Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Джон не умел вовремя останавливаться, когда дело касалось быстрой езды, красивых женщин и опасных шуток. Прихватив случайного приятеля на вечеринке, он садится в машину и чудом остаётся в живых. С этого момента начинается горькая и вдохновляющая, правдивая и трогательная история человека, который потерял все, и вынужден двигаться дальше, чтобы обрести себя как одного из самых талантливых художников-карикатуристов Америки. Основанный на реальной истории фильм рассказывает историю Джона Каллахана, разгильдяя и алкоголика. После автомобильной аварии Джон оказывается парализованным и прикованным к инвалидному креслу. Он не видит смысла в такой жизни, но неохотно начинает посещать встречи анонимных алкоголиков. При поддержке друзей и знакомых Джон обнаруживает в себе талант карикатуриста, благодаря которому становится местной знаменитостью. Еще фильм назывался Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.060 (6308)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.90 (10 612)
Разделы: Фильм, Биография, Драма, Комедия
Год выхода: 2018
Название фильма: Не волнуйся, он далеко не уйдет
Иностранное название ленты: Don't Worry, He Won't Get Far on Foot
Режиссеры: Гас Ван Сент
Актерский состав: Джона Хилл, Марк Веббер, Руни Мара, Удо Кир, Бет Дитто, Ким Гордон, Джек Блэк, Ронни Адриан, Хоакин Феникс, Тони Гринхэнд
Продолжительность фильма: 114 мин. / 01:54
Производство: США, Франция
Студия: Anonymous Content, Big Indie Pictures, Iconoclast
Сценарий: Уилльям Эндрю Итмэн, Джек Гибсон, Гас Ван Сент
Продюсер: Бретт Крэнфорд, Чарльз Антониоз, Мурад Белькеддар
Оператор: Крис Бловелт
Композитор: Дэнни Элфман
Художник: Яхмин Асса, Дамарис Драгонас, Дэнни Гликер
Монтаж: Гас Ван Сент, Дэвид Маркс
Сборы в США: $1 441 705
Сборы в мире: + $2 494 032 = $3 935 737
Сборы в России: $173 547
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
Премьера в мире: 19 января 2018
Премьера в России: 23 августа 2018, «A-One Films»
Если описывать фильм одним словом - пресно. Большую часть хронометража занимает простая нарезка малоинтересных событий из жизни персонажа, которому не хочешь сопереживать. Часть этих событий ещё и продолжения/завершения иметь не будут. Так же, в фильме нет кульминации (либо я её пропустил, пардон), по крайней мере в стандартном месте в третьем акте. Постоянные прыжки во времени я тоже не нашел чем оправдать. Однако, давайте обо всём по порядку.
Почему песонаж Феникса вообще должен вызывать чувства? Ну, тут было несколько способов. Самый простой - познакомить нас с ним, очаровать нас. Познакомили. Ну, я считаю, что он плохой, пустой человек, мне не нравится. Второй вариант - показать почему же он стал, так сказать, не лучшим членом общества. Сцены об этом - из детства персонажа - снимали, крошечная их нарезка есть во второй половине фильм. Не трогает. Что закономерно, ведь они расположены после сцены, где его осадила раковая больная, поэтому драмы, уровня «со мной не хотели дружить сводные братья», выглядят смехотворно. Может, для сопереживания сойдет сам факт того, что он стал калекой? Кому-то хватит этого, конечно, но лично для меня ужасна сама ситуация, а не то, что в ней оказался не вызывающий эмоций персонаж. Это как, например, если в фильме у ребенка умрет котенок, то нам в первую очередь будет жалко котенка, а чтобы стало жалко его скорбящего хозяина, нам должны хорошо подать либо самого хозяина, либо его скорбь. Здесь же даже скорбь подана очень рвано.
Ну да я уже об этом говорил - явно видно, что примерно половина сцен показана очень бегло, на деле наснимали намного больше, полностью выбрасывать материал было жалко, в итоге нарезали по чуть-чуть, получился винегрет. Классическая ошибка, не понимаю как такой опытный режиссер мог её допустить. Лично я в таких случаях всегда за исключение части незначительных сцен ради добавления глубины в оставшиеся. Например, зачем нужно было минимум три раза показывать, что часть людей неприемлет его юмор? В итоге это ни к чему не привело, ну и? Фильм - байопик, да, но неужели одного упоминания было мало?.. А сцена с лесбиянкой и шуткой (кстати, неплохой) про нее? Коньюктурненько. Но фильму, как цельному произведению, это повредило.
Ещё можно было заставить зрителя сопереживать, ставя в пример эмоции окружения персонажа Феникса. Но его практически никто не окружает. Помощник-раздолбай вялый и скорее отталкивающий. Любовная линия смехотворна - минутная нарезка под романтичную музыку и всё, они пара. Кроме этого, 2 сцены по 4 минуты. Порадоваться за парня, что его за положительные качества полюбила красивая девушка? Так не показали положительных качеств. Скорее было похоже, что девушка на себя специально бремя в наказание за что-то взвалила. Персонаж Хилла мил, но он, даже если может быть - с натяжкой - назван окружением Феникса, практически не жалеет оного. По крайней мере демонстративно. Как и все «поросята», кстати.
С кульминацией всё проще. В фильме ровно две сильных сцены и две сцены, которые могли бы стать кульминацией. Одна из них - очевидная - выступление перед залом - таковой не стала, бо, как мне кажется, не была сильной. А ещё потому что такая кульминация уже была в похожем недавнем фильме «всё ещё Элис». И там речь героини и сама сцена в разы мощнее. Вторая же сильная сцена - с упавшей бутылкой (обойдемся без спойлеров), но она показана слишком рано и последующие ровные сцены сводят на нет достигнутый эффект. Всё равно ведь прошлое и «настоящее» в фильме показано вразнобой, можно было расположить эту сцену по классической сценарной схеме ближе к концу фильма - возможно вышло бы лучше. Второй сильной сценой было спокойствие перед аварией, её тоже можно было попробовать в конец поместить. Впрочем, режиссер не дурак и, смею предположить, сам пробовал все озвученные варианты.
Честно говоря, вполне возможно указанные мной недочеты недочетами не являются и всё вплоть до секунды расположено так с умыслом, Гас Ван Сент вложил в фильм всю душу и у него была четкая, поразительно глубокая задумка. И фильм - нечто большее, чем очередная попытка хапнуть Оскар за счет тематики, к которой всегда благосклонны киноакадемики. В таком случае я этой задумки не понял. ------ Чтобы познать себя необходимо что то потерять ------ У меня просмотр фильма начался с того, что парень с зализанной прической на оба бока рядом далее сказал соседу «О, это же Гас Ван Сент, который снял Уилл Хантинга и Найти Форрестера». Ответ не заставил долго ждать: «Да, видимо нас ждет хороший фильм». Учитывая что я пришел на фильм в первую очередь из-за Руни Мары и в принципе любое имя режиссера не способен держать в голове дольше 5 секунд, то единственное чем смог дополнить диалог искушенных кинокритиков «Тссс, фильм идет уже!».
Биографический фильм повествует о бытовых трудностях карикатуриста Джона Каллахана, которые складываются из алкоголизма, паралича, последующему автомобильной аварии, реабилитации, первых пробах пера и попытках справиться с алкогольной зависимостью. Даже с учетом любовной линии и повествования с помощью флешбеков фильм изначально может показаться прост и обыден, если не вдаваться в детали. А деталей здесь, наверно, как минимум три: мораль, актерский ансамбль и то, что я назову «парность». Начнем с конца.
Я не знаю как этот прием называется в вузовском учебнике по киноискусству, но Гас Ван Сент все время на экране старается противопоставить одно другому и сложить не слагаемые. Это начинается с самого начала фильма, где уже томимый продолжительным запоем Хоакин Феникс прогуливается с бутылочкой виски по пляжу, а ему навстречу пробегают два в отличной форме парня, тем самым режиссер как будто бы случайно сравнивает их состояние и немного раскрывает зрителю главного героя.
А как режиссер покажет, что жизнь инвалида может быть более динамичной, яркой и подвижной? Уже почти неподвижный главный герой катает на своей инвалидной коляске Руни Мару, они смеются, улыбаются, нам прямо хочется окунуться в эти полные радости отношения, быть третьим на другой коленке Хоакина Финикса. Они проезжают сквозь полных здоровья мальчуганов, которые исполняют трюки на своих скейтбордах, но делают это совсем обыденно.
Самый яркий и лежащий прием противопоставления это сцена, когда главный герой спустя 8 лет встречает своего собутыльника, который остался невредимый после аварии. И опять же у нас есть возможность сказать самим себе, в чем причина того, что несмотря на отсутсвие каких-либо проблем со здоровьем и передвижением, герой, которого играет Джек Блэк, слабее моральнее, он не смог раскрыть свой талант к пению как Хоакинс к карикатуре, и почему он жарит котлеты в фаст-фуде и до сих пор пьет.
В течение всего фильма мы видим эти парные когнитивные приемы, пищу для размышлений: инвалиды, которые удачно пристают к медсестрам, алкоголики, которые учат жизни трезвых, доктора, которые отказываются помогать.
Второй пункт - это актерская игра. Я остановлюсь только на Джоне Хилл, который вошел в мою жизни через «Супер Перцы». Я так и думал, что он будет тем пацаном, который рисует члены, пристает к девушкам в «Мачо и Ботан» ну и максимум, на который он способен, это роль клоуна-менеджера в «Уолл Стрит». Что сделал Джона Хилл в этом фильме? Он перетянул на себя не то что одеяло, а кровать! Он сыграл лучше всех, а его роль была самая сложная и противоречивая. Он сыграл терзаемого внутренними страхами и болями от рака героя, который прячет эти переживания за маской веселья и богатства, доставшегося в наследство. Джона затмевает всех в этом фильме: Хоакина, Руни Мару, которая появляется всего в нескольких сценах, режиссера и урода оператора, который играет с приближением камеры как будто он снимает детектив или экшен. Ждем Оскар за лучшую мужскую роль второго плана.
А мораль из столь глубокого фильма пусть каждый вынесет для себя сам. ------ Чтобы познать себя необходимо что то потерять ------ Удивительный факт, но если бы не ультимативное решение Гас Ван Сента 23-летней давности, то, скорее всего, мировой кинематограф лишился бы одного из самых харизматичных актеров поколения.
В далеком 1995 году уже культовый к тому времени режиссер вытащил юного Феникса из затяжной депрессии, вызванной кончиной старшего брата и связанного с этим решением покончить с лицедейством. Вручив актеру сценарий новой картины «Умереть За», Ван Сент заявил, что без Хоакина этот фильм не увидит свет. Как результат, актер сыграл свою первую яркую роль в дуэте с Николь Кидман (кстати, отличный фильм), после которой карьера Феникса рванула в актерскую стратосферу.
Странно, что в дальнейшем актер и режиссер больше не работали на одной площадке, но «Не волнуйся» исправляет эту оплошность, а мы имеем возможность лицезреть очередное блестящее перевоплощение Хоакина.
«Не волнуйся» это довольно занятный байопик о жизни культового американского карикатуриста Джон Каллахан, чьи остроумные, достаточно язвительные, а порой и неполиткорректные рисунку убили сразу двух зайцев: помогли справиться с застарелыми психологическими травмами прошлого и трагическими событиями настоящего, но и заодно прославили на всю страну.
Первая половина фильма уж очень неровна, а первоначальная нелинейность и фрагментарность повествования лишь только раздражает и не дает в полной мере проникнуться историей. Но в дальнейшем, остепенившись и сосредоточившись на настоящем, картина с невероятной мощью увлекает в свой эмоциональный сюжетный водоворот.
Бесспорно, главным достоинством этой истории преодоления и принятия являются бронебойные актерские работы. Хоакин Феникс, как и всегда, дьявольски хорош, виртуозно жонглируя образами инфантила-пьянчуги, инвалида-пьянчуги и пьянчуги, ставшего на путь истинный. Однозначно, Феникс один из великих актеров современности, а его рассекающий на инвалидном кресле с невероятной скоростью герой прекрасен! Под стать ему и шикарный Джона Хилл, в очередной раз мощно заявив о своем недюжинном драматическом потенциале. А как прекрасен эпизод встречи героев Феникса и Джека Блэка! Коротко, но так пронзительно.
Вердикт: Кулик хвалит это болото! ------ Трудно учить людей верить ------ Получилось так, что я слежу за творчеством Гаса Ван Сента, ценя его синематографические эксперименты и своеобразную подачу эпизодов - они как бы сходятся в одну точку, наползая из состояния «до» основного события и «после» такового. Не изменил себе режиссёр и на этот раз: нарезка событий перемешивает «до», «после» и «сейчас» вполне причудливо.
Однако в отличие, скажем, от «Элефанта» или «Параноид парка» любоваться красивыми мордашками скейтеров и стрелков нам придётся очень, очень недолго. Конечно, нельзя обойтись без скейтеров (в фильмах-то Западного побережья тем более), но в данном случае мальчики на досках с колёсиками являются буквально на две минутки.
Фабула же фильма тяжела, а персонажи с эстетической точки зрения несимпатичны. Тем угрюмей впечатление и тем сильнее хочется досмотреть фильм до конца, хотя лично мне просмотр дался с трудом. Тягостная нелепость, приведшая главного героя к большой проблеме, натуралистические моменты не делают фильм приятным зрелищем.
Рискну высказать мнение, что для антиалкогольного убеждения фильм Гаса Ван Сента делает больше, чем вся сухо-наждачная пропаганда Минздрава с его пугалками. Когда видишь, в какие тиски попадает человек, злоупотребляющий спиртным и насколько тяжело обрести потом себя - обрести веру, то хочется немедленно уменьшить потребление вина или даже вообще перестать его пить, - настолько некрасивая и жуткая картина рисуется, да и меня всегда неприятно удивляли эти американские манеры лопать виски и прочую крепость к месту и не к месту, по поводу и без.
Нет нужды раскрывать сюжет, однако хочется ещё отметить, что есть люди, готовые прийти на помощь и к таким вот бедолагам, как герой Хоакина Феникса, а значит общество в США находит в себе силы отринуть эгоизм и в нужные моменты сплачиваться. Но это к слову. В итоге и главный герой начинает жить, творить, благодарить и прощать.
И ещё одно замечание. Скорее, не замечание, а рекомендация американским режиссёрам и сценаристам. Я понимаю, что «дерьмо», «чувак», «чёрт» - великие слова, но надо как-то начинать освобождать кинематограф от них. Частотность данных слов превышает разумные пределы; я уверен, что в реальной жизни люди всё-таки не испытывают непрерывного желания упоминать чертей, богов и экскременты, а значит и мы не обязаны слушать их регулярно и много. Но это относится ко всему кинематографу США, не только к фильмам знаменитого режиссёра. ------ Не волнуйтесь. Они вообще никуда не уйдут. ------ Гас Ван Сент, по-американски очень человеколюбивый режиссёр. В своей порой патологической дотошности к людям, для общества чуждых. И каждая его лента становится небольшим, но рупором странных, маленьких, больных, или самоубийц ли, наркоманов, или геев, разжёвывая их по полочкам, до самых далеких косточек скелетика из шкафа. И если вам человеческие слабости важны и интересны, велкам, но будьте готовы что придётся и сопереживать и пропускать через себя и много.
В «Не волнуйтесь, далеко он не уйдёт», Ван Сент собирает полный спектр человеческих проблем, снова расставляя на доску свои психологические шахматы, тут и алкоголизм и проблемы инвалидизации и адаптированности в обществе и тема приёмных родителей и неустроенности в жизни. Заманчиво?
Фильм сложный и эмоционально перегруженный и на счастье его делает подвижным и увлекательным, шикарно подобранная команда; здесь и разыгравшийся Хоакин Феникс, безусловно «жирная» звезда фильма, за его работой смотреть в последнее время крайне интересно, и «не жирная» похудевшая до неузнаваемости роль Джона Хилла, и как обычно обаятельная Руни Мара и в своём амплуа отмороженного Джек Блек. К игре актеров вопросов нет абсолютно; очень много крупных кадров и наплывов из-за спины, что позволяет в упор понаблюдают за эмоциями героев и создаёт некую камерную атмосферу, но сама картинка понравилась не очень. Монтаж и выстроение кадра, не самая сильная сторона режиссёра и где то из-за этого терялась сама конва фильма. Много эмоций и событий, да ещё и снято кривовато, приходилось напрягать голову сильнее, а фильм двух часовой. Под конец стало утомительно.
Про некоторые аспекты фильма, в частности медицинские было посмотреть интересно, сравнить судьбу условного человека там и допустим у нас, выводы к сожалению в нашу пользу неутешительные. Алкоголик и инвалид в одном лице, у нас человек приговорённый, а там смотри-ка.
Лента биографична и основана на книге, медицинским работникам и фанатам Гаса Ван Сента фильм порекомендовал бы, остальных боюсь реализм ленты морально подрубит серьезно.
Гас Ван Сент планировал снять этот фильм ещё в 1990-е с Робином Уильямсом в роли Джона Каллахана.
|
Отзывы о фильме Не волнуйся, он далеко не уйдет