Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Переживший ужасы сталинских лагерей, поэт и писатель Варлам Шаламов доживает свой век в доме престарелых. Власти запрещают ему писать, но как можно «отключить» талант? В своих «Колымских рассказах» он поведал миру о страшной правде советских зон, но остались еще стихи, которые, буквально по слову записывают два самых преданных его поклонника. Журналисты собирают черновики книг писателя, чтобы труды гения не пропали бесследно. Репрессивная машина государства еще очень сильна, они в любой момент могут поплатиться свободой, но убежденность в нужности и важности дела заставляет продолжать поиски, чтобы современники поняли, что такое творчество мужественного человека, и зачем его сберегать даже ценой жизни и свободы.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.382 (254)
Разделы: Фильм, Драма
Год выхода: 2020
Название фильма: Сентенция
Режиссеры: Дмитрий Рудаков
Актерский состав: Сергей Марин, Валерий Жуков, Павел Табаков, Александр Рязанцев, Юлия Марченко, Алёна Константинова, Магдалина Кощеева, Федор Лавров, Мириам Сехон, Иван Краско
Продолжительность фильма: 90 мин. / 01:30
Производство: Россия
Сценарий: Дмитрий Рудаков
Продюсер: Елена Быстрова, Павел Горин, Кира Саксаганская
Оператор: Алексей Филиппов
Композитор: Степан Севастьянов
Художник: Полина Гречко, Ваня Боуден
Монтаж: Дмитрий Рудаков
Затраты на съемки фильма: 37 595 129 руб.
Сборы в России: $3 179
Премьера в России: 17 декабря 2020, «Ten Letters»
Смотрите внимательно. Оценивайте не только головой, но и сердцем ------ Я стараюсь смотреть фильмы разных жанров, но при этом выбираю исключительно стоящее кино. Мне одинаково нравятся как хорошие комедии, так и драмы, способные вызвать ощущение бегущего по спине холодка. Именно поэтому я не могла пройти мимо фильма «Сентенция», который стал для меня большим откровением. По правде говоря, трейлер этой истории показался мне не самым понятным, но в нем чувствовалась какая-то неосязаемая, манящая глубина. Когда же я посмотрела, какие актеры приняли участие в съемках, то решила, что фильм однозначно стоит того, чтобы его посмотреть, и он не разочаровал.Начну с того, что «Сентенция» цепляет собой частичку биографии Варлама Шаламова, гениального советского писателя, который более полутора десятка лет пробыл на Колыме. Пережитые кошмары Шаламов задокументировал в своем самом известном литературном сборнике под названием «Колымские рассказы», которые в конце концов были опубликованы и переведены на несколько десятков языков…Непосредственно сюжет фильма показывает нам уже дряхлого, еле передвигающегося Шаламова, чьи рассказы были бережно спрятаны. Но если Шаламов погибнет, то вместе с ним пропадут и его труды. Чтобы не допустить подобного, в дело оказываются втянуты два журналиста, которые решили рискнуть всем и достать рассказы, которые советская власть предпочла бы сжечь в печи. Простыми эти поиски однозначно быть не могут, и вместе с ключевыми героями этой истории мы во всех эмоциональных красках увидим, что такое великое творчество смелого человека и почему его необходимо сберечь даже ценой собственной свободы. Как по мне, то искатели трудов Шаламова заслужили уважение, потому что мало бы кто решился в то время на такой подвиг, потому что репрессивная машина даже в 80-х была в СССР еще очень сильна.Неожиданным было решение режиссера снимать фильм в черно-белых тонах. Мне сразу вспомнились старые советские фильмы. Думаю, данная визуальная стилистика была совершенно неслучайной. Она не только пробивает нас на ностальгию, но еще и показывает ту суть советской культуры, о которой нынче не принято говорить. К сожалению, в ту давно ушедшую эпоху было не только вкусное мороженное, но и репрессии, притеснение прав и боль, которую каждый унимал так, как мог.После просмотра фильма я специально углубилась в Интернет, чтобы узнать побольше о Шаламове и меня удивило, насколько точно подобрали актера на его роль. Александр Рязанцев словно родной брат писателя, и то, как он его сыграл, просто великолепно! Рязанцев смог передать весь тот жизненный опыт, пережитые беды и трагедии Шаламова, таким образом, что в его искренности не сомневаешься в принципе. И почему же мы раньше не открыли для себя этого актера!«Сентенция» совсем непростой фильм. Я даже думаю, что его стоит посмотреть еще раз, чтобы понять все те мысли, которые были вложены режиссером в эту историю. Меня не может не радовать, что сейчас в нашем кинематографе появляются не только примитивные комедии, но и такие крепкие драмы, как «Сентенция».9 из 10 ------ Рукописи не горят ------ В виду своих непримиримых политических взглядов, Варлам Тихонович Шаламов стал одним из самых ярких представителей диссидентского движения в СССР. Варламов не мог сидеть молча и отворачивать взгляд, когда видел несправедливость в советской социально-общественной системе. Однако несмотря на всю свою смелость, Шаламов не сумел избежать наказания, которое предписал ему суд. В целом наш герой провел на Колыме 16 лет – четырнадцать из них непосредственно в качестве заключенного. Вернувшись назад, к цивильной жизни, Шаламов решил поведать миру о том, что происходит в лагерях, куда никогда не допустили бы свободных журналистов. Но поднятые Варламовым темы были настолько острыми и рисковыми для советской власти, что при жизни ему так и не удалось заслужить всеобщего признания. И тем не менее его гений не был забыт, имя Варламова встало в один ряд с Александром Солженицыным, и вот теперь на экраны вышла «Сентенция», весьма неожиданная и драматичная зарисовка о престарелом писателе и его наследии, которое необходимо опубликовать во что бы то ни стало.Оказавшись в доме престарелых уже будучи совершенно беспомощным стариком, Шаламов получает лишь одно важное указание – он не должен больше творить, ни под каким предлогом. Однако это идет в разрез с той философией, в которую Шаламов верил всю свою сознательную жизнь. И даже сейчас, перед лицом самой смерти, Шаламов даже не думается сдаваться, потому что не в его правилах исполнять то, что ему приказывают…А тем временем поисками скрытых рукописей Шаламова занимаются два журналиста, Анатолий и Андрей, которые осведомлены о тех трудах, которые написал создатель о Колыме. По мнению героев, столь бесценные тексты просто необходимо донести до общественности, и хотя за ними ведется слежка, это не должно стать препятствием для правды, которая по любому найдет выход.В этом фильме мне понравилось то, что его авторы сняли историю Шаламова без лишнего пафоса. Искусственно нагнетаемого драматизма и выживания из зрительской аудитории слез. Это смелое кино, которое общается со зрителем жестким и вместе с тем поэтическим языком. Обе сюжетные линии (Шаламова и журналистов), лично для меня были одинаково увлекательными, а финал оставил долгое послевкусие, которое мне еще не раз предстоит обдумать.Интересно, что столь сильный, колоритный и запоминающийся фильм снял по сути дебютант в полном метре, Дмитрий Рудаков. И мне хочется верить, что в его фильмографии «Сентенция» будет только началом большого пути, и дальше в исполнении Рудакова мы увидим еще немало серьезных картин с глубоким смысловым посылом.Конечно же, я хочу посоветовать «Сентенцию» аудитории, которая готова смотреть не только одни блокбастеры, а умное, глубокое, рассудительное кино. Многие детали биографии Шаламова стали для меня неожиданным откровением, а значит что и вам будет здесь на что посмотреть. Не пропустите.8 из 10 ------ Хороший, но сложный фильм ------ Сцена, где Варлам Шаламов диктует свое стихотворение, с трудом выговаривая каждый слог, – одна из самых сильных, что я видел за последние годы. Начинаешь чувствовать истинную ценность слова, как тяжело, в муках оно рождается из души, обретая доступную восприятию форму.Горсть драгоценных рифмК твоему приходу готова,Ртом пересохшим моимПерешептано каждое слово.Не менее пронзительно передана тема старости, особенно в сценах, где Шаламов накрывает на стол и с трудом принимает душ. Если хотите увидеть, как выглядит старость в ее кристально чистом виде, то в «Сентенции», на мой взгляд, это удалось запечатлеть.Наконец, преследование и надругательство государства над человеком, творцом, смеющим говорить, когда все молчат, и соответственно, страх перед ним, даже в его глубокой телесной беспомощности, воплощено тоже достойно.В фильме красивый киноязык, но смотреть его тяжело, даже на большом экране. Особенно мучительны первые полчаса, где авторы претенциозно играют в артхаус. Дальше – лучше. Наверное, тем, кто хорошо помнит творчество Шаламова, фильм дастся легче – в нем, видимо, много гипертекста, который мне остался непонятен. В частности, сцена любовного свидания, интересная сама по себе, выглядит вырванной из общего контекста.Отличная, на мой взгляд, роль Александра Рязанцева (он играет самого Шаламова).Фильм, повторюсь, не из легких – с формой явно перемудрили, через нее приходится продираться. Но отдельные сцены завораживают. И общее впечатление яркое.
|
Отзывы о фильме Сентенция