Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Военно-историческая картина «Братство» режиссера Павла Лунгина с участием таких актеров как Кирилл Пирогов («Брат-2», «Питер-FM»), Ян Цапник (сериал «Бригада») и Виталий Кищенко («Ян – русский солдат», сериал «Метод») рассказывает о болезненном выходе Советского Союза из Афганского конфликта в 1988 году. Это история о дивизии советских солдат, о трудном возвращении на Родину, о спасении товарища из моджахедского плена, а также – о политических интригах государств, в которые их втянула война.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.222 (639)
Разделы: Фильм, Боевик, Военный, Драма, Исторический
Год выхода: 2018
Название фильма: Братство
Режиссеры: Павел Лунгин
Актерский состав: Кирилл Пирогов, Виталий Кищенко, Федор Лавров, Михаил Кремер, Олег Васильков, Роман Колотухин, Василий Буткевич, Ян Цапник, Кирилл Ермичев, Антон Момот
Продолжительность фильма: 113 мин. / 01:53
Производство: Россия
Сценарий: Александр Лунгин, Павел Лунгин
Продюсер: Евгений Панфилов, Павел Лунгин
Оператор: Игорь Гринякин
Художник: Сергей Февралев
Затраты на съемки фильма: 270 000 000 руб.
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
Премьера в России: 10 мая 2019, «WDSSPR»
Лучший фильм Лунгина ------ Даже хорошо, что вокруг фильма поднялся такой шум, пусть он и стоил режиссёру не самых приятных минут в жизни и пару раз пришлось приводить давление в норму. Не случись скандала - и наверняка «Братство» осталось бы совершенно незамеченным. Тут «Мстители», День Победы - а зрителя зовут на фильм о войне тридцатилетней давности, в которой наша армия никаких подвигов не совершила и еле унесла ноги. Хита не будет, но какая-никакая посещаемость теперь обеспечена. Тем более, что Лунгин, пожалуй, снял свой лучший фильм (правда «Остров» я не смотрел, хотя творчество режиссёра прежде всего ассоциируют с этой лентой). При просмотре «Братства» возникает ощущение, что перед тобой живые люди. И они разные. Есть герои, есть трусы, есть прохиндеи. Одни с наслаждением убивают моджахедов, другие переживают, пытаются решить конфликт малой кровью. Нет стучания в грудь, выбеливания образа советского воина, хвастовства тактикой генералитета, но нет и разоблачительства. Мол, посмотрите, кто за нас воевал какие мы все нехорошие были, устроив войну в невинной тихой республике. Хотя антивоенное настроение к концовке фильма становится всё сильнее и мысль, которую Лунгин мог донести в одной-двух коротких сценах, он растягивает на 20 минут. К очевидным достоинства «Братства» можно отнести и актерский состав. Тут Лунгин тоже попал. Хороши, как известные артисты (Цапник в роли ушлого прапора, Пирогов в роли рассудительного КГБшника), так и молодежь. Особенно Антон Момот (у него, по сути, главная роль - молодого летёхи, КМС по греко-римской борьбе) и Александр Кузнецов - малость отмороженный боец, который не боится смерти.
Кстати, кто-то из известных критиков назвал «Братство» приквелом «Бригады» намекая, что герои фильма потом пошли в бандиты, потому что никому в новой стране оказались не нужны, зато умели убивать. Возможно. Я бы приплюсовал сюда «Бандитский Петербург», «Антикиллера», а еще лучше посмотрел бы реальное продолжение «Братства» о ветеранах Афгана в лихих 90-х. ------ Можете даже не читать, пожалуйста, поддержите это кино. ------ Для потомков: сейчас 2019 год. В России снимают кино по войну по единому закону: «мы русские, с нами Бог». (забавный факт для потомков, благодаря именно русским в команде «Мстителей» присутствует Тор). В России, да, впрочем, как и во всем мире не стоит цели показать настоящую войну. Необходимо показывать героев, которые прыгали на танки, отрядом в пару человек прочесывали половину Нормандии, чтобы спасти рядового. Да, существует великий сериал «Братья по оружию» - но там вскользь показана тема гибели психического состояния человека, прошедшего войну.
Также для потомков: в России не существует цензура (вроде).
Ещё один факт для потомков: фильм «Братство» своим трейлером похож на очередной русский фильм про войну, просто отлично снятый. В синопсисе фильма сказано: «А в самом центре этого водоворота оказываются солдаты разведроты, для которых важнее любых политических соображений остается правило - не бросать своих.». А Афиша этого фильма отсылает на недавний фильм «Балканский рубеж».
Все вышеперечисленные факты вызывают у меня диссонанс. Я правда не понимаю, как фильму «Братство» вообще разрешили выйти. Трейлер и вся информация об фильме до его выхода обманывает сильнее, чем любая «Планета обезьян: Война».
Я боюсь следующим тезисом сильно перехвалить фильм, но это лучшее произведение об войне за последние лет двадцать. И при желании может срезонировать сильнее, чем «Спасти рядового Райана».
«Братство» структурой сюжета похож на фильм Спилберга, но никак не своим итоговым посылом. Там, где Спилберг пытался продвигать гуманизм, Лунгин показывает то, про что нам не хотят рассказывать наши деды. Там, где у Спилберга отряд становится крепче любой семьи, Лунгин показывает, как солдаты готовы продавать своих ради выхода из войны. Там, где у Спилберга в принципе не существует такая животная вещь как «дедовщина», у Лунгина солдаты готовы убить друг друга за магнитофон. И пачку сигарет.
И в целом, сюжет у Лунгина медленно переходит на второй план. По сути, параллельно существуют несколько сюжетных линий, которые развиваются очень медленными сторибитами. Лунгину удалось деформировать жанр так, чтобы не показывать условные сцены: «битва на Омаха-бич - подсчет бойцов - придумывание плана - посиделки у костра - битва». Иногда фильм показывает одну сюжетную арку, потом стопорит её и следующей сценой закрывает другую сюжетную арку, вообще не теряя ритм картины.
Лунгин также подошел к экшену, словно он наш Нолан: мы практически не видим врагов в кадре. Фильм снят нарочито убито, благодаря съемке с рук и привычный кадр фильма примерно такой: советский парень с автоматом наперевес куда-то палит, прячется за стену, стену разносят, все в дыму. Разумеется, это позволило снять фильм более дешевым, но при этом максимально передает атмосферу происходящего. Знаете, почти как в видеоиграх, где камера намертво прибита к герою.
Реализм картины проявляется и в сценарии. Я не самый большой знаток сценариев, но знаете, подачу архетипов в этом фильме надо рассматривать в киношколах. Здесь есть и командир, который действует исключительно эмоционально, здесь есть и солдат-раздолбай, который и деньги украдет и отличные шутки будет травить (особенно в контексте происходящего), и фронтовой оператор, который вообще ничего не понимает и является абузой для солдат. И вот, казалось бы, мы эти шаблоны видели, кажется, уже миллиард раз. Но Лунгину удается из этих архетипов слепить живые и некиношные диалоги. Персонажи, даже имена которых мы не знаем, во время поездки на БТР будут обсуждать баб, в другой сцене стоять со стеклянными глазами, убив первого врага, а в третьей - нервно бухать после произошедшего.
Призываю вообще всех: вас, ваших мам, отцов, дедов, сестер и собак сходить на это кино. Такое необходимо поддерживать. Такое необходимо показывать тому слою населения, которое орет «1941-1945 можем повторить». Война - это всегда страшно. Война - это всегда уничтожение личности. ------ Пластмассовый мир победил. Рецензия на фильм «БРАТСТВО» ------ «Братство» Павла Лунгина. Его новая работа в одночасье получила клеймо провокационной, оскорбляющей чувства ветеранов Афганской войны, ведь она лишена того пафосного патриотизма, к которому все так привыкли. Напротив, «Братство» о внутреннем патриотизме, скрывающегося где-то глубоко в каждом гражданине своей страны. Вот только о каком патриотизме может идти речь, когда родная страна разваливается, а где-то в Центральной Азии идёт война, имеющая очень мало смысла? На войне хватает героев, но в первую очередь все солдаты - живые люди из плоти и крови. А человеку свойственно ошибаться, совершать неправильные поступки в личных целях, прикрываясь маской воинской службы. Новая картина Лунгина частично о том, как на фоне развала Советского Союза заканчивается война, вместе с ней и целая эпоха, а внутри народа умирает любовь к родине.
События фильма происходят в Афганистане 1988-го года, накануне вывода советских войск из горячих точек. Война почти подошла к концу и молодых солдат, как и всё командование, волнует всего одно: взять от этой самой войны как можно больше трофеев. Бойцы мародёрствуют, убивают ради забавы ведя счёт убитых, даже продают боеприпасы на рынке моджахедам, чтобы затем купить себе телевизор, магнитофон или ящик сигарет. Единственное на что они не способны - бросить своих товарищей в беде. Последние дни 108-ой мотострелковой дивизии осложняются тем, что в плен к врагу попадает советский пилот. Всё бы ничего, но пилот этот - сын генерала, на поиски которого отец бросает все силы своей воинской части. Генерала перестают заботить его воинские обязанности, ему плевать на перемирие с моджахедами, его мало волнуют жизни его подопечных.
В этом плане фильм идеально отражает, как военная верхушка зачастую преследует личные цели, даже не думая о безопасности рядовых. Да и в целом, война в «Братстве» больше похожа на чёрный рынок, нежели чем на классическое поле боевых действий. Более того, почти все экшен-сцены в фильме напоминают разборки между бизнесменами, которые отправляют на «стрелы» простых солдат. Пока где-то на поле боя молодые ребята гибнут под градом пуль и под грохочущие на полную громкость песни Егора Летова, где-то в штабе спокойно сидит высшее руководство и решает свои дела. Для офицерского состава война - это бизнес и они высасывают из неё максимум. Было бы их желание, они бы никогда её и не заканчивали. Главное, чтобы с гражданки еженедельно присылалось «свежее мясо», готовое выполнять приказы. Война развращает, лишает индивидуальности, она воспитывает пластмассовых солдатиков, которые без приказа и чихнуть не могут.
Первое, что особенно бросается в глаза и является вишенкой на торте всего «Братства» - актёрский состав. Одну из самых важных и интересных ролей в фильме исполнил талантливый Кирилл Пирогов, воплотивший на экране образ советского разведчика, старающегося договориться с моджахедами о перемирии. Параллельно с этим он пытается помочь генералу с его проблемой, а именно: персонаж Пирогова всеми законными и незаконными средствами старается выкупить сына своего начальства из плена. Именно через его героя, интеллигентного и умного разведчика, Лунгин демонстрирует всю внутреннюю кухню Афганской войны. Пирогов идеально отыгрывает на экране персонажа, внутри которого всё ещё идёт борьба за человечность. С одной стороны, у него есть приказы и личная заинтересованность в конфликте, а с другой - доблесть, честь и отвага. Что из этого в нём преобладает, решать уже зрителю лично.
Честно говоря, в фильме сложно выделить конкретного главного героя, потому что его и нет. Все события разворачиваются вокруг 108-ой мотострелковой дивизии, воплощающую в себе собирательный образ всех ужасов войны. Лунгин намерено свёл количество положительных персонажей в повествовании к минимуму, заставив негодяев сражаться с такими же негодяями, как и они. Забавно то, что советские солдаты в картине с большей яростью избивают друг друга за магнитофон, чем стреляют во врага. Более того, на поле боя бойцы занимаются чем угодно, кроме защиты родины. Они бегают по поселению и стреляют во все стороны, собирают трофеи с убитых, зачастую рискуя при этом собственными жизнями, а иногда и вовсе предпочитают мирно посидеть и перекусить из общей тарелки, пока за стеной под пулемётным огнём умирают их сослуживцы. Квинтэссенцией всего этого воинского безобразия становится сцена, в которой солдаты пытаются стащить двух кур. Зачем? Вероятнее всего, просто потому что они могут. На самом деле даже сами герои не могут ответить на этот вопрос, они просто действуют и всё, а думать за них будет командование.
И на самом деле, подобное поведение солдат вызывает очень много вопросов. С одной стороны, то что у «Братства» подавляющее число героев - отрицательные, картине играет только на пользу. Ведь антивоенное кино работает лишь тогда, когда авторы показывают самые грязные и низменные уголки войны. А с другой стороны, фильм Лунгина вызывает очень неоднозначные впечатления из-за своей однобокости. Да, «Братство» очень однобокая лента, демонстрирующая войну лишь с одной стороны. Но справедливости ради стоит выделить, что светлые персонажи всё же присутствуют в картине. Так, например, потерпевший крушение и попавший в плен советский пилот, который просто старался выжить весь фильм, не выглядит, как плохой человек. Он даже мастерит из подручных средств деревянный кораблик для ребёнка, который, к слову, и сдал его моджахедам.
«Братство» - до ужаса аутентичное кино о войне, в котором идеально сочетаются мастерская режиссура Павла Лунгина и операторская работа Игоря Гринякина. Труды последнего, к слову, достойны самых громких аплодисментов. Именно он уговорил Лунгина снимать фильм на плёнку, из-за чего картинка даёт свойственное киноплёнке зерно. И хоть в картине хватает статичных планов, почти 90% всей ленты снято оператором с рук, держа камеру на плече, не забывающего использовать зумирование каждый раз, когда это делать стоит и не стоит. Подобный подход к съёмке привнёс в «Братство» нотки документальности, что вперемешку с восхитительной работой специалистов по спецэффектам сделало своё дело. Смотрится «Братство» очень завораживающе, но при этом неприятно, потому что фильм местами чересчур сюрреалистичен.
«Братство» - в первую очередь кино о простых солдатах, которые ушли на войну защищать одно государство, а вернулись совсем в другое. Многие уже успели обругать картину за то, что в ней нет того пресловутого братства, гордо красующегося в названии. А о каком братстве может идти речь, если оно развалилось у всех на глазах?
Подвиги предков ни в коем случае забывать нельзя, но и не стоит превращать их победы в фанатичный культ, иначе потеряется то, ради чего они воевали - мир.
Фильм основан на реальных событиях.
|
Отзывы о фильме Братство