Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Смотрительница находит на территории реликтового леса мужчину с сыном, ведущих дикий образ жизни. У них своя религия и мистические взаимоотношения с природой. После того как на их жилище нападает непонятное существо, девушка узнает, что в лесу обитает нечто очень древнее и сильное.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 5.461 (694)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 5.5 (3559)
Разделы: Фильм, Ужасы, Фэнтези
Год выхода: 2020
Название фильма: Гайя: Месть богов
Иностранное название ленты: Gaia
Режиссеры: Яко Баувер
Актерский состав: Карел Нель, Энтони Осейеми, Моник Рокман, Алекс ван Дайк
Продолжительность фильма: 96 мин. / 01:36
Производство: ЮАР
Роли дублировали: Дмитрий Поляновский, Варвара Чабан, Михаил Тихонов
Сценарий: Тертиус Капп
Продюсер: Тертиус Капп, Яко Баувер, Йорри ван дер Вальт
Оператор: Йорри ван дер Вальт
Композитор: Пьер-Анри Викомб
Художник: Рокко Пул, Маричен Вослу
Монтаж: Леон Виссер
Слоган: «Пока не останется последняя из нас»
Сборы в США: $17 530
Сборы в мире: + $14 502 = $32 032
Сборы в России: $14 819
Зрители: Россия - 3.8 тыс
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: R
Премьера в мире: 16 марта 2021
Премьера в России: 28 октября 2021, «Планета Информ»
Эко-драма с далекого континента ------ Начавшись как добротный и весьма свежий по сюжету хоррор, фильм родом из ЮАР режиссера Якоба Бауэра выгодно отличается от современного Голливуда и незатасканными на экране лицами, и неожиданными ракурсами съемки, которые порой заставляют удивиться, добавив избитое «А что, так можно было?», и прекрасными ландшафтными съемками.Постепенно картина все больше отдаляется от жанра фэнтезийного ужастика и переходит в лоно драмы или точнее экологической драмы, сопровождаясь робкими, но при этом постоянными попытками порадовать зрителя статическими кадрами природы в глубине которой таится нечто инфернальное и никак не меньше.Во второй половине своего хронометража картина начинает все больше и больше напоминать ленты Гильермо дель Торо или раннего Питера Уира, особенно его третий фильм «последняя волна». Однако данной ленте, к сожалению, не хватает глубины и, если хотите, философии, чем так в свое время взяла меня за душу та самая «Последняя волна».В целом фильм показался мне интересным, он стал своего рода глотком свежего воздуха в серийно-франшизной вакханалии. У него, несомненно, есть недостатки, обусловленные скорее всего отсутствием большого опыта у авторов ленты, но тот посыл идея, заложенные в сценарии, позволяют закрыть глаза на эти недостатки и с удовольствием потратить полтора часа своего времени. Один раз точно с удовольствием. А будет ли еще просмотр, покажет жизнь. ------ Расти и процветай ------ Мы все знаем имена или бренды, которые не дают хоррорам пропасть с радаров массового зрителя в наши дни. Но истинный вклад в копилку жанра делают совершенно другие проекту и авторы.'Последняя из нас' (отечественный прокатчик явно оценил присутствующие в фильме отсылки к игре 'The Last of Us', оригинальное название короче и уместнее - 'Гея') - это наглядный пример современных представителей своего семейства, не направленных на массы, но которые стремятся как можно эффективнее упражняться в жанре. Тут нет ничего лишнего, выверенная манера повествования с самого начала даёт зрителю новые факты и за полтора часа не сбавляет темп, лишь слегка оступаясь в финале.Учтите, что 'Гея' - хоррор в первую очередь физиологический. Авторы используют минимум скримеров, зато хорошенько отыгрывают выбранную ими тему. Синтез человека и природы показывается с самых разных ракурсов. Главные звёзды фильма - камера и звук, работа с которыми проделана на высочайшем уровне с применением впечатляющего разнообразия технических и творческих приёмов. Именно они обеспечивают необходимую связь киноленты с аудиторией, где-то нагоняя саспенса, а местами создавая жуткие дискомфортные ситуации. Фильм южноафриканца Жако Бауера не столько стремится напугать, сколько вогнать своего зрителя в некий транс, завязать с ним диалог, в котором потом без сглаживания углов будут подниматься обозначенные темы. В свою минуту зелёный посыл звучит весьма агрессивно, но не становится стержнем фильма, иначе мы смотрели бы совершенно иное кино.'Гея' же это хоррор новой волны. Он куда ближе к авторскому кино, нежели к мейнстримовым страшилкам, отчего имеет все шансы не завоевать внимание и признание масс. Зато он в полной мере даёт своим авторам точечно использовать инструментарий жанра во всей красе, тем самым вдыхая в этот самый жанр новую жизнь. ------ Время пришло ------ Когда дело касается комфорта и прочих благ цивилизации, люди готовы пойти на все и им нет совершенно никакого дела до того, как их деятельность отобразиться на тонком природном балансе, опоясавшем нашу планету. Начиная с возникновения первых поселений и продолжая дальнейшим развитием культурно-общественных отношений, люди стараются отобрать у Земли как можно больше ресурсов, не обращая при этом внимание на возможные последствия своих деяний. Постоянная, неуклонная вырубка деревьев, истощение полезных ископаемых, а также ненормированное убийство живых организмов постепенно приводит к том, что наша планета превращается в испещренный ранами шар, излечить который будет весьма непросто. К точке невозврата мы вплотную приблизились с наступление 20 века, когда повсеместная индустриализация вступила в свою наиболее активную фазу и с каждым годом только лишь и набирала обороты развития. Стремительное изменение климата, повышение средней атмосферной температуры, а также вымирание множества видов животных является наиболее отчетливым свидетельством всего того кошмара, что сотворили люди на Земле. Но несмотря на все эти факты, человечество продолжает исповедовать культуру потребления и даже не думает отказаться от минимальных благ ради того, чтобы сохранить будущее для своих наследников. А все потому, что пока что никто до конца не верит в наступление грядущей глобальной катастрофы, ведь мы привыкли жить по сути одним днем, здесь и сейчас, опрометчиво при этом полагая, что все проблемы жизни и экологии каким-то образом решатся сами по себе. И тем не менее несмотря на всю печальную картину, которую мы уже сейчас наблюдаем в мире, радует хотя бы то, что на Земле есть определенный процент людей, которые прекрасно понимают, куда мы движемся и чем это все рано или поздно обернется. Свои предостережения касательно надвигающейся беды стараются донести до общества как серьезные ученые, так и кинематографисты, чьи инструменты влияния на массы порой даже более эффективны, нежели научные труды и отчеты. Среди наиболее примечательных картин, демонстрирующих непростое отношения общества с нашей планетой, готовой нанести жесткий ответный удар, можно выделить хоррор «Руины», фантастическую драму «Явление», напряжённый триллер «Опасная природа», а также экзотическую ленту производства ЮАР «Гайя», получившую в отечественном прокате подзаголовок «Месть богов».Непосредственно сюжет «Гайи» разворачивается в лесах реки Цицикамма. В данных местах человек еще не успел усугубить ситуацию своей индустриальной деятельностью, однако за раскинутой здесь флорой и фауной все равно необходимо неусыпно следить, ведь браконьеры, а также прочие незаконные элементы уж точно не упустят возможность посетить реку и забрать себе то, что не положено. Стараясь исполнять свою работу совестно, сотрудники лесной службы ЮАР Габи (Моник Рокман) и Уинстон (Энтони Осейеми) находятся в постоянном движении и неоднократно исследовали реку для того, чтобы знать о столь ценном природном объекте все, что необходимо. Отправившись в очередное путешествие по Цицикамме, герои запускают в небо дрон, чтобы рассмотреть те участки леса, которые недоступны их глазам, одного механический аппарат пропадает, и Габи решает разделиться с Уинстоном и отыскать пропажу, обломкам которой в дикой природе совсем не место. Отправившись прямо вглубь леса, Габи никак не ожидала, что попадет в некую ловушку, невесть кем оставленную прямо посреди чащи, и у нее не остается иных вариантов, кроме как пробраться в расположенную неподалеку деревянную хижину, где явно кто-то живет. Вскоре оказывается, что владельцами скромного жилища оказываются отец и сын, Баренд (Карел Нель) и Стефан (Алекс ван Дайк), которые уже довольно давно покинули цивилизацию и окопались на дикой природе, где нет совершенно ничего лишнего и отвлекающего от истинного бытия. Из-за полученной травмы не имея возможности вернуться назад к Уинстону, Габи вынуждена продолжить свое знакомство с новыми товарищами и в особой степени женщина сближается со Стефаном, который по всем признакам попал под сильное психологическое влияние своего отца, верующего в некое древнее божество, уникальный организм, возможно наистарейший на всей планете. Казалось бы, что все это не более, чем плод поврежденного воображения Баренда, однако блуждающие по лесу монстры, а также странные грибы, способные пробираться прямо в человеческое тело и произрастать на нем, как на ферме, заставляют Габи поверить в то, что леса в действительности таят в себе нечто опасное и если человек сунется сюда, то скорее всего прежним уже никогда не станет.Проникнув в глубь диковинных лесов, где жизнь является отнюдь не такой привычной, какой мы ее знаем, режиссер Яка Баувер и сценарист Тертиус Капп вовсе не думали о том, что создать очередной предсказуемый кассовый хоррор, заигрывающий с идеями «Зловещих мертвецов» или «Хижиной в лесу». Создатели хотели первым делом представить зрителям жуткое, атмосферное зрелище, выстраивающееся на философских идеях и верованиях, которые уходят своими корнями в давнюю дохристианскую эпоху. Оказавшись в лесах, и притянув себя как героев фильма, так и зрительскую аудиторию, авторы «Гайи» отчетливо показали, сколь много отличий у природы и каменных джунглей современных мегаполисов. Человек сколько угодно может думать, что он подлинный властитель планеты, однако есть велика вероятность того, что природа подготовила для него особенный сюрприз, который не разрушить бульдозерами и асфальтными катками. И только он сунется не на ту территорию, то последствия будут ужасающими. Вместе с этим Баувер и Капп обращают наше внимание и на опасность слепой веры, которая затуманивает рассудок и может привести к непоправимым, катастрофическим последствиям для тех, кто становится невольным заложникам прогрессирующего религиозного безумства, на которое никто не в силах повлиять. Это еще одна крайность, которую нам во что бы то ни стало необходимо избегать самим и бороться с ней, если есть такая возможность. Оказавшись в ситуации, когда ты и сам не знаешь, что делаешь, находишься в смятении и расстройстве, проще простого довести свои идеалы и принципы до абсурда, и в таком случае даже искренняя приверженность заветам дикой природы может оказаться настоящим злом, которое в разы страшнее чем та или иная форма жизни, собравшаяся раскинуть свои зловещие щупальца едва ли не по всему миру.Примечательно в «Гайе» и то, что авторы фильма вовсе не намерены устрашать свою аудиторию привычными приемами наподобие резких звуков после продолжительной тишины и отражений, в которых то и дело появляется нечто жуткое. Основная ставка здесь сделана все-таки на планомерное поднятие уровня саспенса, а также зловещую атмосферу, которая постепенно приближает встречу с неизбежным. При этом камера неоднократно фиксирует все натуралистические ужасы преображения человеческого тела под воздействием таинственных природных сил, а это явно зрелище не для слабонервных. Но порой такие нюансы также очень важны, ведь зрителей необходимо эффектно предостерегать от возможных будущих проступков.
Оригинальное название фильма переводится как «Гея».
|
Отзывы о фильме Гайя: Месть богов