Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Сторонящаяся людей Мария и общительный, но одинокий Эндре — коллеги. Оба ведут замкнутый образ жизни и стараются избегать общения друг с другом. Неожиданно для себя они узнают, что каждую ночь им снятся одинаковые сны. Видя в этом некий знак, герои решаются на сближение. Открывшись друг другу, Эндре и Мария окажутся в водовороте комических и даже шокирующих событий…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.400 (2818)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.90 (5861)
Разделы: Фильм, Драма, Мелодрама
Год выхода: 2017
Название фильма: О теле и душе
Иностранное название ленты: Testrol es Lelekrol
Режиссеры: Ильдико Эньеди
Актерский состав: Река Тенки, Тамаш Йордан, Эрвин Надь, Эва Бата, Юлия Ньяко, Золтан Шнайдер, Итала Бекеш, Александра Борбей, Жужа Яро, Геза Морчани
Продолжительность фильма: 116 мин. / 01:56
Производство: Венгрия
Студия: Inforg-M&M Film Kft.
Сценарий: Ильдико Эньеди
Продюсер: Моника Меч, Андраш Мухи, Эрнё Мештерхази
Оператор: Мате Хербаи
Композитор: Адам Балаж
Художник: Имола Ланг, Юдит Шинкович
Монтаж: Карой Салаи
Сборы в России: $62 409
Возрастное ограничение: Зрителям достигшим 18 лет
Премьера в мире: 10 февраля 2017
Премьера в России: 12 октября 2017, «Русский Репортаж»
Ключевые слова: драма, мелодрама
Итак, поначалу в фильме довольно много времени отводится сценам с коровами на скотобойне: забой, свежевание, разделка и так далее. По первости не очень понятно, зачем они были нужны (да ещё с такими подробностями), но сейчас, посмотрев полностью фильм, могу предположить, что они были эдакой метафорой отношения сослуживцев к новой сотруднице «со странностями». Далее нам показывают короткие взаимодействия двух главных героев, которые становятся чуть интенсивнее (особенно со стороны девушки), когда они узнают о том, что им снятся абсолютно одинаковые сны, в которых они в образе пары животных тоже сближаются. Вероятно, это и есть «душа» из заголовка, их якобы духовное познание друг друга на уровне - привет фрейду! - бессознательного.
Таким образом, герои как бы изначально связаны, проникнуты чувствами друг к другу. И как раз тут возникает вопрос: а что это за чувства? Причём это касается как их отношений во снах, так и в реальности. Можно поверить в то, что параллельные сны - дар «свыше», чтобы они могли сойтись на фоне этого странного, но забавного совпадения. Но если внимательно взглянуть на их отношения вне снов, вы не найдёте там любви и вообще каких-то сильных, активно развивающихся чувств. И это очень легко объяснить - во-первых, в картине очень медленно приходят к их более-менее частому взаимодействию, чтобы там вообще что-то могло развиваться; во-вторых, главный герой сдаётся на полпути, и всю основную работу над отношениями делает девушка (и то, не совсем НАД отношениями, скорее ДЛЯ). К слову, о последнем. Меня очень, я бы даже сказала КРАЙНЕ удивило, что взрослые люди - ни один из них - не предположили, что причиной странного поведения девушки может быть РАС (расстройство аутистического спектра). Предположим, такого термина никто из них не знал, да и не обязан знать, но их реакция на её «необычное» поведение всё-таки больше похожа на детсадовские задирки, чем на поведение взрослых адекватных людей. Разумеется, когда человек во время перерыва неподвижно сидит перед экраном своего компьютера, дотошно выполняет свою работу и проявляет явные признаки проблем с установлением контакта с людьми - это повод поржать с коллегами за стенкой, а не задуматься о том, что это следствие не личных качеств, а расстройства, которое действительно мешает наладить отношения с людьми, даже если человек этого сам хочет. Но ладно эти, так ведь и до её «возлюбленного» не дошло (даже после её слов про необычные способности!). В каком лесу они все живут?
Про возлюбленного, кстати, мне тоже есть что сказать: его финальная пафосная фраза о непреодолимой любви как-то совсем не сочетается с его поведением. Мне кажется, главная проблема в том, что возникновению конкретно чувства любви уделили непропорционально мало времени. Вот они только начинают двигаться в сторону сближения (80-85% фильма), а вот у них уже прям ЛЮБОВЬ. И тут, к слову, тоже есть замечание: люди с РАС НЕ МОГУТ внезапно перестать бояться телесного контакта, для этого нужны годы терапии, если это вообще поможет, и здесь огромное значение имеет поддержка близких людей (которой у героини не было). Поэтому то, что показано в этом фильме, очень грубое искажение опыта человека с аутизмом/схожим расстройством.
Итак, что по итогу-то, о чём фильм? Да, мы поняли, что выстроить отношения в реальности сложнее, чем во сне, но зачем тогда такая концовка?
Что же касается фильма в целом, то он вполне смотрибельный, игра актёров - без претензий, есть милые моменты, красивые кадры. Но на этом, наверное, всё. Можно конечно накопать здесь глубоких смыслов, но их можно накопать буквально в любом произведении, поэтому фильму это никаких очков сверху не даёт. В остальном он немного затянутый, несбалансированный и лично у меня не оставивший почти никаких эмоций после просмотра. Ну драма и драма. ------ Еще раз про любовь ------ Фильм «О теле и душе» полностью оправдывает и раскрывает свое название. В картине земное, грубое, иногда примитивное тонко переплетается с духовным и высоким.
Два одиноких, не похожих друг на друга (но это только на первый взгляд) человека, каждый со своими странностями, влюбляются. И вроде бы скотобойня - не самое подходящее место для зарождения чувств, и вроде бы оба эти человека словно созданы для того, чтобы быть в одиночестве, но между ними через общий сон протягивается некая «нить».
В каком-то смысле любовь - это всегда что-то необъяснимое и метафизическое, «химия», которая либо происходит, либо нет. Общаясь с сотнями людей противоположного пола, человек может проходить мимо, ничего не испытывая, пока по случайной, казалось бы, причине его взгляд не задерживается на ком-то. Влечение это можно объяснить научно (образы, отложившиеся в памяти с детства, влияние социума и т. д.), а можно, пусть ненадолго, поверить в притяжении душ.
Картина во многом «женская». Не потому, что мужчины менее чувствительны, а потому, что о чувствах в фильме рассказывается очень откровенно. Точно подчеркнуто, насколько мы разные (мужчина - действие, женщина - эмоции) и что только путем компромиссов и движения навстречу друг другу можно обрести счастье.
Как можно понять, ничего удивительно оригинального картина не открывает, но это не делает ее менее трогательной, потому что пока существует человечество, тема взаимоотношений будет актуальна.
Пара слов о технических особенностях. Фильм снят в традиционной для европейского кино манере. Много крупных планов, реалистично, местами слишком. Ощущение телесности в кадре создают как много раз упоминаемые олени, гуляющие в зимнем лесу (потрясающе красивые эпизоды), так и съемка процесса «переработки животных» на скотобойне, а также обилие крови (показано неоднократно). Визуально лента получилась целостной, с яркими акцентами.
Резюме.
Интересная и трогательная история любви с «реальными» людьми в главных ролях, а не с глянцевыми персонажами, как это зачастую бывает. ------ Еще раз про любовь ------ Обладатель гран-при Берлинского кинофестиваля, фильм венгерки Ильдико Эньеди «О теле и душе» получил свою награду отнюдь не зря, как мне казалось ранее. Конечно, он вызывает полностью иррациональные чувства и ощущения после просмотра, вожделение большего и любование настоящим. Прекрасный визуально, превосходный в зачинательной части, перекатывающийся в поверхностную «женственную» трагическую мелодраму, но остающийся при своём языке жестов и гармонии, фильм пытается со всех сторон выглядеть примерным, послушным ребенком, у которого есть право поступать ровно так, как будто он только что увидел мир.
Честно, идея со снами, в таком виде и роде, - не редкость в качестве «идеи», но достаточно индивидуальна в качестве реализации. Мне было очень жаль, что встречи героев во сне так быстро переросли во встречи «живые», настоящие, происходящие с ними взаправду. Потерялся смысл наблюдения, потерялся первоначальный интерес, вызванный развитием сюжета. Задействовав всего лишь минимальный рабочий процесс фантазии, очень легко представить, как могло бы разворачиваться полотно сна, если бы автор решила уйти путём вымысла и отсутствия заземлённости. В данной же ленте отталкиваются от человека, и модели поведения людей тут определяют направление реализуемых автором сновидений. Отсюда возникает отличная финальная закольцовка, которая делает кино одной большой картиной, рассказом на пару страниц, красивым стихом, в которых происходит лишь самое сокровенное.
До сих пор не знаю, как к этому относится. С одной стороны - так вроде бы правильно и красиво, с другой - а если оставить сон персонажем до самого конца, могло бы быть кино более возвышенным?
Нет, я не против такого мелодраматического завершения. История человеческих взаимоотношений и психологии индивида куда более целенаправленна в фильмах фестивальных, фильмах на размышление, и, скорее всего, она уместнее, чем положение фантазии. Вообще, «О теле и душе» выглядит ветвью практической, в которой факт нелогичного обрастает простейшей линией поведения, это нелогичное отрицающей.
Особенную силу к этому прикладывает камера и множество детальных планов, показывающие пробуждающиеся чувства нарезкой окружающего мира, затягиваясь на излишней правдивости, честности и структуре. Собственно, все прикрасы этой ленты можно объяснить исходом одной дилеммы: противоборство изысканного и упрощённого здесь отталкивается от мастерства операторского искусства.
И о душе здесь есть немного, и о теле. ------ «Я не вовремя?» © Эндре ------ Фильм «О теле и душе» - это очень примечательное кино, которое должно заинтересовать зрителя, конечно же, совей аннотацией, описанием, постерами и прочей внешней атрибутикой, в чьём оформлении явно сквозит направленность в стилистику «арт-хаус». И будь фильм лирической драмеди чисто авторского производства, это было бы не удивительно наблюдать после просмотра уже ранее упомянутых вещей, готовящих зрителя к несколько неопределенному визуальному опыту, к которому обычно готовят схожие атрибуты фильмов Джармуша или раннего Бессона. Однако Ильдико Эньеди мастерски обманывает зрителя, показывая ему в конечном итоге стилизованный в рамках «арт-хауса» классически построенный по критериям развития конфликтов фильм, с характерным побуждающим происшествием, обыденными 4-мя-5-ью поворотными моментами и столь же характерным, но в рамках данной стилистики даже чуть неожиданным «Happy-End» финалом.
И знаете, что хочется сказать после осознания смешения данных стилей, способов повествования и авторских приемов. Это - отличный фильм.
Он в меру смешной и неловкий ввиду особенностей героев, о небольших периодах жизни которых он сообщает. Да, иногда их действия отталкивают своей чужеродностью принятой морали внешней среды. Однако это играет на руку реализму, которого фильм лишается в рамках 120-ти градусов обзора камеры оператора, в которых очень тщательно режиссер следует основному правилу кинематографа: показывай, а не рассказывай. Описать характер героев с помощью словесной экспозиции - это ленивый ход дилетанта-сценариста. А вот продемонстрировать его через окружение персонажа, через его еду, через его домашнюю обитель. Показать, более того, рост характера через микродеструктив на протяжении всей ленты, а потом, суммировав его, явить полную, неразрешимую, казалось бы, трагедию в финале - это прием максимально импульсивный и обычно задействованный в том самом «арт-хаусе», но обычно задействованный как нечто сущее, зачастую не имеющее полноценно бэкграунда, предшествующей логично развитой истории. Здесь эта история имеет место быть, чем вновь-таки относит фильм в категорию классического кинематографа - вновь объединение на лицо, и вновь оно в фильме являет себя умело и неожиданно для зрителя, обманывая его ожидания.
Как обманывают ожидания и некоторые не раскрывающиеся персонажи ленты. Они вводятся в те моменты, когда подсознательно ожидается очередной поворотный момент. И кажется вот, постановщик вводит героя для его осуществления. Но нет - всё глохнет, толком не развернувшись, а фильм переводит фокус на дальнейшее развитие конфликта, решая его и продвигаясь к поворотному моменту иными путями. Это явная ошибка сценариста, которая увеличивает информационный фон, не нужный зрителю, однако в то же время этот фон не шибко и велик, почему не отвлекает от основной цепи событий и идеи автора.
Идея, к слову, идеализирована в своём воплощении в фильме и она же в своем осмыслении для нашего времени «одиноких среди семи миллиардов» прекрасна. В личностном плане такие мысли по поводу любви однозначной и данной откуда-то свыше я не разделяю и не считаю их состоятельными для реального мира. Но, в конце концов, данное кино, как я говорил ранее, само не позиционирует себя как реальность. Оно выстраивает хрупкий микрокосмос героев в рамках словно некой параллельной вселенной, точками соприкосновения с нашим миром выбирая, что довольно интересно и злободневно, к слову, показания жестокости, будь то в человеческих отношениях или в массовой культуре потребления. Это интересный ход, представленный таким образом, чтобы организовать в умах зрителей некоторый комментарий автора. И пусть над этим комментарием, над этой ремаркой уже размышляет сам зритель.
К слову, если говорить о ней, ремарке, то тут мне вновь видится сложная многогранная тема, которую нельзя обрисовать лишь в рамках пары штрихов кинофильма и, если говорить честно, то от автора хотелось бы увидеть полноценное творение сплошь занятое данными мотивами и мыслями.
Вполне возможно, что в будущем такое творение появится. Однако на данный момент «О теле и душе» - крайняя работа Ильдико Эньеди. И это очень крепкая, качественная, лирическая, красивая работа, не лишенная своих минусов, но запоминающаяся прекрасной темой, идеей и визуальной реализацией. Метафоричность картины трудно соседствует с её предсказуемо решающейся в финале трагедией. Однако весь фильм построен на контрасте крайностей. Автор ясно понимает, что драма сама по себе - арена для сталкивания крайностей. И потому она работает на территории подвластных ей в рамках сюжета крайностей. И, стоит признать, несмотря на неспешную, размеренную подачу, конфликты работают, персонажи и их история увлекают, следить за ними, их личностным ростом через перипетии и развитием их взаимоотношений, в границах обозначенных совершенно неоднозначных характеров, интересно.
Данный фильм - увлекательное, медленное, созерцательное, реалистично-сомнамбулическое мини-приключение в границы мира людей невозможных, но в то же время незыблемо настоящих потому, что каждый, наверное, внутри себя, когда ощущал именно такой типаж человека, которым на границах сознания является сам.
P.S. Спасибо за внимание. ------ Женский взгляд на соединенность душ ------ Спасибо Василию Степанову, рассказавшему в своей рецензии в Коммерсантъ Weekend, что название фильма можно перевести и как «О мясе и душе». Это значительно меняет суть, потому как отпадает одна из неразрешенных загадок. А их несколько.
Тела в фильме мало. Есть женское и мельком мужской торс пожилого человека. Как таковые они роли в сюжете не играют. Потому «тело» в заглавии необъяснимо.
Мясо - другое дело. Дело происходит на мясокомбинате и довольно ощутимое время зритель совершает «экскурсию» на это производство. Мы становимся свидетелями убийства бычков, превращения их в туши, которые лишают голов и крови, вздергивают на крюки... Зрелище столь ошарашивающее, что и после окончания этого показа оно стоит перед глазами, мешая воспринимать собственно «человеческий» сюжет. Казалось бы, столь сильная тема должна обязательно сыграть в дальнейшем повествовании, иначе зачем? Но таких переплетений я не нашел. Можно лишь предположить, что реализуется некий контрапункт: на фоне бойни развивается любовная история.
На комбинате появляется молодая женщина, заместившая ушедшего контролера качества продукции (мяса). Вот между ней и пожилым финансовым директором вырастает любовь. Оба одиноки, она еще, а он - уже и уже дал зарок не искать более в жизни чувств. Девушка странна скованностью движений, однословными высказываниями, заторможенностью. А еще выясняется, что она понятия не имеет об отношении полов, но зато обладает феноменальной памятью (инопланетянка(?), аутист (?)). Скорее второе: в ее жизни еще есть детские игрушки.
Души героев оказываются созвучными настолько, что им снится один и тот же сон с продолжением, где они - олень и олениха в красивом зимнем лесу, именно с такого сна и начинается кино.
Теперь вопросы.
Реальность скотобойни должна же формировать определенную жесткость, некоторый цинизм персонала, иначе, как мне кажется, в том аду не выжить. Но более-менее таковой персонаж один - уборщица. Все прочие будто взяты из тривиальной канцелярии. Более того, герой, принимая на работу новенького, провозглашает, что без любви к животным здесь делать нечего (?).
Как может зрелая молодая женщина не ощущать позывов своей сексуальности? Тормознутость здесь не помеха. А героиня «пробуждает» в себе эту чувственность очень странными способами и.. . вдруг возбуждается!?
Совместима ли плотская связь (по настоящей любви!) с возвышенными мечтаниями и соединенностью душ? По мнению режиссера - нет. Спорно, но ничем не обосновано.
И наконец, игра героев мне понравилась (хотя героиня довольно монотонна). В сюжете временами ощущается застревание и хочется прокрутить. Изобразительно и эмоционально сюжеты сна прекрасны. Но в целом по окончании просмотра остаешься с вопросами (вряд ли плодотворными - см. выше) и ощущением, что второй раз смотреть, пожалуй, не хочется.
|
Отзывы о фильме О теле и душе