Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Главный герой фильма - молодой человек по имени Эндрю, который мечтает стать великим. Казалось бы, вот-вот его мечта осуществится. Юношу замечает настоящий гений, дирижер лучшего в стране оркестра. Желание Эндрю добиться успеха быстро становится одержимостью, а безжалостный наставник продолжает подталкивать его все дальше и дальше — за пределы человеческих возможностей. Кто выйдет победителем из этой схватки?
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 8.206 (115 576)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 8.50 (432 006)
Разделы: Фильм, Драма, Музыкальный
Год выхода: 2014
Название фильма: Одержимость
Иностранное название ленты: Whiplash
Режиссеры: Дэмьен Шазелл
Актерский состав: Майлз Теллер, Мелисса Бенойст, Нат Лэнг, Дэймон Гаптон, Макс Кэш, Остин Стоуэлл, Дж.К. Симмонс, Пол Райзер, Крис Малки, Сюанн Споук
Продолжительность фильма: 106 мин. / 01:46
Производство: США
Студия: Blumhouse Productions, Bold Films, Right of Way Films
Сценарий: Дэмьен Шазелл
Продюсер: Дэвид Ланкастер, Джейсон Блум, Хелен Эстабрук
Оператор: Шэрон Мейр
Композитор: Джастин Гурвич
Художник: Лиза Норсиа, Хантер Браун, Мелани Джонс
Монтаж: Том Кросс
Слоган: «The road to greatness can take you to the edge»
Затраты на съемки фильма: $3 300 000
Сборы в США: $13 092 000
Сборы в мире: + $35 890 041 = $48 982 041
Сборы в России: $189 987
Возрастное ограничение: Зрителям достигшим 16 лет
MPAA-рейтинг: Лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
Премьера в мире: 16 января 2014
Премьера в России: 23 октября 2014, «Премиум Фильм»
Выход в прокат фильма на DVD: 26 февраля 2015, «CP Дистрибуция»
Аргумент: Высокие оценки кинокритиков, включен журналистами в десятку лучших фильмов года
Ключевые слова: драма, музыкальный
Рецензия на фильм «Одержимость» ------ Как создать или выявить гениальную личность? Таков основной вопрос, на который пытается ответить американский режиссёр и сценарист Дэмьен Шазел в музыкальной психологической драме «Whiplash» (букв. кнут, хлыст), вышедшей в России под названием «Одержимость». История начинается с момента, когда Эндрю Нимана – молодого барабанщика, мечтающего стать великим музыкантом, первокурсника престижной консерватории – замечает и берет к себе в джазовый оркестр известный педагог и дирижер Теренс Флетчер. По сюжету фильма это был один из лучших джазовых оркестров в стране, и для молодого музыканта попасть туда означало обеспечить себе успешную музыкальную карьеру. Придя на первую репетицию, Эндрю сталкивается с методикой преподавания, которую практиковал Флетчер. Она заключалась в создании в коллективе атмосферы страха и всеобщей конкуренции. В оркестре царит настоящая армейская дисциплина. При появлении Флетчера все члены коллектива встают и, потупив взор, ожидают команды, будто осужденные своего приговора. Не мудрено, ведь деспотичный Флетчер выгоняет любого за фальшиво сыгранную ноту, при этом ругается как сапожник и швыряет в музыкантов стулья. В фильме великолепно показана жесточайшая конкуренция, царящая среди музыкантов. Ради карьеры и успеха они готовы не только вкалывать до полного изнеможения, терпя издевательства руководителя, но и, как это принято называть, «идти по головам». Здесь и речи не может быть о товариществе, взаимовыручке. Каждый одержим только личными эгоистическими побуждениями, вызванными страхом проиграть в конкурентной борьбе и остаться на обочине жизни. Фильм отчетливо демонстрирует отношение к талантам в народных массах при капитализме. Самым главным механизмом создания выдающихся представителей спорта, искусства и прочих сфер деятельности является социальный отбор. Методики обучения направлены на то, чтобы выжимать из людей последние силы, изнурять их. Человек устойчивый, с хорошими задатками, выдержит это. По крайней мере, последствия таких варварских методов обучения не дадут о себе знать в тот же момент. Но человек менее одаренный, менее способный не выдержит такого темпа и быстро завершит обучение, вместе с тем теряя всякие шансы реализовать творческую карьеру. Случается, что из-за изнурительного обучения люди остаются калеками (это особенно актуально в спорте). Несколько гениев-везунчиков будут блистать своими односторонними умениями на публике, в то время как сотни покалеченных судеб навсегда останутся за «кулисами» буржуазной кузницы талантов. Такова цена успехов гениальных творческих деятелей при капитализме. Очевидно, что при современном нам общественном строе не стоит цели развить задатки у представителей широких народных масс. Способности большинства людей не так велики, чтобы их можно было развить до уровня высшей гениальности. Значит, эти люди будут неинтересны, с них нельзя будет получить прибыль, поэтому их развитие в интересы капитала не входит. Шазел в своем фильме, возможно сам того не желая, показывает слепок современного ему общества. Взаимоотношения в этом музыкальном коллективе являются отражением господства частной собственности и рыночной конкуренции при капитализме. Они и не могут быть другими. Наемный работник в этой системе обречен продавать свою рабочую силу, при этом конкурируя с себе подобными. И здесь английское название фильма является более подходящим и отражающим суть: «Whiplash» можно перевести как «работа из-под палки». Если раньше рабов, избивая палками, заставляли выполнять любую прихоть хозяина, то теперь рабы в лице наемных работников сами исполнят любую прихоть работодателя, лишь бы получить необходимые для выживания блага. Вы скажете, что я утрирую, что вы не чувствуете на себе это ярмо, однако завтра, зайдя в магазины и увидев, что цены взлетели до небес, вы поскребете в кармане и очень скоро будете готовы на все, чтобы прокормить свою семью. Мотив музыкантов, играющих в оркестре Флетчера и терпящих его издевательства был идентичен вышеописанному. Их цель – несмотря ни на что победить в конкуренции, сохранив свое место в знаменитом оркестре, чтобы в будущем обеспечить свое безбедное существование. В беседе с Эндрю Флетчер раскрывает мотивы своих поступков: он был одержим идеей дать миру «нового Луи Армстронга, нового Чарли Паркера». Ставя музыкантов в экстремальные условия жесточайшей конкурентной борьбы, он хотел заставить их преодолеть «предел ожидаемого». В итоге, чтобы найти того единственного гениального музыканта, он загубил жизни многим другим, которые в иных условиях и при иных подходах могли бы достичь высокого исполнительского уровня. Что касается главного героя, то он, движимый своими честолюбивыми помыслами, смог-таки преодолеть этот «предел» и достичь гениальности в понимании автора фильма. Однако, что это за гениальность? Шазел понимает ее в очень узком смысле, как чрезвычайно высокий уровень исполнительского мастерства (в нашем случае барабанщика). Эндрю все свои лучшие годы потратил исключительно на совершенствование своих навыков, упражняясь сутками напролет, полностью отказавшись от личной жизни. Безусловно, в результате этого огромного труда он в совершенстве освоил технические приемы игры, но что стало с его личностью?! Отдав все время барабанам, он не развивался в других направлениях. Он напоминает мне английского рабочего 19 в., о котором писал Энгельс в своей книге «Положение рабочего класса в Англии». Монотонный, однообразный труд совершенствовал у него одну часть тела, отвечающую за совершение необходимых операций, при этом полностью уродуя человека. Эндрю, как и большинство из нас, не смог осознать главного: ценой возвышения стало не только его неполноценное развитие, но и жизни других людей! В условиях тотальной конкуренции успех одного значит неудачу многих других. Корень проблемы уходит в глубинные, базисные основы капиталистического общества. Производство материальных благ, основанное на эксплуатации, частной собственности и товарно-денежных отношениях, толкает людей к конкурентной модели поведения. Если не ты, то тебя – вот лейтмотив современной эпохи. Только коллектив, основанный на товариществе, где каждый участник думает не о своих интересах и амбициях, а о благе всего коллектива в целом, способен реализовать потенциал каждого. Здесь действует другой принцип: индивидуальное развитие личности напрямую зависит от развития всех членов коллектива. Однако чтобы такая система была реализована, необходима кардинальная перестройка всех общественных отношений, которая возможна только при уничтожении эксплуатации, частной собственности и товарно-денежных отношений. ------ Одержимость ------ Меньше месяца и вот, пожалуйста - снят один из сильнейших и насыщенных фильмов за последнюю декаду столетия. Если ты хочешь место - заслужи! Ах, как не хочется повторяться, а законы жизни остаются неизменными. Если ты чего-то хочешь, то должен быть готов выжать из себя все силы, довести себя до состояния полного изнеможения и это при том, что есть ещё и независящие от тебя обстоятельства, избежать которых не представляется возможным, потому приходится с этим бороться. В данной картине, где главный герой намерен преодолеть границы ожидания, мы наблюдаем, как он также переходит границу между сильным желанием достичь своей цели и одержимостью. Купаясь в собственном поту, крови, слезах, он постепенно отходит от рутинной жизни, от семьи и простых радостей, живя лишь ради собственного призвания, в котором он уверен, в котором он себя чувствует. Некоторые люди так и проводят свою жизнь, всё мечась со стороны в сторону в поисках смысла жизни, а вот Эндрю повезло отыскать себя и своё призвание, дело всей своей жизни. Интерес к наблюдению за увлеченным персонажем с его неистовым желанием увеличивается в геометрической прогрессии на протяжении всего просмотра. В фильме можно провести параллель и заметить сходство между Эндрю и Флетчером, который тоже поставил перед собою цель и так же уверенно к ней шел, и здесь они с Эндрю помогли друг другу. Если Флетчер, на первый взгляд, жестокий и бессердечный, изо всех сил пытался найти 'нового Чарли Паркера' и заставить музыкантов 'преодолеть пределы ожидаемого', то Эндрю был именно тем музыкантом, желание которого совпадало с желанием Флетчера - он намеревался достичь своей цели, был готов к самым высоким требованиям и так же желал переступить предел, даже если это значило переступить через себя и семью, и вообще, каких бы усилий ему это не стоило. Удивительное дело, какой неизмеримой силой обладает желание, как оно способно всецело овладеть человеком и руководить им. Сквозь границы возможного и сквозь пределы ожидаемого мы пробиваемся вместе с главным героем, который становится примером того, как человек 'сможет', если действительно загорится -тогда желание будет не только исходить изнутри, а будет прорываться, проталкивать физическое тело и побуждать действовать. Ни Флетчеру, ни Эндрю не стыдно за попытки, так как их старания приносят сочные плоды и долгожданное удовлетворение. Фильм 'Одержимость' обладает великой мотивирующей силой, после просмотра так и хочется показать миру себя, совершать попытки и ни о чём не жалеть, идти до конца и не думать о том, где сама конечная точка. Я считаю, что режиссер не просто выполнил поставленную себе самому задачу, а ровным счетом, как и его персонаж Эндрю, преодолел пределы ожидаемого, и потому заслужил высшей похвалы и высшей оценки, сняв это кино! ------ Я хочу найти своего Чарли Паркера ------ «Удар, ритм, скорость, такт – бам-бам-бам-бам-бам, еще быстрее и быстрее, нужно стать еще быстрее, я должен быть лучшим, я должен вырваться из своих оков и преодолеть свой предел. Ничто и никто меня не остановит - ни любовь, ни боль, ни узы дружбы. Я стану великим и меня признают…» Именно эти мысли звучат в голове молодого музыканта, когда он раз за разом отстукивает ритм, раз за разом стирает руки в кровь, пытаясь заслужить признание и уважение среди членов ансамбля, зрителей и, наконец, перед человеком, который убежден, что совершенству нет предела, что слово «молодец» - это худшее, что может сказать учитель своему ученику. И каждый раз, когда девятнадцатилетний Эндрю начинает убеждаться, что он действительно лучший, что он особенный и его выбрали, и на его лице начинает появляться победоносная ухмылка, все это рушится в один момент, одной фразой или движением его ментора. Фактически, весь фильм это театр двоих актеров – все остальное лишь тусклые декорации, на которые не обращаешь никакого внимания. Любые ответвления и побочные сюжеты служат только для того, чтобы подпитывать основной сюжет, показать, на что готовы персонажи ради своих достижений. Смотря на Джонатана Симонса, видно, что он также «одержим» (и тут наши прокатчики не промахнулись с переводом) поиском идеала, отсеивая все ненужное и бесполезное. От его саркастичных выпадов в сторону студентов, начинаешь нервно смеяться, ставя своеобразный психологический барьер и боясь предположить, как далеко он готов зайти, ради своей цели. ------ Жестокая гармония видео и звука ------ 'Одержимость', что ясно из названия, несёт в себе серьёзный посыл. На моей памяти ещё не было музыкального фильма, который бы так показывал человеческие взаимоотношения. Интересными актёрами привнесена насыщенная драма, она сырая по своей природе, но в то же время обладает шикарной ритмичностью. Это своего рода микс кинематографа близкого к реальной жизни и гениально поставленного музыкального сопровождения. Аудитория просто не может устоять перед тем, чтобы не впасть в это приятное опьянение музыкой. Два центральных актёра втянуты в довольно странное взаимодействие и оба отыгрывают на самом высоком уровне. Майлз Теллер в роли молодого амбициозного барабанщика с агрессивным состоянием нерешительности. Дж. К. Симмонс - наставник с антагонистическим характером, зачастую предстающий в образе манипулятивного противника. Его крики и язык тела предельно убедительны, временами даже раздражающие в самом хорошем отношении. Работа оператора тщательно показывает поток происходящего, в основном крупным планом, панорамируя или медленно приближая камеру, позволяя зрителю почувствовать себя частью художественного оформления. Однако, когда ударяет музыка, лента переходит на более высокие обороты. Переключаясь назад и вперёд между барабанной перкуссией, утончённой мимикой протагониста, его кровью и потом. Монтаж фильма бесспорно уникален, каждый кадр мастерски отснят и вставлен в самое нужное место. На фоне энергичного подъёма звука инструментов, картина доказывает свою неизбежно захватывающую мощь. 'Одержимость' это настоящий монстр кинематографа. Огромное внимание к деталям. Бурное, грубое и порывистое, но пленяющее своим стилем кино. ------ Главныей герой - музыка ------ Не имея музыкального образования и таланта, на удивление с большим удовольствием посмотрела этот фильм. Уважаю джаз, но не очень люблю соло на ударных, что вовсе не помешало наслаждаться картиной повествования. Смотрела на одном дыхании, увлеченная замечательной игрой актеров и сюжетными поворотами. В основе сюжета - стремление к мечте и битва личностей. Но мне больше понравилась линия отношений с отцом, который как ангел-хранитель поддерживает выбор своего сына. Впечатлила сцена семейного обеда с представлением жизненных достижений. А еще почему-то вспомнился фильм 'Парфюмер', где главный герой живет ароматами и запахами; в 'Одержимости' главный герой живет музыкой - идя по улице из множества звуков он слышит только ударные уличного музыканта... Еще заметила, что замирала, когда руководитель оркестра Флетчер взмахивал рукой и делал паузу... Отрицательным моментом стало постоянное опаздывание героя (можно завести и пять будильников), хотя гении могут позволить себе слабости. Итог. Замечательная игра актеров, хороший сюжет, отличная операторская работа. Однозначно, смотреть стоит.
Дэйн ДеХаан отказался от роли Эндрю. ------ Режиссер и сценарист фильма Дэмьен Шазелл никак не мог получить финансирование для фильма, поэтому он сделал из него короткометражку, которую представил на кинофестивале «Сандэнс» в 2013 году. Вскоре после успешного выступления на фестивале Шазелл нашел необходимые средства. ------ Во время съемок сцен интенсивных репетиций режиссер специально не останавливал процесс, чтобы Майлз Теллер барабанил до изнеможения. ------ Майлз Теллер, который играет на барабанах с 15 лет, в процессе съемок стер себе руки до волдырей. В результате палочки, которыми он играл, и сама барабанная установка были испачканы его кровью. ------ Фильм был снят за 24 дня. ------ Несмотря на свой опыт игры на барабанах, Майлз Теллер брал дополнительные уроки. Три дня в неделю по четыре часа он занимался, чтобы подготовиться к съемкам фильма. ------ Фильм отчасти основан на личном опыте Дэмьена Шазелла. Когда он учился в старшей школе, то играл в оркестре и, по словам Шазелла, боялся своего преподавателя. ------ Во время съемок сцены, когда Дж. К. Симмонс дает пощечину Майлзу Теллеру, было сделано несколько дублей, в которых Симмонс только изображал, что бьет Теллера, но на самом деле не бил. А во время последнего дубля актеры решили сделать все по-настоящему. В итоге этот дубль и вошел в финальную версию фильма. ------ Дж. К. Симмонс получил травму (два треснувших ребра), когда Майлз Теллер схватил его во время съемок одной сцены.
В самом начале фильма, когда Энди репетирует, Флетчер его прослушивает, но, разочаровавшись, покидает аудиторию. Чтобы потом вернуться за пиджаком, который отсутствует в предыдущем кадре на вешалке. ------ В начале, когда камера приближается к герою, двери в проходе полностью открыты, а потом - когда туда входит Флетчер, одна из них закрыта.
|
Отзывы о фильме Одержимость