Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Сентябрь 1939 года. Начало Второй Мировой войны. В Крым приезжает майор советской разведки Соколов. Его главная цель — выявить агентурную сеть террористической антисоветской организации РОВС. Руководит контрразведкой Русского общевоинского союза — штабс-капитан Семенов, псевдоним Крест. Крест и Соколов — давние враги. Белые офицеры, в 1917 году они оказались по разные стороны баррикад. Они прекрасно знают друг друга в лицо, хотели бы и не один раз могли бы убить друг друга, но каждому из них нужна гибель системы, которую представляет противник. Оба — азартные игроки — они начинают сложную партию, в которой шансы на победу почти равны. Каждый из них готов жертвовать любыми фигурами, включая себя, ведь на кону — Родина. Одна. Но для каждого своя…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.934 (2399)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.00 (16)
Разделы: Сериал, Военный, Драма
Год выхода: 2014
Название фильма: Гетеры майора Соколова
Режиссеры: Бахтиер Худойназаров
Актерский состав: Татьяна Лютаева, Аглая Тарасова, Анастасия Микульчина, Сергей Гармаш, Артур Смольянинов, Андрей Панин, Анатолий Гущин, Алиса Горшкова, Дарья Мельникова, Филипп Янковский
Продолжительность фильма: 8x48 мин
Производство: Россия
Сценарий: Илья Тилькин
Продюсер: Елена Денисевич, Арам Мовсесян, Рубен Дишдишян
Оператор: Душан Йоксимович
Композитор: Анатолий Зубков
Художник: Сахоб Джураев, Павел Пархоменко, Нина Добрина
Монтаж: Андрей Осадчий, Ираклий Квирикадзе
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
Премьера в мире: 10 марта 2014
Премьера в России: 24 марта 2014
Выход в прокат фильма на DVD: 8 апреля 2014, «ВС трейд»
Сериал закончился, а неприятный осадок остался! ------ Что отличает хороший фильм / сериал от плохого? Интересный сценарий, блестящий актерский состав и хорошая музыка. Из этих трёх составляющих имеет место быть, только убедительная актерская игра в лице одного непревзойденного мастера своего дела - Андрея Панина.
Основным минусом данной картины, на мой взгляд, является отсутствие всякого смысла. Идея с гетерами, в целом не плохая, но, та конечная цель, которую майор Соколов преследовал, никак не вяжется с тем, что мы видим. На протяжении всего сериала мы следим за нелогичными, непоследовательными и просто глупыми свитками событий, в которых хочется узреть хоть какой-то смысл, но к сожалению финал только усугубил ситуацию, перевернув всё с ног на голову. А самое главное интересует меня, что же хотели донести создатели сего творения? Какова мораль?
Актерский состав меня потряс меньше, чем невнятный сценарий. Но, и здесь есть что сказать. Самой неубедительной и явно слабой, мне показалась, актриса Дарья Мельникова, которая не сумела передать темперамент и сущность амбициозной и своенравной героини. Плюсов в данном произведении не выявлено в ходе скрупулезного осмысления увиденного.
- за прекрасного и любимейшего Андрея Панина. ------ Еще раз о «людях тени»... ------ Я уже писала, что написать художественную книгу или снять игровое кино про работу разведки или контрразведки нельзя по самому характеру этой работы. Что, впрочем, касается и следственной работы.
Эдгар Алан По создал жанр фантастики и отпочковавшийся от нее детективный жанр, который так фантастикой и остался по сути. И только не очень умная домохозяйка в состоянии верить в то, что любимые ею детективы - это абсолютная и объективная правда. На самом деле это всегда фантазия автора, который резвится как умеет и самым распространенным ходом является генерация разных суперменов и прочих мифических персонажей. Чуть ближе к истине стоит жанр документального повествования, но все равно нужно отдавать себе отчет, сколько наслоено на это попыток автора оживить тигамотину сухих цифр или фактов, подправить какие-то нюансы в угоду политическим реалиям или динамизму повествования, заполнить имеющиеся пробелы информации, которая не разрешена к разглашению или не сохранились объяснения тех или иных перепетий...
Вторая часть, составляющая неизбывный интерес к этим областям - это флер таинственности, допущенности к тайнам, что в глазах общественности так маняще и даже является атрибутом некоей богоизбранности, если угодно. Вообще, при отборе в соответствующие структуры и организации есть целый пласт желающих, которыми движет именно этот мотив. Собственно, он не хуже многих других, и оцениваются остальные личностные качества. А вот то, что после посвящения в эти тайны кандидатов ждет глубочайшее разочарование, что ж, разочаровываться по мере взросления это почти обязательный этап роста...
Эта, немного затянутая преамбула сделана для того, что бы освободить от бессмысленного жонглирования категориями достоверности или правдивости. Весь этот жанр является более или менее фантастичным. И как сказал один самурай про японских ниндзя, что если вы сумеете собрать все достоверные свидетельства о том, что эти люди умели, то вы едва получите представление о десятой доле того, что они делали на самом деле. Это утверждение напрямую относится к разведке. Только вот, может самое трудное в этой работе - это абсолютная безвестность и анонимность, а иногда гораздо хуже - оболганность при жизни и после смерти. Так библейская история Иуды Искариота резонно трактуется, как одна из первых в истории разведывательно-диверсионных спецопераций, где без распятия и последующего воскресения с вознесением, не было бы Чуда, не было бы Иисуса, если оценивать фактологическую часть без религиозного интонирования...
То есть в этом и подобном кино мы можем оценивать динамичность и остроту сюжета, неожиданность его ходов и непредсказуемость развязок, а так-же убедительность игры актеров и справились ли они с задачей показать нам этих самых суперлюдей, ведь «разведчик - это больше, чем человек». В данном фильме, мне кажется, создатели со своей миссией справились хорошо. Динамизм и неординарность сюжета достаточная, повороты сюжета вполне не предсказуемые, развязка малоожидаемая и позитивная.
Неординарный ход в привлечением не профессиональных девчонок вокруг которого и завязан сюжет. Актрисы подобраны колоритные, сыграли одни лучше, другие хуже. Выделять кого-то не хочется, но с привнесением на экран молодого задора и женского очарования справились. Смольянинов и Гармаш отработали на хорошем профессиональном уровне, плюс присущая им харизма и обаяние принесли фильму должное количество очков.
И, думаю, что не буду лживой, если заявлю, что фильм по большей части сделал Андрей Панин и его персонаж. У нас вообще есть какая-то неизбывная ностальгия по дореволюционной дворянской образованности и тому удивительному миру «молодых генералов», которые своими жизнями утвердили тезис о значении личности в истории. Вот на стержне тайны, харизмы и силы такой личности, которую прекрасно сыграл Андрей Панин, держится этот фильм.
Светлая память и наша зрительская благодарность замечательному актеру Андрею Панину!
Конечно, можно пытаться искать нестыковки, ляпы или корявости по ходу повествования, но в результате фильм все равно понравился.
P.S. А может это кино, как весь ряд произведений «А зори здесь тихие», «Ночные ведьмы», «Наркомовский обоз», «Очарование зла», «Поединки. Две жизни полковника Рыбкиной», те же «Женщины-агенты» и многие другие о женщинах на войне и в разведке - просто несколько запоздалое извинение за послевоенную реальность, которую отразил совет Михаила Калинина женщинам - фронтовичкам: награды не носить и о своих подвигах не рассказывать, ведь Победа - это заслуга мужчин!... ------ НКВДшная жуть Или За что боролись, на то и напоролись ------ Знаете, что меня больше всего поразило, даже потрясло в этом мини-сериале?- Практически безоценочная, констатационная подача и показ всей этой НКВДшной жути, жестокости, подлости и интриг. Думается, это очень правильный художественный подход к теме. Мы все в перестроечные и последующие годы с лихвой насмотрелись фильмов на тему сталинских репрессий, ГУЛАГа, зверств НКВД и т. п., где авторы картин беззастенчиво тыкали нас, зрителей, в это говно и буквально кричали нам в уши: «Смотрите, это ужас, это гадость! Что, ещё не поняли?» И снова нас- мордой в говно (кстати, вполне энкаведешная психологическая пытка-»... от того и наберёшься»!).
Здесь же всё иначе. Создатели сериала не навязывают нам своего мнения или оценок происходящего на экране, а просто Показывают нам то, что было (и я вполне склонен им доверять!), а расстановку точек над «i», формирование отношения к увиденному оставляют нам, зрителям (принцип «ноу комментс»). Повторюсь: очень правильный подход! Мы и сами с усами, с головой, с совестью, сами во всём и разберёмся!
Вот что ещё важно отметить. Надо принимать всю эту гадость как некую данность того времени, как естественную среду обитания со своими жёсткими правилами, наподобие лягушачьего болота, где всем надо квакать «как надо» и лучше хором. Не дай Бог, квакнешь не подобающе- придёт Цапля и схавает тебя за милую душу, и даже Главная Лягушка тебе ничем не поможет... Забегая вперёд, но не разглашая интриги, скажу: придёт Цапля и по душу майора Соколова... Такая, знаете ли, лысоватая, в очках... Кстати, упаси вас Бог как-то идеализировать нашего майора. С одной стороны, он- «нормальный», справедливый мужик. А с другой, как говорится, «сын своего времени» и «продукт Системы», которой он верно служил и в которой никаким гуманизмом за версту не пахло (узнав, что «пистолетная снайперша», после жутких избиений, молчит как рыба, он просто пришёл к выводу: «подходит»). Ему в спецгруппу нужны были женщины. А что они, вообще-то, Женщины- дело второстепенное, с ними проводится соответствующая психологическая работа, чем майор весь сериал успешно и занимается. Нельзя сказать, что герой Андрея Панина какой-то бессердечный прагматик. Но, во многом, он именно таков. А на чисто человечное у него остаётся... не так уж много. Но- остаётся! И это особенно ценно! Напомню: Соколов- «продукт Системы», хоть и бывший царский офицер и вроде бы даже белогвардеец (к сведению: бывших царских генштабистов, генералов и офицеров разведки молодая Советская власть брала на службу с великим удовольствием- см. роман Валентина Пикуля «Честь имею!»). Но всё равно... Хоть бы зубы девчонкам на допросах не выбивали- потом НКВД дороже бы обошлось вставлять их новоиспечённым агенткам... Что ещё любопытно. В сериале вы не встретите и не услышите ничего «идеологического» того времени- ни воскликов «За товарища Сталина!», ни даже соответствующих эпохе плакатов. Да, здесь мир другой- НКВДшный!
... Немного об Андрее Панине, не успевшем досняться в сериале в связи с его безвременной кончиной, или же, всё-таки, убийством (скорее всего, по этой причине концовку несколько переиначили). Что и говорить, он был действительно Актёр «от Бога». Но как он чисто физически сдал за несколько последних лет! В не столь уж давнем «Последнем бронепоезде» его Лесоруб- настоящий командир, что называется, «сталь и кремень», в бою «один на один» одолевший матёрого врага-фашиста. А в «Гетерах майора Соколова» мы видим «усушенный» до вида воблы вариант «крутого мужика»... Говорят, пил много, и всё такое... Вот и ушёл от нас раньше срока, как раньше другой талантище- Влад Галкин... Не бережём мы наших «звёзд»!
Последнее. Ни один, даже «самый-самый» современный отечественный телесериал не обходится без множества «киноляпов» (тут уже писали о некоторой лаже с петлицами и званиями НКВД). Я (не специально!) ещё кое-что нашёл. Извольте ознакомиться.
... В самом начале 1 серии в Финляндии идёт автопогоня и машины заезжают в тоннель, освещённый... современными лампами-плафонами. И это при том, что лампы «дневного света» (трубки!) только-только начали «входить в обиход» в 1938 году, а уж плафоны... Понятно, готовый тоннель не переделать для съёмок. И всё же...
... Во второй серии есть эпизод с утренним обмыванием Соколова его агенткой. На крупном плане на его спине видны многочисленные следы от огнестрельных ранений. Но вот на предыдущем и последующем общих планах просматривается только пара... Похоже, «общаки» сняли отдельно, а на «крупняке» «нарисовали» и добавили... «Дефекты монтажа и съёмки».
... В той же серии в эпизоде с захватом итальянского певца он в машине говорит (перевод!): «Я должен был петь арию Кальварадосси...). Таким образом, переводчики «скрестили» Каварадосси (опера Пуччини «Тоска») и... кальвадос! ------ Гетеры с нашего двора ------ Люди добрые, что же это деется? Когда же уже это кончится, люди добрые? Грязно-коричневые и серые фильтры, отображающие серую грязь советского условного прошлого, бездарная игра актеров, адская тягомуть и потуги на некий отстраненный реализм. Вот когда? Боюсь, уже никогда.
Тексты графьев и прочих аристократишек писал человек, не имеющий ни малейшего представления о предмете. Все они звучат, в лучшем случае, как интернет-мемы, не более. Да, это уже мировой тренд, когда римских матрон и гладиаторов каких-нибудь, льющих кровь как песок, изображают девчонки и парни из ближайшего офиса, но не до такой же степени? Хоть какое-то стилистическое обозначение времени и места происходящего, кроме условно исторических тряпья и декораций (ну, и вышеупомянутых фильтров), ведь должно же быть в конце-то концов? Или нет?
Я даже не спрашиваю: зачем это снималось? Конечно, для заполнения эфирных пауз между рекламой. Все это понимаю и принимаю, не понимаю одного - вот как можно показывать такое сразу опосля жалоб Екатерины Андреевой на то, что на Украине отрубили 1-й канал. Может это и хорошо, что отрубили? Посмотрит условный украинец такую картину после выпуска новостей, да и скажет:' а ну ее, эту Россию, экие ужасти там творились, творятся и будут твориться во веки веков. Ну его этот гуляг и разгул деспотической власти». Он же, простой зритель на которого это творение рассчитано, не понимает всей степени условности происходящего на экране, за чистую монету может все принять, если не очень критичен по отношению к этой свистопляске на костях предков. О какой любви, да даже не о любви, а об элементарном уважении к собственной истории может вообще идти речь после просмотра «гетер»? Правильно, ни о какой. Ее и нет, этой любви. Ни у создателей фильмы, ни у зрителей.
А жаль, все ж таки заправлено все соусом патриотизма. Условным, конечно, и ничуть не художественным. ------ Последняя роль блестящего артиста ------ Андрей Панин - один из самых известных российских актеров. Многие помнят его в роли экранного злодея («Бригада», «Водитель для Веры», Бой с тенью»), или чудаковатого положительного персонажа («Высоцкий», «Журов» и др.). Он мог играть и серьезные роли, и быть органичным в комедиях. К сожалению, Андрей Панин внезапно ушел из жизни 6 марта 2013 г. В прошлом году телеканал «Россия» показал сериал «Шерлок Холмс», в котором Панин сыграл одну из главных ролей, но не успел полностью озвучить своего персонажа. На днях, Первый канал показал нам его последнюю роль в кино - сериал Бахтиера Худойназарова «Гетеры майора Соколова».
Честно говоря, сериал оставил о себе смутные впечатления. Как и другие современные сериалы о 30-40-х гг., в нем опытный зритель может найти массу ляпов. Так, в «Гетерах...» офицеры госбезопасности имеют те же знаки различия, что обычные армейские офицеры. Поэтому видеть, как молодой Артур Смольянинов со шпалой в петличке называет себя капитаном госбезопасности, было смешно. Отсюда постоянные путаницы Соколовым звания Черкасова, который по званию был «старший майор ГБ», а внешне выглядел, как Соколов обычным майором с двумя шпалами.
Помимо таких, казалось бы, мелочей, в сериале так же есть провалы в сценарии. В первых же сериях первая «гетера Соколова» Нина вступает в конфликт с авторитетной ученицей радиошколы Ксенией. Во-первых, не могу поверить, что такие ученицы с характером уголовников могли быть в таких элитных учреждениях в предвоенное время. Туда ведь брали только самых лучших. Во-вторых, после того, как девушки оказались вместе в одном отряде, они быстро сдружились (чего не могло бы быть за столь короткий срок). Или почему Соколов и Рязанцев, служившие офицерами в царской армии, могли спокойно служить при Советской власти? При таких фактах из биографии, к их деятельности должен был быть постоянный интерес у следователей НКВД.
В современном кино стало хорошей традицией поливать грязью ВЧК, НКВД, СМЕРШ, КГБ, называя их «кровавой гэбней». Не стал исключением и сериал «Гетеры майора Соколова». Именно в нем главный герой - майор Соколов отбирает к себе в отряд курсанток по принципу «добровольно-принудительно». Складывается ощущение, что и в годы Великой отечественной войны в разведшколы и диверсионные группы шли люди, которым уже нечего было терять, поскольку либо они были мертвы по документам, либо их шантажировали, либо их семья была репрессирована. По крайней мере, такое ощущение было от просмотра сериала. И ведь ни разу Соколов не сказал, что девушки выполняют задания по приказу партии, или идут на смерть за товарища Сталина. Все сводится к банальному: «идти вам некуда, поэтому будете слушаться меня».
Что касается актерской игры, то она меня вполне устроила. Каждая из молодых актрис неплохо справилась со своей задачей. Особенно порадовали Дарья Мельникова («Бешенная»), которая в моих глазах уже давно не Женя из «Папиных дочек», и Анастасия Микульчина («Артистка»), сыгравшая разбитную девку. Янковский был, на мой взгляд, одинаков, что в «Распутине», что в «Трех мушкетерах», что и здесь. Сергей Гармаш - весьма успешно (правда на нациста в немецком кителе он не был похож). А вот Адам Булгучев меня немного разочаровал. Он уже не в первый раз играет Берию, но в «Гетерах...» он был слишком далек от образа Лаврентия Павловича. Выручало лишь внешнее сходство.
Еще когда я смотрел трейлер сериала, в голову пришла мысль, что нечто подобное я уже видел. В самом деле, сюжет про командира и женский отряд мне помнится, прежде всего, по «А зори здесь тихие». А история, про диверсантов, которых отбирали из тюрем, уже была в фильме «Сволочи» (где, кстати, Панин играл одну из главных ролей).
К сожалению, было видно, что сериалу чего-то не хватило. Возможно, что-то было недоиграно, что-то было припасено на финал, но не было снято. Конечно, это видно в заключительной серии, где уход Соколова был обыгран довольно грамотно. Разумеется, это связано со смертью Андрея Панина, памяти которого сериал и был посвящен. Думаю, если бы не этот факт, что перед нами последняя роль талантливого актера, моя оценка была бы ниже.
Съемки проходили в ноябре 2012 - июле 2013 годов. Андрей Панин не закончил работу в этом фильме - актер скончался между первым и вторым блоком съемок. ------ Фактически участники фильма носят знаки различия РККА судя по обращению по званиям в фильме: Соколов имеет звание майор госбезопасности (один ромб в петлице -равнялось званию комбрига), но фактически носит форму старшего лейтенанта госбезопасности (два прямоугольника в петлице - равнялось званию майора РККА), Черкасов имеет звание старшего майора госбезопасности (два эмалевых ромба в петлице - равнялось званию комдива), но фактически носит петлицы старшего лейтенанта госбезопасности (два эмалевых прямоугольника -равнялось званию майора РККА), участковый Чернецов имеет звание лейтенанта милиции, но носит петлицы сержанта милиции (два кубика в петлицах). ------ В некоторых сериях роль Соколова играет дублёр Андрея Панина. На момент съёмки этих сцен Андрея Панина уже не было в живых. ------ Часть съемок - перрон, вагоны и проход массовки - снимали у паровоза музея железнодорожной техники им. Чубарова в Санкт-Петербурге. А вот отдельный съемочный день посвятили съемкам в «живом паровозе»: настоящий старый локомотив производства 30-х годов, который находится на ходу был арендован на сутки. По деньгам это очень дорого, поэтому команда отсняла весь необходимый материал на нём всего лишь за день. Паровоз отогнали на запасной путь между Выборгом и Санкт-Петербургом, и в глухом лесу продолжали снимать. ------ Аутентичным транспортом помогли сотрудники частной конюшни в Крыму. У них в наличии оказались и отреставрированные коляски, и телеги, и «пролетные дрожки» - экипаж для извозчиков, на которых и передвигаются герои картины. Лошади и конюхи были предоставлены этой же фирмой - особыми транспортными средствами управлять никто не умел. ------ Для того, чтобы найти машины тех времен, съемочной команде пришлось договариваться с коллекционерами из Севастополя. Оказалось, что на знаменитой, но опустевшей Ялтинской киностудии не осталось практически ничего, что могли бы использовать кинематографисты. Автобусы, «эмки» (легковой автомобиль ГАЗ-М-1) и другие единицы ретро-машин, задействованные на съемках в Крыму, арендовали поштучно. А на съемки в Петербурге и Ленинградской области пригоняли транспорт из автопарка «Ленфильма». ------ Съемки разведшколы, где учились «гетеры», проходили в живописном поселке Симеиз, что на южном берегу Крыма. В одном из местных особняков некогда располагался детский санаторий «Юность», именно там и было решено снимать школу. Правда, по словам директора фильма Али Чориева, до съемок здание походило на свалку, поэтому три недели рабочие расчищали его, вывезя в совокупности 16 машин хлама. ------ Главная роль отняла у Андрея Панина больше времени, чем у кого бы то ни было в сериале. Четыре месяца «грязного времени», из которых 56 дней «чистого», в конце 2012 года актер был активно занят в съемке, после чего группа перебралась в Москву, где с ним и произошла трагедия. В связи с этим съемки были остановлены на полтора месяца. Сценарист Илья Тилькин полностью переписал финал картины, потому что последнюю серию фильма с участием Андрея так и не досняли. Плохо записанные по звуку сцены за Панина переозвучил актер Сергей Бурунов. ------ При съемках сцены «Встреча испанских летчиков» в действующем санатории «Украина» было занято более двухсот артистов массовых сцен. Пионеры, летчики, испанские танцовщицы, зеваки, наблюдающие за мероприятием - всех этих людей набирали по крымским клубам художественной самодеятельности и из местных жителей. Только на одевание массовки для этой сцены было потрачено четыре часа. ------ В фильме у героини Татьяны Лютаевой есть дочь (Инфанта). А в 1 серии фильма эпизодическую роль Эдит (ведёт машину и в конце эпизода погибает) сыграла настоящая дочь Татьяны Лютаевой - Агния Дитковските.
|
Отзывы о фильме Гетеры майора Соколова