Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Татуин. Планета-пустыня. Уже постаревший рыцарь Джедай Оби Ван Кеноби спасает молодого Люка Скайуокера, когда тот пытается отыскать пропавшего дроида. С этого момента Люк осознает свое истинное назначение: он один из рыцарей Джедай. В то время как гражданская война охватила галактику, а войска повстанцев ведут бои против сил злого Императора, к Люку и Оби Вану присоединяется отчаянный пилот-наемник Хан Соло, и в сопровождении двух дроидов, R2D2 и C-3PO, этот необычный отряд отправляется на поиски предводителя повстанцев — принцессы Леи. Героям предстоит отчаянная схватка с устрашающим Дартом Вейдером — правой рукой Императора и его секретным оружием — «Звездой Смерти».
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 8.113 (137 342)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 8.60 (1 051 604)
Разделы: Фильм, Боевик, Приключения, Фантастика, Фэнтези
Год выхода: 1977
Название фильма: Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда
Иностранное название ленты: Star Wars
Режиссеры: Джордж Лукас
Актерский состав: Энтони Дэниелс, Кенни Бейкер, Питер Мейхью, Алек Гиннесс, Кэрри Фишер, Харрисон Форд, Марк Хэмилл, Дэвид Праус, Питер Кушинг, Фил Браун
Продолжительность фильма: 121 мин. / 02:01
Производство: США
Студия: 20th Century Fox Film Corporation, Lucasfilm Ltd.
Роли дублировали: Михаил Тихонов, Андрей Ташков, Вадим Андреев, Денис Беспалый, Даниил Эльдаров
Сценарий: Джордж Лукас
Продюсер: Джордж Лукас, Рик МакКаллум, Гари Кертц
Оператор: Гилберт Тейлор
Композитор: Джон Уильямс
Художник: Лесли Дилли, Джон Бэрри, Норман Рейнольдс
Монтаж: Т.М. Кристофер, Пол Хирш, Ричард Чю
Слоган: «Coming to your galaxy this summer»
Затраты на съемки фильма: $11 000 000
Сборы в США: $460 998 007
Сборы в мире: + $314 400 000 = $775 398 007
Зрители: США - 178.1 млн, Великобритания - 20.8 млн, Германия - 8.02 млн
Возрастное ограничение: для любой зрительской аудитории
MPAA-рейтинг: рекомендуется присутствие родителей
Премьера в мире: 25 мая 1977
Выход в прокат фильма на Blu-Ray: 15 сентября 2011, «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Выход в прокат фильма на DVD: 9 декабря 2010, «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Аргумент: «Оскар» за лучший монтаж
Ключевые слова: фантастика, фэнтези, боевик, приключения, техника, роботы, подвиги, сражения, погони, драки, сверхспособности, злодеи, космос, вымышленный мир
Первая фантазия ------ Мир кино разделился на 2 части - до 77-ого года, и после. Ну только представьте: вы, родились году эдак в 1950-ом, или 60-ом. Что вы видели из научной (именно, пока научной) фантастики? Ну, «День, когда Земля остановилась» как это было лихо и стильно на момент выхода. Что еще? Ах, великий и ужасный Стенли Кубрик показал заокеанским зрителям «Космическую Одиссею: 2001», в далеком-таком 68-ом. Такое буйство технологий, что и сейчас это выглядит где-то стильно и, даже, модно и эффектно. Далее, уже наши зрители увидели «Солярис» Тарковского (еще одного мастера, только уже советского). Все эти фильмы были по сути революционными, а для поклонников антиреализма, и шедевральными. Но они же неторопливые, заумные, а народ в кинозале хоть и находился в некой эйфории, но... они не видели, что можно было выжать из фантастической концепции.
И вот, настала дата: 25 мая 1977 года, это незабываемые цифры для миллионов фанатов, как и 5 октября 1962 года для некоторой категории фэнов другого, более длинного франчайза. Зато, «Стар Варс» в СССР был сразу именован «Звездными Войнами», а его жанр советские кинопрокатчики нарекли как «галактический вестерн». И если вам интересно, то можете взглянуть на этот дурацкий во всех отношениях постер тут, в КиноПоиске, хотя... Есть еще парочка советских постеров этого Лукасовского киношедевра, однако они не на столько стильные, как заокеанские, и откорвено говоря, паршивые.
Но вернемся к обстановке. Перед нами, несчастные повстанцы, отчаянно пытающиеся отстреливаться от солдат-клонов (имперцев, которые за темных), принцесса Лея и 2 веселых робота: C-3PO (чудаковатый человекообразный и золотистый) и R2-D2 (только пищит, да и выглядит как ведро). Как раз таки эти двое железяк и попадают на песщаную планету Татуин, десантировавшись со спасательной капсулы. Они порабощены местными барыгами и куплены молодым парнем с супер-известным (теперь) именем Люк. Люк Скайуокер. А в роботах содержится много информации, которая способна при правильном применении спасти галактику от гнета имперцев.
Представьте, это только первая фантазия Лукаса (начал с IV-ого эпизода, думая что рискует и может сериал провалиться), а еще нас ждет 2 шедевральных эпизода впереди и полу-попсовая трилогия позади.
Много харизматичных и запоминающихся персонажей отличают Star Wars от других сериалов. Например, помимо вышеописанных роботов, жулик, летчик и контрбандист Хан Соло (моложавый Форд), грозный темный коммандир Дарт Вейдер, и еще бесчисленное кол-во атрибутов сериала: оригинальный дизайн костюмов солдат-имперцев, звезда смерти, халаты рыцарей-джедаев и главный их атрибут - световой меч, который каждый зритель уж точно хотел бы получить, несмотря на возраст, национальность и пол. И столько эпических сцен, скопозироанных Джоном Уильямсом, что иногда слеза наворачивается (во всех частях этого сериала), причем я еще здесь ни видел (ни слышал) ни единой темы, которая бы мне не понравилась.
Недостатков в фильме я не нашел, да и по всей видимости не найду, пока жив Джордж Лукас. Мало того, что для своего времени нереальное число нагад, не говоря уже о зрительских симпатиях, так еще и всю эту ленту стараются ремастировать, перерисовать, переозвуать, добавить спецэффектов, стильнейшее дивидишное меню, да и просто упаковка бокса. Все живо, сочно и динамчно, а российскому зрителю повезло еще больше. Качество голоса, записанного в 77-ом никак не увеличишь и не повысишь, так что современный русский дубляж со свежими и чистыми голосами тянет на фильм года 98-ого (вечное кино, кстати!). Это будет всегда, как и всегда будет впечатляться зритель в кинотеатре 77-ого, у экрана телевизора 90-ых с помощью кассет, 2000-ых на DVD и сейчас, у счастливчиков, которые приобрели домашние кинотеатры и Blu-Ray проигрыватели. Ах, и самое главное (уже от меня): ------ Когда искусство было уделом романтиков ------ На сегодняшний день сложно даже предположить, что Звездные войны когда-то не существовали в природе: настолько плотно эта эпопея вписалась в нашу поп-культуру, став неотъемлемой частью современного мира.
Джордж Лукас перевернул наши представления о кино, создав новый миф, породив легенду о рыцарях-джедаях, ведущих вечную борьбу с воинами тьмы - ситхами.
Не секрет, что за сюжетные основу эпопеи взяты традиционные мифы далекого прошлого. Лукас тщательно проштудировал труды американского культуролога и специалиста по мифологии Джозефа Кэмпбелла при написании сценария, чем сумел угодить даже самой взыскательной публике, привыкшей к глубоко интеллектуальному кино. Звездные войны связали воедино блокбастер и авторское кино, смыв грань между массовой и элитарной культурой.
Сюжет фильма знаком практически всем, от мала до велика. Злобная Империя ведет войну с отчаянной горсткой повстанцев, которой чудом удается украсть планы главного оружия имперцев - чудовищной Звезды Смерти. Принцесса Лея стремится отвезти планы повстанцев, но оказывается схваченной имерскими штурмовиками и коварным лордом Вейдером. И тут, волею судьбы в историю оказываются вовлечены юный фермер Люк Скайуокер, пожилой рыцарь-джедай Оби-Ван Кеноби, контрабандист Хан Соло и его старший помощник Чубакка.
Что и говорить: фильм подарил нам передовые компьютерные технологии, световой меч, новую мифологию, всплеск интереса к научной фантастике и обаятельного Харрисона Форда, собрав во всем мире щедрую кассу.
Лукас сумел снять ленту для всех и для каждого, попутно собирая щедрый урожай со всех возможных жанров искусства, включая комедию, трагедию, драму, приключения, фэнтези, фантастику.
Лента неоднократно подвергалась реинкарнации, и потому существует аж в 4 версиях. Следует заметить, что последние версии не приносят в ленту ничего принципиально нового, кроме картинки высокого разрешения и немного дополненных спецэффектов, что, вне всякого сомнения, говорит в пользу оригинала, который и на сегодняшний день выглядит более чем достойно на фоне современных блокбастеров.
Новая надежда, как в дальнейшем была названа данная часть, не являет собой что-то принципиально нового в данном жанре: это уверенный синтез различных фильмов, комиксов и сюжетов, встречавшихся ранее. При этом фильм выглядит настолько свежо, что кажется, поистине, откровением. Первая часть является, по большей части, вводной: многие принципиально важные для франшизы сюжетные мотивы и проблемы будут введены в дальнейшем. Здесь же мы видим легкий приключенческий фильм, с легким налетом драматизма и философии, которые будут углублены в дальнейшем. По сути своей, это фантасмагорический римейк Трех негодяев в крепости Акиры Куросавы. При этом зрителя пленяет прежде всего искренность и вера, с которыми автор подходит к своему творению, которое снималось в ту пору, когда коммерческий успех был лишь придатком к удовлетворенности полученным результатом.
Джорджу Лукасу удалось перевернуть мир, подарив миру красивую сказку и феноменальное явление в мире независимого кино. Возможно, это лучший фильм за всю историю кинематографа, сумевший синтезировать в себе все то, за что мы так любим кино. Вне зависимости от того, сколько еще частей эпопеи было и будет снято в дальнейшем, Новой надежде досталось знамя первопроходца, которое она пронесла с достоинством, подарив нам чудесный мир и фантазию, поражающую воображение по сей день.
Оценка: вне всякий сомнений, ------ Когда искусство было уделом романтиков ------ Однажды, в одни из тех летних каникул, что приходилось проводить на даче, я решил познакомить своего друга детства со Звездными войнами. Начали мы с трилогии-приквелов. Мне тогда казалось логичным начать смотреть фильмы по внутренней хронологии. К тому же я сам тогда не видел оригинальную трилогию - как-то вот получилось, что первое время по телевидению мне их лицезреть не удалось. Мы посмотрели шикарную «Месть ситхов» и наконец-то пришло время классики. Я не знал, чего ожидать, и потому тем же днем перед сном включил диск да посмотрел «Звездные войны: Эпизод IV - Новая надежда». И меня просто унесло.
Соприкосновение с картиной было подобно откровению. Что это? Обилие практических спецэффектов? Дышащая всеми фибрами души вселенная, в которой всё ещё жива надежда? Приключения в чистом виде? Да, да и да. После просмотра я засыпал с каким-то особенным чувством, которое не так уж часто испытывал. Чувством открытия чего-то нового для себя. Великого, грандиозного, что однозначно повлияет на мою дальнейшую жизнь.
На следующий же день я посмотрел «Новую надежду» ещё раз, теперь уже с другом. И это всё ещё был прекрасный, пробирающий до мурашек опыт. Надо ли говорить, что теперь я стал фанатом не просто красивой и помпезной космической саги, как думал раньше, а одного из ярчайших феноменов современной поп-культуры. На данный момент я не читал ни одной книги по Звездным войнам, не играл в Knights of the Old Republic и так далее, меня сложно назвать хардкорным фанатом. Тем не менее, я хотя бы знаю об этих вещах, и моё знакомство с миром далёкой-далёкой галактики не ограничивается чисто кино. Так что как минимум просто фанатом сие дела я всё же стал. И в первую очередь это заслуга именно что первых двух просмотров четвёртого эпизода.
Было не так уж просто уговорить родителей посмотреть «Новую надежду». Я говорил о её культурной значимости (они сами подтвердили, что отсылок к ней и её сиквелам в их любимых «Друзьях» было предостаточно), что это просто замечательный фильм и вовсе не научная фантастика, как они думали. По итогу просмотра мама сказала, что тут больше плюсов, чем минусов, а папа признался, что «смотреть можно». Такие отзывы трудно назвать восторженными, но я всё равно рад, что показал им ленту. Не представляю, как можно сколь-нибудь взаимодействовать с современной культурой и при этом считать нормальным не посмотреть фильм, породивший серьезную его часть.
Что до меня, то последний пересмотр с родителями всё же слегка изменил мое восприятие. Где-то с половину ленты я ощущал себя не сколько даже зрителем, сколько искусствоведом, оценивающим исторически важное произведение. Эта сцена имеет культурную ценность, и к вот этой часто отсылаются в других произведениях. И да, Хан Соло (Харрисон Форд) стрелял первым, но в новой отреставрированной версии фильма бластеру его собеседника подрисовали выстрел куда-то вообще в молоко. Так что технически теперь он сделал первый выстрел, но это так бессмысленно, что и не стоит обсуждения.
А вот эта сцена, где наш главный герой Люк Скайуокер (Марк Хэмилл) смотрит на закат двух солнц - вообще классика в чистом виде. Плюс музыка Джона Уильямса тут уххх, завораживает. Как бы ценны ни были кадры, я, разумеется, не переставал наслаждаться происходящим, и внутренний ценитель уже к середине картины успокоился и не беспокоил по мелочам, давая влиться в происходящее.
Должен признаться, что одна вещь меня покоробила. Вся та часть с дроидами, путешествующими по песчаной планете Таутуин, уж слишком затянута. Когда ты показываешь понравившийся тебе фильм кому-то ещё, порой бывает, что ты словно покрываешься холодным потом при выявлении недостатка или того, что твой зритель может счесть таковым. Однако мама потом сказала, что фильм идет без промедлений. Получается, это уже чисто моя претензия.
Когда дошло дело до сегмента с Звездой смерти, где Люк и Хан вызволяют принцессу Лею (Кэрри Фишер), я внезапно осознал, что у фильма очень хорошее чувство юмора. Нет, шутки тут были и раньше, но теперь их стало на удивление много. Возможно, ни в одном сегменте других фильмов саги их не было столько, сколько здесь. Работают они исключительно на ура. Ситуация очень напряженная, получающаяся с их помощью разрядка оказывается как нельзя кстати. Как-то и не верится, что среди сценаристов фильма значится только Джордж Лукас - уж больно непривычно после трилогии-приквелов слышать такое остроумие.
Конечно, это фильм 77-ого года за одиннадцать миллионов долларов, и на нем это не могло не сказаться. Стоит помнить, что до этого космическими сагами на больших экранах занимался аж никто (Звездный путь всё-таки больше чистая научная фантастика, поэтому эту серию фильмов трудно причислить к тому же виду, что и ЗВ). По признанию самих авторов, им сильно не хватало костюмов для наполнения пришельцами бара на Татуине, и потому там есть парень в костюме дьявола. Ага, не удивительного пришельца, а тупо дьявола. Но при этом его показывают достаточно мало, чтоб он казался органично вплетенным в эту кучку фриков.
Так что когда ещё не показавший своего истинного злодейского лица (метафорически, под конец он и вовсе чуть ли не лохом оказывается) Дарт Вейдер (поразительный голос Джеймса Эрл Джонсона) бьется с Оби-Ваном Кеноби (Алек Гиннесс) на световых мечах, я не думаю: «какая лажовая драка». Скорее мои мысли больше похожи на: «ух ты, первая в истории кино сражение на световых мечах, это интересно». К тому же она и не должна быть поражающей воображение, если учесть все те причины, по которым Оби-Ван вообще ввязался в битву.
Это продукт своего времени, но тем он и прекрасен. Четвёртый эпизод слегка наивен, но в том числе благодаря этому он стал тем незабываемым приключением, что засело в голову миллионам людей по всему свету. Мало того, что «Новая надежда» прекрасна сама по себе, так ещё она подняла невероятную волну, которая сейчас нас захлестывает особенного сильно.
Настолько сильно, что не так давно кинотеатры посетил фильм «Изгой-один: Звёздные войны. Истории», чье действие происходит незадолго до начала оригинальной трилогии и сильно с ним связано. Это ли не признание мира в том, насколько мы любим «Звездные войны: Эпизод IV - Новую надежду»? ------ Начало. Опять начало. ------ -Ты что, никогда не слышал о «Тысячелетнем Соколе?» - А что, надо было?
Для поколения 70-х этот фильм - начало новой и прекрасной вселенной и новой эпохи фантастического жанра. Для меня, посмотревшей Звездные Войны впервые и в хронологическом порядке уже в 2008 году - начало новой эпохи. И самая настоящая Надежда. Потому что - джедаев перебили, Республике конец, Скайуокер стал редиской... Казалось, жить-то больше незачем. Ан нет! Есть еще партизаны в глухих лесах.
И рассвет над маленькой фермой Ларсов такой же, как и двадцать лет назад. И улыбка на физиономии Люка все та же, скайуокеровская. И грация у принцессы Леи та же, королевская, как и у матери. И Бен Кеноби, вылезший из-под бархана, еще тряхнет стариной. Ничего не умерло - все по прежнему.
Вот за что я так безнадежно влюблена в эту коcмическую оперу - за связь поколений, прочной ниточкой тянущуюся сквозь все шесть фильмов эпопеи. Сейчас принято ругать актеров новой трилогии и хвалить старых - но, боже мой, разве не верим мы все, что они родственники, коллеги, партнеры, дети и отцы? Оба поколения актеров и создателей прекрасно справились со своей задачей.
Почему же именно этот эпизод любимый? А за те первые минуты восторга, когда после отгремевших только что спецеффектов Третьего Эпизода вгоняешь в дисковод следующий диск и слышишь зловещее хриплое дыхание Вейдера, гул истребителя, выстрелы и писк Р2Д2. Таких эмоций - «20 лет спустя» - не было больше ни в одном эпизоде. Когда узнаешь все. Как родное.
- Отличный выстрел, малыш! Один на миллион!
Джордж Лукас в свое время не побоялся создать кино из одних сплошных старых штампов: древний мудрец + юный одаренный отрок, которому предстоит изменить мир + страдающий злодей + прекрасная принцесса + высшие силы и неприличное везение... и еще очень много слагаемых, до бесконечности. Но в сумме получилось нечто новое и ошеломительное, породившее толпы людей, объединенных волшебством Силы. Лукас сразу создал классику. Коктейль из простых и вечных истин не потребовал даже проверки временем. И тем не менее - успешно ее прошел.
- Стреляй! Я не могу... Стреляй в это! - Где оно?! - Везде!
Все актеры играют так, будто живут в Далекой-далекой Галактике. Хотя они в свое время так же открывали ее для себя и не могли сразу выговорить слова вроде «гипердвигатель» или «лайтсэйбер». Больше всего восхищает игра сэра Алека Гиннеса. Таким, как его Бен, должны быть Мерлин, Дамблдор и Гэндальф. Ну и особая любовь - к Марку Хамиллу. Да, он не стал звездой масштаба Харрисона Форда после саги. Да, он всегда остался Люком Скайуокером. Но где вы еще когда-нибудь видели более пронзительное и душераздирающее «НЕТ», чем у его героя?
Я смотрела уже самую последнюю редакцию фильма - полностью оцифрованную и отшлифованную... И все бы отдала за те незабываемые моменты в жизни зрителей, сидящих в 1977 году в кинотеатре. Наверное, ощущения были как от «Прибытия поезда». Но - для меня впечатление было ничуть не меньшим.
За рождение легенды. За начало. ------ Да прибудет с тобой сила. ------ Шикарный фильм, жаль, что познакомилась со Звездными Войнами не так давно.
Актерская игра - смотришь и переживаешь за каждого героя, как будто все проходишь вместе с ним. Актеры явно постарались, Марк Хэммил, Кэрри Фишер, Харрисон Форд -они сделали свое дело. Жаль, что Алек Гинесс был не в восторге от своей роли, но все же он подарил нам настоящего джедая Оби-Вана Кеноби. Все мы его любим, и будем вспоминать, как актера.
А Дарт Вейдер ? Шикарный злодей, наводит страх, в черных доспехах, с ярко красным световым мечом Ситха, дышащий через свой шлем, его история ярко показана а приквелах, с ними тоже стоит ознакомиться, дабы понять, кем был Вейдер на самом деле, и кем стал, после того, как его разум отуманил Император.
Спецэффекты - их было очень мало, практически не было, почти все делалось самим. Фильм получился очень яркий и мощный для 1977 года, с этим спорить нельзя. Вся команда была настоящей командой, они постарались на славу!
Музыка - замечательный композитор Джон Уильямс написал музыку для Звездных Войн, Гарри Поттера и многих других фильмов, его мелодии узнает почти каждый. Именно он подарил нам такую атмосферу фильма. Огромное ему спасибо.
Сюжет - мощнейший. Этот фильм можно смотреть просто с открытой челюстью, каждая мелочь и каждая деталь продумана, несомненно, «Звездные Войны» - один из лучших фильмов в жанре «Фантастика». Именно с этого фильма нужно начинать смотреть, дабы не потерять надежды.
Рекомендую к просмотру!
Согласно исследованиям, звук истребителя TIE скомбинирован из рева молодого слона и звука автомобиля, мчащегося по мокрому шоссе. ------ Работая над сценарием, Джордж Лукас консультировался с всемирно известным исследователем мифологии, Джозефом Кемпбеллом. ------ Лукасу было сложно получить финансирование для этого фильма, большинство студий полагали, что никто не захочет смотреть это. ------ Американской Гильдии Режиссеров (DGA) не понравилось, что в начале фильма не было обычных титров. Они «приказали» Лукасу перемонтировать фильм и добавить титры в начало. Лукас отказался, заявив, что это испортит завязку фильма. Американская Гильдия Режиссеров оштрафовала Лукаса, который заплатил им и немедленно покинул DGA. ------ Корабль «Millennium Falcon» был придуман Лукасом в закусочной: гамбургер с маслинкой показался удачной моделью для создания космического корабля. ------ Все новое - это хорошо забытое старое: множество элементов «Звездных войн» позаимствованы из более ранних картин. Так, например, персонажи Оби-Ван Кеноби и дроиды C-3PO и R2-D2 весьма напоминают героев японского фильма «Kakushi toride no san akunin» (1958), где самурайский воин спасает принцессу при помощи двух мелких мошенников. Внешний вид дроида C-3PO был скопирован с робота из культового фильма Metropolis (1926). Финальный бой заимствован из «Dam Busters, The» (1954), но еще ближе он к аналогичной сцене в «633 Squadron» (1964). Финальная сцена чествования героев практически покадрово скопирована с «Triumph des Willens» (1934). ------ Слово «Jedi» происходит от японского «Jidai Geki», что в переводе означает «историческая драма»: так в Японии назывались телесериалы о временах самурайских воинов. Лукас как-то упомянул в интервью, что смотрел «Jidai Geki», когда бывал в Японии, и ему понравилось это словечко. ------ Вначале на роль принцессы Леи была взята Сисси Спейсек, но когда Кэрри Фишер отказалась сниматься обнаженной в «Кэрри» (1976), они обменялись ролями. Еще одним кандидатом на роль принцессы Леи была Джоди Фостер. ------ Вначале на роль Хана Соло приглашали Берта Рейнольдса, но он выпал из конкурса; также предлагались кандидатуры Ника Нолти и Кристофера Уокена. ------ Номера эпизода и подзаголовка «Новая надежда» не было в первоначальной версии фильма. Они были добавлены позднее при повторном выпуске фильма, чтобы обозначить последовательность между первыми «Star Wars» и «Empire Strikes Back, The» (1980). ------ Сцена вылета космической капсулы с корабля Леи - первая работа Industrial Light & Magic (ILM) - студии спецэффектов, созданной Лукасом специально для съемок этого фильма. ------ Сцены на Татуине были сняты в Тунисе, где существует местечко под названием «Татакуин» («Tatahouine»). Некоторые интерьеры дома Люка снимались в гостинице Туниса, но его внешний вид - реально существующий дом в деревне Матмата, изобилующей пещерами и кратерами. ------ Во время сцены в мусорном отсеке Марк Хэмилл так долго задерживал дыхание, когда нырял под воду, что у него лопнул сосуд на лице. Последующие съемки делались только с одной стороны. ------ На определенном периоде создания фильма будущие перспективы казались столь малообещающими, что было предложено удалить из него спецэффекты и превратить его в телесериал. ------ Джордж Лукас начал работать над сценарием в 1974 году.
На 31-й минуте фильма, при первом появлении Оби-Ван Кеноби, он говорит Люку, что его перестали называть Оби-Ван задолго до рождения Люка. Это никак не соответствует событиям, показанным во впоследствии снятых приквелах, в частности «Звёздные войны: Эпизод 3 - Месть Ситхов» (2005), в котором рождается Люк.
|
Отзывы о фильме Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда