Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Знаменитый российский режиссер Алексей Герман-мл. представляет свой новый фильм «Довлатов». Это биографическая драма, посвященная одному из самых известных советских писателей, который был вынужден покинуть родину. Сюжет разворачивается в Ленинграде, с 1 по 8 ноября 1971 года. Менее, чем через год, Довлатов покинут СССР и уедет сначала в Таллин. Но пока он работает и пишет в Союзе, хотя ни один из советских журналов не публикует его рассказы. Это история – история не только о Довлатове, но и о нашей стране в начале 1970-х годов, о семье и друзьях Довлатова, о политике, истории и испытаниях, которые падали на плечи простых советских граждан.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.047 (6368)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.00 (368)
Разделы: Фильм, Драма, Мелодрама
Год выхода: 2018
Название фильма: Довлатов
Режиссеры: Алексей Герман мл.
Актерский состав: Артур Бесчастный, Елена Лядова, Хелена Суецка, Пётр Гонсовский, Антон Шагин, Ева Герр, Игорь Митюшкин, Милан Марич, Данила Козловский, Светлана Ходченкова
Продолжительность фильма: 126 мин. / 02:06
Производство: Россия, Сербия, Польша
Студия: Apple Film Productions, Art & Popcorn, Первый канал, Saga
Роли дублировали: Владимир Марьянов, Ирина Ракшина, Сергей Мардарь, Александр Хошабаев, Варвара Павлова
Сценарий: Юлия Тупикина, Алексей Герман мл.
Продюсер: Константин Эрнст, Андрей Савельев, Артем Васильев
Оператор: Лукаш Зал
Художник: Елена Окопная
Монтаж: Дарья Гладышева, Сергей Иванов
Сборы в России: $2 160 961
Возрастное ограничение: Зрителям достигшим 16 лет
Премьера в мире: 17 февраля 2018
Премьера в России: 1 марта 2018, «WDSSPR»
Ключевые слова: драма, мелодрама
субъективное ------ Много красивых дам, вина, понимающего, творческого окружения, небезучастных людей, поэтов. Вот уж ужас прям, в таком было жить, ни одному таланту не пожелать. (сарказм) С позиции творца пишу, что ощущение, будто проблемы какой-то непризнанной богемы. Проникнуться, ну никак.
А ещё кто уже скажет, что для достижение реалистичности, жизненности происходящего, необязательно бубнеть под нос, якобы так люди невнятно в жизни и разговаривают, особенно когда дело касается поэтов, писателей. Насчёт актёрской игры - второстепенные персонажи более запоминающиеся, чем исполнитель гл. роли. ------ Довлатов: кино не для каждого ------ Фильм Довлатов несомненно был одним из самых ожидаемых в этом году в российском кинематографе. Наверное, наибольшую ценность он представляет для почитателей творчества писателя, однако он будет интригой и для людей интересующихся советской эпохой и для тех кому интересно современное российское кино.
Алексей Герман младший создает для зрителя все условия для проникновения в довлатовскую эпоху, приоткрывает занавес, через который мы наблюдаем за житейскими буднями главного героя. В этом заснеженном, туманном Петербурге 1971 года, словно находясь в осеннем полудреме мы вместе с героем сталкиваемся с различными очень жизненными и очень советскими проблемами.
Вся эта воссозданная атмосфера, в которую нас погружают, создает впечатление, будто мы сами видим сон о Довлатове, подобно тому как Довлатову снится сон о Брежневе, где тот предлагает ему написать вместе книгу. Точно также мы, словно приглашенные последовать за Довлатовым в 71 год, являемся свидетелями квартирников, бескомпромиссности героя в прениях с начальством, его переживаниями по поводу отсутствия признания на родине, проблематики взятия интервью у современников и просто рутинных советских будней, в которых главный герой никак не может достать денег, чтобы купить куклу дочери.
Круги в которых вращается Довлатов, его ближайшие соратники - своеобразные советские битники, которые постоянно собираются вместе, на квартире, на крыше здания, в некоем подобии гаража, неважно где, но мы видим и чувствуем, что именно в этом месте будет твориться искусство, будет искренность и нетронутая цензурой жизнь.
Однако при всем при том, полностью проникнуться переживаниями героя, перенести их на себя и прочувствовать удастся не каждому. Не то чтобы каждый из нас не имел когда либо проблем с признанием, ситуаций в которых нас вынуждают идти на конфликт с собой или просто проблем в личных взаимоотношениях. Однако Довлатов очень сильная и довольно самобытная личность. Решения, которые он принимает и тот жизненный курс, которому он следует понятен будет далеко не каждому. Это именно та причина, по которой в свое время в советском обществе он имел огромное количество проблем и регулярно сталкивался с отсутствием понимания. Это та причина, по которой он вынужден был уехать в штаты и продолжить писать там, как и самые близкие ему по духу люди - Бродский, Шемякин.
Кстати говоря, именно Бродский в конце выручает уже отчаявшегося заполучить какие-либо деньги Довлатова, что как по мне является ключевым показателем глубины их взаимопонимания. Понимая того, как нужно делать то, что для тебя важно, не глядя на то, какой эффект это вызовет и сколько проблем это за собой повлечет. Потратить немыслимые в то время деньги на куклу для дочери(которую к тому же придется доставать через фарцовщиков, что довольно опасно в СССР), в этом весь Довлатов, главная черта которого - бескомпромиссность.
Пойти или нет на конфликт с собой - вымученная тема для Довлатова в СССР. И следуя за течением его жизни, мы видим что решение он принимает второе.
Ну и конечно же, фильм о Довлатове не был бы фильмом о Довлатове, если бы не комическая составляющая, так элегантно вплетенная в трагическую. Ведь вторая черта которой можно описать героя это умение относиться к происходящему с большой долей иронии и самоиронии. Изящные памфлеты, которые использует Довлатов при написании интервью с работниками завода и своих журналистских текстов на политическую тему, как положено, холодно встречаются его редакторами, в связи с чем раз за разом ему отказывают в публикациях.
Нарочито показательно демонстрируется отношение Довлатова к самому себе, когда в конце фильма он не влез в машину и поехал на ней верхом.
Особое внимание хочется уделить художественной обстановке внутри фильма. Советский дух, которым он пропитан, скрывается в каждой детали, которую мы видим, начиная от мизансцен, заканчивая комодами и в буквальном смысле узором обоев(они печатались для детального воспроизведения атмосферы). Как уже известно, художник-постановщик фильма - Елена Окопная уже получила серебрянного медведя в Берлине за свои заслуги. Искуссно завершает весь созданный образ операторская работа, мы будто в действительности подглядываем за событиями тех четырех ноябрьских дней, в которых надуманное и реальное, Довлатовское и советское смешалось в единое целое. ------ Извините, но... ------ Ребята, прошу вас не смотрите это кино, если чувствительны к актёрской игре. Она просто омерзительна, особенно игра «актёров» второго плана. Эти фактурные кривые лица, ну, честное слово, как из мешка вытряхнули на съёмочной площадке и крикнули им «Играйте! Ходите вокруг нормальных актёров и бубните, что в голову придёт» Я понимаю, что мы сегодня эмоционально тупые, чтобы не понять без гротеска всей суровой правды тогдашнего существования «в общественном вакууме» нашего главного героя и творческой интеллигенции в целом, но неужели настолько? Неужели нельзя чуть потоньше, чуть сложнее сыграть на наших чувствах, а не этим набором из молотка и зубила? По-моему, это банальное неуважение к зрителю.
Костюмы тоже все с иголочки. А ведь Герман старший в своём фильме «Двадцать дней без войны» не зря упрекал в подобном невежестве постановщиков из местечковых театров Средней Азии! Как мы видим, младший Герман не внял урокам родителя.
И честное слово, смеялся в момент смерти друга Довлатова, когда увидел на заднем плане заросшего щетиной чувака с болезненной худобой на лице в новёхонькой генеральской шинели на три размера больше. Ну нельзя так, ребята... нельзя устраивать такой балаган.
В общем, если вы интроверт с притуплённым чувством реальности и не можете отличить игру актёра экстра уровня от игры манекена в витрине не самого крутого торгового центра, то этот фильм, возможно, для вас. Видео ряд и игра артистов на заглавных ролях вполне себе вменяемые.
Но Довлатову, как мне кажется, не понравилась бы ни эта гламурная причёсанность, ни неуклюжая вычурность. Не любил Серёга этого. ------ Суровый снаружи, нежный внутри ------ Мне немного стыдно, но самого Довлатова я не читал, хотя много слышал хорошего от людей, разбирающихся в литературе. Несмотря на это фильм просто дико захотелось посмотреть, а факт ограниченного широкого проката (что за оксюморон) подгонял это сделать побыстрее. Ну и вот, собственно. Сама картинка в фильме бледновата, чаще всего или бежевая или желтоватая, так и хочется сравнить довлатовский Ленинград с Петербургом Достоевского - такой же жёлтый, неприветливый и нагоняющий безысходность. Фильм очень серьёзный, атмосфера запретов и колючей цензуры Советского Союза неподдельная, как человек творческий очень переживал за Сергея. Есть конечно и немного забавные моменты, в основном связанные с зашкаливающей иронией писателя или его поведением: «А вы шпион? Привет родине пиноколады», «Для тебя я капитан». Есть моменты совсем вгоняющие в печаль - сцена в метро и арест. Персонажи фильма очень колоритные. Кроме удачно подобранного актёра на роль Довлатова также запомнились Иосиф Бродский и тот парень-поэт-работник метро. Актёрские работы замечательные, порой персонажи будто говорят невпопад, витают в своих мыслях и это невероятно. Некоторые моменты, когда Сергей не говорит, а лишь слушает через мимику передают столько эмоций. Квартирники вообще вышли сочными, массовка тут отдельный персонаж, они и сбоку и спереди и сзади, с обоих сторон и идут на экран, выходят из него - так это обыденно и живо, многопланово, в общем. И так практически везде. Фильм, ясное дело - не для всех, но я очень доволен, что сходил на него. ------ Суровый снаружи, нежный внутри ------ Ну что за мода -говорить про диссиденство таким фальшивым тоном? Диалоги плоские - не лучше, чем в тех осмеянных советских журналах. Пафоса, позы и боли столько, что Довлатов и соплеменники ржали бы, не вставая. Картонный и пафосный Бродский, рыжий и хреновый, картавый - ну почти что Ленин в апреле. Урологи - как проклятье нации. Я ещё помню «Международную панораму» и программу «Время», ну и «Взгляд» - отупели мы как-то, причем, с обеих сторон - и левые, и правые. Да, и ещё кладбище детишек ленинградских, судьбы которых Довлатов типа избежал в Уфе. Даже несмотря на хронологические ошибки, пошлятина не лучше «донецкого мальчика»... Хотя слезу инстинктивно выбивает - война у нас у всех на подсознательном уровне (фашисты у нас всегда при деле, причем при любом режиме), а вообще-то запрещённый прием. Единственный симпатичный персонаж- Козловский: во-первых, колоритный барыга, на этом закончим... про художника сценаристам развернуть не удалось... Ну, понятно, приятны - карикатурный расслабленный Брежнев с Кастро из алкоснов Серёжи. И ещё... Довлатов- у сценаристов (сам себя он скромнее оценивал)- какой-то бабский магнит, не хуже Бората, да и ещё и гражданина поэта в одном лице, по типу Ефремова с Быковым. Винегрет с оливье. Солянка с борщем, приправленная анчоусами... Короче все это стремно... и стыдно. А пипл хавает... полные залы. Дамы плачут.
Подводя итог, я скорее за движение вверх - про хоккеистов, космонавтов, там как-то целостней и позитивная повестка). Вообщем смотреть можно только под классику: солнцедар или портвейн 3 топора, для эстетов плиска и свянчев бряг).
Единственно полезная мысль, опосредованно выжимаемая из шедевра: мы вот тут все талантливые люди - литераторы, художники, правдолюбцы и бездельники, которых прижимает кровавый советский режим. А о том, что чтобы достичь чего-то, талантливым людям придется биться друг с другом, и для этого отказаться от портвейна даже - об этом они узнают только в эмиграции.
Семья Сергея Донатовича в полной мере участвовала в процессе художественной разработки фильма. ------ Все содержание кадра: реквизит, обстановка, костюмы, свет, - подлинные вещи родом из 70-х.
|
Отзывы о фильме Довлатов