Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Действие картины разворачивается в годы Великой Отечественной войны. Осиротевшая украинская девочка Оксана, найденная в разоренном доме, обретает приют и новую семью в башкирской деревне. Отношения Оксаны с ее названным братом Ямилем и другими деревенскими ребятами поначалу складываются непросто. День за днем дети вместе борются с трудностями военного времени, которые их объединяют.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.529 (619)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.30 (7)
Разделы: Фильм, Военный, Драма
Год выхода: 2019
Название фильма: Сестренка
Режиссеры: Александр Галибин
Актерский состав: Руслан Хайсаров, Юсуф Рахметов, Нажиба Искандарова, Марта Тимофеева, Гульназ Хайсарова, Виталий Салий, Сулпан Абдрахимова, Ильгиза Гильманова, Рауис Загитов, Арслан Крымчурин
Продолжительность фильма: 94 мин. / 01:34
Производство: Россия
Сценарий: Айдар Акманов, Мустай Карим
Продюсер: Михаил Курбатов, Тимербулат Каримов, Дмитрий Фикс
Оператор: Михаил Агранович
Композитор: Илья Духовный
Художник: Янина Боуден, Вячеслав Виданов
Монтаж: Игорь Медведев
Сборы в России: $337 312
Премьера в России: 19 сентября 2019, «WDSSPR»
Ключевые слова: yes
Место действия - война, движок действия - бесконечное напоминание о ней. Солдаты, проходя через уничтоженную деревню, находят в одном из домов маленькую украинскую девочку Оксану, дрожащую и забравшуюся от них в угол. Из взрослых нет никого, будущего - вероятно также. Солдатам приходится забрать её с собой, оставив на стене дома адрес, куда её впоследствии направят.
Разношёрстная Россия. Башкирия, чуть менее затронутая войной, но живущая исключительно ей. Картинная локация старины. Паноптикум местных жителей, в одной из семей которых обитает маленький мальчик Ямиль, жаждущий мстить врагам и с нетерпением ожидающий возвращения своего отца.
Вместо отца к Ямилю приезжает названная сестра, та самая Оксана, которую спас родитель мальчика и отправил в собственный дом, дабы сохранить ей жизнь. Именно с этого большого мужского поступка стартует лента, снятая актёром и режиссёром Александром Галибиным по рассказу легендарного башкирского писателя Мустая Карима под названием «Радость нашего дома». Лента, которая мчится через открытость маленьких героев и пытается сблизить всё, что видит на своём ходу, оставляя за бортом, возможно, только врагов, которые мифически крадутся через ненависть и, кажется, без какой-либо цели.
На самом деле, выглядит всё довольно картинно. Сколько бы не временем и местом действия не заявлялась вторая мировая, сколько бы не было образов и обозов с лошадьми, переноса зрителя не случается. Перед нами стилизованная под старину постановка, похожая на экскурсию в государственный дом-музей-заповедник. Режиссёр в роли гида водит зрителя между природой и домой, в первой указывая на неизменность красоты, во втором отмечая культурные ценности и историю. В то, что на заднем плане, прямо за мальчишкой, идёт бесконечная война, в которой где-то бьются отцы двух взрослеющих детей, веры, конечно, немного - современность в постановке сквозит через все щели дома, и как не прикрывай задвижку, отправиться в далёкую башкирскую страну советов сможет только самый богатый на воображение.
С такой позицией молчания пространства и времени далеко не уедешь. Кажется, что вот-вот начнётся театр, который расколдует застывшую экспозицию со стороны, противоположной фильму, но благо, всё в свои руки, и в особенности, ноги, берёт маленький мальчишка - главный герой ленты, с детской непосредственностью носящийся между площадками так, что в какой-то момент они действительно начинают оживать. Благодаря этому же парню, расколдовывается там самая Оксана, поначалу тужившаяся ради своих бесконечно круглых глаз и размышляющая на камеру, правильно ли она их раскрывает, а потом забывшая и устремившаяся вслед за искренностью гиперактивного егозы. В другом бы фильме можно было устать от подобной череды случайных сцен, происходящих по вине мальчишки, но здесь при полном отсутствии дыхания, жизнь только зарождается.
Не скоро дело делается, да скоро в сказку превращается. Мальчик и девочка проживают с десяток разнообразных миниатюр, с помощью которых их «названность» исчезает, уступая место настоящему родству душ, в которых взрослеют характеры мужского и женского. Ни милитаризация, ни разноплановость сцен, ни скудность героев второго плана - ничего из этого не влияет на жизнь двух персонажей, и в этом практически единственное достижение Галибина как режиссёра. Сопротивляясь, он оставил объектив на привязанности чувств. Чувства проявились, и зрителю была подарена возможность не только сочувствовать разрывающейся связи Оксаны и Ямиля, но и пребывать в поисках подобной эмоциональной экспозиции из собственной жизни.
В ином же режиссёром мог стать кто угодно. Вопросами автор не задаётся, имея перед собой кажется единственную задачу - равномерно раскатать повесть по возможным рамкам. Понятно, что и Мустаю Кариму, и Галибину важнее показать из реальности сказку, создать максимально очеловеченный башкирский магический реализм и дать возможность омультикультуриться с осознанием, что все люди - братья, а все граждане большой страны при возможности могут говорить на одном языке. Важнее сделать правильно, что, в свою очередь, не отменяет возможность творчества. Пейзажи по таймеру, кошка для заполнения кадра, красные башмачки, появляющиеся и тут же вступающие в действие, картонные «плохие парни», мистическое количество упоминаний немцев при их отсутствии. Хаотичные попытки сделать картинку объёмной не справляются, поскольку невозможно разноцветными нитками зашивать порванное на белоснежном материале. Хотя решение для Галибина в простом - дать больше времени детям, их общению, соотнести их с родственниками и, интегрировав, показать взаимоотношение со взрослыми людьми. Есть снятая реакция непосредственности - почему бы просто не понаблюдать за ней?
Подольше.
В любом случае, имеющегося хватает. И чувства на выходе более возвышенные, и смысл остался в проявлениях человеческого. Конечно, баланс сказки про реальность - вещица тонкая. Вера с неверием в ней как на качелях. Большой плюс, что ответственными за качели являются дети, в них сидящие, которые смогли завести механизм среди всего реквизита, их окружавшего.
21.5.2019 ------ Я родился и учился в небольшом городе в Башкирии эпоху яростного насаждения всем жителям республики башкирской культуры. Должен сказать, что я далеко не фанат ни Мустафы Каримова (он же Мустай Карим - писатель, получивший известность больше за свои идеологические красные воззрения, чем за литературный талант), ни, тем более, башкирского языка, но, увидев в прокате картину про малую родину, заинтересовался.
Однако одна вещь в этом фильме гораздо хуже башкирского языка - отвратительный одноголосый безэмоциональный русский дубляж. Мне совершенно непонятно, почему создатели картины решили поступить именно так. Можно было пустить субтитры, можно было нормально переозвучить все голоса (зачем тогда было снимать на башкирском?), но они выбрали самый плохой способ решения «проблемы».
Если отвлечься от главного недостатка, а это, поверьте, было непросто, можно обнаружить несколько достоинств. Повесть «Радость нашего дома» перекочевала в сценарий без кардинальных изменений. Нововведения, призванные сделать сюжет более кинематографичным, не портят впечатление. Сам сюжет максимально незамысловат, из чего следует, что испортить его в принципе очень сложно.
Взрослые актёры, смутно знакомые мне по спектаклям в Уфимском драмтеатре, играют очень достойно. Чего не скажешь о детях, которые, являясь главными героями фильма, выглядят абсолютно картонно, так и подмывая крикнуть классическое: «Не верю!»
В целом же фильм получился качественным. Отлично подобраны виды природы, что вкупе с хорошей операторской работой очень радует глаз. Если вас не беспокоит необходимость полтора часа слушать безэмоциональный голос мужчины и разбирать, за какую из трех участвующих в разговоре женщин он произносит реплику, то «Сестренка» - хороший способ ненапряжно провести полтора часа. ------ Долгожданная экранизация ------ Повесть Мустая Карима «Радость нашего дома» мною любима со школьной скамьи. Однажды сидя в библиотеке, взяв почитать на досуге любимую историю про Ямиля и сам задумывал поставить экранизацию, но в своё время. Видно меня опередили, обидно. Но не буду унывать, ведь с нетерпеньем ждал, кто же ещё покажет эту тёплую атмосферу домашнего уюта, где мальчик перебирая игрушки, общаясь с бабушкой, ожидает маму. И та, однажды привозит необычный сюрприз.
Очень рад, что Александр Галибин поставил сие картину, просто потому что он сделал это, уже заслуживает признания. Как постановщик он обращает внимание на отношения брата Ямиля со своей сестрёнкой Оксаной. Кое-где автор что-то добавил от себя, но немного, ведь детские забавы и радость сквозь слёзы, лишь украшают фильм.
Марта Тимофеева тоже будет не совсем известна широкому зрителю, но если есть те, кто посмотрел сквозь слёзы и прочее недомогание трилогию «Гоголь», то они догадаются откуда эта одарённая девочка. В свои годы она сумела не только передать дух юной ведьмы, но и потрясающий образ девочки Оксаны, будто из книги выпрыгнула.
Юный актёр Арслан Крымчурин, пока не так хорошо известен в кино, но уже успел проявить себя в отдельном виде искусства. Выступал в качестве певца на фестивале Сулпылар 2018 года во втором туре, и его выступление похоже вызвало такой неподдельный восторг киноиндустрии, что его решили утвердить на эту добрую, главную роль.
Сама по себе книга Карима очень добрая, наполненная любовью к родным, близким местам и особенно к людям, которые тебя окружают. Друзья, к которым ты привык, но с которыми не охота расставаться. И фильм такой же. К, сожалению сегодня такое представить трудно, даже если постараться. А в старое время (напомню действие книги и картины ведётся после Великой Отечественной войны) это было прямо сказкой. Настоящая жизнь, с любимой семьёй и когда радовался каждому мгновению проведённый с родными, понимал в чём смысл жизни. Думаю, каждый кто удостоит себя внимания узреть это чудо в кино, будет радоваться, словно при появлении Оксаны. ------ Определенно смотреть ------ Я человек пристрастный. Я живу в Башкортостане. Здесь имя Мустая Карима знают все, даже дети. По его книге «Радость нашего дома» ставились спектакли. И вот фильм.
Шли на премьеру с волнением. Полный зал людей, которые тоже «в теме». Вступительные слова создателей фильма. Для каждого из них фильм особенный. И вот свет гаснет и с первой же секунды мы погружаемся в атмосферу того времени - война. Я не буду пересказывать содержание книги.
Фильм определенно удался. Он снят без последующего озвучивания и это большой плюс. Прекрасная операторская работа Михаила Аграновича. Глубокое погружение и трепетное отношение к деталям режиссера фильма Александра Галибина в особенности башкирского менталитета. Главное - это эмоции.
Находка - это юный артист Арыслан Крымчурин, который сыграл роль Ямиля, главного героя повествования. Он настолько чудесен, непосредственен и органичен в данной роли, что веришь, что это и есть Ямиль - мальчик из далекой башкирской деревни, которая живет ожиданием конца войны.
Игра Марты Тимофеевой, исполнившей роль Оксаны, вызвала некоторые вопросы. Она красива, несомненно талантлива и трудолюбива (попробуйте выучить башкирские тексты), но это артистка, которая играет роль. Если посмотреть ее впечатляющий послужной список, то понимаешь, что при такой загруженности ребенок просто не может полностью перестроиться и погрузиться в эту роль, которая слишком глубока. Ужас и страх, которые нужно передать в начале фильма, ей не удались. Но потом, когда она понемногу «оттаивает» в принявшей ее семье, то, наконец, становиться ребенком, а не актрисой и начинает смотреться органично.
Один из самых сильных эпизодов в фильме - это нападение мальчишек на пленных немцев, когда они выплескивают всю ненависть, накопившуюся в них за годы войны. Им хочется мстить за погибших отцов, за плачущих матерей, которые тянут лямку тяжелой работы. По воспоминаниям тех, кто в то время был ребенком, было странно, если у кого-то был отец, большинство отцов погибло на фронте. И было голодно. Тот достаток на столах, как показали в фильме, пришел только в пятидесятые годы. Матерям нечем было кормить детей. Рассказывали, что для того, чтобы дети заснули, в казан с водой клали камни и кипятили, говоря, что варится суп. Под мерное бульканье дети не выдерживали и засыпали. Потому так ценен был жест Ямиля, когда он отдал свою порцию еды Оксане.
Да, я пристрастна, потому, что еще помню историю своей страны, помню рассказы бабушки, которая пережила в войну концлагерь вместе с малолетними детьми. Возможно, что именно поэтому я неоднократно смахивала слезу во время просмотра, но таких пристрастных был целый зал. И даже у мужчин глаза были покрасневшими.
Есть темы, которые священны для жителя нашей страны. Память о прошедших событиях и знание своей истории сплачивают людей и делают их ближе друг другу.
Мы с удовольствием смотрим старые фильмы. Пусть они и приукрашивали действительность, но они делают нас добрее и человечнее. Так и этот фильм, в котором кто-то будет искать недостатки, отклонения от текста, он делает нас добрее. Обязательно покажите этот фильм своим детям и внукам. Им понравится, и они станут ближе.
Спасибо за экранизацию. Удалось. ------ правильный фильм про войну. ------ Фильм очень удивил в хорошем смысле. Это честное и патриотичное кино. Здесь нет батальных сцен и спецэффектов. Показана жизнь детей в тылу во время Великой Отечественной войны.
Показан колорит башкирской деревеньки. Межнациональное общение между людьми в Советском Союзе.
Начиная с начала фильма и до его конца, есть глубокие сцены с детьми-главными героями, вызывающие слёзы. Фильм про мальчика, Емиля. Показывается, что он ещё малого возраста, 6 лет. Но уже позиционирует себя в семье взрослым. И соответственно рассуждает. И совершает поступки, которые должны показать, что он взрослый. Успешность его действий мала. Но мальчик стремится развиваться, и не унывает.
Показываются отношения между детьми. Где-то жестокие. Где-то доброжелательные.
Фильм ясно показывает кто с кем воевал. И против чего воевали советские люди разных национальностей. Воевали против немецких нацистов. В рядах которых воевали представители народов всей Европы. Европы западной и восточной, северной и южной. И сейчас в лице русофобии, запущенной на Западе. Поднимает лицо тот самый нацизм из Второй Мировой войны.
По повести Мустая Карима «Радость нашего дома».
|
Отзывы о фильме Сестренка