Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Все любят красавчика Яцека, а Яцек любит рок и свою собаку. Он трудится на возведении самой высокой в мире статуи Иисуса Христа, а по вечерам зажигает на танцполе с любимой девушкой. Однажды Яцек получает серьезную травму и чудом спасается, правда врачи пересаживают ему чужое лицо. Эта операция делает Яцека настоящим национальным героем, только вот с новым лицом трудно смириться и его окружению, и ему самому.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.577 (544)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.70 (497)
Разделы: Фильм, Драма, Комедия
Год выхода: 2018
Название фильма: Лицо
Иностранное название ленты: Twarz
Режиссеры: Малгожата Шумовска
Актерский состав: Дариуш Хойнацкий, Роман Ганцарчик, Роберт Таларчик, Tadeusz Bragiel, Агнешка Подсядлик, Анна Томашевская, Ивона Бельска, Матеуш Косьцюкевич, Мартына Кшиштофик, Мальгожата Гороль
Продолжительность фильма: 91 мин. / 01:31
Производство: Польша
Студия: DI Factory, Dreamsound Studio, Kino Swiat, Krakowskie Biuro Festiwalowe, Lesnodorski Slusarek i WspГіlnicy, Narodowy Instytut Audiowizualny, Nowhere, Piramida Film, Platige Films, Polski Instytut Sztuki Filmowej, TVN
Сценарий: Михал Энглерт, Малгожата Шумовска
Продюсер: Малгожата Шумовска, Яцек Дросио, Михал Энглерт
Оператор: Михал Энглерт
Композитор: Адам Валицки
Художник: Марек Заверуха, Катажина Левинска, Юля Яжа-Братанец
Монтаж: Яцек Дросио
Слоган: «Wiecej niz cialo»
Сборы в России: $24 276
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
Премьера в мире: 23 февраля 2018
Премьера в России: 26 апреля 2018, «ПРОвзгляд»
Ключевые слова: драма, комедия
Иисус Христос отвернулся от нас, потому что мы ему свернули голову. ------ Основная ценность фильма - правда. В начале фильма изобличают общество - показывают, как полуголые люди дерутся за телевизоры в супермаркете. Неприкрытая, «полуголая» правда. Родственники говорят Яцеку правду, которую думают о нём - чтобы женился, чтобы подстриг волосы наконец, что не скидывается на ужин. Правда перетекает в самообман, с которым Яцек ждёт Дагмару - а мы понимаем, что она к нему уже не вернётся - и с которым продолжает жить, как будто ничего не изменилось. И, наконец, предстаёт в виде лицемерия, с которым окружающие стали относиться к Яцеку. Голая правда остаётся только на исповеди у священника, который оказывается тем ещё лицемером - вором и извращенцем.
Яцек долго не меняется после пересадки лица - и конфликт именно в этом, что он не может подстроиться под новые обстоятельства. Хорошо показано на двух мелких эпизодах: главный герой реагирует на детей одинаково добродушно, и когда они кричали ему «Сатанист», и когда стали обзывать его рожей. Разрешение конфликта: по-настоящему Яцек меняется только тогда, когда отказывается принимать жалкую милостыню от церкви и когда напивается из-за Дагмары.
Яцеку не вырваться из этого городка и из своей семьи. В конце, когда он вольно уходит из семьи и идёт себе по дороге среди полей, как будто вырвавшись - такое чувство, что он вот-вот уедет в Лондон, как и хотел в начале. Но мы видим, что он уезжает в автобусе за тем же пыльным стеклом, за которым от него уезжала Дагмара. В этом ирония: он уезжает, но мы понимаем, что далеко он не уедет. Он скроется за лицемерием, как и все вокруг.
Очень понравилась работа в фильме с энергией и ритмом.
Экспозиция долгая, но она придаёт герою необходимую энергию. В самом начале, когда Яцек едет по полям, которые по виду должны быть абсолютно безмолвны - эта кажущаяся тишина наполняется непрекращающейся энергичной рок-музыкой, что сразу заряжает героя. Яцек не тратит энергию, когда родственники обличают его в чём-то - он не спорит, добродушно соглашается. При этом герой хорошо выполняет свою работу и может сказать, если кто-то что-то неправильно делает - в этом чувствуется сила.
Поэтому когда герой лишается лица, его не жалко. И очень хорошо чередуются эпизоды уже потом, когда Яцек, вроде как, оказывается в уязвлённом состоянии. Унижение от обращения Дагмары предваряется сценами, которые заряжают героя энергией: на него собирают деньги, с ним делают селфи, сестра защищает его. Очень много подпитки у героя.
Что не понравилось. Фильм будет восприниматься как портрет Польши, коим он не является. Так же, как «Левиафан» не является портретом России. Хотя здесь много политической и церковной сатиры, и автор обличает что-то острое для Польши (ксенофобию, ханжество и узость мышления, очевидно), но я не вижу, что фильм может быть действенным. Для носителей ксенофобии, ханжества и узости мышления сатира будет непонятна, а для противников слишком очевидна. Но посмеяться можно с удовольствием.
Все персонажи простые, включая Яцека - это сделано ради сатиры, высмеивания, абсурда. Со сложными персонажами абсурд и не сделать, наверное, поэтому я бы ничего не меняла. Просто нужно понимать, что этот фильм - не правда, это гротеск. ------ Комедия-драма ------ Польская картина «Лицо», срежиссированная Малгожатой Шумовской, позиционируется как провокационная сатирическая притча. В действительности же она выглядит претенциозной черной комедией. В этой связи положительные отзывы критиков вызывают удивление, а полученный «Серебряный медведь Гран-при жюри» на недавнем Берлинском кинофестивале заставляет задуматься о положение вещей в современном кинематографе. То ли это лучшее из современного авторского кино, ибо другие снимают еще хуже, то ли в бесчисленном количестве выпускаемых ежегодно фильмов не удается разглядеть поистине сильные работы. А быть может это именно тот фильм, который нужен нынешнему западному обществу, в силу каких-то иных обстоятельств.
Действие фильма разворачивается в польской глубинке. Здесь живет веселый и обаятельный Яцек (Матеуш Косьцюкевич). Он любит свою девушку (Мальгожата Гороль), свою собаку и хеви-метал. Работает он строителем на возведении самой высокой в мире статуи - Иисусу Христу. Но однажды происходит несчастный случай, в результате которого Яцеку делают операцию по пересадке чужого лица. Надо отметить, что это абсолютно реальные события (в Польше произошла первая успешная операция по трансплантации лица в 2013 году; в небольшом городке Свебодзина возвели гигантскую статую Иисуса Христа в 2010 году), правда никак не связанные между собой. Ровно до этого момента фильм смотрится бодро и интересно. Дальнейшее же повествование скатывается к попыткам пошутить над ортодоксальной польской провинцией, и над тяготами жизни человека с новым уродливым лицом. Но дело даже не в попытке режиссера высмеять так раздражающую ее польскую действительность, а банальность киноязыка. Ведь то, что она хочет показать, нам и так известно. И то, что над возведением Статуи Христа Царя трудятся мусульмане, вызывает не смех или удивление, а является обычной реальностью, которую нужно не просто зафиксировать на камеру, а умело преобразить, ведь это кинематограф - великая иллюзия, а не программа новостей на федеральном польском канале.
Надо быть справедливым и сказать, что в фильме есть и положительные моменты. В первую очередь они касаются весьма занимательной операторской работы (Михал Энглерт). Это и правильно выстроенные кадры с красивыми деревенскими пейзажами и нетронутой природой, и игра с фокусом и глубиной резкости, направляющая наш взор в необходимую автору точку. Кроме этого нужно отметить и актерскую игру Матеуша Косьцюкевича. Он достойно выглядит в двух своих ипостасях. Яцек, преобразившийся из красавца в чудовище, остается оптимистом и радуется жизни. Пожалуй, это единственная мысль, которую можно вынести из данной работы. Ни внешняя среда, ни физические недостатки не влияют на мироощущение человека. ------ «Лицо», или любовь по-польски ------ Вы когда-нибудь слышали о польском кинематографе?
Вот и я нет.
Фильм, завоевавший гран-при на Берлинале-2018 основан на реальных событиях.
В основу сюжета легла жизнь 33-летнего поляка Гжегожа, в 2013 году попавшего в аварию на кирпичном заводе. Ему была проведена срочная операция, и за 27 часов рабочему создали новое лицо.
В фильме главный герой Яцек не просто работает на заводе - он помогает с возведением самой большой статуи Иисуса Христа в мире (которая действительно стоит в Польше - знали ли вы об этом удивительном факте?).
Здесь прослеживается много интересных параллелей: Гжегожу было 33, когда случилось несчастье, как Христу, когда он пожертвовал собой ради рода человеческого. Самого героя, Яцека, в фильме насмешливо зовут Иисус - видимо, из-за бороды и длинных волос, а также приступов доброты (покупает водку для местных алкашей). В то же время его зовут и сатаной - поскольку он слушает тяжелый рок и носит все те же длинные волосы.
«Лицо» - очень противоречивый фильм. С одной стороны - здесь есть чудо, возрождение человека, буквально спасение его от смерти и уродливой маски, как в «Призраке оперы». Но с другой, как и в любом чуде - есть такая меркантильная вещь, как оплата. И в прямом и в переносном смысле. Яцеку отказывают даже в элементарной инвалидности, хотя любому адекватному человеку понятно, что работать строителем или в офисе после такой операции невозможно.
Фильм вроде польский, но так Родиной «пахнет», что слов нет. От Яцека отворачиваются все, словно не могут вынести его изувеченной внешности, но на самом деле - он всего лишь зеркало, отражающее уродство каждого, кто в него смотрит. Вскрывается истинная сущность близких и незнакомых. И лишь сестра отказывается сдаваться.
На ум приходит древняя, как прическа сестры Яцека, притча:
«Муж, брат и сын одной женщины попали в плен, она пошла их выручать. Чужеземец предложил ей выбрать одного человека, которого она может забрать домой, остальных же ждала верная смерть. Она выбрала брата. Когда же ее спросили, почему, она ответила, что мужа она еще найдет и сына родит, а вот брата ей никто не вернет».
Не большой мудрости рассказ, однако сестра Яцека действует по этому принципу. Еще до несчастного случая она советует ему уезжать из бесперспективного города, и она же единственная пытается понять его увлечения и сделать все (абсолютно все), чтобы он был счастлив.
Самое, наверное, замечательное в этом фильме - это персонажи. Они все - круглые, живые, ощутимые и понятные. Неизвестные нам актеры, новые для нас судьбы героев кажутся близкими и знакомыми. Режиссеру удалось раскрыть каждого человека - кого-то даже всего через пару слов ('А что, если у них дети такие родятся?» - спрашивает мать невесты, и из одного предложения ясен весь человек. Или подобие человека. Тут есть варианты).
Фильм пропитан Гоголем: своей сатирой и насмешкой над правительством, церковью и глупостью людской.
Церковь и ее продажные «слуги» раскрываются мягко, постепенно, но настолько комично и глупо, что не вызывают ненависть, а лишь искреннюю жалость. В этом вообще большая заслуга режиссера и сценаристов - трагичный, жестокий фильм получился добрым и очень светлым.
Эта легкость просмотра возникает еще и от места съемок и света в кадре. Польские пейзажи напоминают великолепные панорамы из «Властелина колец» вперемешку чешскими и какими-то будто советскими домами. Такой, постапокалипсис местного разлива получается.
А, и еще приготовьтесь быть впечатленными с первых кадров - вас ждет безумное и будоражащее вступление, как если бы смешали «Парфюмера» с фильмом Тома Форда «Под покровом ночи».
«Лицо» сразу заявляет о себе, кричит, бросается образами. Читать их и искать разгадки можно почти бесконечно. Но, в то же время, фильм не перегружен деталями, плавно выстроен, красиво снят и, несмотря ни на что оставляет хорошее впечатление и небольшую надежду на happy end.
Очень рекомендую эту киноленту, по моей шкале - 10 из 10. И посмеяться, и поплакать, и над жизнью задуматься.
А еще, поскольку озвучки не будет, можно порадоваться забавному польскому языку. Курвы там, и все такое) ------ Лишённый облик - в пользу возвышенного облика ------ Берлинский кинофестиваль, в этом году выглядит богатым на хорошие картины. Насколько мне было известно, в конкурсной программе выделялись такие фильмы как: «Барышня», «Довлатов», «Далеко от нас не уйдёт». Среди них, нашлась ещё одна необычная лента «Лицо», получившая Гран-при жюри (Серебряный медведь).
Молодой, бойкий парень по имени Яцек живёт в польской глубинке, бурная жизнь, наполненная яркими красками, складывается вполне не плохо, но всё меняется, после несчастного случая, при довольно успешной пересадке лица, у главного героя, оно значительно изменено. С этого момента, становится ясно, «кто является близким отзывчивым человеком, а кто нет». Как оказывается, по факту, «Недругами» являются практически все жители и обитатели деревни. Лучом света в тёмном царстве для Яцека, выступает его сестра Ивона, которая всеми силами старается помочь брату, хоть как-то, вместе совместными усилиями через рекламных спонсоров, достать важные препараты для лица Яцека. Окружение Яцека оставляет желать лучшего. В круг дурных лиц входят: девушка Яцека Дангмара, особа лёгкого поведения, жизненные принципы которой, далеко не украшающие её саму; муж сестры-шурин, неотёсанный тип, преследующий свои цели по отношению к семьи Яцека; мать, у которой проявляется странное и даже неадекватное мышление, что Яцек не её сын, а кто-то совсем другой.
В ленте имеется некое количество пошлых диалогов, воспринимающиеся вполне забавно. Внутренний мир Яцека можно понять, после такого случая, он остаётся искренним молодым человеком, его мудрое решение в конце, которое он давно хотел реализовать, выглядит достойным. Начальная сцена распродажи нижнего белья в супермаркете (борьба за расхват телевизоров) - просто высший пилотаж.
«Лицо» - польская драма 2018 года от постановщицы Малгожаты Шумовской. Данное фестивальное кино, охватывает множество социальных аспектов во всей красе, отражая человеческую сущность, наглядно показывая кто есть кто на самом деле. Кино, наполненное глубиной и явным смыслом, способное вызвать положительные эмоции.
7,5 из 10 ------ Насколько близки ближние? ------ На проходившем в конце февраля этого года 68-м Берлинском кинофестивале (одном из самых статусных кинофестивалей в Европе) Серебряного медведя получил фильм М. Шумовска «Лицо» - безусловно, достойная и самобытная картина польского режиссера, касающаяся как локальных польских проблем, так и вопросов, ответы на которые значимы для каждого из нас.
Первая трудность, с которой сталкиваешься, говоря о фильме М. Шумовска, - выбор названия для рецензии. При первом погружении в фильм, первом впечатлении от картины хочется остановиться на чем-то вроде: «Тишина и шум» - сочетание звука и беззвучия бросается в глаза. Или на чем-то, похожем на лозунг: «Медитация, романтика, рок-н-ролл». Именно такой лента видится визуально: замечательные и торжественные виды природы, наполненные тишиной, зеленью, зачаровывающие и погружающие, вызывающие желание пройтись по этим местам, прикоснуться к листве, упасть на траву, почувствовать ветерок Южной Польши - района съемок. Природа не просто отснята, но взгляд режиссера строго выверен, он настраивает на размышления и успокоение. Визуальный ряд напоминает «Залечь на дно в Брюгге» (М. Макдонах, 2008), только действие происходит не на фоне великолепной архитектуры, а на зеленом фоне деревьев.
Природа, романтичная сама по себе, обладает созвучием с внутренним миром героя - Яцека (Матеуш Косьцюкевич): несмотря на его необычный, шокирующий деревенских обитателей, вид, перед нами в сущности отличный рубаха-парень с доброй и открытой душой (местные пьяницы зовут его Иисусом), глубокой влюбленностью (в ответ его любят явно меньше) и стремлением к свободе. Это стремление, эту внутреннюю свободу мы видим и во внешнем виде героя; и в его желании оторваться от корней родной деревни, от устоявшихся и родственных связей (в его мечте уехать в Англию), и в словах сестры; и в любви к рок-н-роллу, замечательные треки которого периодически взрывают тишину: это свобода, это наслаждение жизнью, это вкус жизни, ощущение молодости, чувство, что все еще впереди и есть перспективы на счастье. Рок-н-ролл - это стремление к счастью.
Перспективы прерываются трагедией. Яцек, участвующий в возведении статуи Христа, в некотором смысле пожирается божеством: он падает в утробу божества, вовнутрь статуи. Падает, выживает и обретает богочеловеческую природу: в границах фильма он оказывается изгоем, через которого зритель знакомится с человеческой природой. Фильм из картины-медитации превращается в притчу о людях, что рядом с нами, в притчу об обществе. Эта бесчеловечная черная шутка, практически открывающая картину: «Прыгают с крыши еврей, мусульманин и черный. Кто выиграет? - Общество», - оказывается пролегоменом ко всему фильму: в современном польском обществе нет места Другому. Каким бы этот Другой ни был.
«Лицо» - жесткая пародия на польское общество, в которой, однако, чувствуется какое-то булгаковское снисхождение: «Люди, как люди». Люди изображены именно такими, какие они есть: ни плохими, ни хорошими, действующими скорее автоматически и рефлекторно, биологически. Эти люди разорваны между должным и реактивным: их реакция на изменившегося ближнего - отторжение, но при этом долженствование.
В картине М. Шумовска затрагивает несколько сложных тем. Прежде всего это столкновение традиции с новым. Перед нами меняющаяся Польша. Польша, столкнувшаяся с глобализирующимся миром, где находятся мусульмане, цыгане, евреи; где растет мобильность, где отличные друг от друга люди могут свободные приезжать и уезжать; где увеличиваются формы самовыражения - сосед может одеваться и жить совершенно иначе, чем мы. И при этом разрываются корни. Мы не видим в картине этого прямо, но мы чувствуем некоторое ускользание, некий разрыв, некое прощание: две сцены, когда бело-синий автобус увозит людей за стеклом, это лицо за стеклом - проникновенные кадры расставания с чем-то. Кадры прощания. В конце концов, современность - это разрыв традиции, ее замещение текучими и сетевыми связями.
Данью традиции остается католицизм, который, однако, воспринимается как пустая формальность. Все (по крайне мере выглядит так) жители городка ходят в церковь, все представляют собой общину верующих, но для всех католицизм лишь пустой жест идеологии: ни в ком нет веры: муж, мать, невеста нарушают свой долг, священник присваивает пожертвование, экзорциста волнует съемка видеоролика о проводимом обряде (видимо для YouTube) - Христос действительно смотрит в другую сторону. Религия - пустой жест. И это тоже угасание традиции, отказ от прошлого. Это тоже прощание.
Но главная тема - восприятие нас другими. Мы все привыкли к себе в определенном облике. Хуже, что и другие привыкли к нам и воспринимают нас как лицо. Мы знаем, что мы - это не только лицо, но и наш внутренний мир. Более того, несмотря на то что мы привыкли уравнивать себя и свое лицо (наблюдаемое нами в зеркале), но мы (если задуматься об этом), понимаем, что мы не оно. Мы знаем, что мы это нечто большее, чем наше лицо, чем наше тело. Мы это мы и потому мы изобретаем концепт души. Но для множества других, для ближних, мы - лицо. Что будет, если вдруг поменять лицо, если вдруг оно изменится и, более того, станет уродливым? Как будут реагировать те, на кого мы привыкли опираться? Много ли у нас останется друзей? Как много людей действительно знало нас? Дружило с нами? Как много у нас на самом деле близких людей? Вот вопросы, которые ставит в своем фильме М. Шумовска. Свои ответы зритель найдет в фильме, но на одном хотелось бы остановиться подробнее: «В нас слишком много животного, - говорит режиссер своей картиной. - И животное бесконечно преобладает над духовным. Христос смотрит в другую сторону».
Отдельно бы хотелось отметить, что в картине прослеживается влияние фонов М. Макдонаха, противопоставлений Ф. Копполы, мотивов Л. фон Триера, сцен из М. Булгакова (фактически с а-ля «случай в варьете» начинается лента, а знаменитым квартирным вопросом заканчивается) и Ф. Достоевского - последнее может быть по вкусу российскому зрителю.
Игра актеров, правда, произвела двойственное впечатление: с одной стороны, хочется сказать, что она безупречна и вроде бы все сыграно достаточно тонко. Особенно удачно переданы отношения взаимопонимания между братом и сестрой (А. Подсядлик). Но в то же время не хватает ощущения внутренних изменений, не хватает экзистенциального измерения, не хватает какой-то эмоциональной глубины. Зритель как бы и сам оказывается сдерживаемым лицом, ему не позволяется взглянуть внутрь человека. Последний поступок героя логичен, понятен, но понятен рационально, не эмоционально. И этот нюанс несколько смазывает ощущение от в целом превосходной и актуальной польской кинокартины.
Фильм вдохновлён реальными событиями: в городе Свебодзин действительно построили самую большую скульптуру Иисуса, а в одной из польских клиник была успешно проведена операция по полной трансплантации лица.
|
Отзывы о фильме Лицо