Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Давид работает преподавателем в одном из провинциальных вузов. Студенты очень любят его лекции по истории литературы Серебряного века и с удовольствием посещают их, тем более что Давид часто проводит их в неформальной обстановке – в парках, на улицах, в скверах. Но есть у преподавателя очень опасная черта характера – он ценит правду и готов отстаивать ее в любой ситуации. Обычно такая привычка приводит к неприятностям, и однажды Давид попадает в переделку. Он обвиняет мэра городка в коррупции, после чего преподавателя обвиняют в ответ в хищении денег, выделенных на конференцию. И хотя филолог не брал их, он вынужден нести ответственность. Вскоре его сажают под домашний арест, и близкие советуют ему изменить точку зрения, чтобы спасти себя. Но Давид готов идти до конца и отстаивать свою позицию, несмотря ни на что.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.225 (800)
Разделы: Фильм, Драма
Год выхода: 2021
Название фильма: Дело
Режиссеры: Алексей Герман мл.
Актерский состав: Александр Паль, Александра Бортич, Мераб Нинидзе, Ян Решетников, Анастасия Талызина, Анастасия Мельникова, Роза Хайруллина, Светлана Ходченкова, Юрий Уткин, Анна Михалкова
Продолжительность фильма: 106 мин. / 01:46
Производство: Россия
Сценарий: Мария Огнева, Алексей Герман мл.
Продюсер: Георгий Шабанов, Юрий Степанов, Артем Васильев
Оператор: Иван Бурлаков
Художник: Елена Окопная
Сборы в России: $20 269
Зрители: Россия - 4.2 тыс
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 16 лет
Премьера в России: 23 сентября 2021, «All Media»
И один в поле воин? Про совесть, что власти перечит ------ Сердце мое заштопано, в серой пыли виски,Но я выбираю Свободу, и - свистите по все свистки!...Я выбираю Свободу - но не из боя, а в бой,Я выбираю свободу - быть просто самим собой.Вчера ещё был 'Иван Денисович' Глеба Панфилова по Солженицыну, а сегодня на ту же мельницу льёт воду Алексей Герман младший. Что за диво? Случай? Судьба... Картины о политическом режиме, о человеке в системе тоталитаризма. Конечно же тоталитаризма, а как иначе? Когда выкручивают руки, когда бьют за образ мыслей, закон попирают, когда линчуют способами дабы устрашить, распять, запугать и всё это от власти - это тоталитаризм... Замолчи! Заглохни! Закрой рот! Ты - червь. Как смел холоп голос возвысить? Ты где живёшь? Забыл что ли... Камерное кино, где клеть комнат в коммунальной квартире удавкой для сдерживания. Шаг вправо, шаг влево - приравнивается к побегу! Прыжок на месте - считается провокацией! Так, наверное, назидательно вразумляли власть предержащие 'заблудшую овцу' осмелившуюся блеять ни на кого-нибудь, а на мэра города. И обруч кандального запястья с контролем дистанции возможного удаления от кормила, коротким поводком - ни туда, ни сюда, никуда. Нельзя! Домашний арест Вам мерой 'награды' за правды пасквиль на отца! Посидите. Пока. Подумайте. Хорошенько подумайте! А там поглядим...Холодок разливается по телу от кино Алексея Германа младшего. Кого презентует нам режиссёр? Какие ассоциации решил пробудить в зрителе дав возможность подумать над историческими процессами прошлого, нынешнего? Андрей Сахаров взывает к нам? Александр Галич напоминает о себе? Александр Солженицын потчует 'хлебом'? Или иные персоны должны быть озвучены? Профессор литературы осмелился 'восстать' против коррупции в маленьком городке. Один в поле воин? А что, разве на танк со связкой гранат в Отечественную парням было слабо дёрнуться? То-то же... Ну, ты, тоже скажешь - в Отечественную... ничего себе сравнение... А в чём разница? За правое дело не щадя живота своего почему бы и нет? Так то оно может и так. Но там - всё сплошь враги. А здесь - свои. Соотечественники. Терпилы. Челядь. Замазанные. И бьют они с носка по стандартной технологии - сначала уговорами, потом компроматом, затем поиском слабого места 'в обороне противника'. Не понимаешь? Тогда - запугивание. Всё ещё сопротивляешься? Физическое воздействие. Продолжаете упорствовать? Карьеру, работу - можете позабыть. Окружение редеет, предаёт, устраняется... Вы на выжженной земле. Вокруг Вас - выжженная земля. Жизненный тонус падает, здоровье расшатано, нервы начинают шалить... Ещё мал-мала и с Вами покончено...Что ж, пробирает! Доходчиво. Более чем... Тут нет места фантастике-фантазии. Экскурс в святая святых с тайными пружинами усмирения неугодного. Метода - азбукой распятия. «Бодался телёнок с дубом, да рога запропастил»Повествовательный рассказ драматургии уместившийся в без малого два часа лаконичен и страшен. Дом в сырости осеннего тумана среди голых деревьев усугубляет общее впечатление от происходящего. Безысходностью, беспросветностью веет из кадров. Солнце тут не гостит. Свет его, по видимому, предназначен кому-то другому. Тепло - тоже. Горестно. И грустно. Стоит отметить что Алексей Герман младший продолжает диалог начатый Кириллом Серебренниковым в 'Петровы в гриппе' - режиссёры полагают, что диагностируют болезнь общества в целом. Лишь киноязык, имеет отличая. Однако забитостость, покорность, холуйство - укором всем нам. ...Я выбираю Свободу - но не из боя, а в бой,Я выбираю свободу - быть просто самим собой. ------ ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛОХАНКИНА ------ Где-то в российской глубинке, в некоем обезличенном до состояния невменяемости то ли городе, то ли рабочем посёлке, в пожухлом то ли двухэтажном бараке, то ли в превращённом в коммунальную общагу фамильном гнезде, среди санаторных сосен и елей проживает с инфернальной мамой (Роза Хайрулина) специалист по литературе Серебряного века пятидесятилетний профессор и властитель местных студенческих дум Гурам Давидович (Мераб Нинидзе). Естественный вопрос о том, почему не Иван Степанович или, скажем, Улугбек Искандерович, оставим за скобками. Профессор живет напряженной духовной жизнью, о чем безусловно свидетельствуют портрет Анны Ахматовой на стене смахивающей на богемный притон профессорской квартиры, демократическое бухалово с сантехником под одухотворенные грузинские напевы и ремарка от любящей мамули «он единственный человек в этом городе, который знает шесть языков». (Мамаша, к слову, тоже не промах - читает стихи своей собаке, и явно не Симонова и не Исаковского). А дабы исключить последние зрительские сомнения в том, с кем именно они имеют дело, предпенсионный полиглот ненароком интересуется у мамы: «Как ты думаешь, папа бы мной гордился?». На что, разумеется, получает утвердительный ответ. И в самом деле, гордиться тут однозначно есть чем. Ибо в свободное от духовной жизни время профессор мужественно разоблачает самого здешнего мэра, который «украл пять миллионов». А для пущей наглядности размещает в соцсети «карикатуру», где народный избранник… совокупляется со страусом. Сия невинная шалость, которую Гурам Давидович именует «дружеским(!) шаржем», ясен пень, не может остаться без последствий. И мэр, так и не появляющийся в кадре архетип зловещего коррупционера, не замедлил с «ответкой». Мало того, что гурамычевы сослуживцы, придавленные беспощадной пятой режима, дружно проголосовали за его увольнение (видать, нынче кадровые вопросы отданы на откуп общественности). Так и вся мощь местной правоохранительной машины вкупе с инициированными властями криминальными перформансами обрушиваются на невинную профессорскую голову - ему предъявлено сокрушительное обвинение в краже то ли стола, то ли стула «с научной конференции». А на вопрос следователя, откуда погруженный в воздушные реалии Серебряного века профессор узнал про коррумпированность мэра, наш небожитель с полицейским браслетом на ноге, не моргнув глазом, отвечает: «Эдик сказал». Эдик это вроде как сожитель профессоровой супруги (точно не скажу, ибо сил досмотреть до конца эпическое произведение не хватило). Дабы вы чего не подумали, с супругой профессор разводится. И в самом деле, к чему супруга, когда в наличии любящая, всепонимающая мама с вселенской скорбью в глазах и незатухающей цигаркой в кариесных зубах? Впрочем, я не об этом. А вот о чём.Чем дольше смотришь, тем больше подмывает полюбопытствовать как в том анекдоте: профессор, вы дурак? Или, скорее, слово, которое с последним нелитературно рифмуется. Все бы ничего, если бы в режиссерском взгляде на этот воскресший прототип незабвенного Васисуалия Лоханкина прослеживалась некая отстранённость. Мол, люди всякие бывают - и такие чудаки тоже. Однако не тут-то было. Неподражаемая серьёзность, с которой постановщик (он же соавтор эпохального сценария), скажем так, анализирует своего персонажа (явно происходящего из того сословия, кого проницательный Ильич беспардонно обзывал «говном нации»), зашкаливает до обобщающих высот, прошу прощения, «философического осмысления судеб интеллигенции в инквизиторских реалиях коррумпированного социума». Вот только высоты, как выражался один давний критик «режима», тут всё больше зияющие. Много чего можно предъявить постановщику сей кинематографической нетленки - и притянутые за уши мотивировки, и нелепые коллизии, и зубодробительные банальности, и ходульное морализаторство, и бесполые диалоги, и местечковый пафос. Но безоговорочным первым пунктом - клиническое отсутствие чувства юмора.В итоге фантастический по степени глупости и пошлости опус в своей «притчевой» претенциозности оборачивается форменной пародией. Если на душе сумерки и захотелось от души посмеяться, то вам сюда. Только знайте, смех этот будет с металлической оскоминой. ------ Дело о сношении со страусом или одиночный пикет в защиту пернатого. ------ Алексей Герман – младший (он же Герман III) наконец-то, впервые со времён «Гарпастума», снял как всегда интеллектуальный, отстранённый, но наконец-то не перемороженный как весь евроартхаус фильм. Как точно подметил Антон Долин, этот фильм можно сравнить с одиночным пикетом. По форме: герой одиноко существует в четырёх стенах и иногда (по расписанию) во дворе – потому что под домашним арестом. По содержанию: герой одиноко – даже не воззвал, а просто взвизгнул против коррупции – и сразу оказался в пустом пространстве, под хмурым надзирающим взором правоохранителя и раздражённо-непонимающим обывателя. Сюжет нехитрый – в некрупном уездном городе профессор-филолог узнал о конкретном случае казнокрадства мэра и рассказал об этом в своём посте на ФБ; и всё бы ничего (мало ли какая шафка растяфкается на караван), но он сопроводил это карикатурой, где мэр сношается со страусом. А вот это уже очень обидно, оскорбительно и подлежит показательной порке (будь это хоть уездный город или самый что ни на есть столичный – судьба программы «Куклы» тому в подтверждение). В результате профессор сам оказывается под следствием по нелепому обвинению в хищении пяти миллионов. Его терроризируют титушки, травят обыватели, друзья, родные, товарищи и коллеги прячут глаза и отказывают в помощи, и все вместе во главе со следователем призывают признать вину и по-тихому отползти на условный срок. Постепенно своими мелкими рефлекторными подлостями они и складывают коллективный портрет того самого страуса, прячущего голову в песок и принимающего покорную позу даже не из чувства самосохранения, но исключительно для поддержания благополучия в организме и окрест его…
|
Отзывы о фильме Дело