Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Фильм «451 градус по Фаренгейту» рассказывает о мире далекого будущего, когда чтение книг запрещено законом. Все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных. Телевидение работает исключительно для того, чтобы оболванивать граждан, карательная психиатрия быстро разбирается с немногочисленными пойманными инакомыслящими, а за диссидентами, которые неисправимы, выходит на охоту электрический пёс. Главный герой фильма Гай Монтэг работает именно пожарным, уничтожающим книги, и никогда у него было ни малейших сомнений в правильности его действий. Но встреча с юной мечтательной Клариссой меняет взгляды Гая на жизнь.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 5.184 (5358)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 4.90 (12 182)
Разделы: Фильм, Драма, Триллер, Фантастика
Год выхода: 2018
Название фильма: 451 градус по Фаренгейту
Иностранное название ленты: Fahrenheit 451
Режиссеры: Рамин Бахрани
Актерский состав: Лилли Сингх, Грэйс Линн Кунг, Майкл Шеннон, Энди МакКуин, Кэнди Александр, Мартин Донован, Кир Дуллеа, София Бутелла, Майкл Б. Джордан, Дилан Тейлор
Продолжительность фильма: 100 мин. / 01:40
Производство: США
Студия: HBO Films
Сценарий: Амир Надери, Рамин Бахрани, Рэй Брэдбери
Продюсер: Рамин Бахрани, Дэвид Коутсворт, Алан Гасмер
Оператор: Крамер Моргенто
Композитор: Маттео Цингалес, Энтони Партос
Художник: Марк Дигби, Меган Касперлик, Кимберли Захарко
Слоган: «Знание — опасная вещь»
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
Премьера в мире: 12 мая 2018
Премьера в России: 20 мая 2018
Худший из худших. ------ Глянул вчера очередную экранизацию «451 градус по Фаренгейту». И негодованию моему нет предела. Так извратить смысл первоисточника... Кричащего, вопящего, яркого мира полного рекламы и развлечений, достаточно подробно описанного в книге, нет и в помине. Какие-то трущобы, бомжи и задрипанные граждане и неоновые вывески. Депрессивный мир одним словом.
Хотя в книге сам главный герой прямым текстом говорил о том, что в его стране граждане не бедствуют и живут за счёт стран третьего мира. Нет мира кричащих красок и рекламы, не дающего времени подумать.
Крайне не проработанные, относительно оригинала, персонажи. Кларисса это нечто. В произведении, благодаря ей, Гай Монтэг начинает задумываться о смысле своей жизни, задавать себе и другим вопросы. А в фильме из непорочного существа, как лучик солнца в облачный, пасмурный ненастный день, радующегося каждому моменту, она превратилась в маргинальное, потасканное жизнью существо.
Сопротивление... Непонятно какое, непонятно чему и зачем. Просто сопротивление. Хрен пойми откуда взявшееся. Хотя по книге как такового сопротивления не было, были граждане ведущие аскетичный образ жизни и ждущие момента воспользоваться ситуацией. На которых, в виду их малочисленности, государственная машина почти не обращала внимания.
Главный герой... Н... Пардон. Афроамериканец. На этом всё. Фабер? Странно, но его нет. Наверное не хватило экранного времени. Предчувствие мировой войны. Его тоже нет. Вообще войны нет. Битти... Не будем о печальном. Из хитрого, образованного антигероя, антипода Монтэга, он превратился в социопата и карьериста.
Итого.
Из глубокого, неоднозначного классического произведения появилась эта поделка. Такое ощущение, что режиссер читал произведение кусками. Сколько оторвал, столько прочитал. Пересказ пересказа. Имхо, зря он утруждал себя. Если нет желания потратить бездарно свое время, просто не смотрите. Разве что с целью ознакомления.
Моя оценка произведению режиссера это кол. ------ В топку! Нет, не книги. ------ Что такое классика (классическая литература), многое из которой мы изучаем в школе, а кто-то дальше и в ВУЗах? Самый простой и распространенный ответ, который можно найти в интернете: « корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи». Поспорить не поспоришь, все так, но вот добавить кое-что можно. Классика - это образец не только своей эпохи, но и образец для последующих эпох. Это литература действительно нетленная, какие бы пожары времен над ней не бушевали. Она найдет отклик в сердцах людей через века. Она может стать знаковой спустя годы и годы после того, как автор поставит точку в конце последнего предложения своей, как окажется, пророческой книги. К таким произведениям, бесспорно, относится и «451 градус по Фаренгейту», которая и теперь актуальна своим описанием общества потребления и даже, пожалуй, больше, чем в те же 50-е. До сожжения печатных книг в наш век, слава богу, дело не дошло, но читают книги - в любом их виде - теперь все меньше. Я говорю, прежде всего, о классической литературе.
Я искренне была рада появлению новой экранизации «451 градуса по Фаренгейту» и с нетерпением ждала релиза картины. Правда, вот только новости о задействованных актерах, а потом и трейлер, а потом и прочитанное интервью с Майклом Б. Джорданом как-то настораживали и обескураживали одновременно. Когда уже начала смотреть фильм, как могла, старалась абстрагироваться от навеянного впечатления. Увы и ах, эти впечатления только усиливались и усиливались с каждым кадром. Затянутая картина, изрядно оторванная от сюжета, с какими-то малопонятными, нелепыми интерполяциями. Например, книги сжигаются вроде как все, за исключением Библии, «На маяк» Вирджинии Вульф, и «Моби Дика» Германа Мелвилла. До сих пор гадаю, почему именно эти книги должны были «остаться в живых»? Это режиссерская ирония или благоговение? Может эти произведения самые реально читаемые в США? Любимые или, наоборот, нелюбимые самим режиссером?
Или вот еще: сгорающая вместе с книгами пожилая женщина произносит конспирологическое слово «омнис» (в книге она произносит целую фразу и без всякого «омниса») и дальше начинается какая-то «достоевщина», причем в прямом смысле слова, т. к. классик русской литературы фигурирует дважды с появлением книг «Записки из подполья» и «Преступление и наказание». Героическая дама, как-то совсем не по-геройски произнесенным «омнис», указывает то ли на организацию, фигурирующую под таким названием, то ли на используемое этой организацией в качестве пароля слово, тут я до конца так и не поняла. Главное, что это навело на правильные мысли Битти и компанию. Речь действительно шла о какой-то тайной организации. Эта организация, этакая книжная «Армия спасения», в составе которой оказалась преимущественно черная и цветная публика прячется на какой-то заброшенной ферме, которую капитан Битти вскоре благополучно находит.
Кстати, Битти (роль Майкла Шэннона), меня немного разочаровал, хотя уж он-то единственный, кто обещал быть эпичным антагонистом и вообще самой яркой фигурой фильма. Но в результате получился каким-то не цельным, не до конца сформированным, что ли, героем. И эта отнюдь не вина Шэннона. Очевидно то, что режиссер и сценарист не прописали четко и ясно характер, поведение его персонажа, впрочем, как и всех остальных. Все герои получились невыразительные. Разница лишь, пожалуй, в том, что Шэннон, будь у него нормально вырисованный Битти, выглядел бы блестяще в своей роли, а вот Майкл Б. Джордан и София Бутелла не дотягивают еще и талантом. Мало того, что они совершенно не вяжутся с персонажами Брэдбери ни внешне, ни по своей сути, они вообще не должны там быть. Это актеры совершенно, выражаясь архаично, другого амплуа. Им бы где в каких экшенах - бегать, прыгать, выделывать боевые «па», изображать крутизну... А здесь надо быть именно драматически сильным актером/актрисой.
Какой прекрасный образ юной Клариссы у Брэдбери! А что видим здесь? Угловатое, болезненно нервное существо, с лишенным какой-либо одухотворенности лицом и злым, презрительным взглядом. Вдобавок ко всему, сценарист с режиссером сделали героиню еще и стукачкой, что окончательно лишает малейшего желания хотя бы попытаться симпатизировать ей.
Про главного же героя даже говорить ничего не хочется. Джордан, по ходу, так и не удосужился прочесть /прослушать культовое произведение Брэдбери (до начала съемок 31-ний исполнитель главной роли понятия не имел про «451 градус по Фаренгейту»). Сценарий дали в руки - этим и ограничился. Его работа - халтура чистой воды. Даже кульминационный момент, когда Битти направляет на Монтэга свой огнемет, стоическое выражение лица и застывшие слезы в глазах обреченного мало трогают. Правильно сказал в свое время Ален Делон: «Есть три типа актеров: плохие, хорошие и великие. С плохими все ясно, они играют бездарно, хорошие - играют хорошо. А великие ничего не играют. Они просто живут перед камерой». Про великих тут речь не идет, тут до хороших дотянуться не получается.
И все же при всем моем разочаровании фильмом был в нем один сильный момент. Это самый финал картины. Он разительно отличается от финала книги, и здесь режиссер даже превзошел самого Брэдбери. Идея с птицами, несущими и передающими знания другим - великолепна! И не только как и идея, но и как эффектно ее реализовал на экране режиссер. Этот финал немного смягчил мое отношение к откровенно неудачному фильму.
Я продолжаю надеяться, что в недалеком будущем появится режиссер, который также возьмётся за экранизацию «451 градус по Фаренгейту» и снимет ее должным образом. Мне очень бы этого хотелось. Тем более, что хороший фильм, снятый по конкретному художественному произведению, как правило, влечёт за собою и желание прочтения оригинала. А значит поистине великим книгам не суждено забвение. ------ утйегнераФ оп сударг 154 ------ Горящая так книга - забава не из приятных. Если, конечно, это не «Серого 50 оттенков». Сжигать книги - занятие не из забавных. Если не так, то лучше убиться о стенку. Причем о любую, прямо будет в жилом доме. Ну разве что кроме... Окон, которые раскрыв, прыгай ты вниз. Нечему здесь удивляться, либо за действия свои извинись. Ау, проснись! Зачем в закрытом мире жить? Вместо воды сплошь запреты пить? Стоит ли в себе собственное «Я» убить, чтобы в такую личную жизнь мародеров впустить?
Где книга, а где теперь вот это кино? Боже мой, зачем было снято оно. Вот никуда не годится. Похожих поделок ведь полным-полно. И это уникальное полотно? Не смешите, знатное добро видно за версту. В то время как страшное переступает черту. Не стесняясь, выливает кислоту. Прямиком в глаза, растоптав мечту, не забыв о слезах. «Чёрное зеркало», знакомо-с, правда? Что же так кальку снимать? Посмотреть «Герника», зрелища в картине не занимать. А тут что? Описать вам нелегко.
Губастый Гай понял, что в сомнениях разум. В печёнках аж были приказы. Неожиданно усвоил, что книги так не источники заразы. И пошло-поехало, завертелась карусель. Всё как по Чехову или не совсем. Жаль, что скучно и клонит в сон. Сколько ни борись, выиграет он. Следить ведь не за чем, холостым остался патрон. Ни нерва, ни души, ни боли. Здесь не поможет и рюмочка с алкоголем. Эх, дядя Коля, рассказы твои слушали же запоем. А дядю Рэя взяли и оскорбили толстенным аж слоем.
Как так можно, где уникальный мир, которым управляет телеэфир? Словно вампир, вцепился он в шею общества, нарушив ориентир. Разрушив творчество, показал, что властелин: не книга, страх. Перед всем, что может выдать тебя, как думающего бойца. Вот где вся боль в фильме, на словах который казался молодцом. Из пустого в порожнее и обратно - таки зритель перелитым чувствует себя. Снято, будто просто забить эфир, чтобы HBO кроме «Игра престолов» там о другом контенте не забыл. Слабый пыл. ------ Рукописи не горят? ------ Идеи в «451 градус по Фаренгейту» всегда вызывали тревоги, а в наше время безудержного злоупотребления личной информацией и антиинтеллектуальных перфомансов произведение как никогда актуально. Что ж, канал HBO решил обновить знаменитую дистопию Рэя Брэдбери для формата цифровой эпохи. Правительство в фильме, как и в первоисточнике, уничтожает бумажные и электронные книги, а до кучи ещё и искусство, прозванное дегенеративным. Банды «пожарных» помогают людям оставаться глупыми, счастливыми и пассивными. Однако поразителен тот факт, что, на мой взгляд, при всей своевременности для наших дней первоисточника 1953-го года (!), а также умном комментарии об актуальном и буквальном переписывании властями истории государства, эта версия «451 градуса» никогда не развивает достаточного накала страстей. Эмоциональный удар теряется по мере развития сюжета, превращая картину, в конечном счете, в обыденный визуальный портрет больного мира когда-то «в будущем после Второй Гражданской». Концептуально проект близок к растянутой серии «Черного зеркала», и только если в последнем детали сознательно отмахивались, то здесь всё похоже на лень сценаристов.
Итак, взрослый, несчастный пожарный Гай Монтэг в этой версии представлен молодым, мужественным и острым на язык карьеристом в исполнении Майкла Б. Джордана. Образ героя - не единственное изменение первоисточника. Во многом сюжет оригинальной книги подвергся обновлению для современной аудитории (и речь идёт не только об эмоджи на телекранах большого города), так что многие важные точки содержания изменены. Поклонники романа могут воспринять это чуть-ли не как богохульство, однако, по моему мнению, верность исходному материалу не всегда является верным решением. С этой версией «451 градуса» ситуация странная. С одной стороны, современные политические тенденции направляют эту адаптацию в сторону откровенной фантазии о безрадостном будущем. С другой стороны, большая часть ударной ценности идей оригинального научно-фантастического романа конкретно в этом фильме просто теряется. Не говоря уже о том, что аллегории чувствуются уже слабовато, хотя именно для них здесь должно было найтись место.
Ещё одна идея, добавленная по сравнению с первоисточником и, чего греха таить, очень важная заключается в том, что за всем стоят люди. Местное правительство приняло законе о цензуре, но за этим стояли люди. Интересная мысль, однако сценарий не очень глубоко её рассматривает, хотя, кажется, она занимает тут центральное значение. О чиновниках и пожарных - всё ясно, но что касается обывателей в этой антиутопии? Они представлены безликими эмодзи на зданиях, парой зевак и школьниками, чьи повадки заставят содрогнуться. Отсутствует достаточное исследование влияния пропажи книг из интеллектуального рациона. Между тем, герой Шеннона тонко на это намекает, дескать, люди изначально жаловались на что-то конкретное (или, может быть, это задевало их чувства, кто знает?), а затем правительство приняло решение вообще запретить всё потенциально оскорбляющее какую-либо группу населения. Подобная мысль чуть-ли не гениальна в наши дни, но всё же сильного развития она не получает. Иными словами, «451 градус» в версии HBO представляет собой настоящий винегрет из идей оригинального романа и размышлений над современными тенденциями эволюции общества. Понятно, что передать адекватно такое не всегда удается.
Что касается актеров, реализации и деталей... Майкл Шеннон собаку съел на образах антагонистов, так что его новая роль пугающего начальника пожарных, раздающего садистские приказы и ведущего жуткие монологи, подходит ему на все сто. А вот Майкл Б. Джордан разочаровал. Полагаю, во многом безынтересен он тем, что ему попросту не дали целиком сформированного персонажа. Очень тяжело пропустить через себя его дилеммы и переживания. Во многом эволюция данного Монтэга застряла на сокращенной мотивации героя из «Эквилибриума». А когда речь заходит о любовной линии, то романтика в «451 градусе» столь же неразумна, как и главный сюжетный поворот, связанный с планом спасателей книг. Тем не менее, визуализация подобного мира действительно имеет отношение, в данном случае, к нашему, вполне реальному миру: от мобильных телефонов до культурных отсылок.
Очень хотелось, чтобы на протяжении всего фильма «451 градус по Фаренгейту» оставался таким же эффектным и, наверное, возмутительным, как и начальные титры. В них крупным планом демонстрируются книги и картины, горящие в огне. Слова искажаются под действием пламени, зрелище почти гипнотическое, обещающее что-то смелое и мрачное. Тем не менее, ни прекрасные открывающие титры, ни сильные актеры, ни мерцающий визуал, как мне кажется, недостаточны, чтобы скрыть неуклюжесть сценария и напряженные попытки создателей переписать под 2018 год цитату, которая, наверное, будет вечной: «Там, где сжигают книги, впоследствии будут сжигать и людей». ------ Жечь во имя ------ «451 градус по Фаренгейту» от канала HBO как кривое зеркало для романа Брэдбери - всё, чем так цеплял первоисточник, оказывается здесь переосмыслено и упрощено. Американский режиссёр Рамин Бахрани вместе со своим соавтором Амиром Надери перерабатывают знакомые для читателя события, изменяют характеры, осовременивают мир, но по пути теряют саму историю. Выстраивая на экране свою антиутопию, стремясь придать американскому обществу недалёкого будущего черты, которые зритель способен разглядеть уже в сегодняшнем дне, создатели чрезмерно увлекаются собственной бытовой мифологией, не замечая за деревьями леса.
Книги в фильме Бахрани оказываются не просто злом, они способны вызывать отвращение на уровне природного инстинкта. Все ключевые для формирования социального портрета произведения адаптированы в виде набора пиктограмм и не требуют длительного усваивания. Жить в каком-то смысле становится проще - ведь значительное место в повседневном существовании занимают соцсети, мнение поклонников, лайки и дизлайки, за рейтингом которых можно следить даже в выпуске новостей. Жечь неугодные произведения искусства (вступительные титры намекают на уничтожение не только книг) во имя государства и будущего не просто правильно, но практически модно. Теперь это почти что шоу для народа, в котором пойманных нарушителей не казнят и не отправляют в заключение - им просто стирают жизнь вместе с отпечатками пальцев, дорожными картами и банковскими счетами.
Однако, несмотря на заметное переделывание и смысловое надстраивание в рамках своей картины, Бахрани оказывается не способен создать собственное автономно функционирующее творение. Его ножницы сценарной адаптации не просто перекраивают сюжет, а кромсают его, переиначивание сцен порой начинает граничить с бредом, как в случае с обмотанной книгами, словно поясом смертника, обитательницей заброшенного дома. Сюжетные коллизии низводятся до уровня восприятия обыкновенных тинэйджеров, а вездесущие мотивирующие цитаты, промывающие мозги и делающие нечувствительными к боли от необходимости (по)знания, только больше оттеняют тот флёр фантазии Брэдбери, который всё никак не может найти своё место на больших экранах. «Безумие плюс сто» устами брандмейстера Битти отражает двумерную плоскость фильма, вся возможная объёмная мораль которого стёрта закосом под глянцевый ТВ-блокбастер.
Метаморфозы главного героя Гая Монтэга здесь проходят куда менее болезненно для его восприятия действительности - Бахрани идёт по пути наименьшего сопротивления, стараясь при этом выглядеть изобретательно-современным, заменяя чёткие сюжетные линии взаимоотношений с женой и Клариссой мутными субстанциями вялой как бы романтики и сопротивлением искусственного интеллекта. Отдавая большую долю экранного времени экшен-составляющей, режиссёр словно бы приравнивает свою картину к пресловутым пиктографическим адаптациям, превращая её в жвачку-заменитель для поколения YouTube. Однако Бахрани до крайности легковерен - несмотря на свою простоту, идеи Брэдбери так не работают, а потому, как только отступает динамика и наступает время сказать веское слово, режиссёр обнажает собственную немощь. Его версия «451 градуса по Фаренгейту» рассыпается на кусочки и медленно сжигает сама себя, оставляя зрителя в полной растерянности от потери эмоциональной связи с первоисточником. И радует лишь то, что этот огонь по-прежнему равняет всех, несмотря на то, что зарево разгорающегося пожара знаменует не поражение в очередной мировой войне, а всего лишь стремление ищущих знание найти его во чтобы то ни стало. Найти, чтобы уничтожить.
Рэй Брэдбери (1920-2012), по одноимённому роману (1953) которого снят фильм, однажды спросил знакомого пожарного, при какой температуре загорается бумага, и услышал в ответ: «451 градус по Фаренгейту». Фраза писателю так понравилась, что он вынес её в название романа, хотя на самом деле бумага при такой температуре не воспламеняется. ------ Сначала фильм собирался снимать Мэл Гибсон. Он же надеялся снять в главной роли Тома Круза, однако ни Гибсон, ни Круз не смогли заняться этим проектом из-за занятости в других.
|
Отзывы о фильме 451 градус по Фаренгейту