Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Заведующему детсадом Трошкину фатально не повезло: он оказался как две капли воды похож на бандита по кличке «Доцент», похитившего уникальный шлем Александра Македонского. Милиция внедряет добряка Трошкина в воровскую среду — и ему ничего не остается, кроме как старательно изображать своего двойника-злодея, путая всех окружающих. Со временем он настолько блестяще входит в роль, что сам начинает порой приходить в ужас. Между тем, жизни его угрожает смертельная опасность…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 8.525 (242 149)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 8.50 (9083)
Разделы: Фильм, Детектив, Драма, Комедия, Криминальный
Год выхода: 1971
Название фильма: Джентльмены удачи
Режиссеры: Александр Серый
Актерский состав: Раднэр Муратов, Георгий Вицин, Эраст Гарин, Павел Шпрингфельд, Николай Олялин, Савелий Крамаров, Любовь Соколова, Анатолий Папанов, Наталья Фатеева, Евгений Леонов
Продолжительность фильма: 84 мин. / 01:24
Производство: СССР
Роли дублировали: Лариса Мондрус
Сценарий: Виктория Токарева, Георгий Данелия
Оператор: Георгий Куприянов
Композитор: Геннадий Гладков
Художник: Валентин Перелетов, Элеонора Немечек, Борис Немечек
Монтаж: М. Ренкова
Возрастное ограничение: для любой зрительской аудитории
Премьера в мире: 13 декабря 1971
Выход в прокат фильма на Blu-Ray: 13 марта 2012, «Парадиз»
Выход в прокат фильма на DVD: 11 января 2011, «Парадиз»
'...близкие, казалось, люди...' ------ Ничто так не вредит фильму как ярлыки «культовый» и «народный». Такие картины напоминают сирот, беспризорников, хотя при этом их все любят и знают. Ну, бегает тут по дворам... хороший мальчик. Они растасканы на цитаты, проданы, затёрты, засмотрены до дыр, фильмы о их создании приносят рейтинги каналам и известность их авторам. Но о чём эти фильмы не знает никто. Что же вы поняли из происходящего на экране, кроме «редиски» и «а меня - Федя»? Культовый статус уничтожает содержание, выхолащивает нерв и чувства. Народное - это ничьё.
Что же хотели показать Александр Серый, Георгий Данелия и Виктория Токарева?
В Евгении Ивановиче Трошкине спокойно уживаются две совершенно разных души: заведующий детским садом, талантливый педагог, фронтовик и просто милый человек и бандит, вор-рецидивист Доцент. И кто над кем одержит верх в каждой конкретной ситуации, предугадать невозможно. При этом появление Трошкина или Доцента получается всегда некстати, вопреки логике и психологизму сложившихся обстоятельств.
В эти моменты фильм перестаёт быть смешным, на мгновение становится тяжело, атмосфера лёгкой комедии сменяется трагедией тупика человеческих судеб.
Так Евгений Иванович, забываясь, начинает рассказывать своим спутникам о том, как «мы в 43-м под Курском стояли», чем вызывает их издевательский хохот.
Или, пытаясь выдать себя за грубого уголовника, бросает Мишке, другу детства Косого: «Вор он» и оскорбляет всю прошедшую жизнь человека, его светлые и радостные чувства, которые ещё живы в нём. Милый и симпатичный воспитатель Трошкин, ради маскировки и правдоподобия, превращается в проповедника воровских законов и преимуществ уголовного образа жизни: «Украл, выпил - в тюрьму! Романтика». Однако, в глазах Косого стоят слёзы...
А в тяжёлом эпизоде, когда страшный Доцент превращается в доброго Евгения Ивановича и передаёт Гавриле Петровичу письмо от сына, Косой подозрительно ворчит: «Интересно, какая зараза этому хмырёнку на Хмыря накапала?».
Ну а реплика Доцента-неДоцента про врача скорой помощи, которой он «бритвой по горлу - и привет!» смотрится просто как довесок к этой нелепой и жуткой ситуации...
Евгений Иванович Трошкин, воспитатель и добрый человек, промахивается каждый раз, когда пытается наладить контакт с людьми, которых жалеет и которым от всего сердца желает добра. Нельзя пробудить совесть в других людях, впустив в свою душу безжалостного и беспринципного бандита.
Следствием этого неуклюжего двойничества и неуместных превращений становится неверие и подозрительность людей, которые находятся рядом. Они боятся грубого Доцента, их раздражают воспитательные методы Трошкина. Даже человечный поступок с письмом от сына Хмыря вызывает пересуды и вопросы. Человек с несколькими лицами не может быть другом.
Трое заключённых, что бегут вместе с Трошкиным-Доцентом из тюрьмы, далеко не пропащие, несмотря на то, что им «по сорок лет, большая часть жизни уже прожита». Они просто не знают, как вернуться к нормальной жизни. Косой искренне завидует своему другу детства - инженеру, у Хмыря когда-то была семья, Вася Алибаба скучает по матери. Но постоянные перевоплощения Евгения Ивановича пугают их и они начинают верить, что Доцентов может быть много...
Человеческая отчуждённость - есть трагедия. Отчуждённость и недоверие, даже когда люди хотят одного и того же - ещё большая трагедия.
Лёгкая комедийная атмосфера, прекрасный сценарий и блистательные актёрские работы в некоторой степени оказали этому совсем невесёлому фильму медвежью услугу, подарив ему этот статус народного и превратив его в набор цитат. ------ Не все люди редиски... ------ Рецензировать фильм-легенду, растасканный на цитаты и узнаваемый почти всеми поколениями, как-то неловко. Скорее всего, можно просто поделиться впечатлениями... И я спешу ими поделиться.
Фильм А. Серого, малоизвестного режиссёра с очень грустной судьбой, «Джентльмены удачи» воплотил в себя всё: и эксцентрику Гайдая, и трагикомическое Рязанова, и, конечно же, драмакомическое самого Данелия. Фильм собрал в себе всех самых известных советских комедийных режиссёров. Казалось, что все они трудились над фильмом. Сценарий прост и незамысловат. О величии подобранных актёров даже говорить лень. А троица Крамаров-Вицин-Муратов с ароматной приправой «Леонов» станет намного известнее гайдаевской троицы.
Изюминка этого фильма в том, что в нём смешно буквально всё, несмотря на то, что фильм в общем-то с криминальным подтекстом. И криминал здесь не такой уж безобидный - присутствует даже сцена с убийством. Но именно над криминальным миром фильм смеётся. Кроме того, отмечается великолепная перекличка двух воспитательных систем: детсадовской и тюремной. Это - просто находка, это ново, бесподобно, до одури оригинально. И - главное! - смешно. Самое грустное то, что если бы министр МВД СССР Щёлоков не валился бы со смеху от просмотра, фильм не выпустили бы на экраны. Мол, там в глупое положение поставлена советская милиция. Но на деле это совсем не так. Лишний раз подтверждается наивность и недалёкость советских цензоров.
Фильм не устаревает, как и всякий шедевр. Его можно и нужно смотреть всегда, в любом настроении. ------ Гонка за историческим шлемом ------ Кинематограф эпохи СССР почти сплошь состоял из сокровищ. Ведь раньше люди работали ради искусства. И, как минимум здесь это вылилось в превосходный фильм. Режиссёр только не самый именитый. Но сценарий для Александра Серого писал сам Георгий Данелия. Так что, не так-то всё и прозаично. Напротив, «Джентльмены удачи» смело назвать величайшим достоянием и не бояться, что с тобой не согласятся.
Как-то раньше этот фильм показывали чаще. Ныне же ему отводят только новогодние дни. Хорошо, что так, ведь современным ценителям кино надо обязательно знать истоки русского кинематографа. Кстати, я тут намедни заметил, что время-то в картине показывают какое! Новый год!.. Отсюда, наверное, и решение у телевизионщиков... Но не будем углубляться...
Вор по кличке Доцент украл со своими подельниками исторический артефакт - шлем Александра Македонского. Сотрудники повязали банду, но каждый из них отказался сознаваться где их главарь спрятал такой ценный предмет. А заведующий детсадом Евгений Иванович - абсолютный двойник «золотодобытчика»... Так и завязывается эта история.
Евгений Иванович Трошкин и Доцент - это, конечно, лицо Евгения Леонова. И мы это прекрасно знаем. Евгений Павлович сыграл и Евгения Ивановича, и Сан Саныча (Доцента). Трошкин соглашается помочь следствию и отправляется в тюрьму под видом человека, с которым случилась амнезия. Отныне история будет пестрить искрами от юмора и шуток. Ну, конечно, в застенцах такое бы не прошло, какое исполнил порядочный гражданин Советского Союза. Но на то она и комедия... На всё про всё у (лже)Доцента было:
- Пасть порву, моргала выколю.
Побег. Конечно, тоже под колпаком милиции. Только всё идёт не так. И это тоже не может быть не смешным...
Всё-таки этот новый Доцент пытается переучить ярых урок на прилизанный лад. И ближе к концу фильма нам как-то намекают, что все они - как раз нормальные люди. Но... На беду всей операции, сбегает из других мест лишения свободы... настоящий Доцент...
Ну, пожалуй, я не буду исключением и тоже скажу, что этот фильм - хрестоматия кино. И Георгий Вицин, и Савелий Краморов... Да тут все просто сногсшибательны (и я даже не побоюсь этого штампа).
Это классика на века!.. Нет смысла проходить мимо этого филма людям, которые по каким-то причинам ещё не видели этот фильм, по которому надо учиться снимать!!! ------ «Украл, выпил - в тюрьму! Романтика!» ------ Вот это кино! Просто песня!
Тем более что песни-то как раз в фильме и нет («Проснись и пой», думаю, не в счет - всего лишь эпизод), и это тот редкий случай (вот так, навскидку, разве что «Шерлок Холмс» в голову приходит), когда мелодия, основная тема стала чем-то большим, чем просто «музыка из кинофильма». При том, что сама картина является, пожалуй, одной из самых-самых в своем жанре. Это музыка к кинофильму, для кинофильма, это полноценное слагаемое общего успеха и совершенно самодостаточное произведение в то же самое время. Что называется, нет слов - как в прямом, так и в переносном смысле.
А какие люди! Совершенно безумное сочетание. Абсолютная нестандартность и ослепительная яркость образов. И до чего же грамотно расписаны диалоги, отыграны все до единого эпизоды. Красота! Между тем картина в известном смысле достаточно серьезна: тут тебе и разговор в электричке о завидной доле «джентльмена удачи», и полученное из дому письмо, да и, собственно, финал, к которому авторы аккуратно всё подводят: «А мы?!» - задаются вопросом герои, и зритель волен сам решать, что ждет их в дальнейшем. Мне кажется, это особый талант - соблюсти баланс смешного, коим кино просто сказочно богато, и не очень. Удалось.
И всё же это, конечно же, в первую очередь комедия. Смею надеяться, не стареющая. Очень интересный сценарий, чрезвычайно насыщенный с точки зрения событийности. Мне это представляется очень ценным качеством, выгодно отличающим одно смешное кино от другого. Содержательность самой истории, поддержанная юмором весьма высокого качества, не оставляет зрителю никаких шансов: смотришь картину и влюбляешься в неё навсегда.
Единственный момент, эпизод, который кажется мне лишним, - это встреча сбежавшего из тюрьмы Доцента с бывшими подельниками. Та, что для одного из них заканчивается весьма трагически. На мой вкус, эта сцена несколько выбивается из общего ряда, тем более что сюжетной необходимости в ней скорее не было.
В остальном же можно просто наслаждаться любимыми шутками неповторимых мастеров своего дела: Е. Леонова, С. Крамарова, Г. Вицина, Р. Муратова и др.
Итоговая оценка не вызывает никаких сомнений: ------ Все побежали и я побежал! ------ Очень смешная комедия. Как говорится таких сейчас не делают. Один из фильмов который растащили на цитаты. «Пасть порву!»
Фильмы про бандитов и даже про тюрьму но такой можно и детям показать. Ну бандиты как принято было раньше просто запутавшиеся люди. И если найти ключик то можно их сделать лучше. Чем и занимается герой Леонова. Перевоспитывает их. Как и положено воспитателю детского сада. Милый такой герой Леонова который не верит в плохих людей а в плохие поступки. Кроме этого
Леонов исполнил еще роль рецидивиста «Доцента». Это самый страшный персонаж фильм. Здесь Леонов показал еще одну грань таланта. Он ведь мог бы и совершенно отрицательных героев играть.
Савелий Крамаров «Чуть что сразу Косой» Бывший хулиган. Наверное он сбегал с уроков и как то незаметно покатился по наклонной. Здесь его персонаж этакий главный «дурачок» в компании. Большинство самых обычных шуток связанно именно с ним. То верблюд на него плюнет, девушка у него по английски «чувиха».
Вицин «Лошадью ходи. Век воли не видать» это правая рука Доцента. Иногда способен украсть и у своих. По виду образования выше среднего. Он устал уже от такой жизни и понимает что в тупике.
Василий Алибабаевич. «Садитесь жрать пожалуйста». Разбавлял бензин ослиной мочой. Просто со всеми сбежал. Хозяйственный, хороший парень, очень наивен по сравнению с другими.
По большому счету это некий реверанс в сторону Труса, Балбеса и Бывалого. А Алибабаевич как бесплатное дополнение. Сюжет очень даже детективный, поэтому в первый раз когда ребенок смотрит, он видит шутки, а когда подрастет ещё и сюжетные переплетения. Очень приятное кино. Можно очень часто пересматривать.
Занимает по посещаемости 12-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. ------ В городе Джамбул, который упоминает Василий Алибабаевич, установлен памятник «Джентельменам удачи». Только теперь этот город переименован в Тараз (Казахстан). ------ Фраза «Археологи из Томска» считается среди томичей самым известным (возможно, и первым) упоминанием о городе Томске в кинематографе. В ироничном смысле употребляется по отношению к томским археологам, работающим в других регионах. ------ Очень много было хлопот с подбором раствора цемента для съемок. Раднэр Муратов вспоминал: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, покрашенной хлебной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий... Вылезли мы после съемок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав из 23 лекарственных трав и на 15 лет продлевает молодость». ------ У красавца Олега Видова были производственные проблемы: он играл милиционера, переодетого таксистом. Справа сидел Савелий Крамаров и честно произносил текст. Но сколько бы режиссер ни командовал: «Повернись и поговори с человеком!», Видов срывал дубли, так как просто плакал от смеха. ------ Киноначальству было не до шуток - как можно разрешить к показу картину с таким количеством тюремной лексики. Но фильм в преддверии профессионального праздника, Дня Милиции, показали главе МВД Николаю Щелокову, который так хохотал, что заглушал реплики, доносившиеся с экрана. ------ Изначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции. В киносценарии остался только жулик Косой. Все остальные персонажи были переписаны, а главным героем стал заведующий детским садом. ------ На роль Хмыря Георгия Вицина утвердили не сразу. Пробовались Рудольф Рудин, Лев Дуров и Виктор Сергачев. Однако режиссера все время что-то не устраивало. В итоге худсовет картины остановился на Вицине, хотя к его кинопробам была добавлена приписка «поработать над гримом». ------ Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян, а Раднэр Муратов пробовался на роль начальника тюрьмы. Однако Мкртчян не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем. ------ Снимали «Джентльменов удачи» всего три месяца, с февраля по апрель 1971 года. Тюрьму и побег - в Самарканде, дачу профессора археологии - в Серебряном Бору (это была дача одного из членов съемочной группы), а детский сад, театр и заброшенный дом, в котором прятались сбежавшие из тюрьмы герои, - в Москве. ------ Съемки едва не застопорились из-за верблюда. Почему-то все считали, что в Самарканде с «кораблями пустыни» проблем нет. Однако найти верблюда удалось только в зоопарке. И, разумеется, он не плевал в Косого. Плевок был не чем иным, как обильно вспененным на лице Савелия Крамарова шампунем. ------ Евгения Леонова так и не удалось посадить на верблюда. Актер категорически отказывался забираться между двумя горбами животного и проехать хотя бы сто метров. Пришлось применять киношную хитрость - Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, а Евгения Павловича везли на спине кого-то из съемочной группы. ------ Чтобы подстраховаться, сценарий «Джентльменов удачи» отправили всем крупным милицейским чиновникам. Каждый из них посчитал своим долгом внести какие-нибудь изменения. Например, один из таких добровольных консультантов написал: «Текст сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьезное опасение, что фильм, снятый по этому сценарию, явится пропагандистом блатной терминологии, которая может быть поддержана молодежью». Пришлось сценаристам вкладывать в уста своих героев более невинные ругательства: сарделька, сосиска, редиска, петух гамбургский и даже Навуходоносор. ------ Делать зарядку в 17-градусный мороз не хотелось не только - по сценарию - матерым рецидивистам, но и - по жизни - замечательным актерам Леонову, Вицину и Крамарову. Они пошептались между собой и предложили Муратову вопреки желанию режиссера оставаться в теплых фуфайках. Но вышла промашка: он попал на съемки позже всех и как-то не успел еще сродниться с коллективом, но зато уже вжился в образ своего добросовестного героя Василия Алибабаевича. Поэтому по команде «Мотор!» Муратов разделся и первым выскочил на мороз. Ну а дальше сработала актерская ревность - разделись все... ------ Фильм вышел в прокат 13 декабря 1971 года, а уже 14-го числа спекулянты с утра пораньше скупали все билеты на «Джентльменов удачи» и продавали их с рук по 3 рубля, при том, что в кассе они стоили 20 копеек.
Когда беглецов заливают в бочке, машина одна, но когда машину показывают в пути, цистерна уже другая. ------ Отпечаток ботинка уже присутствует на штанах «Доцента» до того, как его пинает Никола Питерский. ------ Гардеробщик назначает встречу Трошкину у Большого Театра в 17 часов. Но неудавшаяся встреча проходит в канун Нового года, а в это время в 5 часов вечера на широте Москвы уже темно. ------ Герои фильма садятся в такси. На машине присутствуют щётки стеклоочистителей (дворники). Когда герои выходят из машины, щёток уже нет. ------ Видов называет Леонову адрес, где они будут жить: «Конный переулок, дом N8». Это в районе метро «Шаболовка» - метро «Октябрьская». Но когда показывают вид из окна «этого дома» видно район Чистые пруды и театр «Современник» (совершенно разные районы Москвы). ------ Доцент занимает лучшее место в тюремной камере (у окна). Далее выясняется, что лучшее место принадлежит Василию Алибабаевичу, не похожему на тюремного авторитета. ------ В сцене, где Леонов пришел одолжить денег в детский сад, на его руке видна татуировка: горящая электролампочка. Чуть позже, когда он таскает батареи, та же лампочка переворачивается на 180 градусов. ------ В сцене зарядки на морозе у всех «сбежавших» наколки четкие. Но едва они начинают растираться снегом - те смазываются, фактически превращаются в кляксы.
|
Отзывы о фильме Джентльмены удачи