Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Полковник Ростов расследует мистическое дело, а количество трупов в Петербурге стремительно растет. Неизвестный охотник выслеживает молодых девушек, чтобы совершить действия, связанные с древним ритуалом, прописанном в книгах по черной магии. Следователь связывается с медиумом Оливией Рид, гастролирующей по России. Ясновидящая становится настоящей диковинкой для местных жителей, а ее сильный дар не поддается объяснению. Но британская ведунья чувствует, что ее разум находится в плену первородного зла, которое следует по пятам и не отпускает пленницу. С давних пор специальная ватага убийц охотится на девятую жертву, чтобы открыть портал в ад. Убийство особенного экстрасенса поможет злодеям осуществить коварное намерение.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.174 (876)
Разделы: Фильм, Детектив, Приключения, Триллер, Ужасы
Год выхода: 2019
Название фильма: Девятая
Режиссеры: Николай Хомерики
Актерский состав: Джонатан Солвей, Анна Христич, Иван Решетняк, Игорь Черневич, Евгений Ткачук, Дэйзи Хэд, Евгений Цыганов, Дмитрий Лысенков, Мария Скуратова, Юрий Колокольников
Продолжительность фильма: 99 мин. / 01:39
Производство: Россия
Сценарий: Марина Дяченко, Сергей Дяченко, Александр Родионов
Продюсер: Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Рафаел Минасбекян
Оператор: Максим Осадчий
Композитор: Игорь Вдовин
Художник: Татьяна Патрахальцева, Сергей Иванов
Слоган: «Открой тайну ее числа»
Затраты на съемки фильма: 450 000 000 руб.
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
Премьера в России: 7 ноября 2019, «Централ Партнершип»
Семь! Восемь! Девять... кто больше? ------ Эх, непросто написать отзыв по данному фильму и не настрочить при этом спойлеров. Поскольку после просмотра «Девятой» вопросов больше всего осталось именно к его финалу. Именно финал показался очень сырым и высосанным буквально из пальца. Хотя в целом сюжет нового Отечественного мистического триллера очень даже неплох. Но при этом я почему-то уверен, что любителей написать «красненькие» отзывы окажется немало.
Прежде всего благодатной почвой для появления «красных» отзывов в новом фильме Николая Хомерики может послужить полное отсутствие свежих идей. История, словно лоскутное одеяло собрана из известных сюжетных ходов, образов героев и прочее, прочее. А потому смотришь «Девятую» и почти не на минуту не отпускает мысль, что где-то и что-то подобное уже видел.
Уже начало сюжета столь явно отсылает зрителя к культовым «Индиане Джонс» и «Мумии», что на этом этапе зритель, наверняка, скорчит недовольную мину. Ещё бы! Всё та же пустыня, тот же склеп и очередные горе-археологи в пробковых шляпах, которые лезут туда, куда залезать им совсем не стоило.
Знакомо? Более чем. Далее обязательно будут вихри, взрывы, землетрясения. Всё это можно увидеть и в «Девятой». Правда происходит зацепка, что пришедшие в склеп люди вроде как пытаются воскресить свою дочь. А вот что за дочь? Где она? Каким образом она погибла и когда? Зрителю, увы, сей момент так и не откроется. Просто замануха и не более для того, чтобы дать действиям хоть какую-то мотивацию.
Ну а дальше сюжет переносит нас в мрачный (даже ещё более мрачный, чем в произведениях Фёдора Михаиловича) Санкт Петербург конца XIX века. Который вроде бы как повально охвачен массовым увлечением оккультными науками и эзотерикой.... Ну, это если верить официальной аннотации к фильму. Хотя по факту никакого повального увлечения этим самым оккультизмом в сюжете фильма тоже нет. История закручивается вокруг Британки-медиума Оливии Рид в исполнении английской актрисы Дэйзи Хэд. Видимо для большей убедительности актриса из Великобритании была приглашена в Российскую киноленту. Так вот, в этой самой британке-медиуме мы без особого труда угадываем ту самую девушку из археологической экспедиции, которая залезла в запрещённый склеп, руководствуясь целью оживить погибшую дочь.
Хитросплетение сюжета вроде бы удалось, если не считать, что вот эта самая трансформация главной героини в медиума и то, каким образом её занесло в Санкт-Петербург, так и остаётся не раскрытым. Мол, дан зрителю факт свершившийся, а он уже пусть сам решает и придумывает, почему так могло произойти.
И конечно же Петербург наш охвачен ужасом от серии загадочных убийств молодых девушек... ничего не напоминает? Кажется самое время вновь задаться вопросом, а в каком количестве кинолент это уже было. Отсчёт можно вести от самого «Джека Потрошителя» и далее, загибая пальцы на руках, пока не надоест. Можно даже «Гоголя» вспомнить. Там тоже было нечто подобное.
Разумеется и те, кто охотится за таинственным убийцей тоже в сюжете имеются. Эдакая парочка в стиле Шерлок Холмса и доктора Ватсона, только вписанная в Питерские реалии: Ростов и Ганин (Евгений Цыганов и Дмитрий Лысенков). Конечно, Холмс местного разлива здесь без трубки и без скрипки, да и с методом дедукции у него тоже как-то не особо сложилось, но. Фактуры Евгения Цыганова, в принципе, уже достаточно, чтобы заставить (хотя бы женскую часть) зрителей следить за похождениями его персонажа. Хотя, как по мне, герой Цыганова всё-таки больше смахивает на Эраста Фандорина, чем на руссифицированного Холмса. И вполне мог бы появиться, к примеру, в новой экранизации той же «Азазели» без каких-либо изменений в гриме и в костюме.
Ну, да это, просто, отступление.
А в сюжете «Девятой» обезображеные тела девушек продолжают находить то тут, то там. И даже непонятно, зачем их столько положили. Есть народная мудрость: «Лучше меньше, да лучше»... но к «Девятой» она отношения не имеет. Увы. И, разумеется, никакие попытки найти убийцу успеха не приносят. Тоже, конечно, знакомое явление.
Вот только в «Девятой» увы, количество героев столь мало, что думать: кто из них убийца, у зрителя, особенно и не получается. Выбирать не из кого. Перед нами на экране есть два сысковика, британка-медиум, которая, по закону жанра, сама рано или поздно должна стать жертвой. И... собственно, всё. Ну, появляется иногда ещё некий ученик британки, Василий Голицын (Юрий Колокольников), персонаж которого столь не продуман и несуразен, что считать его убийцей как-то и в мыслях не допускаешь. А на этом выбор и заканчивается. Дальше в сюжете сплошь эпизодники и массовка не играющие в сюжете никакой важной роли.
В какой-то момент от безысходности даже начинаешь думать... а может кто-то из этих двух сыскарей замешан... но, нет. Это было бы слишком заумно. В духе Агаты Кристи. Не меньше. А наши сценаристы, увы, не способны на такой поворот сюжета.
Словом, в финале количество сюжетных нестыковок и ляпов увеличилось в арифметической прогрессии. Даже возникло подозрение: а может из этого собираются сериал делать? У нас же теперь модно стало: нарубить винегрет из обрывков сцен и назвать всё это «полным метром» а потом, когда мозг зрителя завяжется в узел, выдать полную версию в качестве сериала. Типа, убиваем одном проектом двух зайцев. И те, кто не понял нашу историю с первого просмотра, мы потом объясним и её смысл.
Грустно, что такой приём стал уже традиционным. Всё-таки хочется видеть законченное произведение на экране, а не трейлер для будущего сериала. Но если сериал по «Девятой» не появится, увы, это будет лишь дополнительным минусом к этой картине. Поскольку так комкать и не продумывать финал, ну, просто, некрасиво. Какой-то очередной плевок в лицо зрителю получается.
Но при всём этом, сюжет всё-таки интригует. Таинственную атмосферу у создателей картины создать получилось. А потому для одноразового просмотра «Девятую» смело можно рекомендовать. Главное не ждать от этого фильма какой-то глубинной философии и образности. Их здесь нет и близко. ------ Кто потрошить к нам придет... ------ Почти готический Питер, спецэффекты с троллингом, нуар и комиксы, мрачный Цыганов, язвительный Лысенков, пушистый Колокольников, бедные жертвенные девчушки, а также добрая зомбачка и глазастая ведьмачка... Чего еще нужно для российской версии «Из ада»?
Хомерики для меня - уникальный режиссёр. В том смысле, что его удачи запоминаются лучше, чем его (относительные, конечно, и по субъективному мнению) неудачи. В него, как в Киану Ривза, никогда не перестаешь верить.
А еще он благодаря бесспорному таланту и режиссерскому обаянию - почти как советский Островский - может «опопулярить» высокое. Но только Островский гениально писал пропагандистские романы, а Хомерики, вышедший из авторского кино, за которое его так уважают коллеги, теперь создаёт картины, которые часто нравятся еще и массовому зрителю.
Таким, например, обаятельным оказался «Ледокол» - да, я его считаю отличным фильмом, невзирая на кассовый провал. И не совсем таким, но куда более успешным финансово - по моим прогнозам - станет «Девятая», микст из жанров «нуар», «мистический триллер», «иронический детектив» - и все это с всплесками мелодрамы...
Антураж монументально-витиеватого Санкт-Петербурга подходит как нельзя кстати к истории, где есть магическая книга, медиум с глазами лани и коммерческой жилкой, аристократы и чиновники в накрахмаленных рубахах, контраст богатых, набитых раритетами домов, и грязного кабацкого дна с дровами и черпаками (которого не чураются те самые «крахмальные воротнички»), а также тайна ритуала, над которым скрупулезно трудится неведомый душегуб в плащике и с плеткой...
Занятен выбор трио главных актеров. Если с Цыгановым все априори понятно - он хорош, харизматичен, секси, даже когда ничего не делает (как такого не выбрать?) и почти так же мрачен в кадре, как сам в недавнем «Холодном озере» или как Джонни Депп в похожем по жанру триллере Хьюзов «Из ада», то партнеры у него неожиданные. Дэйзи Хэд - актриса из блистательного сериала «Куртизанки», странная внешне девушка, будто бы созданная играть хронических «терпил» и не способная - даже при явном насилии - заорать на человека. И ннна тебе - образ а-ля Вупи Голдберг! А Лысенков, приезжавший во владимирский «Киномакс» на спецпоказ «Девятой», - актер с характерной внешностью и отличным комедийным потенциалом (вон в «Домашнем аресте» сыграл эпизоды так, что запомнился лучше многих главных персонажей). Здесь у него получился этакий Ватсон с элементами троллинга. Конечно, в фильме «про мистические убийства» веселиться не положено - как-никак убиенные люди в кадре. Так что герой Лысенкова постоянно не то чтобы шутит - но (с комиксами, да!) иронизирует над Ростовым, над ситуацией и, собственно, над всей историей, которая получит нетипичный для абсолютно всех вышеперечисленных жанров финал. И вот этот прием - вплетаемой в сюжет иронии - явно снижает уровень пафоса (мистика всегда с нами, ага!) и не дает картине даже на миллиметр заходить на территорию хоррора. Впрочем, инфернальности, которой в «Из ада» было на грани «чересчур», в «Девятой» все-таки может и не хватить. По крайней мере, тем, кого такая инфернальность цепляет, кто любит в кино пугаться, волноваться и переживать катарсисы...
Понравился ли нам фильм? Скажем так: он прикольный. В ТОП-100 любимых картин мы его включать точно не станем, но пересмотреть через пару-тройку лет, возможно, соберемся. При оказии. ------ В Питере - убивать ------ Конечно, желание снимать ленты в локациях старого Петербурга вполне понятно: своя особая атмосфера с подобающими декорациями явно благоволит к всякого рода мистике. Однако зритель в большей массе своей ходит в кино не ради декораций, а ради историй. Историй интересных и запоминающихся, к которым сможет что-то прочувствовать, а декорации служат им как дополнение - достаточно приятное, но не сказать, что сильно важное. Студия Александра Роднянского, по словам самого продюсера, давно живет озвученным выше желанием. Пробой окунания зрителя в старопетербургский шарм был спорный «Дуэлянт», который обладал атмосферностью, но был лишён занимательной от и до истории. Спустя же время в памяти он остался, к сожалению, лишь неуклюжей и пошло снятой (не в плане эротизма, а в плане самой постановки) сценой секса да теми самыми декорациями под дождём. Но что там с первый блином бывает и так понятно. Теперь же «Нон-Стоп Продакшн» вместе с Николаем Хомерики, режиссёром достойной драмы «Ледокол», вступают в эту питерскую трясину снова, но уже с полноценным использованием заявленной петербургской атмосферы в мистических целях в старомодном, пытающимся быть нуарном детективе. Но, увы, со вторым блином у создателей вновь что-то пошло не так.
Главным ходом пиар-продвижения «Девятой», помимо рассказов о том самом мистическом Питере, было имеющееся сочетание жанров: детектива по классическим канонам и ироничного повествования в виде комиксов, которые превращали бы это «сурьёзное» расследование об убитых девушках во что-то более лёгкое для современного зрителя, которому, как думается, наскучили однотипные истории. Мотивы смешения ясны, но, как говорили великие, эксперимент оказался неудачным. Здешняя комиксная линия сильно инородна по отношению к основной и плывёт как бы в дополнение, очевидно являясь искусственно добавленной уже после законченной истории, ведь, по сути, никак не влияет на повествование: она не дополняет или раскрывает его, не пытается комично гиперболизировать или приврать для интереса, хотя сам же её рассказчик это обещает сделать в самом начале фильма. Она служит как перебивка, некий отдых от детективного расследования, с не самыми удачными шутками и не самой интересной рисовкой. Хотя, на самом деле, было бы от чего отдыхать. Поблагодарить создателей за введение данной ветки точно стоит, поскольку без неё «Девятая» смотрелась бы уж совсем тускло и хило. Верным решением, пожалуй, было сделать рассказчиком именно персонажа Лысенкова, который вкладывает хоть какую-то актёрскую отдачу в свой образ, а потому и запоминается на фоне общей бледности остальных непримечательных героев. Тутошний главный сыщик всея Руси, номинальный главный герой в исполнении Цыганова представляет собой одного из самых скучных героев всей истории, который проигрывает в индивидуальности даже куриному яйцу с пентаграммой. Цыганов, кажется, считает, что для такого молчаливого дуболомного следователя не стоит сильно напрягаться, но оно и понятно: как можно быть заинтересованным в ужасно натужной обязательной любовной линии, которую ещё, к тому же, надо отыгрывать на незнакомом и не самом любимом английском языке? Кто ж осудит Евгения, особенно зная, как ему идут молчаливые роли. Но «Девятая» не походит на, например, «Человека, который удивил всех» - здесь скупая задумчивость слегка не к месту.
А отыгрывать на незнакомом буржуйском приходилось немало, поскольку, наняв британскую актрису ради роли британки, коей не так уж обязательно было быть британкой (но надо же, очевидно, ещё добавить фишечки для «нестандартного детектива»), играть не на английском не выходило. Зрителя, что языка не знает, конечно, пощадили и снабдили всё переводом, но сделали этим лишь только хуже. Этот закадровый монотонный дубляж родом откуда-то с видеокассет из прошлого начинает раздражать уже где-то спустя полчаса: неменяющаяся интонация губит любые изредка проявляющиеся эмоции, да и под переведённой дорожкой всё равно слышна скудная оригинальная речь и видна незаинтересованная игра действующих лиц.
Возвращаясь к главным стилевым особенностям картины, очевидно, что комикс, повторяясь, скорее выглядит как ненужное дополнение, которое сильно разнится с основной детективной линией: будто создатели поняли, насколько она плохо выкроена, если рассматривать её со всем вниманием, и решили сбавить её своеобразной иронией, чьей задачей было настроить зрителя на более добродушный лад. Однако в ней преступно мало креативности и комичности, чтобы веселить, а потому она не позволяет отвлечь внимание от никакущей основной сюжетной ветки, где убийцей оказывается самый предсказуемый убийца, а следователи, что его ловят, пожалуй, и вовсе негодны к работе, поскольку лишены как и логики, так и даже банального инстинкта самосохранения. «Девятая» не оставляет никаких загадок и не пытается играть со своим зрителем, она лишена какого-либо напряжения и какой-либо интриги, останавливаясь на самых простых ходах из возможных, да и то не всегда самых логичных и адекватных: чего стоит одна деталь в завершении, глупость которой оправдывается разной анатомией у мужчин и женщин. Лента не пытается придать объёма своим односложным персонажам, заставляя их то проговаривать о своём прошлом вслух и в лоб, а то вести себя совсем уж неразумно и нелепо. В то же время «Девятая» пытается передать заявленный мистический дух, царящий в Петербурге, но сама не понимает, когда скепсис её героев превращается в веру: вместо сложных игр с с магией, что может быть обманкой, создатели в итоге скатываются к дешёвой мистике, что нужна для продвижения бестолковых детективов вперёд, да и всё. У кого-то там что-то пробудилось, кто-то что-то там видит, а потому смысла в сыскной науке нет - пошлите её, как советовал Цыганов, к чёрту, раз уж всё так просто и безыдейно.
В итоге «Девятая» не может похвастаться, кроме вполне приятных декораций, хоть чем-то существенным: для ироничной комедии тут мало юмора, для детектива - нет внятной интриги, для триллера - отсутствует напряжение, а для мистики - слишком уж всё скудно и без креатива. Даже убийства, красочно описанные на страничках местного некрономикона, будто бы боятся показать по-ганнибальски заманчиво, хотя это бы вполне вписалось в общую атмосферу. Зато вместо этого будут делать акцент на трагедии третьесортного персонажа, которого зритель узнаёт по одной минутной сцене и на которого, очевидно, аудитории будет наплевать с высоты Исаакиевского собора. Таким образом, «Девятая», напоминающая низкого пошиба бульварный роман, со своим множеством сценаристов и продюсеров описать можно простой известной поговоркой: у семи нянек дитя без глазу. Дитятко, конечно, могло бы вырасти и стать задуманным крепышом, но, к сожалению, ему это не удастся, ведь всё его приданое состоит из разукрашенного яйца да бубнежа за кадром. А на таком свою «особую» питерскую вселенную уж точно не построить. ------ «Ага! Мистификасьён!» ------ Так говаривал Павел Петрович Щербук в фильме про неоконченную пьесу и механическое пианино. Именно эта фраза вертелась у меня в голове во время просмотра. Было время, когда я думала, что фильм получит от меня десяточку. И заранее этому радовалась (могут ведь, шельмы!). Но, как это часто бывает, концовку откровенно слили. Во всяком случае, я осталась в недоумении и разочаровании.
Расскажу по порядку.
Антураж, декорации - выше всяких похвал. Мрачный, но до боли прекрасный Петербург, таинственные преступления, оккультизм - все так удачно встретилось в этом фильме. Актеры тоже не подкачали. Цыганов хоть и в который раз сыграл самого себя, здесь это оказалось в тему, Дмитрий Лысенков стал неожиданным приятным открытием, британка Дейзи Хед тоже порадовала. Было страшно, было и смешно. И казалось, что вот он - классический детектив, где встретятся умный сыщик и хитрый злодей. Да еще и приправленный всякими мистическими штучками и великолепными видами Северной Пальмиры.
Здесь и Исакий, и Казанский собор, и Лавра. Именно в этих, воспетых поэтами местах, находят изувеченные трупы девушек. Преступник следует непонятному жуткому ритуалу, и задача следователя петербургской полиции Ростова вместе со своим верным Ватсоном-Ганиным распутать зловещий клубок и поймать душегуба. Расследование приводит их в дом медиума Оливии Рид, британки, выступающей с сеансами магии в салонах Петербурга.
И здесь, сыщикам, которые верят лишь в науку и здравый смысл, предстоит столкнуться с неведомым. Вот только что это, магия или злой человеческий умысел, ловко маскирующийся под сверхъестественное?
Как я уже говорила, первые... много минут я была в восторге от истории, картинки, рассказчиков и всего прочего. А вот комиксы не произвели на меня большого впечатления, думаю, и без них я бы ничего не потеряла. В финале можно было пойти двумя дорогами, и обе они были бы интересны. Но режиссер выбрал третью - в никуда. По крайней мере, на мой непритязательный вкус.
Но семерочку фильму поставлю. Смотреть было увлекательно.
|
Отзывы о фильме Девятая