у Гоголя. Вообще Владимир Бортко не в первый раз довольно вольно обходится с первоисточниками. В 'Разведопросе' подробный разбор полетов по его версии 'Собачьего сердца'.Чувствуется претензия догнать 'Огнем и мечом' Ежи Гофмана, но, опять же, не хватило таланта: музыка Корнелюка на несколько голов хуже - много синтезированных звуков, не вяжущихся с описываемой эпохой; батальные сцены также значительно уступают - доспехи, выправка всадников и т.д. Разбрасывание мужиков по пять штук за раз вообще из детских сказок.Вслед за всеми отзывами низкий поклон Сергею Дрейдену и Богдану Ступке - оба гениальны. Сыновья и Панночка неплохи, некоторые типажи из казаков.Напротив, Михаил Боярский не в тему. А 'поляки' - безобразно! Гротескный 'образ врага', подобный фильмам про фашистов.В коллекцию ни в коем случае не оставлю - фильм одноразовый и лучше, чтобы кто посерьёзнее за тему взялся.
Фильм снят по мотивам повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», которая входит в цикл «Миргород». В составе «Миргорода» повесть опубликована в 1835 году, в 1842 вышла её вторая, дополненная и переработанная Гоголем редакция, которая публикуется во всех современных изданиях. ------ Съёмки фильма велись в России (на киностудии «Ленфильм»), в Украине (остров Хортица в Запорожье, Бахчисарай, Каменец-Подольский, Киев, Хотин и др.), в Польше (Варшава); начавшись в феврале 2007 года, они продолжались девять месяцев. Батальные сцены, которых в фильме насчитывается пять, снимались в основном в Каменце-Подольском и Хотине. ------ Одним из консультантов фильма стал голливудский продюсер Ник Пауэлл, работавший над фильмом «Храброе сердце» (Braveheart).
|
Отзывы о фильме Тарас Бульба