Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Территории Мозамбика охвачены злостными набегами боевиков Исламского государства. Население не располагает достаточным вооружением, чтобы достойно сопротивляться врагам, а армия проигрывает локальные бои и старается защищать хотя бы основные стратегические пункты. Провинция остается под ударом, лишена подкрепления. Незваные гости бессовестно разрушают деревни, без разбору убивают мирных граждан, расправляются над стариками, женщинами и детьми. 13-летний Жозе сталкивается с ужасом войны неожиданно. Из родственников у мальчика остается в живых только старший брат. Луиш поддается пропаганде террористов и вступает в их ряды, чтобы обеспечить выживание себе и младшему братишке. Мальчик же помнит в красках, как преступники убили его родителей, потому отказывается следовать примеру своих сверстников. Бедняге чудом удается выбраться из плена. Долгие скитания утомляют его, но спасение приходит от российских военных, приехавших в страну, чтобы помочь с инструктажем армии. Отважный боец Гранит просит Жозе указать расположение противников, чтобы облегчить соратникам нападение на бездушных убийц. Ребенок становится перед дилеммой, ведь ему хочется помочь своим спасителям и народу, но одновременно он переживает о судьбе брата, ведь при атаке он погибнет.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.9 (100727)
Разделы: Фильм, Боевик
Коллекции: Для мужчин
Год выхода: 2021
Название фильма: Гранит
Режиссеры: Денис Нейманд
Актерский состав: Евгений Терских, Игорь Филиппов, Марк Гаврилов, Евгений Добряков, Мексес Мабессимо, Александр Барановский, Эльвира Синельник, Олег Чернов
Продолжительность фильма: 100 мин. / 01:40
Производство: Россия
Сценарий: Владимир Измайлов
Продюсер: Сергей Щеглов, Ирина Зайцева, Генрих Кен
Оператор: Владимир Шпомер, Александр Полагаев, Дмитрий Арефев
Композитор: Виталий Муканяев
Слоган: «Жить или умереть»
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
Премьера в России: 28 декабря 2021
Африка не для прогулок ------ Творческий союз Нейманда с Измайловым привлёк внимание после «Туриста» и пока не огорчал. Первое впечатление от «Гранита» трудно выразить не из-за качества кино и актёрских работ, а из-за ощущения, что у меня в голове зрителя вместо понимания, что за дела на этой территории, чепуха какая-то.Если просто оценить фильм, как боевик про схватки в Африке, получится, что «Гранит» - крепкий середнячок с упрощённым изображением мотивов профессиональных военных, ещё более упрощённым отношением к переживаниям африканцев и слишком идеализированным отношением сегодняшних аборигенов к понаехавшим колонизаторам и их антиподам.И вся эта зрительская конструкция отношения к фильму только как к выдумке на некую тему разваливается, если не полениться узнать, почему в Мозамбике всё так странно и не по-людски.Надо бы отметить не выпяченный, но важный эффект фильма - он депрессивный. Финал производит впечатление открытого, а ощущение, что история только начинается, проявляется не сразу - дни прошли, пока созрело. Потом и вовсе возникли сомнения, что авторы фильма хотели снять боевик. Вместо воинской авантюры или канонического боевика довелось посмотреть современную трагедию.То, что народ в кадре палит из старых калашей и машет мачете, а по ходу дела полно эпизодов с джихад-мобилями и даже с засланцами в арафатках - не признак военного боевика, а современные тоги да котурны, пейзажи и интерьеры не античные, а натурально африканские. И биографии с географией требуют, чтобы зритель перестал лениво лопать попкорн перед экраном и копнул историю.Не боевик, а трагедия: угроза геноцида в Мозамбике на взгляд с нашей стороны далеко за гранями драмы и воспринимаются чуть ли не как художественный приём для вовлечения зрителей в переживания, типичные для свидетелей трагедии. А герои сочетают признаки личностей и символов - есть герои-спасители, антигерои-палачи и жертвы. И все основные участники событий погружены в состояние инферно, за десятилетия войны ставшее для местных рутиной. А для героя, прибывшего с миссией, ад преодолим, потому что он воин по жизни - в полном смысле герой, умеющий превозмочь ужас боя. Ясно, что своеволие героя, изменившего план операции, не объясняется специфической воинской психопатией, и он не впадает в раж, как берсерк. Как положено в трагедиях, действие обостряется, когда формально главные действующие лица выполнили основную задачу - прибыли, осмотрелись, готовы доложить командованию, что страна почти погибла. А потом перед героем выбор - игнорировать ад или рискнуть и вмешаться. Всё так понятно в «Трое», когда Ахилл желает славы, вооружён и одет соответственно, а красотки разбавляют резню амурами… Тут же форма трагедии заполнена типичными актами в смеси с хроникой последних десятилетий, репортажами СМИ и телерутиной, приучившей зрителя не столбенеть перед экраном, транслирующим геноцид чуть ли не в online режиме.Группа российских военных прибыла в места, где помнят, что ад гражданской войны преодолим - о том, как страна на пару десятилетий смогла вырваться из колониального ада, пока не попала в неоколониальный, не забыли хотя бы старики.В итоге напрашивается вывод, близкий к «туристическому» - нужен «Гранит-2», как нужен и «Турист-2». Второе: это фильм-трагедия, но без следующего фильма эта трагедия не имеет заключительного акта. Если прологом считать катастрофу, погубившую Самору Машела, то всё складывается. А зрителю смысл трагедии станет понятным даже без эпизодов с Эдуарду Мондлане или пастором Уриа Симанго. Кажется, Нейманду с Измайловым предстоит титанический труд по замене западной развесистой киноклюквы с тарзанами, квотермейнами и пупсами из League of Extraordinary Gentlemen на новое военно-политическое кино в жанре неразвлекательных драм и трагедий. ------ Делали наспех, а сделали на смех ------ Мега-кроссовер, включающий трилогию про Шугалея, Солнцепек и Турист заценили многие. Надо сразу оговориться, все фильмы этой линейки -стопроцентная и неприкрытая про-па-ган-да, так что я не буду их оценивать с идеологической точки зрения, но вот чисто как развлекательное кино... Трилогия 'Шугалей' -среднего пошиба телевизионная поделка, 'Турист' -годный боевик, ну и лучший - Солнцепек. Для всех этих фильмов сценарий написал некий Владимир Измайлов и должен заметить, при всей идеологизированности оных, сценарист имеет действительно интересный талант -прописывать персонажей, их мотивы, сооружать конструкции из диалогов, в результате чего болванки оживают, так что тут Измайлову только плюсануть. И да, сюжеты тоже ровные, вменяемые, нет какого-то выпирающего идиотизма.В связи со всем вышесказанным, ждал Гранит как часть 'мультивселенной' (пропагандирующей ЧВК 'Вагнер', чего уж тут). Думал будет добротный боевик, а на самом деле получилась нереально скучная шняга. Огромный плюс -снимали в 'родных' местах, как Туриста -в ЦАР так и Гранит -в Мозамбике. Но фильм разочаровывает с самого начала и тотально во всем. Плюс однозначный -выбор Олега Чернова на главную роль. У Олега сложился образ такого стопроцентно концентрированного мужицкого мужика, до мозга костей, он и сыграл такого персонажа, так что вот именно к нему претензий ноль. А все остальное... плохо, парни, просто плохо. Такое ощущение что фильм снимали впопыхах сценарий сумбурный, а действие размазано так неравномерно что хрустит челюсть от зевков между боевыми эпизодами. Зато озвучили факт того, что СССР помогал Анголе - вроде чего такого, все логично, но в Союзе как будто реально стеснялись об этом говорить и снимать кино, так тут об этом напоминает пара эпизодов - мол, ребята, гордитесь... то, что в принципе помощь СССР и России имеет разные цели - естественно плевать с высокой башни, лишь бы подать сигнал о добродетели.Боевые действия скучные. В 'Туристе' был интересный и неожиданно даже комичный момент боя под песню группы Ленинград. Тут пытались повторить пройденное, но получилась именно дешевая эксплуатация. Боевые действия сняты настолько лениво, что можно было бы футажи вместо них вставить, а бюджет пробухать. Да, иногда что-то приличное прорывается, но такое ощущение что снимали лишь бы закончить и 10 разных режиссеров, а потом кое-как смонтировали (я его слепила из того что было) и выкинули -нате смотрите.Нет, кино не ужасное, примерно на уровне трилогии про Шугалея, но вообще...могли бы и лучше. И да, в кои-то веки научитесь уже пропаганду маскировать получше, че так в лоб-то? ------ Apocalypse Now и вчера ------ Чтобы вспомнить, что за страна Мозамбик, надо заглянуть в справочники. У жителей этой части Африки и формальная независимость-то только с 1975 года всего, а с времён португальской колонизации и ранее арабской, страну полтысячелетия как хотели, так и имели. И опять насилуют, чтобы из португало-африканской мутировала в игиловскую… Если сравнивать с «Туристом», легко сообразить, что ЦАР - это ещё цветочки, а беспредел в Мозамбике - вот это уж такие кровавые «ягодки», что мама не горюй… Глянем на фон для военных авантюр. Почему операция подразделения военной организации прошла так сумбурно, догадаться не сложно.В фильме показали версию одной из крупнейших африканских авиакатастроф. Эта беда унесла десятки жизней, сбросила с пути развития страну, только-только начавшую выкарабкиваться из колониальной депрессии. Наши специалисты прибыли оценить обстановку на территорию с почти уничтоженным государством, разобщённым народом, который явно погружают в новое колониальное рабство террором, геноцидом и тотальной неграмотностью в комбинации с принуждением к обособленности по родоплеменному признаку - трибализации.Осмотреться в Мозамбик прилетело маленькое подразделение с опытным командиром. Позывной Гранит можно сразу отнести к говорящим именам. Хорошо, что создатели фильма отказались использовать сентиментально-показушные голливудские клише и показали невыносимую обстановку: коррумпированную столицу с режимом, располагающим властью с опорой на штыки в центре да нескольких портовых городах, может, ещё в фортах с более-менее подконтрольными гарнизонами. А для группы российских инструкторов остальная территория - terra incognita в прямом смысле.Для зрителя и трагедия мозамбикской «хатыни», и авантюра рекогносцировки, и ад, в котором десятилетиями выживает без надежд двадцатимиллионная провинция, становятся фоном - наскоро в эпизодах сказано о приглашении инструкторов, но в сведениях о приглашающей стороне столько мути, что нам по нашу сторону экрана ясно: военные специалисты отправляются в неизвестность. В компьютерных играх такие территории называют «нераскрытыми картами», а военные веками описывали ситуацию словами «туман войны» (по-немецки - Nebel des Krieges, по-английски - Fog of war).К достоинству фильма как раз и относится то, что «туман войны» показан кинозалу во всей неприглядности - в этом тумане не куклы и не кибер-боты, а живые люди, жертвы бесчеловечной эксплуатации, за 600 лет сформировавшей характер жителей этой части Африки. Их надежды после падения самолёта с первым президентом освободившейся страны умерли, в городах и селениях около тридцати миллионов жителей не чувствуют себя гражданами страны. Где народу погуще, уклад сложился в коррупционно-криминальную пародию на государство, а вдали от портов и столицы хуже феодализма - правят мачете и пули…К последним кадрам фильма, как кажется, большая часть зрителей должна испытывать оторопь. Гранит ведет себя нетипично для кроваво-сентиментальных военных драм типа «Слёз солнца», зрителя не развлекают блокбастерными приёмами в стиле Black Hawk Down и не выжимают слезу, как в Soldiers of Benghazi. Нам показали африканскую Хатынь и не приукрасили трагедию художественными приёмами. После просмотра такого немарвеловского шоу не будет ни комфорта, ни ощущения, что вы, отдохнув на диванчике, можете теперь переключиться на чаёк или ещё что-то, что осталось после новогоднего пира. Кажется, история наших в Африке и история двух подростков - не развлечение со скуки в новогодние каникулы, а приглашение в свирепую реальность 2022 года. Да, актёры, представившие нам тройку основных героев художественного фильма, играли для нас роли, только это не развлекательное кино. Кажется, «Гранит» - произведение с сюжетом, ведущим к катастрофическому исходу. Как в энциклопедии: трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность заострённо, как сгусток противоречий, вскрывает конфликты реальности в напряжённой форме, обретающей значение художественного символа… С тем, что древние греки называли symbolon, в фильме всё на своём месте. Образ, взятый в аспекте своей знаковости, и знак, наделённый многозначностью образа - образ воина с позывным, отражающим его душевные свойства. Знак: это крепко - гранит. И это человек, а не сказочный супергерой из Pulp Fiction.Вывод: архив военного реализма пополнился ещё одним фильмом. Кто хотел только развлечься, тот зря хотел. Кому желанно кино для ума и сердца, тому Денис Нейманд по сценарию Измайлова такое кино дал. Актёры сделали хорошую работу, а что зрители оставят в своих душах… Ну, это вопрос уже к нам. ------ Не боги горшки обжигают ------ Непролазные джунгли, огненная картечь и брутальные мужчины в камуфляже – захватывающий сюжет с адреналином, классика жанра боевика. Только это не морские котики, спрыгнувшие с неба. Так уж сложилось, что любой российский боевик воспринимается сегодня через призму американской школы. Во многом зритель оказался заложником заокеанского экшена, отчего нашим режиссерам с большим трудом приходится пробивать дорогу к сердцу зрителя. И в «Граните» они пошли своим путем. Интересно, что борьба с террористами на севере Мозамбика в итоге сконцентрировалась вокруг судьбы одного мальчика, от которого даже в конечном счете зависел исход этой самой борьбы. Помните, знаменитое из Достоевского, что весь мир не стоит и слезинки ребенка? Русские, как всегда, привлекают внимание задушевностью, с лихвой компенсируя явную нехватку технических спецэффектов. Не могу назвать себя поклонницей Чернова, которого знаю больше по ментовским сериалам, но здесь актер меня удивил. Он действительно полностью оправдал прозвище Гранит, вынеся на себе весь закрученный сюжет африканской авантюры. А сделать это было непросто, учитывая довольно специфический местный колорит с неприкрытыми отсылками к каменному веку. Процветающий каннибализм, воины в шлепанцах и бутафорские войска с белыми аксельбантами – на таком примитивном фоне любой нормальный мужик в защитном камуфляже будет выглядеть героем, это несложно. Однако Гранит сумел доказать свою мощь и словом, и делом. Кому-то сюжет с африканским «сыном полка» может показаться банальной литературщиной. Возможно, так бы подумала и я, если бы не контраст с тем же Гранитом. Пронзительный контраст между суровостью и сентиментальностью. Мальчик-сирота неслучайно оказался частью его переживаний. По сути, Гранит такой же, как и негритенок, сирота – воин-одиночка, скитающийся по свету в поисках точки приложения своего недюжинного таланта. Свой час истины Гранит находит на дороге в джунглях под горячим небом Африки.И здесь раскрывается режиссерская аллегория с богами. Для старого мозамбикца русские (советские) «как боги» - бессмертные добрые воители, принесшие когда-то спасение его забитой и нищей стране. Однако концовка фильма противоречит его идеальным представлениям. Нет, они не боги – они просто порядочные люди, которые порой и сами погибают, но никогда не идут на сделку с совестью. И в этом их сила, поднимающая на действительно божественную высоту, как бы намекает нам Нейманд.Особенно хочется отметить психологический драматизм картины. Дикие нравы тропической Африки шокируют, а изнывающая жара чувствуется даже через стекло экрана. Однако тяготит не это. Самое тяжелое – это убеждать и терпеть предательство, которым пронизана военная элита далекой африканской страны. Убедить Гранит смог, и даже вдохновить своим примером подрастающее поколение, для которого советские как были, так и остались «богами». А вот с предательством одним подвигом не разберешься. Но это уже удел самих мозамбикцев, получивших сигнал из метафоричного прошлого. ------ Заглянуть за «Гранитную» завесу ------ Как и многие, видевшие рекламу фильма «Гранит» о приключениях российских инструкторов, я не удержалась от просмотра фильма. Ну что сказать? Фильм неплох, снят добротно и качественно. Не скажу, чтоб встречались откровенные ляпы – на удивление грамотная матчасть. Лично меня как рядового зрителя некоторые моменты… не то чтобы удивили. Но, как пишут в школьных сочинениях, «тема не совсем раскрыта». Ничего плохого не скажу по сюжету. На мой взгляд, вполне логичный и динамичный. Не «Санта-Барбара», чтоб растягивать на пятьсот серий. Всё главное, что собирались, авторы показали. По сюжету, повторюсь. Музыка подобрана грамотно, кстати, Шнур лично для меня показался с новой стороны. Для меня центральным героем, что логично, был сам Гранит. Остальной отряд (не знаю, задумали так или просто получилось) играл его, как короля – свита. И весь фильм параллельно с основными событиями я пыталась составить для себя его портрет. Как мужчины, как личности, как бойца. Он мне понравился несуетливым, спокойным мужским поведением. Как командиру – безусловно «верю!». Видно, что Гранит - грамотный профи, разбирается в своей работе, быстро вникает в обстановку, способен построить ленивых африканских парнишек и сковать из них боеспособный отряд. Умеет рисковать и принимать решения. Всё так. Но.Я – не военный обозреватель или историк, чтобы прежде всего вникать в перипетии африканских политических конфликтов или анализировать интересы Америки в ЦАР. Я обычная зрительница, которая села посмотреть хороший боевик и которая кое-что не поняла.Прежде всего меня заинтересовала, как уже сказано, личность Гранита. Но… я её не увидела. Командира – вижу. Бойца – вижу. Сорвиголову, способную рвануть в опасный разведрейд – вижу. А человек где? Понимаю, их специализация не предусматривает полных анкетных данных, но по имени назвать можно хоть раз? Они ж не просто братья по оружию, не в первую командировку вместе едут. Разве не логично хоть иногда по имени называть друг друга, а не одними позывными? Повторюсь, я не военный специалист, сужу с точки зрения обывателя.Дальше. Немного лирическая линия дружбы Гранита с чернокожим парнишкой сначала заставляет поморщиться от затасканности фигуры сына полка. «Ну сколько можно?» - начинаешь морщиться… и в конце вдруг становится понятно, что привлекло матёрого волчару, опытного бойца в перепуганном пацанёнке. Гранит – сам одиночка. Сирота он или просто остался один на свете, но в конце это наконец раскрывается, по-новому освещая дружбу взрослого мужика и мальчишки. Мне показалось, что в Жозе командир увидел своё отражение – одиночки, лишившегося семьи. Может, поэтому он и опекал маленького негритёнка? Ну вот показалось так.
|
Отзывы о фильме Гранит
Комментарии 6