Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Главные герои фильма «Большая поэзия» два друга, Лёха и Витя, проживающие в городе Железнодорожный и работающие инкассаторами в местном банке. Каждый день они держат в руках деньги, которые им не принадлежат, но вскоре узнают, что на самом деле они не принадлежат никому. Любые деньги — всего лишь часть потока, поэтому легко заменяемые. К тому же, оба парня увлекаются поэзией и пишут стихи, поэтому лирику они ищут во всём, в каждом своём действии. Например, ограбление банка, на которое они решились. Чем не идеальный поэтический поступок?
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.550 (389)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.20 (32)
Разделы: Фильм, Боевик, Драма
Год выхода: 2019
Название фильма: Большая поэзия
Режиссеры: Александр Лунгин
Актерский состав: Евгений Сытый, Александр Кузнецов, Сейдулла Молдаханов, Елена Махова, Мария Большова, Федор Лавров, Севастьян Бугаев, Алексей Филимонов, Александр Топурия
Продолжительность фильма: 120 мин. / 02:00
Производство: Россия
Сценарий: Сергей Осипьян, Александр Лунгин
Продюсер: Сергей Осипьян, Павел Лунгин, Виолетта Кречетова
Оператор: Всеволод Каптур
Композитор: Станислав Смирнов
Художник: Ольга Максакова
Монтаж: Владислав Каптур, Мухарам Кабулова
Сборы в России: $21 310
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
Премьера в мире: 6 октября 2019
Премьера в России: 28 ноября 2019, «ПРОвзгляд»
Малая проза... ------ Отец и сын Лунгины практикуют разделение труда. Папочка снял спорное, и сомнительное (в этическом смысле) «Братство», в котором изобразил советских солдат в Афганистане бандой грабителей и мародёров, а сынок продолжил тему, перенеся герое в наше время, и заставив их переживать посттравматический синдром. Фильм Лунгина - младшего основан на подленькой мыслишке о том, что люди делятся на тех, «кто рождён убивать и умирать», и на московских хипстеров, воображающих, что они «живут во времена постиронии». И те и другие режиссёру отвратительны, а нормальных людей в этом фильме вообще нет. Лунгин - младший населил свою картину фриками разной степени дебильности. Здесь и наглухо завёрнутые на петушиных боях трудовые мигранты (единственные, кто изображён с симпатией), и малохольные участники поэтических семинаров, и жадные банкиры, и охраняющие их быдло - чоповцы... После просмотра этого фильма, я поняла, что создатели, люди очень позитивные, и с оптимизмом смотрят в будущее. Для полноты картины, герои должны были бы каждые пять минут кричать - «Да смерть!», и играть в русскую рулетку.
Виктор и Лёха - это живое воплощение диалектического закона единства и борьбы противоположностей, это очеловеченные инь и ян. Виктор - подмороженный, с застывшим взглядом выпученных, стылых глаз, и неизменной сигаретой, прилепившейся к нижней губе. Эта сигарета, это очень мощный символ! Вы не поняли его значения? А оно есть! Он даже по боксёрскому мешку лупит с сигаретой в зубах! Вы когда - нибудь работали с мешком? Тогда вы знаете, сколько сил и энергии отбирает эта работа. Очевидно, что сценарист хотел показать нам с каким матёрым человечищем мы имеем дело. Постельных сцен в этом фильме нет, но я уверена, что Виктор, и в них не расстаётся с сигаретой. Это стильно, это эротично - осыпать партнёршу пеплом, и выпускать дым ей в лицо во время любовных утех.
Лёха - нервный, импульсивный, азартный, пишет стихи, и буквально брызжет талантом, то штаны намочит, а то окружающих. А ещё, они оба чудовищно несчастны, одиноки, и жизнь их полный мрак (здесь бы надо слюняво расплакаться, и начать шумно сморкаться, издавая вопли «Батюшки! Как же всё плохо!»). Все герои этого фильма (кроме Лёхи, который отчаянно хочет жить) - ходячие покойники. Руководитель Чопа, жалеющий о проявленном некогда малодушии, пустотелый банкир Цыпин, желающий «в чём - нибудь поучаствовать», прыгающая с члена на член, Ольга, манерный, фертильный московский блоггер, думающий только о хайпе - все они мертвы в духовном смысле, по земле ходят их полые, лишённые жизни оболочки.
Помыкавшись в поисках смыла, и не найдя его, герои решаются на ограбление, такое же бессмысленное, как и всё, что они делали ранее. Вы спросите - а при чём здесь поэзия? Да не при чём. Просто Виктор произносит глубокомысленную фразу о том, что «между солдатом и поэтом разницы нет». Проняло? Заколдобило? То - то же! Поэтому кино и называется «Большая поэзия», а по факту является унылой историей, проходящей по разделу малой прозы. Зачем это снято? Затем же, зачем «Левиафан», «Текст» и прочие фильмы о бессмысленности, и беспросветности российской жизни. Режиссёр прямо говорит в своём интервью о том, что этот фильм о «людях, которых мы считаем ватниками». Тухленькая рыночная действительность не нуждается в героях, её герои - интсаграммщики, твиттерские, блогеры, и другие достойные представители современной флоры. Очевидно, что заявляя «мы», режиссёр выступает от их имени, и выражает их коллективную позицию.
Как вам такое? ------ Живи ещё хоть четверть века - всё будет так. Исхода нет. ------ Строки большой поэзии от Александра Блока вполне могут быть эпиграфом новой работы Александра Лунгина - «Большая поэзия». За символичным названием скрывается судьба боевых друзей. Молодые парни Виктор(Александр Кузнецов) и Леха(Алексей Филимонов) работают инкассаторами в небольшом городке. Их жизнь скована серыми высотками, да квартирами-коробками.
Мрачный антураж обыденности давит цветовой гаммой. Оператор словно избегает ярких красок в кадре. Все больше аскетичные интерьеры, захламленные комнаты, рабочие вагончики и крыши домов. Зрителя зажимают в унылом быту, чтобы прочувствовать безысходность существования героев. Их бессмысленный бег по кругу - работа, дом, петушиные бои, кружок поэзии. А глухой перестук звуковой дорожки на фоне отсчитывает 2-часовой хронометраж.
Это тяжелый фильм с персонажами, которые отзеркаливают друг друга. Внешне спокойного Виктора не отпускает память о войне в Луганске. Он храбрый солдат и посредственный поэт. Поэзия героя Александра Кузнецова заключена во флегматичном «Нормально» - ответе на любой вопрос. Его литературные образы расцветают букетами вырванной земли от взрыва мин, сжимаются расплавленной розой в огне. Персонаж Алексея Филимонова напротив - живой, дерзкий и нахальный Виктор. Отличный рифмованный слог мог бы сделать его знаменитым, но неуемный азарт, цепи долгов и природная трусость удерживают от перемен. Обоим друзьям недостает сил, недостает качеств друг друга, чтобы освободиться и начать новую жизнь. Это их объединяет.
Сюжет же фильма соединяет тема смерти. Картина пропитана этой субстанцией. Она сочится в неуклюжих стихах Виктора, схватках бойцовских петухов и вопросе маленького мальчика «Тебе понравилось убивать?» Праздное любопытство разрезает полотно терпения героев, и из-за него выглядывает смерть. Она, чеканя шаг, переступает через судьбы друзей.
Жизненный сценарий, подкрепленный объемными персонажами выделяет этого лауреата Кинотавра 2019. Александр Кузнецов заслужил награду за холодный взгляд голубых глаз и выжженные войной эмоции. ------ «Видимо я должен в себе Лёху убить, чтобы ответить на вопрос - быть или не быть!» ------ Каждый год в нашей стране выходит огромное количество авторских фильмов как от начинающих режиссёров, так и от опытных, имеющих своего зрителя. Примером такого фильма и является «Большая поэзия» Александра Лунгина - начинающего режиссёра, но хорошо известного сценариста. Многие зрители, идя на данный фильм, несомненно надеялись увидеть в работе режиссёра почерк своего отца - выдающегося Павла Лунгина. Ожидания этих людей, к сожалению или к счастью, не оправдаются. Хоть я и не увидел каких-то новых идей в плане режиссуры от Александра Павловича, его работа не вызывает сильных вопросов.
Что касается сценария, фильм достаточно бодро начинает свой рассказ и так же бодро его заканчивает. Персонажи живые, даже не смотря на почти безэмоционального героя, сыгранного Александром Кузнецовым. За этими парнями хочется наблюдать, слушать их разные мнения, пытаться понять их мотивацию. Сам по себе сценарий также, как и режиссерская работа, особо не сияет каким-либо сложным сюжетом, но всё равно держит зрителя до конца.
Дуэт актёров Алексея Филимонова и Александра Кузнецова на мой взгляд лучший тандем этого года в российском кино. Две противоположности, два разных полюса живут в главных героях фильма. Но это не мешает им оставаться друзьями, помогать друг другу, хотя что помощь, что понятие настоящей дружбы исходит исключительно от Виктора - человека, потерявшего эмоции, но не потерявшего веру в честность, справедливость.
Данный фильм не является шедевром кино и эталоном, но заслуживает особого внимания в большей степени из-за тем, поднимаемых в фильме и интересных персонажей, прекрасно сыгранных хорошими актёрами. Это хорошее российское кино, которое я смело могу порекомендовать к просмотру. ------ «Видимо я должен в себе Лёху убить, чтобы ответить на вопрос - быть или не быть!» ------ Есть мнение, что люди охотнее вываливают в сеть негатив, чем положительные оценки и комментарии. У меня обычно не так, я пишу рецензии только если фильм мне понравился или хотя бы чем-то запомнился, в иных случаях остаюсь нейтральным и просто очень быстро его забываю. Но фильм «Большая поэзия» мне очень хочется поругать. Если честно, это единственный раз, когда я не смог досмотреть фильм до конца в кинотеатре. Из зала я не ушел, но последние минут 10-15 проверял почту и мессенджеры. Захотелось сесть и на бумаге разобрать, чем же фильм плох, чтобы не оставлять это на уровне общих ощущений. Поэтому сразу вернувшись из кинотеатра я сел писать этот текст. Пока не забыл.
На самом деле от фильма я ничего особенно и не ждал, купил билет спонтанно за час до сеанса в соседний от дома ЦДК, просто потому что весь день просидел дома и хотелось проветриться. Но и к тому, что фильм будет провальным тоже предпосылок не было. Довольно интересный и близкий мне сеттинг, неплохая для жанра оценка на Кинопоиске. Опять же актер Александр Кузнецов уже имеет некий медийный вес и в совсем плохом кино сниматься бы не стал. Также обнадеживала фамилия оператора Всеволода Каптура, видел несколько его работ и читал интервью с ним. Интересный толковый парень.
В общем-то несколько сцен и Всеволод Каптур это единственное хорошее, что есть в фильме. Хотя очевидно, что он был сильно ограничен форматом и бюджетом, взял камеру на плечо и снимал в полудокументальной стилистике. Что, впрочем, ни в коем случае не является недостатком фильма, а вполне себе художественное решение. Но если в той же Розетте братьев Дарденн (да, это самый банальный пример, когда речь идет о живой камере в авторском кино) это работает и дополняет картину, то в фильме «Большая поэзия» дополнять в общем-то и нечего.
Начну все-таки с плюсов. Они есть и по большей части в начале фильма. Открывается фильм довольно бодро, мы видим неплохую сцену перестрелки возле банка, эпизод с награждением инкассаторов тоже выглядит иронично и хорошо. Есть интересные решения в плане художественной постановки - комната главного героя с койкой и грушей выглядит гротескно и фактурно. Хорошая сцена с свиданием на вершине свалки. Идея с петушиными боями - отлично. Это не банально, не так кровожадно и сложно в производстве, как, например, собачьи бои и при этом довольно зрелищно. В общем, на уровне отдельных эпизодов фильм неплох, но вот в одно большое кино всё это не собралось, а в конце вообще развалилось.
Где-то после первой четверти фильма, а именно с появлением активно участвующих героев второго плана и в частности девушки по имени Ольга, на экране начинают мелькать артефакты студенческого диплома, причем в плохом понимании этого слова. Честно скажу, я не считаю, что хорошо разбираюсь в актерской игре. Но обычно, когда смотришь профессионально снятый фильм, то ждешь, что все актеры второго и даже третьего плана по умолчанию будут играть нормально. То есть ты даже не задумываешься об этом, это просто по дефолту, когда ты смотришь кино для широкого проката. Это как отсутствие пересветов на пол-кадра и брака по звуку, просто какие-то базовые технические требования к фильму. Так вот в сцене, где главного героя и его подругу зовет к себе на подкаст некий блогер с ста тысячами подписчиков, я просто обалдел. Ну это выглядит так, будто режиссер пригласил сняться знакомого из фейсбука с фактурной внешностью. И знакомый справился не очень, а режиссер этого почему-то не заметил, хотя это было очевидно даже мне, не самому искушенному зрителю.
Где-то к середине фильм окончательно разваливается. Мотивация героев тонет в подмосковной луже, диалоги становятся всё более нелепыми и пафосными, логика происходящего технично ускользает от зрителя. Несколько раз в фильме очень серьезно говорят про «вырваться наконец отсюда и уехать в Москву», при этом действие происходит в Люберцах. Вырваться и проехать 10 минут на маршрутке и 30 минут на метро это сильно, конечно. Герой Кузнецова показан таким брутальным и выжженным войной молчуном, но про войну в фильме практически ничего нет. Пару раз упоминается Луганск и несколько раз пафосно произносится фраза, что война это ад. Нет, я не предлагаю вставить в фильм сцену, где герою снится, что он в украинском окопе и потом он просыпается в поту и идет на кухню попить водички. Или вертолетные флешбеки как в Апокалипсисе сегодня. Но хоть как-то обозначить присутствие войны на экране было важно, чтобы зритель мог проявить хоть какую-то эмпатию к главному герою. Я честно пытался это сделать всю первую половину фильма, и местами, благодаря харизме Кузнецова, даже получалось. Но во втором акте я капитулировал и его упрямое самобичевание и бестолковое самопожертвование вызывали только раздражение. Происходящее же в концовке фильма выглядит уже как капитуляция самого режиссера.
Резюмируя, я рекомендую этот фильм всем, кто как-то связан с кинопроизводством или интересуется режиссурой и сценарным мастерством. Это хороший наглядный мастер-класс о том, какие ошибки можно совершить, снимая кино. Всего лишь по стоимости билета в зрительный зал. Если же вы просто хотите провести время и посмотреть отечественную авторскую драму, сходите лучше на Быкова или на Гай Германику.
Здесь важно отметить, что я оцениваю этот фильм именно как полноценное серьезное авторское кино. Снятое профессионалами и с амбициями. Если бы это был фильм в жанре треш или студенческая работа, то, конечно же, оценка была бы выше, так как и весовая категория фильма была бы другой. ------ А я читаю свой рэпчик подругам в гараже (с) ------ По-видимому, рэп в России и правда, стал не только главным музыкальным жанром, но и образом мысли вообще. Так, во всяком случае, считает сценарист (совместно с Сергеем Осипьяном) и режиссер «Большой поэзии» Александр Лунгин (сын известного постановщика Павла Лунгина), и награждает двух главных героев своей картины любовью к речитативу. Виктор (Александр Кузнецов) и Алексей (Алексей Филимонов) - молодые армейские друзья, отслужившие в Луганске. Парни живут в ближайшем Подмосковье и работают инкассаторами в местном банке, а в свободное от охраны чужих денег время посещают поэтический кружок и ходят на петушиные бои.
Лунгиных, как отца, так и сына, в последнее время интересует военная тематика, посттравматический синдром и адаптация бывших солдат к мирной жизни. И если «Братство» Павла, благодаря умелой режиссуре, получилось достойным фильмом об Афганской войне, то «Большая поэзия» режиссера-дебютанта Александра вышла неровной и местами перегруженной картиной. Вите и Лёхе приходится довольно трудно. Первый застрял головой на войне и хочет все это выплеснуть на бумаге, но не судьба - этого таланта у него нет. Зато есть собранность, внешнее спокойствие и умение выполнять работу, что и позволяет ему отбить атаку на их инкассаторскую машину в самом начале картины. Второй же прекрасно рифмует, но абсолютно этого не ценит и куда больше мечтает о быстрых деньгах, которых ему остро не хватает для себя и своей молодой семьи. «Что ты постоянно говоришь о деньгах?» - спрашивает Витя. «Да потому что, у меня их нет!» - отвечает Лёха.
Лунгин пытается зарифмовать войну и поэзию, но выходит это у него примерно так же, как и стихи у Вити - нескладно, грубовато и с ненужными дополнениями. То хипстеры с литературного вечера, покуривающие травку и видящие в Вите лишь клоуна, то бывшие бандюганы, а ныне приличные люди, устроившие засаду для Лёхи, будто созданы не для сюжетных перипетий и раскрытия образов героев, а для лишнего обличения нынешнего российского общества. Работа в охране и прогулки по свалке за МКАД отчетливо намекают на современное положение вещей, и в какой-то степени говорят, как и один из второстепенных персонажей фильма о гибели настоящей большой поэзии, и сближают повествование с обычной рифмовкой событий и фактов, а не создают душераздирающие образы государства российского. С другой стороны, в этой прямолинейности и шероховатости легче увидеть проблематику фильма, в котором главные герои решаются пойти на ограбление, в общем-то, от безысходности, от своей неприкаянности, а не от желания быть романтизированными пацанами и стать гангста-рэперами.
Современный отечественный кинематограф наполнен большим количеством фильмов, которые по своим задумкам и поднимаемым в них темам достаточно важны, любопытны и примечательны. Но вместе с тем, они не обладают такой художественной мощью, способной достучаться до каждого любителя кино в нашей стране, и именно поэтому «Большая поэзия» не сможет стать на один уровень ни с «Братом», ни с «Бумером», несмотря на общее неплохое впечатление. Ну, а последние вопрошающие слова, так и оставленные без ответа: «Лёха я или не Лёха?» из проникновенного стихотворения, написанного Алексеем, можно отнести, как к самому фильму, так и к его режиссеру, который и сам до конца не определился, Лёха он или не Лёха и сделал фильм без особого упора на что-то одно.
|
Отзывы о фильме Большая поэзия