Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Рождение и смерть — невероятный опыт, а жизнь — ускользающее наслаждение. Фильм Экстаз / Климакс перенесет Вас в середину 1990-х. годов. 20 городских танцоров объединяются для трехдневной репетиции в закрытой школе-интернате, расположенной в самом сердце леса, чтобы создать последний танец. Затем они делают последнюю вечеринку вокруг большой чаши сангрии. Атмосфера быстро накаляется и странное безумие овладеет ими на всю ночь. Им кажется очевидным, что их накачали наркотиками, но они не знают ни кто, ни почему. И вскоре они не смогут противостоять своим неврозам и психозам, оцепеневшим от гипнотического и нарастающего электрического ритма музыки. Пока некоторые чувствуют себя в раю, большинство погружается в кромешный ад.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.456 (10 175)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.30 (17 774)
Разделы: Фильм, Драма, Триллер
Год выхода: 2018
Название фильма: Экстаз
Иностранное название ленты: Climax
Режиссеры: Гаспар Ноэ
Актерский состав: Теа Карла Шотт, Леа Вламос, Ромен Гийермик, Клод Гаян Малл, София Бутелла, Жизелль Палмер, Шерлин Темпл, Тейлор Кастл, Kiddy Smile, Сухейла Якуб
Продолжительность фильма: 97 мин. / 01:37
Производство: Бельгия, Франция
Студия: arte France Cinéma, Rectangle Productions, Wild Bunch
Сценарий: Гаспар Ноэ
Продюсер: Брагим Шиуа, Ришар Гранпьер, Венсан Мараваль
Оператор: Бенуа Деби
Художник: Фридерик Камбье, Жан Рабасс
Монтаж: Гаспар Ноэ, Дэнис Бедлоу
Сборы в России: $374 957
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
Премьера в мире: 13 мая 2018
Премьера в России: 11 октября 2018, «Вольга»
Найти там, где ни чего нет ------ Фильм не похож на снятый по реальной истории, как минимум потому, что многое в кадре кажется наигранным. Но в этом есть свои плюсы, например картина затягивает своей самобытностью, сейчас так трудно удивить зрителя, что создатели картины решили даже не пытаться это сделать, а просто «как бы показать» как всё было - одним кадром, разрешив актёрам импровизировать на свой вкус, но это вышло так здорово, все так втянулись в процесс, что со второй половины фильма меня невозможно было оторвать от экрана.
И меня не отпускает ощущение, что вся эта наигранность и дальнейшее втягивание как актёров, так и зрителя в происходящие - и есть гениальный ход режиссёра... Что это не получилось случайно, а всё было задумано. Об этом в частности говорит потрясающая, заслуживающая отдельных похвал операторская работа, я будучи оператором камеры уже больше 10 лет - не поверю что всё что было в кадре, не запланировано заранее, то есть я хочу сказать, что оператор точно знал что будет происходить и как... Либо оператор просто гений своего ремесла...
И так я подошел к выводам, можно много говорить о смысле, о подаче, об игре, которые тут могут быть по мнению разных критиков как гениальными, так и ужасно-никудышными... Но картина затягивает, она лавинообразно нахлынет на тебя тогда когда ты уже не ожидаешь ни чего, когда хочешь уйти от экрана и гениальный замысел режиссера тебе говорит: «Подожди, дружок... А как тебе такое?» И с этого момента невозможно оторваться, не важно что будет дальше, мне было просто интересно наблюдать за тем что на экране, как за красивой цветомузыкой, как за каким то гипнозом, который мастерски соткан из образов, жестов, естественности и ужасов, вспышек и затянутых сцен, звуков, музыки, отрывков речи...
Это что то невероятно мерзкое, но запоминающееся на всегда, что то такое, что заставляет немного поумнеть.
Я в самом начале хотел написать что не хочу искать смысл в картине... Ведь какой смысл может быть в дозе ЛСД который вы получите от впечатлений при просмотре фильма? Каждый даст свой ответ...
лучше многих пластмассовых безликих «фильмов» ------ Аристотель и паппинг ------ It`s murder on the dancefloor, but you better not kill the groove
Прощальное пати выпускников танцевальной академии в здании заброшенной школы, напоминающей отель «Оверлук»: диджей, смахивающий на Карла Кокса, сангрия и много танцев. Но в какое-то время что-то начинает идти не так...
Последний на данный момент фильм провокатора Ноэ на структурном уровне получился до неприличия последовательно-линеарным, до того, что впору вспоминать Аристотеля и Фрейтага: «Экстаз» демонстрирует почти классический набор сюжетосложения от экспозиции до развязки с обязательным катарсисом, и вполне себе прилизанный хронотоп.
Тем удивительнее, что предлагает нам подобную сюжетную конвенциональность и съежившееся, герметичное место действия, любитель кудрявого слога, который, блуждая путями измененного состояния сознания, угождал то в вагину, то в тело мертвеца, то в нужник. Поступок, вполне себе героический,- того и гляди в следующем фильме неугомонный франкоаргентинец разродиться подлинным классицизмом, увенчанным коммосом.
Оно и к лучшему - «Экстаз», не теряя привычной для Ноэ крикливой броскости и живописной бесформенной выразительности, цепляет неожиданной внятностью и членораздельностью наррации, благо, что лишен занудной претенциозности и унылости прежних работ (прежде всего - «Любви»), которые были до дурноты перегружены не вызванными необходимостью флэшбэками, футуроспекциями и прочими перверсиями временно-пространственного континуума.
Любители компаративистики (эти находили в фильмах Тарковского, схожесть с пассионами, а Куросавы - симфониями) и EDM, при желании обнаружат в «Экстазе» схожесть со структурой хаус музыки: билд апы, ямы и особенно мощный дроп (четко) прослеживаются. Не мудрено - Ноэ всегда отличался хорошим музыкальным вкусом (на этот раз из-под иглы потрепанного Numark доносится саунд легенд электронной музыки типа Cerrone и Daft Punk)
Получается симбиоз классической структуры драмы и клубной музыки: Аристотель на флексе.
Однако, как и любой другой фильм Ноэ, «Экстаз» неровен и чередует блестящие по исполнению фрагменты с откровенно пижонским снобизмом, а преисполненные драйва куски с ритмической вялостью. Темпоритм - вообще ахиллесова пята трансгрессивного французского кино,- Дюмон не даст соврать.
Например, первые минут 10 - кислые интервью в VhS (в электронной музыке это назвали бы «интро» и «экспозицией» в классической драматургии) - можно пропустить без сожаления. Интерес представляет разве что обрамление тв-экрана из видеокассет и книг, подобранных по принципу «все, кроме простого»: Ланг, Фассбиндер, Бунюэль, Эсташ соседствуют с Делезом, Ницше и Фрейдом. Щуря глаз и поворачивая лэптоп (экран проигрывателя, шею, туловище, на выбор) вокруг своей оси можно разглядеть еще несколько авторов и названий - Ноэ при всей своей кажущейся эпатажности и непохожести, ни разу ни упустил возможности явить свету свою насмотренность, начитанность и вписанность в контекст искусства кино (см., например, афиши на стенах из «Сало...» и «Рождения нации» и разговоры о Кубрике, втиснутые между порно в «Любви»). Охотно верим и идем дальше. Обращает на себя внимание разве что «Превращение» Кафки - название, что называется, в тему, да еще, пожалуй, не хватает кассеты с фильмом «От заката до рассвета» - развязки (не путать с кульминацией) вполне себе сопоставимые.
Затянутый пролог легко компенсирует единственная срежиссированная (так гласит легенда и «Википедия»), она же лучшая сцена фильма: бешеная энергетика идеально выстроенного хореографического номера, наложенного на эпический Supernature. Помимо прочего, после просмотра этой сцены, снятой большими длинными кусками, почти без монтажных склеек, закрадывается крамольная мысль, что Ноэ надо было режиссировать весь материал полностью, не давая оставшуюся часть на откуп импровизации и фантазии актеров. Честно скажем, что Риветт из него так себе (хотя, «Экстаз» вполне сойдет за Out 1 под ЛСД) поэтому экспериментальный отрезок на порядок слабее.
Далее следует хрестоматийный для Ноэ психоделический бэдтрип, кульминацией (или «дропом») которого становится этюд в багровых тонах, снятый перевернутой камерой Деби, - подробности опустим, во избежание спойлеров.
«Экстаз», несмотря на упрощенность киноповествования, на первый взгляд выглядит как канонический фильм Ноэ, обычно отдающего предпочтение цельности содержания 3D-эякуляции или пенетрации на весь экран. Zeitgeist (секс, наркотики, рок-н-ролл), интересующая проблематика (занимательная эсхатология), постмодернистский синтез крайностей, визуальный кич - все на месте.
Но, достаточно легкого смещения акцентов и складывается впечатление, что в «Экстазе», может быть впервые, француз позволил себе легкий обличительный оттенок и, похоже, сделал то, чего от него многие ждали - снял-таки свой «Реквием по мечте» (или «Большую жратву», или «Закат американской империи») о грустной судьбе общества употребления, ведь climax - это не только экстаз и кульминация, но и климакс.
Или показалось? ------ Я, уборщица, пустой зал и экстаз. ------ Вчера ночью встретил премьеру нового фильма «Экстаз» Гаспара Ноэ в пустом зале Cинема Парка. Для меня фильмы Гаспара, как наркотический бэдтрип, после которого так классно вернуться в реальность и осознать как все-таки здорово жить здесь и сейчас. В этот раз Ноэ не отступил от своих привычных образов и с помощью, камеры, звука, изображения и танца, сделал новый из старых компонентов визуальный наркотик.
Экстаз это быстрая антология фильмов Гаспара Ноэ за полтора часа. Кто не по наслышке знаком с творчеством этого режиссера, сразу проведет параллель с его предыдущими работы. Здесь можно заметить и «Один против всех», «Необратимость», «Вход в пустоту», «Любовь». Такое ощущение, что в загадочную сангрию подмешали именно эти компоненты и хорошенько взболтали без льда.
Гаспар в очередной раз показал как нужно работать со светом, с цветом, к которому у меня очень много вопросов, и нужно еще несколько просмотров, чтобы разобраться в цветовом разграничение большого обилия проходов через темные коридоры цветов радуги. Камера под руководством Бенуа Деби лишена привязки к месту и парит по пространству кадра как ей заблагорассудиться. Камера здесь не просто передаёт и наблюдает, она ещё является полноценным героем картины, через которую режиссер и оператор пытаются передать нам все ощущения и состояния главных героев.
В какой-то момент мы теряем контроль и над камерой, и мы погружаемся в темно-красный бархат хаоса и ждём, как и главные герои, когда всё это закончится. Потому что уже нет сил терпеть. Начинаешь думать что выхода нет, и вот в какой-то момент, когда уже не веришь, что все это может закончится, действие наркотика прекращается. Ты открываешь глаза и видишь свет, так как будто только проснулся и счастлив, что все позади. Ну, а теперь можно поговорить и вспомнить...
Гаспар Ноэ играет в опасном не протоптанном поле экспериментального кино. Собственно где сейчас и нет конкурентов. Он пробует новое, экспериментирует со старым. И критикам не остается ничего как признать величие этого современного бунтаря и классика, чьи фильма до сих пор являются свежим воздухом и разрядкой от привычных фестивальных работ наполненных социальными проблемами.
Ноэ не волнует как к нему будет относиться зритель, поэтому он творит, что хочет, от зрителя только зависит то, что примет он правила игры режиссера или нет. Ведь и «Экстаз» он может прервать в любой момент, уйти с бэдтрипа, просто встать со своего места, но и здесь режиссер постарался, потому что, если вы все-таки уйдете, то тоже увидите, концовку фильма такой же какой она предстанет на экране.
Я доволен фильмом, и надеюсь, что эта картина некий суммарный итог над всеми предыдущими работами режиссера, и новый фильм Гаспара будет его перерождением, в что-то совершенно неожиданное и новое.
Приятного просмотра!
PS: Теперь ждём фильм еще одного мастера современной классики Ларса Фон Триера «Дом, который построил Джек». ------ Танцы, сангрия и чистое безумие, которое не оставит вас равнодушным. ------ Пытаться рассказывать о новой картине радикального французского режиссера дело не благодарное. «Не понравилось» - значит ты просто «не понял глубокого замысла» и не имеешь «тонкую душевную организацию», ну а если смог ощутить все грани, откинув предрассудки, и прочувствовать замысел творца - «добро пожаловать в клуб». Любая аргументация «за» или «против» не может быть воспринята без личного отношения к радикальному взгляду Ноэ на нынешний кинематограф или происходящее в современном искусстве. Новая картина режиссера именно такая: острая, спорная, яркая и очень сумбурная, не позволяющая зрителю остаться равнодушным.
Возможно, «Экстаз» лучшая работа Гаспара Ноэ, попавшая в нерв «понимающих» и фанатов нового искусства. Вот только ее все равно это сложно назвать фильмом.
Тринадцать лучших танцоров, прошедших тщательный отбор, готовятся к предстоящему турне по Америке. Репетиция проходит в закрытой студии, отдаленной от города. Транспорт приедет за ними лишь утром. Закончив финальный прогон, трупа решает устроить вечеринку: DJ заводит пластинку, бокалы наполняются сангрией, а танцоры погружаются в ритм, не подозревая, что в безобидный напиток подмешано ЛСД. Ночь превращается в личный ад каждого танцора, обнажив животную натуру и выплеснув скрытые желания. Теперь главное для них не остаться самими собой, а просто дожить до утра.
С первых минут становиться понятно: Гаспар Ноэ претит обыденность, логику и привычные законы повествования. Красивый план окровавленной девушки, ползущей в снегу, неожиданно завершится финальными титрами, интригуя зрителя уже на 3 минуте. Сославшись на ошибку монтажа и перемотав пленку, картина возвращается к началу повествования, показывая стилизованные по VSH кадры интервью с будущими танцорами. Вокруг старого телевизора расставлены книги и видеокассеты, повлиявшие на творчество режиссера и вдохновившие его на эту картину: Пазолини, Ардженто, Фассбиндер, Банюэль с Дали и конечно же Линч. Эта неприкрытая любовь будет ощущаться в каждой секунде картины, порой затмевая самого Ноэ.
Представьте себе большой банкетный стол для «синефилов», состоящий из технических и визуальных отсылок, как дань уважения более именитым. Любители поиска вшитых аллюзий, действительно смогут испытать экстаз. Где-то в середине повествования зрителю все-таки напомнят о начальных титрах, из чего будет несложно догадаться, чем закончится картина, а периодически всплывающие надписи в духе: «смерть - это невероятный опыт» или «жизнь - это коллективная невозможность», вызывают недоумение и окончательно собьют с толку. Пытаясь удивить зрителя, Ноэ попадает в ловушку предсказуемости, понимая любой типичный повествовательный прием здесь просто невозможен, зритель просто привыкает и перестает удивляться.
Главная проблема - это бессмысленность таких приемов, мало влияющих или хотя бы помогающих повествованию. Со стороны это больше походит на человеческую эксцентричность «никак у всех», которая становится легко считываемой, а переизбыток прямых заимствований превращает действие в киноальманах лучших творческих идей других авторов.
Режиссерская претенциозность идет картине во вред, придавая излишнюю глубину, отвлекающую от основной идеи. Первоочередная цель «Экстаза» - погрузить зрителя в эмоциональный экстракт безумия, окрашенный возбуждением, страхом, ненавистью и одиночеством. Такой яркий набор довольно простых первобытных чувств требует максимальной простоты и художественной отстраненности, которая не присуща творческому подходу Ноэ, но несмотря на отвлекающие факторы, режиссеру все-таки удалось погрузить зрителя в центр наркотической вакханалии.
Сам творческий процесс строился на максимальной творческой свободе. Фактически в картине поставлен лишь начальной танец, все остальное это импровизация, следующая общей повествовательной концепции. Первыми от этого пострадали диалоги, представляющие собой размышления о том, кто кому и как «вдул». И единственная заслуга малочисленность. Возможно, режиссеру стоило зайти дальше в своем радикализме и сделать немое кино.
София Бутелла единственная профессиональная актриса, все остальные герои - это танцоры, отобранные Ноэ. Во многом на их танцевальной импровизации и экспрессии строится происходящее вокруг безумие. В какой-то момент все действие походит на сектантский обряд вызова дьявола, наполненное своеобразными жертвоприношениями, пугая и одновременно завораживая. В какой-то момент «Экстаз» превращается в иммерсионный спектакль, на который зритель не может влиять, но полностью ощущает, подглядывая за каждым участником.
Это удается благодаря блистательным техническим приемам. Тут и великолепная работа оператора Бенуа Деби, которую можно было насладиться еще в предыдущей работе Ноэ «Любовь». Камера позволяет стать наблюдателем, документируя постепенную потерю психического равновесия и ориентации в пространстве все персонажей. По началу еще пытаешься следить за склейками и цельными кадрами, но постепенно просто отдаешься происходящему на экране, чтобы потерять любую связь с реальностью ближе к концу. Фантастическая работа с цветом, разделяющим студию на зоны, в совокупности с музыкой, фактически превращающейся в одного из главных персонажей фильма, становятся важным оружием в руках режиссера. Аудиовизуальное исполнение постоянно нагнетает тревогу, от которой зритель не может избавиться, даже сидя в удобном кресле кинотеатра.
Достаточно ли этого для полноценной картины? На мой взгляд нет. Сама идея показывать первобытный ужас наркотического опьянения не нова. Да, возможно этому не посвящали 1,5 часа экранного времени, но у Ноэ получился скорее аттракцион, больше подходящий на музыкальный видеоклип о вреде наркотиков с прекрасной стилистикой, фантастическим исполнением, танцами больше подходящими на экзорцизм и претенциозным повествованием, полным отсылок и упущенных экзистенциальных смыслов, за которые картина хотела бы ухватиться, но тонет в собственной экспозиции как самоцели. ------ Танцы, сангрия и чистое безумие, которое не оставит вас равнодушным. ------ Как показать в кино быстротечность жизни и ценность ускользающих моментов, которые приносят людям настоящее удовольствие? Эта тема настолько сложна, что её и на словах порой сложно объяснить. Однако это не остановило скандального французского режиссера Гаспара Ноэ, снявшего музыкальный психоделический триллер «Экстаз».
Синопсис Группа выпускников танцевальной академии решает провести прощальную вечеринку, на которой ставят свой коронный танец перед гастролями по Америке, после чего отрываются по полной. Бешенный ритм музыки, раскрепощенные танцы, воздух, пропитанный возбуждающим напряжением, и сангрия, в которую кто-то что-то подмешал. Вскоре невинная вечеринка превращает в неконтролируемый хаос, а ночь в сущий кошмар, пережить который смогут немногие.
Поскольку в фильме задействованы в основном непрофессиональные или малоизвестные актёры, за исключением Софии Бутеллы, которой фактически принадлежит главная партия, то сложно дать определенную оценку их игре. Однако оставить небольшой комментарий в игре главной исполнительницы можно. Большинство зрителей, знакомых с её творчеством, привыкли видеть в образе бойцовки, по крайней мере, сильной духом женщины, дающей отпор всем, кто встает у нее на пути. В «Экстазе» же она предстала в качестве раскрепощенной танцовщицы, которая после нечаянного употребления неизвестного наркотика превращается в напуганную да ужаса жертву, пытающаяся найти укрытие от царящего вокруг нее кошмара.
Зритель, знакомый с творчеством Гаспара Ноэ, знает, что от этого режиссера можно ожидать чего угодно. Если в своей предыдущей работе он нарушил все законы приличия, продемонстрировав крупным планом возможности мужского и женского детородных органов, то в «Экстазе» он в принципе нарушил всевозможные законы кинематографии. Фильм сам по себе как будто сломан: начинается он с конечных титров, начальные титры вообще показываются где-то в середине, цветовая палитра - явная отсылка к Дарио Ардженто, возникающие на экране фразы о ценности бытия - к Годару. При этом сама ценность жизни показывается именно в царящем на экране хаосе. Наркотик, которые невольно принимают главные герои, как бы гиперболизировал их нутро, показывая их теми, кем они являются на самом деле: жалкие, пустые, порочные, никому не нужные существа. Именно в эти моменты они начинают ценить по-настоящему хорошие вещи такие, как семья, любовь, здоровье. Но кто-то из них уже безвозвратно потерян, а кто-то познает удовольствие жизни и даже смерть.
Итог «Экстаз» - очень необычный зрелищный триллер с элементами хоррора и мюзикла. Конечно, каждый зритель поймет это кино по-своему, но взвинчивающий мозг бешенный ритм, необычные ракурсы камеры, от которых начинает кружится голова, и просто довлеющая атмосфера бесшабашности производят такое сильное впечатление, что хочется увидеть это кино снова и снова.
Действие фильма разворачивается в 1996 году. ------ В сцене показа демо-ролика на экране видны книги и видеокассеты, раскрывающие перед зрителем то, из чего Гаспар Ноэ черпал вдохновение при работе над фильмом - это работы кинорежиссёров Луиса Бунюэля (1900-1983) и Дарио Ардженто и румынского мыслителя-эссеиста Эмиля Чорана (1911-1995), известного своим мрачным скепсисом и неверием в человечество. ------ Из всех танцевальных сцен в фильме постановочной и срежиссированной была только первая. Во всех остальных танцоры импровизировали. ------ Сценарий фильма уместился всего на 5 страницах. ------ По словам алжирской танцовщицы, модели и актрисы Софии Бутеллы, съёмки некоторых сцен требовали 4-часовых репетиций и свыше 13 дублей каждая. ------ 10-минутную начальную сцену, которая идёт одним непрерывным кадром, переснимали 15 или 16 раз.
|
Отзывы о фильме Экстаз