Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Новое полнометражное аниме Хаяо Миядзаки. Название отсылает к одноимённому произведению японского классика Гандзабуро Ёсино, написанному в 1937 году. При этом фильм не станет его экранизацией, однако история, рассказанная в книге, будет иметь большое значение для главного героя. Сюжет книги вращается вокруг человека по имени Копэру и его дяди и, показывая духовный рост персонажа, поднимает вопрос, как следует жить человеку. Известный в Японии подростковый роман «Как поживаете?» оказывает серьезное влияние на жизнь юного читателя, его отношения со сверстниками и близкими людьми. Главный герой попадает в волшебный мир вместе с говорящей серой цаплей после того, как находит заброшенную башню в своем новом городе. Мать мальчика Махито погибает во время взрывов в Токио. Отец забирает паренька из города и решает поселиться у беременной родственницы в сельской местности. Махито пытается справиться с личной трагедией и привыкнуть к новой обстановке. Однажды он встречает говорящую цаплю, которая обещает ему встречу с матерью, если они отправятся в близлежащий заброшенный особняк.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.655 (55536)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.5 (55178)
Разделы: Мультфильм, Аниме, Драма, Приключения, Фэнтези
Коллекции: Лауреат премии 'Оскар', С наградами
Год выхода: 2023
Название фильма: Мальчик и птица
Иностранное название ленты: Kimitachi wa Dou Ikiru ka
Режиссеры: Хаяо Миядзаки
Актерский состав: Сёхэи Хино, Ко Сибасаки, Каору Кобаяси, Ёсино Кимура, Дзюн Фубуки, Дзюн Кунимура, Сома Сантоки, Масаки Суда, Такуя Кимура, Аимён
Продолжительность фильма: 2 ч 4 мин
Производство: Япония
Студия: Studio Ghibli
Роли дублировали: Федор Редькин, Георгий Кармрян, Алиса Ефименко, Степан Студилов, Дмитрий Филимонов
Сценарий: Хаяо Миядзаки
Продюсер: Тосио Судзуки, Горо Миядзаки, Кодзи Хосино
Оператор: Ацуси Окуи
Композитор: Дзё Хисаиси
Художник: Ёдзи Такэсигэ, Такэси Хонда, Нобору Ёсида
Монтаж: Такэси Сэяма, Аканэ Сираиси, Риэ Мацубара
Сборы в США: $46 832 867
Сборы в мире: + $247 412 000 = $294 244 867
Сборы в России: $5 812 970
Зрители: Россия - 1.2 млн
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: PG-13
Премьера в мире: 14 июля 2023
Премьера в России: 7 декабря 2023, «Русский Репортаж»
Подготовка к смерти ------ 2023 - воистину год неугомонных дедов: в кино ворвались Скорсезе и Ридли Скотт, а в анимацию, спустя 10 лет, вернулся с пенсии сам Миядзаки! Это уже второй его 'последний' фильм и, кажется, впереди будут ещё. Однако в качестве некоего завещания 'Мальчик и птица' всё же воспринимается. Она ещё более личная, чем 'Ветер крепчает' - здесь тоже рассказывается история мальчика времён Второй мировой, в разгар которой Хаяо и родился, только с присущей мастеру сказочностью. Но сказка в этот раз вышла мрачнее, глубже и сложнее, чем обычно. Настолько, что я признаюсь, что практически ничего не понял после первого просмотра.Ясно, что сюжет полу-автобиографический - герой списан с самого Миядзаки, от книги, на которой основан фильм, осталось лишь название, а под конец прослеживается месседж прощания с аудиторией и предчувствие собственной кончины. Можно сказать, 'Мальчик и птица' - это подготовка Миядзаки к смерти. Картина пронизана лейтмотивом неминуемости конца и передачи мира новому поколению.Но уж больно это всё метафорично, аллегорично и замудрённо. Фильм переполнен психоделией и символизмом, как ни одна другая работа мастера. Казалось бы, он работал над ней около 7 лет, но законы очередного потустороннего мира остались мною не поняты больше, чем наполовину. Моя голова полнилась вопросами по мере просмотра всё больше, а ответов я не получал. Было несколько раз, когда мне казалось, что на экране пошла какая-то другая история и охватить всю масштабную картину никак не получалось. Возможно, это так и задумано, а может, мне не хватило ума, но ближе к середине я терял нить повествования настолько, что было даже тяжеловато продолжать смотреть. Всю вторую половину сеанса я боролся с желанием проверить время и посчитать, сколько фильма уже прошло, а сколько осталось. Картина идёт без малого 2 часа, что само по себе много для такого формата, но по ощущениям было все три и как будто я посмотрел несколько разных историй, каждая из которых мало связана с предыдущими и все из которых толком не закончены.Я знаю, что Миядзаки работает без сценария, представляя себе сюжет на ходу и рисуя всё из головы - и здесь это заметно, как нигде. История крайне сумбурная и хаотичная. Я эту проблему замечал и раньше, но тут она выпячивается максимально. Кому-то это нравится, но я привык к более структурированным историям.Однако я, разумеется, не могу сказать, что фильм плох и что он совсем мне не понравился. Просто это не лучшая работа мастера, на мой скромный взгляд. Но удовольствие своё я получил. Тем более, мне выпала возможность увидеть хоть один фильм Миядзаки на большом экране, что само по себе много стоит. Как бы сильно я не терял понимание происходящего, я в любой момент мог просто насладиться красотами каждого кадра, сделанного вручную и передающего тот самый стиль и атмосферу, которые присущи всем работам Хаяо. А также послушать завораживающий саундтрек.И из уважения к маэстро я не могу позволить себе поставить балл ниже 7, но и согласиться с 8, стоящей у этого фильма в среднем на агрегаторах, я не могу тоже. Наверное, мне стоит пересмотреть этот фильм, что я обязательно сделаю, как только он выйдет в сети, но пока что впечатления такие.Тем не менее, если вы поклонник анимации в целом и Миядзаки в частности, рекомендую вам не упустить шанс увидеть его фильм на большом экране. Хоть он и обещает снять ещё, неизвестно, успеет ли он это сделать, учитывая, как долго он корпел над 'Мальчиком', так что не исключено, что это действительно его последний фильм. ------ Мир, созданный для себя ------ Более 10 лет фанаты Хаяо Миядзаки ждали его новый мультфильм, который и сам уже немолодой мэтр, и его поклонники называли 'последним'. Фильм благополучно вышел в прокат, получил озвучку (в том числе хорошо знакомыми еще по Ходячему замку голосами) и вот, был нами просмотрен. Забегая вперед, скажу, что впечатления о мультфильме вышли как никогда смешанные. Он явно оставляет место для размышлений и поисков глубинных метафор, но, на мой взгляд, этого места СЛИШКОМ много. Мультфильм получился слишком сюрреалистичным даже для Миадзаки, все время было впечатление, что общая канва повествования как-то ускользает, что законы мира, в котором все происходит, меняются на ходу, и что по сюжету слишком много того, что BadComedian называет 'ружьями Бондарчука', то есть они в какой-то момент вешаются на стену, но никогда в фильме не выстрелят. Множество лишних сюжетных линий, персонажей, которые не принимают участия в действии и раскрытии себя и других, ненужных деталей, которые ничего не раскрывают, мест, которые непонятно зачем нужны и появляются на две минуты, чтобы больше не появиться. Естественно, повсеместно чудятся отсылки и похожести с другими мультфильмами Ghibli, знакомые отрисовки, формы лиц и движения персонажей. Все это вызывает улыбку и ностальгию, да, но опять же создает впечатление того, что все это уже было в том или ином виде, просто выкручено на максимум. Все время тебя не оставляет ощущение тревоги, напряжения, но не такого, как было с Тихиро или Софи, а темного и мрачного. Временами такой атмосферой он напоминает 'Ловцов забытых голосов' Синкая.В итоге остается впечатление, что все описанные в фильме приключения - это способ, который выбрало сознание маленького еще мальчика, еще и получившего черепно-мозговую травму, для того, чтобы 'легализовать' у него в голове тот мир, который его окружает - войну, гибель близких и их быструю замену, новую семью отца, переезд из дома в городе в провинцию и Бог еще знает что, что творится у него в голове. Путешествие вместе с той самой птицей (на самом деле стоило бы назвать мультфильм 'Мальчик и птицы', ибо их там множество, и все как одна неприятные) может быть просто сном, способом 'принуждения к миру' себя с тем, что уже существует, чтобы просто жить дальше.Этим фильмом можно наслаждаться с визуальной точки зрения (особенно что касается общих планов) и с точки зрения музыки (ибо музыки Хисаиси здесь прекрасна, как и всегда), но сказать, что после него осталось ощущение уютного погружения в сказку - нельзя. Возможно, мэтра угнетает то, что он видит в мире сейчас, отсюда и тема войны фоном. Возможно, это все же возраст, который настраивает на меланхоличный и мрачный лад, в том числе в вопросах того, в чьи руки перейдет потом мир, который ты создал. А возможно - это просто поиск объяснения, почему жизнь идет (или прошла) именно так, а не иначе.Словом, если Унесенные призраками, Ходячий замок, Мой сосед Тоторо и многие другие мультфильмы навсегда поселились в сердце нашей семьи, то этот лишь как-то заглянул туда, потоптался на пороге, да заходить не стал. Может вернется позже, а может, что скорее всего - никогда.6. ------ Последнее путешествие Хаяо? ------ Жизнь – это ряд усилий. Мы видим цель, но не всегда видим.©Вторая мировая война. Однажды 15-летний подросток Махито теряет мать во время бомбежки японских городов Хиросима и Нагасаки. Переехав в сельское поселение его отец сразу женится на сестре матери, которая к тому же в положении. Во время исследования дома Махито обнаруживает опустевшую башню и попадает в новый мир грёз и фантазий. По пути он встречает говорящую Серую Цаплю. Его друг сообщает ему, что он снова может увидеться с погибшей мамой.Всё остальное: анимационная лента стала открытием для кинофестивалей в Торонто и Сан-Себастьяне. Это анимационное великолепие было создано по мотивам одноимённой книги Гэндзабуро Ёсино - 1937 года выпускаНовый мультфильм Хаяо Миядзаки мы ждали (после Ветра крепчает) 10 лет. Думаю, ожидания оправдались, потому что я остался в трогательном и в приятном настроении от увиденного. Мультфильм рассказывает нам через призму мальчика, чей отец создаёт самолёты (явный намёк на предыдущую ленту Ветер крепчает) о том, что надо познавать себя, быть стоически твёрдым перед испытаниями, которые ты проходишь по жизни.В нём сплетается воедино завораживающее повествование, смешивающее реальность и фантазию в естественной манере Миядзаки. Каждый кадр скрупулёзно создавался вручную. Множество других людей Уле успели увидеть мультфильм. Они пришли в неописуемый восторг, заявив, что эта работа не похожа ни на что увиденное ими за последнее десятилетие. Для некоторых (напомню, что фильм стартовал в мировом прокате раньше) стало живым воплощением высшего искусства. Интересный мир Миядзаки уже не похож на прошлые работы японского гения, в которых поднимаются взрослые темы через жизнь ребёнка. Этот красочный мир - отдельный плюс к съёмочной группе и Хаяо.В ленту принесли другие элементы остальных аниматоров. На мой взгляд, запоминается сцена с пожаром, с бегущим ГГ - всё бежит-бежит. Огромный привет команде за такое исполнение анимации. Помимо прочих заслуг, тут ещё важна внимательность с какой Хаяо наблюдал за живыми птицами. Как пернатые друзья порхают в воздухе и расправляют крылышки.Мне было очень сложно работать над птицами, нужно было сначала понаблюдать за ними в природе, за тем, как они расправляют крылья, летают. Миядзаки очень спокойно относится к работе, поэтому не привносит в свою работу современные ноу-хау, чтобы упростить задачу. Во время прорисовки от руки - замечательно сделал морские волны и огненные языки. Это достойно уважения.Мне не верится, чтобы это была прощальная работа мастера. В недавнем интервью, Хаяо поделился, что если здоровье и прежний творческий запал в нём останется - а он останется! - то его хватит на ещё одну работу. Авось студия Ghibli не останется без своего создателя. Поэтому за возвращение великого мультипликатора не сомневаюсь. Уже не сомневаюсь.Приятное лицо Махито напомнило героя из Небесного замка Лапута, хотя тут есть и для героя Принцессы Мононоке. Собственно все персонажи чем-то схожи. Взять хоть бабушку-ведьму из Унесённых призраками.Из минусов. Да их тут и нет. Разве что некоторые зрители, как маленькие дети будут не в восторге от омерзительного кровопролития с кишками, отталкивающие только поначалу. Но это никак не мешает мультфильму показать анимацию во всей красе. Сложность лишь в запутанности сюжета.Из плюсов потрясающая музыка друга Хаяо, Дзё Хисаиси, который работал с автором на протяжении многих лет. Вот что значит, преданность делу.Впечатления: надеюсь и верю, что это не единственная работа режиссёра. А, если же последняя, то сделал он её достойно. К, несчастью для меня, эта работа не останется надолго в сердце, как прежние работы режиссёра. Но всё равно шедеврально получилось!Верим, надеемся, ждём. ------ Ждёшь шедевра, а получаешь халтуру ------ Я большой фанат творчества Миядзаки и смотрел его работы несколько десятков раз. Но этот мультфильм - полное разочарование. Худшая его работа. Будет немного спойлеров.Хорошее:1. Как всегда рисовка на высоте. Визуально всё прекрасно.Плохое:1. Скомканный и скучный сюжет. Есть минимум 3 сюжетные линии, все они плохо прописаны, раскрыты. Это очень похоже на плохой сценарий артхаусного кино. К тому же затянутый. 2. Метафоры и посылы Миядзаки понятны. Не допускайте войны, надо перестроить империю, нужны перемены, мальчик не может отпустить маму и принять мачеху. И что? Сложнейшие визуальные образы, но простые метафоры и несложные идеи.3. Персонажи очень плохо прописаны. Мохито - мальчик без эмоций, его ничего не удивляет. Единственное, что он за весь сюжет достиг - принял мачеху и отпустил маму. Птица - это всего лишь проводник, как и его 'огненная' девочка, как и женщина на паруснике, которая ловит рыбу. Зачем альбатросы (к чему метафора?), зачем души, которые должны родиться (это еще можно за уши притянуть), зачем ворота, которые они открыли, потом закрыли? Дедушка (типа император), который предлагает ему построить башню из фигурок (ну 'очень сложная' метафора). И так со всеми персонажами, даже попугаями. Плохо, не завершено, никто не вызывает эмоций, желания сопереживать, никто не растёт.Вывод: По сравнению с Замком Хаула, Унесёнными призраками, Рыбкой Поньё, Шёпотом сердца и даже Порко Россо - это просто набор хаотических движений из стороны в сторону. Нет любви, толком нет личностного роста персонажей и их развития. Просто личная трагедия, приправленная трагедией войны и необходимостью перемен. Как будто Миядзаки скорее хотел доделать мультфильм и уже уйти на пенсию, ведь он гений, значит, все примут мультфильм восторженно. Но, увы, это халтура во всем кроме визуальной составляющей. ------ Как вы будете жить? ------ Именно так ближе всего по смыслу звучит новое аниме Хаяо Миядзаки, названное в честь одноименной книги Ёшино Гэндзабуро. Эта книга является классикой детской литературы и ее проходят в школе. На маленького Хаяо данная книга также произвела большое впечатление, поэтому в аниме есть отсылка к ней, но при этом аниме – это не адаптация книги, а самостоятельное произведение.В своем новом анимационном фильме Миядзаки все также продолжает исследовать мир глазами детей. Однако здесь мир сложнее, взрослее, пессимистичнее, но при этом он все также не лишен красок и эмоций. Главному персонажу, мальчику Махито, потерявшему мать в пожаре во время войны, очень тяжело принять новую реальность: брак отца с другой женщиной, переезд из города в сельскую местность, новую школу, где его не принимают. Мальчик одинок, потерян и все время живет воспоминаниями о прошлом. Его встреча с существом-цаплей поначалу пугает его, но дальнейшие события не могут остановить Махито от путешествия в другой мир, где есть и иллюзии, и реальность. Новые знакомые – лодочница Кирико, король-попугай, существа “варавара”, стаи пеликанов и цапель, старец Вселенной – все это не просто сказочные персонажи, а именно проводники, предвестники, символы.Данное аниме очень богато на символизм, как опираясь на классические западные сказки в стиле “Алисы в стране чудес”, так и проводя параллели с мифами Древней Греции. Пожалуй, это самая символичная и многослойная работа японского мастера, и в этом ее прелесть. Каждый зритель поймет ее по-своему.Несмотря на всю серьезность и философские вопросы, данная картина получилась доброй и красивой, где нашлось место и легкому юмору, и харизматичным персонажам, и приятной музыке неизменного Джо Хисаиши. Да, романтизации мира и наивности в картине нет, но все-таки главный герой находит ответ на вопрос “Как жить в этом мире?” И зрителям Миядзаки предлагает также ответить на этот вопрос.
Название мультфильма позаимствовано у вышедшего в 1937 году романа Гэндзабуро Ёсино.
|
Отзывы о фильме Мальчик и птица