Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Детьми братья Джастин и Аарон бежали из секты конца света. Через 10 лет они получают видеопослание от членов культа и решают навестить свою бывшую «семью». Но, вернувшись, они понимают, что кассету им никто не посылал, а с этим местом явно что-то не так. Что нечто потустороннее, во что верят сектанты, существует на самом деле.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.104 (3503)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.60 (7047)
Разделы: Фильм, Триллер, Ужасы, Фантастика, Фэнтези
Год выхода: 2017
Название фильма: Паранормальное
Иностранное название ленты: The Endless
Режиссеры: Джастин Бенсон, Аарон Мурхед
Актерский состав: Тейт Эллингтон, Аарон Мурхед, Лью Темпл, Эмили Монтегью, Калли Эрнандес, Питер Силелла, Джеймс Джордан, Кира Пауэлл, Джастин Бенсон, Винни Каррен
Продолжительность фильма: 111 мин. / 01:51
Производство: США
Студия: Love & Death Productions (LDP), Pfaff & Pfaff Productions, Rustic Films, Snowfort Pictures
Сценарий: Джастин Бенсон
Продюсер: Джастин Бенсон, Thomas R. Burke, Дэвид Лосон мл.
Оператор: Аарон Мурхед
Композитор: Джимми Лаваль
Художник: Ariel Vida
Монтаж: Аарон Мурхед, Майкл Фелкер, Джастин Бенсон
Слоган: «'Бермудский треугольник' потусторонних реальностей»
Затраты на съемки фильма: $1 000 000
Сборы в США: $272 020
Сборы в России: $580 436
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
Премьера в мире: 21 апреля 2017
Премьера в России: 19 июля 2018, «Экспонента»
Ключевые слова: ужасы, фантастика, триллер
Культ смерти крафтового пива ------ Два брата, Аарон и Джастин, пытаются продолжить жизнь, оставив в прошлом культ смерти, в котором они были воспитаны. Дела идут не лучшим образом, поскольку парни столкнулись с серьезными проблемами в социальной и финансовой сферах. Аарон сомневается в их обычной рутине и подумывает вернуться в секту. А когда братьям приходит видеокассета со странной записью, Аарон так вообще решает, что настало время для воссоединения. Тем более, братьев гостеприимно приглашают на пару дней. Такова аннотация «Паранормального» - скромного по бюджету инди-хоррора (или, вернее сказать, научно-фантастического триллера), приковывающего внимание своей гипнотической атмосферой на грани с психоделикой, духом «промывки мозгов» и, конечно же, того самого пресловутого космического ужаса из другой грани бытия.
По понятным причинам «Паранормальное» строится вокруг конфликта. Вообще здесь есть хорошие зачатки драмы: в то время как Аарон отчаянно хочет возвращения в мир, где его знают и любят, Джастин колеблется. Когда братья прибывают на базу секты, там действительно идиллия: хороший доход с их сектантского пивоваренного завода позволил обустроить территорию и превратить её в летний лагерь. В котором, однако, творится чертовщина: стаи птиц летают странным образом, люди не стареют, а местные, пусть и добрые на первый взгляд, ну, выглядят подозрительно дружелюбно. «Паранормальное» наполнен именно этим вниманием к деталям: строчками в диалогах, моментами из жизни секты и т. п. Кажется, здесь нет ни одной бессмысленной сцены и то, что сперва выглядит не на своем месте, очень органично встраивается в сюжет далее.
Понемногу «Паранормальное» переходит от сдержанной процедурной драмы в область научной фантастики, именно в моменты, когда в сценарии начинает фигурировать некая лесная сущность и подноготная о жизни в лагере. Последнее наиболее любопытно. Не заходя на территорию спойлеров, следует сказать, что всей чертовщине и прочим странностям есть логической объяснение (в рамках логики мира, разумеется), что не может не радовать. А интересная предпосылка и взвешенный стиль повествования помогают «Паранормальному», в конечном счете, преодолеть ограничения скромного бюджета и «разговорного» формата.
Опять же, «Паранормальное» обладает огромным кредитом доверия к публике. Имею в виду, что после того, как очень странные дела начнут прогрессировать, лично мой мозг пытался обмануть сам себя. В итоге фильм кажется умнее, чем есть. Очень многое здесь строится на фантазии и каком-то особом настроении, что у неподготовленного зрителя может вызвать отторжение; жаль, что передать это не смогли более изящно. Например, сценарий затрагивает глубокие темы, т. е. братство и вопрос свободной воли, но становится настолько одержим своими заумными штуками, что теряет эмоциональный драйв. Также и диалог иногда смущает: дилентатские фразы режут слух, а люди разговаривают не всегда как люди.
Ближе к финалу «Паранормальное» походит больше на откровенный галлюциногенный трип, пускай и с какой-то логикой. Однако это не разбавляет повествование, а скорее усиливает предыдущие моменты рефлексии. Неплохой эксперимент в жанре в итоге кажется затянутым и даже скучным и, тем не менее, при этом наполненным интересными сюжетными находками и нестандартными художественными приемами. Умное использование жутких пейзажей строит свой мир, напоминая, что человек больше всего боится именно непознанных вещей. Не зря кинолента открывается цитатой основоположника «космического ужаса» Говарда Лавкрафта. Что ж, несмотря на общую скомканность повествования и слабую зрелищность (картину действительно тяжело воспринять и переварить), правы и экранные сектанты, и Лавкрафт с Бенсоном и Мурхедом: жизнь стоит того, чтобы её потерять... и прожить вновь. ------ Ах, как хочется вернуться в городок... ------ Братья Аарон и Джастин решают на денек навестить секту, из которой бежали еще подростками. Теплый прием бывших членов «семьи», как будто вовсе не изменившихся с прежней поры, увлекательные игры на свежем воздухе (дайвинг, перетягивание каната, игра в мяч), просмотр совместного home video неизвестного авторства, знакомство с новыми членами общины, кавер House of The Rising Sun в караоке (хотя в сингл-листе в числе потенциальных хитов скорее всего числятся Who Wants To Live Forever «Куинов» и незатейливое «And I keep hittin» re-pe-pe-pe-pe-pe peat» от Селены Гомес) - время пролетело незаметно, и вроде как не хочется расставаться. Но сделать выбор все-же придется - остаться или ехать.
Для инди-филммейкеров, работающих в жанре ужастиков, которым хронически не хватает денег на крупных звезд и дорогие спецэффекты, не хочется заморачиваться с гримом, надоели маньяки с выразительно злобными лицами и длинными ножами или чудовища скримеров и джампскейров, а чаще всего - и не хватает, не хочется и надоело в совокупности - умными критиками придуман беспроигрышный вариант - так называемый «пост-хоррор».
Чтобы снять пост-хоррор, теперь нужно просто затронуть актуальную тему, ранее не совсем специфичную для хорроров (социальная, политическая, научная сфера и т. д. - на вкус авторов), которой придать форму яркой суггестивности или метафоры (у Мурхеда и Бенсона - это патриархальный уклад общества и иерархия семейных отношений), которую на протяжении фильма (не)навязчиво обыгрывать до возникновения первых признаков СПГС. Нагнать побольше неизбывной тоски, которая обязательно должна быть «экзистенциальной», настойчивых аллюзий на авторское кино («Паранормальное» кто-то сравнил даже с Антониони), присыпать мамблкоровыми приемами (дрожащая камера, много болтовни и специфично-не-в-себе герои) и софткором (при необходимости), взглянуть под новым (желательно - «sundance liking») углом на поднадоевшие сюжетные конструкции - и, вуаля, можно запросто наполнять песком сито на протяжении всего хронометража фильма, запуская героев по эллиптическим «восьмеркам» без действия, пока наконец, не придет время «финальных девушек/парней». Ну, да, пару раз нужно будет-таки показать хоровод ворон в небе, многозначительно-странные палки, воткнутые в землю, или вспомнить про почти всегда безотказно работающий found footage, чтобы отчасти соответствовать канонам жанра.
Небесталанные Мурхед и Бенсон, неплохо заявившие о себе «Ломкой» и «Весной», с блеском справляются с поставленной задачей и снимают вполне добротный, атмосферный пост-хоррор, происходящий в общине то-ли «детей цветов», то-ли «детей кукурузы», не выдержав лишь в концовке, - когда тайна разгадана, лавфкрафтово неизведанно-необъяснимое вдруг с грохотом рушится под тяжестью неотвратимого желания авторов поэффектнее закончить фильм в «лучших» традициях жанрового голливудского хлама.
6,5 из 10 ------ За нами, присматривают. ------ Впечатления от фильма сложились смешанные. Вроде бы и получается погрузиться в атмосферу происходящего, но в полной мере, не ощущается раскрытия истории. Сюжет проходит в плавной, не спешной обстановке. И основывается он, фактически о страхе неизведанного. Двое братьев, когда-то покинувшие таинственную зону, в которой совершались массовые убийства. По отправленному видео, из лагеря «Аркадия», Джастин и Аарон решаются вновь отправиться в это место, где обитает секта-коммуна, которая выстраивает различные теории, почему это «Нечто», сильно влияет на всех.
События происходят плавно, в размеренном темпе, прослеживается много диалогов (причём философских и не только). В этом фильме, преобладает бесконечность перерождений, невозможность управлять своей жизнью, является основным фактором страха - герои попадают как бы в «Иллюзорный оазис», которым, как раз и управляет загадочное «Нечто». Страшных бу-эффектов, особо не наблюдается. Само «Нечто», ведёт себя весьма странно, своеобразно заигрывая с обитателями лагеря «Аркадия», а также с Джастином и Аароном. Для сектантов, по прихотям этого «Нечто», уготованы временные петли, т. е. череда бесконечностей, которые невозможно остановить. Но зато, давит на восприятие тревожная музыка, отсутствие неясности как таковой и конечно же волнительная атмосфера, в которой «Нечто» специально прячется, чтобы совершить резкий манёвр в нужный момент.
Но, не всё в этой ленте исполнено по максимуму. Представленный финал, не особо впечатлил, показался странным и каким-то недосказанным. «Иллюзорное пространство» можно было бы расширить чуть больше, обширнее. Чуть побольше внести историю как о самих главных героях, так и про обитателей «Аркадия», ибо некоторые интересные лица, нераскрыты в полной мере. Более глубокий внутренний мир участников, мог бы позволить зрителю, сопереживать им в полной мере.
«Паранормальное» - американский мистический фильм ужасов 2017 года. Лента не совсем точно оправдывает заявленный жанр. Воспринимается она в основном как сюрреалистичный триллер, нежели хоррор. Смотреть было интересно, в плане неплохого погружения в повествование, где охота искать детали, чтобы найти явные ответы. В целом, посмотреть картину можно. Режиссёры как-никак, постарались внести посыл в свою ленту, тем более, что сами Джастин и Аарон, исполнили главные роли.
6,5 из 10 ------ За нами, присматривают. ------ Сейчас очень сложно игнорировать критиков, различные агрегаторы и прочие оценочные сайты, они стали своего рода фильтрами, помогающие отсеять хорошее и плохое кино. Порой плохие отзывы могут отпугнуть потенциальных зрителей и фильм недополучит свою прибыль. Но иногда рецензенты могут ошибаться и поставить очень низкий балл достаточно хорошему или вовсе культовому фильму, как это было со «Святыми из Бундока» или «Пилой». В такой ситуации могут сработать заниженные ожидания, когда ждёшь чего-то плохого, а по итогу всё значительно лучше. Совсем другое дело, когда оказывается наоборот.
Фильм «Паранормальное» (или «Бесконечный» для нормальных людей) рассказывает про двух братьев, некогда сбежавших из секты. Они живут не очень припеваючи и бедно (денег ни на что не хватает, а кушать приходится лапшу быстрого приготовления), но всё же пробуют хоть как-то пробиться в жизни. Однажды им приходит кассета из той самой секты. Братья то думали, что они все покончили с собой, ан нет, тогда почему бы их не навестить? Тем более, что младший брат очень хочет попрощаться с людьми, некогда называющие и считающие его с братом частью семьи. В дальнейшем выясняется, что все члены община ни капли не состарились, а та сущность, которой они поклоняются, действительно существует.
И это описание сюжета именно то, на что я повёлся и сходил на этот фильм. Оно интересное и интригующее, но на деле всё оказывается не так радужно. Братья таки приезжают в общину и обнаруживают, что все её члены совершенно не изменились внешне (хотя прошло 10 лет). Так ещё начинает происходить всякая чертовщина с искажением реальности и пространственными аномалиями.
Но чтобы всё работало, надо всё развить. И у фильма это совершенно не получается. Персонажи практически не прописаны и остаются на уровне картона. Один брат (старший) главный, а другой (младший) - нет, вот и все различия. Их действия не подкреплены железобетонными доводами, да даже простыми умозаключениями, а происходят просто так. Сначала говорят одно, а затем совершенно другое и это очень вредит фильму. Им невозможно сопереживать и болеть за них, в следствии, зрителю всё равно, что с ними случится.
Это далеко не единственная проблема картины. Дело в том, что фильм полон глупых и не нужных диалогов и, что ещё более странно и выбивается из контекста, шуток. Одна из них поставила меня в ступор. Почти в самом конце, когда должно произойти нечто важное и всё завершится, младший брат говорит старшему: «Я переспал с Анной». Старший: «О, круто, как это вышло?». «Ну, мы раньше всех ушли спать и уснули вместе». Т. е. да, он имел ввиду спать в одной кровати, а не заниматься сексом. И я больше, чем уверен, что если фильм пересмотреть, то подобного найдётся ещё несколько сцен. И это прекрасно иллюстрирует то, как лихорадит весь сценарий.
Тут всплывает ещё большая проблема, такие сайты, как Кинопоиск, IMDB и агрегатор Metacritic говорят, что у фильма жанр «ужасы, фантастика и триллер». Однако ужасов в фильме нет. Совсем. Что же есть? Вот фантастики достаточно, даже комедии, но никак не ужасов. Конечно, создаётся впечатление, что пугать пытались постепенным нагнетанием обстановки. Сначала братьям приходит кассета, затем они приезжают в общину (при въезде в которую сразу же начинает происходить что-то неладное), потом в самой общине творится всякое и так далее по нарастающей. Но этот темп настолько вялотекущий и унылый, что моё описание вполне может сойти за то, что фильм интересен, но не стоит обманываться. На одну хорошую идею или находку приходится две, которые не просто портят общий настрой, а вводят в ступор, как будто этого никак не должно здесь быть. Прямо таки аномалия какая-то, не иначе.
Подводя итог хочу вернуться к тому, с чего начал. Я стал жертвой неоправданно завышенных ожиданий и надежд. Фильм вообще не ужасы и в нём нет ни грамма саспенса. Потому-что, по большому счёту, ничего в нём не происходит. И я почитал те самые рецензии, что ставили фильму 7, 8 и даже 9 баллов. В них, как это обычно бывает, есть громкие эпитеты о гениальности картины, что это новое слово в жанре, новаторство, шедевр. Но на деле ничего такого там нет. Лишь неплохая завязка и тягучее, тягучее повествование, которое заканчивается мнимым изменением персонажей, хотя они для этого ничего и не делали. Возможно, что фильм оценивался в разрезе цена - качество (бюджет у фильма всего 1 млн. долларов), но здесь нет ни «Пилы», ни «Астрала», ни «Рейда» (в контексте небольшого бюджета и лучшего итогового продукта, даже в сравнении с более дорогими фильмами этих жанров). Спецэффекты у «Бесконечности» очень и очень дешёвые, прямиком из after effects (серьёзно, их дешевизну видно невооруженным глазом), снималось всё на дешёвую камеру с блёклыми цветами и странным объективом, два основных актёра - это режиссёры и сценаристы (один из них, к тому же, оператор и монтажер) и они не удосужились придумать имена для своих персонажей, поэтому их зовут точно так же, как и в жизни - Аарон и Джастин. Даже не знаю, зачем это было нужно, для убедительности или мистификации (хотя её нет).
Целью этой рецензии было донести, что критикам не всегда можно верить, и что этот фильм смотреть не обязательно. Я уже это сделал за вас. Хотя, казалось бы, я достаточно прожженный и опытный зритель, но от этого никто не застрахован и оступиться может каждый. Я прекрасно понимаю, что это звучит самоуверенно и пафосно, но это чистый объективизм, фильм действительно очень неровный и странный. В целом, сейчас тренд такой у кинокритиков, хвалить максимально претенциозное кино, за которым ничего не стоит. Это даже не какой-то дремучий артхаус, в нём нет ничего такого уж непонятного с неограниченным или БЕСКОНЕЧНЫМ количеством трактовок, всё максимально разжевано и преподнесено зрителю. Посмотрите лучше «Тихое место», намного лучше, чем эта тягомотина. Хотя какой-то потенциал у картины определенно был, но он быстро испарился из-за тягучести и отсутствия какого-либо напряжения и саспенса. Тебе попросту всё равно, что будет дальше, потому-что всё заранее предугадывается. В данном случае даже не знаю, что могло бы спасти картину, возможно, сокращение хронометража на полчаса и избавления от ненужных диалогов и не нелепых шуток. Но мне кажется, что и этого было бы мало. ------ Невозможный цвет ------ В 2012 году режиссёрский дуэт Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда выпустил в свет свой полнометражный дебют - психоделическую драму с оттенками хоррора под названием «Ломка». По сюжету главный герой пытался помочь другу детства избавиться от наркотической зависимости, изолировав того в затерянном посреди индейской резервации полуразрушенном доме. Фильм оставлял после себя больше вопросов, чем ответов, пришёлся по душе критикам, но на зрителей произвёл далеко неоднозначное впечатление. В принципе, о нём все успешно забыли, но в 2017 году случилось внезапное: Бенсон и Мурхед сняли «Паранормальное» - идейный сиквел своей первой совместной картины, в котором сами же и выступили в главных ролях.
В центре действия оказываются два брата, десять лет назад сбежавшие из культа очередного судного дня и пытавшиеся все эти годы приспособиться к нормальной жизни. Получается не очень - герои подрабатывают уборкой, живут на гроши от пособия и даже не мечтают о лучшем. Но однажды на их пороге из ниоткуда материализуется посылка с видеокассетой, содержание которой привносит сомнения в мысли братьев. В результате ленивых споров они решают съездить на пару дней в памятные места, дабы навсегда избавиться от зависимости в виде старых воспоминаний. Но возвращение назад может оказаться не таким простым, как того хотелось бы.
Медленная и вальяжная экспозиция не предвещает чего-то совсем уж мозговыносящего - Бенсон и Мурхед не спешат раскрывать свои карты, откровенно заигрывая со зрительским терпением. В какой-то момент они и вовсе пытаются увести внимание в сторону, второй раз в своей фильмографии начиная оммажить Лавкрафту. Правда, вместо вполне осязаемых чудовищ из «Весны» здесь в ход идут отсылки к «Данвичскому ужасу» - вторая луна в небе и вздымающаяся пыль от шагов невидимой хтонической твари. Однако всё это отступает далеко на задний план, когда становится очевидной сиквельная принадлежность «Паранормального» - благодаря демонстрации записанных на видеокассету кадров внимательный зритель узнаёт в братьях пару культистов, которых встречал во время своих блужданий главный герой «Ломки».
После этого фильм уже не пытается притворяться самостоятельное историей, постепенно всё больше и больше превращаясь в замысловатый кроссовер, в котором две, казалось бы, самостоятельно существующих вселенных находят всё больше и больше точек соприкосновения. Вступление с находкой кассеты, параллели сюжетных линий, дублирование второстепенных персонажей (Эмили Монтегью снова появляется в роли жены теперь уже пропавшего героя Питера Силеллы), но самое идейно-жёсткое начинает происходить, когда обе картины буквально (пусть и временно) сливаются в одну. Бенсон и Мурхед включают свой майндфаковый генератор идей на полную и порой заставляют смотрящего почти что кричать по-секстански - люди исчезают в пространстве-времени, умирают и появляются вновь вроде бы абсолютно бессистемно, но в то же время с каким-то жутковатым упорством. Манипуляции так и остающегося невидимым кукловода, состоящего из невозможных цветов, игра с естественным окружением в виде созданных эрозией декораций и грозящих вот-вот ожить камней, длинноплановые эпизоды, в которых плавно покачивающаяся камера создаёт иллюзию преследования неведомым вуайеристом - фильм старательно нагнетает сюрреалистическую паранойю, но придерживает необходимые ответы вплоть до третьего акта.
Сюжетная и визуальная рекурсия, начатая в «Ломке», со временем достигает своего апогея не только благодаря возведению замысловатых повествовательных конструкций, но и благодаря актёрскому участию самих Бенсона и Мурхеда. Режиссёры ударяются в неприкрытый постмодернизм, превращаясь из наблюдателей и серых кардиналов, направляющих события фильма в нужном направлении, в его главных героев, застрявших в замкнутом пространстве временных петель. Множащиеся сомнения, найденные записи и плёнки, восход третьей луны, не предвещающий ничего хорошего, и посреди всего этого «Паранормальное» умудряется дать тот минимум необходимых зрителю ответов, который способен закрыть сюжетные лакуны обоих фильмов, но при этом оставить хорошую почву для СПГСа. Иносказательность, превалирующая в дебютной картине, отступает перед обычной головоломкой, спокойно разобраться в итерациях которой мешает трансцендентная природа происходящего. Однако наверняка оценить все прелести местной сюжетной комбинаторики способен только зритель, не понаслышке знакомый с фильмографией режиссёров - в конце концов, не зря же они пустились в подобное трюкачество и создали полноценное продолжение на основе собственного камео. Правда, в этом кроется и главная опасность для тех, кто решит ознакомиться с фильмом на почве случайного интереса - слишком уж много пересечений останется за границей восприятия и покажется вырванными из контекста промежуточными вставками.
|
Отзывы о фильме Паранормальное