Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: 1962 год. Москва. Владимир Ионесян, по кличке Мосгаз, стал первым официально признанным серийным маньяком в Советском Союзе. Его кровавые деяния навсегда вошли в историю криминалистики, а его прозвищем мамы пугали детей. Представляясь работником Мосгаза, маньяк свободно проникал в квартиры людей, выбирал жертву и оценивал благосостояние хозяев квартир. Позже следствие докажет причастность Мосгаза к шести убийствам, в том числе на его совести четыре смерти несовершеннолетних граждан СССР. Мало кто знает, что все свои преступления Мосгаз посвятил юной артистке кордебалета. Он убивал с легкостью, словно играл роль. По приказу Хрущева на поимку серийного убийцы отводилось две недели. Приказ был выполнен в срок. Что двигало преступником: жажда наживы, несчастная любовь или болезненное стремление убивать?
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.190 (5971)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.10 (102)
Разделы: Сериал, Детектив, Криминальный
Год выхода: 2012
Название фильма: Мосгаз
Режиссеры: Андрей Малюков
Актерский состав: Роман Мадянов, Андрей Смоляков, Анатолий Кузнецов, Екатерина Климова, Марина Александрова, Юрий Чурсин, Агния Кузнецова, Светлана Ходченкова, Даниэла Стоянович, Максим Матвеев
Продолжительность фильма: 52 мин.
Производство: Россия
Роли дублировали: Сергей Безруков
Сценарий: Зоя Дзюбло
Продюсер: Денис Евстигнеев, Татьяна Голынская, Константин Эрнст
Оператор: Алексей Федоров
Композитор: Денис Новиков, Антон Шварц, Дмитрий Чижевский
Художник: Лариса Лебедева, Элина Бурдо, Александр Толкачёв
Монтаж: Ольга Петрусевич
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
Премьера в мире: 8 октября 2012
Премьера в России: 29 октября 2012
Халтура ------ У детективов есть свойство, что даже самый плохой досмотришь (дочитаешь) до конца что бы узнать кто убийца. Но посмотр «Мосгаза» отбивает охоту смотреть что либо еще и этого сценариста и режиссера. Сюжет очень слабый, мотивация поступков героев высосана из пальца. На что рассчитывал охотник за сокровищами убивая (без причинно по сути) очередную жертву? Чем больше убийств тем более активно следствие и криминальный мир, тем больше шансов что сокровища исчезнут.
Можно обсуждать много мелких ляпов типа идущий в 1962 году по ТВ «Я шагаю по Москве» который вышел в 1964 и несоответствие милицейской формы (уже были отложные воротники и галстуки), но упомяну лишь главные, которые сразу показывают низкое качество фильма. На кой черт Хрущеву вызывать к себе какого то майора, а не министра МВД? Чем вообще рядовые криминальные убийства могли заинтересовать его? Пресса естественно тогда про них ничего не писала, следствию было очевидно что они из корыстных побуждений, речи о серийном маньяке не шло, да и пять убийств это не повод требовать найти убийцу в 12 дней (Чикатило искали несколько лет), самим Хрущовым.
Чем вообще оправдано перенесение сюжета в 1962? Только модой на ретро? С таким же успехом это могло происходить на 10 или 20 лет позже, может и ляпов бы было меньше.
Стремление очеловечить сериал (показать историю Сони, Черкасова, ввести персонаж генерала Тимофеева или жены Черкасова) по сути просто увеличивают хронометраж. Если зритель не верит криминальной линии сюжета, то ему безразлична и человеческая. Последняя серия по нагромаждению нелогичностей превзошла весь предыдущий сериал.
Кино для зрителей первого канала! Два балла а не ноль все же за работу декораторов. ------ Киноэкскурс в прошлое ------ Всегда интересно совершить киноэкскурс в прошлое.
Первая серия дала понять, что сюжет лишь по мотивам дела убийцы Ионесяна. Очевидно, само дело показалось слишком заурядным.
Но, как говорится, хозяин - барин.
Впечатление от первой серии, скорее, положительное. Обстоятельное, неспешное повествование, добротное оформление. Яркая картинка - хорошо, надоело тусклое изображение.
Понравилась сцена, где мальчишки играли зимой в футбол, все вываленные в снегу.
Убийца ходит замедленно, как зомби, и разговаривает глухим булькающим голосом, как через толщу воды. Я понял, что это прием. Но так ли он нужен?
Понравились Ирина (С. Ходченкова) и Наташа (А. Кузнецова). Полное впечатление, что они из того времени.
М. Александрова пока раздражает, хотя меньше, чем в сериале «МУР». Момент, в котором она боялась зайти в квартиру, где осматривали убитого мальчика, правдоподобен. Даже отработав много лет, сотни раз выезжая на криминальные трупы, гибель детей воспринимается очень тяжело. А ещё тяжелее - реакция на смерть детей их родителей.
Авторы, как обычно, не вполне представляют обязанности сотрудников милиции. Герой А. Смолякова - начальник отдела уголовного розыска? Героиня М. Александровой - о/у? Тогда зачем она кинулась какие-то манипуляции с масштабной линейкой совершать на месте происшествия, говорить: «тут сфотографируй и тут»? Или она криминалист?
Пока не оцениваю, буду смотреть. ------ Фильм про маньяка, Или история о прошлой жизни ------ Скажу эмоционально честно и без аналитического воспроизведения сцен - фильм понравился. И хотя я знал кто этот самый маньяк буквально с первых серий (заглянул в инет) - все равно до последних минут последней серии как-то сопереживал главным героям и велся на созданную интригу.
Что в плюсе: как уже замечено здесь - хорошо переданная атмосфера тех лет (1962-1963). Нашли автомобили, снимали в местах где убрана реклама и т. д., а убранство квартир - так вообще замечательно передано. Несколько приукрашена одежда героев (чуть ли не все мужчины ходят в пальто с поднятыми воротниками - ну что тот Джеймс Бонд:), а женщины - в очень неплохих платьях и тоже многие в красивых ярких пальто, как, например, героиня Кузнецовой - Наташа). Вопрос спорный - одевались ли так тогда на самом деле? Но глаз как-то режет, с эпохой не складывается, тем не менее - это мелочь.
Отдельно хочется сказать об игре актеров. Как ни странно - понравились почти все. Убедительный Смоляков, многодиапазонный (это порадовало особенно, ибо для меня было неожиданно!) Матвеев и не менее талантливый Чурсин. Кузнецова и Ходченкова - просто умницы, выше всяких похвал. Несколько менее понравились актеры второго плана, а меньше всех - Александрова. Слабо, очень слабо. Эмоций не вызвала вообще никаких. Мне кажется, что это большой промах режиссера.
Что касается сценария - то здесь все не так радужно, как могло бы быть, учитывая неизбитость темы в отечественном кино. Сюжеты могли быть и поинтереснее, но главная промашка в куче явных несоответствий и непродуманностей. А еще не покидало чувство некоей надуманности, т. к. главные герои (сыщики и подозреваемые) все друг с другом знакомы, да и чуть ли не родственники, хотя оснований к тому никаких. Почему герой Смолякова привлекся к расследованию и будучи майором милиции лично приглашался несколько раз к самому Хрущеву? Почему только с полковником? Почему на это нашумевшее дело не бросили лучшие силы сыска (а так и было на самом деле?). В общем, масштабность того дела явно приуменьшена, а потому не раскрыт и «полет мысли» главных сыщиков. По сути, показана только их намученность и усталость, а весь колоссальный объем работы и реальное напряжение всех участников - нет, не раскрыто. Не понравилась и некая пассивность жертв преступника - как-то уж очень легко он их всех убивал, будучи при этом худеньким и неспортивным юношей (Матвеев - не Сталлоне и не Ван Дамм).
Что в итоге. Посмотреть, конечно, стоит. Несмотря на имеющиеся «недотяжки», фильм оставляет приятное послевкусие, а ради него и стоит смотреть такое кино.
С учетом российского происхождения и достаточной малобюджетности - ------ Фильм про маньяка, Или история о прошлой жизни ------ Сюжет имеет слишком вольную интерпретацию реальных событий шестидесятых годов прошлого века. Фактически позаимствованы только три подлинных детали: прозвище «Мосгаз», первое убийство ребёнка и свидетель-ребёнок, арест на вокзале с помощью переодетой сотрудницы милиции. Всё остальное - болезненная фантазия и бред, в особенности, вся чехарда вокруг художника и желания недоделанных диссидентов сбежать за границу. Даже работа убийцы в театре притянута за уши, потому что во время показанных событий он по профессии не работал. К сожалению, для кинофильма не придуман даже весомый мотив убийцы, в результате чего антигерой получился непонятным и полностью провальным персонажем. После просмотра остаётся лишь вопрос: что это был за бред?!. Поскольку реальная история достаточно пресная и невзрачная, в сюжет фильма введены множество дополнительных ярких персонажей, окружавших антигероя, и создающих вокруг него целый кордебалет. И сам он наделён необыкновенными талантами и «тонкой душевной организацией». Получилось фееричное драматическое шоу, имеющее отношение к реальности только в виде вывески «Мосгаз».
Особая роль в фильме отведена оперетте. В результате создаётся иллюзия, что культурное общество того времени только и занимается в свободное время, что ходит на одну и ту же дебильную опереточную постановку и неизменно ликует каждый раз. Похоже, у автора сценария какой-то пунктик насчёт оперетты.
(Далее будет частичный повтор рецензии на сериал «Палач» и ничего нового).
Забегая вперёд, попытаюсь объять необъятное в попытке охарактеризовать сразу три сериала - «Мосгаз», «Палач» и «Паук», - поскольку они сильно похожи друг на друга, во-первых, действующими лицами в главных ролях, во-вторых, направленностью сюжетов, и в-третьих, характерными особенностями.
В слишком комичном виде в сериале показали главу государства Хрущёва: истеричный идиот и самодур, который в домашней обстановке всегда одет с украинским колоритом - в вышиванку; его поведение во всех эпизодах пронизано ощущением работающего часового механизма в бомбе с говном, - вот-вот взорвётся и всех вокруг закидает. Что характерно: уголовное дело по «Мосгазу», которое ведёт ГГ в лице следователя Черкасова, находится на особом контроле у главы государства, поэтому Хрущёв время от времени появляется на экране, и ГГ с ним контактирует.
Из-за «особого контроля» возникает чувство некоторой всеобщей беспомощности правоохранительных органов великой Страны Советов, которые всей своей совокупной мощью не могут раскрыть архиважное уголовное дело, и для расследования неизменно привлекается «следователь всея Руси» Черкасов, - уж он-то справится! При этом он всего лишь следователь по особо важным делам в МУРе, а не какой-нибудь именитый генерал милиции, увенчанный лаврами былых побед на фронтах борьбы с преступностью. Подчёркиваю: следствиями в рассматриваемых сериалах руководит лично Черкасов, и это крайне странно, потому что только от его профессионального чутья, а иногда и везения, зависит конечный результат; а решения о привлечении Черкасова принимаются лично главой государства, как будто это его уровень решений. Для весомости сюжета в дурацком сериале, это, конечно, хорошая задумка, но, к сожалению, так дискредитируется Советская власть. А роль личности, типа «следователя всея Руси», становится непомерно раздута.
Про главного героя, Черкасова. Немного мужиковатый, немного простой, немного брутальный, чаще всего уставший от жизни, имеющий перманентный «геморрой» на своём семейном фронте, который с разной силой беспокоит его во всех трёх сериалах. Черкасов очень уверенный в себе, снисходительно посматривает на начальников-дураков, но не «лезет в бутылку», держит себя в руках, хотя сильно перегибает палку в отношениях с КГБшником в «Пауке» (он бы себя так не вёл в реальной жизни). Черкасова регулярно переодевают то в милицейскую форму, то в гражданскую одежду, и зачем это делается кроме случаев явки к главе государства, понять затруднительно.
София - наиболее адекватный, человечный и психически уравновешенный персонаж в сериалах. Однако, при своих выдающихся внешних и неплохих профессиональных данных она почему-то всегда остаётся на задворках сюжета, в буквальном смысле под «венцом безбрачия». С одной стороны, София демонстрирует капризность в отношении нормальных парней, типа Гаркуши, с другой стороны, - неразборчивость и головотяпство с сомнительными кандидатами в мужья. Эти её постоянные неудачи на любовном фронте в конце-концов просто притомили! Честное слово, прямо жалко было, что её не прикончили в «Пауке», потому что так бы прекратил раздуваться весь этот мыльный пузырь её личной неустроенности, в каждом следующем сериале увеличивающийся в размерах. Но её персонаж необходим для сериала, ибо по канонам должна присутствовать красивая девочка, которой симпатизируешь и за которую беспокоишься.
Отдельного упоминания заслуживает специально введённый в сериалы антипод Черкасова - следователь Пожидаев. Чаще всего он являет собой русскоязычную версию тупого и нахального констебля Лестрейда со страниц конандойловских произведений. «Бережно опекаемый» руководством Черкасов, в лице своего непосредственного начальника полковника милиции Саблина, с неизменный настойчивостью раз за разом оказывается втягиваемым в непрекращающийся у него конфликт с Пожидаевым, который не только не помогает следствию, но часто является обузой, а иногда даже и сильно вредит. Эта вопиющая идиотия каждый раз сильно удивляет: «Черкасов, даю тебе сутки на расследование, иначе - голова с плеч. Да, и вот тебе в помощь Пожидаев». Хотя прекрасно знает об отношениях между этими подчинёнными, и что специалист Пожидаев - так себе. По большому счёту он нужен сериалам только с одной целью - создать дополнительные проблемы, которые приходится решать следственной группе Черкасова, и тем самым «забавлять» зрителя. Но вся пожидаевская линия - один сплошной бред и треш, который вызывает крайнее недоумение и раздражение. Я понимаю, что так и задумано, но это же несерьёзно!
Про других героев особо сказать нечего.
Минусы. (Не буду повторяться - о них в рецензии на сериал Палач).
Вывод. Каждый сериал снят довольно качественно, в особенности понравился воссозданный антураж той советской эпохи с её особенными вещами, одеждой и неброской домашней обстановкой. Актёры стараются, но режиссёрское навязчивое вмешательство ощущается практически в каждом эпизоде, в результате по части психологического наполнения получается «кино и немцы» и сильная оторванность от реальности. Меня напрягает наблюдать постоянные истерики у всех основных персонажей фильма, поэтому в моём восприятии эти сериалы не поднимаются выше планки дешёвой театральной постановки. А навязчивая тема алкоголя просто огорчает.
Ради развлечения и знакомства с российской кинопродукцией, можно посмотреть. Но серьёзного детектива, триллера или драмы не ждите. Всё воспринимается высосанным из пальца. ------ Мосгаз слезам не верит ------ Когда фильм позиционируется как «основанный на реальных событиях», самое естественное желание - узнать об этих событиях. А там русским по белому написано, что убийца - артист оперетты. Это как если сказать человеку, только-только начавшему увлечённо читать детектив, «Всех убил садовник» и тем жестоко, топором, убить всё удовольствие на корню. Но при просмотре фильма выясняется, что события-то там совсем-совсем другие. Расстрелянные цеховики, непризнанные художники, выставка в Манеже, кровавые рубины. Это всё не про старушек и детей, убитых за свитер и склянку одеколона «Шипр». Получается парадокс - события иные, драматургия иная, а убийца уже известен. «Куда бы Алиса ни шла, где бы ни сворачивала, всякий раз, хоть убей, она выходила снова к дому».
По правде говоря, и без подсказки лично мне уже ко второй серии было ясно, вокруг кого вертится вся интрига. Это, пожалуй, самый большой минус сериала. Второй минус - недостаточно страшно. Если в начале первой серии еще был саспенс, то потом он куда-то пропал. Третий минус - собирательный, множество мелких несуразностей (например, когда из Александровой делали двойника Ходченковой, хотя у них огромная разница в росте, и их никак не спутать даже издалека) и нелепостей, вроде беспечного и нелогичного поведения главного героя в последних сериях, как будто он с радостью и вожделением спешил попасться в руки «нашего советского суда - самого гуманного суда в мире». Кстати, сцена этого суда меня почти насмешила.
Из плюсов - каким-то образом хорошо передался аромат той эпохи. Это бывает крайне редко, и не всегда по понятной причине. Даже когда я смотрю первую часть такого прославленного фильма, как «Москва слезам не верит», я не верю, что это 50-е годы, я чётко вижу 70-е. А здесь я поверил: 60-е.
В целом сериал мне понравился, он увлёк меня с первых минут, иначе я бы не стал его смотреть и ждать каждый вечер. Это еще один плюс, который, наверное, перевешивает все минусы.
7- из 10
Во время съемок сериала актриса Марина Александрова находилась в положении (приблизительно шестой месяц беременности), что можно заметить, если внимательно приглядеться - почти во всех планах Александрову снимают либо по пояс, либо она прикрывает область живота сумкой. ------ Съёмки сериала прошли весной 2012 года в Тутаеве, Ярославле и Москве. ------ В одном из интервью Зоя Дзюбло призналась, что разработала персонажа Черкасова по аналогии с Глебом Жегловым из фильма «Место встречи изменить нельзя». ------ На роль Черкасова также пробовался Александр Балуев. ------ Идея тряпичной куклы, с которой из-за болезненной привязанности не расставался маньяк-убийца, почти полностью взята из одной из новелл киноальманаха 1945 года «Глубокой ночью».
Во второй серии на 20 минуте звучит песня из фильма «Я шагаю по Москве» в исполнении Никиты Михалкова. Поскольку сам фильм вышел 11 апреля 1964 года, то эта песня вряд ли могла звучать в декабре 1962 года, когда происходит действие сериала. ------ В четвёртой серии на 39 минуте Стас Шелест цитирует песенку из мультфильма КОАПП ('Вот случилось где-то что-то, ой-ой-ой-ой-ой»), который вышел только в 1984 году.
|
Отзывы о фильме Мосгаз