Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Таисия Вилкова («Вангелия», «Гоголь: Начало», «Фарца»), Филипп Авдеев («Лето», «Ералаш», «Кислота») и Полина Виторган («Жизнь Раз», «Случай в лифте», «Майские ленты») в драматическом детективном фильме «Выше неба». Главная героиня фильма – молодая девушка по имени Василиса. С матерью и отцом они приезжают в небольшой подмосковный пансионат, потому что Вася должна пройти лечение после тяжелой болезни. Но вместо того покоя, который семья рассчитывала найти в пансионате, они встречаются с тем, что там совершается убийство.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 5.780 (806)
Разделы: Фильм, Детектив, Драма, Мелодрама
Год выхода: 2019
Название фильма: Выше неба
Режиссеры: Оксана Карас
Актерский состав: Полина Виторган, Артем Немов, Филипп Авдеев, Ирина Денисова, Алексей Агранович, Валентин Самохин, Таисия Вилкова, Анастасия Богатырева, Дарья Жовнер, Виктория Толстоганова
Продолжительность фильма: 104 мин. / 01:44
Производство: Россия
Студия: Марс Медиа Энтертейнмент
Сценарий: Екатерина Мавроматис
Продюсер: Анастасия Казанкова, Рубен Дишдишян, Николай Ларионов
Оператор: Сергей Мачильский
Композитор: Артем Федотов, Михаил Морсков, Марина Собянина
Художник: Татьяна Платонова, Ульяна Рябова
Монтаж: Оксана Карас, Владимир Воронин
Слоган: «Верь своему сердцу»
Сборы в России: $120 851
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
Премьера в России: 27 июня 2019, «Вольга»
«Бабушки» в ролевых играх девочек? ------ Изначально, с первых кадров начинается лёгкий внутренний раздрайв непонимания. Смущение охватывает при вглядывании в лица. Восемнадцатилетние девушки в своём последнем детском лете прощания? Так? Но по восемнадцать ли этим «матушкам»? Ой-ли! Румянец их лиц таков, что кажется кормящие матери перед нами, а никак не угловатые подростки на стадии последних штрихов в формировании. Или я ошибаюсь? Ну, что ни делайте со мной, не верится в режиссёрскую аксиому. Не верится. И был вынужден обратиться к «личным данным» этих горе-переростков.
Таисия Вилкова - 22 года, Полина Виторган - 22 года, Анастасия Богатырёва - 23, Дарья Жовнер- 26 лет. Казалось бы - и чего? Разница то, от «номинала» всего в несколько годков. Неужели не поверили в «придумку»? Так то оно так. Но в своих проявлениях, в своих грациях самок, в ужимках, если хотите, это уже явно не детки. Это вполне созревшие, сформировавшиеся «особи». В их глазах, заложенные ответы.
«Сто дней после детства» С. Соловьёва приходят на ум для сравнения. Вот там, девочка ещё «деточка». Не удивительно, ведь Т. Друбич на тот момент - 15 лет. Играй она персонажа на год-другой старше - ей в нашей вере не откажешь. Угловатый, не оперившийся до конца птенец с величием будущей грации. А тут, чистой воды «утопия».
И все дальнейшие «потуги» следствием из этого «ошибочного» тезиса. Не верю!
Далее. Это уже не пионерский лагерь. Вожатые, а-у, где Вы? Нет походов, «Зарницы» им не интересны. Им иное, иных подавай. Без утренних построений здесь, без физзарядки, нет дежурства по столовой, кинопросмотры не предусмотрены, конкурсов-соревнований между отрядами и так далее и тому подобное не предлагают. Где Вы столь памятные и знаковые для детских лет:
Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы - пионеры, дети рабочих! Близится эра светлых годов, Клич пионеров - Всегда будь готов!
Тут пансионат для «детей» и родителей на летнем пленэре. И страсти пубертата на первый план. При этом, что самое потрясающее, женский массовый пубертат. Чего-либо подобного в кинематографе и упомнить то не приходится. Четыре дивы в сокровенных таинствах из закулисья о первых сексуальных опытах. Своих опытах.
А может быть, действительно, режиссёр права с подбором-кастингом этих див? Слишком уж чиста и невинна была бы Т. Друбич, чтобы подобным одаривать зрителей с экрана. Ей бы мы не поверили. От неё бы это не приняли. Плотского в глазах её ещё не читалось. Картина С. Словьёва словно эротическое дуновение в прикосновении к таинству. Картина О. Карас словно порнографический отзвук вакханалии по спелости.
Семья переброшенными мостками от зарождающихся только-только чувств этих «не тронутых» грехом девочек. Одни лишь «примеряют» новый наряд к себе, другие «носят» день изо дня. В одних, желанность обладания, в других терпкость пресного безвкусия. Лики любви? Да. Но любви ли? И как тут не пошутить над всем этим:
Моя подруга родилась под знаком крысы, Не оказалось в книге знака соловья, По гороскопу мама тоже не актриса, А папа вовсе получается свинья. И вот семья, обычная семья, Мама, папа, я. Живёт семья, приличная семья, Лошадь, крыса и свинья.
Тут и без китайского гороскопа потеха с фарсом трагикомедии та ещё. Семья она и есть семь я! Какое из этих «семи я» сегодня задаёт тон? ------ «Бабушки» в ролевых играх девочек? ------ Новый фильм Оксаны Карас «Выше неба» получил от критиков множество оценок, чаще всего нейтральных или положительных. Конечно, когда в России выходит любое авторское кино, критики готовы наподдать (часто незаслуженной) похвалы. Что же я увидел?
Начнём, пожалуй, сразу с идеи и посыла. Я человек простой, не критик, оттого высокохудожественно текста от меня никто не ждёт, так что напишу простыми крестьянскими словами. Карас рассматривает семейные отношения, в которых мать семейства, извините, целиком и полностью «доминирует» над всей остальной семьёй. Тема довольно актуальна: данное явление уже довольно часто встречается, более того, подобные замашки иногда видны и у молодых девушек. Уточню, создатели не только рассматривают сами отношения такого рода, но и их последствия.
Для раскрытия темы в «Выше неба» созданы очень яркие персонажи. Мама - неявный тиран, токсично относящийся к своим родным. Она любит верховодить, она упивается этим. Итог - муж-тряпка, дочь без детства. Приятно, что создатели не говорят нам это всё в лоб, окончательно персонаж мамы раскрывается в двух ситуациях: когда ей становится легче от доведения дочери Саши до слёз и судорожные попытки «восстановить контроль» над мужем, который посмел подумать сделать что-то по своему. Тем более логично смотрится кульминация в истории с Сашей. Такие отношения - разрушительны.
Папа - уставший интеллигентный мужчина, который часто является жертвой токсичного отношения к нему жены, как с моральной точки зрения, так и с реальной (сцена банкета). Такое чувство, что на душе у него какой-то груз... А, так и есть! Хорошо, выходит, создатели прописали героя. Его любовный по сюжету - попытка сбежать, скрыться от своей жизни.
Саша - дочь, не имеющая детства. Она страдает от порока сердца, и ей необходим постоянный присмотр родителя. С одной стороны, мы видим, как героиня пытается вдохнуть хоть немного воздуха жизни, с другой, видно, что девушка не готова к этой жизни. Она слишком буквально всё воспринимает, имеет бесконечное доверие ко всему, что угодно, влюбляется в первого встречного. «Спасибо» маминому воспитанию.
Дьявол кроется в содержании фильма. Зачем вообще нужна сестра Саши, кроме как для растягивания времени - ума не приложу. Зачем добавили столько физиологии и эротизма? В какой-то момент зритель уже просто улыбается, видя в сто пятидесятый раз обнажённую грудь Саши. Восемнадцатилетние девушки ведут себя как 15-16-летние девочки - на уме один секс, разговоры тоже только о нём. На первом курсе обычно уже чесаться всё перестаёт... Неужели не было иного способа показать беспечность героинь?
Несмотря на это всё, фильм смотрится легко. «Выше неба» - массовый артхаус, если угодно. Сюжет не мудрит (а иногда тупит, правда). Цветокоррекция и декорации - ничего выдающегося, просто уютные и спокойные. Звук жидковат, но в целом - нормально. Операторская работа - обычная, хотя и есть пара сильных сцен. Саундтрек только показался неудачным.
Актёры. Таисия Вилкова выдаёт иногда даже осмысленное лицо, что для неё нехарактерно, зачёт. Виктория Толстоганова - восторг. Блестяще сыграла плетущую подлую сеть мать-тирана. «Лучшая актриса» на Кинотавре - награда заслуженная. Алексей Агранович отыграл также неплохо.
«Выше неба» не претендует ни на что. Но, тем не менее, фильм умный и приятный. Пусть такое кино снимают - я только «за». ------ «Сто дней без детства» ------ В «Выше неба» несколько сюжетных линий: первой любви (что продается в трейлере и считывается как русские «Виноваты звезды»), отношений матери и дочери (на спецпоказе «КиноПоиска» зрительница сравнила эту линию с «Леди Берд»), любовного треугольника с участием отца и подруги дочери (тут, разумеется, первой на ум приходит современная классика - «Красота по-американски»). И все это на фоне летнего зноя, детективной линии, неприкрытой телесности сочащихся молодостью девушек и визуальных ассоциаций с ранним Михалковым и «Сто дней после детства».
Словом, понамешано в новом фильме Оксаны Карас («Хороший мальчик») довольно много, молодежная история скорее резко, чем плавно перетекает во взрослую, но в финале все благополучно сходится во внятное высказывание о свободе, правде и любви, как бы пафосно это ни звучало в пересказе.
На «Кинотавре» фильм получил приз за лучшую женскую роль. У Виктории Толстогановой (начинавшей в не лучших фильмах Абдрашитова, Митты и Лунгина и довольно быстро сместившейся в поле сериалов с редкими второплановыми выходами вроде «Движения вверх») в «Выше неба» действительно есть несколько ударных эпизодов (песня на дне рождения мужа, сцена с дочерью в лесу), на которые нельзя было не обратить внимания.
Тема токсичных отношений в семье - дико актуальная, активно сейчас препарируемая в современных зарубежных романах-бестселлерах и сериалах (вроде «Острых предметов» или «Патрик Мелроуз»). Несколько фильмов на эту тему было и на прошедшем «Кинотавре». «Выше неба» выделяется среди них тем, что говорит о сложных вещах простым языком. Остается надеяться, что кино достучится до своей целевой аудитории - дочерей и мам, родителей и детей. ------ «Сто дней без детства» ------ «Выше неба» - мелодраматический детектив с оттенком легкой эротики готов порадовать каждого, кому интересна тематика внутрисемейной драмы. На первый взгляд может показаться, что это легкая и беззаботная история любви двух молодых людей, но на самом деле здесь куда более сложное, тяжелое и трагичное повествование.
Первое, что попадается на глаза, это приятная визуализация, переходы, цвета, антураж легкого безрассудства и всеобъемлющее чувство большой любви к жизни, природе, солнцу и человеку. Авторы весьма удачно передали чувство эйфории, наслаждения и подступающей страсти, которое отражается в красоте обнажённых женских тел, взглядов, желаний и секса. В фильме немало сцен для взрослых, поэтому необходимо иметь это в виду, если несовершеннолетние дети захотят присоединиться к вам во время просмотра. (Очень странно, что при наличии обнаженки и сцен секса фильму присвоили категорию 16+)
И всё же, несмотря на фактурную красоту внешних очертаний, сама история отражает не самую лучшую часть человеческой сущности. В фильме есть определённые секреты, нехорошие поступки и малоприятные эпизоды духовной безнравственности, пустоты и грязи. Большая часть героев показаны слабыми, сломленными и неуверенными в себе, где каждый неверный шаг способен окончательно сломить и так хрупкую натуру. В фильме поднимается тема измен, расследуется дело о смерти человека, раскрываются непростые отношения между родителями, проскальзывает любовная линия главной героини, и замыкает все это одна большая тайна, способная с одной стороны оживить мертвые надежды, а с другой разрушить всё живое, включая счастье, семью и любовь.
В центре сюжетного развития находятся как раз семейные ценности, но выглядят они как-то неправильно, извращенно и отталкивающе. Вместо того, чтобы скреплять семейную связь, авторы картины окончательно разрывают её, превращая историю в одну большую трагедию одной маленькой семьи. На протяжении истории зритель станет свидетелем, как теплые и яркие солнечные лучи беззаботной семейной жизни, постепенно будут испаряться, превращаясь в холодную и безжизненную пустыню глубоких разочарований и слез. Порой иногда кажется, если бы история развивалась не в настоящем времени, а где-то в 18 веке, то получилась бы самая настоящая тургеневская трагедия в духе «Месяца в деревне».
И все бы ничего, да только вот до классики здесь довольно далеко. Во-первых, слабые диалоги вместо того, чтобы отражать всю суть внутреннего мира героев, полностью размывают их, не давая зрителю возможности мысленно представить то самое разнообразие типажей, о котором заявляет автор. Во-вторых, большая тайна, которая, по идее, является главным сюжетным твистом, в глазах любого киномана разгадывается уже в первой половине полуторачасового повествования, потому что точно такая же концепция уже использовалась в американском фильме 2017 года (название картины лучше не раскрывать во избежание спойлеров). И, в-третьих, финальная развязка картины, конечно, оставляет желать лучшего, потому что авторы, разворошив улей семейных интриг, в конце не сделали ничего, чтобы хоть как-то подвести итог, завершить сюжетные линии героев и так далее. Они просто бросают всё на полпути и считают, что так будет правильно. Конечно, авторы скажут, что именно такой подход приравнивает историю к авторскому кино, хотя на самом деле, картина абсолютно жанровая, простая и понятная, где мысль должна быть законченной, история полной и с правильными посылами (моралью). После просмотра сложилось ощущение, что авторы сами так не определились, о чем все-таки снимали свое кино, поэтому разрывались между темами о семейных ценностях и любви. Именно по этой причине общие впечатления от сценария не самые лучшие, но при этом сама картина сделана очень качественно, выразительно и со вкусом.
Если говорить об итогах, то после просмотра становится понятно, почему картина не запомнилась на Кинотавре в рамках всего проекта, зато по актёрским делам фильм был отмечен одной наградой, потому что из всего состава только актриса Виктория Толстоганова была настоящей, живой и органичной. Все остальные, к сожалению, как сонные мухи, усыпляли своими скучными образами, поступками и лицами (хотя сами актеры прекрасные, просто им нечего было играть). В общем, если вы очень большой поклонник российского кинематографа, смело идите в кино, а всем остальным можно спокойно дождаться домашнего просмотра. ------ «Сто дней без детства» ------ Большинство людей стремятся выстроить свою жизнь до идеального состояния. Конечно, каждый человек воспринимает этот идеал по-своему, но в основном он касается места жительства, работы и, разумеется, семьи. Хуже всего, когда люди притворяются, что их семья не имеет никаких проблем и вообще является образцом для подражания, хотя упорное отрицание этих проблем может лишь спровоцировать скандал, который может смести все на своем пути. На мой взгляд, именно этой теме посвящена психологическая мелодрама Оксаны Карас «Выше неба».
Синопсис Молодая девушка по имени Саша приезжает вместе с родителями и сестрой в загородный пансионат, где планирует вместе с родными провести все лето. Там она знакомится с молодым человеком по имени Миша, чье прошлое окутано мрачной тайной. Новый знакомый Саши сразу не нравится ее докучливой матери. Но Саша и предположить не могла, что эта поездка навсегда изменит не только ее жизнь, но и жизнь всей ее семьи.
Игра актёров Относительно работы отечественных исполнителей у меня особо никаких претензий не возникло. Каждый из актеров сыграл уникального по-своему персонажа, выполнившего свою роль в общей фабуле картины. Прежде всего, хотелось бы отметить Викторию Толстоганову в роли токсичной матери Саши, которая привыкла контролировать жизнь не только дочери, но и остальных членов тоже, но не потому что пыталась создать для окружающих образ идеальной семьи, а просто по той причине, что так было проще удержать ее от назревшего распада.
Режиссура Три года назад Оксана Карас успела завоевать расположение членов жюри Кинотавра, которое по итогу вручило ей Гран-при за лирическую комедию «Хороший мальчик», в которой была затронута тема взросления. В «Выше неба» она по-прежнему касается этой темы и также заостряет внимание на теме семьи как таковой. В начале фильма она рисует буквально идеальное семейство: мама, папа, две дочери - все вроде друг друга любят, и все друг другу доверяют. Однако, как в «Красоте по-американски» мы видим такую же красоту в российском варианте. Папа уже давно разлюбил маму и поглядывает в сторону подруги дочери; мама разрывается между удержанием в семье папы и заботой за младшей дочерью; младшая дочь мечтает вырваться из оков матери, чтобы, наконец, встретить любовь, пожить свободной, по-настоящему. Тут еще в историю вмешивается таинственная гибель местного жителя. Из надоедливой мелодрамы из телеканала «Домашний» фильм постепенно превращается в глубокую психологическую драму с элементами настоящего триллера с неожиданной развязкой, которая рушит все прежние представления об этой семье.
Сценарий Собственно «Выше неба» выигрывает именно за счет сюжета, а точнее, той компиляции сюжетных линий, которые в своем сочетании раскрывают тему взросления, семьи и, конечно, простых человеческих взаимоотношений. Действие разворачивается в подмосковном санатории, куда прибывает, на первый взгляд, вполне обычная семья. Главная героиня Саша, страдающая пороком сердца, знакомится с молодым парнем Мишей, чьего отца недавно находят утонувшим в реке. Параллельно с этой историей развивается линия отношений между матерью и отцом Саши, который постоянно заглядывается на ее подругу Риту. Конечно, это замечает мама, опасающаяся повторений прошлых грехов супруга. На первый взгляд, может показаться, что перед нами стандартная мелодрама, но эти сюжетные линии приобретают неожиданные повороты, которые увлекают внимание зрителя, словно остросюжетный детектив, и ты с нетерпением ждешь, чем же закончится эта история.
Итог Конечно, не лишен недостатков как, например, излишняя романтика и нехватка драматизма, которые только усилили бы впечатление от фильма. Тем не менее, «Выше неба» неожиданно оказался вполне достойным просмотра фильмом, который увлек своим многослойным сюжетом и глубоким смыслом.
Таисия Вилкова, Дарья Жовнер и Полина Виторган для ролей в фильме научились играть на гитаре, кахоне и ханге. ------ Для съемок Филипп Авдеев, герой которого профессионально занимается парапланеризмом, научился управлять парапланом. ------ Во время съемки купания в реке Таисию Вилкову и Филиппа Авдеева унесло сильное течение, о котором никто не подозревал. Благодаря дежурившему на площадке спасателю актеров удалось вернуть на съемочную площадку.
|
Отзывы о фильме Выше неба