Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: В основе этого приключенческого фильма — реальная история. Советский сухогрузный корабль перевозил большой груз опиума для фармакологической промышленности. Современные пираты, охотившиеся за ценным грузом, коварством завладели кораблем и экипажем. Чтобы не осталось свидетелей этого разбойного нападения, пираты попытались уничтожить всю команду корабля. В океанских просторах разыгралась напряженная борьба между горсткой советских моряков и современными разбойниками, не знающими пощады.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.442 (10 433)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.70 (708)
Разделы: Фильм, Боевик, Криминальный, Приключения, Триллер
Год выхода: 1979
Название фильма: Пираты ХХ века
Режиссеры: Борис Дуров
Актерский состав: Дилором Камбарова, Джигангир Шахмурадов, Тадеуш Касьянов, Юрий Кутырев, Наталья Хорохорина, Талгат Нигматулин, Пётр Вельяминов, Рейн Арен, Николай Ерёменко мл., Майя Эглите
Продолжительность фильма: 86 мин. / 01:26
Производство: СССР
Роли дублировали: Алексей Сафонов, Владимир Сошальский
Сценарий: Станислав Говорухин, Борис Дуров
Оператор: Александр Рыбин
Композитор: Евгений Геворгян
Художник: Борис Комяков, Елена Медведева
Монтаж: Римма Цегельницкая
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 12 лет
MPAA-рейтинг: детям до 13 лет просмотр не желателен
Премьера в мире: 14 июля 1980
Выход в прокат фильма на DVD: 17 января 2002, «Ruscico»
9 из 10Годное кино, несмотря на то, что боевик. Ну не интересно мне смотреть на то, как один мордоворот другому даёт в челюсть, не люблю агрессию, не люблю, когда людей бьют. Качество показанного на экране карате (первый раз в советском фильме, кстати, показанного) поэтому оценить не могу. Здесь же мордобития не особо много, отворачиваться от экрана практически не приходилось, и кино можно считать просто приключенческим.
Подкупают в фильме совсем другие вещи. Во-первых, здесь целая коллекция привлекательных мужских персонажей. В каждом из них есть положительные элементы традиционного архетипа мужественности и нет её отрицательных черт. При этом каждый из них сохраняет свою индивидуальность. Выдержанный судовой врач, профессиональный каратист-боцман бывалый Матвеич, мальчишески отважные и азартные Микоша и Стеценко, благородный капитан - мне, как девушке, было приятно смотреть на них). Ну, и, конечно, атлетически сложенный красавец дед-Ерёменко вне конкуренции: и в корабельной механике копаться, и по-английски говорить, и каскадёрские чудеса акробатики выделывать - всё может. Женские персонажи ощутимо слабее, пожалуй, за исключением Маа, хотя и они в плену у пиратов проявили себя вполне достойно.
«Плохие» персонажи в этом фильме, - это абсолютное зло, а не просто абстрактные противники главных героев. Поменять стороны здесь нельзя, нельзя снять аналогичный фильм про пиратов, и переживать за них. Положительные и отрицательные герои выбраны не авторским произволом, как зачастую бывает в очень хороших, даже классических приключенческих вещах. Здесь же добро - это возвращающийся домой теплоход с молодым, отважным, полным жизни экипажем. Очень больно смотреть эту сцену на палубе в начале фильма, зная, что большая часть этих людей погибнет. А зло - это пираты, торгующие наркотой, это Салех, способный предательски перебить людей, «спасших» его и накормивших.
Поэтому вполне допустим и оправдан некоторый пафос фильма, проявляющийся, пожалуй, в мелочах: развевающийся на корабле советский флаг, русский моряк Стеценко, насвистывающий «Солнечный круг». И грустная одинокая фигурка Маа на берегу, глядящая вслед уплывающему вельботу... ------ «Кто-кто! Стеценко Игорь Михайлович!..» ------ Шикарное кино. И, что особенно приятно, наше, родное, советское. При том, что никакой тебе идеологии, партбилетов и прочей чепухи. Красота!
Сколько ни смотрю - ни единой претензии нет к картине. Если герой, то герой. Как он женщин из затопленной части корабля вытащил! Мне этот фрагмент с детства покоя не дает - настолько впечатлил. А в одиночку пиратское судно на скалы бросить, когда ясно стало, что иного, кроме как «Серёжа...», пути нет?! Ну, что тут говорить. Настоящий моряк. И рукопашный бой тебе, и владение оружием, и радиосвязь, и иностранные языки. Предел мечтаний, не иначе. А уж если еще и такой актер!.. По-моему, тут без вариантов.
А злодей! Не просто какой-то там карикатурный образ или откровенно картонный персонаж. Черта с два! Одна характеристика чего стоит: «явные садистские наклонности». А сыграно как! «Хочешь чего-то добиться - убей свои чувства!» С наглядной демонстрацией. Или: «Я не люблю шуток, мастер». Как в лице меняется человек! О таких «мелочах», как отработанные на совесть сцены драк, я даже не говорю. По-моему, замечательная работа.
В то же время нельзя ведь сказать, что в фильме только два героя, а все остальные - массовка. А капитан, а «Стеценко Игорь Михайлович, пятьдесят девятого года рождения, русский моряк» (мой любимый момент!), а боцман! Наоборот, по-моему, ни одного дежурного персонажа. Ответственный подход.
Съемки. Что надводные, что подводные - какие ни возьми. Любо-дорого! Ну, серьезно, глаз радуется. Если это захват судна, то никаких тебе условностей - всё живьем. Уважаешь зрителя - зритель уважает тебя. Всё просто.
Музыка. Тут коротко. Звучит где-то мелодия, и ты точно знаешь, из какого она фильма. Значит, запомнилась. Значит, к месту была. Так оно и есть. Выходит, и по этой части сработано на совесть.
Да, в конце концов, элементарно интересно же! Понятно, что тридцать лет назад вообще не сравнить ни с чем - отсюда и первое место в прокате - но ведь и сейчас на ура идет, не устарел ни чуточки.
Нет, определенно, это классное кино. И оценка тут, что называется, не вызывает никаких сомнений ------ Мы раз-бобо-разбойники! ------ Можете меня минусовать, но я решил немного пройтись по известнейшим «Пиратам XX в.». Обозначить некоторые, хм, странности, не умаляющие, конечно, значимости фильма как первого отечественного боевика. (Действительно: до того снимали только «вестерны» и «истерны», да и то - те и другие нарочито делались во многом комичными, - кто станет отрицать комедийность эпизодов с «мёртвыми с косами» или с выпадающим из окна «подпоручиком»? - но здесь нигде не до смеху, и кровь течёт, что называется, в беспрецедентных количествах.) Но пусть на этом великом сайте, в не слишком, как я вижу, популярной ветке, наряду с донельзя восторженными панегириками редких в наше пресыщенное время фанатов этого старого фильма, будет и конструктивная критика.
Итак, самая большая недоработка нашего первого (и во многом потому - фантастически популярного) боевичка - это, конечно, полный разброд и шатание в интернациональной составляющей. Картина то срывается на английский язык с закадровым переводом (закупка контейнера с опиумом, первый разговор с поднятым на борт Салехом), то переходит все границы логики в идиллическом взаимном понимании всех персонажей (чего стоит хотя бы беседа с островитянкой, что даже считать умеет только на пальцах, но почему-то без проблем болтает с русскими моряками, которые никто даже по-английски, кроме отдельных членов команды, - ни бельмеса, судя по началу фильма), то вкрапляет никому не нужные моменты национального колорита (подонки пираты родом явно с богом забытых задворок «третьего мира» наслаждаются англоязычным хитом «Баккары» и даже «Битлами» - ха, они бы ещё Жанетт послушали, а что, тоже ведь была популярна в 70-х; латышка с нашего незадачливого корабля выдаёт своё присутствие, вздумав вслух помолиться на родном языке в горячечном бреду). В целом создаётся впечатление, будто все герои фильма действуют в каком-то «альтернативном XX в.», где всего несколько лет назад ещё существовала Вавилонская башня, так что никто не успел забыть «всеобщего языка», на который люди и переходят то и дело, хотя иногда «вспоминают», что вроде как у каждой нации есть свой собственный язык. (Может, какой татарин, узбек или украинец, читая этот мой опус, узнает себя: ох много среди вас, уважаемые носители русского языка как второго разговорного, любителей даже в разговорах в вашей среде чередовать русский язык с вашими национальными, абзац такой - абзац другой - и снова такой!)
Далее - небрежность в подходе к географии реальности фильма. Зачем указывать координаты, если там очевидная ошибка километров на 200? Остров Яп, что в составе Микронезии, явно является местом действия этого фильма, но сценарист не должен тогда вкладывать в уста персонажей озвучивания бессмысленного местоположения - в открытом океане, к югу от реального острова! Сам остров. Его жители. Да курам на смех, что греха таить! Конечно, это сейчас хорошо: в любой момент взял, почитал в «Википедии», что там да как. Но ведь и перед работой над сценарием можно было пойти в любую научную библиотеку - там улыбчивые интеллигентные тёти помогли бы Говорухину подобрать популярную литературу и про то, что Яп, хоть и вулканический остров, но без гейзеров (небольшие гейзеры есть на островах Бисмарка, например на Новой Британии, вот и переносили бы действие туда да верно бы указали координаты, это сравнительно не далеко от Япа, кстати! - цены бы не было!), и про внешность тамошних островитян (которые явно не похожи на ту сравнительно цивилизованную ловчиху жемчуга, сыгранную симпатичной узбечкой; жители острова Яп - на самом деле плотные коротышки с тёмной кожей, если предположить местом действия гейзерный скалистый остров Новая Британия, то там и вовсе живут натуральные чёрные папуасы, а по-хорошему - уж коли у вас смелая благообразная женщина ныряет за жемчугом и прекрасно мечет нож, то делали бы местом действия Японию и не мучилась бы!) Итак, всё это Говорухин мог учесть (даже если сам считал себя слишком крутым, чтоб ходить по библиотекам, - ну, попросил бы кого-нибудь!), но не счёл нужным, а потому фильм вышел ничуть не меньшей сказочкой про белого бычка, чем «Земля Санникова» или «Инженер Гарин». (Хотя всё это позиционировалось в нашей развитой социалистической стране как сама серьёзность, научная фантастика и всё такое, а баснословного неправдоподобия - как на нарисованных на компьютере Пандоре или Татуине, но американцы хотя бы честно говорят, что снимают белиберду на потеху публике). Единственное интересное решение, хорошо согласующееся с реальным положением дел, - это использование заградительных мин. В той части Тихого океана, и верно, можно было в 70-х гг. грозить соперникам настороженными минами, оставшихся со времён II Мировой войны, когда США и Япония рвали друг у друга Океанию, превращая райские острова в сущий ад...
Ещё бросает тень на фильм определённая неполиткорректность в изображении моряков двух противоборствующих сторон. Напрасно многие тут думают, что картина почти полностью лишена идеологии и пропаганды. Это было время Холодной войны; как раз в момент выхода фильма началась советская военная операция в Афганистане - не забывайте об этом. И вот в «Пиратах» мы любуемся чисто выбритыми русскими мужиками, мужественно побеждающих не числом, а умением отвратительный сброд бородатых и узкоглазых мразей, бряцающих капиталистическим огнестрельным оружием и владеющих приёмчиками капиталистического карате. Единственную дань уважения отдали пиратскому капитану (пожалуй, более харизматичный и, не побоюсь этого слова, культурный капитан во главе морских негодяев сыгран только Олегом Борисовым - Долговязый Джон Сильвер из «Острова Сокровищ»»; незабвенна и роль Томми Ли Джонса). Считаю, нельзя признать разрывом догматических шаблонов фильм, где против овеянных героическим ореолом советских моряков действуют то южнокитайский беглый зэк, то немецкий наёмник, то и просто скверный насильник с библейским именем Ной. Про командира разбойничьей команды прямо ничего не говорится, но, очевидно, это представитель США. Как раз шаблон на шаблоне сидит, шаблоном погоняет. Модель биполярного мира в фокусе двух крупных кораблей и одного небольшого катера.
Итак, фильм - дитя своего времени. Фильм - наш ответ на стремительно набиравший тогда обороты мировой жанр «сплошного экшна». Фильм-драка, фильм-кровь. Абордаж, суда переходят из рук в руки. Обмен заложниками и даже - слыханное ли дело?! - пытки женщины при допросе! Но, безусловно, успех и значимое явление в нашей культурной истории. Классика, не знать и не уважать которую - стыдно. Хотя бы как память о Николае Ерёменко и Талгате Нигматулине - актёров недоброго жанра, рано ушедших из жизни, в т. ч. и по причинам вращения в не самых приличных кругах. Эти люди не играли - они жили своими персонажами. Такими же лихими парнями, как сами. Сердце России всегда полнилось именно такими парнями, аминь. ------ Мы раз-бобо-разбойники! ------ Один из самых любимых фильмов моего детства, потом юности, а теперь - просто уже неотъемлемая часть моего «личного фильмофонда». Лежит дома на диске, периодически пересматривается, и каждый раз я ловлю себя на мысли, что фильм совершенно не надоедает. С фильмами детства зачастую бывает так, что по прошествии лет их восприятие меняется, не в том смысле, что фильмы нравятся меньше, а просто начинаешь замечать какие-то моменты, «ляпы» и прочее. В конце-концов, меняется жизнь, время, люди, совершенствуются технологии... И вроде бы трюки уже не трюки, и сами фильмы кажутся уже не такими, как раньше...
Но есть такая категория фильмов, которые, что называется, на все времена... Здесь уже упомянули и «Экипаж» и «Москва слезам не верит». Я бы от себя добавила еще «Карнавал» с И. Муравьевой. Ну и конечно «Пираты...» Я не знаю, в чем магия таких фильмов, то ли темы они затрагивают вечные, то ли их создавали гениальные режиссеры, то ли актеры в них играли настолько талантливые, что в реалистичности происходящего на экране не приходилось и сомневаться.
В любом случае такие фильмы становятся шедеврами, а со временем классикой.
«Пиратов ХХ века» зачастую сравнивают с голливудскими боевиками, но я в данном случае буду патриотом своей страны и скажу, что «Пиратов...» с Голливудом я бы и сравнивать не стала. Скажу больше: ни один зарубежный боевик у меня не вызывал столько эмоций и такую глубокую симпатию как наши «Пираты»...
Не цепляют меня иностранные боевики. Слишком уж все там надуманно... Если драки - то в пух и прах, если катастрофа - то полный армагеддон, если герой - то Супермен, не меньше...
В этом фильме все как-то больше похоже на правду. В нем разумно сбалансированы добро и зло, героизм и трусость, сила и слабость людей, наличие трюков и драки, и может поэтому все выглядит реалистично. Его герои по сути - обычные люди, которые противостоят злу своею ловкостью, умом, своим стремлением к победе над ним пусть даже ценою собственной жизни. Среди них есть и бесстрашные и менее храбрые, но при этом все они явно не трусы и в обычной жизни, уверена, в любую минуту подставят плечо. И главный герой в лице потрясающего Николая Еременко выглядит совершенно естественно, не супермен, а просто настоящий мужчина.
Бандиты тоже не похожи на голливудских супернегодяев - персонажи не вымылены до крайностей, а представлены так же как обычные люди.
Все поступки тех и других последовательны и объяснимы. Не создается ощущения надуманности сюжета, неоправданной жестокости, неестественного поведения. И даже если и есть какие-то огрехи и ляпы, их просто не замечаешь, потому что весь фильм сидишь и искренне переживаешь за главных героев. В десятый, сотый раз смотришь фильм - и все равно переживаешь.
Мой вывод - хорошему кино не нужно обилие спецэффектов (ну разве что в меру). Хорошая режиссура, полная самоотдача всех актеров и замечательная музыка - и картина смотрится на одном дыхании... ------ Мы раз-бобо-разбойники! ------ В современных картинах очень тяжело обнаружить таких персонажей, как моряки советского судна, которые по сюжету оказались на пути морских пиратов. Людей со стойкими моральными принципами, способных на настоящие мужские поступки сейчас не модно хвалить. О них просто забыли. В фильме же показаны мужчины, которые понимают значение таких слов как долг и честь, высмеянных и втоптанных ботами наших продюсеров в пыль. Для подавляющего большинства современной молодежи они уже не представляют ни малейшей ценности. Напротив, они скорее унизительны. И если теперешние популярные персонажи и сражаются со злом, то исключительно для того, чтобы надрать ему зад и потрясти мускулами.
Так вот, насколько противно уже бывает лицезреть на экране бесхребетные, смазливые рожи из бесконечных мелодрам и боевичков, настолько мне приятно вернуться к старым-добрым «Пиратам...».
Надо сказать, что в моей столь восторженной оценке велика роль и того факта, что главную роль в фильме исполнил Петр Вельяминов. Один из любимейших моих советских актеров. Ну кому еще по силам сыграть такого запоминающегося положительного героя - капитана судна? Таких людей единицы. Определенно стоит посмотреть картину, чтобы услышать из его уст фразу: «Выбор всегда есть - например, умереть с честью...'.
В общем, это интересный фильм, старая советская школа, заслуживающая зрительской любви и уважения.
После первого закрытого показа в ЦК ВЛКСМ фильм обругали и почти отправили «на полку», но один из сотрудников Особого отдела Госкино СССР (где занимались обслуживанием культурного досуга членов Политбюро и прочих партийных деятелей) послал копию фильма на дачу к тогдашнему Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Генсек пришел в неописуемые восторг от увиденного, и широкий прокат не заставил себя долго ждать. ------ Утренние сеансы в будние дни часто приходилось отменять - школьники целыми классами сбегали с уроков на просмотр «Пиратов». ------ Режиссер фильма сначала отказался утвердить Николая Еременко на главную роль, но после того как Николай продемонстрировал свою физподготовку, сделав впечатляющее сальто и показав хорошо развитую мускулатуру, актер сразу же был утвержден на роль. ------ Во время съемок Еременко активно занимался с тренером по карате. ------ В одном из эпизодов фильма (прыжок со скалы на крышу теплохода), актер прыгал в воду рядом с бортом корабля. Во время всплытия Николай Еременко чуть не попал под работающие винты корабля, который проходил прямо над ним. Актеру чудом удалось отплыть на безопасное расстояние от винтов. ------ В советском прокате фильм посмотрели 90 млн. зрителей. ------ У Николая Еременко в начале 90-х годов была идея снять сиквел «Пиратов», но тогда, во времена глубокого кризиса отечественного кинематографа, не нашлось достойного финансирования картины. Второй раз к этой идее Еременко вернулся в 1998 году, но тогда помешал внезапно начавшийся экономический кризис в России... ------ Фильм снят на основе реальных событий. ------ Занимает по посещаемости 1-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. ------ В роли теплохода «Нежин» в фильме снимался теплоход «Фатеж»; пиратского судна «Mercury» - теплоход «Адмирал Лунин». Оба судна принадлежали к Азовскому морскому пароходству.
|
Отзывы о фильме Пираты ХХ века