Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Фильм «Кролик Джоджо» режиссера и сценариста Тайки Вайтити – это история 10-летнего немецкого мальчика, который потерял отца. Его одноклассники и сверстники, пользуясь тем, что Джо по характеру застенчивый и робкий, постоянно издеваются над ним, подвергая насмешкам и преследованиям. Пытаясь защититься от жестокости этого мира, Джо придумывает себе воображаемого друга. И им становится… Адольф Гитлер. Всё идёт хорошо ровно до того момента, пока мама Джо не решает укрыть в их доме еврейскую девочку.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.779 (619)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 8.10 (17 691)
Разделы: Фильм, Военный, Драма, Комедия
Год выхода: 2019
Название фильма: Кролик Джоджо
Иностранное название ленты: Jojo Rabbit
Режиссеры: Тайка Вайтити
Актерский состав: Алфи Аллен, Тайка Вайтити, Стивен Мерчант, Роман Гриффин Дэвис, Сэм Рокуэлл, Люк Шуфилд, Скарлетт Йоханссон, Томасин МакКензи, Ребел Уилсон, Арчи Йейтс
Продолжительность фильма: 108 мин. / 01:48
Производство: Чехия, США, Новая Зеландия
Сценарий: Тайка Вайтити, Christine Leunens
Продюсер: Кэртхью Нил, Челси Уинстэнли, Тайка Вайтити
Оператор: Михай Малаймер мл.
Композитор: Майкл Джаккино
Художник: Ра Винсент, Радек Ханэк, Ондрей Липенский
Монтаж: Том Иглз
Сборы в США: $20 397 594
Сборы в мире: + $3 000 999 = $23 398 593
MPAA-рейтинг: детям до 13 лет просмотр не желателен
Премьера в мире: 8 сентября 2019
Ключевые слова: yes
Война и шнурки. ------ Оставшимся скептикам относительно таланта мистера Вайтити придется сглотнуть при виде кролика. Новозеландский автор, оставив свой комичный след на традиционно надуто-серьезных лицах Тора и вампиров, добрался до святого - войны. И если вы думаете, что уж это зрелище обойдется без неловких хи-хи и ха-ха, то вы чертовски заблуждаетесь.
«Кролик Джоджо» - это необычная антивоенная сатира, повествующая о знаковой встрече и последовавшей за ней сближении 10-летнего немецкого мальчика и скрывающейся еврейской девушки в условиях Второй мировой войны. Необычность, прежде всего, наблюдается в органично вплетенной в сюжет о ребенке комедии, которая обуславливается гротескным изображением окружающих Джоджо персонажей: как минимум не улыбнуться от карикатурного и ужимистого Сэма Рокуэлла или от сцены, где количество «Хайль, Гитлер» превышает все допустимые нормы, просто невозможно. Апогея же этот прием достигает в образе непосредственно фюрера, гениально сыгранного самим Вайтити: все те немногочисленные эпизоды с его участием поставлены и обыграны настолько прекрасно, что заслуживают немедленного занесения в золотые анналы кинематографа.
Слова «антивоенная сатира» до этого также были использованы не просто так: опусти забавы, и перед тобой развернется назидательное, но от этого не менее замечательное высказывание о добре, любви и мире. Прожигающая в этом году экраны Скарлетт Йоханссон от имени оптимистичной и боевой матери прямым текстом говорит правильные слова о пагубной, всеразрушающей роли самой войны: скотской является не нация (как мы сможем увидеть, и в немецком лагере есть место хорошему человеку), а кровопролитное явление и отдельные личности, подпитывающие его. К слову, мама Тайки Вайтити по национальности еврейка, что автоматически делает творение режиссера личным.
Наконец, нельзя не сказать пару красивых слов о, возможно, главном открытии завершающегося киносезона: речь идет о Романе Гриффине Дэвисе, возложившего на себя обязанности того самого Джоджо из названия. Мальчик потрясающий, передача любого эмоционального состояния ему по плечу: в одно время ты смеешься над ним, в другое - умиляешься зарождающимся бабочкам в его животе, в третье - плачешь, но уже вместе с ним. Талант, протащивший на себя весь фильм - тут и добавить нечего.
Кстати, Тайка просил передать: «Не стесняйтесь танцевать! Если вы боитесь или стесняетесь, значит вы чуждаетесь свободы, научитесь отпускать себя». По поводу того, что этот изумительный фильм не будет иметь проката в России, скажу лишь два слова: очень жаль. ------ Быть или не быть... ------ Let everything happen to you Beauty and terror Just keep going No feeling is final
- А там опасно - снаружи? - спрашивает десятилетний Джоджо с изуродованным шрамами лицом.
- Чрезвычайно, - отвечает Скарлетт Йоханссон своим грудным, немного с хрипотцой, голосом. И смотрит завораживающе, с вызовом, вроде - не выйдешь, в жизни не узнаешь! Эта простая сценка из жизни одинокой немки, которая пытается дать правильные ориентиры своему малолетнему, но уже фашисту, сыну грозит пройти бесследно, отразившись в памяти прозаичным бытоописанием, хотя... Тайка Вайтити, реальный упырь современного кинематографа, наснимал таких сценок целый вагон и маленькую тележку, но до чего же гениально он их смиксовал, так, что сидишь перед экраном как чертов шизофреник - то смех, то слезы. Однозначно, Вайтити с «Кроликом Джоджо» вознамерился запечатлеться в истории кинематографа. Только ему известно, что самая душераздирающая часть тела Йоханссон - это ее ноги.
А еще ему известно, что люди перестали смотреть фильмы. Нет, люди продолжают ходить в кино, ловить глазами быструю смену картинки, (только!) тщательно удостоверившись до этого за просмотром трейлера, что кино им полностью подходит. Ему известно, что люди перестали снимать кино. Нет, каждую неделю в прокат выходит с десяток свежих лент, но почему-то кажется, что большинство фильмов снимают ради удачного трейлера, чтобы привлечь зрителя, а что там с сюжетом, интригой, да какая разница, ведь мы все в трейлере рассказали... На их фоне Тайка Вайтити - реальный упырь, он псих раз думал, что в наряде главного злодея всего человечества, пытающегося склеить дружбу с малолетним пацаном, привлечет толпы зрителей в кинотеатры. Лично мы никогда не узнаем, какую кассу собрал бы шедевр Вайтити в России. Нам продолжают врать, что цензура в стране запрещена законом, и при этом не дают узнать, что творится там, за закрытой дверью, снаружи...
А снаружи происходят обычные, несложные вещи. Кино не способно изменить жизнь, никогда, разве что - разнообразить. Почему-то все ищут подводные камни на темной стороне кинематографа и никто не задумывается над тем, что если бы кинематограф имел власть над обществом, то оно давно бы исцелилось. Одного Чаплина хватило бы на всех. И не было бы войны, и все верили в любовь, совершали героические поступки на уровне маленького человека. Но почему-то хорошего кинематографа с людьми не происходит. И люди продолжают множить зло - убивать, изменять, причинять боль себе и окружающим. Кто-то решил, что в России живут люди без мозгов, что мы не можем отличить черное от белого, конечно, ведь мы видели столько серого. Я стараюсь себя сдерживать, не становиться пиратом, но (!) никто не имеет права лишать меня просмотра одного из лучших фильмов года, а может быть десятилетия, а может Вайтити и до Любича не далеко...
О Любиче. Современному кино вообще тяжело выживать в одиночестве. Представьте, каково было ему, немецкому еврею, пусть и в Голливуде, в 1942 году снимать комедию об оккупированной Польше. Его обвиняли в «желании высмеять трагедию», его не понимали. И лишь спустя десятилетия, когда самого Любича не стало, картину оценили, признав ее самым выдающимся фильмом режиссера. В чем-то подобном пытаются обвинить и Вайтити. Что он плоский и уродливый, только за собственной злобой не замечают, что Вайтити создал свою внутреннюю империю - притчу о мальчике, который открыл дверь и увидел мир. Может быть в лучшем из миров дети не должны видеть зло и ужас, но тот в котором мы живем не оставляет шансов - каждый взрослый и каждый ребенок должны увидеть «Кролика Джоджо». Ради того, чтобы понять, что они не имеют права держать кого-то в клетке, будь то плен физический и психологический, полный стереотипов, которые помогают узколобой элите выносить преждевременные вердикты.
Немного об актерах. Сэм Рокуэлл напрашивается на второго Оскара за лучшую мужскую роль второго плана. Он и Скарлетт Йоханссон напомнили мне свои лучшие работы в независимом кино. Немного «Призрачного мира» в позе Скарлетт, когда она смотрит на страшную сцену на площади и призывает сына не отворачиваться - смотри жизни в глаза, это не комикс. От Рокуэлла же за версту несет Джаредом Хессом. Может здесь и нет нелепых погонь за гонадами, но экстравагантных костюмов и тоски во взгляде хоть отбавляй. То, что он сотворил в финале, и Шекспиру не снилось! Как хорошо, что вы все существуете и творите невообразимый кинематограф. Пусть и с Ребел Уилсон. Она и в Африке - Ребел Уилсон. ------ Кроме шуток ------ Тайка Вайтити, известный шутник и замечательный пародист, остаётся верен себе, независимо от актуального времени и места разворачивающегося действия, пусть это катящаяся к капитуляции Германия на исходе Второй Мировой войны, а главному герою картины чуть больше десяти годков вместе с не выбитым из ума детством, когда по добру не значит ещё по здорову, а то, что пока не постижимо умом, проверяется чистым сердцем.
Режиссёр раньше уже снимал пародийный фильм про мальчика, и на этот раз он идёт своим любимым путём, помещая робкого Джоджо в «Королевство Полной луны», где соревнуются отряды гитлерюгенда, евреи кажутся страшными монстрами, а жизнь - приключением или долгой игрой, а Вайтити не перестаёт передёргивать карты, подменяя драматическую масть комедийной фигурой, но, что важно понять, он не пародирует войну, он пародирует сюжеты и переиначивает темы голливудских хитов, тактично сочетая юмор с трагедией.
Он абсурдизирует фашистские ритуалы, школьные линейки и болтовню преподавателей в учительской, гипертрофирует буллинг, но разом сбрасывает прыть, когда мальчик подходит к телам на виселице: единственное, с чем не шутит Вайтити, так это со смертью, с которой знаком и Джоджо, и его мама, и девочка за стеной - тень Анны Франк, вернувшейся призраком из фильма ужасов, - это та самая грань, которая отделяет форму от содержания, стилизованного под детский взгляд взрослеющего ребёнка в разгар войны миров постигающего счастье любви и цену жизни, сменяя детский лепет на философские афоризмы Рильке, становясь ровней со своей старшей сестрой.
Здравый смысл сохраняет удалой Роман Гриффин Дэвис, спрашивающий совета у недалёкого фюрера, которого с оглядкой на Чаплина задорно сыграл сам Вайтити, справедливо доверяя словам матери опекающей сына вниманием заботливой Скарлет Йоханссон, чья любовь в глазах Джоджо побеждает глупого Адольфа без помощи запоздалых союзников, а своеобразный юмор режиссёра объявляется сатирическим приговором войне. ------ Дети не должны видеть войну... ------ Что ж, у Тайки Вайтити получилось своим трейлером обмануть зрителя, показав лишь ту комедийную часть фильма, которая вовсе и не была основной задумкой кино. Кажется, что весь фильм будет состоять из комедийной пародии и карикатур. Но на самом деле - это драма приправленная нотками юмора. И воображаемый Гитлер в исполнении Тайки Вайтити не всегда будет таким веселым и беззаботным. Но обо всем по-порядку.
По описанию к фильму уже ясно какая будет главная проблема, с которой придется столкнуться героям. И она явно намекает на что то большее чем просто комедийная пародия на фашистов и евреев. На месте еврея Вайтити было бы кощунственно так относится к истории, которую пережили его предки. Поэтому он, пусть и в свойственной себе манере, показал эволюцию персонажа, который вырос на фашисткой пропаганде.
Чему учит этот фильм? Любви, человеколюбию, доброте. И героиня Скарлетт Йоханссон пожалуй тот лучик добра и света, который пытается хоть как то привить сыну эту простую истину. Что бредить войной в его возрасте - не нормально. Все меняется, когда мальчик находит еврейскую девочку у себя дома на чердаке. И с этого момента начинается эволюция главного героя, для которого изначально Адольф Гитлер был идеалом. Весь его мир переворачивается с развитием сюжета. В фильме есть и сцены войны, которую так идеализировали все персонажи фильма в том числе и дети из гитлерюгенд. И она не идеализирована - она такая какая есть на самом деле: море крови, раненные и убитые, кругом разруха и хаос. И это то, против чего выступает сам Тайка. Давайте жить дружно, счастливо, в любви и мире? Зачем детей с детства приучать к насилию и готовить к войне? Ведь война - это смерть и детям нельзя не в коем случае ее идеализировать.
Актеры на роли подобраны великолепно. Роман Гриффин Дэвис замечательно исполнил свою роль. Весь фильм держится на нем, и он отлично передал переживания своего персонажа. Джоджо - мальчик, чей мир рушится на глазах, который испытывает целый спектр эмоций и переживаний. Остальные актеры под стать: мой любимый безумно харизматичный Сэм Рокуэлл, Скарлетт Йоханссон, Ребел Уилсон - все на высоте.
Что еще можно сказать: «Кролик Джоджо» зацепил. Понимаю, почему в России этот фильм никогда не выйдет в большой прокат, но к сожалению очень часто первое впечатление бывает ошибочным.
Браво, мистер Вайтити.
|
Отзывы о фильме Кролик Джоджо