Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Исследование космоса всегда было первоочередной задачей для Советского Союза. Правительство тщательно готовилось к запуску ракеты, а члены экипажа должны были отвечать всем установленным требованиям. В тысяча девятьсот восемьдесят третьем году, в открытый космос выходит корабль «Орбита-4», космонавтам предстоит не только отправиться за пределы солнечной системы, но и провести исследования других планет и найти доказательства существования чужеродных форм жизни. На борту корабля находится командир, бортинженер и Владимир Вешняков-человек, отправляющийся в космос не первый и не последний раз. Но даже он, после столкновения с агрессивно настроенными пришельцами едва не сходит с ума. Полет проходил нормально, до тех пор, пока члены экипажа не встретились с тем, что так долго искали. После этого связь с ними обрывается, а сами люди вынуждены потерпеть аварийную посадку в неприметном лесу, куда приземляется их спасательная капсула, но командир погибает, а бортинженер находится в беспамятстве. Когда Владимира обнаруживают спасатели, то он не может и двух слов связать. Как единственного выжившего, его отправляют в закрытую лабораторию, где проводят допросы, пытаясь восстановить цепь событий и понять, что делать дальше. Нейропсихолог Татьяна Климова проводит с Владимиром сеансы, и узнает, что в теле ее подопечного находится монстр, ищущий новый дом для своей расы. Но сможет ли девушка спасти отважного героя и все человечество или очень скоро Земля станет обителью для пришельцев?
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.159 (18 190)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.30 (6K)
Разделы: Фильм, Драма, Триллер, Фантастика
Год выхода: 2020
Название фильма: Спутник
Режиссеры: Егор Абраменко
Актерский состав: Алексей Демидов, Оксана Акиньшина, Виталия Корниенко, Антон Васильев, Альбрехт Зандер, Наталья Швец, Пётр Фёдоров, Александр Шам, Фёдор Бондарчук, Александр Марушев
Продолжительность фильма: 113 мин. / 01:53
Производство: Россия
Сценарий: Олег Маловичко, Андрей Золотарев
Продюсер: Михаил Врубель, Фёдор Бондарчук, Александр Андрющенко
Оператор: Максим Жуков
Композитор: Олег Карпачев
Художник: Ульяна Полянская, Алексей Емельянов, Мария Славина
Монтаж: Александр Пузырёв, Егор Тарасенко
Сборы в США: $18 192
Сборы в мире: $18 192
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
Премьера в мире: 15 апреля 2020
Пришельцы в СССР... были! ------ Научная фантастика один из моих любимых жанров, но снять реально крутой фантастический фильм сложно, поэтому чаще выходит малобюджетный трешачок. Но «Спутник» приятно удивил, не то, чтоб фильм был идеальным и его захотелось много раз пересматривать, но на один просмотр очень и очень годная картина с неплохой идеей, крепкой актерской игрой и отличным антуражем Советского Союза.
Картина повествует о том, как космонавт-герой Владимир Вешняков возвращается из космоса с маленьким сюрпризом в виде инопланетянина внутри. И все бы ничего, но данная особь намертво присосалась к нему и отказывается существовать отдельно. Грезя великими научными открытиями, всевозможными правительственными наградами и головокружительным карьерным ростом, начальник базы твердо намерен исследовать инопланетного гостя и приглашает Татьяну Климову, нейрофизиолога, славящуюся своим странным, нестандартным подходом и отсутствием страха перед странными вещами. Возможность подобной работы Татьяну очень интригует, пока она не делает ряда пугающих открытий и не понимает, что ученые и военные скрывают от нее свои истинные цели и ужасающие факты о космонавте и его новом «друге». Кроме того, женщина проникается неподдельным сочувствием и теплыми чувствами к Вешнякову.
Фильм является смесью нескольких жанров - здесь и научная фантастика, драма, триллер. При этом научная фантастика не в стиле «Звездных войн» или «Чужого», а скорее «Прибытия» и «Живого» - акцент не на экшене и спецэффектах, а расследовании, развитии персонажей, отношениях, наблюдении и противостоянии главных героев не только пришельцам, но и правительству. Для меня хронометраж немного перетянут, кажется, вырежи минут 30 и не заметишь, на середине становится немного скучновато, местами хочется действия поактивней, но в целом сюжет увлекает.
Персонажи в кои-то веки не картонные, Татьяна, так вообще раскрыта на ура. Сцены с ребенком в детском доме замечательны и очень интересно вплетены в канву повествования, великолепен и конец. Жаль только, что герои говорят полушепотом, как в большинстве современных российских фильмов, не пойму причины данного феномена. Такое впечатление, что, когда актеры еле шевелят губами и комкают слова таким образом, что сложно разобрать - это супер натурально и круто, хотя на деле звучит убого и смешно. Не нормально ведь, когда дубляж Голливудских фильмов качественнее оригинальной озвучки!
Подытожить хочется прекрасной советской средой - здания, одежда, машины и мельчайшие детали интерьера... Все такое аутентичное и сочное, прям супер. Спецэффекты тоже не подкачали, пусть их и в меру. Фильм приятный, ненавязчивый, но тем не менее не пустой. Один раз любителям жанра точно стоит глянуть. ------ Самое фантастичное - это изображение Советского Союза ------ К игре актеров на протяжении всего фильма у меня нет никаких претензий.
А вот по сценарию все очень неоднозначно: первые 40 минут фильма очень неплохо и советский антураж показан правдоподобно, и отношения между людьми соответствуют той эпохе. Но с момента попадания на секретный военный объект появляется ощущение, что смотришь голливудский фильм про СССР в худших традициях времен холодной войны.
В реальном Советском Союзе на закрытых объектах было много солдат, но все они были безоружны. На КПП у офицера мог быть пистолет и уж точно никаких автоматов, тем более на дорогах и в помещениях, никаких шлемов и бронежилетов быть не могло - они только начали появляться в Афганистане. Вооруженного солдата с автоматом можно было встретить, только если пошел за грибами и наткнулся на полигон, который охраняет часовой, и то часовым могла оказаться бабка с карабином из ВОХР, но то настоящий Советский Союз, а в фильме мы видим что-то неприятное и угрожающее: толпы вооруженных до зубов охранников в шлемах, бронежилетах и с автоматами с навороченными прицелами. То есть еще ничего страшного не произошло, у пациента просто проблемы с головой, но антураж уже такой, что это явно не советская секретная база, а какой-то концлагерь. И вот это грязное ощущение концлагеря на всем дальнейшем протяжении фильма планомерно усиливается.
Когда на секретном объекте появляются заключенные «для хозяйственных работ», становится противно, потому что уже очевидна топорная работа типичного российского сценариста, который как по регламенту любой сценарий про СССР обязан нафаршировать стандартными лживыми страшилками про Советский Союз. То генерал КГБ требует сбить космический корабль вместе с космонавтами, лишь бы американцам не достался, то у Советского Союза нет денег на лечение членов сборной страны по баскетболу. Тошнит уже давно от этого «регламента». В реальном Советском Союзе зеки были на БАМе, были на строительстве нефтепровода «Дружба», но на космодром или другой режимный объект не пускали не то, что зеков, но даже тех, у кого родственники- зеки, за границей или находились когда-то на временно оккупированных немцами территориях. Для хозяйственных работ на таких объектах были срочники.
По ходу фильма на каждом шаге обнаруживаются нестыковки по мелочам. Например, нам показывают не фантастический космодром, а конкретно Казахскую ССР. Тогда возникает вопрос: а в какую реанимацию героиня Акиньшиной везет космонавта? Ближайший областной центр с реанимацией - 200 км от Ленинска (закрытого города в центре комплекса космодромов), в степных поселках нет даже медпунктов, а не то, что реанимаций.
Образ космонавта абсолютно провальный, это уже стало традицией, начиная с «Бумажного солдата» - сценаристы, режиссеры и наконец актеры не играют реальных космонавтов, а показывают, как бы они сами вели себя, если бы им вдруг приказали готовиться к полету в космос, и приписывают свою собственную лень, трусость и взбалмошность космонавтам. В реальной жизни ежедневные изнурительные физические упражнения, тяжелая физическая работа, включая тренировочные ремонты техники и водолазные работы, полеты и периодические тренировки на выживание - все это часть тяжелой рутинной работы космонавта с ненормированным рабочим днем, который при многолетней подготовке может ни разу и не полететь в космос. Многочасовое пребывание в сурдокамере или несколько суток в специальном помещении с периодическим проведением медицинских тестов и при этом быть объектом медицинских исследований - тоже часть рутинной работы космонавта, к которой он привыкает за много лет такого образа жизни. А кого мы видим в фильме? Неуравновешенного тусовщика, не привыкшего работать, который бьет кулаком по стеклу, потому что, видишь ли, несколько дней провел в замкнутом помещении, причем не в изоляции - к нему периодически врач приходит. И эта абсурдная тема развивается: «он у вас в положении заключенного». По этой логике все моряки военных флотов мира - заключенные, потому что, если не на вахте, то обязаны сидеть в кубрике, причем месяцами. С одной стороны - полная глупость, а с другой- системный синтез образа тюрьмы в СССР. А когда героиня Акиньшиной предлагает ему сделать пробежку, «космонавт» ломается и спрашивает «как на физре?» Сценарист, понятное дело, последний раз бегал на «физре», но это же все спроецировано на образ космонавта. Космонавт, конечно, человек, и вне службы может быть все, что угодно. Но не на службе.
Постоянные отсылы врача к Нобелевской премии просто смешны для Советского Союза. Да, среди населения это ходило как эталон высшего достижения, но ученые в Союзе прекрасно понимали, что никакая нобелевская премия им не светит сразу по нескольким причинам: формально - трудности или невозможность публикации в западных журналах, неформально - нобелевская премия была частью информационной войны: «у вас - первый спутник, первый космонавт, а у нас - больше всего нобелевских премий», в нобелевском комитете не было ни представителей СССР, ни других соц. стран. Тем более научный сотрудник в секретном НИИ очевидно имел форму допуска, которую не дают на коленке в вертолете, и врач не могла сказать ему такую глупость.
Последние полчаса фильма скомканы, как будто поняли, что уже 2 часа наснимали и нужно срочно написать «Конец фильма». Вся идейная сторона ограничена только в одной фразе «понятно, почему эта дрянь в тебе поселилась, а не в другом», и на этом - все, никакого продолжения. Никаких вопросов о том, откуда это взялось, может, их много и готовится вторжение на Землю, может, одна может размножиться и захватить Землю - никому такие вопросы в голову не приходят ни в начале фильма, ни в конце, то есть ни космическая, ни биологическая тема не интересна, ни причины произошедшего, ни последствия, ни возможность гибели или колонизации всей цивилизации тоже не интересны. И что же остается? А остается только тема концлагеря в СССР.
То есть ужасный-ужасный Советский Союз! Мордор! Космонавт в статусе «заключенного», кругом головорезы, сумасшедший кгб-шник. В отсутствие других идей получается, что только для этого и фильм сняли? По крайней, мере, денег накинули, чтобы зритель ужаснулся страшному СССР и то отвращение, которое возникло при просмотре фильма, подсознательно-физиологически ассоциировалось с Советским Союзом. ------ Сирота ------ Ввиду закрытия кинотеатров смотрел этот фильм дома, хотя желания идти на него в кино не было. Не то, чтобы я не ждал ничего хорошего от него, скорее даже наоборот, были надежды. Просто мэйнстримовое российское кино снимается без хорошего сценария, с плохими персонажами и пропагандой. Тут есть все это, хоть и не в таких количествах, как у того же Притяжения.
Начнем с плюсов. Он один по сути - это сам монстр. Сделан он очень качественно. Честно, тут я радовался каждому его появлению. Сцены с ним кровавые, эффектные. Только вот картина идет почти 2 часа, а его как-то мало.
Ну теперь и к минусам.
Актеры переигрывают. Все. Главные герои иногда будто не знают, кого они должны играть. Уверен, что это не проблема самой актерской игры, а именно кривой сценарий. Персонажи недоделанные какие-то что ли. Ну Федя Бондарчук играл полено, тут без откровений, а вот 2 главных персонажа старались, был конфликт даже в какой-то момент, но химии не вышло. Остальных героев даже не запомнил, они тут статисты и не более.
Еще мне не понравилась сама идея с монстром. Явно хотели обыграть идею с Чужим, но сам пришелец неэффективен. Слишком нежизнеспособный способ взаимодействия с носителем. Если бы ему не помогали военные, его бы истребили практически сразу. Да и вообще вся эта идея взаимодействия паразита и носителя тут притянута за уши, вот вообще весь фильм был вопрос «зачем было делать так».
Жалко, что практически не было космоса, вроде бы чуть-чуть в начале и все. Постер обещал все же космическую тематику в том числе, а фильм вышел камерным довольно. Как я понимаю, просто не хватило бюджета, и пришлось ужимать масштаб. Это не минус, просто сожаление.
И последний жирный минус - сирота. Весь фильм нам показывают отрывки истории из жизни сироты. Зачем он нужен в фильме про монстра из космоса? Это sy-fy хоррор, а не социальная драма. Эта линия с сиротой ни к чему не ведет и вообще не нужна, выкинуть её из фильма и ничего для истории не поменялось бы. То есть опять пропаганда ради пропаганды. ------ Орбита-4: Запутанная история ------ Заинтересовал меня этот фильм схожестью в идее с фильмами «Жена астронавта» (в большей степени) и «Живое». Я была заинтригована, потому что сеттинг картины - поздний СССР. Сразу скажу, что фильм оказался «ненашенским», снятым в лучших голливудских традициях: военные обязательно злые и очень нехорошие, ученые - беспринципные сволочи во имя науки (кроме, как правило, одного перебежчика), а Главный Герой - отважный и бестолковый. Один только монстр - самый адекватный персонаж.
Про ГлавГероиню нашу поговорим отдельно. «Итак, она звалась Татьяной...». Девушка работает психиатром с нестандартными методами, видно, что она действительно образованная и храбрая личность. Но, как потом выясняется, такая дурная... Ее поступки в начале фильма вполне логичны и понятны, она узнает скрытую правду о подопечном космонавте Константине, которого ее пригласили привести в чувство, и ведет себя так, как было бы в реальной жизни. Но потом Татьяна решает, что должна спасти мир и одного парня в лице упомянутого выше космонавта. Она делает ряд глупостей, наплевав на безопасность людей, и вдруг в конце понимает, что ее идея не выгорела. И начинает храбро плакать.
А вот монстр мне понравился. Как и актерская игра Петра Федорова: не поймешь, хороший он, плохой или запутался просто в себе. Но в финале его персонаж-космонавт единственный демонстрирует наличие интеллекта. Космонавт проходит дугу характера, признает свои ошибки. Я думала, что это будет психологический триллер с элементами хоррора, но сюжетная связка резко перескочила в «Венома». Хотя в этой версии, в отличие от комикса, Главный Герой такой симбиоз не принял и был от него не в восторге.
Однако, несмотря на все огрехи, что-то в картине все же зацепило. Я не имею в виду актерскую игру - она здесь большей частью никакая. И не сценарий. Атмосфера какая-то тягучая, она даже имеет свой цвет: болотисто-серый. И еще нам периодически будут показывать ребенка в инвалидной коляске, который все пытается сбежать из детдома. Очень интересные моменты, как выяснится в дальнейшем. Так что в «Спутнике» есть, что поругать и что похвалить. Это вполне себе хороший фильм со смешением жанров, добротно сделанный, но очень уж стандартный. И все-таки атмосфера вытягивает, так что можно сказать, что «Спутник» понравился, но пересматривать не тянет.
7,5 из 10 ------ Тварь дрожащая ------ СССР, 1983 год. Спускаемый аппарат «Орбита 4» приземляется где-то в казахской глуши. Из двух находившихся на борту космонавтов выживает только один (Константин Вешняков в исполнении откормленного Петра Фёдорова), и его вместе с телом товарища спешно эвакуируют в изолированный филиал НИИ системного анализа. Совсем скоро здешние исследователи обнаруживают, что внутри уцелевшего члена экипажа на Землю пробрался незваный гость и начальствующий на местах полковник Семирадов (поигрывающий желваками Фёдор Бондарчук) привозит из Москвы неортодоксального психоневролога Климову (флегматичная Оксана Акиньшина). Цель - найти возможность разделения носителя и поселившегося в нём создания, при этом сохранив исследования в тайне до получения необходимого результата.
Режиссёр-дебютант Егор Абраменко снимает свой первый полнометражный фильм на основе собственной короткометражки «Пассажир» (2017). От её первоначального камерного замысла с увеличением используемого кинокалибра остаётся крайне мало - история советского космонавта, прихватившего с собой из космоса таинственного сожителя, превращается в полноценный фантастический триллер, сыплющий оммажами в сторону более маститых западных аналогов. Неудобных сравнений в контексте «Спутника» не избежать, однако вторичность исходного сюжетного материала, пожалуй, единственное, от чего страдает картина. Кажущаяся наиболее очевидной параллель с «Чужим» оказывается наименее приемлемой - больше подойдут варианты с «Нечто», «Прибытием» или «Живым» Даниэля Эспиносы.
От киноленты Абраменко трудно ждать творческих откровений, однако, перманентно балансируя на грани провала, она практически всегда находит возможности для того, чтобы извернуться и выправить общее впечатление о себе. Возможно, это связано с тем, что от российского кино, тем более с претензией на качество, подсознательно ожидаешь парада косяков, которого в данном случае почему-то не случается - тут и героиня не забывает одеть защитный костюм при первом контакте с тварью (привет, Ридли Скотт), и рассуждения о том, что пришелец питается страхом (скептическая ухмылка зрителя), внезапно выруливают в сторону убийства заключённых из местного спецконтингента и выработке кортизола в стрессовой ситуации. Сюжет временами по-хорошему удивляет, хотя это удивление и возникает лишь на контрасте с общей косностью художественных решений и тривиальностью самого замысла с инопланетным визитёром.
О контексте определённой эпохи судить сложно - несмотря на фантастический жанр, создатели предпочитают аскетический подход в выборе сеттинга и отдельных декораций. Действие лишь в развязке по-настоящему выбирается за пределы НИИ в сепию казахских степей, до этого предпочитая водить зрителя по замкнутым пространствам лабораторий или жилых помещений. СССР здесь задаёт лишь общий тон и ограничивает возможности персонажей, которые поют про миллион алых роз, пока снаружи космической станции ползает загадочная тварь; налаживают контакт с неизвестным с помощью неваляшки; пытаются найти компромиссы, будучи зажаты в тесных оковах авторитарности. «В космос можно, а в коридор нельзя» - говорит заторможенный Вешняков, одной фразой очерчивая общее настроение внешнего мира, условно-агрессивной среды, которая почти не показывается зрителю, но где остаются брошенные дети, зашоренные во взглядах коллеги и прагматичные подходы, в рамках которых паразит не столько предмет для полезного изучения, сколько шанс сделать очередной шаг в гонке вооружений.
Не то звёздный гремлин, не то космическая чебурашка, исторгаемая главным героем, постепенно превращается для него из неудобного соседа в жизненно важную необходимость. Даруя организму носителя повышенные возможности для регенерации, она ещё служит своему живому скафандру и метафоричным наказанием за проступки прошлого, и мотиватором для совершения отчаянных шагов. Внутри каждого из нас живёт существо без моральных принципов и неуместных сомнений, и Вешняков не только выпускает его наружу - он стремится управлять им по собственной воле, ведь зачем быть тварью дрожащей, если можно получить право принимать спорные решения, при этом полностью уклоняясь от ответственности. Это глубже, чем могло бы быть, но не факт, что сами создатели осознают эту появившуюся в их картине (пусть и мелководную, но) глубину, от которой «Спутник» обретает длясебяшную целостность и общую ценность в контексте отечественного кинематографа. Другую подобную фантастику в современном российском кино, наверное, не отыскать - пока одни годами пытается снять опус про галактический футбол, другие старательно копипастит и внезапно создаёт крепкую жанровую по(д)делку, к которой хорошо бы относиться без привычного для восприятия отечественного кино хмурного скепсиса. Ведь могут же, когда хотят, хотя интереснее другое - хотели ли, перед тем как смогли?
|
Отзывы о фильме Спутник