Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Режиссер и сценарист Гэри Росс («Большой», «Лэсси», «Голодные игры») представляет свой новый фильм «Свободный штат Джонса». США, Гражданская война. Бедный фермер Ньютон Найт против своей воли оказывается в рядах армии Конфедерации, которая сражается за отмену рабства. Едва не погибнув во время битвы при Коринфе Найт решает, что с него достаточно – он не хочет рисковать жизнью и проливать кровь за то, что ему не интересно. Организовав группу единомышленников, он подговаривает их дезертировать из армии и устроить свое собственное маленькое государство.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.538 (5121)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.90 (35 799)
Разделы: Фильм, Боевик, Биография, Военный, Драма, Исторический
Год выхода: 2016
Название фильма: Свободный штат Джонса
Иностранное название ленты: Free State of Jones
Режиссеры: Гэри Росс
Актерский состав: Джейкоб Лофленд, Гугу Эмбата-Ро, Билл Тангради, Кери Рассел, Мэттью МакКонахи, Брайан Франклин, Кристофер Берри, Шон Бриджерс, Томас Мерфи, Махершала Али
Продолжительность фильма: 139 мин. / 02:19
Производство: США
Студия: Bluegrass Films, Larger Than Life Productions, Route One Films, Vendian Entertainment
Сценарий: Леонард Хартман, Гэри Росс
Продюсер: Гэри Росс, Джон Килик, Скотт Стубер
Оператор: Бенуа Деломм
Композитор: Николас Брителл
Художник: Крис Крейн, Эндрю Макс Кан, Филип Мессина
Монтаж: Памела Мартин, Жюльетт Вельфлин
Слоган: «Based on the incredible true story»
Затраты на съемки фильма: $50 000 000
Сборы в США: $20 810 036
Сборы в мире: + $4 225 914 = $25 035 950
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
Премьера в мире: 24 июня 2016
Картина Гэри Росса подкупает тем, что по сути рассказывает о той же Гражданской войне в США и проблеме рабства, только немного другим языком. Кто-то знает, что ход истории был изменен «Бостонским чаепитием», а кто-то считает, что разрулил все Авраам Линкольн, но история «Свободного штата Джонса» по мнению Росса, имеет не меньшее значение.
И в этой простоте, собственно, и заключается вся идея авторов. Носильщик конфедеративных войск, потеряв на своих руках сына, «наевшись» войны решает на дезертирство с армии. Да и войны в своей жизни он как-то не особо ощущал, и найдя группу бежавших рабов, а позже и других дезертиров армии и просто обычных людей, сколотили свое партизанское движение.
Фильм дает хорошее понимание, что и без помощи Севера, ценности и мораль волновала южан не меньше, и процессы «внутренней» борьбы имели также большой размах. Мэтью МакКонахи неплохо справился со своей ролью, хотя к его персонажу есть много претензий, в частности его взаимоотношений с еще живим сыном, с женой и остальными детьми, а позже и с другой возлюбленной.
Единственное за что фильм можно упрекнуть - за его безразличность, во всяком случает, некоторое послевкусие остается после просмотра. Хотя чисто композиционно в плане сюжета, фильм не повторяет множество уже нам итак известных фильмов, что делает его вполне пригодным для разового просмотра. ------ Так уж получилось, что имя Мэттью МакКонахи в заглавных ролях делает для меня привлекательным сегодня любой новый фильм. Помните как он очаровывал нас, будучи молодым и сексуальным в «Золоте Дураков», романтичным доктором в паре с Дженифер Лопес в» Организаторе свадеб», ну или «Свадебный переполох» в русском прокате. После «Даласского клуба покупателей» и «Настоящего детектива» он предстал серьезным, драматическим актером, способным выполнять любые задачи.
Случайно натолкнувшись на «Свободный штат Джонс», я посмотрела его с оригинальной озвучкой. Вот ведь причуды судьбы, тема рабства и сегрегации уже была в творчестве МакКонахи в фильме «Время убивать». Но в этот раз режиссер фильма Гэри Росс возвращает нас к истокам этой проблемы, этой нечеловеческой ненависти людей одной рассы к другой, хозяев к своим рабам. Как мне кажется эта тема и возвращение к ней просто необходимы для самих американцев, потому что там, в этом времени есть ответы на многие вопросы и современной политики и общественных проблем сегодняшней Америки.
Чего стоит только сцена первых «свободных выборов» после отмены рабства. Посмотрите, ничего не изменилось с тех пор. Но немного о самом фильме. Дорог он еще и тем, что рассказывает о реальном историческом событии, и персонажи фильма -это реальные люди.
Фермер Ньютон Найт дезертировал из армии конфедератов, потому что быстро сообразил, что это не его война. Вернувшись домой к жене и маленькому сыну, он сталкивается с тем, что его и других таких же бедняков бессовестно обдирают, забирая все, что у них есть в доме на нужды армии, оставляя голодать женщин и детей. Он дает отпор и тем самым оказывается вне закона. Ему приходится бежать в леса и болота, где он находит беглых рабов и других дезертиров. Они объединяются и провозглашают свой штат свободным от рабства, налогов и вранья.
Потрясающая история особенно, когда понимаешь, что все это было по-настоящему!
Фильм смотрится на одном дыхании. Игра актеров абсолютно реалистична. Некоторые вещи и фразы отсылают к настоящей Америке. Если вам интересна история прошлого и настоящего рекомендую к просмотру. ------ Свободный штат Джонса ------ Соединенные Штаты Америки уже давно пропагандируют себя самой великой, могущественной и правильной страной в мире. Упорно продвигая эту фальшивую гегемонию как на политической арене, так и в сфере творчества. В том числе и в кинематографической среде. Изящно подчеркивая «нужные» темы и аккуратно обходя другие стороной. Некоторым исключением из правил становится данный фильм выдающегося драматического режиссера Гэри Росса.
Пусть фильмография режиссера Гэри Росса не полна огромного количества различных фильмов и сам режиссер успел подпортить свой авторитет постановкой первой части «Голодных игр», но Росс уже давно зарекомендовал себя сильным постановщиком. Вот он и снял пожалуй одну из самых честных и драматических картин в своем творчестве.
Сюжет картины целиком и полностью сосредотачивается вокруг темы и последствиях гражданской войны между севером и югом. До сих пор, самой позорной и унизительной страницы в истории Американского государства. Когда и была обнажена истинная личина коренных американцев. Фильм весьма объемно демонстрирует на экране всё то, что происходило 14 лет в консервативном штате Миссисипи. При этом, отражая тему расовой нетерпимости, рабства и притеснения чернокожего населения страны предельно честно, сурового и точно.
Плохо лишь то, что увлекаясь документальностью происходящих на экране событий, Росс полностью забыл о развлекательной стороне проекта. Поскупившись как на предельно малое количество зрелищных моментов, так и создав впечатление малость затянутого и монотонного для картины с хронометражем в более двух часов экранного времени. В связи с чем, еще задолго до преодоления «хронометражного экватора», фильм начинает казаться достаточно скучным. Пусть и малость сглаживая всё это многочисленными воспитательными и моральными посланиями адресованными зрителям.
Главным «локомотивом» картины безусловно является Мэттью МакКонахи, который уже давно ассоциируется в качестве сильного драматического актера, а не былого амплуа героя-любовника. Пусть это далеко не лучшая игра МакКонахи, но однозначно Мэттью сыграл достаточно сильно и вытянул весь фильм на своих плечах. Весьма приятно удивил Махершала Али, который выдал первую действительно драматическую роль в своей карьере. Приятно было увидеть и Гугу Эмбата-Ро с Кери Рассел. Пусть даже обоим актрисам не дали возможности раскрыться в полную силу.
Свободный штат Джонса - это весьма своеобразный фильм про одну из самых позорных страниц в истории Соединенных штатов Америки. Рассказывающий события с документальной точностью, но напрочь забывающий о необходимости развлечь и удержать зрительское внимание по самые финальные титры. Даже имея в запасе такого талантливого актера как Мэттью МакКонахи. Фильм об американцах, снятый для американцев и поймут весь посыл которого лишь сами американцы. ------ Выждавший ------ Кино на тему гражданской войны в США, со столь солидным бюджетом и актерским составом во главе с одним из лучших лицедеев наших дней, прямо скажем - редкое явление. Поэтому уже заранее ловишь себя на мысли, что готов прощать ему какие-то мелкие неровности и шероховатости. Тем более, когда, вопреки нелестной критике всяких там «авторитетных» изданий (47% положительных рецензий на Rotten Tomatoes), фильм оказывается весьма неплохой попыткой рассказать историю простого фермера из Миссисипи, который сумел поднять настоящее восстание против сил Конфедерации.
Сразу отмечу, что я не стал и даже не пытался оценивать фильм с точки зрения исторической достоверности, поскольку мне не особо близка данная тематика. А вот любители блеснуть знаниями американской истории наверняка заметят нарочитое дискредитирование одной противоборствующей стороны в пользу представления другой в более выгодном свете (условно говоря: одни - плохие, другие - хорошие), но все это при желании можно списать на авторское видение сценариста и режиссера. Тем более, что полотно нигде не позиционирует себя как документалка для телеканала History Channel.
Так же не стоит думать, что для того, чтобы получить удовольствие от просмотра нужно быть подкованным в данной теме. Напротив, можно даже не видеть никакой разницы между армией Союза и Конфедерации, но заинтересоваться сутью конфликта после просмотра, а заодно и почитать биографию такой нетривиальной личности как Ньютон Найт (вот уж и правда мужик был, что называется, с яйцами), с позиции которого и идет повествование.
У главной движущей силы фильма - Мэттью МакКонахи, на мой скромный взгляд, вполне вменяемо, без лишнего пафоса и переигрывания удалось воплотить такого спорного персонажа на большом экране, а определенное внешнее сходство, пусть и не сразу бросающееся в глаза, пошло этому только на пользу. Хотя, если быть до конца откровенным - Мэт играет просто хорошо, но далеко не на пределе своих возможностей. Строго говоря, каких-либо выдающихся перфомансов в фильме вообще попросту нет. Из персонажей, помимо самого Ньютона, запомниться зрителю рискуют разве что по-своему харизматичный беглый раб с большим железным ошейником, да цветная подружка главного героя, с которой у него постепенно развивается тесная и предосудительная по тем временам связь. Не густо, но и на том спасибо.
В плане визуала фильм смотрится как дорогой телевизионный проект для HBO, то бишь картинкой уровня например «Выжившего» тут даже и не пахнет (эх, а хотелось бы). Но самое главное, что не имея на руках таких козырей как виртуозная операторская работа в стиле этого вашего Эммануэля Любецки и больших роскошных декораций, создатели сумели создать отличную атмосферу, в которую медленно, но верно окунают зрителя (особенно в этом плане хороши сцены на болотах, отличающиеся своей камерностью). Неторопливые, чуть ли не медитативные сцены, которые на удивление не утомляют, сменяются вполне динамичными и даже напряженными моментами (эпизод с вооруженными детьми на ферме). В каком-никаком виде тут даже встречается экшен, ведь где-то там, пусть и чаще всего на заднем плане, разворачиваются военные действия. Разумеется, не всегда излишняя размеренность идет на пользу повествованию и сюжет начинает слегка буксовать, но этот недостаток нивелируется чуткой режиссурой, а так же взрослым подходом к событиям и персонажам. Порой те или иные герои даже умудряются выдать любопытные и осмысленные монологи/диалоги, хотя не ждите ничего такого, что заставляло бы задуматься дольше 10 секунд. Однако приятно, что кино по сути своей не пытается быть хоть сколько-нибудь коммерческим (что, правда, зачастую заканчивается закономерным кассовым провалом на родине и полным игнорированием со стороны российских прокатчиков, как раз как в нашем случае).
Кого-то может огорчить и даже отпугнуть явный прицел на «Оскар», когда в сотый раз мусолят и пережевывают одни и те же больные темы, которые гораздо лучше были поданы в таких картинах как «12 лет рабства» или «Прислуга».
Но все же, в общем и целом имеем, хоть и не выдающийся, но довольно-таки редкий образчик жанра со своими яркими, запоминающимися моментами и событиями, представленными порой с необычного угла.
7,5 из 10 ------ Не воруй чужого и не отдавай своего ------ «Свободный штат Джонса» - историческая драма режиссёра Гэри Росса. Главные роли исполнили всеми известный Мэттью МакКонахи, Гугу Эмбата-Ро и Махершала Али.
В основу фильма заложена реальная история, происходящая во время Гражданской войны в США. Главный герой картины - Ньютон Найт, бедный фермер из Миссисипи, сражающийся на стороне конфедератов. Он не видит никакой чести и доблести в смерти за чужие интересы на поле боя, ему эта война не нужна. После сражения при Коринфе, в котором погибает его племянник, Ньютон решает отправится домой. Там он обосновывается с беглыми неграми и остальными дезертирами в округе Джонс, в который начинают стягиваться другие обескровленные люди...
Авторы фильма с первых минут показывают всю нелицеприятную составляющую войны: кровавые расчлененные тела, свиней, врезающихся в трупы, наплевательское отношение медиков к раненым, напрасную гибель десятков людей. Таким образом, видимо, режиссер пытался привлечь внимание к картине за счет излишней жестокости или, возможно, сделал ставку на реалистичность. Тем не менее, ему удалось отразить сущность войны.
Главной темой фильма, на мой взгляд, является произвол властей. Настоящее воровство сборщиками налогов того, что им не принадлежит. Того, что произведено не ими и не для них. Имущество, на которое они не имеют никакого права. Как говорил Ньютон, и как написано в Библии: «Что посеешь, то и пожнешь». Что ты создал, то и принадлежит тебе, создателю, но никак не налоговику, особенно если он собирается забрать 90% произведенного тобой. Это воровство, и никак иначе. А что значит забрать у фермера его овощи и скот во время войны? Это значит, что его семью настигнет голод, который они не заслуживают. Если у тебя хотят забрать то, что ты создал сам, своими трудом для себя и своей семьи, прикрывая это правом данным правительством, то чем эти люди отличаются от обычного грабителя в переулке, домушника, залезшего к тебе в дом или просто убийцу, приставившего нож к горлу? Ведь в подобных условиях они и обрекают людей на смерть. А что бывает с теми, кто покушается на твою жизнь в стране свободы? Правильно, они умирают. Преступники, для которых твоя жизнь ничего не значат, заслуживают пулю. Исходя из этого, можно понять радикальную позицию Ньютена и его ребят. Мир невозможен с разрушителями, которые сжигают фермы людей лишь за то, что они не хотят отдавать свое имущество, свою еду. Потому вчерашние фермеры стали партизанами и ушли в леса и болота вместе с Ньютеном, что не могли больше терпеть таких жестких государственных сборов. Не могли отдавать больше половины, обрекая себя на побирательский образ жизни. Ведь как мы помним из фильма, у людей почти ничего не оставалось после очередного визита представителя государства.
Дальше мы видим проблему реконструкции юга и заживление нацией ран, нанесенных гражданской войной. Пошаговое изменение общества южных штатов, борьбы темнокожего населения за гражданские права и следом за этим активизации действий ККК, нарушающих любые права личности. Бывшие друзья и сослуживцы становятся врагами в новой войне. Возможно, эта война ведется не на полях сражения и огромными армиями, но она не менее ожесточенна. Это война тех, кто хочет приобрести гражданские права с теми, кто не желает их давать. И мы видим как тяжело это для Ньютона. Несмотря на то, что он белый, он все равно задействован в этом противостояние, по одну сторону его друзья афроамериканцы, а по другую - белое, коренное население. Ему были близки и те, и другие, однако он понимает, что последние неправы, вступая в ККК и громя поселения черных. Вставая в конечном итоге на сторону негров, он и сам становится негром в глазах уже бывших друзей-расистов.
Личность Ньютона Найта весьма противоречива. Дезертир ли он? Да. Предатель? В какой-то мере. Мятежник? Определенно. Разбойник? Как посмотреть. Режиссер его рисует борцом за справедливость. Он отталкивает все формы угнетения и заточения, борется за свободу себя и своих друзей. Однако это режиссерский подход, учитывая многообразие мнений, можно справедливо осудить некоторые его поступки и способы достижения цели - желание взрывать поезда, грабить военные обозы и переходить на сторону союза в разгар войны (что выходит за рамки обычного мятежа), в этом есть даже какой-то дух терроризма.
«Free State of Jones» - не идеальная картина. Слишком многое Гэри Росс пытался задеть в эти два часа, и получилось так, что некоторые темы выглядят не полноценно. Нужно было не побоятся сделать фильм трехчасовым или не затрагивать последующие проблемы реконструкции юга вообще. Музыкальное сопровождение не гениально, но и не бездарно. Местами звучат мелодии в стиле кантри, что как раз в духе гражданской войны. Однако признаюсь, что все время ожидал услышать знаменитое Dixie's Land, и в конечном итоге был слегка разочарован ее отсутствием, но ничего страшного, не в каждый же фильм про американский юг 19-го века эту мелодию вставлять.
Однако кино может понравится хотя бы оттого, что по большей части оно посвящено защите священного права собственности. В последнее время редко снимают фильмы на эту тему, сейчас внимание Голливуда приковано к защите прав различных меньшинств. Зачастую они даже перебарщивают с этой защитой, но не суть.
«Свободный штат Джонса» - картина заслуживающая положительной оценки. Она интересна и компактна (хотя многим ленты длиннее 90 минут уже кажутся затянутыми), местами даже очень компактна. Похвалы достойны реалистичные боевые действия, а также затрагивание извечной проблемы трактовки смерти. Здесь и противостояние частного сектора государству в конфликте фермеров и сборщиков налогов, проблема расизма в лице бывших рабов, борющихся за свои права и ККК, вопрос о предательстве в основе всех действий Ньютона, начиная с дезертирства из армии конфедератов, заканчивая организацией отряда мятежников перешедшего под флаг США, а также извечный диалог человека и Бога в контексте разной трактовки Библии Ньютоном и рабовладельцами-конфедератами и их правительством. Одни относятся к черным как к таким же людям как и мы, а другие - как к виду собственности, одни считают плоды своих трудов нечтом неприкасаемым и защищенным Богом, а другие закрывают на это глаза.
Не забывайте, что своей жизнью и результатом вашего труда вольны распоряжаться только вы, а не преступники, покушающиеся на ваше право собственности. Не воруй чужого и не отдавай своего.
Актёр Кенсли Киз - единственный афроамериканец родом из Сосо (округ Джонс, штат Миссисипи), который является потомком Ньюта Найта. Он сыграл в фильме одного из солдат. По счастливой случайности Кизу удалось поговорить с режиссёром Гэри Россом по окончании съёмок батальной сцены. Более того, случай точно так же свёл его в перерыве между съёмками с Мэттью МакКонахи, которому Киз рассказал о том, почему для него так важно сняться в этом фильме - это картина о его семье и его родных местах. ------ В 2016 году в национальном управлении архивов и документации США был обнаружен документ, являвший собой просьбу Ньютона Найта включить его и его людей в состав Армии северян. Документ датирован 1864 годом. Его находка служит подтверждением заявлениям Найта. ------ Батальные сцены снимали в Ковингтоне, штат Луизиана. ------ Авторы фильма получили 7 000 фотографий и резюме от желающих поучаствовать в массовках. ------ На передних дверцах машин управления полиции округа написано «Свободный штат Джонса». ------ В массовке снялась Юнис Смит, одна из потомков Ньюта Найта. ------ Историк Руди Леверетт, автор труда «Легенда о свободном штате Джонса», который попытался в этой работе принизить роль мятежа и изобразил Ньюта Найта обычным разбойником, является праправнуком Амоса Маклемора, майора Армии конфедератов, которому было поручено схватить Найта и его последователей. Маклемор пал от руки Найта. ------ Пол в санитарной палатке снимали залитым кровью. Бутафорскую кровь разбавляли водой, чтобы увеличить площадь покрытия и чтобы пол выглядел более скользким. Снимать из-за этого приходилось без промедления, так как доски пола очень быстро впитывали разбавленную смесь. ------ Второй совместный проект Мэттью МакКонахи и Джейкоба Лофленда после драмы Джеффа Николса «Мад» (2012). ------ Один из продюсеров заявил в интервью, что одно время подумывал назвать фильм «Свободный штат Рэнди», но в конце концов решил, что «Свободный штат Джонса» звучит лучше. ------ Кери Расселл и Кристофер Берри вместе снимались в фантастическом боевике Мэтта Ривза «Планета обезьян: Революция» (2014). ------ Томас Мерфи и Кристофер Берри вместе снимались в исторической драме Стива МакКуина «12 лет рабства» (2013). ------ Один из продюсеров как-то признался в интервью, что режиссёром фильма вначале хотели сделать Стива Гомера ('Невероятные приключения динозаврика Барни», 1998), однако тому пришлось отказаться из-за занятости в других проектах. ------ В эпизодической роли в фильме должен был появиться Брендан Глисон, однако из-за занятости в других проектах принять участия в съёмках он не смог. ------ Виктория Банэм, автор романа «Свободный штат Джонса: самая продолжительная гражданская война в Миссисипи», сыграла в фильме роль медсестры. Это она сидит в санитарной палатке возле солдата с раной в плече и читает Псалом 26 (27 в масоретской нумерации).
|
Отзывы о фильме Свободный штат Джонса