Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Новый фильм известного своими неоднозначными и навевающими размышления творениями Джима Джармуша и на этот раз оправдает все ожидания зрителей. Это история о красоте «малых дел», о том, что за внешностью обычного водителя автобуса может скрываться поэт, а безбрежная радость от совершения «малых хороших дел» столько велика, что дарует смысл жизни.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.328 (12 829)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.40 (30 212)
Разделы: Фильм, Драма, Комедия, Мелодрама
Год выхода: 2016
Название фильма: Патерсон
Иностранное название ленты: Paterson
Режиссеры: Джим Джармуш
Актерский состав: Бэрри Шебака Хенли, Брайан МакКарти, Адам Драйвер, Джейден Майкл, Нелли, Ризван Манжи, Доминик Лириано, Голшифте Фарахани, Тревор Пархэм, Трой Пархэм
Продолжительность фильма: 118 мин. / 01:58
Производство: США, Германия, Франция
Студия: Amazon Studios, Animal Kingdom, Inkjet Productions, K5 Film, Le Pacte
Роли дублировали: Арсений Семёнов, Виктория Зайцева, Алексей Макрецкий, Стас Войнич, Александр Разбаш
Сценарий: Джим Джармуш
Продюсер: Джошуа Астрачан, Дэниэл Баур, Рональд М. Бозман
Оператор: Фредерик Элмс
Композитор: Джим Джармуш, Картер Логан, Squrl
Художник: Катрин Джордж, Лидия Маркс, Марк Фридберг
Монтаж: Аффонсо Гонсалвес
Слоган: «Если ты вдруг меня оставишь, я вырву сердце из груди и навсегда останусь без него»
Сборы в США: $2 152 738
Сборы в России: $439 456
Зрители: Франция - 393.5 тыс.
Возрастное ограничение: Зрителям достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: Лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
Премьера в мире: 16 мая 2016
Премьера в России: 16 февраля 2017, «A-One Films»
Ключевые слова: драма, мелодрама, комедия
Бесконечная неделя ------ Главный герой ленты-поэт, водитель автобуса по имени Патерсон, живущий в одноименном городке Патерсон в штате Нью-Джерси. Дома Патерсона ждет его девушка Лора и английский бульдог Марвин. Дом-творческое пространство Лоры и только Лоры. Здесь царит черно-белый мир кругов и полос, часто царапающих глаза смотрящего, ароматной, но не всегда вкусной выпечки и куча изображений Марвина в рамочках. Единственное место, где, похоже, спокойно и уютно Патерсону-маленькая кладовка, куда еле-еле помещается письменный стол. Там же и хранится его единственная личная вещь и отдушина, к которой нет доступа никому, даже любимой девушке-'секретная тетрадь'- рукописный сборник его стихотворений. Картина Джармуша, казалось бы, пропитана духом умиротворенности и спокойствия, она как плод, плывущий по медленному течению. Все тихо и размеренно, всем привычно хорошо. До духоты привычно, и с пониманием сего становится тошно. Не случайно вводятся формы круга и полос, жизнь героев действительно заключена в эдакий вечный круговорот, ничего никогда не изменится, и эта неделя (фабула фильма поделена на 7 дней) будет длится вечно. Еще одна основополагающая идея фильма-идея близнецов. Мириады появляющихся 'одинаковых людей' призваны подтвердить корреляцию Патерсон-герой - Патерсон-город. Одинаково размеренные, спокойные и абсолютно слившиеся в единой целое город и человек. Окажись один без другого, (а точнее человек без города), жизнь его остановилась бы. Слоган «Если ты вдруг меня оставишь, я вырву сердце из груди и навсегда останусь без него», на мой взгляд, отражает именно эти отношения. Патерсон-поэт, но его поэзия хотя и кажется смыслом жизни, - на самом деле является той же приятной повседневностью, что и творческие эксперименты Лоры. Она без конца говорит о великом, о признании, о популярности, но единственные заработанные деньги от продажи капкейков тратит на ресторан и кино. В какой-то момент ты просто понимаешь, что эти мечты нужны и ей, и ему чтобы просто жить дальше. Это тот вектор, который помогает открывать глаза по утрам и направляет течение жизни. Никто не собирается ничего менять: поэзия навсегда останется в секретной тетрадке, музыка не вырвется дальше черно-белой квартиры, а чудесные пирожные дальше местной ярмарки. Кино продумано до мелочей. Устами героев, строками стихов, пространствами дома и бара Джармуш рисует нам картину города-человека Патерсона. Смотришь на него, и становится приятно грустно. Приятно - от созерцания этого идеального в своей замкнутости мира. Грустно - потому-что кажется, что героям так же тоскливо, как и тебе. Но тут же понимаешь, что это не так. Твое желание разрушить этот круговорот для них смерти подобно. И ты успокаиваешься, оставляя этот мир в своей особенной красоте. ------ Быть ------ В каждом человеке есть творческое начало. В каждой девочке, в каждом мальчике может жить поэт, художник, режиссер, фотограф, кулинар. Но не каждый развивает свои задатки. У главного героя Патерсона есть свой талант. Своя поэзия, окутывающая легкой пеленой депрессивности и мимолетности бытия. Впрочем, как и другие герои фильмов Джармуша, Патерсон - глубокомыслящий страдающий индивид, заброшенный в этот мир. Он встаёт каждое утро по инерции, как робот, идет на работу, которая навряд ли приносит ему моральное удовлетворение. Патерсон живёт в черно-белой дихотомии. Не зря в фильме в интерьере дома именно черно-белые элементы. Герой погряз в обыденности жизни, это однообразие бытия его убивает. И удивляешься, как еще удается писать стихи в такой скуке? То, что его окружает – это, в основном, бессмысленные глупые разговоры пассажиров. И только лишь изредка попадаются на пути начитанные школьники. Дома его ждёт любимая девушка Лора. Её образ – это красивая обертка, наполненная инфантильностью и демонстративностью. Лора – пример героини из серии «казаться, а не быть». Ей важно продемонстрировать себя, купить красивую гитару, которая бы сочеталась с её стилем. Не исключено, что она способна чему-то научиться и достичь успеха, и в ней есть творческое начало. Но ей важна не самореализация, а признание, социальное одобрение. Джармуш в образе Лоры будто бы смеётся над посредственными личностями в сфере творческой деятельности, стремящиеся к коммерческому рывку и признанию, забывая, что это лишь внешняя оболочка, легко разрушимая. И на самом то деле важна внутренняя гармония. А её можно достичь, сосредоточившись на собственных мыслях, а не на материальном и социальном аспектах. Вокруг - безразличие. Да и сам Патерсон – отстраненный герой. Банальный вопрос, который задает Патерсон коллеге (Все в порядке?) служит лишь простой нормой вежливости. И герою не нужен ответ из квинтэссенции всех бед коллеги. Он ожидает услышать: «Все окей», - и на этом их пути разошлись бы. Есть одно место, манящее и вдохновляющее Патерсона. Это водопад. Именно здесь он встречает японца, который пишет стихи и приехал на родину своего любимого поэта. Японец спрашивает Патерсона: «Вы поэт». На что тот отвечает: «Я не поэт, я водитель». В этот момент мне хотелось закричать: «Это неправда!» Патерсон будто бы подавляет то творческое, что есть в нем. И что ему мешает развивать свое творчество: лень, нерешительность, страх? Скорее, Патерсон просто не знает, кто он. Он так и не признает себя писателем. Герой настолько погряз в обыденности, что уже нет сил начать что-то новое. Когда его тетрадь разрывает собака, ему крайне трудно взяться за новый стих и набраться вдохновения для новой порции творчества. И тут понимаешь, что быть может в тебе тоже живет такой Патерсон. Джармуш как нельзя удачно показал, как человечество бессмысленно проживает свою жизнь, как человек работает водителем/продавцом/грузчиком/менеджером/бухгалтером и т.д., идет не своим путем, а внутри умирает творческая личность. Так и хочется сказать: Эй, человек, в твоих руках твоя жизнь! Она одна! Время быстротечно, так что не медли и ищи свой путь, реализуй творческое начало. ------ Неделя, как мерило жизни ------ Изучив синопсис «Патерсона», у меня сразу же возникли опасения касательно данного фильма. Основным опасением стало то, что это фильм будет из разряда «Манчестера у моря», где, на протяжении всего фильма, унылый герой уныло пытался вести хоть какую-то жизнедеятельность. Однако, по счастью, этот фильм оказался другим. Несмотря на поведенческую схожесть главных героев, «Патерсон» приятно удивил нестандартным подходом к представлению человеческой жизни. Более того, в этом фильме, в отличие от выше упомянутого, была хоть маломальская динамика развития. Более подробно я опишу свои впечатления ниже. Мэтью Келли в своей книге «Ритм Жизни» писал: «С одной стороны, мы все хотим стать счастливыми. С другой стороны, мы прекрасно знаем, что нам нужно для нашего счастья. Но мы этого не делаем из-за, якобы, нехватки времени. Выходит, что у нас просто нет времени на счастье». В этой фразе, на мой взгляд, и заключен основной смысл фильма. Как проводишь день –так проводишь и свою жизнь – эта идея уже давно не является новой. В то же время, как показывает статистика, 95% людей не реализуют на практике то, что прочитали или узнали, 95% людей посещают одни и те же мысли, что посещали их вчера или позавчера, 95% никогда не смогут порвать со своей заурядной жизнью водителя автобуса и стать великими поэтами. Как раз о жизни одного представителя из этого числа людей, и повествует фильм «Патерсон». С одной маленькой поправкой: у главного героя есть мечта и он, как минимум, лежит в направлении своей мечты (фигурально выражаясь). Вопрос только в том, сможет ли он покинуть группу людей, выбравших для себя заурядный путь? Я увидела следующую задумку автора и, если она такова, то я с ней полностью солидарна. Мне думается, что в главном герое себя сможет узнать абсолютно каждый. С одной разницей: кто-то был таким, как он, а кто-то остаётся таковым и по сей день. Как говорится, знать, но не делать – всё равно, что не знать, а делать одно и тоже и надеяться на другой результат - это признак недалёкого ума. Так вот, главный герой, как воплощение среднестатистического человека, знает, ничего не предпринимая и продолжает делать тоже самое изо дня в день, в течение недели и, соответственно, в течении своей жизни. Что еще по-настоящему ценно, на мой взгляд, так это то, что создатели фильма сделали своеобразный подарок и тем зрителям, которые по жизни убеждены в том, что кому-то везёт больше, а кому-то – меньше. А именно, они наполнили фильм знаками, продемонстрировав тем самым тот факт, насколько много намёков в течении своего дня, недели и жизни получает каждый человек. Другой вопрос в том- хочет ли человек увидеть эти знаки и интерпретировать? Или же это останется для него простым совпадением? Ответы на эти вопросы зависят от самого зрителя, ведь главный герой свою позицию выскажет более чем ясно. На мой взгляд, этот фильм – наглядное пособие для тех людей, которые пресытились жизнью ради жизни и хотят перейти на уровень жизни в удовольствие. Но для этого, как минимум, нужно начать делать что-то в своей жизни по-другому. Именно поэтому, в фильме нет ни намёка на хэппи энд, ибо для 95% людей счастливый конец так никогда и не наступает. Как итог, каждому зрителю нужно сделать свои выводы для того, чтобы определиться с качеством своей жизни. Как говорил Генри Форд, - «Думаете ли вы, что можете или думаете ли вы, что не можете – в обоих случаях вы правы». Выбор за каждым. Резюмируя, могу сказать, что это кино попадает в мой личный список кинолент, которые можно и нужно рекомендовать к просмотру определенному кругу лиц. ------ 'Водитель автобуса в Патерсоне? Очень поэтично'. ------ Джим Джармуш в 'Патерсоне' показывает размеренную и, на первый взгляд, ничем не примечательную жизнь водителя автобуса в небольшом городке в Нью-Джерси (Адам Драйвер). Тем не менее, в самом начале фильма подчеркивается уникальность главного героя, которая заключается в его хобби - написании лаконичных стихотворений, обладающих особой, трогательной гармонией. Гармония с миром и самим собой и созерцание выступают одними из главных тем фильма. Профессия водителя автобуса и поэта, которые обычно несовместимы, в фильме дополняют друг друга, помогая лучше раскрыть внутренний мир главного героя. Режиссёр позволяет зрителю самому угадывать мысли главного героя, самому вместе с героем переживать 'откровения'... Дорога в автобусный парк ранним утром и просыпающийся городок, незатейливые, порой забавные разговоры пассажиров автобуса, дорога домой и люди вокруг, любимый бар главного героя, его посетители... Мастерски созданная атмосфера спокойной провинциальной жизни пробуждает в душе зрителя эмоции и чувства, так редко проявляющиеся при жизни в ритме большого города и постоянной спешки. Главный герой является целостной личностью, сосредоточием самопознания и познания окружающих; он живёт тихой счастливой жизнью со своей музой. Их отношения - также олицетворение гармонии. В характере главного героя есть ещё одна цепляющая деталь - его отказ от использования мобильного телефона и всех прочих современных устройств связи. Этим режиссёр как бы указывает на то, что любование, созерцание окружающего мира порождает вдохновение и спокойствие, в то время как мобильные гаджеты выдают огромное количество информации, в которой зачастую нет необходимости. 'Патерсон' - фильм ни о чем и одновременно о многом - размеренное течение его сюжета так схоже с течением повседневной жизни, полной небольших, но ярких радостных впечатлений и мини-драм. Кинолента оставляет после себя очень приятные эмоции, а также наталкивает на мысли о смысле бытия. ------ Поэзия обыденности и обыденность поэзии ------ У режиссёра есть преимущество перед зрителем: он показывает свое творение, а зритель вынужден его смотреть. Зато после просмотра уже у зрителя появляется преимущество: он может так интерпретировать картину, что режиссеру мало не покажется. Итак, сюжет очень прост: в городе Патерсон живет поэт (по совместительству - водитель городского автобуса), которого тоже зовут Патерсон. Конечно, можно ухватиться за эту простую, лежащую на поверхности аналогию: обычный скучный человек в обычном скучном городе; или поэт, в городе, наполненном поэтами и поэзией; или в обычной повседневности существует обычная поэзия; или не важно какой город, в нем существует достойная города поэзия... И так далее. Но мы не будем задерживаться на этом простом, очевидном уровне. Хотя бы потому, что рядом с Патерсоном существуют люди, живущие гораздо более насыщенной и интересной жизнью: это и его жена, занимающаяся дизайном и приготовоением столь же странных по экзотичности блюд; это и бармен, играющий в шахматы сам с собой, участвующий в турнирах, вывешивающий на стену бара портреты известных горожан и имеющий проблемы со своей супругой; это и местные 'ромео и джульетта'; это и сменщик Патерсона по автобусу, у которого диабет у кошки, приехала тёща - и ещё масса событий, убивающих его жизнь. Так что прочь поверхностные аналогии! А обратим внимание на собаку по кличке Марвин. Вспомним, что атрибутом Сатаны является черный пудель. Да, Марвин - не пудель. Но вот что интересно: это именно Марвин тянет Патерсона на прогулке, выбирая маршрут; это именно Марвин роняет почтовый ящик, который Патерсон каждый вечер устанавливает в вертикальное положение; это Марвин уничтожает единственный 'секретный блокнот' Патерсона с его стихами. Если припомнить книгу Иова (а, заодно, и 'Фауста' Гёте), то Бог и Сатана спорят о человеке: кому более тот предан? нельзя ли человека отвратить от Бога?. И разве испытания, выпавшие на праведного Патерсона через пса (атрибут Сатаны!) не являются своего рода испытанием его верности (к поэзии в данном случае)? Патерсон - это Иов поэзии. Его стихи уничтожены. Он потерял веру. Он отрекается от поэзии (говоря, что он не поэт). Но Бог посылает Иову ангела с вестью: японца - любителя поэзии, более - поэтов, связанных с городом Патерсон. И посланник вручает Патерсону (человеку) чистую тетрадь: надо творить поэзию - с чистого листа. Поэзия неуничтожима. (То, что посланник - японец, ничего странного для Джармуша нет: вспомним его 'Пёс-призрак: Путь самурая'; Восток прочно включен в его мировоззрение.) Итак, почему бы мне - зрителю - не интерпретировать фильм подобным образом? В противном случае обыденность города пересилит обыденность поэзии. А так хочется, чтобы было что-то большее.; -) И немного о стихах Рона Паджета (которые пишет в фильме Патерсон). Можно, конечно, сказать, что это поэзия акына: что вижу - о том и пою. В японской поэзии (например, хокку) важен принцип импрессионизма: первое впечатление самое важное, первая ассоциация самая верная (потом можно дошлифовать, конечно). И стихи Патерсона - о самых простых вещах, которые попадаются на глаза - например, коробке спичек 'Голубое Огайо'. И это не означает, что Патерсон примитивен: он ощущает простоту поэзии. Стихи - не изощренная форма, рифма, размер, а обычные слова, рассказывающие о самой жизни, о простой сути жизни. Это поэзия обыденности. Вот попробуйте в обыденном городе найти поэзию. А, оказывается, Патерсон - это город поэтов! Ну, и конечно, главное: надо ли смотреть фильм? Нравится Джармуш - смотрите: он вас не обманет, у него отличный, цепкий взгляд. А найдете вы в этом поэзию - это больше зависит от вас, а не от Джармуша.
Для своей роли в этом фильме Адам Драйвер посещал школу, обучающую вождению автобуса. Производственная команда собиралась взять на себя организацию уроков вождения автобуса для Драйвера, чтобы он получил права соответствующей категории, однако Адам заранее записался в школу вождения по собственной инициативе. Всего он обучался три месяца в Куинсе, в Нью-Йорке, и сдал экзамен по вождению за неделю до начала съемок. ------ Стихи в фильме были написаны Роном Паджеттом, одним из любимых современных поэтов режиссера Джима Джармуша. Паджетт согласился написать несколько стихов специально для фильма, а также дал согласие на использование некоторых уже написанных им стихов. ------ Кара Хэйуорд и Джаред Гилман ранее вместе снимались в фильме Уэса Андерсона «Королевство полной луны». Тот проект был их первым полнометражным фильмом. ------ Разговор между двумя строителями в автобусе – это перенесенный на экран реальный разговор, который режиссер Джим Джармуш однажды подслушал в баре. ------ Почти 20 лет назад Джим Джармуш написал около 20 различных трактовок этого фильма. ------ Стихотворение, которое маленькая девочка читает Патерсону, было написано лично режиссером Джимом Джармушем. ------ «Патерсон» стал вторым совместным проектом Джима Джармуша и актера Масатоси Нагасэ после «Таинственного поезда». Разница между фильмами составляет 27 лет.
В одной сцене Лаура (Голшифте Фарахани) говорит, что у нее такое же имя, как и у жены Франческо Петрарки, итальянского поэта XIV века. На самом деле Лаура была музой Петрарки, но никогда не была его женой.
|
Отзывы о фильме Патерсон