Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Вся семья главной героини погибает во время массового расстрела. Сама она чудом остается в живых — мать закрыла ее своим телом. Больше двух лет девочка живет, прячась в нерабочем камине в комендатуре. пока деревню не освобождают от нацистов. Невероятно, но Анне удается не только выжить, но и сохранить в себе человека. Ей помогают в этом её собственные воспоминания о родителях, доме, а также друг, который спасает её от полного одиночества.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.236 (1497)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.20 (258)
Разделы: Фильм, Военный, Драма
Год выхода: 2018
Название фильма: Война Анны
Режиссеры: Алексей Федорченко
Актерский состав: Владимир Сапин, Любовь Ворожцова, Константин Итунин, Александр Вахов, Марта Козлова
Продолжительность фильма: 75 мин. / 01:15
Производство: Россия
Сценарий: Алексей Федорченко, Наталия Мещанинова
Продюсер: Максим Ложевский, Артем Васильев, Андрей Савельев
Оператор: Алишер Хамидходжаев
Композитор: Владимир Комаров, Ацуо Мацумото
Художник: Алексей Максимов, Ольга Гусак, Лариса Механошина
Монтаж: Павел Ханютин, Эрве Шнайд
Сборы в России: $221 290
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 12 лет
Премьера в мире: 28 января 2018
Премьера в России: 9 мая 2019, «WDSSPR»
Настоящее кино. ------ Итак: Алексей Федорченко.
Сразу оговорюсь, что этот режиссер, для меня, на уровне Сокурова и Тарковского. Я безгранично уважаю его творчество. У него свой стиль, неповторимый и своеобразный. Фильмов немного, но все они, на мой взгляд, гениальны.
«Война Анны» - очередной тому пример.
Тема войны. Это грустно, тревожно, страшно. В фильме «Война Анны`все эти чувства нужно возвести в огромную степень, потому, что война показана глазами и восприятием ребенка. В фильме нет диалогов. Только обрывки фраз на разных языках. Как точно и тонко эти фразы укрупняют масштаб происходящего.
Маленькая, спасенная, еврейская девочка, сумевшая выжить в нечеловеческих условиях и повзрослеть за короткий срок. Девочка и ее Война. Беспощадная, жестокая, начавшаяся с гибели родителей. Уцелевший чудом ребенок, нашедший себе пристанище в большом старом камине немецкой комендатуры, изо всех сил карабкается, пытаясь выжить. Тут её фронт, огневой рубеж. Можно наблюдать, как испуганный взгляд Анны, от начала фильма, к концу, меняется на взгляд повидавшего виды взрослого человека. Взгляд, полный боли и отчаяния, но, в то же время, отважный и находчивый. Девочка мудреет, находя выход из сложнейших ситуаций. Она - и боец, и командир, в одном лице. Она сражается и не сдается. В конце фильма флаг над условным Рейхстагом водружен. Именно этот штрих дает понять, что победа одержана.
Безупречная, филигранная работа.
Алексей Федорченко не перестает удивлять и восхищать своим творчеством, безоговорочным умением создавать шедевры на экране. Его кино - ассоциация с алмазом четкой огранки, обрамленным драгоценным металлом ювелирной работы! Все выполнено безупречно: кадры, звуки, действия. Блестящая операторская работа Алишера Хамиходжаева, шикарное звуковое оформление, точная, до мелочей, передача времени и обстоятельств - в костюмах, интерьере, вещах.
Меня всегда поражало умение режиссера найти редкую тему, выносить её, отшлифовать до тонкости и подать зрителю, сразив наповал! ------ Жестокость войны или инструкция по выживанию, если ты маленькая девочка ------ Определенно Алексей Федорченко (режиссер картины) один из лучших, если не самый, документалист нашей страны. Который способен синтезировать художественные и документальные стили создавая что-то нечто особенное. Это новый подход к фильмам о ВОВ, новый взгляд. И казалось бы весь ужас и мерзость войны уже показали многократно, но Федорченко находит способы взглянуть по-новому.
Фильм о том, что у войны не «детское лицо». Ребенок, маленькая девочка. чье детство украдено и уничтожено. Видно как она взрослеет поминутно. Об этом говорит жестокая и очень холодная сцена знакомства зрителя с ней: она просыпается в земле среди трупов. Фильм очень хорош в своем жанре. Диалогов крайне мало и введены они по необходимости. Весь фильм мы наблюдаем за тем как девочка, перехитрив полицаев пытается выжить в одном помещении, прячась в камине.
И казалось бы к середине фильм должен наскучить, но Алексею Федорченко удается держать внимание зрителей, невольно начинаешь сопереживать Анее и ужасаться тому к чему привела ее война. Да, местами картина похожа на инструкцию по выживанию или учебный фильм о том что нужно делать, если вдруг война а ты спрятался в камине. В целом картина очень сильная и еще раз но с нового ракурса говорит об ужасе войны, говорит иначе всех предыдущих. ------ Жестокость войны или инструкция по выживанию, если ты маленькая девочка ------ В кино условно существует два способа рассказать тяжёлую драматическую историю: сделать это с расчётливой и документальной холодностью, либо всеми правдами и неправдами выбивать у зрителя слезу. Оба метода имеют право на существование и в случае с талантливыми создателями работают безотказно, но вот куда интереснее редкая и удивительная их комбинация.
Алексей Федорченко (автор «Овсянок») утверждает, что его давно завораживают камерные, даже клаустрофобические фильмы. Подобное кино он хотел снять много лет, потом случайно наткнулся на историю еврейской девочки, которая во времена немецкой оккупации на Полтавщине несколько лет пряталась в комендатуре. Вслед за этим он тоже случайно увидел фотографию актрисы Марты Козловой - и понял, что фильму быть. Вот из таких случайностей сложилась «Война Анны»: рассказ о еврейской девочке лет 6-7, которая ни один месяц прячется в камине от немецких солдат и их пособников.
Фильм Федорченко - отличный пример того, как один человек может отразить всю историю. Борьба Анны за выживание является одновременно и борьбой всего многонационального советского (и не только) народа за свободу и жизнь. Но в этом нет совершенно никакого пафоса. Война, оккупация, холокост - всё это происходит где-то за пределами бывшей школы, где прячется Анна. Перед нами только страдания и невероятная тяга к жизни отдельно взятой маленькой девочки. Даже трагическая судьба её родных, её, скорее всего, трагичное будущее - всё это где-то далеко. А близко только её незамысловатый быт, детские попытки себя развлечь, украсить крохотное жилище, найти одежду и пропитание. Через маленькие щёлки в зеркале над камином Анна видит весёлую жизнь односельчан, смех детей и заботы немецких оккупантов. И тем ярче и пронзительнее становится её существование. Выйти из своего убежища девочка может только ночью. Постепенно она смелеет, осматривает всё здание, придумывает, как найти воду и еду себе и даже кошке, которая становится её единственной подругой. А войну Анна ведёт разве что с немецкой овчаркой, которая охраняет комендатуру. Но эта война оказывается чуть ли не важнее той, что происходит за стенами.
Создателям удалось сделать совершенно не сопливое кино, использовав все приёмы для этого: несчастный голодающий ребёнок, непрекращающееся ощущение опасности, трогательная и трагичная дружба с кошкой. Но зрителю не хочется бессмысленно плакать, не хочется даже говорить (сама Анна за фильм не произносит ни одного слова), хочется разве что пронзительно и бесслезно кричать и не понимать, как подобные вещи вообще могли когда-то происходить. Как люди могли терять свою человечность и подвергать таких же как они унижениям и страданиям. Но это лишь мысли. Все существующие аллюзии (в первую очередь, конечно, на «Дневник Анны Франк» и «Пианиста») - это лишь тонкий режиссёрский намёк, выписывающий фильм в череду историй о том страшном времени.
«Война Анны» - очень тихое и аккуратное кино. Даже горе здесь безмолвно. Зритель встаёт на место маленькой девочки, вместе с ней проживает день за днём, вместе с ней чувствует страх, боль и радость от найденного помидора. Это кино очень чувственное (не в смысле эмоций), очень тактильное. И только таким аккуратным и осторожным способом можно рассказать большую историю. Пожалуй, лучший фильм о холокосте, который холокост даже и не показывает. ------ Камерная история о победителе ------ Больше года назад на Кинотавре состоялась премьера фильма «Война Анны» Алексея Федорченко, автора «Овсянок» и «Небесных жён луговых Мари». В России премьера состоялась 9 мая 2019 года, а также была показана вне конкурса на МЕКФ. Картина рассказывает о девочке, которую чудом спасли, отдав в комендатуру, где ей приходилось два года буквально жить в камине. Фильм смело можно назвать лучшим военным как минимум за последние два года, если не за десятилетие.
Историю, послужившую основой для фильма, режиссёр прочитал в ещё живом тогда ЖЖ. Пост представлял собой маленький рассказ у кого-то на странице о маленькой девочке, которая пряталась два года в военной комендатуре где-то на Полтавщине. При этом по фильму совсем непонятны временные рамки всего действия. Что неделя, что месяц, что год, жизнь глазами Анны темна и однообразна. Кажется, проходит вечность, и девочка взрослеет ускоренным темпом.
Название картины лаконично и легко объяснимо.
Война идёт не только на передовой, но ещё и тут, в бывшей школе, окруженной немцами. Ментальная молчаливая война в голове маленькой девочки: как не попасться на глаза врагам, как перебороть свой страх, как добыть еду, как смастерить теплую одежду из подручных материалов, как просто выжить в неимоверных условиях?
Имя героини мы ни разу не услышим, и понимаем лишь по названию. А оно не случайно. Анна - женское русское имя - палиндром еврейского происхождения. С древнееврейского языка Анна переводится как благосклонность, благоволение; при этом эта благосклонность может означать как благосклонность со стороны Бога, так и благосклонность со стороны людей. Можно так же провести параллель с Анной Франк, скрывавшейся от нацистов в Голландии и ведшей знаменитый дневник, еврейской девочки.
В фильме почти нет сюжета: мы лишь наблюдаем в свободном чередовании ряд тяжелых сцен. Эдакий большой этюд в исполнении прекрасной Марты Козловой. По заверениям Алексея Федорченко, если бы он её не увидел, фильма бы не случилось. Режиссёр начал писать сценарий, заприметив лишь одну её фотографию. А девочка просто необыкновенная. И дело не только в её огромных трагических глазах. Прежде всего завораживает её невозмутимая и не по годам зрелая игра. Как за столь короткий фильм (75 минут) удаётся показать серьёзное взросление такого хрупкого и маленького человечка?
В фильме видна работа каждого специалиста. Оператор Алишер Хамидходжаев искусно в условиях даже практически стопроцентной темноты показывает нам мир маленькой девочки. Сценаристка Наталья Мещанинова отлично сработала в тандеме с Алексеем Федорченко. И если «Аритмия» сентиментальная, то здесь получилось выстроить местами холодную и расчётливую, но ещё сильнее бьющую в самое сердце историю.
На доработку звука позвали маститого Винсента Арнарди, имевшего опыт работы с Бернардо Бертолуччи и Жаном-Пьером Жёне. Музыки в картине немного, но с каким же трепетом и точностью создатели фильма вплели все эти шорохи, шуршания, лаи, крики. Саундтрек запоминается.
В целом, у картины довольно мрачное и депрессивное настроение, но даже здесь вы найдёте, где улыбнуться и испытать светлое чувство. По ночам бывшая школа пустеет, девочка выходит на встречу приключениям. Утром и днём молча наблюдает за жизнью оккупантов. И, может быть, раньше многих её сверстников, пусть краешком глаза, но всё-таки видит анимационное кино, транслируемое с проектора. Отдельно отмечу сцену, в которой у камина придаётся утехам парочка, а рядом с ними стоит корзина с помидором, который буквально пожирает глазами наша героиня.
Режиссёру удаётся снять одновременно жуткий и чуткий, реалистичный и сказочный, камерный и всеобъемлющий полнометражный фильм об ужасах войны. Очень сильная картина, которую я бы посоветовал даже детям. ------ «Маленькая» война ------ 6-летняя девочка после расстрела родителей (где-то в начале войны где-то на Украине) и предательства взрослых, пытается выжить в помещении бывшей школы, а теперь немецкой комендатуры.
Вообще-то Алексей Федорченко - главный постмодернист российского кино., где-то даже хулиган. Так что обращение к военной теме кажется нелогичным, как и изменение имиджа (впрочем, не такое уж недавнее) - из волосатого хиппи теперь он предстаёт, скорее, степенным украинским мужчиной и совсем не Тарасом Бульбой. Изменил ли он себе? Нет, конечно. Это по-прежнему экспериментатор. Но всё-таки в теме, которая лично ему близка - его родня с Полтавщины, где фашист далеко не несколько дней обретался.
Эксперимент этот, хоть и радикальный, но в кино уже встречался - когда-то Роман Полански подсмотрел войну в окошко в своём Пианисте. Но, несмотря на ворох премий, этот Пианист был какой-то недоделанный и сопровождавшийся словесными пояснениями, которых зрителя Полански лишить не смог. Но Федорченко обходится и без них, а угол зрения смещается из своего окна в не-свой камин. Слов в его кино почти нет - есть звуки, шорохи, скрипы и скрупулёзный как в химической лаборатории поиск формулы выживания. И выживает ведь не взрослый учёный, а маленькая (вроде бы) девочка. Но жизнь заставляет ее меняться - видеть цель, которая раньше могла не видеться. Так что это и очень уж крутая драма взросления. Поэтому и вносит режиссёр жирную точку в повествование - немецкую карту.
Драма взросления относит и к ещё одному источнику - Иди и смотри. Но Климов докопался через натурализм и до животного состояния человека на войне и до приобретенного им через жестокость почти старческого опыта. Федорченко видит в 6-летнем ребенке большого человека, которого война не убивает, а делает сильнее. Но в этом не Ницше (и не Климов), а антитезис к нему - выживание в ней разумно в большей степени, чем инстинктивно и зверино. Как ни странно, но именно Анна противостоит архаизации всего и вся. В смысле архаизации один из самых мощных эпизодов - странный и страшный рождественский карнавал смерти, не замечающий никого...
Трудно однако ж не заметить и параллели с Дневником Анны Франк. И даже думается, что по главной мысли Война Анны - переложение его с Запада на Восток. Только пониженное в возрасте, лишенное людей (в смысле общения) и текста и сузившее пространство. Наверное, никакая книга (дневник) не способна передать ощущения... На них фильм и сосредотачивается.
Так что просмотр будет не из лёгких, но о войне ничего более сильного не выходило лет..... дцать. Экзистенциальная повесть, может статься, и вовсе первая в российском кино.
Съёмки фильма проходили в Екатеринбурге и закончились в начале 2016 года, постпродакшн - в Москве и Париже. ------ В фильме звучит речь на разных языках - украинском, русском, немецком, французском, венгерском. ------ Режиссёр фильма, когда идея фильма только разрабатывалась, увидел фотографию Марты Козловой - будущей исполнительницы главной роли - на Facebook ее мамы, фотографа Марины Козловой. Конечно, потом последовал кастинг, но он завершился в пользу Марты, для которой роль стала дебютом в кино. ------ В финале звучит колыбельная, написанная польским композитором Мордехаем Гебиртигом своей дочке в варшавском гетто. ------ Кот, появляющийся в кадре - из екатеринбургского приюта, все действия выполнял по команде. ------ Сложнее всего Марте Козловой дался эпизод, когда через камин был пущен дым. Для съёмок использовался пар для ингаляций.
|
Отзывы о фильме Война Анны