Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Мальчик Дзиро мечтает о полетах и красивых самолетах, способных обогнать ветер. Вот только пилотом ему не стать — он с рождения близорук. Но Дзиро не расстается с мечтой о небе, он начинает придумывать идеальный самолет и со временем становится одним из лучших авиаконструкторов мира. На пути к успеху он не только встретит много интересных людей, переживет Великое землетрясение в Токио и жестокие войны, но и обретет любовь своей жизни – прекрасную Наоко. В основу сюжета произведения ляжет одноимённая манга авторства самого Миядзаки, публиковавшаяся в журнале Model Graphix в 2009 году, рассказывающая о японском конструкторе Дзиро Хорикоси, известного своей работой над истребителем Mitsubishi A6M Zero. Также источником сюжета является рассказ писателя Тацуо Хори «Ветер крепчает», написанный в 1936-37 годах. Название рассказа является цитатой одной из строк стихотворения Поля Валери «Кладбище у моря».
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.971 (79983)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.7 (91235)
Разделы: Мультфильм, Аниме, Биография, Драма, Исторический
Год выхода: 2013
Название фильма: Ветер крепчает
Иностранное название ленты: Kaze tachinu
Режиссеры: Хаяо Миядзаки
Актерский состав: Масахико Нисимура, Мираи Сида, Синобу Отакэ, Миори Такимото, Хидэтоси Нисидзима, Стив Элперт, Мансаи Номура, Дзюн Кунимура, Хидэаки Анно, Кэйко Такэсита
Продолжительность фильма: 126 мин. / 02:06
Производство: Япония
Роли дублировали: Борис Алексеев, Елена Симанович, Николай Шмаргун, Андрей Андреев, Юрий Овчинников
Сценарий: Хаяо Миядзаки
Продюсер: Рёити Фукуяма, Тосио Судзуки, Наоя Фудзимаки
Оператор: Ацуси Окуи
Композитор: Дзё Хисаиси
Художник: Ёдзи Такэсигэ
Монтаж: Такэси Сэяма
Слоган: «Ikineba»
Затраты на съемки фильма: $30 000 000
Сборы в США: $5 209 580
Сборы в мире: + $131 244 640 = $136 454 220
Сборы в России: $849 508
Зрители: Япония - 9.7 млн, Франция - 665.5 тыс, Италия - 118.1 тыс
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 12 лет
MPAA-рейтинг: PG-13
Премьера в мире: 20 июля 2013
Премьера в России: 20 февраля 2014, «Централ Партнершип», «All Media»
Выход в прокат фильма на Blu-Ray: 27 августа 2014, «Reanimedia»
Выход в прокат фильма на DVD: 25 марта 2014, «ВС трейд»
Последний поклон ------ Чего ради был создан этот фильм мне стало ясно ещё до того, как развернулось это сочное полотно, в тот момент, когда на экране прошла надпись о том, что его финансировала хорошо известная корпорация Митсубиси, чей красный трилистник на фирменной эмблеме символизирует пропеллер, храня историческую память о пропеллерах некогда произведённых ею самолётов, ознаменовавших технологический прорыв в авиационной технике, одновременно обеспечив прогресс всей стране.Надо знать о производственных традициях и мемориальных ритуалах японских промышленных гигантов, оплачивающих корпоративные захоронения своих сотрудников на самых священных и почитаемых кладбищах страны, воздвигая надгробные монументы рядовым работникам сборочных цехов и руководителям подразделений, выкупая почетные места для их общих могил в благодарность за годы трудовой жизни, прославившей японский индустриальный мир.Подтверждения догадки долго ждать не надо. Биографический очерк о зарождении мечты, становлении и личной жизни конструктора одного из самых известных боевых самолётов Второй Мировой войны обставлен объёмным историческим экскурсом, напоминающим о трудных для Японии временах хозяйственной отсталости и катаклизмах природной стихии, великим землетрясением низвергнувшей столицу, обрекая жителей города на беспроглядную нищету.В этом сюжете мечта юного Дзироу Хорикоси об авиации и о полёте является в мечтой японцев об успехе и процветании своей Родины, обращаясь в рассказ о целеустремлённости окрылённых ею людей с вдохновением отдающихся своему любимому делу, тратя безжалостно дни и ночи множества лет, забывая о себе и о своём счастье, которое, к счастью, настигает главного героя через долгие годы и далёкие расстояния.Сентиментальная история знакомства Дзироу с девочкой Наоко, связывая их жизни общей судьбой, окрашивается столь же трогательной мелодией сопровождающей её музыкальной темы, продолжаясь сквозь напряжённые будни инженеров и техников авиазавода, протекая в многоцветном мире пейзажных просторов с гуляющими ветрами и летающими машинами, о которых мечтает и ради которых живёт наш герой.Однако лирика любви не заслоняет собой прозы жизни, которая проникает в фильм лицами многоликой толпы коллег Дзироу и попутчиков. Его ночные грёзы чередуются с экскурсами в историю, обрамлённые неизменно ироничной атмосферой типично японских правил поведения и порядка вещей, отражающих в себе отношения мужчины и женщины, друзей – товарищей, начальников и подчинённых, сплочённых в единую трудовую семью.Миядзаки, на этот раз, не столь фантастичен, как это бывало прежде, но столь же искусен в создании эмоционально насыщенного рассказа о временах и людях, только ему известным чутьём определяя в нём границы юмора и печали, вмещающего десятилетия борьбы за свою мечту и ожиданий счастья, личного – для себя и единого – для страны, спалившего его в военном огне.Отправляя в полёт тысячи совершенных истребителей Zero, режиссёр обращает великую мечту в прах поверженного металла и боль от потерянных жизней тысяч камикадзе, для которых вылет на этом самолёте означал дорогу в один конец. При этом нет гнёта учёной мудрости, лишь зримые пункты морального выбора, а в главное выделена тема огромного желания и великой цели, по пути к которой расправляет крылья большая любовь. И только в конце, проясняется философское наполнение повторяющейся несколько раз по ходу дела цитаты из Поля Валери: «Крепчает ветер!.. Значит – жить сначала!», означая несгибаемую волю и нескончаемое мужество сохранять решимость и веру в свою мечту, памятником которым оставил свой прощальный фильм Миядзаки, как поклон всем японцам и в знак уваженья к родимой стране. ------ Бессмысленно и беспощадно ------ Только что вернулась из кинотеатра, где смотрела мультфильм 'Ветер крепчает'. Очень расстроена. Хотелось бы поделиться с Вами своими впечатлениями, возможно, кто-то их разделит несмотря на среднестатистически высокие оценки, поставленные этому фильму в России и в мире.Предыстория: мой папа - японист, первый год моей жизни он провел на стажировке в Японии, а потом просто тесно сотрудничал с японцами по долгу службы и часто бывал там в командировках, откуда и привозил всякие диковины, например, кассеты с мультиками. Самые яркие впечатления из детства - мультики Миядзаки на японском и папа, стоящий рядом с телевизором в роли синхронного переводчика. Я выросла на мультиках Хаяо: Тоторо, Науська... такие глубокие, такие чистые и искренние, такие любимые. Не похожие на современное анимэ, первые (в моем понимании) действительно 'мультипликационные фильмы', а не 'мультики'.. За свою жизнь я Тоторо пересматривала раз 10 уже, наверное, и до сих пор меня трогает до слез. Показала мужу (ненавистнику анимэ) и он тоже проникся и теперь также трепетно и с любовью о них отзывается.. В общем, шла я на сеанс вся преисполненная ожиданий и заранее с большим кредитом доверия..Общая оценка: бессмысленная лента с биографическим непознавательным сюжетом, плоскими персонажами, неосмысленными диалогами, плохими/не к месту подобранными саундтреками и длящаяся более 2х часов. Мне стыдно, грустно и больно за репутацию Миядзаки. Итак, более подробно..Сюжет. Картина рассказывает о жизни человека, в детстве мечтавшего связать свою жизнь с самолетами и реализовавшего эту мечту. Звучит неплохо, но эта жизнь описывается как бессмысленный набор картинок, не раскрывающих суть ни одной из маленьких историй, которые они описывают. Очень много ляпов. Например, его жена уходит умирать в горный санаторий, а он идет запускать самолет. Шикарно. Конечно же, очень живая реакция любящего мужа. И так с очень многими эпизодами. А взять хотя бы те же сны на протяжении всего фильма?.. С середины фильма я перестала надеяться на осмысленность или 'захватвающесть' повествования (муж назвал этот мультик одним из самых нудных, виденных им), еле досидела до конца фильма. А кроме всего прочего, финал 'ни о чем': не подчеркивающий ничего из его жизни, не расставляющий акценты на всей его жизни.. пустой.Персонажи. Все персонажи абсолютно плоские, неживые, картонные и надуманные. Нет ни одного, хоть сколько-нибудь захватившего внимания или затронувшего своей искренностью потайные струнки в душе. Мало того, что они в течение фильма появляются ниоткуда и исчезают в никуда (нет ни понимая их истории, ни характера, ни хотя бы адекватности их реакции на происходящее), они еще и крайне просто, картонно и неосмысленно себя ведут. А еще их очень плохо озвучили: или безэмоционально (поэтому, в том числе, диалоги кажутся такими неживыми, 'ой, кажется вы отрубили мне палец сэр', 'да, сэр, как-то так получилось') или наоборот, чересчур эмоционально (невозможно постоянно разговаривать на повышенных тонах и с раздражением на протяжении 30 лет - озвучка друга главного героя). Тоже добавляет.Диалоги. В фильме очень много неосмысленных/неадекватных диалогов. На 30% реплик я мысленно добавляла 'спасибо, кэп', так как они были настолько банальные, настолько поверхностные, настолько констатирующие простую мысль, которая и так ясна.. в общем, расстройство. Другие диалоги были ни к селу, ни к городу (внезапный разговор с немцем или с отцом Наоко или еще куча других.. да почти все, если честно). Еще часть разговоров не вязалась с образом персонажа, который 'пытались' (см. абзац выше) создать в голове у зрителя до этого.. А еще были реплики, вообще не вязавшиеся с картинкой. В общем, тут тоже все плохо. Диалоги лишь подтверждают картонность представленного мира.Саундтреки. Сами по себе они, наверное, неплохие.. но подобраны все не к месту. Например, они бегут друг другу у поезда - ну почему там пугающе-напряженная музыка, а не предчувствие радости??! угрозы никакой не нависает, а наоборот, воссоединение возлюбленных... в общем, таких косяков много.Ощущение после просмотра. Я не вынесла из фильма хоть какой-либо морали. Не почувствовала нового смысла в жизни, не начала видеть мир хоть чуточку иначе.. Не увидела я и доказательств тезисов из положительных рецензий: 'надо стремиться к мечте и все получится' (это не ощущение от фильма, а констатация факта достижения цели через полчаса просмотра), 'любовь и боль идут рядом' (Наоко вообще не похожа на туберкулезницу, да и болезнь нарисовано очень нереалистично, любовь там какая-то сомнительная, судя по концу их отношений, и уж точно они никак не связаны со смыслом мультика или жизни вообще), 'он старается жить, несмотря ни на что' (он просто фанат своего дела и ничего больше ему фактически не нужно) и т.д. Я посмотрела какую-то ленту о каком-то странном человеке, который встречал стремных картонных людей. Впервые мне было жаль потраченного времени. И отдельно очень обидно за Миядзаки (наверное, тут сыграли именно ожидания и предыдущая репутация).Единственный плюс - как всегда, красивая анимация. 2 балла за нее. ------ Ветер крепчает! Значит - жить старайся! [ц.] Поль Валери ------ Прощальная лента настоящего гуру японской анимации Хаяо Миядзаки вышла щемяще грустной, пропитанной нежной тоской, но все равно осталась светлой. Свет и тепло – это те отличительные черты всех работ гениального художника. Называть Миядзаки гением можно смело и уже давно. Он заслужил все эти громкие и высокопарные слова, он их достоин. Пожалуй, один из немногих, кто действительно достоин таких ярких эпитетов. И «Ветер крепчает» - это последний штрих в карьере этого знаменитого режиссера. Штрих слаженный, осмысленный, взрослый и серьезный. Да, пожалуй, настолько серьезных и зрелых вещей Миядзаки еще не рисовал.Нам, западным зрителям, не так хорошо известна история Японии. Но люди знающие и интересующиеся прекрасно поймут, что эта лента – своеобразный экскурс в жизнь японского народа XX века. Знаменитое Токийское землетрясение, которое потом официально назовут Великое землетрясение Канто. Страшная вещь. Пусть и нарисованная, но все равно страшная. Если обратится к данным статистики, то эта катастрофа одна из самых масштабных по количеству разрушений и жертв в XX веке. И эти страницы истории проносятся перед нами глазами главного героя. Потом экономический кризис, назревающая война, Гитлер и его идеология, которая окончилась для Японии плачевно. Сначала Перл-Харбор, а потом американский ответ под названием Хиросима и Нагасаки. Открыто об этих вещах в ленте совсем не говорится, но мы ведь понимаем, на каком фоне разворачивается история жизни мальчика, который просто хотел строить красивые самолеты.Война. Она не отпускает, красной лентой проходит через все повествование. Казалось бы, Дзиро [главный герой] – всего лишь авиаконструктор, всю жизнь с детства мечтал конструировать самолеты, чтобы подняться в небо, к облакам. Такая яркая, чистая, детская мечта, тяга к чему-то недостижимому. Номинально он не соприкасается с войной. Но только номинально. Война искалечила его жизнь, стоило ему коснуться ее косвенно. Мечта о небе превратилась в создание самолетов-бомбардировщиков. Стальные машины смерти из-под руки гениального конструктора выходили отменными. И вот она, война, на пороге, стучится в дверь и утягивает за собой. Вместо счастливой семенной жизни с девушкой, которую он любит и которая любит в ответ, чертежи, чертежи и чертежи. Самолеты – его жизнь, его страсть. А начальство трясет, требует, наседает. И совсем не остается времени на что-то простое и человеческое. Лишь конструирование самолетов, довести до идеала, создать что-то совершенное. И Дзиро гениален. Он сделает это. Но свою жизнь растратит впустую, подарит ее войне. Страшно это. К тому же, фильм носит биографический оттенок, ибо частично основывается на жизни японского авиаконструктора Дзиро Хорикоси, создавшего одну из самых знаменитых машин Второй мировой Mitsubishi A6M Zero.Но, несмотря на такие мысли, эта лента остается светлой. Яркие краски будто в противовес машины войны. Война войной, но жизнь все равно рано или поздно восторжествует. Море зелени, синева неба, белизна облаков, дождь, солнце, кривая тропка меж деревьев, широкая проселочная дорога, покосившиеся старые домишки и поля, луга за окном поезда, мерно стучащего колесами. Жизнь, как и этот поезд, всегда стремится вперед, жизнь есть. Она вступает в свои права с первым лучом солнца. И всегда дарит шанс на счастье. И уже выбор самого человека ловить этот шанс или упустить его сквозь пальцы. Ветер крепчает! Значит – жить старайся! Эти строки французского поэта Поля Валери как нельзя точно отражают финал да и саму суть прощальной ленты маэстро аниме. Начинать жить никогда не поздно. Дзиро это понял. Осталось донести до зрителей.«Ветер крепчает» - изумительная лента. Возможно, несколько затянутая. Но сам ход повествования размеренный и неторопливый. Такой же как и Япония, такая чуждая и незнакомая нам, где время течет совсем по-иному и где как будто нет той глубинной суеты XXI века, что пропитала улицы остальных городов и стран мира. Фильм-прощание. Последний кинематографический росчерк гениального человека. Аригато, Миядзаки-сама. Аригато за все. ------ Ожидала большего, получила меньшее. ------ Все работы Хаяо Миядзаки очень полюбились нашей публике. В них всегда присутствует волшебство, невозможное становится возможным, а добро побеждает зло. Поэтому уход мастера воспринялся крайне тяжело, но напоследок он решил сделать нам небольшой подарок.«Ветер крепчает» - мультфильм об известном японском авиаконструкторе Хорикоси Дзиро, который изобрел истребитель, удачно использованный во времена Второй мировой войны. Это произведение лишено того волшебства, что так запомнилось нами. Перед нами стоит очень реалистичная картина. Даже слишком, видать Миядзаки решил показать нам, что он делает не только фантазийные аниме. К сожалению, попытка оказалась не очень удачной. Очень спутанные сюжеты: только что-то начинает происходить, как обрывается во мгновение ока и переходит на что-то новое. Потом же идет смешение фантазии и реальности, между ними слишком тонкая и очень стираемая грань: ты ждешь одного, а появляется другой.Также мне совсем непонятно поведение Дзиро и его невесты (Наоко Сатоми). Несколько сцен меня просто поразили.1)Дзиро просит дать отца Сатоми благословление на их свадьбу. Резко появляется девушка и сообщает, что у нее туберкулез. Парень отвечает, что ему без разницы.. И тут мы должны были залить кровью клавиатуру от зашкаливающей милости.- Почему нельзя было рассказать об этом раньше? Надо именно в ресторане, когда всем весело, спуститься с лестницы и невзначай сообщить.2) Дзиро и Сатоми в одной комнате. Парню захотелось закурить, девушка разрешила, он чиркнул спичкой по коробку, зажег сигаретку и в блаженстве. - Что это было? Твоя невеста больна туберкулезом, плевать на то, что она разрешила тебе закурить. Если так сильно хочется, то дотерпи пока она уснет.3) Ну и не обошлись и без поцелуев.- Ты, что совсем сошла с ума? Опять же не забываем, что Сатоми больна туберкулезом. Ладно, он ее целует, но почему она не пресекает его поцелуи? Удивительно, что парень не заразился, а ведь мог. Вряд ли в Японии в 1930-1940 гг. было супер лекарство.Конец очень скомканный и слабый. Я бы, например, хотела увидеть не только радость человека по поводу самолетов и т.д., но и отношение к жене. Такое чувство, что на все ее проблемы со здоровьем у него закрыты глаза или он как ребенок, который мало, что вообще понимает. Любовь – хорошо, но мне нужно что-то реальное и настоящее.Мультфильм не для всех, дети его точно не потянут, да и не все взрослые потянут. Он лишь для тех, кто интересуется историей Японией, живет и дышит ею.Ожидала большего, получила меньшее. Но, так или иначе, Хаяо Миядзаки останется для нас тем самым волшебником, но все-таки и вправду ему пора на покой. ------ Разочарование ------ Слишком много положительных рецензий, надо и с обратной стороны на медаль взглянуть. Все ниже перечисленное исключительно мое ИМХО. 1) В фильме столько 3д, что это уже скорее 3д, а не 2д. Все эти текстуры нарисованных лугов, наложенные на 3д горы - меня как человека работающего с подобным материалом коробило еще как.2) Зачем было делать мультфильм по чисто киношному сценарию, у Миядзаки всегда все было подвижно, превращалось, перетекало из одного состояния в другое и т.д. А этот мультфильм 'жесткий'. 3)Одно дело когда дети в мультфильмах и сказках являются супер добрыми с вечной улыбкой на устах, другое дело. когда это обычный мужик, грубо говоря, извините, но такого не бывает, уж слишком главный герой правильный. 4)Если этот мультфильм для детей - не очень понятны сцены, где они все курят и обсуждают жен. Если же не для детей - все слишком по-детски (отношения персонажей). 5)Не понятна мораль, человек всю жизнь положил на создание машины смерти, и что с его совестью стало в картине не раскрыто, есть какой-то туманный намек в самом конце. Таких вопросов типа - правильно ли я делаю, что пытаюсь изобрести самолет у него не возникало, а должны бы были.
В качестве звуковых эффектов в фильме в основном используются человеческие голоса. ------ Главный герой Дзиро Хорикоси — это вымышленный персонаж, который был создан на основе смешения реальных историй жизни Тацуо Хори (Tatsuo Hori), автора одноименного рассказа, и Дзиро Хорикоси (Jiro Horikoshi) — дизайнера самолета Zero Fighter. Название же фильма взято из перевода Хори цитаты из стихотворения Поля Валери «Le cimetiere marin». ------ Хаяо Миядзаки на Венецианском кинофестивале заявил, что это его последняя полнометражная работа.
|
Отзывы о фильме Ветер крепчает