Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: СССР. В разгаре Великая Отечественная Война. Молодые летчики Леонид и Борис по прибытии в летную школу узнают, что они зачислены в авиационный полк и в ближайшее время их отправят на фронт. Первое же боевое задание герои проваливают - Леонид, вместо того чтобы прикрывать штурмовиков, вырывается из строя и идет в атаку на немецкие «мессеры», в результате чего оборонительный строй нарушается, штурмовики остаются без защиты и, попав под огонь немецких истребителей, погибают. Задание провалено. Командуют отступление. Леонида и Бориса отправляют в дивизию, где их ждет трибунал и расстрел. Их уже выводят под конвоем, когда на военный аэродром прилетает командир штурмового отряда и лично ходатайствует о том, чтобы Борис и Леонид вернулись в строй. Теперь нашим героям придется выполнять роль штурмовиков, быть ответственными и бесстрашными и следовать приказам любой сложности без колебаний и страха за свои жизни...
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.961 (1784)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.30 (70)
Разделы: Сериал, Военный, Драма
Год выхода: 2013
Название фильма: Истребители
Режиссеры: Алексей Мурадов
Актерский состав: Антон Соколов, Екатерина Вилкова, Дмитрий Дюжев, Владимир Большов, Олег Фомин, Дмитрий Арбенин, Екатерина Рябова, Елена Яковлева, Николай Козак, Мария Андреева
Продолжительность фильма: 43 мин.
Производство: Россия
Сценарий: Константин Галдаев, Сергей Калужанов, Юрий Коротков
Продюсер: Виталий Бордачев, Екатерина Ефанова, Андрей Анохин
Оператор: Роберт Филатов
Композитор: Олег Ладов
Художник: Александра Гофман, Андрей Бендюк, Екатерина Татарская
Монтаж: Алексей Волнов
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 12 лет
Премьера в России: 22 апреля 2013
Выход в прокат фильма на DVD: 19 июня 2013, «Lizard Cinema Trade»
Есть декорации, нет сюжета ------ Для чего зрители начинают смотреть сериалы? Чтобы увидеть многоплановых персонажей, или чтобы насладиться атмосферой эпохи, или чтобы переживать вместе с героями экстремальные события. Ничего из этого в сериале «Истребители» нет.
В этом фильме нет ощущения военной эпохи. Во-первых, персонажи говорят современным языком. Это ладно, но герои не живут военными проблемами. Их беспокоят взаимоотношения, причем попавшее на фронт пополнение в первую очередь обращает внимание на женщин. Более того, как и многие наши современники, герои фильма «Истребители», жалуются на отечественную технику. В первой серии вчерашние курсанты называют Як-3 «гробом», а в последнем группа летчиков обсуждает технические несовершенства все тех же самолетов. Удивительно, но некоторые летчики-истребители даже учатся на заочном отделении и пишут контрольные, это во время, когда многие вузы эвакуировали в тыл, а преподавательский состав ушел на фронт.
Оторопь берет от того, как показано все остальное население страны. Итак, многие в тылу получают «белые» билеты, чтобы не идти на фронт, а спокойно жить, развлекаться. В тылу существуют гопники, которые готовы спокойно ограбить боевого офицера. Жители маленького города, даже родственники женщины-летчика смотрят на нее, как на проститутку. В прифронтовой полосе женщина из освобожденного селения без видимых колебаний изменяет своему мужу, офицеру, сражающемуся где-то далеко, с другим офицером. Старик из освобожденного села пытается вредить КА, а попавшие в плен к немцам красноармейцы служат им и ждут немецкой победы. Кроме того, в Москве на Лубянке есть НКВД, организация, которая сажает людей пачками по сфабрикованным делам.
Это довольно унылый фон, на котором действуют тусклые ключевые персонажи. Предполагается, что в 12-серийном фильме герои могут претерпеть такое количество событий, их поведение, убеждения, могут претерпеть столь сильные изменения, что зритель будет денно и нощно анализировать увиденное. В сериале «Истребители», напротив, все действуют по шаблону. Если в первой серии протагонист выступает против всего, что может помешать ведению службы, то с теми же убеждениями он выступит и в последней серии. Если в первой серии антагонист (замполит Терентьев) гнобит всех почем зря, то таким же будет он в предпоследней серии.
Кстати поведение капитана Терентьева (Николай Козак) трудно понять. Он не стремится к власти, в его поведении и словах не видно истинной веры в коммунистические идеалы, он не ненавидит всех людей, что вытекает из его отношений с сержантом Пархоменко (Екатерина Рябова). Он злой и недалекий, и попадает в нелепые ситуации, а многие выходки сдерживаются особистом Логозой (Владимир Большов).
Самый фактурный герой, Илья «Бес» Бестужев (Дмитрий Дюжев), - это вообще сплошное недоразумение. Во-первых, история персонажа. Это «бывший» граф, герой Гражданской войны в Испании, который несколько лет до начала Великой Отечественной, отсидел в лагерях, но с началом войны вновь стал летчиком-истребителем. Как представитель эксплуататорского класса мог быть героем Испании, если в Законе о призыве 1930 года (действовал до 1939) сказано: «Оборона Союза ССР с оружием в руках осуществляется только трудящимися»? Конечно, у кинематографистов есть право на вымысел, но нельзя же до такой степени манкировать фактами. Кстати, двойное спасение Бестужева - во время его пленения и после возвращения к своим - тоже не выглядит убедительно. В целом, Бестужев такой же линейный герой, как и все остальные. В первой серии он читает в оригинале «Фауст», во второй крестится перед вылетом, а вскоре - спасает женщину от позора, едва не пристрелив капитана (этот эпизод фигурирует в начальных титрах, спасибо создателям за спойлеры).
Сериал «Истребители» - посредственное кино, предназначенное для зрителей, которые не знакомы ни с историей, ни с советскими фильмами. В этом сериале действительно много заимствований, в частности, идею о бутафорском аэродроме создатели «одолжили» из фильма «Беспокойное хозяйство».
Проблем в сценарии гораздо больше. Это и постоянное «ну», которым злоупотребляют все герои, особенно подполковник Канищев (Олег Фомин), и слово «понимать» во всех формах, которое звучит с экрана каждые 10 минут. Это очень нехорошо, когда один герой не понимает, а другой объясняет или напоминает. Складывается ощущение, что герои - не профессионалы, у которых проблемы с памятью. То, как часто создатели заставляют двух героев обсуждать третьего, вместо того, чтобы показать, как этот третий поступает на самом деле, - это уже мелочь.
После финального эпизода остается только ощущение потраченного времени. ------ И небо их оставило себе ------ В очередной раз обращаю внимание Кинопоиска на совершенно не соответствующий сериалу синопсис (который, кстати, «проковылял» по многим киносайтам). Это синопсис какого-то другого фильма, поскольку он абсолютно не подходит ни к одной серии «Истребителей»! Словом, «гвоздь не от этой стены». Замените его, если возможно.
Теперь собственно о сериале. По моим скромным воронежским данным, прошёл он по каналу «Россия» очень успешно. Единственно, многие жаловались на то, что в первый день в ночь (до двух часов утра!) показали сразу 4 серии, из-за чего люди пошли на работу с разбитыми от недосыпания головами ('а как же, ведь- не оторвёшься!»). Я, слава Богу, смотрел онлайн, но тоже сначала не выспался- ведь действительно не оторвёшься, захватывает! Это ли не один из показателей успеха создателей сериала?
Увидев на экране лейбл компании «Стар Медиа» я понял, что передо мной довольно качественный продукт. Ведь она уже поднаторела, «набила руку» на производстве интересных и серьёзных военно-патриотических сериалов (похоже, это стало её специализацией). И- «молодцом»! Поскольку «Стар Медиа» занимается куда более почтенным, уважаемым и «общественно-полезным» делом, нежели массовые выпускальщики современных криминально-чернушных поделок (вроде «Лесника» и т. п.) для НТВ и прочих. В своих предположениях я не ошибся, и лично мне фильм доставил много удовольствия (после него какое-то другое кино «не по теме» смотреть сложно, надо перестроиться), хотя и много критики, о чём ниже.
Думаю, многие согласятся со мной, что сериал в очень многом компилятивен. Даже его название- повторение классических «Истребителей» образца, если не ошибаюсь, 1939 года. Другого придумать не смогли? Далее. Слушаем заглавную песню. Наш знаменитый композитор Матецкий на стихи моего давнего знакомца, известного поэта (в том числе песенника- группа «Альфа» (С. Сарычев), группа «Окно» и т. д.) Андрея Лукъянова создали действительно серьёзный, запоминающийся «шедевр», который проникновенно исполняет Александр Маршал. Всё отлично и патетично. Но если вслушаться в музыку, аранжировку и особенно в текст, то начинаешь понимать, что всё это- умелая стилизация под советские «военные» песни из фильмов и не только (мне, например, сразу вспомнился Высоцкий- «Мы летали под Богом, Возле самого рая, Он поднялся чуть выше и сел там, Ну а я до земли дотянул...»). Нет, в принципе ничего плохого в такой стилизации я не вижу (как бы «следование традициям»), только вот почти ничего нового, волнующего здесь для меня нет. И почему-то я натурально начинаю реветь всякий раз, когда смотрю один из моих любимейших фильмов «В небе &dbquo;ночные ведьмы“ и слышу &dbquo;тамошнюю“ главную, надрывную песню на стихи Евгения Евтушенко- «Погибшие в небе за Родину Становятся небом над ней!» Вы извините меня, что (ко всему прочему) как автор-исполнитель и композитор заостряю ваше внимание на вышеназванной песне сериала. Просто она ёмко, компактно характеризует его в целом.
Ну а теперь о самом экранном действе. По большому счёту, здесь никакой актёрской игры нет вообще! Просто как бы «камера слежения» фиксирует военный быт, бои (и не такая уж плохая для российского сериала компьютерная графика- вы сравните с прошлыми сериалами; а воровали из фильмовых бюджетов и при Советской власти- в основном директора картин, поскольку института продюсеров тогда не было). Мне такой подход весьма интересен- как бы просто естественность с привкусом документализма. Думается, «в этом что-то есть», ведь кино движется, развивается! Да, по крайней мере, в фильмах о войне очень часто важно акцентирование на актёрской игре (начиная с «Подвига разведчика» до, к примеру, «В бой идут одни &dbquo;старики“), но когда фильм действительно &dbquo;актёрский“ и без этого не обойтись. Однако сериал «Истребители» к «актёрским» ни коим образом нельзя отнести (даже дюжий Дюжев здесь- просто «действующее лицо войны»; хотя Вилкова, этакая «лётная героическая стерва» активно «тянет одеяло на себя», что ей почти удаётся...). Так что не стоит идти в «лобовую атаку» на «Истребителей», сравнивая их со «В бой идут...» Тут два разных творческих подхода к Великой Отечественной войне, и оба, на мой взгляд, имеют место быть. А вот то, что останется в памяти народной- дело наше с вами и истории. И, кто знает, может, лет через 20 (а история имеет свойство возвращаться к нам на новом витке развития мира, движущегося по конической спирали- моё давнее открытие) потомки скажут про «Истребителей»: «А вот умели же наши предки снимать про войну!»
Ещё кое-что о сериале. Многие зрители отметили тот факт, что местный «особист» здесь- порядочный, серьёзный, обстоятельно вникающий в дела и в целом справедливый человек. Считаю это большим «плюсом» сериала, ушедшего от «штампованного» в последние 25-20 лет кинообраза «особиста» как гада ползучего. Люди же все разные; честные попадались и в ведомстве товарища Берии. Вот и плешивый замкомполка по политчасти, оголтелый пропагандист (которого особист вечно по-приятельски осаживает) и вместе с тем ярый бабник и честолюб, приписывающий себе чужих сбитых «мессеров», тоже, как оказалось, фигура неоднозначная. Побывав на передовой у пехоты, он вернулся с глубоким и правильным убеждением, что настоящая, тяжелейшая и жутчайшая война идёт там, на земле, далеко под крыльями его самолёта (герой Быкова в фильме «В бой идут одни &dbquo;старики“ тоже говорил, что первым в Берлин войдёт по праву &dbquo;рядовой пехотный Ваня“). А встретив полюбившую его девушку, и вовсе пошёл «на поправку»... Так что люди все разные, они меняются и нельзя их грести под одну политическую гребёнку. Как и в случае с «уставшим» и насбивавшим немцев лётчиком. Я обсуждал этот момент со зрителями. Сказали: да, его понять можно, он «сломался» (перетрудился-пересбивал), но невыполнение боевого приказа карается по законам военного времени. Так что... Тогда в армии не было психологов, да и сейчас, похоже, нет, разве что в больших частях. Много я заметил в сериале «технической лажи», но (Кинопоиск ограничивает) об этом лучше напишите вы. Я же оценил сериал в 8, но с парой минусов. ------ Истребители или давай с тобою выпьем за победу ------ Почитав кучу рецензий здесь, у меня возникает вопрос к их авторам. Граждане товарищи, зачем искать кучу недочётов в художественном произведении? Я сам историк по образованию и люблю историю. Да ляпы в «Истребителях» есть. Но не надо искать какую-то либеральную пропаганду здесь. Я её не увидел просто. Если хотите её найти, смотрите и ищите её в «Штрафбате», «Предстоянии» и «Цитадели» нашего дорого Никиты Сергеевича. Там её полно. Критиковать, как сказал Штирлиц может каждый, а высказаться конструктивно не всякий. Попробую высказаться и я.
1943 год. Переломный момент Великой Отечественной. В это время шли самые ожесточённые бои и на земле и в воздухе. В гвардейский истребительный авиаполк прибывает пополнение. Два младших лейтенанта и сержант. Это завязка сюжета. С первых серий мы видим обучение лётчиков, их быт, интересы, столкновение характеров. Если бы создатели сделали бы упор на авиабои и пренебрегли бытовыми моментами, это был бы жирный минус. Но на мой взгляд быт авиаполка показан довольно реалистично. И казармы, и гауптвахта, и штаб выглядят так как и было 70 лет назад. Художник-постановщик справился со своей задачей.
Воздушные бои показаны на высоте, компьютерная графика показана на высоком уровне. Здесь и азарт, и мурашки по коже и драйв.
Что касается операторской работы Роберта Филатова, она достаточно простая и невыразительная. Хотя здесь и не надо какого-то выразительного операторского мастерства.
Актёры. Мужские роли просто хороши. Подобрали по типажу всех правильно.
Подполковник Канищев - командир полка. Бравый лётчик, отец командир, строг, молчалив и справедлив. Готов биться до последней капли крови.
Понравился и Игорь Арташонов. Ну наконец-то таки он не играет воров, бандитов и алкашей. Майору Филину уделено не так много времени, но здесь он хорош.
Особист Логоза, что мне больше всего понравилось, персонаж положительный. Положительный особист в нашем кино, это тоже самое, что и плохой негр-гомосексуалист в американском. То есть большая редкость. Спасибо Владимиру Большову за этот созданный образ.
Николай Козак, он же замполит Терентьев. Пожалуй самый мерзкий персонаж в этом сериале. Бабник, интриган, вечно суёт свой нос куда не следует. Заслуга сценаристов в том, что это самый наиболее прописанный персонаж (после Бестужева разумеется). Но в конце сериала, в нём проявляются какие-то человеческие чувства.
Шугаев. Типаж молодого лётчика. Не совсем опытного, но готового драться, за свою погибшую семью. Горячий, вспыльчивый, но между прочим дружелюбный и смелый.
Сержанта, позже майора Бестужева в исполнении Дмитрия Дюжева, я оставил напоследок. Мужественен, человечен, подтянут. В общем такие нравятся девушкам. Человек с непростой судьбой. Но не разочаровавшийся ни в чём. Момент с пленом, наверное самый напряжённый в фильме.
Из женских ролей выделю разве что Лидию Литовченко в исполнении Екатерины Вилковой. Холодная на первый взгляд, недоступная, но в первую очередь женщина. Она затмевает здесь всех.
Маша Андреева сыгравшая капитана Дементьеву, здесь не выразительна. Слишком мало в ней эмоций.
Насчёт музыки, музыка здесь не зацепила, разве что песня Александра Маршала в начальных титрах.
Вывод: добротный сериал про войну. Несмотря на некоторые ляпы, кино получилось хорошим. Неясно, как авиаполк командование бросило на произвол судьбы, но ведь известно про то сколько частей РККА было брошено своим командованием на произвол судьбы ------ Мы из будущего ------ Смотрел с интересом, но нарочитая компилятивность удручает. Как-то привык ожидать, что фильмы, включая те, что о прошлом, призваны как-то отражать современность. Если это о войне, то взгляд должен быть направлен из настоящего. Раньше так и было. Потому фильм «В шесть часов вечера после войны» не похож на «Перекличку», а та, в свою очередь, отличается от фильмов Быкова. Да и сами военные работы Быкова тоже отличаются, ибо сняты в разные годы, и он изменился, и время тоже. А здесь полное впечатление, что авторы все время сверяются с лентой семидесятых голов в надежде взять оттуда чего-нибудь еще. При этом удалось нахватать множество деталей, сюжетных ходов, картинок и образов. Но легкость, краткость, интеллигентность, самоиронию и азарт позаимствовать из прошлого так и не получилось.
Ругать сериалы легко. Лучше скажу о том, что зацепило. Во-первых, история со списанием Лиды и ее поездкой домой. «И когда наши девушки сменят шинели на платьица...» Здесь вполне ощутимы параллели с современностью, и решение Лиды вернуться, несмотря на безумный риск, выглядит естественным. Но то, что перед ним, выпадает из ряда. Целый хор возмущенных голосов зрителей кричит сейчас, что такого не могло быть, тем более в 43-ем году, когда «воевать уже научились». Сомневаюсь, что кто-то из негодующих служил в армии. Я был там всего два года, но этого достаточно чтоб понять основное: все в армии делается наперекосяк. И это относится к любой армии, а не только к советской сталинских времен. Чтобы прикрыть начальственный зад могут пожертвовать многим. И тогда, и сейчас. ------ Махну серебряным тебе крылом ------ Телесериал для широкой российской публики сделан грубовато, но интересно, порой захватывающе. Несет в себе патриотическую идею, все в порядке с любовью. А она на фронте, безусловно, была. Приятные лица, запоминающиеся характеры. Актерская игра на нормальном сериальном уровне: конечно, Екатерина Вилкова, Дмитрий Дюжев, Мария Андреева, Олег Фомин, Николай Козак. Они создали оригинальные образы, которым сочувствуешь и сопереживаешь. Или нет.
Чтобы там не говорили критики и суровые рецензенты - фильм получился успешным, смотрибельным, народу понравился и в целом оказался общественно полезным. Разумеется, фильм не шедевр, да на это и претендовать сложно, сериал должен быть вписан в свои рамки и выполнять свою предписанную роль.
Разумеется, много и недостатков, и ляпов. Прежде всего, это касается сценария и режиссуры. Что-то сложно припомнить, чтобы воевали в одном полку 50 на 50 процентов лётчики-мужчины и лётчики-женщины. И расцветали там романы в облаках. Во время Великой Отечественной войны по инициативе Марины Расковой, вышедшей прямо на Сталина, было сформировано три женских авиаполка - 587-й бомбардировочный (Пе-2), 588-й ночной бомбардировочный (По-2, знаменитые «Ночные ведьмы») и 586-й истребительный (Як-1). Правда, чисто женским полк перестал быть еще в 1942-м, командиром полка был Александр Васильевич Гриднев с ноября 1942 по июнь 1945. Участвовал в Курской битве. Если вспомнить легендарный «В бой идут одни старики», то встречи были только в гостях.
Напрашивается вопрос, а кто там был военным консультантом, и были ли они вообще? В старых фильмах на военные темы или темы про разведчиков обязательно увидишь в титрах фамилию с военным званием. Генералы советские какие-то не такие... Этим можно объяснить ляпы в последней серии, когда немцы начали грандиозное наступление и шествуют как в 1941 году, словно на параде. Только их юнкерсов в небе не хватает. Жаль еще, что режиссер со сценаристом так безжалостно пустили под нож наших героев. Даже, скорее, глупо, чем безжалостно. Хотя шли немцы красиво, ничего не скажешь. И гранаты в окна зачем-то бросали
|
Отзывы о фильме Истребители