Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Лето 1910 года. Несколько туристов, отдыхавших на прекрасных пляжах Атлантического побережья, бесследно исчезли. Инспекторы Машан и Малфой считают, что эти загадочные события связаны с тихой бухтой, где живет семейка паромщиков Брефор во главе с папашей по прозвищу Бессмертный. Там же, в собственном особняке, каждое лето проводит семья ван Петегемов, буржуа-декадентов. Кланы враждуют, а юные Малют Брефор и Билли ван Петегем влюблены друг в друга, как Ромео и Джульетта. Детективная и романтическая истории переплетаются и усугубляются тем, что одно из семейств — сплошь каннибалы, а другое — сплошь воры.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.141 (737)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.60 (807)
Разделы: Фильм, Комедия
Год выхода: 2016
Название фильма: В тихом омуте
Иностранное название ленты: Ma Loute
Режиссеры: Брюно Дюмон
Актерский состав: Тьерри Лавьевиль, Жюльет Бинош, Дидье Депре, Ральф, Валерия Бруни-Тедески, Лаура Дюпре, Сирил Риго, Брандон Лавьевиль, Жан-Люк Винсент, Фабрис Лукини
Продолжительность фильма: 122 мин. / 02:02
Производство: Франция
Студия: 3B Productions, Arte France, arte France Cinéma, Canal+ [fr], Centre National de la Cinématographie (CNC), Ciné, Cinemage 10, Cofinova 12, Filmförderungsanstalt (FFA), Le Fresnoy Studio National des Arts Contemporains, Memento Films Distribution, Memento Films International, Mitteldeutsche Medienförderung (MDM), Pallas Film, Pictanovo Nord-Pas-de-Calais, Region Hauts-de-France, Scope Pictures, Soficinema 12, Twenty Twenty Vision Filmproduktion GmbH, WDR / Arte
Роли дублировали: Никита Прозоровский, Елена Шульман, Ольга Голованова, Диомид Виноградов, Владимир Рыбальченко
Сценарий: Брюно Дюмон
Продюсер: Рашид Бушареб, Жан Бреа, Мюриэль Мерлин
Оператор: Гийоме Дефонтен
Художник: Мартен Дюпон-Доменжу, Александра Чарльз, Ритон Дюпир-Клеман
Монтаж: Базиль Белькири
Затраты на съемки фильма: ?7 000 000
Сборы в России: $48 855
Возрастное ограничение: Зрителям достигшим 16 лет
Премьера в мире: 13 мая 2016
Премьера в России: 7 июля 2016, «Cinema Prestige»
Ключевые слова: комедия
Негодование ------ Фильм выбирался почти случайно, хотелось чего-то лёгкого и приятного. Я посмотрел на список проката знакомого кинотеатра и увидел афишу данного фильма. Слова 'комедия' и 'Франция', в сочетании с красивым плакатом, заставили меня пойти посмотреть этот фильм. После просмотра фильма у меня осталось чувство, что меня обманули и ограбили. Первое огорчение -- актёры переигрывают. Представители буржуазии так однотипно строят из себя олигофренов, что очень скоро становится скучно. Второе, 2 часа показались слишком длинными для этого фильма. Третье, шутки про толстяков. Это пошло и вульгарно, но никак не смешно. В течении всего просмотра в зале висела гробовая тишина, самое лучшее - хмык мужчины в 1-ом ряду. Особенно тихо было во время сцен трапез каннибалов. Зачем такое ужасающее количество крови? Почему они едят сырое мясо? (причём голыми руками) Некоторые сцены я никак не могу объяснить (например, полёты). Какая их цель? Как они влияют на развитие событий? А просто, никак. Если их удалить, то ничего не поменяется. Знаете, в некоторых фильмах происходит полный треш, но это как-то забавно и мило. Здесь всё наоборот. P.S.: Как это не парадоксально, но только диалоги полицейских держат на плаву этот фильм. ------ Клокотание костюмов ------ Для маститого мизантропа Брюно Дюмона разыгрывать карту человеческих страстей и глумиться над ними 'В тихом омуте' - что чашка крепкого кофе за завтраком. Фильм претендовал на Пальмовую ветвь в Каннах в этом году. Смешав признанных мастеров и непрофессионалов 'В тихом омуте', Дюмону удалось произвести на свет абсурдистскую комедию с претензией на первородность. Действие фильма сознательно перенесено в эдемные времена перед Первой Мировой. Где-то в дюнах около Кале, в местечке Сен-Мишель. Дюмону как режиссеру удобнее работать на натуре родного побережья, находить местных непрофессиональных дарований и вообще в фильме больше чувствуется взгляд заигравшегося барина от артхауса, чем нерв режиссера. 'В тихом омуте' - фильм, сознательно не желающий демонстрировать реальность. Дюмон населяет его однословными существами, копошащимися по сюжету на экране. Но Дюмон далеко не Босх, а 'В тихом омуте' - далеко не 'Сад земных наслаждений'. Поэтому недоумение после просмотра является основным эмоциональным вектором для костюмированного фиглярства фильма. Сюжетно Дюмон пытается столкнуть местных людоедов-простолюдинов с понаехавшими буржуа, мнящими себя аристократами. Как демиург он ни на чьей стороне. И те, и другие отвратительны. И те, и другие - движущиеся винтики и шестеренки этой двухчасовой выхолощенной вселенной. В каждом кадре 'В тихом омуте' - невидимые кривые зеркала, стремящиеся исказить и без того искаженную реальность. Проблеск надежды в виде любовного мостика между простолюдином и девочкой из отдыхающих оказывается жестоким перевертышем. Для Дюмона, преподававшего ранее философию, очевидно желание преподнести миру этакое многослойно-культурно зашифрованное. Но 'В тихом омуте' натужен как урок заслуженного методиста и совершенно не способен зажечь эмоционально. Двое забавных полицейских, расследующих дела о пропадающих в дюнах приезжих, пожалуй, становятся наиболее забавными персонажами. Они меньше всех заражены интеллектуальной проказой Дюмона, бодры, веселы и максимально энтропийны. Дерусь, потому что дерусь, говорил Портос, а здесь расследуем, потому что должны расследовать. А так во время просмотра хочется крикнуть экрану: 'Эй, есть здесь кто-то живой?'. Но это уже будет признаком психического новообразования. Чтобы убежать от реальности, не обязательно наряжаться в винтажное. Дорого, да и неудобно, знаете ли. ------ Конец прекрасной эпохи ------ Очень вкусное кино. И не потому, что про каннибалов. Просто каждый кадр и диалог в нем выстроен так, что не оторваться – просто чудо, учитывая, что ранее тот же режиссер снял скандально известные «29 пальм». В «Пальмах» не происходило ровным счетом ничего – за исключением финального акта беспричинного насилия. «В тихом омуте» без насилия тоже не обойдутся – в конце концов, кто-то же похищает бедолаг-туристов из тихой бухточки – но таковы уж законы черной комедии. Сюжет у фильма есть – так что фильм можно формально причислить хоть к детективам – но это скорее оболочка. Внутри этой оболочки все герои настолько яркие и живые, что глаза разбегаются. Вот аристократы-вырожденцы ван Петегемы. Фабрис Лукини просто удивительный. На ММКФ уже показали один фильм с ним в главной роли – «Горностай». Глядя на персонажа Лукини «В тихом омуте» поневоле начинаешь верить в чудеса перевоплощения – и это один и тот же человек? Да, грим, да, бакендарды, но, черт возьми, мимика, пластика тела, манеры, интонации, вот эта скособоченная полусогнутость вприпрыжку… При этом у его героя меньше всего «приключений» (ну, одна лихая поездка по морскому берегу не в счет), но Лукини умудряется даже банальное падение с шезлонга подать так, что зрительный зал хохочет от восторга. А вот Жюльет Бинош – необычная, взбалмошная, даже чуть переигрывающая, но все соответствует канону – это как если бы театральная пьеса превратилась в комиксы. Вы видели эту актрису в сетях каннибалов? Спешите в кинотеатры! Девушку с мальчишескими повадками по имени Билли (странное имя для девушки) сыграла дебютантка по имени Ральф (странное имя для девушки 2) – и, учитывая сложность ее персонажа, отыграла на отлично. А вот ловцы устриц – они же странные паромщики – они же каннибалы – семейство Брефоров. Старший сынок Малют (в оригинале фильм назван именно его именем) с глазами Данилы Багрова – одновременно и страшилище, и влюбленный Ромео. Неловкий, неправильный, растерянный – и все это дебютная роль Брандона Лавьевиля. Очень хочется, чтобы у парня было большое кинематографическое будущее – если режиссеры не будут бояться, что он их съест… Старик «Бессмертный» - суровый, как холодное море, для которого каннибализм – не извращение, а норма жизни, вроде поедания устриц. Играет его тоже дебютант, и тоже Лавьевилль – Терри. Постойте, они и в жизни родственники? А они точно не каннибалы? А между ними – комичная парочка сыщиков, окончательно превращающая происходящее из загадочной кровавой истории в забавный комикс – Толстый и Тонкий (имена у них другие, но типажи – именно такие). Толстый настолько толст, что может наклониться к улике только упав на бок, а с холма спускается натурально, как колобок. И этот надуто-шариковый полет окончательно сбрасывает с фильма оковы реализма, становясь веселым балаганом, в котором людей через залив переносят не на лодках, а на руках, где нудистки соседствуют с чопорными дамами, одетыми по моде начала XX века, и где нет и не было никакой Первой Мировой. Вслед за «тучкой-тучкой, а вовсе не медведем» убегают герою по мокрому песку, и когда фильм заканчивается, остается щемящее чувство ушедшей эпохи, в которой ты никогда не жил, мелькнувшей киношной тенью и скрывшейся в тихом омуте. ------ «Загадочная сказка» - звучали слова полицейского перед тем, как его перефразировали - «Счастливая развязка». ------ «В тихом омуте» Брюно Дюмон. Отбросив все попытки копнуть поглубже, как и желание посмотреть фильм второй раз, чтобы заметить то, что не всегда замечаешь с первого, у меня сложилось вполне конкретное мнение об этой картине. Обычно после фильма над которым стоит подумать, моё внутренне «я» всегда берёт таймаут и молчит, я жду, когда оно выдаст хоть какие-то эмоции. Как, правило разворачиваются один из двух сценариев, в первом я понимаю, что фильм хорош, может даже слишком. Отмечаю, элементы съемки, игры актеров в определённых моментах, мелочи, которые режиссеры и операторы вкладывают в свою работу. Большинство зрителей не замечают этих элементов, так как приходят «смотреть», а не «читать» картину, а с хорошим кино так поступать нельзя. Большое кино - это ювелирная работа, с отточенными деталями. Такое кино можно и нужно смотреть по несколько раз, так как снова и снова можно «читать» его по разному, отмечая для себя новые детали. Фильм «В тихом омуте» не стал для меня таким. Жульен Бинош, которая и привела меня в кинозал, разочаровала. «Три цвета - синий», фильм после которого я полюбила эту актрису и даже после психологического насилия надо мной во время просмотра фильма «В тихом омуте» я не стану любить её меньше. Актриса она потрясающая, этот фильм - нет. Бурлеск, комедия…Брюно Дюмон говорит, что «..всегда хотел снять смешное кино, но пока не нашел для себя правильную ноту..», надеюсь он всё еще её не нашёл, потому что нота «В тихом омуте» не ахти. Думаю, вы уже прочитали сюжет фильма и пересказывать его не придётся. На чем же строится юмор в этом кино - гиперболизация придурковатой аристократии, которая вымирает естественным путём. Лень, пустые разговоры, лицемерие и инцест. Смешение крови, браки с кузенами, братьями и не только…по их же словам - это норма, это капитализм, это преследование целей сближения крупных предприятий. Как следствие неврастения, физические несовершенства и недоразвитость некоторых членов семьи. Герои постоянно падают, растягивают фразы, громко и неестественно смеются и поют. Вторая семья представленная в картине - суровые топорные рыбаки, которые настолько неотесаные и дикие, что даже едят людей. Практически не разговаривают, а если и говорят, то допускают ошибки. Испытывая сексуальное влечение рычат как дикие звери и убегают в лес. Два современных полицейских - начальник - огромный и неповоротливый. Помощник -беспомощный и глуповатый. Как-то примерно также мы представляем себе наших стражей порядка. Ни одного положительного героя, кроме Билли, которая хоть и лишена в картине пола, но вероятно одна единственная кто умеет испытывать адекватные чувства и не боится выбраться за привычные рамки. Придурковатый аристократ кричит весь фильм «Мы всегда знаем что нужно делать, но никогда не делаем», в конце фильма Малют знает, что нужно сделать и делает это. Если я всё правильно поняла, то имя парня и название фильма Ma Loute имеют одно происхождение, а значит его имя в переводе - В тихом омуте. Значит не случайно именно он совершает поступок, который разбивает привычные рамки поведения и есть шанс, что если такой «неандерталец» готов на поступок ради любви, пусть даже отвергнутой им, то не так всё плохо, есть свет в конце пути. «Загадочная сказка» - звучали слова полицейского перед тем, как его перефразировали - «Счастливая развязка». Думаю, как-то так думает о своей картине Брюно Дюмон. Но чтобы не хотел он сказать в своем кино, язык его был хоть и красив, но неприятен, затянут и даже раздражающ…хотя может это было целью, вызвать зрители из зоны комфортного лицемерия? Впрочем, не знаю, но фильм мне не понравился и я не стану смотреть его снова, увы. ------ Комедия про людоедов ------ 'В тихом омуте'. (Ma Loute), Брюно Дюмон, Франция, 2016 год. Картина непростая. Для нее нужны ключи. Так не откроешь. Многое, конечно, зашито в самом тексте. Поскольку смотрел с дубляжом, почти все лингвистические шутки прошли мимо ушей. Удалось, похоже, выловить только одну. В одном из эпизодов персонаж картины смотрит на выброшенную на берег шхуну и настойчиво спрашивает полицейского что-то вроде: 'откуда тут взялась эта постройка?' Вероятно, речь идет об игре с словом 'batiment '. Которое может обозначать, как судно, так и здание. Но это, пожалуй, все, что поймал. Идем дальше. Сквозь шахтерскую призму Одного из героев картины зовут 'Бессмертный'. Это старик с фактурным лицом. Он ловит мидии, перевозит городских через всяческие топи и переправы, спасает людей на море, ну и ест человечину, разумеется. Старик Бессмертый - слишком сильный образ, чтобы можно было пройти мимо него. Ведь именно так звали одного из ключевых героев романа Золя 'Жерминаль'. Тот самый старик, на которого будет долго смотреть дочка Грегуаров и, которую он в конце-концов задушит. Вообще, если смотреть на этот фильм, если угодно, не с воды (а действие картины разворачивается на побережье), а из шахты (где происходят события в 'Жерминали'), то картина получается гиперболизицией или, если угодно, абсурдизацией истории, рассказанной Золя. Теперь все немного встает на свои места - богатые и бедные, буржуа и пролетарии, и даже людоедство обретает смысл - вот собственно самое буквальное выражение марксовой максимы об антагонистическом противоречии, существующем между классами. Однако можно предложить и другие ключи. 'Правила игры' в 'Тихом омуте' Увлекательным представляется исследовании этой картины в контексте 'Правил игры' Ренуара. В этом случае фокус вполне можно сместить в сторону пародии на вырождающееся французское дворянство, с бесконечным кровосмешением, глупостью, физическими и и что гораздо важнее, психическими недугами. В этом случае Андрэ ван Петегем из 'Тихого омута' становится пародией на Робера де ла Шене из 'Правил игры', которая, в свою очередь высмеивает жизнь французского высшего света. Тут правда возникает некоторая неточность по времени (в '...Омуте' - действия происходят незадолго до Первой мировой, а в 'Правилах...' - до Второй), но замнем для ясности. Комедия об ужасе 'В тихом омуте' - абсурдистская комедия. А кто является одним из наиболее ярких (во всяком случае для меня) глашатаев абсурда во Франции? И тут, опять-таки для меня, двух мнений быть не может - конечно это Альбер Камю. Собственно первая часть его дневников издана под название 'Дневник абсурдиста'. К какому философскому течению относится Камю? Разумеется, он экзистенциалист. Следовательно, можно предположить, что и всю картину нужно рассматривать именно сквозь призму экзистенциального ужаса, в перманентном переживании которого и живут главные герои. Как буквально - таинственные похищения и убийства, так глобально - герои существуют с ощущением надвигающегося конца Истории. А мы как зрители знаем, что их ощущение ужаса отнюдь не беспочвенно. Ведь меньше чем через четыре года разразится Первая Мировая война с удушающими газами и разрывными пулями, и крысами в окопах, которые противники умышленно заражали оспой. А после небольшого перерыва, тех героев 'Тихого омута', которые переживут четыре года ада, ждет Вторая Мировая с концлагерями, газовыми камерами и ядерной бомбой. И в контексте надвигающегося кошмара даже поедание людей уже не кажется чем-то удивительным или чрезмерным.
|
Отзывы о фильме В тихом омуте