Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Восточная Германия в боевой готовности. Ожидается ввод американского вооружения в Западную Германию. Выходца из ГДР, 24-летнего Мартина Роха, вербуют в агенты штази (управление разведки и контрразведки) и отправляют в ФРГ, где он поступает на военную службу, чтобы передавать информацию о действиях войск НАТО. Парень попадает в новый мир, в котором наряду с тайнами и интригами он сталкивается с невиданными ранее чудесами цивилизации.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.444 (1562)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 8.20 (8340)
Разделы: Сериал, Драма
Год выхода: 2015
Название фильма: Германия 83
Иностранное название ленты: Deutschland 83
Режиссеры: Самира Радси, Эдвард Бергер
Актерский состав: Сильвестр Грот, Александр Байер, Лиза Томашевски, Мария Шрадер, Владимир Бурлаков, Ульрих Нётен, Людвиг Трепте, Соня Герхардт, Йонас Нэй, Карина Визе
Продолжительность фильма: 46 мин.
Производство: Германия
Сценарий: Йорг Вингер, Стив Бейли, Анна Ливайн
Продюсер: Нико Хофманн, Тим Греве, Эстер Гордон
Оператор: Франк Кюппер, Филипп Хаберландт
Композитор: Райнхольд Хайль
Художник: Карстен Войте, Ларс Ланге, Катрин Шефер
Монтаж: Свен Будельман, Борис Громацки
Слоган: «Over the wall. Under the gun»
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
Премьера в мире: 9 февраля 2015
Маленький-большой человек ------ Вот уж от кого, а от немцев я такого откровения не ожидал!
Здесь мне понравилось по сути все:
-Не тривиальные сюжетные ходы: каждая серия (особенно с 1 по 4ю) своего рода клубок загадок, интриг и шпионских игр, в который погружаешься с головой. По большому счету - каждый эпизод как отдельный фильм.
-Фильм не идет на поводу так называемой «остальгии» (тоска по ГДР) и не о том, что коммунизм это плохо, а демократия хорошо. Это история человека оказавшегося между молотом и наковальней.
-Помимо глобальных проблем как место простого человека в системе координат двух противоборствующих сторон здесь поднимаются темы отцов и детей (генерал Эдель и его сын), семьи, чести, самопожертвования и фанатизма (отец Мартина).
-Актерский состав безусловно силен. Никто не переигрывает и не ударяется в балаган.
-Помимо визуальной стороны очень грамотно подобрано музыкальное сопровождение: чувствуется дух эпохи и это дополнительная яркая гамма для общего колорита.
И перед нами зрелая, современная шпионская драма с неожиданными поворотами, погонями, оголенными нервами. Такие фильмы гораздо ценнее фильмов про вымышленных суперагентов.
2 бала я снизил за небольшие шероховатости, но, в принципе, этого итак более чем достаточно.
И я на 200 процентов уверен, что эту историю купят в США (возможно, и у нас) и адаптируют под себя. ------ ...От Штеттина на Балтике до Триеста в Адриатике... ------ Так уж вышло, что большинство фильмов и сериалов, снятых на тему «Холодной войны», показывают крайне субъективную точку зрения на события, происходившие с начала 50-х до 90-х годов XX века. Помимо этого, они переполнены различными клише и стереотипами, которые могут сыграть положительную роль в комедиях, но приведут к несуразице и сплошному негодованию в серьёзных картинах. Собираясь посмотреть сериал «Германия-83», я ждал всего этого, но, к моему превеликому счастью, ожидания не сбылись.
Сюжет сериала забрасывает нас в 1983-й год: «Холодная война», ввиду серьёзного геополитического противостояния между Андроповым и Рейганом, грозит перерасти в полномасштабный военный конфликт. Секретные службы двух лагерей ведут скрытную войну, в которую не по своей воле оказывается втянут главный герой - 24-летний офицер Национальной народной армии ГДР Мартин Рох. Прибывая на территории ФРГ, в рядах Бундесвера и НАТО, ему предстоит столкнуться с различными трудностями шпионской жизни, встать перед сложными и противоречивыми вопросами, от которых зависит как его будущее, так и будущее всего мира.
От Технической составляющей сериала я остался в полном восторге. Реальные фрагменты новостных агентств того времени, восточногерманские «Трабанты», обстановка кабинетов и простых квартир двух разделённых государств, музыкальные композиции того периода - это лишь немногое из всего того набора средств, которые позволяют зрителю полностью окунуться в атмосферу 80-х годов прошлого столетия. Хочется отметить и неплохую работу актёров, которые держались на достойном уровне весь сериал. Хотя, признаться честно, бывали моменты, когда кто-то переигрывал или наоборот - недоигрывал.
В итоге, сериал «Германия 83» является достойной картиной о «Холодной войне», способной привлечь зрителя и особенно тех, кто интересуется историей XX века (как я, например). Этому всячески способствуют историческая достоверность и объективность повествования, которые объясняют нам, что наращивание военного потенциала стран ОВД было отнюдь не из-за слепого желания начать полномасштабную войну.
Достойный немецкий сериал о противоречивом и напряжённом немецком прошлом. ------ Не жми на кнопку! ------ В начале восьмидесятых, когда старый мир скрипел по швам, но об этом еще никто не догадывался, США и СССР, две вечно враждующих империи, на полных парах неслись к горячей стадии Холодной войны. Хрупким барьером между коммунистической и капиталистической идеологией стала граница Западной и Восточной Германии. Но конфликт интересов пролегал не только по линии государственных границ, он разделял друзей и разрушал семьи, оставляя когда-то близких людей по разные стороны пропасти идеологических противоречий.
Сериал «Германия 83», одно из последних детищ немецкого телевидения, хоть и рассказывает о событиях более чем тридцатилетней давности, однако они словно списаны с сегодняшних выпусков новостей. Именно к 1983 году возмущение Соединенных Штатов вводом советских войск в Афганистан достигло своего предела и стало поводом к развертыванию ядерного арсенала и проведению учений НАТО на территории ФРГ, под самым носом у правительств стран Восточного Блока. И теперь вопрос о том, кто кого, заключался лишь в скорости нажатия на красную кнопку ядерного чемоданчика, к которому алчно тянули руки главы спецслужб по разные стороны Берлинской стены. Ведь это в шпионских фильмах ядерными атаками и уничтожением планеты грозят патологические злодеи и прочие террористы, а в реальном мире хрупкое равновесие висит на тонкой ниточке, которую держат в руках прекрасные с виду люди, правители ядерных держав, мерящиеся достоинствами своих ракетно-зенитных комплексов.
И, как это обычно бывает в кино, судьба всего мира оказывается в руках одного человека - двадцатичетырехлетнего служащего пограничной службы Мартина Роха, которому по решению Штази предстоит перевоплотиться в адъютанта генерала бундесвера и поставлять свежую информацию из гнезда мирового империализма прямо к столу ГДРовских товарищей. Впрочем, на этом сходство с классическими шпионскими фильмами заканчивается, и Мартину, а вместе с ним и зрителям, предстоит узнать, что шпион - это не тот, кто ездит на крутых тачках, спит с моделями, замешивает мартини с водкой и вырубает противника щелчком пальца. Сначала впервые попавший на Запад салага справляется с шоком от песен Roxette в супермаркетах и от полок магазинов, ломящихся от жевательной резинки, ароматного кофе и мармеладок Haribo. Затем он привыкает к американским джинсам, бургерам из фастфуда и прочим прелестям западной жизни, попутно постигая ремесло спецагента, а уже неделю спустя вспотевшими от страха руками вскрывает сейф в кабинете министра другого государства. Он внезапно осознает, что шпион - это тот, кто целует красивую девушку, а несколько часов спустя закапывает в лесу ее труп. Это тот, кто становится невольным соучастником террористических актов, выгодных людям в овальных, квадратных и прямоугольных кабинетах; тот, кто месяцами не видит родных, чтобы потом искупить все тяготы профессии одним моментом триумфа, о котором он никому не сможет рассказать.
Авторы фильма не дают оценок происходящему, не ищут правых и виноватых, да это и невозможно сделать, не обидев хоть одну из сторон: слишком живы по сей день воспоминания о жизни за Стеной в стране, жители которой всё ещё делят себя на весси и осси («западников» и «восточников»), слишком противоречивы мнения современных немцев о коммунистическом прошлом ГДР. Потому в сериале демонизируется не какая-либо из политических систем, а люди, готовые в погоне за мировой славой превратить Европу в выжженную пустыню, объясняя это потребностями национальной безопасности. Впрочем, слово «демонизируется» слишком эмоционально для этого суховатого и по-немецки сдержанного фильма, герои которого, переживая глубокие личные драмы, держат марку и сохраняют хорошую мину, даже если всё вокруг летит под откос.
О немецком происхождении сериала говорит и педантичность в воссоздании атмосферы ранних 80-х, воплощаемой не только в одежде героев, обстановке квартир, автомобилях и репортажах новостей по ТВ, но и в тщательно подобранном саундтреке из песен Tears for Fears, Billy Idol, Udo Lindenberg, Grace Jones, Fischer Z и десятков других исполнителей, чьи хиты гремели в одну из самых отвязных музыкальных эпох. Немало способствует созданию духа времени и картинка, легкой зернистостью и пастельной цветовой гаммой напоминающая произведения киностудии ДЕФА.
При этом интересен тот факт, что первыми зрителями сериала стали именно американцы, в то время как до немецких экранов «Германия 83» доберется лишь осенью. Словно таким образом создатели фильма хотели донести до «Большого Брата» мысль о необходимости большей сдержанности в обращении с ядерными игрушками, вроде системы ПРО, снова возводимой у границ России в попытке понервировать восточного соседа, но еще сильнее пугающей маленькую Европу, едва успевшую воспрянуть после череды бесконечных войн прошлого века и вновь оказавшуюся в точке столкновения чужих интересов. Европу, которая хотела бы просто мирно жить, однако постоянно пребывающую пешкой в чужой игре. ------ Бонд. Мартин Бонд. ------ Честно говоря, я редко смотрю сериалы. Но нельзя не признать, что в последние годы такие корпорации как «Netflix» и «HBO» стали гарантом качества не менее, чем когда-то «Warner Bros.», «20th Century Fox» и «Paramount». Однако, как и в случае с киномагнатами, определенно не хочется замыкаться на продуктах американского кабельного телевидения, благодаря которым начался второй виток «золотой эры» ТВ.
В связи с этим посмотрел новый немецкий 8-серийный телефильм «Германия 83» (поддержанный американским «Sundance TV») о котором хочется сказать несколько слов.
Сюжет строится вокруг молодого, патриотичного и в целом «правильного» пограничника из Восточной Германии, внедренного (по сути, против его воли) в адъютанты к высшему военному командованию ФРГ накануне размещения американского вооружения в Западной Германии. Исходя из подобной заявки, от фильма можно было ожидать шпионский триллер, с одной стороны, и драму переосмысления (образа жизни, мыслей и собственного места на «правильной стороне») с другой. Отчасти к сожалению, вынужден констатировать, что авторы вполне успешно справились с первой задачей, но довольно поверхностно отнеслись ко второй.
Герой действительно оказывается в самой гуще событий, связанных с обострением «гонки вооружений», и практически единолично предотвращает третью мировую войну. При этом удачно подобрана манера поведения свежеиспеченного шпона-неумехи, беспрерывно балансирующего на грани разоблачения и собственных моральных принципов. Вот только нередкую ухмылку вызывает та легкомысленность, с которой герой осуществляет свою шпионскую деятельность и выпутывается из всех передряг, ускользая в самый последний момент (всегда благодаря сторонней помощи) от разоблачения.
В качестве мелодраматической составляющей выступает целая плеяда семейных неурядиц - от больной матери и неверной беременной невесты (с повисшим, видимо, до второго сезона, вопросом об отцовстве), до первого столкновения со СПИДом. Причем большинство персонажей, вовлеченных в «шпионские игры», для пущего мелодраматизма еще и связаны семейными узами, что порой кажется даже излишним.
Кстати, отдельно вспомнилось, что вопросу нетрадиционной сексуальной ориентации (успокою потенциальных зрителей - не главного героя) в фильме уделено немало внимания, но её представителями почему-то выступают исключительно пацифистски настроенные граждане.
Что же касается сюжета переосмысления, то он в фильме так же «облегчен». Само знакомство юноши из коммунистического лагеря с «прелестями» западной цивилизации скорее обозначено, чем осмысленно - вот он с аппетитом поглощает гамбургер, а вот как ребенок радуется walkmen'у и непривычным ритмам «Duran Duran». И только в истории поиска «своей стороны» авторы, к счастью, не выступают с осуждением какого-либо из режимов. Объемно демонстрируя и положительные, и отрицательные их стороны, они приходят к выводу, что правых и виноватых не было. Зато имело место тотальное непонимание и бессмысленная конфронтация, разжигаемая властями в душах рядовых граждан, что мне кажется крайне актуально именно для нашей сегодняшней действительности.
В результате попытка создать объемный мир вокруг героя нередко выливается в, пусть и в меру сбалансированное, но поверхностное наложение линий, в результате чего следить за их развитием бесспорно интересно, но сопереживать в полной мере удается с трудом.
Хочется добавить, что визуально сериал выполнен на высочайшем уровне, что, бесспорно можно записать в большой плюс (в российской действительности, к сожалению, это можно сказать только об «Оттепели»). Особо хочется выделить работу художников. Конечно же, я не жил в предлагаемую эпоху и мне сложно судить об исторической достоверности, но контрастная атмосфера ГДР и ФРГ 80-х лично меня увлекла и убедила.
Не менее удачен и выбор актеров. Здесь все на своем месте и вызывают именно тот однозначный эмоциональный отклик, на который, очевидно, авторы рассчитывали. Особенно это касается исполнителя главной роли, сумевшего своим «щенячьим взглядом» оправдать наивность и несломленную «чистоту» персонажа, не смотря на порой аморальное его поведение. Ну и особую радость лично мне принесло появление великолепного Мераба Нинидзе в роли «посланника Моcквы».
В итоге у меня сложилось четкое ощущение, что главный герой, по сути, ни кто иной, как молодой Джеймс Бонд, походя предотвращающий мировую катастрофу и не способный разобраться с обилием девушек вокруг. Посему мне кажется, именно по критериям бондианы стоит оценивать драматические перипетии данного сериала и именно по ним авторы справились с задачей на отлично! ------ Proletarier aller Lander, vereinigt Euch! ------ Решил написать рецензию, еще не досмотрев сериал до конца. Мне вполне хватило впечатлений от первых 3 серий. Что ж, думаю, фильм должен понравится тем, кто интересуется «Холодной войной», историей ГДР и прочим, связанным со всем этим.
Сюжет на первый взгляд достаточно банален - шпион из ГДР в сердце своего заклятого «противника» в лице ФРГ и НАТО. Но наш главный герой далеко не Джеймс Бонд, а обычный молодой парень, волей судьбы попавший во всю эту кутерьму политических игр. Поэтому выполняет свою работу он не всегда гладко. Как говорилось в одном замечательном отечественном многосерийном фильме:«Никогда еще не был Штирлиц так близок к провалу». На мой взгляд, буквально каждое задание можно сопровождать этой фразой. Но за всем этим интересно наблюдать. Фильм показывает нам то, как происходит всё на самом деле, где ничего не приукрашено и не преувеличено. Хотя, порой удачливость главного героя заставляет призадуматься, может ли такое быть в жизни.
Не могу обойти стороной то, как оформлен сам фильм. Во-первых, это показ контраста между жизнью в ФРГ и ГДР, взяв в качестве примера впечатление главного героя от супермаркета, которого в его стране называют не иначе, как универсам. Мне почему-то приятно видеть в кадре, как по улочкам проезжает то «Москвич», то «Жигули». Наверное, именно это чувство у самих немцев называется «остальгией» - тоской по ГДР. Во-вторых, все саундтреки - это песни, вышедшие в том самом 83-ем году, которые, наверное, действительно звучали на всех радиостанциях того времени. Ну и в-третьих, это цитаты из газет, вырезки из выступлений политиков по телевидению, которые то и дело попадаются нам на глаза. Всё это в совокупности погружает нас в атмосферу времен «Холодной войны», будто бы всё так и было на самом деле в мельчайших подробностях.
Что ж, как я уже говорил в начале, фильм точно понравится любителям недалекой истории. Множество любопытных фактов и действий не оставят равнодушным. Для остальных же он может показаться скучным и монотонным, но ведь смысл этой картины не в зрелищности и непобедимости главного героя. Я бы связал его больше с документалистикой.
Приятного просмотра!
Персонаж «Колибри» имеет своего прототипа - восточногерманского агента Райнера Руппа, работавшего под псевдонимом «Топаз». Однако Рупп, в отличие от Рауха, родился и вырос в ФРГ и был завербован на волне событий 1968 года. ------ Раух действует как типичный агент «Ромео», то есть соблазняет секретаршу из штаб-квартиры НАТО. Этот приём широко использовался разведкой Штази: так, в частности, были завербованы Габриэла Гаст и Урзель Лоренцен. ------ Поводом к написанию сценария послужило воспоминание Йорга Вингера о своей службе в роте связи в 1980-е годы. Однажды на Рождество была принята радиограмма с Востока: «Счастливого Рождества Йорг», после чего он стал подозревать, что в его части находится восточногерманский шпион.
|
Отзывы о фильме Германия 83