Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Фильм Мастер и Маргарита - это первая многосерийная экранизация самого популярного русского романа XX века Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Известный режиссер снимает в точности по книге - от первой до последней строчки. Все должно соответствовать произведению и духу эпох. Каждая из сюжетных линий отмечена в фильме своим цветом. Иерусалим I века н. э. - в желто-фиолетовых тонах, Москва 1935 г. - в черно-белой хронике, чудеса Воланда передаст феерия красок. Рукописи не горят! Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй — плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках. В Москве 1934 года появляется Воланд — сам сатана со свитой. Его интересуют новые люди в обществе без религиозного сознания. Одни из них — Мастер и его возлюбленная Маргарита. Мастер знает пять языков и написал роман о Понтии Пилате — том самом, который отправил на смерть Иешуа…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.819 (56 102)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.50 (3328)
Разделы: Сериал, Детектив, Драма, Мелодрама, Мистика, Триллер, Экранизация
Год выхода: 2005
Название фильма: Мастер и Маргарита
Режиссеры: Владимир Бортко
Актерский состав: Александр Абдулов, Валентин Гафт, Александр Баширов, Александр Филиппенко, Александр Галибин, Олег Басилашвили, Кирилл Лавров, Сергей Безруков, Анна Ковальчук, Владислав Галкин
Продолжительность фильма: 500 мин.
Производство: Россия
Роли дублировали: Сергей Безруков, Семен Фурман, Олег Басилашвили
Сценарий: Михаил Булгаков, Владимир Бортко
Продюсер: Антон Златопольский, Владимир Бортко, Валерий Тодоровский
Оператор: Валерий Мюльгаут
Композитор: Игорь Корнелюк
Художник: Надежда Васильева, Владимир Светозаров
Монтаж: Александр Зарецкий, Леда Семенова
Слоган: «Рукописи не горят!»
Затраты на съемки фильма: $5 000 000
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
Премьера в мире: 25 марта 2007
Премьера в России: 19 декабря 2005
Выход в прокат фильма на DVD: 19 января 2006, «CP-Digital»
В закромах отечественного кинопроизводства можно найти не одну экранизацию мистического, философского, скандального романа Михаила Булгакова. Конечно же, речь о «Мастере и Маргарите». Сериал 2005-го года является самым удачным киновоплощением произведения на сегодняшний день.
Если говорить о том, что я бы отнёс к недостаткам, то в первую очередь хочется выделить Ковальчук, которая никаким образом не соответствует книжной Маргарите. Эта женщина слишком современная. Грубоватое лицо не вяжется с образом грустной, загадочной булгаковской главной героини.
Во-вторых, Мастер получился тщедушным и скучным. Актёр не показывал никаких эмоций. Эта роль не его, он не понимал, какие чувства должен рождать в зрителях. Попросту раздражал отвратной игрой.
Декорации и антураж. Несмотря на крепкую атмосферу Москвы тридцатых годов, интерьеры выглядят достаточно бедно, не ярко, не насыщенно. Видимо, сказывается недостаток сюжета. С другой стороны, многие советские фильмы, снятые многим раньше, хороши и претензий к декорациям нет.
Из положительных моментов можно выделить хорошую актёрскую игру второстепенных персонажей. Яркими получились Бездомный, Воланд, Коровьев, Азазелло, Берлиоз. Они запомнились больше остальных.
Атмосфера действительно хороша! Старая Москва, словно сошедшая со страниц цветаевской поэзии, пленит своей сепия-грацией. Удачной находкой было снять сериал (хоть и частично) в коричневых тонах, ассоциирующихся со старинными фотокарточками.
Самой эффектной сценой, как ни странно, стал не Бал Воланда и не любовные эпизоды Мастера и пустой Маргариты, а встреча на Патриарших, с чего и начинается повествование. Интереснее всего было смотреть на попытки Бездомного поймать «нечистую силу».
В целом, этот сериал мог бы быть отличным в абсолютном понимании, но подкачал каст. Тем не менее, как я уже сказал, это лучшая экранизация романа «Мастер и Маргарита». ------ Ни актерской игры, ни режиссуры, ни музыки, ни операторской работы, ни света, ни спецэффектов. НИКАКОГО эмоционального воздействия, НИКАКОГО эффекта присутствия. Боги, боги, что это вообще такое? Где он свет, где высокая драма? Профанация сплошная.
Чуть ли не все постановщики всех версий МиМ очень любят рассказывать байки про то, что нечистая сила им-де покою не давала во время и после постановок. Воображаю, какие неприятности ждут эту дрим-тим за такие поделки:)
«Воланд»... почему-то даже язык не поднимается:)... ну, просто старый усталый человек, с преувеличенным старанием бормочущий вызубренный текст... Ни сарказма, ни иронии... Почему бы Филиппенко вместо Азазелло не быть Воландом? И то не так страшно. Или не хотели ассоциаций с Кощеем?
Если Саша Белый, э, не совсем тянет на «человека лет 27», то все остальные мумии просто ужасают. Чучельный толстожопый кот смутил меньше, чем нелогичный переход (в одной московской и ялтинской сценах) от сепии к цифре (но и в сепии гадкая скучность и условность павильонной съемки режет глаз).
Степа Лиходеев - ОК, хотя я _очень_ не люблю Панкратова-Черного. Декорации и ощущения Ершалаима не впечатляют ВООБЩЕ. Нет предчувствия ужасного, непоправимого несчастья. И ни фига нет этой чудовищной, клаустрофобной атмосферы... жара, жара, жара в ненавистном и душном Городе, удушающий запах роз в густом раскаленном воздухе, мучительная боль, секундная трусливость и за ней - пронзающая насквозь догадка о вечном, невыносимом, испепеляющем раскаянии... ------ По первым двум просмотренным сериям складывается впечатление, что всё сделано как-то в пол-ноги. И кастинг, и игра актеров, и массовки, и декорации, и костюмы. Многие занимательнийшие детали опущены или изменены. Взять к примеру хотя бы трудное пробуждение Степы Лиходеева.
Или сцена на Патриарших, в которой совершенно не читается удивление Воланда, который по книге, помнится, озирался, словно опасаясь увидеть в каждом окне по атеисту. Куда-то это всё делось и местами вылилось просто в монотонное чтение реплик.
А кот? В свое время читал высказывания создателей о том, что пришлось ждать десятки лет, чтобы наконец появилась возможность снять «Мастера и Маргариту». Посмотрев на кота, становится непонятно, зачем были нужны эти ожидания. Такого рода костюмы не похожи на техгологические кинодостижения 21 века. Остается надеяться, что последующие серии оправдают ожидания. ------ Первая серия ужасно расстроила. Диалог между Воландом, Берлиозом и Бездомным получился сухим, неэмоциональным. Вся интрига разговора пропала! Тоже самое можно сказать и про Пилата и Иешуа. Соглашусь с остальными: играющий Воланда просто никуда не годится, ни по внешним данным, ни по игре. По-моему, Машков бы идеально подошел на эту роль.
С Безруковым тоже прогадали. Не вписался он в роль Га-Ноцри ни на йоту! Многим не понравился кот. Но я могу сказать, что именно таким я его и представлял: толстым, большим и неприятным!
Картина получается больше мрачноватой и слишком серьезной, чем есть на самом деле. ------ Единственное, что может спасти смертельно раненного кота - это глоток бензина! ------ Неспроста я озаглавил рецензию своей любимой шуткой из романа «Мастер и Маргарита», которая дословно перекочевала на экран. Этим я хотел показать, что в своей экранизации весьма эксцентричный режиссер Владимир Бортко решил слепо следовать роману. Конечно, такую классику как Булгаков невозможно переделывать и переиначивать, тем более, что это кащунственно. Поэтому те сцены из романа, которые никак не ложились на экран лучше было попросту убрать, чем отягощать ими неплохой фильм. Но учитывая то, что к 2005 году не было нормальной экранизации «Мастера и Маргариты», не считая зарубежных пародий и зашифрованного фильма Юрия Кары, то Бортко как первопроходцу многое простительно. Одно дело - переиначивать киношедевр, а другое - создавать что-то новое. Поэтому экранизация, которая всегда имела место быть, но не была, вполне естественно получилась с оплошностями.
Главной оплошностью режиссера было полностью довериться актерам и сделать ставку на актёрскую игру. Все актёры в фильме сделали свою работу великолепно, но чувствуется какая-то неслаженность в коллективе.
Начнём с Воланда. Мне понравилось то, что создатели решили не делать из него канонического дьявола - с демоническими волосами и в плаще. Воланд на первый взгляд не должен казаться каким-то особенным, каким он был, например, в игре Валентина Гафта или в постановках региональных театров. Это должна быть обычная конфета со «взрывной» начинкой. Это Олег Басилашвили изобразил весьма уверенно, но излишняя доброта и милосердие совсем уж убивают в нем всё дьявольское.
Что касается других актеров, то понравились непосредственно сами Мастер и Маргарита, то есть Александр Галибин и Анна Ковальчук. Но прочитав интервью Анны, где она высказывает пренебрежение к роману, начинаешь меньше восхищаться её актерской игрой. Но среди других членов съемочной группы, почти все являются ярыми фанатами романа. Это видно по красивой, но навязчивой игре Александра Абдулова и Владислава Галкина, которым следовало бы поунять свою прыть в кадре. Одно из самых точных попаданий - Александр Филиппенко в роли Азазелло. Несмотря на то, что образ получился не совсем канонический, Филиппенко будто бы создан для этой роли.
Самое слабое место в актерском ансамбле - Сергей Безруков. Мало того, что замена голоса Галибина на голос Безрукова произвела немало звуковых накладок, так и роль Иешуа, сыгранного Безруковым вживую получилась неубедительной. Великий Иисус Христос в его воплощении показался мне нагловатым хиппи. А его взаимоотношения с Левием Матфеем - это отдельная позорная история.
Не могу не поствятить пару слов Коту-Бегемоту. Несмотря на то, что его образ получился таким же озорным как и в книге, с визуальным воплощением Кота создатели прогадали. Невооруженным глазом видно, что его играет человек, а не большой эксцентричный кот.
Что касается самого фильма, то он получился весьма неплохо. Основные сюжетные линии сохранены, хотя совсем неоправданно растянуты на 10 долгих серий (вполне хватило бы и 7-8, чтобы рассказать эту историю без потери смысла). Интересным ходом было выкрасить всю Москву в краску сепию, но очевидно при монтаже, создатели слегка запутались где надо оставлять серость, а где показывать всё в цвете. Поэтому цветные краски иногда «включаются» совсем неоправданно.
Ну, и наконец музыка. Невероятно, как весьма заурядный певец Игорь Корнелюк смог написать такую каноничную и пронзительную музыку, которая достойна «Оскара» за лучший саундтрек. А музыкальная тема Воландовой свиты мне будет сниться не одну ночь.
Главные минусы фильма:
1. Слишком заносчивые актеры (в их числе и Безруков), которые без зазрений совести решили посягнуть на классику.
2. Ужасные спецэффекты, превращающие фильм с серьёзным бюджетом в какую-то дешёвку.
3. Неслаженность в коллективе.
4. Сюжетные недоимки и несостыковки.
5. Слишком затянутый хронометраж.
Главные плюсы фильма:
1. Большинство актеров прекрасно справилось со своей задачей.
2. Были хорошо переданы образы канонических персонажей.
3. Невероятная музыка Игоря Корнелюка.
4. Оригинальные шутки и реплики из романа, которые бережно сохранили в фильме.
Фильм снят по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (дописан в 1940 году, опубликован в 1966 году). ------ Основным местом съемок библейских сцен была Болгария. Болгары создали целый комплекс античных построек, который практически полностью соответствует дворцу Ирода в Иерусалиме. ------ В Израиле, учитывая сложную политическую обстановку в стране, снимали только общие планы Иерусалима. ------ Античность режиссеру удалось отыскать даже в Крыму. «Ворота судакской крепости очень похожи на ворота древнего Иерусалима. А фонтаны Ливадийского дворца, как ни странно, весьма напоминают фонтаны дворца Ирода», - считает Бортко. ------ Москву 30-ых годов снимали по большей части в Санкт-Петербурге. ------ Роль Воланда была предложена Олегу Янковскому, который от воплощения этого образа решительно отказался. Предполагалось так же, что в роли Воланда мог сняться кто-нибудь из западных звезд. По крайней мере, известно, что велись переговоры с Гари Олдменом, с Жаном Рено и с Клаус Марией Брандауэром. ------ На роль Маргариты пробовалось несколько актрис - Ингеборга Дапкунайте, Виктория Толстоганова, Анна Ковальчук. «Мне не важно, будет актриса известной или нет, главное, она должна полностью соответствовать моим представлениям о Маргарите,- говорил Владимир Бортко еще до того, как остановил свой выбор на актрисе театра им. Ленсовета Анне Ковальчук. ------ Бортко начинал снимать фильм четыре года назад, но тогда проект был прекращен, практически не начавшись. Но актеры уже были определены. В том фильме должны были бы играть Галина Тюнина (Маргарита), Сергей Маковецкий или Алексей Горбунов (Мастер), Дмитрий Певцов (Иешуа), Виктор Сухоруков (Варенуха). ------ Первая экранизация романа принадлежит известному польскому режиссеру Анджею Вайде, который в 1971 году снял фильм «Пилат и другие». В 1972 году на экраны вышел итало-югославский фильм «Мастер и Маргарита» режиссера Александра Петровича. В 1988 году опять же поляк Мацей Войтышко снял по роману семисерийный фильм для ТВ. ------ В 1987 году роман пытался экранизировать Элем Климов, в проекте хотел поучаствовать Голливуд. В это же время Владимиру Бортко, выпустившему в прокат фильм «Собачье сердце», предложили снять «Мастера и Маргариту» для центрального телевидения. Но тогда Бортко отказался из-за дружбы с Климовым. ------ Замысел снять «Мастера» был и у Владимира Наумова. ------ На роль Мастера изначально планировался Олег Меньшиков. ------ В сериале есть несоответствия внешности и возраста. О Воланде в романе говорится как о человеке неопределенно-средних лет, а Олегу Басилашвили в 2005 году был 71 год. Кириллу Лаврову на момент съемок шёл 80-й год, хотя Пилат должен быть моложе (глубокому старику неуместна боязнь «погубить карьеру»). У Азазелло цвет волос - рыжий, а у Александра Филиппенко в этой роли - тёмный и только на груди заметны торчащие из-под майки рыжие волосы. В романе Воланд - брюнет. Александру Галибину во время съёмок было 50 лет, в то время как его персонажу - 38. Александру Адабашьяну - 60, Берлиозу - 40, и к тому же Берлиоз был лысым. Понырев (Бездомный) - в романе человек лет двадцати трёх, Галкин на момент съемок на 10 лет старше. ------ Таня Ю не только исполнила роль Геллы, но была ещё и каскадёром. ------ Эпизод, когда Афраний выбрасывает полученный в награду от Понтия Пилата перстень, отсутствует у Булгакова. Владимиру Бортко очень понравилась эта сцена у Анджея Вайды в фильме «Пилат и другие – Фильм на Страстную пятницу », и он позаимствовал её для своей картины.
Человек во френче носит знаки различия майора госбезопасности (звание соответствовало званию комбрига РККА) во время основного действия фильма и знаки различия старшего майора госбезопасности (соответствует комдиву РККА) в финале. Эти знаки различия носили сотрудники ГУГБ НКВД в 1937-1943 годах.
|
Отзывы о фильме Мастер и Маргарита