Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: История великого немецкого художника Герхарда Рихтера, детство которого пришлось на нацистские годы, что повлияло не только на его жизнь, но и на его творчество. Молодой художник Курт Барнерт сбегает из Восточной Германии в Западную, чтобы учиться живописи и свободно работать. Но прошлое настигает его, когда в отце своей возлюбленной он узнает человека, ответственного за страшные преступления. Курт разоблачит его через свои картины, которые со временем станут манифестом целого поколения.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.661 (2059)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.70 (7668)
Разделы: Фильм, Драма, Исторический, Мелодрама, Триллер
Год выхода: 2018
Название фильма: Работа без авторства
Иностранное название ленты: Werk ohne Autor
Режиссеры: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
Актерский состав: Том Шиллинг, Саския Розендаль, Ульрике С. Чарре, Евгений Сидихин, Себастьян Кох, Паула Бер, Каи Корс, Йорг Шютауф, Оливер Мазуччи, Ханно Коффлер
Продолжительность фильма: 189 мин. / 03:09
Производство: Германия, Италия
Сценарий: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
Продюсер: Christiane Henckel von Donnersmarck, Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, Квирин Берг
Оператор: Калеб Дешанель
Композитор: Макс Рихтер
Художник: Маркус Нордеманн, Силке Бур, Тересия Анна Фикус
Монтаж: Патрик Томас Смит, Патриция Роммель
Слоган: «Не отводи взгляд»
Сборы в России: $35 847
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
Премьера в мире: 4 сентября 2018
Премьера в России: 5 сентября 2019, «Ten Letters»
Возможно ли представить картину где вначале будет править вездесущая смерть и безнадёжность на основе социал-национализма и закончить вселенским всепрощением? Представленная ещё в прошлом году на международном фестивале в Венеции картина Флориана Хенкель фон Доннерсмарка за 3 часа удаётся сделать то, что остальным не под силу имея формат и продолжительно сериала.
Во время просмотра кол-во мотивов в истории без преувеличения поражает воображение. Автор фильма выворачивает и выжимает историю насколько это возможно, параллельно невзначай сказав о том, за что навечно благодарна Германия СССР. Прекрасно показаны и обыграны: ядро социал-национализма, врачебная этика в одеянии нацизма, становление современной Германии в различных её аспектах, суть идеологической верности, смена культурных концепций после войны, перспективы будущего, человеческая судьба, окутанная искусством. Сквозь всего вышеописанного будут пробираться наши герои картины. Некоторые сцены заставляют не шевелится в принципе, не говоря уже о финале, который каждый человек пропустит через свою мораль и ожидания.
Работа без авторства - не распиаренный как это и бывает для таких картин киношедевр 21 века родом из Германии. Соединяя в финале все свои многочисленные линии, в поисках недосягаемого для себя уровня, картина улетает в космос и дальше, даря весь спектр эмоциональных потрясений, не дав тот финал, который вы наверняка ожидаете. В этом и выразится всепрощение данного фильма, даря любовь тем, кто это заслужил уже давно, даря прощение тем, кто это не заслужит даже после смерти. Всё это держится на бесконечном - любви к творческому процессу как таковому, в искренним союзе мужчины и женщины. ------ Детство Курта Барнерта прошло в нацистской Германии рядом с любимой тётей, юной Элизабет, которая обожала абстрактное искусство и водила мальчика на выставки Кандинского. А поскольку девушкой она была несколько своеобразной, впадающей в экстаз от гудения автобусных клаксонов, периодически раздевающейся догола и разбивающей о голову тарелки, то ее добрые доктора забирают в психушку, где принудительно стерилизуют и отправляют в газовую камеру. Повзрослев и перебравшись в Западную Германию, в которой свобода творчества не столь ограничена, Курт влюбляется в студентку Элли, отвечающую ему взаимностью. Но призраки прошлого не хотят его отпускать, поскольку Элли окажется дочерью того самого человека, по вине которого погибла обожаемая тетушка Курта.
Немецкий режиссер с монументальным именем Флориан Хенкель фон Доннерсмарк громко заявил о себе в 2006 году дебютной работой «Жизнь других», сходу завоевавшей премии «Оскар», «Сезар» и BAFTA как лучший фильм на иностранном языке. Далее последовало приглашение в Голливуд, где постановщику был предложен совершенно чужеродный для него материал - авантюрный триллер «Турист», представлявший из себя средненький римейк французского фильма «Антони Зиммер», растоптанный критикой и провалившийся в прокате США. Творческий простой длился не один год и вот Доннерсмарк возвращается к излюбленной теме: человеческие судьбы на фоне исторических потрясений.
Хотя главного героя зовут Курт Барнерт, авторами заявлялось, что этот персонаж базировался на деталях биографии знаменитого художника Герхарда Рихтера, обильно сдобренных художественным вымыслом. Казалось, что в «Работе без авторства» были все компоненты эпической фестивальной драмы - тут и богатый исторический бэкграунд, и хорошие актеры (среди которых оказался даже наш Евгений Сидихин), и вечно актуальные темы нацизма, преследования инакомыслия и поисков свободы творчества. Но только во время просмотра никак было не избавиться от странного ощущения, будто Доннерсмарк часто тратит время впустую, а ведь фильм идет целых три часа! Пускай выстроена картина нескучно, она больше производит впечатление не исследования трагического конфликта через призму важных событий в истории Германии, а ужатого до полного метра мини-сериала, где с серьезной миной зрителю рассказывают какую-то банальную мелодраму, куда для солидности приплетены нацизм, социализм и абстракционизм.
Неплохо начавшись, «Работа без авторства» как-то быстро теряет фокус - от одной сюжетной линии кино перебегает к другой, сильных сцен практически нет, конфликты отдают мылом, а ближе к финалу проявляются очень странный монтаж, спорные режиссерские решения и злоупотребления затянутыми однообразными сценами типа долгих простаиваний за мольбертом, проходов по коридорам с лекциями об искусстве и обнимашек Курта и Элли голышом. На первичном уровне восприятия временами казалось, что внешняя обертка картины работает. Но стоит немного осмыслить происходящее, как тут же понимаешь, что персонажи прописаны поверхностно, а живыми и более-менее полнокровными они выглядят лишь благодаря хорошей актерской работе; сценарий вроде как изобилует массой деталей, но на поверку оказывается фрагментарным и мелким, за глубокий драматизм выдаются пролонгированные молчаливые мизансцены, а сама атмосфера строится лишь на красивой картинке с цветовой гаммой, позаимствованной из «Чтеца». Одним словом, это то самое кино, которое прекрасно характеризуется выражением «акварель маслом», и его полотно, как и главным героем в финале, размазывается режиссерской рукой в нечто мутное и водянистое. И все же картине повезло - «Работа без авторства» при всей своей художественной спорности сумела попасть в список номинантов минувшего «Оскара», претендовав на статуэтку в категориях «лучший фильм на иностранном языке» и «лучшая работа оператора» (Калеб Дешанель), став вторым после «Лодки» Вольфганга Петерсена немецким фильмом, удостоенным более одной номинации Американской Киноакадемии. ------ Никогда не опускай глаз... ------ Эпическое полотно...
Фильм охватывает три периода истории Германии через историю молодого художника Курта, чье детство и юность пришлись на нацистский, а затем на коммунистический режимы. Сбежав из ГДР в ФРГ он начинает писать картины, отражающие не только его личную судьбу, но и травмы целого поколения.
Перед нами новое творение немецкого талантливого режиссера (Жизнь других), который снимает очень редко (раз в 6-8 лет). На этот раз после не очень удачного американского проекта (Турист), он вновь обратился к тому что ему близко и что он хорошо знает, своей излюбленной тематике - о родной стране и переломанных судьбах.
Фильм получился очень атмосферным и сильным, жизненным и драматичным, этаким эпическим полотном отображенном в работах художника о людях прошедших через призму времени, в частности на примере молодого и начинающего художника стремящегося к творческой свободе, что для любого талантливого творческого человека жизненно необходимо...
В последнее время стало очень модно обращаться к теме современного искусства (Квадрат, Бархатная бензопила), вот и немецкий режиссер не остался в стороне и показал нам историю становления своего соотечественника Герхарда Рихтера - художника-абстракциониста, важного для современности, рефлексирующего, ищущего правды, не социальной, но художественной.
Также стоит отметить прежде всего актерский дуэт молодого и талантливого Тома Шиллинга и зубра актерского цеха Себастьяна Коха и замечательную музыку Макса Рихтера.
Рекомендую к просмотру любителям думающего и серьезного кино. ------ Идеологии и творчество ------ Эпическое кинополотно Флориана Хенкеля фон Доннерсма, автора «Жизнь других» (кто не видел, необходимо заполнить пробел).
«Работа без авторства» охватывает четверть века истории Германии. И условно делится на три части.
1) В нацистский период, показаны как трагические судьбы, так и блестящие карьеры немцев. Идеология и конформизм выявили внутри одних палачей, а другие стали их жертвами. Происходит зачистка «не таких», воспринимающих мир иначе, в контексте расовой теории.
2) Восточная Германия. Будни и особенности жизни в соц лагере.
3) Бегство в Западную Германию, контраст, раскрытие таланта главного героя.
На фоне данного исторического среза происходит взросление и становление художника, одновременно автор пытается показать место и роль искусства в условиях идеологий нацизма, коммунизма и демократии. Демонстрирует контраст узких рамок первых двух (национал-социалистического и соцреализма) и отсутствие рамок как таковых третьей. Где зарождается так называемое «туалетное искусство».
Для драматизации сюжета и интриги в любовной линии переплетаются судьбы детей жертв и палачей.
В общем, можно ещё долго словоблудить, фильм выдвигался Германией на Оскар, как и предыдущая работа режиссёра. «Жизнь других» его получила, «Работа без авторства» нет. И тут я, в кои то веки, абсолютно согласен с жюри.
Если первый, условно ретро-час воспринимается довольно органично, то второй и третий откровенно затянуты. Фильм... стерилен, что ли. В подобной истории крайне уместны были бы не стандартные операторские и монтажные решения, возможно лёгкие нотки сюрра, и ему катастрофически не хватает экспрессии. Особенно в период творческого поиска. Да и роль Тома Шиллинга оставила меня, мягко говоря, равнодушным. Я бы сказал прокол в кастинге, не поверил ему. Вообще актёрские работы весьма средние, за исключением Себастьяна Коха, тут респект.
Короче, я опять разочарован. Замах был явно на рубль, а удар вышел копеек на 60. Но это, опять же, субъективно. Смотрите, оценивайте. Уверен, многим кино понравится. Просто у меня к подобного рода лентам требования, так сказать, по гамбургскому счёту.
P.S. А вот «Жизнь других» настоятельно рекомендую. ------ Идеологии и творчество ------ «Работа без авторства» - немецкая драма о любви отечественному зрителю, конечно, не так хорошо знакома, зато в мировом сообществе она отметилась на многих престижных кинопремиях, включая Венецианский кинофестиваль, где получила заслуженную награду в категории Лучший фильм по версии молодежного жюри; затем был Золотой Глобус и номинация Лучший фильм на иностранном языке; а также были две номинации на Оскар в категориях Лучший фильм на иностранном языке и Лучшая операторская работа.
История фильма затрагивает большой временной период жизни главного героя, начиная с самого детства в рассвет Гитлеровской Германии и заканчивая осмысленным взрослением в послевоенное время, где он сталкивается со множеством трудностей и непростых испытаний. Но для парня главная беда заключается в том, что он, как человек творческий, не может найти себя в искусстве, но при этом никогда не унывает и не сдается, продолжая всегда идти вперед, невзирая на препятствия. И чтобы скрасить долгий путь в поиске самореализации, судьба дарит герою искреннюю и настоящую любовь, которая в нужный момент всегда поддержит и убережет от разных невзгод.
В первую очередь в фильме хочется отметить содержательную историю с качественно проработанными деталями и образами того или иного персонажа. Несмотря на трехчасовой хронометраж, фильм совершенно не выглядит затянутым, скучным или поверхностным. Уже с самого начала авторы погружают зрителя в самую гущу драматических событий и не стремятся понижать планку, поэтому сюжет развивается быстро, динамично и зрелищно, включая немалое количество эротических сцен. В фильме много диалогов, но при этом интригующих, интересных и загадочных, много взглядов живых и многозначительных и, конечно, много музыки от замечательного композитора Макса Рихтера, который в свое время придумал чудеснейшую мелодию для сериала «Оставленные» (кстати, он работал на проекте «К звездам» с Бредом Питтом, премьера которого состоится уже в этом месяце). В то же время режиссер данной картины тоже далеко не последний человек в кинематографе. Флориан Хенкель фон Доннерсмарк отвечает и за постановку, и за сценарий, и за продюсерские обязательства. В 2007 году он получил Оскар за фильм «Жизнь других» в номинации Лучший фильм на иностранном языке, так что авторитет режиссера говорит сам за себя.
С одной стороны картина демонстрирует зрителю невероятную силу воли и желание раскрыть свои потенциалы и возможности, которые проявляет главный герой, а с другой вся сюжетная линия просто пропитана глубиной философских рассуждений об искусстве, политике, социально-нравственных устоях и семейных ценностях. В фильме герои поступают и правильно, и опрометчиво, вдумчиво, и на эмоциях, что еще больше приближает их к существующим реалиям человеческого самопознания. Жизненный путь человека - это как попытка первопроходца постичь неизведанные земли, где одни каждый свой шаг продумывают до мелочей и не спешат, потому что от этого зависит их будущая жизнь, а другие бездумно мчатся со всех ног куда-то вдаль, не задумываясь о последствиях, при этом наслаждаясь каждым мгновением. Авторы картины очень четко определяют такое понятие, как «что такое хорошо и что такое плохо», демонстрируя это на фоне трех временных эпох. Поначалу раскрывается истинная суть настоящего нацизма, который проявляется даже по отношению к собственному народу. Далее в фильме демонстрируется вся глубина коммунистического строя, где отвергается любая индивидуальность, но в то же время присутствует всеобщая сплоченность в рамках общенационального единства. А уже в завершении зрителя ждет вся гамма ярких красок демократического уклада, где это проявляется даже не в политических лозунгах, а непосредственно в самих головах людей. Демократия для героя - это словно другая планета, где он наконец-то находит то, что он искал долгие годы, а именно себя.
Подводя итоги, обязательно стоит упомянуть замечательную работу всего актерского состава, благодаря которому на протяжении всего фильма присутствует целый комплекс разных эмоций. Тут вам и сопереживание, волнение, обида, злость, и ненависть, а также сочувствие, жалость и сострадание. Это действительно хорошее кино для всех ценителей европейского кино, где авторы рассуждают о многом, а зритель сам подводит итоговую черту и делает для себя определенные выводы. Но в любом случае, несмотря на серьёзный подтекст, для рядового зрителя данное кино в первую очередь рассказывает о любви к самому себе, к чудесной женщине и к бескрайнему искусству длинною в жизнь. Приятного просмотра.
Сюжет основан на фактах биографии немецкого художника Герхарда Рихтера.
|
Отзывы о фильме Работа без авторства