Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Эта эскадрилья стала «поющей» — так капитан Титаренко подбирал себе новичков. Его «старикам» было не больше двадцати, но «желторотиков», пополнение из летных училищ ускоренного выпуска, в бой все равно, по возможности, не пускали. Им еще многое предстояло испытать — и жар боев, и радость первой победы над врагом, и величие братства, скрепленного кровью, и первую любовь, и горечь утраты… И настанет день, когда по команде «в бой идут одни старики» бывшие желторотики бросятся к своим самолетам…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 8.710 (137 350)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 8.50 (3444)
Разделы: Фильм, Военный, Драма, Комедия
Год выхода: 1973
Название фильма: В бой идут одни «старики»
Режиссеры: Леонид Быков
Актерский состав: Виктор Мирошниченко, Сергей Иванов, Владимир Талашко, Леонид Быков, Рустам Сагдуллаев, Ольга Матешко, Евгения Симонова, Алексей Смирнов, Григорий Гладий, Сергей Подгорный
Продолжительность фильма: 87 мин. / 01:27
Производство: СССР
Студия: Студия Довженко
Роли дублировали: Юрий Саранцев
Сценарий: Евгений Оноприенко, Леонид Быков, Александр Сацкий
Оператор: Владимир Войтенко
Композитор: Виктор Шевченко
Художник: Георгий Прокопец, Л. Коротенко
Монтаж: М. Зоровой
Затраты на съемки фильма: $500 000
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 12 лет
Премьера в мире: 12 августа 1974
Выход в прокат фильма на Blu-Ray: 28 апреля 2011, «Новый Диск»
Выход в прокат фильма на DVD: 19 февраля 2009, «Мьюзик-Трейд»
Ключевые слова: драма, комедия, военный, война, армия, подвиги, авиация, СССР
Советская классика ------ Леонид Быков всегда мечтал стать летчиком. Во время Великой Отечественной войны он дважды поступал в летное училище, однако, в реальных боях в силу различных причин ему поучаствовать так и не удалось. Остается только гадать, насколько хорошего пилот страна потеряла, но несомненен тот факт, что взамен она получила гениального артиста.
Фильм «В бой идут одни «старики» безусловно, следует считать пиком как режиссерской, так и актерской карьеры Быкова. С одной стороны он всегда хотел снять фильм о военных летчиках, потому сие творение не было какой-то пробой пера или очередной заурядной работой. Оно стало фильмом, идею создания которого режиссер вынашивал очень давно, в которую он вложил всю свою любовь. Здесь и любовь к Родине, верность патриотическому долгу, любовь к полетам и авиации, любовь к музыке, которая также была известной страстью Быкова, в конце концов, просто любовь к человеку, гуманизм, сострадание, проявление братских чувств, любовь между мужчиной и женщиной - все это нашло свое отражение в фильме. Быков создавал его наперекор всему. Создателям приходилось работать в условиях ограниченного финансирования, актеры не были премированы, даже, когда всесоюзной успех фильма стал очевиден. Плюс к тому постоянно не хватало реквизита, а ведь чтобы снять реалистичный фильм о самолетах, необходимо определенное техническое оснащение и немалое мастерство постановщиков. Скепсис руководящих органов, как от политических структур, так и со стороны киноруководства был столь велик, что даже законченному фильму весьма неохотно давали дорогу на большой экран, дескать, не содержит эти картина необходимого патриотического посыла, да и про войну снимать нынче не принято. Лишь восторженные отзывы бывших фронтовиков, их заступничество во многом позволило этому фильму, наконец, предстать перед большой публикой. Наверное, шедевры создаются именно так, сквозь пот, стертые в кровь руки и бессонные ночи свих творцов.
И это был невероятный успех. Картина постоянно входит в число лидеров во всяческих рейтингах и опросах, посвященных как фильмам о войне в частности, так и всего отечественного кинематографа в целом. Ее запоем смотрит уже ни одно поколение. Она практически целиком разошлась на цитаты и афоризмы, чему немало поспособствовала выдающаяся актерская игра. В первую очередь речь идет, конечно, о самом Быкове, который в очередной раз предстал в своем фирменном образе простого, но необычайно очаровательного и душевного украинского хлопца. Не подкачали и остальные артисты, явив на экране образец подлинной дружбы, взаимовыручки, самопожертвования и верности своему долгу.
Особого шарма картине придал тот факт, что в основе не сюжетной линии, в основе судеб экранных персонажей лежат реальные факты, собранные по воспоминаниям и рассказам военных летчиков.
Другим удивительным достижением можно считать, что в результате получился фильм о войне, в котором война предстает скорее фоном. Герои живут, шутят, ругаются, радуются, грустят и даже влюбляются на фоне ежедневных боевых столкновений, каждое из которых, может, оказаться последним. Даже на войне человек остается человеком, картина постулирует, что такие вещи, как любовь, искусство, истинный гуманизм намного сильнее смерти, сильнее жестокости и всего того плохого, отвратительного и бесчеловечного, что несет собой война. И это именно то, чему следует поучиться создателям современных «киношедевров» подобной тематики. Она оставляет светлое чувство, даже не смотря на боль от утрат.
Да и в довершение признаюсь, что, пожалуй, это мой любимый фильм о Великой Отечественной войне. ------ «Не вернувшимся из боевых вылетов посвящается...» © ------ Любой фильм о войне - предмет споров. Но не любой фильм - шедевр. Однако, этот фильм шедевр мирового уровня. Во обще, все отечественные фильмы о войне сделаны на очень высоком уровне. Я не могу судить о других фильмах подобных этому, просто потому что я их еще не смотрел, но то, что я думаю об этом фильме, я сейчас вам поведаю.
В бой идут одни «старики» открывает нам историю одной эскадрильи, но не простой, а поющей. Понравился тот факт, что создатели фильма консультировались с настоящими героями войны. А значит, действия в фильме - чистая правда, что придает фильму еще больше трогательности и чистоты.
Этот фильм, как сборник цитат и поговорок. Герои шутят, разговаривают тем, что мы привыкли называть цитированием. Крылатые фразы и афоризмы, очень остроумные и гениальные шутки - это и есть фильм В бой идут одни «старики».
Гениальный актерский состав. Каждый персонаж имеет свой характер, у каждого своя особенность. Один отличается от другого. Но у них есть одна общая черта. Они - настоящие люди. Они не ругаются, не обижаются, не мстят, не желают плохого... Все герои очень добры, ведь именно такими были герои Великой Отечественной Войны!
Великолепные музыкальные композиции, делающие этот фильм одним из лучших в жанре. Песни только самые трогательные, чувственные и известные. Солисты фильм поют очень хорошо. Это не может не нравится. Потому что это поистине гениально!
Один из самых умных, добрых и по-настоящему трогательных фильмов о войне. Да, в то время люди умели делать отличное кино, которое стало классикой. Этот фильм -пособие цитат, поговорок и песен. Это энциклопедия советской жизни в войне. Этот фильм - дань советским летчикам. Светлая память героям!
Раскудрявый клен зеленый, лист резной, Я влюбленный и смущенный пред тобой, Клен зеленый, да клен кудрявый, Да раскудрявый, резной! ------ «Не вернувшимся из боевых вылетов посвящается...» © ------ Есть у нас такие темы и такие предметы обсуждения, в отношении к которым общество практически единогласно. Даже имея незначительные изъяны, кто же будет их подчеркивать, рискуя выставить себя занудой и придирой? Это касается и классики советского кино. Одним из таких представителей является фильм «В бой идут одни старики». И, разумеется, нет смысла его представлять, давать сравнительную характеристику и вообще относиться к нему как к обычному современному кинофильму.
Что, на мой взгляд, является одним из самых больших достижений ленты, так это одна отличительная черта. «В бой идут одни старики» - фильм о Великой Отечественной Войне, вышедший в не совсем либеральные годы, а конкретно в 1974 году, по воле судьбы не подвергся корректировке сценария в сторону агитации социалистического строя и не стал политическим инструментом советского ЦК в деле продвижения коммунистической идеологии, а в частности демонстрации культа советского солдата. Стоит только вспомнить более ранние кинохроники войны 50-60-х годов и сразу понятно о чем идет речь.
Может быть годы уже были не те, а может в этом заслуга замечательного артиста и режиссера Леонида Быкова. Ведь сам по себе тему противостояния Советского Союза фашистским захватчикам и представление этих двух сторон как сторон добра и зла фильм сдвинул на второй план, если не на третий, что в свое время могло стал решающей причиной отмены его выхода на экраны и чуть не стало.
Политический фундамент отошел в сторону, дав дорогу теме крепкой дружбы, взаимовыручки, раскрыв иностранным и советским зрителям в очередной раз особенности русского человека, его ментальность, чувство долга и понятие о дружбе. Быков показал всем, что даже в самое трудное время, когда идет борьба за выживание и нет места ничему другому, человек может найти в себе что-то хорошее, порадоваться прекрасному, спеть песню, влюбиться, помочь другу и просто улыбнуться. И в данном контексте песни, танцы и прочие развлечения не смотрятся с иронической улыбкой, а действительно доставляют удовольствие. Здесь нет счастливых людей, встающих рано на рассвете и бодрым шагом с песней на устах шагающих на две смены на сталелитейный завод и с таким же настроением возвращающихся назад, нет здесь также ужасных и беспощадных немцев, кричащих «русские свиньи!» в такт треску немецких пулеметов, здесь есть просто история нескольких летчиков, исполняющих свой долг без излишнего пафоса и скрытых строк.
Быков, как и в своем следующем, но уже более эмоционально тяжелом фильме «Аты-баты, шли солдаты», показал высокий стандарт военной драмы, который в современном киноискусстве уже стал нормой (но далеко не для каждого режиссера). Ирония, выраженная в напускном веселье и песнях, и в том, что совсем молодых ребят после года войны уже не за глаза называли «стариками», стала у Леонида Быкова ярким контрастом, который подчеркнул всю трагичность войны и русского народа. Не используй Быков этот режиссерский прием в киноленте, история «поющей» эскадрильи была бы еще одной мрачной ретроспективой исторических событий, которых к 1974 году уже накопилось довольно много. Да и большой популярностью в прокате они, за исключением нескольких особо важных картин, не пользовались.
Сделал и не прогадал: история Кузнечика, Смуглянки, Титоренко и остальных ребят взорвала советские залы. Фильм посмотрели более 40 миллионов советских зрителей, а Быков окончательно стал любимцем публики.
В заключении можно лишь посоветовать зрителям нового поколения ознакомиться с фильмом «В бой идут одни старики», как с ярким представителем советского кинематографа, примером мастерской военной драмы, да и просто отличным ретро-фильмом. А остальным говорить ничего и не нужно. Сами все знаете. ------ «Не вернувшимся из боевых вылетов посвящается...» © ------ Перед просмотром фильма «В бой идут одни &dbquo;Старики“» размыто, а местами и четко вырисовывается картина предстоящих событий. Мы видим сражения, боевые действия, взлеты и падения, потери, небольшие, но такие значимые успехи, бравых ребят, их улыбки и слезы. По мере просмотра ожидание начинает не совпадать с происходящими на экране событиями. Появляется ощущение, что фильм действительно не о войне. Боевые действия то там, то здесь дополняют сюжет, но они не являются его основой. В фильме мы видим жизнь во всех ее проявлениях в годы войны. Здесь звучат песни, присутствует любовь, мы слышим шутки и видим страхи, замечаем искреннее желание внести свой вклад в приближение победы. Здесь всего понемногу, а все вместе складывается в единую картину того времени. Молодые рвутся в бой, «старики» мечтают поскорее его закончить. Потери рождают грусть, но надежду не удается заглушить.
Режиссер картины Леонид Быков не только наполнил ее смыслом, он сумел его передать. Не раз звучат фразы, что после боя надо отдыхать, на войне надо воевать. Отчетливо видно, что жизнь так или иначе сильнее. Что даже в тяжелое время присутствует жизнь, и она не сводится к пессимистичному существованию. Поэтому то, что на первый взгляд не к месту, становится неотъемлемой и необходимой частью всего. Фильм заставляет сопереживать героям и искренне радоваться вместе с ними. Актеры правдиво передают эмоции. От того в конце просмотра рождается молчание, а песни по-прежнему звучат в мыслях. Грусть заполняет настроение, но стоит зазвучать «Смуглянке», и снова становится тепло на душе.
Определенно, картина «В бой идут одни &dbquo;Старики“» заслуживает просмотра. Это больше, чем хорошее кино. ------ «Не вернувшимся из боевых вылетов посвящается...» © ------ Каждый раз девятого мая смотрю этот фильм, и каждый раз плачу... Поразительные по силе образы героев, исключительная музыка... Чистые эмоции...) И фразы, фразы... такие простые, но дающие атмосферу военного периода... «Будем жить!» (с)
Леонид Быков поступал в летную школу в 1945 году, но малый рост не позволил ему стать летчиком. ------ Быков осуществил свою давнюю мечту и освоил управление самолетом во время съемок картины. ------ Поющая эскадрилья на самом деле существовала во время Великой Отечественной войны. ------ Студентка театрального института Евгения Симонова снималась во время учебы - на съемочную площадку ее привела мама. ------ Государственные чиновники долго не принимали сценарий фильма, вначале производства картины для съемок выделили всего один самолет. После того как сценарий фильма очень понравился одному из маршалов авиации - на площадке появилось ещё два самолета. ------ В роли «догорающего мессера», сбитого «Кузнечиком» был использован планер КАИ-12 «Приморец». ------ История Героя Советского Союза Надежды Поповой и Героя Советского Союза Семёна Харламова легла в основу любовной линии фильма. ------ Еще в 1967 году Леониду Быкову предложили поставить картину о летчиках по сценарию Владимира Кунина «Хроника пикирующего бомбардировщика». Однако он непременно хотел включить в нее песню Смуглянка, что было категорически отвергнуто Куниным. Свой замысел о летчиках, поющих «Смуглянку», Быков воплотил в ленте «В бой идут одни «старики». ------ Занимает по посещаемости 61-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. ------ Изначально Леонид Быков хотел снимать фильм цветным. Но цветная пленка, которая лежала на студии Довженко, давалась только на соцреалистические фильмы. Быкову говорили: если будешь снимать под заказ фильм о трактористах – дадим цветную пленку. На фильм о войне дали только черно-белую. ------ Роль советских истребителей в фильме исполняют учебно-тренировочные самолёты Як-18, роль Мессершмитта - чехословацкий спортивно-пилотажный Злин Z-326 Акробат. Пилотированием занимались лётчики ДОСААФ. Настоящие истребители времён второй мировой появляются только на вставках с кинохроникой. ------ На роль Смуглянки пробовался Владимир Герасимов. ------ Героям фильма, капитану Титаренко и механику Макарычу были установлены памятники в Киеве и Харькове соответственно. ------ Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия Титаренко и позывной «Маэстро» были взяты Быковым после того как он узнал о Дмитрии Титоренко - ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Также появился в сценарии и Вано - в память о фронтовом друге и первом непосредственном командире (ведущем пары) Кожедуба на фронте, отважном грузинском лётчике младшем лейтенанте Вано Габуния, героически погибшем при таране немецкого истребителя Ме-109. ------ Считается, что прототипом «Смуглянки стал Виктор Щевронок, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии.
|
Отзывы о фильме В бой идут одни «старики»