Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Главный герой фильма - молодой медицинский работник по имени Эдвард. Он устраивается работать в психиатрическую лечебницу и вскоре становится известно об изчезновении одного из лечащих врачей психушки. Эдвард обнаруживает, что его похитили пациенты больницы, а вскоре и вся психушка оказывается захвачена ими…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.162 (95 376)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.80 (52K)
Разделы: Фильм, Драма, Триллер
Год выхода: 2014
Название фильма: Обитель проклятых
Иностранное название ленты: Stonehearst Asylum
Режиссеры: Брэд Андерсон
Актерский состав: Джим Стёрджесс, Джейсон Флеминг, Брендан Глисон, Эдмунд Кингсли, Бен Кингсли, Майкл Кейн, Кейт Бекинсейл, Софи Кеннеди Кларк, Дэвид Тьюлис, Шинед Кьюсак
Продолжительность фильма: 112 мин. / 01:52
Производство: США
Роли дублировали: Татьяна Шитова, Никита Прозоровский, Сергей Смирнов, Александр Груздев, Игорь Старосельцев
Сценарий: Джо Ганджеми, Эдгар Аллан По
Продюсер: Рене Бессон, Марк Эмин, Брюс Дэвей
Оператор: Том Яцко
Композитор: Джон Дебни
Художник: Ален Байне, Алексей Карагьяур, Карлос Боделон
Монтаж: Брайан Гейтс, Малкольм Джемисон
Слоган: «No one is what they seem»
Сборы в мире: $2 467 351
Сборы в России: $1 928 031
Зрители: Нидерланды - 7.1 тыс
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: PG-13
Премьера в мире: 14 июня 2014
Премьера в России: 23 октября 2014, «UPI»
Выход в прокат фильма на Blu-Ray: 11 декабря 2014, «CP Дистрибуция»
Выход в прокат фильма на DVD: 11 декабря 2014, «CP Дистрибуция»
Готическая содомия ------ Начало 20-го века. Выпускник Оксфордской медицинской школы Эдвард Ньюгэйт (Джим Стерджесс) приезжает на практику в психиатрическую лечебницу Стоунхерст. Ей управляет доктор Сайлэс Лэмб (Бен Кингсли), чьи оригинальные и, как он сам утверждает, передовые методы идут в разрез с тем, чему учили молодого медика. В то же время, одна из пациенток - красавица Элайза Грэйвс (Кэйт Бекинсейл) - вовсе не кажется Ньюгэйту сумасшедшей. Постепенно Эдвард понимает, что в больнице происходит что-то более чем странное.
«Содомия!», - периодически воодушевленно выкрикивает один из второстепенных персонажей фильма. Если трактовать этот исторический термин как извращение, то он вполне подходит к тому, как режиссер Брэд Андерсон и (прежде всего) малоизвестный сценарист Джо Ганджеми подошли к трактовке готического триллера. Оперируя громким именем Эдгара Аллана По, от чьего произведения, в конечном счете, осталось всего-ничего, «Дом проклятых», скорее, напоминает изощренную пародию на классику жанра. Но вот беда: от царящей здесь серьезности сводит скулы.
Один из поворотов сюжета, что интересно, упоминается уже в трейлере - невиданное для современной культуры дело, полная халатность и откровенное неуважение к зрителю. Возможно, приоткрывая ширму, создатели проекта намеревались сразить публику наповал финальным твистом, но с размаху сели в лужу. Мало того, что подкованный любитель кино отреагирует на него известным жестом, поднеся ладонь к лицу, так еще и ставящее точку в истории откровение ставит крест на и без того не самых уверенных потугах «Дома» выйти хоть немного интригующим. Неожиданность ради неожиданности, сценарный ход, который едва ли вписывается в сюжетную канву и откровенно не работает.
Фильм мог бы спасти актерский состав: Андерсон собрал действительно неплохой каст, и практически у каждого исполнителя главных ролей есть в арсенале солидные и впечатляющие работы. Но и тут что-то пошло не так, ведь маститых Бена Кингсли и Майкла Кейна почему-то легко переигрывает Дэвид Тьюлис. Британцу, впрочем, нужно отдать должное: он с шиком и блеском изображает слетевшего с катушек психопата, решительно отказываясь держать себя в рамках приличия. Что до ветеранов, то роль Кейна чуть более обширна, чем камео, а Кинглси убедительно пучит глаза, но почему-то стесняется продемонстрировать свой внушительную эмоциональную палитру. Бекинсейл по-прежнему миловидна, и на этом ее козыри в данном случае заканчиваются - слишком шаблонна и незамысловата ее роль. Стерджесса же вообще хочется отстранить от профессии, причем надолго.
Яркий антураж выручил бы «Дом проклятых», снимай Андерсон костюмированную драму, но красочная атмосфера не может спасти фильм, у которого нет вразумительных ответов на вопросы, которые он сам же и задает. Можно было бы потратить на декорации еще несколько миллионов долларов или сэкономить и ограничиться какими-то копейками - от этого мало бы что изменилось. Когда сценарные дыры бесстыдно бросаются в глаза, платьями и камзолами викторианской эпохи их прикрыть не получится.
Самый яркий здешний образ: бородатый старик, который уверен, что он - породистый скакун. Мужчина яростно фыркает, раздувает ноздри и пытается цокать несуществующим копытом. Ему хочется верить, он не виноват, что попал в компанию бессердечных обманщиков, которые пытаются выдать откровенную халтуру за пристойное кино. ------ Смерть как водевиль ------ Неплохой и нетривиальный фильм, добавляющий какие-то свежие нотки в освещение самого важного вопроса современной социологии - социального перевёртыша. Эпоха Постмодерна всё перевернула с... головы на ноги. Дело в том, что так называемый Модерн (Новое время, Просвещение) свою программу, которая сегодня внушена нам как нечто само собой разумеещеся, создавал как переворачивание с ног на голову Традиции. На место духовной традиции (или уж религии, на худой конец) стала Наука, на место жреца - рафинированный учёный, на место гендерного и социального неравенства - уравниловка, на место Вечности - будущее, на место цикла - прогресс, на место Бога - абстрактный Человек. И пик развития этой новой программы - как раз XIX век, и основные моменты модернового мышления отражены в фильме.
Герои и антигерои в фильме интересно мыслят (всё-таки По был пророком в каком-то смысле). Будто реальных наших современников на машине времени закинули в прошлое и заставили приспосабливаться к условиям. Причём закинули всех участников, но ни один из них об этом не осведомлён, каждый почитает себя кем-то отличным и только смутно догадывается, что прочие - такие же пришельцы.
Врач или пациент: кто прав? Обычная наука сильна в своей риторике, аргументации. Но не сделала она землю раем, не уничтожила призраков древней тьмы, создав только иллюзии, миражи, прямые обманы... Эту ложь легко обнаруживают пациенты и переворачивают фабулу с ног на голову (или наоборот?). И, в общем-то, становится достаточно трудно отличить симулянта от больного, самозванца от настоящего врача. А когда обман вскрывается, вскрывается и правда о методах «настоящих» врачей, об их принципах и мировидении. И «пир во время чумы» устроенный взбесившимися и необузданными психами в чём-то и прекрасней, и даже притягательней, чем правда оттеснённых жрецов Науки.
Сейчас мы все переживаем нечто подобное. Идти к тем идеалам, о которых верещали буквари (и «их», и наши) больше не хочется. Ни в какое будущее больше не верится. Всё возвращается на изначальные циклы - на круги своя. Но только суицидальные МЫ к этому не готовы. И остаётся только саморасточительное безумство, декорирующее ужас отрыва от ставшего привычным и неприкреплённости к вечному. ------ Шах и мат. ------ Безумие - это всегда смысл, разбитый вдребезги.(с) Поль Мишель Фуко
Так получилось, что у американского режиссера Брэда Андерсона мне удалось посмотреть лишь один фильм - это Машинист, с Кристианом Бэйлом в главной роли (и он мне не очень понравился). Поэтому от его нового фильма я многого не ждал, трейлер получился интересным, но в то же время непростительно спойлерным, то есть он раскрывал несколько сюжетных ходов. Так делать нельзя, лучше бы минутный тизер выпустили, было бы больше толку. Итак, новый фильм Андерсона получил название в российском прокате Обитель проклятых (российские прокатчики недвусмысленно отсылают нас к фильму 2009 года Остров проклятых с ДиКаприо в главной роли). В оригинале фильм получил название Stonehearst Asylum.
Ключ к безумию человека сокрыт в его страхах.
Завязка фильма начинается с того, что молодой выпускник Оксфорда приезжает за практикой в психиатрическую лечебницу, где его не особенно-то и ждали. С самых первых кадров наш разум и сердце пронизывается атмосферой происходящего, интерес к истории не пропадает на протяжении всего фильма. Когда я в первый раз посмотрел сколько прошло времени с начала фильма, то очень удивился. Осталось всего около 30 минут до конца фильма. Вам предстоит почти два часа просмотра триллера, с драматической и мелодраматической составляющей. Что сразу бросается в глаза, так это прекрасный актерский состав, который не отбывает свое время, а показывает качественную актерскую игру. Тут вам и красавица Кейт Бекинсейл, которая идеально вписывается в образ девушки конца 19 века, молодой англичанин Джим Стерджесс, запомнившийся по фильму Облачный атлас. Если вам мало, то вот еще вам Бен Кингсли и Майкл Кейн и совершенно выдающийся актер, по-моему мнению, Брендан Глисон, который появляется вначале и конце фильма, но это стоит того.
- Меня всегда занимали болезни разума.
- Священника тоже, но ему-то гарантирован рай, а вам какая выгода?
- Радость от помощи тем, кто пребывает в аду. Видите ли, из всех напастей я не знаю более жестокой, чем безумие. Оно лишает человека разума, достоинства, самой души. И делает это так медленно, без сострадания.
Этот фильм задает вопрос, не такой оригинальный, но все равно очень важный и актуальный - можем ли мы называть себя психически здоровыми людьми, ведь порою мы творим такие ужасные и страшные вещи, что скорее безумцев можно назвать вылеченными. Просто посмотрите на методы двух директоров этой лечебницы, как они различаются, хотя цели у них одинаковы - помочь больным. Забавно, но Стоун Херст - это необычная психбольница. В ней содержатся сыновья и дочери из лучших семейств королевства, что придает этому месту весьма удивительную специфику. Здоровье не купишь, особенно психическое, да?
Слезы ни к чему. Даю слово, вам ничего не сделают. Это ты сказал своей матери и сестре, прежде чем перерезал им глотки? Да, но ваши методы исцелили мое безумие.
Совершенно не хочется говорить о тех минусах, которые в этом фильме все же есть. Андерсон не смог избежать клише этого жанра, которые, впрочем, меня не слишком напрягали и расстраивали. Кому-то концовка показалась надуманной и неправильной, но она мне вполне понравилась, тут уж на вкус и цвет, сами знаете. Таким образом, если вы хотите посмотреть динамичный триллер и совершенно неглупый фильм, поставленный по рассказу Эдгара Аллана По, с потрясающим актерским составом, то вам следует оценить именно этот фильм.
------ Шах и мат. ------ Зачем превращать счастливого коня в несчастного человека?
Смотрю я тут на большинство рецензий и удивляюсь тому, как люди концентрируются на поверхностных вещах. Привязавшись к тому, что основе картины лежит рассказ Э. По, ценители синематографа на все лады «расписывают под Хохлому» слабость и примитивность сюжета, невыразительность актерской игры и вялость повествования.
Какая разница, на чем основан фильм? Почему бы не рассматривать его как отдельное произведение, которое, на мой взгляд, вышло невероятно удачным? Коллизию рассказывать не буду, ее здесь и без меня пережевали неоднократно.
Скажу, что режиссер (умышленно или нет) своей картиной поставил ряд серьезных вопросов, которые выходят далеко за рамки психиатрии рубежа XIX - XX вв.: что есть норма и безумие? Как часто благими намерениями вымощена дорога в ад? И не лучше ли оставить людей наедине с их иллюзиями - единственным способом сохранить жизненный баланс, пусть и окутанный дымкой самообмана? Почему мы всегда подстраиваемся под придуманные людьми нормативы и стесняемся любых ярких проявлений индивидуальности? Почему мы применяем радикальные меры там, где может быть достаточно всего лишь ласкового слова и участливого взгляда? Почему мы не можем быть счастливыми так, как нам того хочется?
Дома умалишенных, представленные в подобном готическом антураже, на экране выглядят невероятно выигрышно. В прошлые столетия обыкновенное повреждение мозга рассматривалось как проявление таинственного душевного недуга и выглядели одновременно пугающими, отталкивающими и привлекательными. Ничего не изменилось с тех пор. Загадка человеческой психики, я уверена, так и останется неразгаданной. Изоляция, уколы и таблетки лишь подавляют личность человека, полностью расписываясь в своем бессилии перед ее изменением.
Своей замечательной лентой Брэд Андерсон в течение почти двух часов показал нам разный аспект человеческих личностей. Заставил задуматься, на чьей стороне лучше оказаться: холодного рассудка, который в погоне за гуманностью, проявляет свою звериную сущность или безумия, способного быть сострадательным и понимающим.
Совершенно некорректно, с моей точки зрения, какое-либо сравнение «Обители проклятых» и «Острова проклятых». Два разных фильма с разными задачами и смыслами. И тот и другой хорош по-своему. Хотя, конечно, лента Скорсезе глубже и трагичнее.
Нет никаких претензий у меня и к игре актеров. Не скажу, что Кейт Бекинсейл и Джим Стерджесс совершили на экране что-то выдающееся, но они были органичны и убедительны в своих ролях.
Майкл Кейн и Бен Кингсли создали глубокие, тонкие персонажи. За ними интересно наблюдать, в них кроется «что-то большее», есть некоторая недосказанность, молчаливая загадка, которую хочется разгадать.
Одним словом, «Обитель проклятых» - интересный, многоплановый, глубокий фильм с не новой, но интересно показанной идеей и отличной актерской игрой. ------ Любовь и психи ------ Провинциальный дом сумасшедших - антураж, который всегда остается привлекательным, особенно если в заведении творятся странные вещи. Но авторы фильма Elize Graves (или Stonehearts Asylum, в нашем прокате получившего название «Обитель проклятых») не сумели толком воспользоваться выгодной основой.
Молодой психиатр Эдвард Ньюгейт прибывает в затерявшуюся где-то в глуши лечебницу «Стоунхерст» незадолго до наступления нового, 1900 года. Герой знакомится с местным руководителем и его оригинальной методикой. Душевнобольных здесь не прогоняют через адские процедуры, а всячески им потакают и позволяют свободно разгуливать по территории заведения. Здесь Эдвард встречает красивую девушку Элизу (Кейт Бекинсейл), одну из пациенток, и влюбляется в нее.
Перспективная идея показать сообщество людей с психическими отклонениями в несвойственной обстановке натыкается на посредственные шутки. Один мужчина думает, что он конь, и активно это демонстрирует. Есть еще пациент, который страдает неизлечимой гомосексуальностью, о чем свидетельствует его характерный наряд. Многие второстепенные персонажи похожи скорее на клоунов, нежели на помешанных.
Подобные глупости клиньями вбиваются в попытки авторов выстроить атмосферу места с «двойным дном». Отдельные, вроде как напряженные сцены испорчены глупыми юморесками. Происходящее зачастую походит то ли на свихнувшийся карнавал, то ли на мешанину из образов разной степени идиотичности. Это вызывает недоумение и даже отвращение, но не страх.
Ситуация была бы катастрофической, однако пара личностей выбивается из сборища карикатурных психов. Персонаж Бена Кингсли сразу производит впечатление строгого и в то же время лояльного по отношению к другим человека. Такой и пламенную речь может выдать, и небезуспешно испугать неожиданной выходкой. Стоит повествованию перейти к активной фазе и одно присутствие этого доктора в кадре заставляет нервничать в ожидании его следующего шага.
Увы, фильм постоянно переключается на муки Эдварда и его чувства к Элизе. Эта составляющая представляет собой череду скучных разговоров, неловких взглядов и прочих бестолковых поступков. Развития отношений не наблюдается. Есть влюбленный по уши юноша и есть дама со странностями. Эта возня идет к обескураживающему и очевидному финалу.
Обиднее всего то, что в фильме присутствуют задатки для мощнейшей психологической драмы о проблемах лечения расстройств сознания и оправданной жестокости по отношению к сумасшедшим. Тут неплохо показано, как извращенный с точки зрения цивилизованного общества мир оказывается в какой-то степени более гуманным к умалишенным, нежели власть дипломированных докторов.
Все портит поверхностная проработка столь сложных вещей. Зрителю многократно напоминают о сердечных проблемах Эдварда и выстраивают вокруг невыразительной любовной линии чуть ли не все повествование. Конфликт мировоззрений, вывернутая наизнанку реальность и эволюция персонажа Кингсли с дикой скоростью мелькают перед глазами. Не успеваешь проникнуться интересными размышлениями, как уже опять надо смотреть на безыдейную романтику. Из-за этого эффект от хороших моментов ощутимо смазывается и не вызывает сильных эмоций.
Сюжет тоже прихрамывает. Определенные ходы потрясают лишь неприкрытыми штампами или близкими к маразму решениями вроде наличия у непоколебимого злодея «выключателя» и смехотворной (в плохом смысле) попытки сделать из этого интригу. Еще создатели зачем-то впихнули в картину отвратительный кулачный бой.
На протяжении просмотра не покидает ощущение того, что фильм мог бы быть значительно лучше. Удели авторы больше внимания захватывающему и прекрасно сыгранному конфликту персонажей Бена Кингсли и Майкла Кейна, а также психологической и детективной части, это было бы превосходное кино. Но создатели предпочли сконцентрироваться на унылой истории любви, а заодно поставили знак равенства между понятиями «псих» и «клоун». О потраченном времени не жалеешь, и это неоспоримое достоинство «Обители проклятых». Однако от неприятного осадка, вызванного неоднозначной расстановкой акцентов, никуда не деться.
В основе сюжета лежит один из рассказов Эдгара Аллана По «Система доктора Смоля и профессора Перро». ------ Картина создавалась в Болгарии, и некоторые из ее сцен снимались в королевском дворце «Врана» на окраине Софии. Сейчас там живет Симеон II, последний болгарский монарх и бывший премьер-министр страны.
В моменте, когда Эдвард Ньюгейт кормит пожилую женщину, которая до этого отказывалась принимать пищу, она берет его за плечи. В следующем кадре, со спины героя, она держит его за голову. Далее при каждой смене кадра ошибка повторяется. ------ В начале фильма, когда Майки Финн снимает пальто с Эдварда Ньюгейта, шарф остается на шее. В следующем кадре, его уже нет.
|
Отзывы о фильме Обитель проклятых