Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Отправившись отдыхать в уединенный домик у озера, мать и две ее маленькие дочери даже не подозревают, что попали в изощренную ловушку, спланированную психопатом в маске. Еще фильм назывался Он там.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 5.011 (632)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 5.20 (1756)
Разделы: Фильм, Триллер, Ужасы
Год выхода: 2018
Название фильма: Кукловод
Иностранное название ленты: He's Out There
Режиссеры: Куинн Лэшер
Актерский состав: Эбигейл Пнёвски, Джулиан Бэйли, Стефани Коста, Анна Пнёвски, Джастин Брюнинг, Райан Макдональд, Ивонн Страховски
Продолжительность фильма: 89 мин. / 01:29
Производство: США
Сценарий: Майк Сканнелл
Продюсер: Эдриэнн Биддл, Джек Кэмпбелл, Митч Бадин
Оператор: Эд Уайлд
Композитор: Нэйтан Уайтхед
Художник: Питер Коско, Кэрол Бидл, Мартин Гендрон
Монтаж: Рик Шэйн
Слоган: «Кошмар сгущается»
Сборы в России: $78 054
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
Премьера в мире: 26 августа 2018
Премьера в России: 25 октября 2018, «MEGOGO Distribution»
Иллюзия безопасности ------ Спасибо Хэллоуину - благодаря нему месяц октябрь всегда щедр на жанровые хоррор-новинки. И особенно приятно, когда отличным хоррором становится не очередная серия когда-то славной франшизы, а нечто обособленное и штучное.
«Кукловод» - редкий случай, когда российское прокатное название более выигрышно, чем оригинальное невнятное «Он там снаружи». Формально перед нами еще один «слэшер обыкновенный», простой и прямолинейный, как удар топора. Но в сравнении находящимся в той же весовой категории «Хэллфестом» и даже очередным «Хэллоуином» «Кукловод» выигрывает. Почему?
Сюжет не вносит в жанр ничего нового. Это история про очередной затерянный в лесу домик, где остановились насладиться загородным отдыхом очередные невинные жертвы, а в кустах их ждет очередной нехороший человек с нехорошими намерениями. Вот только в отличие от проверенной формулы жертвами тут становятся не безбашенные подростки, а семья с маленькими детьми. Фильм при этом сразу переходит в более продвинутую категорию, вроде «Незнакомцев» или «Тебе конец». Но авторы словно сами усложнили себе задачу, сделав главными героями совсем малочисленную группу - мать с двумя маленькими дочерьми. Тут разгуляться почти негде. Убить на экране ребенка - на такое в мейнстримовом кино пока способен разве что безжалостный Ханеке. Значит, остается мать. Но все понимают, что это не «Один дома», и оставшись без матери девочки сразу станут легкой добычей. Поэтому экранная интрига раскручивается медленно и кошмарно, превращая легкое ночное беспокойство - у одной из дочерей случилось пищевое отравление - в тревогу, затем в паранойю и чистый ужас.
Особенно фильм зацепит родителей. Не случайно еще до того, как прольется первая кровь, дети показаны практически незащищенными - то на проезжую часть выбегут, то в лес уйдут за загадочной красной нитью. И не потому, что родители беспечные - а потому что в принципе невозможно наблюдать за детьми каждый момент времени. Современный мир становится настолько страшен, что ребенка младше десяти лет просто нельзя оставить одного - нигде. Ни на улице, ни в подъезде, ни на лужайке загородного дома, обнесенного забором. А чуть позже приходит осознание, что безопасность в присутствии родителей - такая же иллюзия. Потому что иногда мы, взрослые, можем оказаться не более готовыми дать отпор, чем малые дети. А значит, безопасности нет. Нигде. «Следи за собой, будь осторожен» - пел Виктор Цой. «Он там, снаружи» - вторит название фильма.
Событийный ряд умело подчеркнут надрывной музыкой и атмосферой глухого леса. Кадры с красными нитями и кукольным столиком в лесу и вовсе уводят фильм в мистическую страну, где детские страхи порождают в тенях монстров и великанов. Ночной лес страшен сам по себе - тем более круто, что развязка в фильме происходит при свете дня.
Ивонн Страховски - актриса, которую не назовешь звездой. Десятилетие назад она снималась в маленьких да удаленьких малобюджетных хоррорах «Пропавшие» и «Каньон», но те заслуги уже давно не считаются. В ее более свежей фильмографии есть два финальных сезона «Декстера» - ее героиня сыграла в судьбе Декстера Моргана трагическую роль - а также провальный блокбастер «Я, Франкенштейн». «Кукловод» - не из тех фильмов, которые обеспечивают карьерный взлет, но роль матери, с яростью волчицы, сражающейся за жизнь своих детей, удалась Ивонн Страховски на славу. Не меньше, чем от нее, успех фильма зависел от маленьких актрис, играющих ее дочерей, и тут еще одна удача кастинга - сестры с явно славянской фамилией Пнёвские очень органично изображают сестер в опасности. По правде говоря, становится жутковато за детей, которые снимались в таком жутком фильме - некоторые эпизоды столь жестоки, что юных актеров не обманешь насчет жанра.
В драматургии есть такое понятие, как «брешь». Это некоторое препятствие, которое надо преодолеть героям, чтобы победить в конфликте. Причем по законам жанра этих брешей много, и раз от раза они становятся все больше и больше. Если и делать упрек «Кукловоду», так это в том, что последняя «брешь» становится столь широкой, что ее преодоление означает не просто везение, а прямо-таки вмешательство божественных сил. Все мы знаем, что в жизни этого не происходит, и приходится надеяться только на себя. Поэтому глядя на финал, поневоле задумываешься, что бы случилось, будь авторы более жестокими и реалистичными - и, если бы последняя брешь оказалась непреодоленной. И эта мысль рождает тревожное послевкусие, которые выделяет «Кукловода» из потока хэллоуиновских ужастиков. Что бы мы себе не придумали про наш маленький, безопасный мирок - кто-то все равно будет наблюдать там, снаружи... ------ Никогда не отдыхайте в уединенном домике в лесу. ------ Мама (Ивонн Страховски) с двумя дочерьми (Анна и Эбигейл Пнёвски) отправляется на выходные в уединенный домик на берегу озера. С ними должен был ехать отец (Джастин Брюнинг), но его задержали на работе. Разумеется, возле озера бродит маньяк в страшной маске (Райан Макдональд). А один из местных жителей Оуэн (Джулиан Бэйли) сообщает, что предыдущие жильцы несколько десятилетий назад спешно уехали, продав дом, после того, как их слабоумный сын Джони бесследно исчез.
Если вы вспомнили «Пятницу, 13-е», то вы правы. «Кукловод», снятый Куинном Лэшером по сценарию Майка Сканнелла, это помесь «Пятницы, 13-е» и «Бабадука». Здесь тоже имеется детская книжка, рассказывающая о том, что у каждого есть темная сторона. И эта тьма может из книги прорываться наружу, а книжные рисунки оживать в реальности усилиями маньяка-психопата.
«Бабадук» 2014 года доказал, что детские ужастики могут быть реально страшными. Дети самые беззащитные, самые беззаботные и самые невинные существа. Когда вокруг них сгущается тьма, это пугает. Когда тьма проникает внутрь и начинает разъедать изнутри, это пугает вдвойне. Поначалу «Кукловод» обнадеживает тем, что намекает на такие внутренние темные свойства семьи: кукла-зомби и книжка про черную во всех смыслах этого слова ворону кое-что говорят о семейных отношениях. Мама Лора не в состоянии контролировать своих дочек Мэдди и Кайлу. Не то чтобы они непослушные, просто чересчур самостоятельные, словно давно предоставлены самим себе. А ее отношения с мужем Шоном только с виду идеальны. Похоже оба не слишком рвутся проводить время вместе. Когда же Шон наконец добирается до дома на озере и сталкивается с разными странными и страшными вещами, он вместо того, чтобы обеспокоиться, начинает сердиться.
Да и сам маньяк довольно долго остается загадочным. Его странные игры с жертвами построены на сказочных мотивах: безумное чаепитие, как в «Алисе в стране чудес», красная путеводная нить, ведущая в лабиринт леса, все эти куклы, жуткие сами по себе, но еще и существующие в контексте подмененной реальности. К тому же авторы не злоупотребляют стандартными «Бу»! Никто не выпрыгивает под душераздирающий всплеск музыкальных аккордов. Однако запал быстро сдувается, и фильм превращается в типовой слэшер. Семейные проблемы так и остаются нераскрытыми. Все бессмысленно бегают, кричат, теряют возможное оружие, а зрителям оставляют лишь одну интригу, гадать, кто из жертв останется последней, чтобы наконец разделаться с маньяком. Почему преступник так изощренно преследует своих жертв? Несчастный сам проговаривает свои мотивы, но делает это так, что лучше бы уж молчал до финала, который, кстати, оставляет жирный намек на продолжение.
Сценарий фильма, который в оригинале называется «Он там» (He`s Out There), в свое время находился в знаменитом Blood List - аналоге черного списка для фильмов ужасов, куда попадают самые перспективные сценарии, по какой-либо причине пока не снятые. Какие-то отзвуки этого сохранились и в фильме, но в целом он получился таким, что по мнению некоторых критиков его автор предпочел снять свое имя с титров, заменив на забавное Куинн Лэшер (Quinn Lasher). Добавьте перед фамилией S и поймете, что реального человека с таким именем быть не могло. Изначально к проекту был прикреплен Дэннис Илиадис, автор «Последнего дома слева» (The Last House on the Left, 2009) и недавней «Истерии» (Delirium, 2018). Но судя по результату, живого человека заменили ботом, который рассылал указание актерам через планшет, механически отрабатывая по программе «Куинн-заруби фильм».
Нет, Анна и Эбигейл Пнёвски вполне натуралистично визжат, а на их личиках написан натуральный ужас, но это дешевая манипуляция зрителем. Ивонн Страховски, кажется, больше в ужасе от того, что ей приходится быть матерью двух несносных девчонок, способных впутаться во все мыслимые неприятности, помимо встречи с маньяком. Сам же злодей просто разочаровывает. В наше время зрителя трудно удивить маньяком в маске, с топором и ножом гоняющимся за несчастным семейством в отрезанном от цивилизации захолустье. Тем более обидно, что у «Кукловода» был для этого потенциал. ------ Утекай ------ Лора взяла своих дочерей Кайлу и Мэдди на каникулы в отдаленный дом в глуши. Муж Шон задерживается, а младшая дочь, тем временем, заболевает и, как выясняется, не случайно. Маньяк в маске даёт о себе знать: семья попала в искусно выстроенную ловушку, мотается из стороны в сторону, пока психопат точит свой топор.
Столь бесхитростная задумка и соответствует «Кукловоду», имеющим более таинственное оригинальное название «Он снаружи». Ещё одна запись в поджанре «домашнего вторжения» (вроде), но с хотя бы каким-то фоном, заставляющим думать, что перед зрителем что-то креативное. Довольно напряженная лента пытается напугать зрителя, не делая при этом ничего особенного.
Режиссерский проект был изначально творением Дэнниса Илиадиса и, судя по всему, по исходной задумке старался приблизиться к его же «Последнему дому слева». Производство было в самом разгаре, имя постановщика вовсю украшало плакаты и промо-материалы. Однако незадолго до декабря 2017-го (!) релиз «Кукловода» был полностью отменён, а сама картина была в срочном темпе исправлена под руководством некоего Куинна Лэшера, чьё имя, фамилия и пустой послужной список наводят на мысли, что это был псевдоним, который Илиадис решил взять, дабы дистанцироваться от своего проекта. Что ж, его понять можно: настолько несфокусированным вышло финальное творение и кинокартину действительно стоит сослать на плод трудов «Королевы Слэшеров».
Уединенная хижина в глубине леса, где представители американского среднего класса сражаются с убийцей в маске, не требует каких-либо пояснений. Один только сеттинг, кажется, сам направляет движение сюжета. Речь идёт не о том, чтобы быть креативным (хотя бы по части убийств и демонстрации насилия, чтобы порадовать кровожадные незрелые умы), но разнообразие не помешает. «Кукловод» слишком вянет в типичном процессе выживания в небольшом пространстве, где мама и двое детей «шкерятся» по дому и за его скромными пределами.
Самая большая проблема «Кукловода» состоит в том, что злодею здесь не предоставляют какой-либо истории. Серийный убийца, сотканный из штампов, доставшихся от дедушек жанра в лице Кожаного лица и Джейсона Вурхиза, похоже, не имеет никаких особых причин для терроризирования семьи. Подробного объяснения мотивов ждать не стоит и, когда к концу толкований не приходит, стоит задуматься, в чем же здесь смыл. Антагонисту нужен всегда какой-то контекст: даже у его коллег из «Незнакомцы: Жестокие игры» было какое-то объяснение, кроющееся в том, что некоторые люди совершают зло без причины. Маньяк в кожаной маске из «Кукловода», ну, имеет в себе дистрофично слабый бэкграунд и, вопреки любой логике, вездесущ.
Другим странным выбором является цветовой фильтр. Кинолента снята в каком-то бледном и размытом стиле. В этом художественном выборе, опять же, нет ничего плохого, но в пользу фильма он точно не работает.
К сожалению, «Кукловод» представляет собой далеко не лучший образец фильма ужасов, а тем более слэшера или «домашнего вторжения». На экране, конечно, найдется место паре напряженных моментов, однако не таким, чтобы зритель грыз ногти от возрастающего градуса переживаний за героев. Страховски, которая, как правило, относится к надёжным актрисам, делает всё возможное, чтобы спасти материал своей героини, да и сестры Пнёвски, исполнившие роль деток-дочерей, что-то делают, хотя им ничего не остается как кричать и плакать. Ужас здесь проистекает из-за слишком усиленного чувства безнадеги, которое точно не играет на руку в запутанном и нерешительном фильме ужасов, чья структура скрывает в себе действительно несколько впечатляющих удачных задумок. ------ Сказочная ложь ------ Говорили же вам, «Сказка ложь. Да в ней намёк». Только добрым молодцам в этот раз, не урок. Никто из жертв практически не запоминает правила поведения с маньяком, и всячески лажают на каждом шагу. Сказка, уже будет не похожа на детскую книгу. И надо выбирать. За какого персонажа ты играешь. Ведь кукловод сам руководит процессом. Когда тьма сгущается, время выступить ему.
Не стоит ругать, а наоборот мастерски пугает Куинн Лэшер - его дебютный хоррор удался без прикрас, очевидно, заслуживший большую конкуренцию «Хэллфеста», хотя там оригинальная идея. Здесь скорее напоминание о Вурхизе. Но оружие другое и поведение. Плюс к тому же, мы узнаем что он разговорчивый.
Ивонн Страховски подобно «Хищнику» (знаю, вы не хотите вспоминать об этом убожестве, но правда колит глаза) играет тёплую женщину, готовую на всё ради дочек. Хоть употребляет кое-что в дали ото всех, что ей романтики не хватает? По сути так должно быть, однако материнская любовь всюду не даёт сосредоточиться спокойно и мыслить трезво. Рассыпает, бегает туда-сюда и забивает проход так, что любой взрослый зайдёт и не пошелохнётся, чего уж про младенца говорить.
Прекрасно справились с ролями Анна и Эбигейл Пнёвски. Порой кажется, что они поспорили кто из них будет лучше играть, в итоге победила дружба. Где одна заворожённо читает, а другая показывает болевые рецепторы.
Незнакомец в маске действует пока с необъяснимыми мотивами, но чем ближе к концу тем яснее будет понятно. У него несколько имён, однако мы до конца каждого ужастика не знаем, как того или иного персонажа зовут. Так и его кличьте - Кукловодом (Райан Макдональд). Во время фильма, он оставляет пугающие записки. В том числе вырезанное имя. John.
Иллюстрации книжного издания лишь дополняют и без того тревожную и динамичную картину, насыщенную поворотами и весьма острыми моментами. Картина не сыщет большой популярности у зрителя, ведь на дворе «Хэллоуин», но желаю иногда посматривать Настоящее Страшное Телевиденье и восхититься сие творением. Пожелаю лишь не ехать за город. Берегите себя и своих близких. Как Малахов уже говорю.. ну докатился!
|
Отзывы о фильме Кукловод