Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: На дурака не нужен нож: ему немного подпоешь — и делай с ним, что хошь! Деревянный человечек, которого Папа Карло выстругал из полена, получился веселым, дерзким, шумным и доверчивым. Лиса Алиса и Кот Базилио завели его в Страну Дураков, но мудрая Черепаха Тортила помогла Буратино найти Золотой Ключик, потому что он был ужасно обаятельным.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.894 (56 076)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.60 (2K)
Разделы: Фильм, Детский, Музыкальный, Приключения, Семейный, Сказка, Фэнтези
Год выхода: 1975
Название фильма: Приключения Буратино
Режиссеры: Леонид Нечаев
Актерский состав: Томас Аугустинас, Татьяна Проценко, Ролан Быков, Владимир Басов, Григорий Светлорусов, Роман Столкарц, Елена Санаева, Дмитрий Иосифов, Владимир Этуш, Николай Гринько
Продолжительность фильма: 130 мин. / 02:10
Производство: СССР
Роли дублировали: Татьяна Осмоловская, Ярослава Турылёва, Маргарита Корабельникова, Татьяна Канаева
Сценарий: Инна Веткина, Алексей Толстой
Оператор: Юрий Елхов
Композитор: Алексей Рыбников
Художник: Леонид Ершов
Монтаж: Вера Коляденко
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 6 лет
Премьера в мире: 1 января 1976
Выход в прокат фильма на Blu-Ray: 25 декабря 2012, «Флагман-Трейд»
Выход в прокат фильма на DVD: 26 ноября 2009, «Флагман-Трейд»
Я убедился нынче сам, что надо верить чудесам... ------ Фильм-сказку «Приключения Буратино» заслуженно считают одной из самых лучших работ Леонида Нечаева. Популярность этой ленты невероятно впечатляющая, а обаятельный главный герой «доброй сказкой входил в дом» каждого советского, а затем уже и постсоветского ребенка. Успех «Приключений Буратино» сложился из целой совокупности значимых факторов. Это и несомненный талант режиссера, как признанного мастера работы с юными актерами; это и привлечение к работе над музыкальным сопровождением таких тяжеловесов, как Алексей Рыбников, Булат Окуджава и Юрий Энтин. Естественно, фильм многое потерял бы и без таланта и харизмы взрослых актеров «первой когорты» советской киногильдии: Владимира Этуша и Владимира Басова, Ролана Быкова и Елены Санаевой, Рины Зеленой и Баадура Цуладзе, Юрия Катина-Ярцева и Николая Гринько. И все же, важнейшими составляющими были: вера в чудеса, в добро и справедливость. Именно в то, что служит первоосновой любой светлой и доброй сказки. Юные зрители не только хохотали над приключениями, комичными ситуациями и трюками героев; но, незаметно для себя, усваивали и необходимость учиться дружбе и взаимовыручке, решительности и смелости, великодушию, и, самое главное-человечности. Уж этого качества с лихвой хватало у «деревянного» главного героя; в отличие от алчных, хитрых и подлых взрослых представителей людского рода, с кем пришлось сталкиваться Буратино на своем коротком жизненном пути.
Как итог -фильм рекомендуется всем без исключения, без оглядки на возраст зрителей. ------ Один балл до Идеала ------ Я был бы «нехорошим человеком- &dbquo;редиской“ или, того хуже, подобием Карабаса Барабаса, если бы не присоединился к тому, что здесь уже написано об этом совершенно уникальном фильме, который я бы одним из первых включил в список 100 фильмов, смотримых мною на необитаемом острове до конца дней своих (когда-то проводился такой масштабный соцопрос). Да что там говорить, я уже больше пол-жизни его смотрю и восторгаюсь! По своей шкале я поставил &dbquo;Приключениям Буратино“ максимально возможную реальную оценку 9, поскольку 10 для меня- это Абсолютный Идеал фильма, который ещё не создан, но к которому надо стремиться всем кинематографистам мира (и я отнюдь не считаю, что он недостижим!)
... Но почему же не 10; что же помешало мне посчитать любимейшую картину Идеалом? Да, в общем-то, некоторые «существенные мелочи». О них и пойдёт речь ниже.
... В 2001-м году я работал на полнометражном детском фильме Василия Панина «Ночь на кордоне», активно участвовал (со съёмкой) в детском кастинге (а потом и снимался с отобранными юными дарованиями). Так вот, доложу вам, это тяжелейшая работа- найти нужного ребёнка на нужную роль! Тут не взрослые актёры, тут ранимые детишки-непрофессионалы... Представляете ситуацию: какая-нибудь девочка-«принцесса» так готовилась, так переживала, так надеялась, а ей дядя-киношник вежливо и деликатно говорит «извини, конечно...» Слёзы, а то и истерика ('я хуже всех!»), разочарованные родители успокаивают... Согласитесь, это ведь настоящая психологическая травма для маленького человека. Но что делать- «искусство требует жертв». Поэтому я понимаю, как тяжело было Нечаеву собрать в «Приключениях Буратино» такой воистину «звёздный» детский состав (как, кстати, и Борису Грачевскому, чей совместный с Хмеликом и Суриковой проект «Ералаш» стартовал на год раньше и процветает до сих пор). Увы, тут случилась явная неудача по имени Мальвина... На странице фильма написано, что она- единственная москвичка из детей (остальные- местные, белорусы) и нашла её помощник режиссёра «в подъезде». Ох, лучше бы не находила, поскольку эта милая девочка-ангелочек играть свою роль была совершенно не в состоянии! Меня ещё в детстве покоробили её заученные и бездушные «произнесения текста &dbquo;Артемон! Артемон!“ с &dbquo;картинными“ позами, ну а дуэт с Буратино на лужайке (Дима Иосифов- просто гений!!!) наглядно показывает всю её, извините, актёрскую несостоятельность. Да, конечно, девочка маленькая и фактуристая. Но, слава Богу, я видел много таких же, и гораздо талантливее. «Алиса, тут что-то не так!»
... На 90 процентов фильм снят на просто роскошной «натуре» и в замечательно оформленных павильонах (за что особое спасибо художнику-постановщику Леониду Ершову, художникам-декораторам и т. д.). Но вот остальные проценты занимает непонятно за какие слоновьи уши притянутая сюда нарисованная-декорированная «лужайка» Мальвины с аляповатыми ромашками. Опять же, я ещё в детстве удивлялся- зачем такая рисованность с заметным синим задником, когда все прочее- вполне реально? Неужели нельзя было найти красивую природную полянку и «посадить» на неё видные садовые ромашки, если надо было (сам так делал на съёмках постановочного клипа Насти Ждановой «Ромашковая Русь»). Объяснения в «особости» и «волшебности» обители Мальвины не срабатывают: во-первых, откуда это у сбежавшей от Карабаса Мальвины оказался «запасной аэродромчик», даже с сараем для Буратино; во-вторых, настоящее, художественно обоснованное волшебство начинается после открытия двери в каморке папы Карло!. Есть ведь чисто «условные», намеренно снятые в декорациях прекрасные и более ранние фильмы- «Старая, старая сказка» (с тем же Этушем) и «Король-олень». Они целостны и «не лезут» в «натуру», поскольку тяготеют больше к театру, чем к кино ('киноспектакли»- это понятие я усиленно пытаюсь ввести в терминологию киносообщества). Так что, пожалуй, тут Нечаев напрасно пытался «скрестить ежа с ужом». Не удалось.
... А это просто респект и полнейшее восхищение игрой Бур-р-ратино, то есть Димы Иосифова! Мы видим его, как и других детей, без грима, носа и колпака в зале в финальной сцене фильма: простой, обычный, ничем не впечатляющий мальчишка. Но в роли Буратино он просто гениален (жаль, что ничего подобного он больше не сыграл). Зато, благодаря этой роли, он себя обессмертил! Кстати, кто-то (в мире) ещё помнит Маккалея Калкина ('Один дома»)? Как говорят украинцы, «от то ж!» ------ Не нужна мне малина, не страшна мне ангина... ------ Нечаев - мастер. Его своеобразная манера не всем нравится, но она уникальна. Он совершенно пренебрегает чистотой операторской работы и естественностью комбинированных съемок. Он обожает условность костюмов и декораций. Он прекрасно работает с детьми-актерами. Он подбирает к своим фильмам гениальные саундтреки. Его фильмы предназначены и детям, и взрослым одновременно - а ведь до этой мысли, снимать фильмы для всех возрастов, мировой кинематограф дошел только в самом конце XX века.
Вершина его творчества - фильм «Про Красную Шапочку», но и «Буратино» тоже очень хорош.
В «Буратино» нет единого глобального подтекста, какой-то идеи, спрятанной под «внешней» идеей о дружбе, смелости и прочем, но все образы, при их условности, не одномерны, и почти всегда - благодаря песням. Ох, Рыбников... мало кто способен, как он, говорить одной мелодией, без слов.
Интересно смотреть за дружескими (и любовно-дружескими) парочками-антиподами. Джузеппе и Карло - против Карабаса-Барабаса и Дуремара; Мальвина и Пьеро - против Алисы и Базилио. У каждой пары своя история, свои нюансы отношений. Джузеппе явно богаче и «социально адаптированней» Карло, но в дружеских отношениях отдает ему первенство. Поэтическая натура шарманщика вызывает у столяра-выпивохи особый трепет. Карабас и Дуремар - вообще нечто. Злодейство злодейством, но харизма Барабаса никак не меньше его бороды. Трусливый и хитрый Дуремар подлизывается к доктору кукольных наук, явно при этом завидуя его размаху и... определенной широте души. Барабас - наивный злодей, в своем злодействе он честен и могуч: «Плевать на униженья! Да! Я готов унизиться...» Как актерский дуэт Басов и Этуш просто великолепны.
Мальвина и Пьеро - очаровательная любовная история, нежность первого чувства. «Отличница» и красотка, казалось бы, глупенькая и правильная, Мальвина тоже покорена тонкостью души и скрытой красотой Пьеро. Нервный и печальный поэт Пьеро все же достаточно смел, чтобы открыто признаться своей даме в любви. Базилио и Алиса - парочка жуликов, особенный кайф ловящих в том, чтобы обмануть всех, в том числе друг друга, но неразлучных. Быков как актер, конечно, переигрывает Санаеву...
Сам Буратино - несомненная удача. «Деревянные» движения, улыбка до ушей, стопроцентный мальчишка, само обаяние.
Рина Зеленая же все происходящее, можно сказать, объединяет своей песней: «Юный друг, всегда будь юным, ты взрослеть не торопись». Вообще, у Нечаева эта просьба к детям не торопиться стать взрослыми - очень личная. В его «Питере Пэне» самая пронзительная - песня миссис Дарлинг: «Не спешите, не спешите, дети, вырастать... пусть помедленнее старятся родители».
Финальные кадры, где юные актеры аплодируют сами себе под гимн детства «Бу-ра-ти-но!» - достойное завершение этой озорной и радостной истории. ------ Мультики в воображении алкоголика... ------ Это просто деградация... Вдумайтесь: Джузеппе - старый дед, у которого нет семьи, нет близких, а только сосед алкоголик, с которым он часто выпивает, но в повествовании (которое основано на итальянском «Пинокио»), нам этого, естественно не показывают. Вот так произошло и в этот раз: напился Джузеппе винца с соседом или еще чего покрепче, пропил все деньги, что как-то зарабатывал плотничеством и загоревал. Но потом, у него в голове проснулась идея, создать деревянную куклу. Скорее всего, желание извоять куклу возникло у него не от желания создать некоего друга, чтоб не скучно было, так как семьи своей нет, а чтобы продать ее и снова выпить. Но это как нужно было напиться, чтобы в глазах Джузеппе бревно стало ойкать от прикосновения инструмента, а потом и вовсе ожило и стало разговаривать. Запущенный случай алкоголизма у Джузеппе...
А Карабас-Барабас? Этот завуалированный педофил, руководящий маленькими куклами-детьми? Это ж просто трындец какой-то, а не повествование!
А черепаха Тортилла? Старая дева, которой хочется отношений, но вокруг одни алкоголики, как Джузеппе и педофилы, как Карабас. Одного Дуремара-дурачка, хотела завлечь в свою бурую тину, заманить золотым ключиком. Получились ли отношения Тортиллы с Дуремаром, появились ли на свет маленькие торчиллы или нет, история умалчивает...
Лиса Алиса и кот Базилио, как по мне, самые нормальные персонажи. Эдакие, Бони и Клайд, переодетые бомжами с Рублёвки. Правда и их психическая вменяемость поддаётся сомнению, когда они разговаривают с говорящим полено Буратино.
Скорее всего, напившись дома вина, Джузеппе переживал отходняки, в виде видений в коре его головного мозга и представлял, как это полено по имени Буратино, шатается по вымышленному городку, а все другие персонажи - проекция тех людей, которых он встречал ранее и с которыми лично у него не сложились отношения (Тортилла, наверное - это его бывшая).
Такую шапку на голову не натянешь... ------ Лучший детский фильм ------ Л. Нечаев не смог снять ничего лучшего после «Буратино», потому что это в принципе лучший детский фильм. И в этом огромная заслуга в том числе композитора (какие там мелодии - объедение!) и автора текстов. А также оператора, оформителя и художника по костюмам. И, разумеется, актеров. Отличный подбор главного героя. Великолепные Карабас и Дуремар. Потрясающий дуэт К. Б. и Л. А., такого вообще ни в одном фильме больше нет.
Уважаемые дети и взрослые, которые еще помнят себя детьми! Шреки Шреками, Гарри Гаррями, но «Буратино» во многих отношениях еще никем не обойден.
Вторая крупная удача - это «Не покидай», который действительно может считаться культовым. Он, правда, более драматичный и требует более серьезного к себе отношения. Не уверен, что дети будут рады.
Фильм снят по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». ------ Роль черепахи Тортилы Леонид Нечаев предлагал поначалу Фаине Раневской, но та, едва услышав, что фильм сниматься будет в Беларуси, заявила, что согласна сниматься, только если съёмки будут проходить в подъезде её дома. ------ Дмитрия Иосифова (Буратино) режиссёр Леонид Нечаев случайно увидел на катке. Заработная плата юного актера составляла 100 рублей в месяц. ------ Татьяну Проценко (Мальвина) помощница режиссёра нашла в поезде. В отличие от других детей-актёров, она была москвичка (все остальные дети - из городов Беларуси). ------ Ролан Быков (кот Базилио) и Елена Санаева (лиса Алиса) в то время были муж и жена. Также это первый фильм, где они снялись вместе. ------ В песне черепахи Тортилы Рина Зелёная не поёт второй куплет, так как в нём упоминался её возраст. ------ Для киностудии «Беларусьфильм» это был первый фильм снятый для детей. До этого на ней снимали в основном военные фильмы. ------ Финальную песню для фильма Леонид Нечаев предлагал спеть Алле Пугачёвой, но певица отказалась, сказав, что у нее может не получиться. Тогда режиссер пригласил Ирину Понаровскую, которая и исполнила песню. ------ Золотой ключик, изготовленный на заказ для фильма, режиссер Леонид Нечаев после окончания работы над картиной выкупил у студии и забрал себе на память.
При съемках эпизода, когда Буратино приходит вместе с Пьеро к Мальвине, Дима Иосифов забыл переобуться после перерыва на обед в деревянные башмаки и вошел в кадр в своих ботинках. Заметили это только при монтаже картины, но переснимать сцену не стали.
|
Отзывы о фильме Приключения Буратино