Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Инженер-изобретатель Тимофеев сконструировал машину времени, которая соединила его квартиру с далеким шестнадцатым веком — точнее, с палатами государя Ивана Грозного. Туда-то и попадают тезка царя пенсионер-общественник Иван Васильевич Бунша и квартирный вор Жорж Милославский. На их место в двадцатом веке «переселяется» великий государь. Поломка машины приводит ко множеству неожиданных и забавных событий…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 8.786 (323 526)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 8.40 (12 140)
Разделы: Фильм, Комедия, Приключения, Фантастика
Год выхода: 1973
Название фильма: Иван Васильевич меняет профессию
Режиссеры: Леонид Гайдай
Актерский состав: Наталья Крачковская, Наталья Кустинская, Юрий Яковлев, Савелий Крамаров, Александр Демьяненко, Леонид Куравлёв, Наталья Селезнёва, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин, Сергей Филиппов
Продолжительность фильма: 88 мин. / 01:28
Производство: СССР
Студия: Мосфильм
Роли дублировали: Нина Бродская, Валерий Золотухин
Сценарий: Владлен Бахнов, Михаил Булгаков, Леонид Гайдай
Оператор: Виталий Абрамов, Сергей Полуянов
Композитор: Александр Зацепин
Художник: Евгений Куманьков
Монтаж: Клавдия Алеева
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 12 лет
Премьера в мире: 17 сентября 1973
Выход в прокат фильма на Blu-Ray: 9 марта 2011, «Парадиз»
Выход в прокат фильма на DVD: 9 июня 2009, «Lizard Cinema Trade»
Ключевые слова: фантастика, комедия, приключения, путешествия во времени, погони, XVI век, СССР, Россия
Настоящая комедия. ------ Вот такой лёгкий, смешной, восприимчивый фильм создал гениальный Леонид Гайдай. Фильм, который в памяти моих родителей пробуждает самые тёплые воспоминания. Фильм, который как и «Приключения Шурика», «Бриллиантовая рука» оставили незабываемый след в эпохе Советского союза. В той эпохе, которая подарила нам талантливых режиссёров, актеров: Юрий Яковлев, Леонид Куравлёв, Александр Демьяненко, Наталья Селезнёва, Юрий Никулин и многие другие выполняли свою работу с душой и вечно будут жить в наших сердцах. Ведь ты им даже чуточку не завидуешь, ибо без них все фильмы утратили бы свою уникальность и шарм. Они просто были рождены для киноискусства!
«Иван Васильевич меняет профессию» - советская фантастическая кинокомедия, сразу завоевавшая восторг и любовь зрителей. Действие фильма начинается в Москве 70-х в период технологического прогресса, когда меняется инфраструктура города. Так молодой Тимофеев надумал создать машину-времени. Но вскоре сам испытал потрясение от своего изобретения... Его перенесло в палаты самого Ивана Грозного. Последствия обернулись таким образом, что царю пришлось знакомиться с реалиями будущего, а сосед-общественник Бунша и квартирный вор Милославський были замкнуты в рамках прошлого. Все это произвело к многим казусам и забавным событиям...
Увлечён просмотром, ты просто не замечаешь, как пролетают минуты. И ты понимаешь, что будешь пересматривать этот шедевр ещё много раз. И на то есть много причин...
Музыкальное сопровождение. Композиция «С любовью встретиться» («Звенит январская вьюга») в исполнении Нины Бродской отлично вписалась в комедийный жанр фильма. «Разговор со счастьем» («Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь...» Валерия Золотухина), «Кап-кап-кап» («Маруся») просто бросают в танцы...
Цитаты.
«Меня терзают смутные сомнения...', «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть, хм...', «С восторгом предаюсь в руки родной милиции, надеюсь на нее и уповаю.», «Ой, бесовская одежа, ой, искушение!», «И тебя вылечат... и тебя тоже вылечат... и меня вылечат...', «Всё, что нажито непосильным трудом, всё же погибло!», «Смoтреть надo за вещами!»...
Замечательный сюжет, изысканный юмор, приятные артисты, никакой халтуры - все потрудились на славу!
Ну как здесь можно поставить ниже чем... ------ «Никогда еще свидетелем не приходилось быть.» ------ «Иван Васильевич меняет профессию» - фильм навека. Он является одним из ярких представителей того времени, когда талантливые советские режиссеры, в данном случае Леонид Гайдай, создавали шедевры советского кинематографа. Фильмы, которые сейчас мы с удовольствием пересматриваем; фильмы, фразы из которых разобрали на цитаты; фильмы, которые сейчас, к большому сожалению, не снимают в России. Фильмы, подобные Ивану Васильевичу, будут смотреть вечно, потому что они добрые, интересные, смешные, глубокие по содержанию с прекрасными актерами.
Мы вновь встречаем Шурика в исполнении Александра Демьяненко, который создал машину времени. Она направляет нас во времена Ивана Грозного. Мы встречаем самого Царя всея Руси. Помимо царя Юрий Яковлев играет Ивана Васильевича Бунша, которому по нелепым обстоятельствам приходится поменяться с Иваном Грозным местами. Не могу не сказать про яркого, неподражаемого Леонида Куравлева, сыгравшего Жоржа Милославского, чьи выражения знает наизусть каждый человек:
- «А фамилия ваша как?» - «Я артист больших и малых академических театров. А фамилия моя... фамилия моя слишком известна, чтобы я ее называл.»
Мы также встречаем таких замечательных актеров как Наталья Крачковская, Савелий Крамаров, Наталья Селезнева, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин и МНОГИХ ДРУГИХ! Великолепная музыка, интересный сюжет, смешные сцены - в фильме есть все, чтобы считать его шедевром советского кино, от чего его хочется пересматривать снова и снова. Такие фильмы не умирают, они живут вечно! Мы всегда будем с удовольствием смотреть и смеяться вместе с героями Ивана Васильевича как в первый раз.
-»... понимаете, я пронзил время! Я добился своего!». - «Скажите, это стало быть любую стенку можно так убрать? Вашему изобретению цены нет! Поздравляю вас!» - «Благодарю!» - «А что вы так на меня смотрите, отец родной? На мне узоров нет и цветы не растут.» - «Меня терзают смутные сомнения...» ------ «Никогда еще свидетелем не приходилось быть.» ------ Несомненно, «Иван Васильевич меняет профессию» один из самых ярких фильмов советского периода. Уже многие до меня писали множество лестных отзывов по поводу постановки Гайдая, об игре актеров и удачной интерпретации пьесы. Я бы хотела поговорить о другом - моя филологическая душа так и рвется отметить именно то, насколько Леонид Иович смог прочувствовать иронию и смысл, вложенный Михаилом Афанасьевичем в пьесу. Отмечу и то, что Гайдай практически не отступает от оригинального текста - это замечательно.
Не считаю особым минусом то, что действия картины переброшены в современную Гайдаю эпоху, т. к. персонажи очень четко прописаны и сохранили свои изначальные характеры.
Неподражаемый Юрий Яковлев в роли управдома Бунши убедил больше всех. И дело даже не в том, что он передал два абсолютно разных характера, людей противоположных во взглядах, характерах и умах, а насколько верно он «прожил» свою роль. Ведь Бунша - сатирический образ, который разоблачает пороки той самой эпохи, это пародия на организатора. И поразительно то, насколько Яковлев, произнося реплики Бунши, живой. Герой в его исполнении серьезен: произнося даже самые нелепые фразы, Бунша даже не осознает своего комичного и нелепого положения. Что касается его Ивана Васильевича, то здесь тоже претензий нет. Множество режиссеров и постановщиков нашего времени и булгаковсих времен отмечали, что шутов всегда сложнее понимать и изображать, чем серьезных персонажей.
Инженер Тифмофеев (Демьяненко). Любимый Булгаковым образ изобретателя и здесь находит свое отражение. Тимофеев здесь творец, он тверд и уверен в своем изобретении.
Бунша и вор Милославский (Куравлев) попадают в XVI век, во времена Ивана IV, где просылают «демонами» и дабы избежать смерти, первый облачается в одежды Царя, второй притворяется князем. Далее их поведение и поступки настолько комичны и нелепы в условиях старой Москвы, что смеха сдержать ну никак не получится. Милославский достает механическую ручку, крутит пачкой «Мальборро», Бунша подписывается «Иван Грозный» (вместо «Царь и Великий князь..»), напевает «Тили-тили, трали-вали» и пр. Это просто гениальная находка режиссера. Совершенно ясно, что Булгаков хотел показать слабость таких героев (вор и управдом), что у них нет возможности вписаться в мир - они там просто бесполезны (впрочем, как и в своем времени). Им, как и Грозному, нужно вернуться в естественный ход вещей. Актером просто великолепно передать образы Бунши и Милославского!
Поразительно насколько точно и грамотно передан дух пьесы, до тонкостей прописаны характеры. А уж какие замечательные актеры собраны в экранизации! Это и Крачковская, Крамаров, Селезнева, Этуш, Пуговкин и др. А о композиторском таланте Александра Зацепина разве надо что-то говорить? По-моему и так ясно, что он гений советского музыкального кино. Фильм разлетелся на цитаты, песни помнят до сих пор. Но по моему наблюдению, к сожалению не все современные зрители понимают подтекст этого кино, заложенный автором, что, конечно, огорчает. ------ Русский царь идет в гости в другую эпоху ------ Еще одна зажигательная комедия Леонида Гайдая, в которой он снова проявил свой талант мастера жанра. Поток забавных и смешных ситуаций, выдержанный искрометный юмор, интересный сюжет, основой для которого послужила пьеса Михаила Булгакова - уже это создало хорошую основу для яркого, незабываемого зрелища.
Сюда еще добавились прекрасная музыка Александра Зацепина (ну кто бы сомневался?!) и песни на стихи Леонида Дербенева. Все темы снова запоминающиеся, динамичные, ибо и само происходящее на экране не дает скучать.
Ну и, безусловно, актерские работы. Вся «старая гайдаевская гвардия», блестяще проявившая себя в других его картинах, великолепно отыграла и тут. Подбор актеров опять настолько удачен, что запоминается даже эпизодическая роль, даже микросцена с участием того или иного актера, не говоря уже о главных действующих лицах. Юрий Яковлев, исполнивший на этот раз две роли - царя Иоанна Грозного и общественного активиста Ивана Бунши, Александр Демьяненко, Леонид Куравлев, Наталья Селезнева, Савелий Крамаров, Михаил Пуговкин, Наталья Белогорцева-Крачковская, Владимир Этуш сыграли отлично, создав на экране интересные, характерные, своеобразные персонажи
Единственным непонятным и малоприятным для меня моментом в фильме стала снова ирония режиссера в отношении религии. В отличие от «Бриллиантовой руки», тут соответствующий эпизод мимолетен и не так бросается в глаза, но тем не менее... Я имею в виду сцену с царя в лифте. Не понимаю, честно говоря, в чем тут дело. То ли от режиссера этого требовали «сверху», то ли у него самого по себе такое отношение к христианству, и он зачем-то счел нужным вынести свои взгляды на широкий экран, пусть и в таких, на первый взгляд незначительных моментах. Если верно второе, то делать этого, по моему мнению, не следовало. Вот за эту каплю дегтя я и снимаю 2 балла. В остальном же к картине претензий нет. Хороший образец комедийного кино, которое тянет пересматривать не один раз. ------ «Тьфу на вас!» © ------ Конечно, «Иван Васильевич меняет профессию» культовая советская комедия, которую к своему стыду я посмотрел относительно недавно и могу сказать, что увиденное меня поразило, ведь для 1973-ого года, фильм сделан просто потрясающе хорошо, начиная от игры актеров, песен, декораций и заканчивая спецэффектами, которых в советском кинематографе было не так уж и много. Сюжет рассказывает про то, как гениальный ученый и изобретатель Шурик изобретает машину времени и открывает портал во времена правления Ивана Грозного и при неожиданных обстоятельствах, настоящий царь попадает в настоящее время, а в прошлое отправляются двое человек из будущего: очень похожий на грозного царя комендант дома, где проживает Шурик, Иван Васильевич Бунжа и грабитель Милославский, которым на время приходится принять власть на Древней Руси и ждать, пока гениальный Шурик починит свою поломанную машину времени. В реальном времени, настоящий Иван Васильевич, открывает для себя новую Россию, которую можно охарактеризовать его знаменитой фразой «Ой ляпота!», но в обоих параллельных реальностях происходят много разных, непредвиденных ситуаций, которые так или иначе связывают двух Иванов Васильевичей. Сценарий очень хороший, а самое главное оригинальный, ведь в каком еще фильме можно увидеть Ивана Грозного суетящегося в квартире Шурика и боящегося смыва туалета. Особенно здорово отыграли актеры, которым бы наверняка аплодировал бы сам Станиславский:
«А вот если бы я была твоей женой...» «Если бы ты была моей женой, то я бы повешался!»
Однозначно лучшую роль в своей карьере сыграл Юрий Яковлев, который создал незабываемый образ царя Ивана Грозного и отыграл его роль изумительно, великолепно и блестяще. Примерно тех же слов достоин Леонид Куравлев, который исполнил роль Милославского, особенно хочется выделить его вокальный талант и шикарное исполнение песни «Разговор со счастьем», под которую и Милославский и Иван Васильевич, со своими слугами, вытанцовывал по полной, в общем «ляпота». Как всегда здорово сыграл Александр Демьяненко, в роли ученого Шурика, образ которого утвердился за ним до самой смерти. Прекрасно сыграл Савелий Крамаров, исполнивший роль летописца Феофана, или же как его назвал Милославский, просто Федя. Здорово выглядела красавица Наталья Селезнева и не сыгравшая больше ничего лучше, Наталья Крачковская, чья фраза «И тебя вылечат, и тебя вылечат, и меня вылечат» стала негласным символом фильма. Про саундтрек много говорить не нужно, он просто идеален. Каждая песня звучащая в фильме, теперь каждый день играет в моих наушниках, наверняка и не только в моих. Всё это дополняется замечательной режиссурой Леонида Гайдая и отличными костюмами. Также стоит отметить и юмор, который не пошлый и не плоский, чего не хватает в новых русских комедиях.
«Простите, как ваше имя отчество?» «Марфа Васильевна я!»
Итог: отличная советская комедия, которая совершенно заслужена получила статус культовой и абсолютно заслуженно находиться в Топ-10 Кинопоиска и надеюсь, что в будущем российские режиссеры и сценаристы, смогут снять что-то приличнее, чем то, что они снимают сегодня, позоря советский кинематограф и этот фильм в целом! «Иван Васильевич меняет профессию» великий фильм, который должен увидеть каждый человек!
«Танцуют все!»
Фильм снят по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». ------ Царь Иоанн Васильевич Грозный в современной Москве слушает на магнитофоне песню Высоцкого «Эх, раз, ещё раз». ------ То, что посол говорит на немецком языке, соответствует тексту пьесы Булгакова. ------ Крымский хан действительно шалил на Изюмском шляхе в 1571 году. Да так шалил, что сжег Москву в мае 1571 года. В следующем году крымский хан был разбит в Битве при Молодях. ------ Сцену звонка Жоржа «женским голосом» к Шпаку озвучивает Наталья Кустинская; песню «Разговор о счастье» поёт Валерий Золотухин. ------ Занимает по посещаемости 17-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. ------ Иваном Васильевичем могли бы стать - Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев. ------ Милославским могли бы стать Андрей Миронов, Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков. ------ На песню «Звенит январская вьюга» пробовалась София Ротару, но её исполнение из-за довольно низкого голоса не подошло для комедийного жанра фильма. ------ В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» - «Иван Грозный: Назад в будущее». ------ Первый вариант сценария Гайдай писал под Юрия Никулина, который, прочитав его, наотрез отказался сниматься, мотивируя это тем, что год съёмок пропадёт впустую, и фильм положат на полку. ------ На роль Зины пробовались сразу три Натальи: Селезнёва, Гундарева и Гвоздикова. ------ В фильме звучит «Песня про зайцев» («А нам всё равно…») в исполнении Юрия Никулина из снятого Леонидом Гайдаем в 1968 году фильма «Бриллиантовая рука». ------ Художники по костюмам царские наряды позаимствовали из картины «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, а для героини Селезнёвой шил костюмы молодой модельер Вячеслав Зайцев.
В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова.», хотя Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Пётром I только в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление «от сотворения мира». Таким образом, ответ Ивана Васильевича должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира». ------ Шведский посол говорит не на шведском, а на немецком языке. ------ Скипетр и держава, которые держит в руках Бунша (и которые изображены на иконе), как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий, в XVII веке. ------ В лифте («Замуровали, демоны!») царь крестится тремя перстами. До 1653 года православные крестились двумя перстами. ------ Милиция приезжает расследовать квартирную кражу на автомобиле ГАИ. ------ Милославский и Бунша убегают от стрельцов, не закрыв сундук, откуда они взяли одежду. Упавший шлем лежит на полу. Когда Милославский возвращается закрыть сундук - шлем оказывается снова на доспехе. ------ Когда Бунша прячется в сундуке во время погони за ним и Милославским стрельцами, Бунша меняет положение своего тела на противоположное, не вылезая из узкого сундука.
|
Отзывы о фильме Иван Васильевич меняет профессию