Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Любителям хороших исторических драм, основанных на реальных событиях, советуем посмотреть российский фильм «Собибор / Легенда о побеге». Режиссер Андрей Малюков («В зоне особого внимания», «Делай – раз!», «Мы из будущего») рассказал историю советского офицера, который попал в немецкий лагерь уничтожения Собибор. Несмотря на свое еврейское происхождение, главный герой – Александр Печерский – глубоко советский по духу и ментальности человек, верящий, что за СССР стоит правда, а за фашистами – ложь. Эта вера не только помогает ему выжить в страшных условиях концлагеря, но и организовать побег.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.493 (20 156)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.40 (1224)
Разделы: Фильм, Военный, Драма
Год выхода: 2018
Название фильма: Собибор
Режиссеры: Константин Хабенский
Актерский состав: Михалина Ольшанска, Кристофер Ламберт, Мария Кожевникова, Константин Хабенский, Дайнюс Казлаускас, Роман Агеев, Гела Месхи, Фелисе Янкелль, Сергей Годин, Вольфганг Черны
Продолжительность фильма: 117 мин. / 01:57
Производство: Россия
Студия: Патриот Продакшнс
Роли дублировали: Оливер Штрицель, Полина Агуреева
Сценарий: Константин Хабенский, Анна Чернакова, Александр Адабашьян
Продюсер: Эльмира Айнулова, Глеб Фетисов, Мария Журомская
Оператор: Рамунас Грейчюс
Композитор: Кузьма Бодров
Художник: Юргита Гердвилайте, Гульнара Шахмилова
Монтаж: Юрий Троянкин
Слоган: «Подвиг, который мы забыли»
Затраты на съемки фильма: 180 000 000 руб.
Сборы в России: $5 031 700
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 12 лет
Премьера в мире: 4 мая 2018
Премьера в России: 3 мая 2018, «Каропрокат»
Вот и дождались, на экраны вышел первый фильм Константина Хабенского - «Собибор».
Собибор - это лагерь смерти, организованный нацистами в Польше. Действовал с 15 мая 1942 года по 15 октября 1943 года. Здесь было убито около 250 тысяч евреев.
1943 г. Страшное время, война. Действия фильма происходят на территории лагеря смерти, заключённые во главе с лейтенантом Красной Армии Александром Печерским поднимают восстание - единственное успешное за всю историю существования лагеря. Константин Хабенский в роли Александра Печерского.
Война - это страшно, охватывает ужас, когда понимаешь, что люди когда-то испытывали, чувствовали, это невозможно даже представить. Фильм наглядно даёт понять, что было, сталкиваешься лицом к лицу с этим кошмаром. Фильм снят в основном в темных оттенках, ничего цветного, яркого в фильме показано не было, это ещё раз говорит о том, что над фильмом работали долго и скоропулезно. Что касается многочисленных «жестоких», я бы сказала, сцен, то считаю что их было как раз столько, сколько нужно, чтобы дать понять, что же это такое - Собибор. Фильм ни на секунду не показался мне затянутым и т. д., как большинство картин подобного типа, наоборот, я считаю что хронометраж вполне нормальный, не было ощущения, что пора закругляться. Картина настолько сильная и эмоциональная, что невозможно торопить события или скучать.
Хочется отметить потрясающую операторскую работу, и в целом - была проделана колоссальная работа. После просмотра данного фильма я ещё больше убедилась в том, что Хабенский не только талантливейший актер, но ещё и преспективный режиссёр, в картине были задействованы в основном актеры зарубежа, Карла Френцеля играл известный английский актер Кристофер Ламберт ('Смертельная битва», «Горец») - и тут Хабенский тщательно продумал актёрский состав, который, как мне кажется, подобран отлично.
Подводя итог, хочется сказать, что русский кинематограф не так уж и плох, как многие говорят, по крайней мере у нас ещё есть шанс доказать всем, что мы не пустое место и что мы тоже можем снять фильм, который будет смотреть и оценивать весь мир. Данная картина обязательна к просмотру, нет ничего ценнее, чем любовь к Родине и интересу к истории не только своей страны, но и истории в целом.
8,5 из 10 ------ Основное впечатление от «Собибора» Константина Хабенского - тоска. И, как мне показалось, получилось так не из-за трагичности материала, а из-за элементарной режиссёрской неопытности, которую не скроешь хорошей работой операторского и художественного цехов.
Историю освобождения, самопожертвования и триумфа портит чрезмерная концентрация чернухи (хотя за самую, на мой взгляд, достоверную сцену групповой казни в газовой камере - своеобразное спасибо), при том режиссёр даже не собирается дать зрителям возможность хоть немного передохнуть (о чём не забыли в своё время ни Спилберг, ни Бениньи - авторы первых пришедших в голову фильмов про концлагеря). В результате всё живописуемое на экране насилие - физическое и психологическое - перестаёт пугать и превращается в какой-то извращённый деликатес.
Кстати сказать, чернуха заботит режиссёра куда больше, чем драматургия, ибо первые полчаса, которые приходится терпеть до начала, собственно, основной истории - состоят исключительно из неё. В самом сюжете, впрочем, ничего интересного тоже не будет - ни героев, ни поступков.
Короче говоря, нам долго и тщательно пытаются доказать ужасность вещей, давно известных, признанных и осуждённых всем адекватным человечеством. Даже немного теряешься - чего так усердствовать-то?
Ну, и самый сок - убого озвученные немцы. Даже при желании не могу понять, как можно умудриться допустить настолько очевидный технический косяк. ------ Эмоции в обмен на документальность ------ Очень сложно отнестись к этому произведению однозначно. С одной стороны - этот фильм про реальный побег 1943 года из концлагеря «Собибор», с другой стороны он должен быть еще и художественным, и заставлять сопереживать героям.
Стоит начать с актерской игры. Как уже указывалось в остальных рецензиях, мужская половина играет почти без претензий и явных недочетов, а вот уже женская очень сильно хромает. Стоило бы отметить состав немецких офицеров, подобран хорошо и видно, что люди играют тех, кто по сценарию, но не по настоящему
Это, прежде всего, фильм художественный, и начало в этом плане сделано хорошо, ночные планы лагеря, а также крупные планы его обустройства сделаны на уровне, даже если взять ту же самую немецкую форму - то она сделана так, как и выглядела в те годы, но абсолютно чистая, создается ощущение, что ее моют каждые 15 минут. Также в первые 40 минут офицерам дается столько времени, что фильм скорее становится о их личной драме, нежели о самом побеге и красноармейцах, но все хорошее не длится долго, вот прошли эти самые 40 минут счастья, прекрасно раскрыты антагонисты. Красноармейцы начинают раскрываться, и им я посвящу отдельный абзац, ибо это одна из самых главных проблем фильма.
Огромный картон на фоне колючей проволоки и блестящих орлов на фуражках, красноармейцы почти не имеют личной драмы, они запоминаются меньше всего, весь фильм нас дразнили попыткой побега из другого лагеря, но ни одного слова не было сказано о нем, каждый раз просто упоминали, что оттуда была попытка побега, более ничего, никаких личных симпатий к другим персонажам. Большинство их экранного время посвящено подготовке и самому побегу из лагеря, который ну очень затянут.
И вот и второй огромный минус. Жестокость. Все это происходит в фильме 12+ и тут вопрос. А можно ли детям такое смотреть? Сама по себе идея показать это хорошая, и даже сделано также, возможно, слишком жестоко, но не стоило тогда и ставить возрастной рейтинг 12+.
Ну и о концовке. О ней можно сказать одно - сделано на уровне, как и весь фильм, но не стоит думать что идеально, чересчур растянуто, много моментоd с лишними эффектами замедления.
А теперь и вывод. Стоит сказать, что фильм оправдал мои ожидания и сделан на уровне, он не шлак, но и не шедевр, скорее здесь подойдет нынешняя оценка за излишнюю жестокость и нераскрытых красноармейцев. Хорошее начало для Хабенского и надеюсь, что дальше будет только лучше и фильм показал, что хотел, но не в полной мере. ------ Willkommen in Sobibor ------ «Собибор» Константина Хабенского - это экранизация одной из страниц истории о существовавшем на территории Польши нацистском концентрационном лагере смерти. На сегодня не вызывает сомнений, что данная кинолента займёт своё достойное место в ряду подобных картин. Режиссёрский дебют Хабенского, который также сыграл и одну из главных ролей в фильме, можно, в целом, считать удачным - на исходе второй недели проката фильм всё ещё собирает полные залы и имеет рейтинг выше среднего.
Действие всего фильма происходит в границах лагеря «Собибор», декорации и окружение соответствуют своей исторической эпохе и географической местности. Расположение построек, быт и хозяйственная деятельность воссозданы подробно и в деталях: бытовой комплекс, мастерские, цеха, газовые камеры. Авторы постарались предельно реалистично показать на экране жизнь заключённых, большинство аспектов здесь выглядит правдоподобно.
По жанру фильм является исторической драмой в соотношении 30/70. Драмы здесь гораздо больше - это и смерть, и страх, и боль утраты людей, оказавшихся в безвыходной ситуации под пытками и издевательствами фашистских оккупантов. Временами фильм, действительно, смотрится «тяжело», многие сцены необоснованной жестокости и садизма шокируют и заставляют ужаснуться. Но это - правда и часть истории, которую нацисты пытались стереть, вычеркнуть из памяти поколений (не получилось). Собибор показан, каким он был - у зрителя не должно оставаться иллюзий по поводу того, что есть обыкновенный фашизм. В этом плане за смелость и стремление к исторической справедливости хочется сказать атворам фильма - спасибо.
Актёрская игра выполнена на высоком уровне. Удалось правдоподобно показать чувства узников лагеря - страх, обреченность, смирение и скорбь с одной стороны, и жестокость и вседозволенность офицерской верхушки надсмотрщиков (отмечю именно игру немецких офицеров - образы ярых нацистов и приспешников фюрера воссозданны филигранно).
Звуковое сопровождение не вызывает нареканий, поскольку оно получилось обычным и особо не запоминающимся. Не портит общей картины - и на том спасибо.
В плане сценария авторы, на мой взгляд, немного увлеклись показом жизни лагеря, из-за чего, собственно, самому восстанию оказалось уделено мало времени. Концовка вышла несколько скомканной, а кульминация, так и вовсе, укладывается в 5-10 минут. В финале символизм убегающего в поля еврейского мальчика также не нашёл у меня особого понимания, сцена оказалась слишком затянутой.
В итоге, «Собибор» вписывается в исторические реалии, показывая одну из страниц трагедии Холокоста. Фильм отлично культивирует у зрителя ненависть к фашизму и непринятие этой античеловеческой идеологии, при этом освежая память поколений. Полезная экранизация на фоне того, что некоторые уже стали забывать, что такое фашизм. А этого забывать нельзя. ------ Пьеса без героя ------ По моему мнению, на сегодняшний день Константин Хабенский - один из лучших и, пожалуй, точно самый знаменитый актёр своего поколения в нашей стране, поэтому я стараюсь не пропускать его новых работ. А еще мне по-человечески близка его жизненная позиция. Так что прослышав о режиссерском дебюте Константина Юрьевича, я тут же начала ждать премьеры, искренне желая ему успеха и на новом поприще. Только очень уж непростой с самого начала показалась выбранная для этой цели тема. Непростой - в том смысле, что на ней обжигались куда более маститые режиссеры. Как отечественные, так и мировые. Мало кому удается говорить о войне, нацизме, Холокосте, не ударяясь при этом с одной стороны в излишнюю патетику, а с другой - не зарываясь в прямом и переносном смысле по самые брови в грязь, жестокость и ужас. На мой взгляд, последний по времени удачный пример - это «Рай» Кончаловского, где нужный баланс соблюден просто-таки филигранно. Отчего фильм производит неизгладимое впечатление. Ждала ли я чего-то подобного от Хабенского? Прямо скажу, что нет. Потому что прекрасно понимаю разницу между мэтром и новичком. Но, с другой стороны, помимо самого Хабенского, среди сценаристов указан и известнейший Александр Адабашьян, поэтому казалось, что фильм сможет получиться как минимум достойный внимания. И что же на выходе? Увы - пустота. Да-да, самая настоящая пустота, потому что история - тот самый пресловутый нарратив - в фильме отсутствует как таковой. Есть просто несколько персонажей, которые непонятно, как и непонятно зачем сведены в одном месте. Вернее не так. Всех героев изначально поделили на две большие группы: жертв и их мучителей. Причем, если о первых мы по ходу действия узнаем совсем мало - и то не обо всех, то, собственно, нацистам почему-то уделено внимания куда больше. Ярче образы, четче прописаны характеры... Не думаю, что намеренно, но перекос этот все же слишком ощутим. Как и избыток, я бы даже сказала переизбыток насилия. Об этом говорили уже многие рецензенты, замечу и я, что странно выставлять такой низкий возрастной рейтинг для картины со столь натуралистичными сценами. В нём - этом самом натурализме, к слову, кроется, как мне кажется, типичная ошибка режиссера-дебютанта: стремление во всём максимально сгущать краски. То есть показать, условно говоря, не просто ужас, а ужас ужасный, чтобы прямо сразу же выкрутить на полную мощность «ручку» ярости благородной и зрительского негодования.
Однако эффект в таком случае достигается кратковременный. И то, что шокировало первые пятнадцать минут, дальше выглядит уже пусть и ужасной, но все-таки обыденностью, лишая зрителя в финале необходимого эффекта катарсиса. Да и в целом изображать почти в середине 21 века нацистов такими, какими они выведены в «Собиборе» - сплошь скудоумными истериками с садистскими наклонностями, когда уже сняты «Список Шиндлера», «Черная книга», «Пианист», да и тот же самый «Рай»... ну как-то плоско, что ли? Слишком уж прямолинейно и в лоб. Поэтому и комендант Френцель с этой его склонностью к вуайеризму, незакрытыми гештальтами в отношениях с родителями и женщинами, а также его подчиненные порой все вместе смотрятся этаким выездным кружком полоумных БДСМ-щиков, а не винтиками страшной и безжалостной человеконенавистнической машины, которыми они по сути дела являлись. Ведь именно это же нам, вероятно, хотели показать, демонстрируя сцены унижения и издевательств над несчастными узниками? Та же претензия и к «светлой стороне Силы». Я имею в виду героев, которые должны вызывать у меня-зрителя сочувствие. А вместо этого рождают вопросы из серии «кто эти люди» и «зачем они здесь». Искренне не понимаю, к примеру, кто и на каком уровне решил, что Мария Кожевникова - серьезная драматическая актриса? Что в «Батальоне», что здесь, в любой из своих сцен, вне зависимости от того, что творится вокруг, она присутствует - без преувеличения - с одним-единственным выражением лица! Да та же Михалина Ольшанска, которой выпал небольшой эпизод (да-да, не верьте афише, где она среди главных героев!), за несколько минут сыграла просто в разы больше! Глазами, мимикой, жестами... А тут настоящее дерево! Без мысли и эмоций. Неужели не нашлось во всем нашем кинематографе кого-нибудь, кто мог бы создать этот образ более убедительно, раз уж он был так необходим по сюжету? Хотя, признаться, в последнем я совсем и не уверена. Впрочем, похоже, и сами сценаристы. Потому что ни внятной истории, ни ее развития у этого персонажа нет. Такое ощущение, что просто надо было ввести в сценарий некую женскую роль. Ну и ввели, да. Равно как и совершенно невнятную любовную линию Печерского и зефирной барышни Люки, с которой вообще ничего непонятно. Если она выполняет в лагере какую-то работу, то откуда у нее уйма свободного времени, чтобы вести философские беседы с Печерским, а если нет - то почему ее сразу не удушили газом и не сожгли, как героиню Ольшанской? И где еще ей, кстати, удается в концлагере регулярно делать аккуратный маникюр, мелькнувший в одном из кадров, и стирать белый воротничок своего симпатичного платьица? То же, впрочем, и со многими другими персонажами, которых мы наблюдаем почти два часа экранного времени, так ничего толком и не узнав ни о них, ни об их прежней судьбе...
Я намеренно так долго и подробно описывала все, что происходит в фильме, избегая до этого касаться фигуры главного его героя - Александра Печерского. Подвиг этого человека, как хорошо известно, так и не был оценен по достоинству при его жизни. Поэтому, с моей точки зрения, фильм мог - и должен был бы стать ему памятником хотя бы после смерти. Однако не стал. Потому что снят оказался, в конечном счете, о чем угодно, только не о подвиге и не о человеке, который его совершил.
Я не знаю, каков был реальный Александр Печерский. Но не сомневаюсь, что это был удивительно мужественный и решительный человек, оказавшийся способным убедить несколько сотен отчаявшихся, запуганных и измученных людей в том, что в действительности они вовсе не такие. Что они всё еще способны сражаться за свою жизнь и достоинство. И победить в этой битве. Так вот ровно ничего из этого я, к сожалению, так и не увидела в созданном Константином Хабенским экранном образе. Глядя на его Печерского, я просто не понимаю, что, в конечном счете, заставило пойти за подобным человеком узников концлагеря, поверить ему. И вот это, а вовсе не дырявый сценарий, неудачный кастинг или слабая игра актеров - моя основная претензия к создателям фильма «Собибор».
Сценарий написан по мотивам книги Ильи Васильева «Александр Печерский: прорыв в бессмертие». ------ Создателей фильма на съемках консультировали представители Фонда Александра Печерского, а также семья Печерского – дочь Элеонора Гриневич и внучка Наталья Ладыченко. ------ Главной декорацией стал воссозданный в полном соответствии с чертежами нацистский лагерь смерти.
|
Отзывы о фильме Собибор