Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: История о молодой француженке Хлое, страдающей от депрессии. Девушка обращается за помощью к привлекательному психотерапевту Полу, и результат лечения превосходит все ожидания: отношения выходят за рамки рабочих, Хлоя влюбляется в доктора и соглашается жить вместе. Однако у Пола есть собственные секреты, раскрывать которые он не спешит.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 6.484 (2451)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 6.40 (2673)
Разделы: Фильм, Драма, Мелодрама, Триллер
Год выхода: 2017
Название фильма: Двуличный любовник
Иностранное название ленты: L'amant double
Режиссеры: Франсуа Озон
Актерский состав: Марина Вакт, Антуан Де ла Мориньер, Кейсли Готье, Жаклин Биссет, Жан-Поль Мюэль, Жереми Ренье, Доминик Реймон, Жан-Эдуард Бодзяк, Мириам Буайе, Фанни Сэйдж
Продолжительность фильма: 110 мин. / 01:50
Производство: Бельгия, Франция
Студия: A Plus Image 7, Canal+ [fr], Ciné, FD Production, Films Distribution, FOZ, France 2 Cinéma, France Télévisions, Mandarin Films, Mars Films, Scope Pictures
Роли дублировали: Татьяна Иванова, Светлана Шейченко, Виктория Слуцкая, Игорь Сергеев, Галина Чигинская
Сценарий: Джойс Кэрол Оутс, Филипп Пьяццо, Франсуа Озон
Продюсер: Николас Альтмайер, Эрик Альтмайер
Оператор: Мануэль Дакоссе
Композитор: Филипп Ромби
Художник: Сильви Оливи, Паскалин Шаванн, Лилит Бекмезян
Монтаж: Лор Гердетт
Сборы в России: $386 003
Возрастное ограничение: Зрителям достигшим 18 лет
Премьера в мире: 26 мая 2017
Премьера в России: 19 октября 2017, «A-One Films»
Ключевые слова: триллер, драма, мелодрама
Телесность человеческого «Я» ------ «Я» прежде всего телесно, оно представляет собой не только некое существо, имеющее поверхность, но и само есть проекция этой поверхности». Зигмунд Фрейд
Посмотрев новый фильм Франсуа Озона «Двуличный любовник», может показаться, что главным действующим лицом картины является тело его новой музы - актрисы Марины Вакт, которая сыграла роль молодой, ищущей психологической помощи, девушки. И что роль зрителя заключается собственно в том, чтобы наслаждаться красотой и изяществом этого тела на фоне ее непонятных отношений с разного рода пси - специалистами: психиатрами, психотерапевтами, психоаналитиками, и, конечно, котами.
Возможно, Озон и преследовал эту цель, ведь, как он сам однажды сказал, для него важно снять фильм, в котором будет играть актриса, «от которой невозможно отвести глаз», и тела главной героини оказывается действительно предостаточно. Но что еще может значить изобилие телесности на экране? Что если для режиссера тело главной героини - всего лишь поверхность, способ рассказать о ее запутанном внутреннем мире, разобраться в котором Озон отправляет и каждого из нас?
С самого первого кадра тело Хлои станет маршрутом, по которому будут разворачиваться основные события фильма. Тело Хлои - сценарий Озона. Тело Хлои - сценарий ее собственной жизни. Именно телесный симптом - боли в животе - запустят все действие картины. И если в начале повествования мы слышим, как Хлоя спрашивает - сначала гинеколога, а затем и психотерапевта - «Почему у меня болит живот?», то со временем этот вопрос начинает звучать по-новому «Что же у меня на самом деле болит?»
В какой-то мере, все, происходящее с Хлоей - проекция ее телесной истории: «мужчины -близнецы» становятся отражением не только внутренних процессов (раздвоение в ее любовной жизни), но, как оказалось, и процессов, происходящих в ее теле («двойника», сокрытого в ее брюшной полости). В Хлое как будто присутствует интуитивное понимание своей истории, которую она может лишь ощущать и о которой может лишь только догадываться, но которую она не может до конца сформулировать и понять.
Это приводит к тому, что незаметно для самой себя она проигрывает историю своего происхождения в отношениях с Полом и Луи (обоих братьев сыграл актер Жереми Ренье). Эти отношения становятся воображаемой сценой, на которой разворачиваются события жизни и фантазии Хлои. И можно много спорить с Озоном: что в этой истории является причиной, а что - следствием, главным все-таки становится то, что Хлоя узнает свою историю, и многочисленные двойники уходят в небытие.
«Двуличный любовник» во многом является повторением предыдущих картин Озона, однако этому фильму свойственна и некоторая новизна. Следует отметить отличный визуальный ряд, новые технические приемы, прекрасную музыку Филиппа Ромби. В этой работе автор исследует новую для себя тему - взаимоотношения тела и души, формирование человеческого «Я» как отражения телесной поверхности, и он успешно справляется с поставленной перед ним задачей.
Озон во многом остается верным своему стилю, стирая грань между реальностью и воображением, жизнью и сном, трагедией и комедией, внутренним и внешним, телом и душой, женским и мужским. Язык его фильмов как всегда тревожит привычное восприятие, ставит под сомнение любое проявление однозначности, обходит стороной причинно-следственные связи. Он превозносит мир воображения, мир, который имеет над человеком большую власть, чем мир так называемой реальности. ------ Телесность человеческого «Я» ------ Больше всего этот фильм мне понравился как экранизация эротических фантазий.
По статистике фантазии о психоаналитике - одни из самых распространенных, в самом психоанализе эротический перенос - часто встречающаяся ситуация. А если тут еще и тема близнецов, то вообще.
Правда, я представила себе - вот встречаешь одного мужчину, мягкого, нежного, любящего, а потом - бац, другого - властного, жесткого, зашкаливающе сексуального. И тут я начинаю плавиться и дымиться...
Все остальное - сюжет, смысл, интрига - интересно, но не более того.
У главной героини абсолютно русалочьи глаза, они как будто вас зовут, завлекают, уволакивают на дно. Посмотрит на тебя такая девушка - и все, пропал. С другой стороны - мы знаем лишь о ее личных проблемах и любовной жизни. Как будто эта сложная история и необдуманное поведение заполняет полную пустоту внутри. Как же, наверное, скучно работать в музее - о чем там целыми днями думать? Видимо, Хлою это не напрягает.
Имя Хлоя переводится» как «молодой побег», «зеленеющая». И действительно - ей 25, и как будто все ее мечты, затаенные фантазии и страхи взяли и воплотились в реальности, в пугающей истории. Вот я и воспринимаю этот фильм как фантазию о том, что могло бы быть и как бы это было волнующе, чарующе и опасно.
Да, каюсь, я тоже люблю фантазировать. ------ Похоть и ужас - соседи ------ На чем зиждется внутренний мир женщины? Любовь и предательство, доверие и пожирающая изнутри маниакальность, жар секса и холод фригидности - Франсуа Озон описал женщину существом многоликим, притягательным и отталкивающим, балансирующим на грани между обыденным и сумасшедшим.
Режиссер не тратит время на пустые прелюдии и, буквально залезая во влагалище героини, обозначил предмет своего повествования - познание глубин души. Как бы странно ни звучало, но именно души, о чем недвусмысленно говорит плавно переходящий в открытый глаз Марины Вакт кадр. Перенос личных проблем на внешнюю среду - солирующая мысль, переданная через щекотливую тему психологического расстройства.
Способ раскрытия темы - метафоры. Отождествляющая себя с вещью героиня находит работу смотрителя в музее, где, словно статуя, сидит, сливаясь с бездушием стен и экспонатов. Фоновая цветовая гамма задается эмоциональной направленностью, костяк которой - белое/черное/желтое. Цвета наполняют моменты полярным ощущением холода/тепла, чистоты/порочности, спокойствием/напряжением. Вместилище высшего смысла этих оттенков - кот, емкое описание которого спойлерит чуть ли не главный твист фильма. Ну и, конечно, зеркала. Зеркала как средство отражения тайных помыслов и желаний, способ передачи внешнего сходства и грань между диаметрально противоположными моделями поведения.
Подобные детали наполняют картину психологической осмысленностью. И жанр эротики, выбранный для описания ленты, сам является скорее метафорой, способом показать оголённую душу человека через обнаженное тело. Откровения наготы есть откровения души. И муза режиссера Марина Вакт блестяще справилась с ролью, стоящей на одновременной зажатости и раскрепощенности. Ощущения от внешнего безумия ее героини созвучны во многом с персонажем Мии Фэрроу в «Ребенке Розмари». Жереми Ренье завоевывает дамские сердечки галантной нежностью и соблазнительной брутальностью. Их тандем вызывает интерес в духе «подсматривания», что блокирует ощущение возможной скуки от не слишком скоротечного повествования.
Франсуа Озон создал картину интригующую, пугающую и откровенную. Похоть и ужас в ней - соседи, сожительство которых порождает ощущение возбуждения не то от страха, не то от искушения. Режиссер манипулирует чувствами зрителя, взывая к не озвученным мыслям и неподдельным эмоциям. ------ Уж точно страшнее, чем «Пилы», «Астралы» и прочие «Заклятья» ------ Да, первое, что мне как большому ценителю НАСТОЯЩИХ фильмов ужасов хочется отметить - это то, что в данном НЕ фильме ужасов есть пара-тройка моментов, на которые подобраны настолько удачный ракурс, музыкальное оформление и игра света-тени, что они (моменты, учитывая контекст происходящего) реально пугают. По-настоящему пугают, а не потому, что кто-то внезапно выпрыгнул из-за угла с характерным громким звуком, и зритель конвульсивно вздрогнул от неожиданности, а не оттого, что ему было действительно страшно.
Итак, данный фильм, на который мы почти что случайно зашли в кинотеатр «Космос», конечно, не является фильмом ужасов, но это тот редкий для сегодняшнего кино триллер, который тебя по-настоящему «держит».
Любителям напряжённых психологических триллеров смотреть ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Фильм европейский, напрочь лишённый голливудской причёсанности, клиповости и глянцевой яркости (фильм вообще серого цвета, яркости в нём нет и подавно, что в Голливуде не приветствуется, ибо «пипл не схавает»). Хотя, бесспорно, опирается лента на американские, а не европейские киностолпы, и всё-таки имеет определённую голливудщину в финале (что, впрочем, почти не портит всё происходившее до финала на экране).
Фильм довольно эротический (одна «открывающая» во всех смыслах сцена чего стоит) и эротичный (целый ряд заводных коитусов имеет место быть). Но опять же - главное, что данный триллер за-хва-ты-ва-ет! Его хочется досмотреть до конца в отличие от большинства других, идущих сегодня потоком и собирающих гига-кассы.
В синопсисе значится, что молодая Хлои начинает жить с любовником, который оказывается не тем, за кого себя выдаёт. Такое описание сюжета не вполне корректно или некорректно вообще. Сценарий, в большей степени, перекликается с «Тёмной половиной» Стивена Кинга, где за основу развития событий взят тот же биологически-медицинский феномен, описывать который в сюжете - значит, испортить впечатление от просмотра (заспойлерить).
Отдельно хочется отметить музыкальное оформление, ибо саундтрек шикарен. В нужных моментах музыка доводит напряжение до накала, приближенного к абсолюту.
Ну и девушка играет самоотверженно и с самоотдачей. А самоотдаваться ей приходится направо и налево. Больше налево, чем направо, но об этом лучше расскажет сам фильм.. ------ Киска - это не только животное ------ Франсуа Озон автор небанальный. Его фильмы как минимум неординарны и эпатажны. Новый фильм, да еще и участник Каннского фестиваля 2017 года, не мог не привлечь внимания. Правда, сомнения возникают уже, как говорится, на первом кадре (формально, на втором, но кто считает!). Имеется в виду, чем именно Франсуа Озон пытается привлечь внимание зрителя.
Кажется, ни один из кинокритиков не обошел вниманием этот кадр: огромная, во весь экран женская вагина, и камера медленно и со смаком туда ввинчивается. И это правильно. Зритель должен знать, на что идет. А то вдруг возьмет с собой в кино маму-папу, не дай бог, бабушку с дедушкой, или девушку, с которой хочет завязать отношения.
Сам Озон оправдывался, что просто хотел создать аллегорию проникновения в глубинные тайны внутреннего мира женщины. Ну, да! Все женские тайны, как известно, сосредоточены между ее ног.
Не все критики сообщают, что действие происходит на гинекологическом кресле. И врач-гинеколог, покопавшись в «женских тайнах», сообщает что-то, типа: «Дамочка! Вам не п... ду надо лечить, а голову!». И дамочка, нервная анорексичка с фантомными болями внизу живота и неудачной карьерой модели в бэкграунде, послушно идет лечить голову. И таки вылечивает! То есть, вылечивает ее, конечно психиатр, но делает это не через голову, а через то самое причинное место. В смысле как следует ее имеет. Правда, вспомнив о врачебной этике, идет на попятную, но сюжет уже закрутился, и дамочка очень хочет, чтобы ее снова полечили.
Дальше Озон выдает то ли Кроненберга, то ли Хичкока. Прокатчики позиционируют его как эротический триллер. Но правильнее будет сказать: шовинистический триллер, главная мысль которого заключается в том, что все проблемы женщины легко и просто разрешаются, когда находится кто-то, кто старательно ее оттрахает. А потом оттрахает ее еще раз, причем так, как хочется именно ей, а не ему. А потом еще раз. И так всегда.
Актеры фильма остаются на высоте. Кажется, будто Марина Вакт и Жереми Ренье не играют, они такие, как есть на самом деле. У последнего роль чуть сложнее, но если сказать, почему, то получится спойлер. Впрочем, спойлер содержится уже в названии фильма. Во французском варианте чуть более конкретно, чем в российском. Для гурманов Озон припас Жаклин Биссет в роли матери героини Вакт.
Сюжет делает кое-какие твисты, и кое-что оказывается не тем, что есть на самом деле, а только существует в воображении главной героини. Но в целом все достаточно затянуто, если не сказать скучно. В голову лезут посторонние мысли, например, что было бы, если бы вместо вагины показали бы большой, во весь экран, мужской орган? Каким его обычно рисуют на заборах. Стали бы критики восхищаться художественными достоинствами такого фильма?
Очень уважаемый и опытный критик назвал «Двуличного любовника» одним из самых эффектных и потенциально коммерческих фильмов Франсуа Озона. Другой весьма уважаемый и умный человек сказал, что это первый из всех виденных им фильмов Озона, в котором он ничего не понял. Одно несомненно, Озон снял нечто, о чем все с удовольствием будут говорить и делить друзей на тех, кому понравилось, и тех, кто не врубился. Мне не понравилось.
Ах, да! Там есть еще и кошечки. Мягкие, пушистые, гуляющие сами по себе, биологический вид: кошка обыкновенная. Они по словам Озона перекочевали туда из литературной основы (фильм формально снят по книге Джойс Кэрол Уотс, название которой еще больший спойлер), но опять же по его словам, он хотел зарифмовать их с жаргонным словом «киска», означающим женский половой орган.
|
Отзывы о фильме Двуличный любовник