Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Небольшая семья бедного японского рабочего живет практически только на пенсию бабушки, поэтому некоторые из родственников иногда подворовывают в магазинах. Однажды, возвращаясь домой после очередной кражи, глава семейства подбирает на улице маленькую девочку. Жена встречает находку нерадостно, но все же принимает ребенка. Скромное финансовое положение не мешает дружной семье жить счастливо, но вдруг по телевизору они видят объявление о пропавшей девочке, и с этого момента в их жизни начинаются серьезные проблемы.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.711 (1868)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 8.10 (12 806)
Разделы: Фильм, Драма, Криминальный
Год выхода: 2018
Название фильма: Магазинные воришки
Иностранное название ленты: Manbiki kazoku
Режиссеры: Хирокадзу Корээда
Актерский состав: Сосукэ Икэмацу, Рири Фрэнки, Ёко Моригути, Маю Мацуока, Дзё Каири, Наото Огата, Кирин Кики, Мию Сасаки, Юки Ямада, Сакура Андо
Продолжительность фильма: 120 мин. / 02:00
Производство: Япония
Сценарий: Хирокадзу Корээда
Продюсер: Хирокадзу Корээда, Хидзири Тагути, Каору Мацудзаки
Оператор: Рюто Кондо
Композитор: Харуоми Хосоно
Художник: Кэйко Мицумацу, Акико Мацуба, Кадзуко Куросава
Монтаж: Хирокадзу Корээда
Слоган: «Тонко и непринужденно о сложных противоречиях мира»
Сборы в США: $2 869 535
Сборы в мире: + $55 030 380 = $57 899 915
Сборы в России: $135 563
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
MPAA-рейтинг: лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
Премьера в мире: 13 мая 2018
Премьера в России: 8 ноября 2018, «Russian World Vision»
Фильм «Магазинные воришки» японского режиссера Хирокадзу Корээда получил главный приз Каннского фестиваля 2018 года. Именно по этой причине очень хотелось посмотреть его на большом экране. И благодаря Международному зрительскому фестивалю авторского кино в Москве удалось это сделать. Хочется еще раз сказать огромное спасибо организаторам фестиваля - «Искусству кино» и Москино за эту возможность.
Главным достоинством фильма, с моей точки зрения, является заявленная режиссером социальная проблематика. Хирокадзу Корээда предлагает зрителю порассуждать над современным понятием «семьи», а именно является ли кровное родство необходимым условием для того, чтобы быть семьей. Мы хорошо знаем, что «родителей не выбирают». А что, если можно выбрать? - говорит нам режиссер фильма.
Фильм рассказывает историю одной бедной японской семьи, члены которой вынуждены подворовывать в магазинах, чтобы прокормить себя. Полностью оправдывая свое название, фильм начинается со сцены кражи в магазине. Мы видим, с каким мастерством маленький мальчишка ворует продукты в супермаркете. Этому трюку его научил отец - глава этого странного семейства, жизненным принципом которого было убеждение - все, что есть в магазине, еще никому не принадлежит. И вот, возвращаясь после очередной удачной кражи, они находят маленькую замершую девочку, одиноко сидящую на улице. Приводят ее домой, где итак нет лишнего места. Маленькая хибарка, в которой ютятся все члены этого многочисленного семейства - бабушка с внучкой, жена с мужем и детьми. Обогрев и накормив малышку, муж с женой собираются ее вернуть родителям на следующий день. Уже приведя ее к дому родителей, они слышат жуткую ссору, в которой женщина заявляет, что ей не нужна ее дочь. И семья принимает решение оставить малышку у себя. Так начинается этот фильм, конец которого перевернет происходящее на сто восемьдесят градусов.
«Магазинные воришки» - это отлично рассказанная и показанная история, которой симпатизируешь, о судьбах героев переживаешь, дети в кадре, как иначе. Несмотря на ужасные нищенские условия жизни героев картины, Хирокадзу Корээда создает картинки абсолютного счастья и гармонии. Кража, - поступок, который сам режиссер не осуждает фильмом, но и не оправдывает. Перед нами настоящая счастливая жизнь, независящая от больших денег.
«Магазинные воришки» - это тот случай, когда и поругать не за что, но и особо хвалить не хочется. Очень ровная картина. Хорошая режиссура, хороший сценарий, отличная игра актеров, но в фильме не оказалось той финальной изюминки, некой самобытности, которая делает картину запоминающейся. А именно этого и ждешь от авторского фильма прежде всего.
Поэтому, «Счастливый Лазарь» в моем топе так и остался лучшим фильмом из каннского списка 2018 года. Мне он показался гораздо глубже, лиричнее и более оригинальным, чем «Магазинные воришки». ------ Что в прошлом году, что в этом, существует определённая тенденция. На трёх крупнейших кинофестивалях (Каннский, Венецианский, Берлинский) основную награду забирает кино сомнительного качества, но следующие по значимости награды - превосходные фильмы. Примеры приводить не буду, всё есть в базе Кинопоиска. Скажу лишь, что мы снова можем наблюдать такую ситуацию. За что же дали Золотую пальмовую ветвь в этом году?
Сразу начну ругать. Я решительно не понимаю, почему сейчас такие фильмы оцениваются только по глубине мысли, посылу, затрагиваемым темам, «артхаусности», а на то, что фильм невозможно смотреть, всем плевать. Неужели художественные качества картины больше ничего не значат?
А смотреть «Магазинных воришек» тяжело. Нам показывают нищую японскую семью, живущую в тесном грязном домике и выживающая на гроши. Всё выглядит настолько неприятно, противно, чернушно, рвотно-раздражающе, что разбираться и вникать в проблемы, поднимаемые режиссёром Хирокадзу Корээда, желание отпадает. У героев всё плохо настолько, что российское авторское кино, которое так не любят кинокртитики за, видите ли, «неправдоподобную чернуху», нервно курит в сторонке.
Также хочу отметить то, что другие зрители назвали «достоинствами». По общей концепции - героям мне хочется сказать: «Хватит плодить нищету!» Знаю, не все дети в семье - родные, но некоторые всё же... Да и чужих зачем брать, если имеющихся прокормить не получается? Но да ладно.
О хорошем. Какая тема основная в картине? Тема выбора семьи, возможности выбора семьи. Привожу примеры. Младшая девочка, которую подобрали на улице, совсем не в восторге от возможности вернуться в свою родную семью. Её устраивают настоящие мама и папа, нынешняя бабушка. Сын, напротив, утомился воровать всю жизнь и мечтает пойти в школу. Но понимает, что ему некуда идти. Старшая дочь, с одной стороны, получает какой-то минимум любви. Но, с другой стороны, насколько всё плохо, если она находит родственную душу в фетиш-клубе?
Об актёрах сказать особо нечего. Им сказали доить слёзы со зрителей, они всеми силами и пытались. Ничего конкретного.
Нет, просмотр данной картины - не адские муки, в отличие от того же «Пылающего». Но и хорошего я вижу мало. ------ Семью не выбирают ------ Я смотрела у Хирокадзу Корээды лишь один фильм: «Надувная кукла». Специфичный, непривычный, порой некомфортный и при этом иногда совершенно чистый и наивный. Но его гораздо легче воспринимаешь, чем «Воришек». Но речь как раз не о нем.
На кинофестивале «Стрелки» я решила посетить показ «Магазинных воришек», потому что, если есть шанс увидеть как можно раньше фильм из Канн, я обязательно это сделаю. Так что спасибо большое организаторам за эту возможность. Сидеть ночью в пятницу под открытым небом на Болотном острове и наслаждаться показом - лучший способ летнего времяпрепровождения, ну правда.
На экране - пара, возвращающаяся домой с ужином для всей семьи. Они случайно натыкаются на маленькую девочку, которая спряталась в подъезде. Решив, что она бездомная, пара забирает ее домой. Там ее кормят, поят и укладывают спать. А наутро вернуть ее не получается, и в итоге она остается.
Уклад у семьи довольно специфичный: старенькая бабушка держит дом; ее дочь (очень сложно понять, дочь ли она на самом деле) работает в прачечной; муж дочери работает на стройке; вторая дочь (или внучка, тут уж и не разберешься) работает в очень специфичной индустрии, связанной с витринами; а еще есть мальчик, мечтающий о школе. Только вот родители говорят, будто в школу ходят лишь те, у кого нет возможности учиться дома. Кто кому кем приходится, понять невозможно. Закрадывается мысль, что родственных связей между членами семьи нет вовсе, но этот момент вам режиссер как-нибудь под конец пояснит. А пока - любуемся бедностью, которая сплочает семью вокруг скромного очага.
Девочка, которую приютила пара, не собирается никуда уходить. Мальчишка учит ее воровать в магазине, чтобы приносить хоть что-то в дом. Так они и проводят время вместо того, чтобы учиться в школе.
Быт семьи складывается в бесконечную череду дней от одной неудачи к другой. То что-то пошло не так на стройке, то в прачечной грядут сокращения, то бабушка приболела... В итоге забавная история пары с детьми, промышляющей чем придется, надламывается и переворачивается с ног на голову. Развязка. Каждый получает то место, которое (может быть) заслужил.
Пока осознаешь весь ужас бытия показанного на экране класса, в подсознание прокрадываются важные мысли, проведенные режиссером через диалоги героев. О том, возможно ли выбрать семью, например. И если выбираешь сам, то не получаешь ли кота в мешке? А если не выбираешь, то какова вероятность, что с семьей повезет?
Вот бабушке повезло однажды с мужем, и она до сих пор пожинает прекрасные плоды. А девочке, ее внучке, видимо, с семьей жить некомфортно: она перебралась к бабушке. Мальчишка хочет в школу, а родители себе такого позволить не могут. Так что он с удовольствием бы сбежал, пожалуй. Но куда?
А малышка, которую лишь недавно приютили, напротив: никуда возвращаться не хочет. Ей комфортно здесь, с этой конкретной мамой, с этой бабушкой.
Но если семья уже есть - что делать? Разрушить основы и найти то, что тебе по душе, пойти на поиски и выбирать? Подвести всех остальных?
Или найти повод остаться, и быть частью чего-то большего?
Режиссер вообще не отвечает на вопросы - он их задает. Вот и остается после просмотра ломать голову, пытаясь ответить хоть на один из них.
Тема семейного очага подкрепляется антуражем: большинство диалогов происходит за столом. Пришла девочка - накормили, обсуждают работу - едят, пытаются найти общий язык - едят. Все происходит во время еды. Казалось бы, это единственное время, когда семья вместе: кто работает, кто учится, кто ворует. То есть, времени нет, и его отсутствие обусловлено бедностью: все должны что-то добывать и нести в дом. Так что пообщаться получается лишь в редкий момент утоления голода.
Но, на мой взгляд, это не основная причина того, что семья вечно ест в кадре.
Совместный завтрак, обед или ужин - самое традиционное, что может оставаться от семейности. Это сплочение и приобщение, простейший способ ощутить себя частью семьи. Именно во время ужина девочка впервые идет на полноценный контакт: увидев на столе нечто, что он очень любит, она просит кусочек. И так начинается диалог.
Какой бы антураж ни выбрал режиссер, посыл остается прежним: что есть семья и можно ли ее выбирать?
И максимально удобный и быстрый способ донести до зрителя мысль/вопрос - мощный социальный подтекст, вызов к сочувствию. Тогда все срабатывает.
Не могу сказать, что лента сильно зацепила меня сходу. Не могу сказать, что сильно понравилась. Заставила прислушиваться, задумываться - вполне. И, конечно, одного просмотра в случае с таким кино мало. Но пересматривать «Магазинных воришек» вскоре я не готова.
Это авторский фильм с неочевидным посылом, который требуется считывать вдумчиво. Фильм без активных событий и, к тому же, родом из страны с совершенно другим менталитетом. Такой ни в коем случае не причислишь к роду развлекательных или простых. Хотя и тяжелым либо выносящим мозг его тоже не назовешь. Он без четких границ и определений, к нему нужно приложить усилие.
И по итогу я не могу даже дать совет, смотреть его или нет. ------ Семью не выбирают ------ Здесь не только Золотую пальмовую ветвь, а сразу Нобелевскую премию нужно выдать. Сколько режиссеров пытались, и только мудрому японскому мастеру удалось раскрыть тему любви. Как Андрей Звягинцев недавно нам подробно поведал про нелюбовь, так Хирокадзу Корээда нам тонко и пронзительно явил саму любовь. К этой теме можно больше никогда не возвращаться, ибо всё сказано.
Любовь не терпит ярлыков, условностей и претензий... всё это от ума. «Становишься ты матерью, когда родишь ребёнка?» - задаёт вопрос-ответ главная героиня. Любовь она просто есть, или её просто нет... И там где её нет чтобы как-то ориентироваться, мы придумываем законы, догмы, общественные нормы, правила, мораль... Но всё это меркнет, тускнеет и превращается в шелуху, когда есть истинный ориентир - любовь.
За два часа экранного времени, как пион - лепесток за лепестком, раскрывается знание, что есть на самом деле любовь - распускается в сердце, а не в голове. Как говорят буддийские учителя, проблема нашего мира - большая голова, маленькое сердце. И очень отрадно, что есть такие творцы, которые обращаются к сердцу и их обращение доходит до мира, получает высокие награды, не корысти ради, а для того, чтобы больше зрителей обратили внимание на эту картину.
Почему «Магазинные воришки»? Да, потому что режиссер выбрал интересный перевертыш. Семья - трое взрослых и трое детей - живут бедно, живут преступно с точки зрения общества и живут полноценно с точки зрения любви. И чтобы они ни творили, их намерения чисты в самом глубоком смысле, грязь к ним не липнет. Метафорично, что друг для друга они в том или ином смысле - спасение. И жаль не их, а людей что вокруг, для которых любовь непостижима.
И отсюда основной драматический вопрос, кто есть преступник: тот кто живёт не по закону, или тот, кто живёт не по любви? Кто-то выходя из зала выдохнул - тяжелый фильм... Да чем же он тяжёлый? Два часа абсолютного света, который не берёт ни бедность, ни тюрьма, ни смерть, ни разлука, ни дешевая лапша. Даже, когда герои в слезах, они счастливы, потому что им ведомо то, что неведомо многим. А тяжело, видимо тем, кто не в состоянии это разглядеть. ------ Семью не выбирают ------ Тема семьи и взаимоотношений в ней - одна из самых стандартных в кинематографе. Многие авторы, как правило, сводят сюжеты подобных фильмов к конфликту внутри семьи, члены которой все же приходят к взаимопониманию и примирению. Поэтому концепт семейных взаимоотношений требовал обновленного представления, и эта задача удалась японскому режиссеру Хирокадзу Корээда в драматическом фильме «Магазинные воришки».
Синопсис Семья бедного рабочего выживает на пенсию бабушки, но чтобы хоть как-то оставаться на плаву, они промышляют небольшими кражами в супермаркетах. После одной из таких вылазок глава семейства Осама подбирает с улицы маленькую девочку Юри, сбежавшую от жестоких родителей. Несмотря на финансовые трудности, семья принимает Юри в качестве нового члена. Но вдруг лицо Юри мелькает в новостях, и у семьи начинаются проблемы.
Из всего актёрского состава я бы отметил игру таких актёров, как Сакура Андо и Кирин Кики. Сакура Андо исполнила роль Нобуё, супруги Осамы, женщины с непростым прошлым, которая все-таки сумела сохранить в себе достойного человека, способного на проявление настоящих чувств, включая материнские. Кирин Кики сыграла роль бабушки Хацуэ, которая, несмотря на преклонный возраст и шаткое здоровье, еще способна на мелкие аферы и ухищрения.
Режиссёр Хирокадзу Корээда снял фильм таким образом, что ты не воспринимаешь его как очередную сопливую мелодраму. Здесь он, скорее, разбирает тему семейных и кровных уз, то есть настолько ли важно иметь кровные узы, чтобы можно было сказать, что это настоящая семья. При этом чтобы зрителю не наскучило просто наблюдать за повседневной жизнью героев (которые на экране по факту только и занимаются тем, что обсуждают планы на будущее, едят и совершают мастерские кражи), он разбавляет фильм неприкрытым намеком, что все-таки с этой семьей что-то не так, и за царящей семейной идиллией кроется какая-то тайна, которая может разнести эту идиллию в пух и в прах.
Кроме режиссуры фильм также стоит отметить за его сценарий. Думаю, он заслужил похвалу многих кинокритиков и обычных зрителей своей искренностью и натуральностью, а также изображением совершенно другой, не знакомой нашему глазу Японии, которая до этого славилась повсеместным благополучием и достатком. На протяжении всего фильма нам показывают, как эта семья, несмотря на трудности, постоянно поддерживает друг друга. Причем эта любовь настолько неподдельна, что, когда встает выбор, покинуть семью или остаться с ней, маленькая Юри, не задумываясь, выбирает последнее. Но, как уже указывалось, выше в такой семье не может быть все идеальным, и обязательно произойдет что-нибудь, что вскроет старые скелеты в шкафу (а в случае с фильмом, скелеты в земле), и перед зрителем открывается неожиданная концовка в стиле Хичкока или М. Найта Шьямалана, которая разрушит все прошлые представления.
Итог На самом деле «Магазинные воришки» - это редкий случай, когда фильм с довольно простым и незамысловатым сюжетом в сочетании с гениальной концовкой умудряется целиком завладеть вниманием зрителя и по итогу не наскучить, а, напротив, оставить исключительно положительное впечатление и эмоции, от которых это кино хочется пересмотреть снова.
|
Отзывы о фильме Магазинные воришки