Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Великая Отечественная война, 1942 год. Действие фильма разворачивается у села Овсянниково. Красной Армии наконец-то удаётся выгнать оттуда немцев, но ценой больших потерь — от роты осталась только треть состава. Измученные и уставшие солдаты ждут, что им пришлют подкрепление, но вместо этого получают жестокий приказ — не отступать и любой ценой удерживать свои позиции. Для горстки выживших людей этот приказ равен бессмысленной смертной казни. Теперь перед их командиром стоит не самый простой выбор — пожертвовать своими людьми, выполняя приказ, либо ослушаться, оставив занятую позицию, и всё равно пойти за это под трибунал…
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 5.516 (8910)
Разделы: Фильм, Военный, Драма, Исторический
Год выхода: 2019
Название фильма: Ржев
Режиссеры: Игорь Копылов
Актерский состав: Игорь Грабузов, Олег Гаянов, Дан Розин, Александр Бухаров, Иван Батарев, Арсений Семёнов, Александр Аравушкин, Александр Горбатов, Сергей Жарков, Григорий Некрасов
Продолжительность фильма: 113 мин. / 01:53
Производство: Россия
Сценарий: Вячеслав Кондратьев
Продюсер: Сергей Щеглов, Инесса Юрченко
Оператор: Евгений Кордунский, Гарик Жамгарян
Композитор: Александр Маев, Максим Кошеваров
Художник: Георгий Мичри
Монтаж: Виталий Виноградов
Слоган: «Искупить кровью»
Сборы в России: $1 405 001
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 12 лет
Премьера в России: 5 декабря 2019, «Каропрокат»
Этот новодел про ВОВ тяжело смотреть + фильм очень сексистский ------ Это очередной новодел про Великую Отечественную Войну. Очень смешно смотрится, как герои сражаются за Россию, а не за Советский Союз. Очень обидно, что современные режиссёры отрицают такое явление, как советская власть, коммунизм и Сталина. Снимать фильм про ВОВ и не говорить про Сталина и коммунистов не получается. Режиссёр Игорь Копылов сделал новодел про ВОВ. И мне фильм не понравился. Фильм скучный. Этот новодел претендует на жанр боевик или ужасы. Поймите, неприятно смотреть на натуралистичность войны, кровь, оторванные ноги и руки. Какие могут быть разговоры про великую Россию, про Бога на ВОВ? Фильм очень скучный. Сразу видно новодел. Вот так интеллигенция и сценарист Кондратьев переписывают нашу историю.
В фильме понравилась только музыка. Композиторы Кошеваров и Маев очень напряжённую музыку написали. Они написали музыку надрыва и боли. Мне фильм показался абсурдным. Младший лейтенант особист (по моему это актёр Некрасов) начинает зверствовать на передовой, где каждый солдат на счету. Для меня это абсурд. В России привыкли делать из особистов и политруков злодеев первой масти. А мне кажется на фронте всё было по другому, и слово «коммунист» означало почёт и уважение сослуживцев. Этот новодел про ВОВ тяжело смотреть. Фильм говорит о России, а не о мощи интернационала и мощи Советского Союза.
Бойцы пытаются продержаться до прихода подкрепления. Это так смешно и грустно показано. Особенно когда герои пьют немецкий шнапс и смеются. Советские бойцы показаны мародёрами, мечтающими набить свои желудки. Всё из-за этого новодела про Россию.
Это чисто мужской фильм. Женщин в фильме нет. Может поэтому хочется сказать режиссёру Копылову: «Вы сексист». Или просто драматизм среди мужчин лучше ловит камера? Это очень скучный фильм: настоящий новодел. ------ Верю. Точка. ------ Если вы ощущаете в себе живую нить от старших поколений, потянув за которую становится больно, то вы пойдёте смотреть «Ржев».
Пока смотрел фильм, не раз поймал себя на мысли, что «Ржев» гораздо более понятным будет тем, чей кругозор широк, тем, кто подготовлен знанием о войне, знанием о борьбе за Ржевский выступ.
Не смогу остановиться на кинематографических тонкостях, очень не силён в этом, но порадуюсь за хорошую сценарную работу, за правдоподобные диалоги. Ведь главное сейчас, спустя уже более 50 лет, уловить язык эпохи, язык тех бойцов, которые штурмовали тысячи таких Овсянниково. Удалось. Верю командирам и бойцам.
Во «Ржеве» режиссёр пытается поднять очень большой пласт. Удалось больше, чем не удалось. Да, вот так, в таких тяжёлых боях, сплавлялась армия-победительница. Из разных людей, из людей разных взглядов и разных житейских и даже политических позиций. Съёмочной группе удалось это показать без фальшивого надрыва.
Единственный момент, где дрогнули - это разговор комполка с ротным в финале. К сожалению, Устав суров и не позволяет полковникам объяснять свои действия лейтенантам. Не могло быть такого разговора. Некогда было каждый приказ объяснять лейтенантам. Объясняли бы и раскрывали каждый приказ - войну бы не выиграли.
Приказ в армии отдаётся к безусловному исполнению. Лицо, не согласное с приказом, может обжаловать приказ после выполнения приказа.
Каждый воин, отдавший жизнь за Родину, продлевает жизнь Родины. ------ Фильм, снятый по воспоминаниям реального участника Ржевской битвы ------ Честно скажу, несмотря на мой интерес к военно-исторической тематике, о Ржевской битве толком ничего не знала до выхода этого фильма. Как оказалось, именно с неё начался подъём боевого духа солдат, так необходимого им перед Сталинградом. В этой битве мы положили больше миллиона человек. Миллион наших предков навеки остались лежать в снегу ради того, чтобы мы сейчас жили.
«Ржев» снят по книге участника тех сражений Вячеслава Кондратьева («Искупить кровью»). Когда понимаешь, что лента поставлена не просто «по реальным событиям», но и с прямым использованием воспоминаний ветеранов боевых действий, просмотр становится совершенно особенным - ты словно попадаешь на закрытую территорию, туда, куда ранее был доступ только непосредственным участникам событий. Человек делится тем, что видел своими глазами, и потому ты сразу же перестаёшь искать изъяны в кинематографических аспектах - достаточно ли правдоподобно что-то взрывается на экране, насколько развёрнутые диалоги, похожа ли форма военных на то, что ты уже видел в каком-то другом фильме о тех годах и прочее. Ты - уникальный свидетель того, как творилась история.
И это было страшно. То, что ты видишь - реалистично настолько, насколько это вообще возможно. Ты видишь настоящие эмоции настоящих людей - страх новобранцев перед мясорубкой вокруг них на поле боя, шок от того, как твоего товарища, секунду назад бегущего рядом с тобой, вдруг снесло взрывной волной, желание жить и нежелание убивать. Здесь же люди показывают свою истинную суть, без глянца и лицемерия. Кто-то остаётся верным своим моральным ориентирам даже под страхом трибунала, а кому-то своя шкура ближе; кто-то пришёл на войну добровольно, потому что хотел защищать свою страну и свою землю, а кто-то попал сюда вообще случайно, живя до этого совершенно иными идеалами; кто-то обижен на жизнь и пытается самоутвердиться за счёт других, а кто-то даёт другим шанс на искупление даже рискуя своей жизнью. Здесь много персонажей, и может быть не всех достаточно полно раскрыли, но общие наброски есть по каждому, и самые яркие характеры обязательно останутся в памяти после того, как пойдут титры.
Помимо этого фильм очень смелый - руководство армией порой показано далеко не с лучшей стороны, обнажая все острые углы, которые видели и испытывали на себе участники войны. Только ли умелое руководство способно обеспечить победу в войне? Или же главными победителями были простые люди, ставившие на карту всё и порой наперекор всему? В своё время автор первоисточника столкнулся с жёсткой цензурой как раз за подобные взгляды и желание показать всё без прикрас, без необходимой вуали, сохраняющей безупречную репутацию руководства. Сейчас же его книги печатаются, одна успешно экранизирована. Жаль, что этот человек так и не дожил до этого времени, задохнувшись в тисках цензуры. ------ И поднялся вой! ------ И налетели блогеры и критики, «историки» и историки, а самый громкий вой поднялся со стороны секты свидетелей непогрешимого Советского Союза - карикатурно тоталитарных обличителей «антисоветчины».
Эти критиканы уже успели обругать кино за набор стереотипных персонажей - тут и 17-летний паренёк, который так и не смог выстрелить в немцев, и колхозный бухгалтер, оказавшийся бывшим преподавателем философии (ещё в царские времена), и служака-сержант, который не даёт бойцам расслабиться после боя и заставляет готовиться к немецкой контратаке, и политрук Ефим понятной национальности, и хитрый приблатнённый солдат, и простой мужик-крестьянин, и фанатичный особист, готовый расстрелять отца 4 детей за подобранную на самокрутки немецкую листовку, и глуповато-трусоватый украинец-помощник особиста, и отец-командир ротный, бывший шахтёр, и оставляющий роту на верную смерть комбат. В общем, целый букет. Неужели такое обилие разных типажей просто порвало кому-то шаблон?
Фильм даже имеет целую литературную основу - действительно антисоветскую повесть «Искупить кровью». Вот только отличий от повести хватает, а чем дальше по сюжету, тем меньше общего с первоисточником.
Так что давайте-ка посмотрим на кино трезво. На какое кино? На «Ржев». Нет желания закидывать читателя спойлерами, так что попытаюсь кратко донести о чём же кино.
Сюжет прост: самое начало 42 года, зима, пехотная рота красноармейцев штурмует деревеньку Овсянниково (хотя на месте тех нескольких халуп и разрушенной церкви может быть любое другое село, хоть Кукуево, - название населённого пункта в фильме совершенно не важнО) под Ржевом. Немцев выбивают, рота теряет половину личного состава. Выбивают непривычно (для нашего кино) зрелищно - вместо обозначения попадания пули - оторванные руки, оторванные ноги, оторванная половина туловища, окровавленные и контуженные от близких взрывов и посечённые осколками бойцы, случайно подстреленный боец, не принимавший участия в атаке...
С первых кадров кино готовит к одному: фильм не стандартен. Мы не видим бравурной атаки с привычными «За Родину, за Сталина», наоборот, ротный приказывает атаковать молча, ведь чем позже враг заметит наших, тем ближе удастся подобраться и тем меньше жертв. Да и сама атака показана не вдохновенным наступлением, а разбитой на человеческие эмоции: гнев, паника, ступор, остервенение. Рукопашная жестокая и кровавая, в ход идут штыки, приклады, ножи, кулаки. Для многих это - первый бой.
И во время этой атаки приходит понимание, что фильм - не о большой войне, не о каком-то сражении, нет. Фильм - о людях. И у каждого из этих людей своя правда, точнее - её кусочек.
Фильм не насыщен батальными сценами, зато хватает диалогов, сначала рождающих вопросы, а потом дающих на них ответы и раскрывающих персонажей.
Постоянные конфликты между героями перерастают в новые сюжетные повороты.
Даже глуповато-трусоватый помощник особиста, попавший к немцам и пытавшийся предать, в итоге делает единственно верный выбор, словно в противовес прозвучавшим ранее словам немца: «Мы научим русских убивать друг друга».
За короткое время раскрываются и меняются все персонажи, «фанатичная кровавость» советской власти (за которую критиканы набросились на «Ржев») оказывается страшной необходимостью и результатом тяжелейшего морального выбора, а маленькая правда всех персонажей, какой бы разной она не казалась, складывается в одну, большую и суровую правду будущего Победителя.
И вдруг оказывается, что фильм не проклинает советскую власть, не очерняет ветеранов и не гадит на нашу историю. Фильм просто напоминает, что вся наша история - это наш народ, наши предки, а потом - и мы с вами.
Вы этого не поняли? Тогда у меня для вас плохие новости...
Только за исторические косяки. ------ Искупить кровью ------ Читая в школьных учебниках по истории о Ржевской битве, охватившей больше года и унесшей жизни миллиона бойцов, находишь много страшных эпитетов. Кровопролитная. Тяжёлая. Изматывающая. И всё верно, и всё так. Но вот наш школьник закроет учебник, пройдёт один из тех утомительных школьных тестов, в которых его помучают знанием точечной информации (даты, цифры, термины), получит оценку, удовлетворительную для него, и посчитает дело закрытым. «Тяжелая была битва битва. Кровопролитная. Страшно, наверно, было...».
Фильмы о войне тем ценны, что помогут расшевелить сознание, вместо обезличенных таблиц и умозрительных обобщений (без которых ныне не обходится ни один государственный экзамен) предлагая зрителю проследить судьбы людей.
В «Ржеве» непредсказуемо все. Нарушены все законы жанра. Юный боец, который перед сражением сжимает в ладони красную звезду (трогательная, печальная находка; ведь эта звёздочка как символ Отечества была главной движущей силой для миллионов), а в конце сражения стоит, обезумевший от разборчивой жестокости войны, подкосившей его приятелей и вздумавшей оставить его в живых, вдруг падает навзничь от выстрела в голову. С этого момента смотришь фильм иначе, понимая, что перед тобой не кассовый блокбастер о «драйве войны», а картина о том, какой война была на самом деле - неприглядной, страшной и... Совсем неразборчивой.
К слову, так нередко бывает, когда фильм снимают по мемуарам.
Что особенно удивляет - так это многослойность характеров. Опять же - черта кино, основанного на воспоминаниях очевидцев войны. Я с трудом могу отнести хоть одного из героев к архетипам «тень» или «злодей». Безусловного зла здесь нет. Ни воришка-рецидивист, ни суровый НКВД-шник, требующий исполнения безрассудных приказов, ни даже немцы как противоборствующая сторона не вызывают одной только ненависти. Зрителя не «натравляют» против кого бы то ни было, а позволяют выступать в роли наблюдателя, беспритрастного настолько, насколько можно быть беспристрастным при виде войны.
Сердцевину повествования, однако, образуют не сами тактические операции, а нравственные конфликты. И дивишься в очередной раз, как война возвращает человека к главным вопросам, срывая все второстепенное, чем наполнена скука обыденной жизни; на войне говорят без обиняков, прежде всего - с самим собой. Так и зритель невольно спрашивает себя, вырвавшись из череды забот, покупок, сплетен и недовольств. Какому делу я посвятил свою жизнь? Так ли оно нужно людям? И главный вопрос. А нужно ли оно мне самому?..
В этом фильме, невзирая на бесцеремонную откровенность сцен на поле боя, очень много надежды. Надежды на то, что, оторвавшись от среды, которая вынуждала бороться лишь за свою жизнь, бывший вор начнёт сражаться и за чужие жизни (с умелой изворотливостью, недоступной другим); на то, что беспризорник, лишенный благополучного детства, отвергнет мстительную озлобленность на мир и безумное служение «звериному» закону; надежды на милость бойца, определённого на расход, к собственному палачу; надежды на совесть у того, кто от страха сдался немцам... Наконец, надежды на Победу, - неразумную и маловероятную (без еды, без сна, без оружия и даже чёткого представления о планах противника), успех которой весь зиждется на воле и героизме людей, которые питали к Родине кровную любовь, а не равнодушное уважение.
Тем труднее становится вообразить себе этот всенародный подвиг, чем больше мы продвигаемся вперед в знаниях, технологиях, всяческих удобствах жизни... Такое кино, как «Ржев», позволит вам пережить войну, как если бы - хоть на два часа - на ней оказались вы сами.
Вы удивитесь, как возрастет ценность всего скучного и прившегося, как только вы покинете кинозал.
|
Отзывы о фильме Ржев