Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Роуз Коттер работает в отделении скорой психиатрической помощи и однажды сталкивается с типичной, казалось бы, пациенткой — студенткой, несколько дней назад ставшей свидетелем самоубийства преподавателя. Девушка в истеричном состоянии утверждает, что находится в здравом уме и подвергается преследованиям некой злобной сущности. А после со страшной улыбкой перерезает себе горло. С этого момента Роуз начинает видеть улыбающуюся самоубийцу в самых неподходящих местах, а её жизнь постепенно разваливается на части.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.373 (34842)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.5 (175287)
Разделы: Фильм, Ужасы
Год выхода: 2022
Название фильма: Улыбка
Иностранное название ленты: Smile
Режиссеры: Паркер Финн
Актерский состав: Кайл Галлнер, Роб Морган, Сози Бэйкон, Джесси Ашер, Робин Вайгерт, Джуди Рейес, Кэл Пенн, Джиллиан Зинсер, Дэвид Сочет, Кэйтлин Стэйси
Продолжительность фильма: 115 мин. / 01:55
Производство: США
Сценарий: Паркер Финн
Продюсер: Марти Бауэн, Вик Годфри, Адам Фишбах
Оператор: Чарли Саррофф
Композитор: Кристобал Тапия де Веер
Художник: Thomas Berardi, Алексис Форте, Ларри В. Браун
Монтаж: Эллиот Гринберг
Слоган: «Once you see it, it's too late»
Затраты на съемки фильма: $17 000 000
Сборы в США: $105 935 048
Сборы в мире: + $111 473 465 = $217 408 513
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: R
Премьера в мире: 22 сентября 2022
Так почему рецензия отрицательная? ------ Всегда некомфортно писать отрицательные рецензии на фильм первым, тем более что делаю я это крайне редко. Кажется, что ты либо 'душнила', не понимающий как играть по правилам, заданным режиссером. Либо эстет, домашнего разлива, пытающийся искать подтексты там, где их нет. Надеясь, на то, что я не принадлежу ни к одной из групп и смогу разделить свое мнение с другими зрителями, я все же пишу эту рецензию.На 'Улыбку' я привычно шел не то, чтобы улыбаясь, но в приятном, приподнятом настроении. Я принадлежу к категории людей, которые приходят на хоромы скорее повеселиться, нежели по-настоящему испугаться. Я большой любитель жанра, поэтому каждый новый хоррор с оценкой выше 4 на Кинопоиске, становится обязательным пунктом в списке для просмотра.Фильм с первых минут дает понять, что классических для жанра расшаркиваний в виде радостной семьи, готовящейся к переезду или будней школьников, нам ждать не стоит. В этом он, наверное схож, с хоромами студии А24 'Реинкарнация' и 'Солнцестояние'. Как схож и потрясающим музыкальным сопровождением и интересными операторскими решениями. Фильм откровенно приятно просто смотреть- главные герои играют отлично- герой Сози Бэйкон вызывает искреннее сопереживание, а иногда даже дискомфорт от того, как подмечены многие детали поведения. Кстати, по поводу дискомфорта- режиссер, хоть и не чурается регулярных стримеров, использует их вполне умело, понимая психологию зрителя, за многие годы привыкшего к открытым дверям в коридоры и звонкам в три часа ночи. Но скримеры в 'Улыбке' являются скорее спуском механизмом пугания, в то время как внутри этого 'ружья' находится густая атмосфера, постоянный саспиенс и то самое чувство дискомфорта.И тут время для главного вопроса- так почему рецензия отрицательная? Все же хорошо!К сожалению нет. И проблема, как обычно в сюжете. 'Какой сюжет ты ищешь в хорроре?'- логично спросите вы меня на этом моменте. А я отвечу- 'Простой, крепкий и оригинальный'. Ведь это действительно три вещи, которые нужны для того, чтобы сеанс не прерывался гомерическими хохотом зрителей или их зевками. И если с первым критерием сюжета 'Улыбка' справляется отлично, два других подводят фильм к черте не самого качественного кино. Фильм похож на любой плюс-минус нестандартный хоррор: концепция перехода зла и его визуализации от 'Звонка' (осталось 7 дней), использование бытовых объектов страха и 'зловещей долины' от 'It follows' (безэмоциональное лицо или улыбка), оформление от вышеперечисленных хорроров от А24. Но если вторичность сюжета в фильме просто делает 'Улыбку' проходным хорорром, которому я смело поставил бы 6 на Кинопоиске и отправился бы спать, главный посыл фильма заставил меня писать эту рецензию и следующий абзац.Режиссер фильма поднимает очень важную тему, через новую для нее призму. Посттравматическое стрессовое расстройство знакомо нам из фильмов про войну во Вьетнаме, но никак не из бытового, знакомого нам с вами окружения. А ведь люди с таким заболеванием есть повсюду, а проблема игнорирования психических расстройств в обществе является очень сложной и требующей рефлексии в умах людей. Поэтому когда ПРЯМЫМ текстом в фильме была проговорена данная аллюзия, я преисполнился надежд на фильм. Всю 'Улыбку' я с упоением наблюдал за путем персонажа, который боролся с желанием пойти по легкому пути и раствориться в клыкастой, улыбчивой пасти своей болезни. Но нет, раз за разом она находила в себе силы и старалась найти дорогу не только для себя но и для зрителя, который мог найти в чудовище, преследующем героиню, что-то с чем знаком и он.И все для того, чтобы слить это все в унитаз, ради дешевой деконструкции жанровой особенности 'добро побеждает зло', которую сам жанр перерос еще в 2010-е годы. Режиссер решает сделать абсолютно примитивный ход, призванный вызвать у вас 'шок', который вы испытывали еще при просмотре концовки 'Кошмар на улице вязов' или 'Пятница 13'. Но если в этих фильмах зло побеждает, чтобы мы с вами обрадовались, что харизматичный злодей будет еще через годик снова крошить студентов на свежем воздухе, то здесь ситуация хуже. Фильм, который иносказательно повествует про тяжелую психическую болезнь и борьбу с ней, в конце концов говорит: 'Лол, ну ты либо с собой покончишь, либо убьешь кого-то, в принципе, только два варианта'. Титры на экране, свет, я сижу с пустым ведерком попкорна и смотрю в экран, пытаясь осознать сделал ли режиссер этот посыл осмысленно или просто не уследил за сюжетной нитью, которую сам и протягивал. Ответа на этот вопрос у меня нет и не будет. Да и это не важно, потому что оба варианта меня не устроят. Я не приму слов 'да это же просто ужастик' или 'да он про другое, у тебя СПГС'. Нет, не СПГС, потому что режиссер сам проговорил, что улыбчивый демон возникает после тяжелой психологической травмы и мучает людей, не давая им спать, спокойно наслаждаться жизнью. И вместо того, чтобы оставить людям посыл 'Да, не все болезни и трудности мы можем преодолеть, но мы можем научиться с ними жить', режиссер предлагает, описанные абзацем выше, два варианта развития событий.Вот поэтому рецензия отрицательная. Вот поэтому такая длинная. Вот поэтому я ставлю 4/10, что ставлю крайне редко любым представителям жанра, потому что просто его люблю. ------ Улыбка ------ «Улыбку» режиссера Паркера Финна определенно можно назвать одной из главных приятных неожиданностей и «темных лошадок» нынешнего года. Изначально студия пусть и вложилась в производство данной ленты, но не видела в ней коммерческого потенциала и решила просто пополнить ею свой стриминговый сервис Paramount+. Однако студия неожиданно сменила решение незадолго до премьеры и «отправила фильм в кинотеатры». Как итог, коммерческий успех, который «отжал» деньги даже у некоторых ААА-фильмов и положительный приём у критиков.Сюжет данной ленты развивается вокруг Роуз Коттер, которая работает в отдалении скорой психиатрической помощи. Однажды она сталкивается с типичной на первый взгляд пациенткой – студенткой, несколько дней назад ставшей свидетелем самоубийства преподавателя. Девушка в истерическом состоянии утверждает, что находится в здравом уме и подвергается преследованиям некой злобной сущности. А после со страшной улыбкой перерезает себе горло. С этого момента Роуз начинает видеть улыбающуюся самоубийцу в самых неподходящих местах, а её жизнь постепенно превращается в кошмар.Стоит признать, что большинство фильмов ужасов страдают одной существенной проблемой – их авторы придумывают интересные и необычные идеи, но разбить их должным образом до полноценной истории оказываются не в состоянии. Не стала исключением и «Улыбка», единственным спорным элементом которой можно смело назвать именно сценарий. Идея данной ленты достаточно интересная. Но вот развить её должным образом в рамках почти двух часового хронометража авторы картины не смогли. Вот почему на экране происходит катастрофически мало каких-либо событий, история кажется откровенно затянутой и большую часть история просто топчется на одном и том же месте.При этом, фильм определенно вытягивает режиссура Паркера Финна, который максимально сглаживает недостатки сценария. Не смотря на то, что данный фильм стал полноценным полнометражным режиссерским дебютом для Паркера Финна, «Улыбку» определенно можно назвать работой талантливого, зрелого и опытного в рамках жанра постановщика. В то время, когда многие современные фильмы ужасов напирают на стремительность и динамику в повествовании, Финн избрал абсолютно иной путь. Практически с первых же кадров Финн задаёт достаточно зловещую и одновременно с этим таинственную атмосферу, которую развивает на протяжении всего экранного времени «на низком старте» и «в замедленном действии». Словно намеренно игнорируя обилия скриммеров. Вместо этого, «маринуя» зрителя в ожидании очередного скриммера и подбрасывая его в крайне неожиданный момент. Именно вокруг этих манипуляций и наращивая нарастающий уровень саспенса и тревоги. Так как скриммеров в данной ленте даже куда меньше, чем ожидаешь до просмотра данной ленты.Исполнительница главной роли Сози Бэйкон достойно «попала в образ» и вполне естественно отыграла этот образ на экране. В полной мере передав нарастающий уровень тревоги и паранойи, который накрывает её героиню. Очень хороша и Кэйтлин Стэйси, которой отведено не так много экранного времени. Однако при каждом появлении на экране она производит действительно жуткое и дискомфортное впечатление. Не плохо вроде бы сыграли Кайл Галлнер и Джесси Ашер. Но на мой взгляд, они смотрятся на протяжении всего экранного времени немного неуверенно. Словно не понимая, что они делают в данной ленте. Улыбка – это не идеальный, но вполне не плохой фильм ужасов с интересной идеей. К сожалению, авторы данной ленты не смогли должным образом развить эту самую идею до полноценной истории. В связи с чем повествование сильно провисает, большую часть история буквально топчется на одном и том же месте и кажется откровенно затянутой. Однако талантливая режиссура и достойные актерский работы максимально сглаживают эти недостатки и позволяют с интересом ожидать кульминации всей истории. ------ Сборная солянка с некоторой индивидуальностью ------ Как большой любитель хорроров, просматривающий каждое новое кино жанра с отметкой выше 5, могу сказать, что 'Улыбка' - определённо неплохая вещь и один из лучших фильмов ужасов за последние пару лет. 2022 год вообще выдался 'урожайным', вспоминая того же 'Варвара', хотя тот и не обошёлся без очевидных косяков. В 'Улыбке' они, разумеется, тоже есть. Для меня, как для большой поклонницы жанра, главное в хорроре - способность его напугать. И 'Улыбка' справляется с этим неплохо. Весь фильм зрителя держат в напряжении, время от времени вкидывая очень даже неплохого качества 'пугалки' - при чем, что необычно, иногда в самый неожиданный момент. Кто-то назвал это 'автоматной очередью из скриммеров', но я с этим решительно не согласна. Да, некоторые ожидаемы и неинтересны, а некоторые вполне достойны внимания. Пара-тройка сцен впечатлили. Теперь к минусам. Кино - эдакая сборная солянка из культовых ужастиков, мне оно напомнило одновременно и 'Реинкарнацию', и 'It follows', и менее известных 'Оцепеневших от страха' с их довольно жуткими, необычными образами 'потустороннего' и состоянием, когда не понимаешь, является ли происходящее на экране реальностью или же только воображением. Потом, сюжет. Он настолько простой, что проще, наверное, уже некуда. И если в 'Оцепеневших от страха' это было оправдано, 'вот просто есть оно само по себе и есть', и в 'It follows' это тоже было достаточно логично - ну есть вот какая-то бяка, которой нравится наматывать шаги на шагомере, то в 'Улыбке' все несколько сложнее. Здесь бяка разговаривает, подавляет, пытается причинить боль, а не охотится, как в 'It follows', и не просто существует, как в 'Оцепеневших от страха'. И вот откуда взялось это зло, что это вообще такое и с чем его едят не объясняется - а вопросы остаются. Видимо, создатели попытались сделать из него что-то ну совсем уникальное, и с чертами злобных демонов, охотящихся на душу, и с чертами паранормального нечто из 'It follows'. И это далеко не единственное, с чем перемудрили. Здесь же у нас ещё и аллюзия на посттравматический синдром! Вообще замечена мною была тенденция ужастиков последних лет обязательно иметь под собой какую-то ужасно важную тему, которую необходимо раскрыть. К сожалению, на эти интеллектуальные потуги чаще всего без жалости смотреть невозможно, и, наверное, единственный, кто меня в этом впечатлил - Астер с его 'Реинкарнацией' и 'Солнцестоянием'. В 'Улыбке' ситуация та же, что и везде. И это печально. В который раз я задаюсь вопросом, зачем сценаристы мудрят и вместо того, чтобы сделать просто добротный пугающий хоррор, делают псевдоинтеллектуальное месиво. Следующее - стандартный штамп и клише жанра. Вот есть зло, вот с ним начинают бодаться и в конце концов побеждают или же не побеждают. Это автоматически отсылает к 'старичкам' в мире хорроров, и лично для меня в 2023 году такой простой приём и такая простая развязка, учитывая все претензии этого кино, выглядит странно. А в конце ещё и появился издевательский намёк на продолжение истории.В общем, намешали всего в кучу. Здесь вам и черты постхорроров современности, и черты старых добрых ужастиков нулевых, и бессовестно слизанные детали из других фильмов. Но, несмотря на все это, кино очень даже смотрибельно. Оно хорошо снято, оно пугает - а что ещё нужно для нормального ужастика? ------ Потусторонняя улыбка ------ Хоррор “Улыбка” на релизе в прошлом году умудрился собрать вполне достойную кассу, а если учесть весьма скромный бюджет даже по меркам фильмов ужасов, то для создателей это просто праздник какой-то. К тому же “Улыбка” является одной из первых дебютных работ режиссёра Паркера Финна, и буквально сразу же такой вот кассовый успех. К тому же тут не было какой-то внушительной рекламной компании, ну или даже сарафанного радио. Картина просто умудрилась выйти в нужное время, когда на горизонте не маячило прорвы других топовых блокбастеров или конкурентов непосредственно в жанре. Что потихоньку позволило “Улыбке” многократно окупить свой производственный бюджет. Но что такого в этом фильме? Действительно ли он настолько хорош? Это интересный вопрос, и я был им несколько озадачен, когда взялся за просмотр проекта Паркера Финна. Девушка по имени Роуз является психотерапевтом в одной из клиник своего города. Ей нередко попадаются люди с самыми разнообразными заболеваниями и параноидальными наклонностями. Но в один из таких дней к ней привозят пациентку, с которой Роуз остаётся наедине. Девушка пытается разобраться в её проблеме, выяснить все причины и поставить хоть какой-то диагноз. Но с первого взгляда обычное диагностирование пациентки выливается в жуткое событие, ведь пациентка прямо на глазах у Роуз совершает самоубийство. После чего уже и Роуз впадает в депрессию, но данное состояние усугубляется ещё и тем, что её саму начинают преследовать какие-то видения и кажется, что нечто потустороннее преследует всюду. Сам по себе хоррор “Улыбка” строится на изрядно обкатанной годами схеме, при этом, весьма рабочей схеме. Берётся некое проклятие, которое просто невозможно остановить какими-то рядовыми способами и стараниями создателей произведения, оно превращается в этакого бессмертного преследователя для главных героев фильма. Подобное было в “Проклятиях” того же Такаси Шимидзу, или “Звонках” Хидэо Накаты. Ещё можно вспомнить хоррор “Оно следует”, который имел прям точно такую же концепцию, какую мы видим в “Улыбке”, и тоже выступил тогда очень прилично. Другое дело, что во всех вышеописанных картинах на постоянной основе была очень гнетущая и реально жуткая атмосфера. Ты прям сам чувствовал, что героям вообще нигде небезопасно, и это нагоняло дополнительной жути на тебя, как на зрителя, даже по ту сторону экрана. К сожалению, в “Улыбке” нет ничего подобного, фильм просто не умеет правильно напугать, он не умеет расставить грамотные акценты хоррора. Словно создатели смотрели на более культовых представителей жанра, пытались что-то заимствовать, но не дотянули фактически во всех аспектах. “Улыбка” порой смотрится практически безучастно, то есть большую часть времени картина не может тебя действительно заинтриговать, и лишь в некоторые короткие эпизоды тебе удаётся, так сказать, оживится и даже проявить какой-то интерес к происходящему на экране. Ещё тут явно сделан акцент на эффект зловещей долины. То есть нам всем свойственно улыбаться, но здесь эту самую улыбку потусторонней сущности постарались сделать аномально неестественной, и очень жаль, что выполнить подобную улыбку удалось только лишь одной актрисе, а все остальные выглядели нелепо и где-то даже слишком карикатурно. Финал оказался свойственным для подобных сюжетов, но он просто не впечатлил. После завершения фильма не осталось вообще ничего, ты просто посмотрел очередной фильм ужасов. Да, может быть не самый плохой, но и чего-то шибко выдающегося тут нет и в помине. Это банально тот фильм ужасов, который ты будешь смотреть, просто потому что жанровое затишье. ------ Потенциальная метафора о токсичном воздействии насилия на человеческую психику. ------ Не большой любитель психологических, и особенно, сюрреалистичных психологических фильмов ужасов, так как будучи человеком эмоциональным и впечатлительным, я всегда довольно сильно на них реагирую. Но в данном случае, эффект оказанный Улыбкой был таким же тревожным, как и положительным.Я учился на психолога и всегда любил психиатрию и психологию как науки, поэтому этот фильм сразу же впечатлил меня тем, как реалистично и метафорично в нём показаны как пост-травматичное стрессовое расстройство, так и различные стрессовые состояния в целом. Причём, если вам недостаточно самого сюжета и визуала, фильм очень удачно передаёт эти ощущения самому зрителю, грамотно работая с музыкой, наполовину состоящей из различных эффектов, и невероятной актёрской игрой главной героини, которая лично мне показалось одним из самых впечатляющих отыгрышей психически нестабильных людей за последнее время.Отдельно хочется отметить идейное наполнение фильма. Я не знаю, было ли это намеренным, я не читал ничего о фильме перед его просмотром. Но то что я увидел, очень легко прочитать, как мне кажется, как метафору воздействия насилия на окружающих людей. Неудивительно, что нам с самого начала говорят, что сначала жертва проклятия видит чужую жестокую смерть, а потом ловит периодические вьетнамские флешбеки перед тем как наложить на себя руки сама. В общем, этакая метафора отравляющего воздействия насилия и травматического опыта в целом как заражающей людей монстра. В фильме ещё есть намёки (?) на такое чтение, но я не хочу спойлерить. Фильм мне в целом понравился, так что я боюсь, что названные мною минусы могут показаться довольно субъективными. Такими бы я назвал явное злоупотребление скримерами и закос под эстетику крипипаст. Особенно в финале, когда видеоряд совсем уж начинает копировать Звонок или какие-нибудь 'страшные картинки' с крипиборд. Это не портит картину и вообще на любителя, но лично мне это показалось несколько вторичным, особенно для такого в лучшем смысле психологического ужастика. Ну и самое болезненное, как по мне, это абсолютная нестрашность всех этих улыбок. В фильма довольно много пугающих и тревожных вещей, но вот улыбки выглядят абсолютно не пугающе, скорее как будто актёры пытаются мемно лыбится для видосов на ютубе.В общем, если вы ищите ужастик, который реально может оказать какое то психологическое воздействие, а не просто послужить 'чё посмотреть' на один вечер, то это самое то. Если бы я увидел его в детстве, то я бы явно с пару месяцев ловил жуткие ночные кошмары, не то что боялся спать при выключенном свете.
Изначально фильм планировалось назвать «С Роуз что-то не так» ('Something's Wrong with Rose').
|
Отзывы о фильме Улыбка