Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Эбигейл Мэшэм – известный в английской истории начала XVIII века персонаж. В 1707 году после ссоры королевы Анны Стюарт с её ближайшей подругой Сарой Черчилль именно Эбигейл стала новой фавориткой королевы и её ближайшей советчицей. Муж Эбигейл, лорд Роберт Харди, фактически стал неглавным правителем Англии. Но, как известно, судьба переменчива, и скоро удача отвернулась от Роберта и Эбигейл. Начало XVIII века. Идет война Англии с Францией. Тем не менее, жизнь в королевстве продолжается. Трон занимает болезненная королева Анна, а руководство страной берет на себя ее близкая подруга леди Сара. Когда при дворе появляется новая служанка Эбигейл, Сара попадает под ее очарование и берет девушку под свое крыло. Для Эбигейл это — шанс вернуться к своим аристократическим корням. Как только Сара устает решать вопросы войны и мира, Эбигейл становится лучшим помощником королевы в этих делах. Крепнущая дружба с Анной дает новой фаворитке возможность реализовать свои амбиции. И лучше не вставать у нее на пути!
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 7.467 (23 818)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 7.70 (85 414)
Разделы: Фильм, Биография, Драма, Исторический, Комедия
Год выхода: 2018
Название фильма: Фаворитка
Иностранное название ленты: The Favourite
Режиссеры: Йоргос Лантимос
Актерский состав: Пол Суэйн, Дженнифер Уайт, Джо Элвин, Оливия Колман, Эмма Делвс, Рэйчел Вайс, Фэй Дейвней, Лилироуз Стивенс, Николас Холт, Эмма Стоун
Продолжительность фильма: 119 мин. / 01:59
Производство: США, Великобритания, Ирландия
Студия: Arcana, Element Pictures, Film4, Scarlet Films, Waypoint Entertainment
Роли дублировали: Полина Щербакова, Наталья Грачёва, Станислав Тикунов, Михаил Данилюк, Елена Шульман
Сценарий: Тони МакНамара, Дебора Дэвис
Продюсер: Дэниэл Баттсек, Дебора Дэвис, Кайт Коллинз
Оператор: Робби Райан
Композитор: Komeil S. Hosseini
Художник: Сара Бик, Кэролайн Барклай, Фиона Кромби
Монтаж: Йоргос Мавропсаридис
Затраты на съемки фильма: $15 000 000
Сборы в США: $33 481 434
Сборы в мире: + $56 094 208 = $89 575 642
Сборы в России: $1 295 671
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
Премьера в мире: 30 августа 2018
Премьера в России: 31 января 2019, «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Сила порока и порок силы. ------ Итак, драма Йоргоса Лантимоса «Фаворитка», которую с тем же успехом можно было назвать «Во власти порока» или «Королевство кроликов». Сложное, красивое, натуральное кино, без примеси ГМО. Это вам не сказочная добрая Англия из «Гордости и предубеждения». Царский двор - жесток, аморален и подвержен разложению от ядовитых интриг. Большинство критиков с восторгом пестуют «Фаворитку» как историческую биографию сильных женщинах мира сего. Все три грации здесь, надо заметить, действительно сильные, но не по воле своей и природе, а в силу обстоятельств, в которых они существуют. Королева Анна, ее правая рука и любовница Сара и юная пробивная Эбигейл страдали и продолжают страдать в мире мужчин. Они многое пережили, многим пожертвовали, чтобы оказаться на вершине лестницы власти. Но борются они не только с дворцовыми париками, но и со своими пороками, которые с каждым днем затягивают их всё глубже в пучину страсти и необузданности.
Несмотря на общую «ритуальную» боль, все три женщины очень разные. Самодурка Анна - капризный, вечно больной ребенок, вымаливающий крохи любви. Молодая Эбигейл - цепкая карьеристка и мужененавистница, поэтапно уничтожающая всех и всё вокруг, к чему бы она ни прикасалась. Стойкая, железная Сара - серый кардинал и настоящий мужчина с мужскими же слабостями и пороками. Есть ли место искренним чувствам в море лести, предательства и лжи, можно ли не потонуть в горе и грехах? Не на эти ли тривиальные вопросы искал ответ Лантимос, создавая свою «Фаворитку»? Сильный ход для оскара - пригласить столько больших звезд в одну картину. Радует абсолютно заслуженная статуэтка у Оливии Колман и печалит так бездарно не отмеченная киноАбсолютом Эмма Стоун! В этом оскаровском году академики проявили небывалую сентиментальность и мягкость, раз Лантимос не получил первый номер. ------ Гуляй, шальная! ------ Общее впечатление: Йоргос Лантимос создает довольно интересные картины, вспомнить хотя бы «Убийство священного оленя», до чего мне понравилось кино, что я была готова трубить на каждом углу о нем, а вот «Лобстер» мне не зашел с первого раза, да и досмотреть потом желания не было. Что же здесь?
А здесь интересное кино, странное, но в меру и смешное. Честно, в некоторых моментах я хохотала как ненормальная, до того меня смешили действия героев. В фильме три центральных персонажа - королева Анна (Оливия Колман) безумная истеричка, которой до страны то и дела нет, а вот помогает ей править леди Сара Черчилль (Рэйчел Вайс), с королевой они близки и та разрешает ей принимать решения вместо нее. Вроде бы все хорошо, но на горизонте появляется кузина Сары, Абигейл (Эмма Стоун), которая быстро включается в дворцовые интриги и хочет поскорее занять место своей кузины.
Хитросплетение сюжета стоит на любовном треугольнике, филигранно обыгрываются исторические события. Да и к слову от истории тут мало чего, всё скопление на человеческой натуре, поверьте мне, здесь просто грозди из хитрости и лжи. Забавно наблюдать на что готов человек ради своей выгоды.
Помимо великолепной актерской игры (Колман и Стоун весьма хороши в образах!) хочется выделить операторскую работу. Очень мне понравилось как подана широкая съемка, создается впечатление что я и сама нахожусь в покоях королевы. Использование необычных ракурсов удивили меня, добавив изюминку фильму.
Скучно не будет, исторический жанр уходит на второй план, а центральное соло достается - человеческому «Я». Возможно, для кого-то будут неприятные моменты, здесь есть откровенность, порою отталкивающие вещи. Зато все на ладони! Яркое кино, которое мне очень понравилось, если бы не смазанный финал, я б поставила оценку выше, а так... ------ «бочка неплохого кинца с ложкой артхаусного дегтя» ------ Скажу честно, до похода в кино ни разу не сталкивался с творчеством греческого режиссера Йоргона Лантимоса. Его самые известные работы «Лобстер», «Убийство священного оленя» являются авторскими фильмами. А мир авторского кино - вещь опасная. Что-то скажешь не так или что-то недопоймешь, фанаты того или иного режиссера просто напросто разорвут тебя, выкинув при этом фразу аля «ничего ты не понимаешь, Джон Сноу!это глубоко!».
И так как фильм является одним из фаворитов оскаровской гонки (аж 10 номинаций! даа, название у кинца неспроста), мне по неволе пришлось таки ознакомиться с данным фильмом. Но оценил я «Фаворитку» с точки зрения обычного зрителя - человека, увидевшего рекламу и пришедшего насладиться драмедией, основанной на реальных исторических событиях (а именно таким он себя позиционирует в трейлере). В итоге, все вышло совсем не так. Почему? Давайте быстренько разберем.
Режиссура, сюжет
Сюжет «Фаворитки» рассказывает об интригах при дворе британской королевы Анны в начале XVIII века. Властная фаворитка правительницы - герцогиня Мальборо неплохо обосновалась и ведет от лица государства войну с Францией. Но вот на пути герцогини появляется внезапная конкурентка - сообразительная и очаровательная Эбигейл, которая слишком быстро учится играть по придворным правилам. И вроде вау, неплохой сюжет, весьма интересный, ведь интриги, различные игры престолов это всегда есть хорошо для зрителя! Но в этом случае и да, и нет. Основываясь на неплохом сценарии, предназначенном для общего зрителя, режиссер старается максимально подточить его под себя, склоняя его к авторскому кино. Но в какой-то момент он вновь возвращает его в обычное русло. Затем под конец он таки не справляется с желанием сделать еще один «лобстер» и полностью перетягивает одеяло на себя. И такое балансирование между артхаусом и исторической драмедией негативно сказывается на общем восприятии фильма.
Актерская игра
Вот что мне действительно понравилась, так это блестящая игра актрис. По идее, фильм сам по себе «ода феминизму», это да. Но то, что творят на экране Оливия Колман, Рэйчел Уайс и Эмма Стоун, действительно достойно похвалы. Была бы моя воля, вручил бы с радостью всем трем по статуэтке. Стоит также немного похвалить Николаса Холта за его небольшую, но весьма отличную роль мерзкого дворцового интриганта.
Работа операторов, художников, создателей костюмов выполнена на отлично как подобает хорошему историческому фильму. А вот музыка меня скорее нервировала, особенно длительная психоделическая композиция в концовке фильма.
Итак, «Фаворитка» - это как «бочка неплохого меда с ложкой артхаусного дегтя», портящего всё восприятие от фильма. Это возможно «фаворит» на Оскаре 2019 в актерских и технических номинациях, но точно не «фаворит» в номинации «лучший фильм». ------ «...мне приснилось, что я выколола Вам глаз..» ©мисс Сара Черчилль ------ *петь голосом Гарика Сукачёва* (на мотив про Анжелу Дэвис)
«... Оскар - Оливии Колман Оскар - Оливии в руки! Дайте... Оскар... Оливии Колман! Дайте же Оскар, с*ки! «
ну как-то так... вот такие ощущения от просмотра сей замечательно-примечательной картины.
Что можно сказать по поводу фильма? Буду по возможности кратка. Йоргос Лантимос в очередной раз порадовал ('привет» его мозговыносному «Лобстеру» и аналогичному же «Убийству священного оленя»). Хотя, как заявляет автор, не стоит искать в этом кино исторической достоверности, позывы в очередной раз прошерстить (для саморазвития жеж!) статеечку на Вики всё-таки у меня были. Наверное, я просто люблю историю британской монархии, очень уж у них там всё... интересно было). И таки да... плевать на соответствие/несоответствие всем историческим фактам из биографии королевы Анны (пусть оно так и останется «по мотивам реальных событий...»), зато в плане «историчности» в атмосфере фильма претензий нет абсолютно - работа костюмеров, стилистов, декораторов и прочих причастных к визуальной составляющей - выше всяческих похвал! Говоря о визуальной части, нельзя не снять шляпу и не отвесить реверанс в сторону оператора. Ох уж эти сверхширокие объективы... вот уж где-где, а в формате исторического кино данная манера съёмки по праву может называться новаторской. Совершенно изумительные кадры, эффект полного погружения достигнут ничуть не меньше, чем от очень добротного 3D или Аймакса. Отдельное спасибо хочется сказать и за подбор музыки, барочные мелодии, порой немного странные и будоражащие сознание и слух, идеально дополнили происходящее на экране. К слову, о происходящем на экране.... там происходит много чего экстравагантного, эпатажного, нелепого и комичного.. но при этом выглядит это всё настолько эээм.... достоверно что ли..?, что как-то даже и сомнений при просмотре не возникает, что там, при дворе, всё вот так и было или могло бы быть.
Пересказывать в этом обзоре сюжетную составляющую смысла не вижу, по синопсису и трейлеру и так всё ясно. Сюжет сам по себе - прост и прям, как голенище сапога, хитросплетений и «вау! -поворотов» от него не ждите. Впрочем, возможно, оно и к лучшему. Здесь первоочерёдную важность играют не сюжет, а персонажи, а именно - заглавное трио великолепных Оливии Колман, Эммы Стоун и Рэйчел Вайс. Все три актрисы справились со своими ролями просто изумительно, причём ничуть не оттеняя друг друга, а взаимодополняя. Говоря об актёрской игре, обожаемые мной Эмма Стоун и Рэйчел Вайс выдали зрителю результат, вполне ожидаемый и вполне достойный для их оскароносных статусов. То есть сыграли классно, умнички! Иного от них и не ждёшь. А вот кто поразил и пробрал «до самых до печёнок», так это (пока ещё, но надеюсь, это исправится в самом ближайшем будущем) не оскароносная, но, несомненно, совершенно потрясающая Оливия Колман. ТАКОГО преображения и ТАКОЙ мастерской игры я, честно скажу, от неё не ожидала. Встречала эту актрису уже неоднократно и в фильмах, и в сериалах, но чтоб вот так... в общем, на нынешней церемонии киноакадемии всеми фибрами души буду желать ей обрести статуэтку. Ибо это (её перфоманс) было ПОТРЯСАЮЩЕ.
Резюмируя, хочу сказать, что данное кино - не для массового зрителя, однозначно. Нельзя сказать, что фильм - какой-то исключительный артхаус для узкого круга киноэстетов, вовсе нет. Но и на слово «комедия» в жанре не стоит сильно делать упор, если хотите банально поржать над шуточками ниже пояса (к слову, сие тоже в некотором количестве имеет место в повествовании, разве что тоже в эдаком своеобразном гиперболизированно-саркастическом виде) - Вам не на этот фильм. Вообще на мой взгляд, этот фильм скорее трагикомедия, т. к. трагичности в его сути ничуть не меньше, чем моментов, которые могут улыбнуть. Любители точности исторических фактов также, скорей всего, почувствуют при просмотре острые приступы боли (напоминание: кино - всего лишь «по мотивам...»). А вот любители творчества режиссера Лантимоса, любители едкой сатиры, сарказма, циничности и остроты в диалогах и сюжете, переходящих иногда в натуральный фарс, любители своеобразного английского юмора, поклонники аудиовизуальной эстетики в кино да и в конце концов - поклонники каждой в отдельности или всех вместе актрис в заглавных ролях - все эти люди однозначно найдут в этом кинополотне что-то «своё».
P.S. чуть не забыла замолвить доброе словечко в адрес Николаса Холта, в очередной раз этот крайне разносторонний молодой актёр порадовал и здесь, хоть мужские персонажи и были задвинуты на второй план.
P.P.S. с нетерпением жду выхода 3 сезона блистательного сериала «Корона», где всё та же Оливия Колман будет играть Елизавету II. ------ «1+1» по-гречески ------ Греческий режиссер Йоргос Лантимос широко известен своими работами любителям артхауса. Его «Лобстер» и «Убийство священного оленя» обладали неповторимым авторским почерком, который невозможно спутать ни с чем другим. Эти картины излучали тревогу, небрежно дергая за нужные струны души. Тем интереснее, ведь обласканная критиками «Фаворитка» - новая работа Лантимоса, это гораздо более простое кино, направленное на массового зрителя. Казалось бы, от того, что вся тягучесть убрана, а двусмысленные трактовки (к слову, не всегда стоящие) не бросаются в глаза, картина должна только выиграть. Но, по факту, «Фаворитка» ощущается гораздое слабее, нежели ее старшие сестры.
Любители творчества греческого мастера артхауса с первых секунд смогут подмечать мелкие фишки, которыми Йоргос Лантимос наполняет свои фильмы. Поэтому с технической стороны абсолютно никаких вопросов возникнуть не может. «Фаворитка» способна похвастаться великолепным саунд-дизайном, дополняющим сцену в нужные моменты. Во время напряженной ситуации музыка ледяными каплями сваливается на голову зрителя, заставляя чувствовать себя неуютно. Как и раньше, нагнетание начинается задолго до кульминации, как бы невзначай. Но, чем ближе герой подходит к сути, тем яростнее и настойчивее играет ансамбль звуков. Как правило, он представлен минималистичным набором из двух-трех нот, повторяющихся продолжительное время. Фортепиано пугает в лучших традициях классических триллеров.
Как только уши привыкают к постоянному стрессу, в дело вступают глаза. Картинка в «Фаворитке» обладает уникальным набором цветов, подчеркивающих происходящее внутри сцены. Если днем каждый кадр выглядит максимально контрастно и насыщенно, то ночью это многообразие сменяется светом огня в темноте. Вечерние эпизоды ощущаются действительно глубоко, благодаря грамотной работе с источниками освещения. Красота подчеркивается мастерской работой оператора. Часто камера выхватывает максимально широкий угол, дабы дать зрителю исчерпывающую информацию о сцене. Такой подход позволяет постоянно чувствовать окружающую обстановку и постепенно погружаться в происходящее. Добавляем грамотный монтаж, способный усилить необходимый эффект - будь то нагнетание или расслабление, и на выходе получается технически вылизанная картина, способная удивлять глаз и не надоедать.
Может показаться, что все это мелочи, в которых дозволено допускать ошибки и не подрывать собственный авторитет, но проблема в том, что «Фаворитка» не может похвастаться ничем, кроме технической стороны. Йоргос Лантимос решил снять «кино для всех» и прогадал. Его индивидуальность прослеживается лишь в редких случаях, и не работает так, как нужно. Если прошлые работы грека сквозили неудобством: они были прекрасными, но крайне отталкивающими, неуютными и депрессивными, то теперь от этого стиля не осталось и следа. Там, где раньше приходилось нервно сглатывать и отводить взгляд, теперь лишь парочка драматических моментов, да невнятная шутка, изредка вызывающая хилую улыбку. И если глаза и уши остались полностью довольны, то сердце отказалось принимать новую картину Лантимоса.
«Фаворитку» не спасают ни потрясающие костюмы, ни актерская игра, ни развитие персонажей. Ведь это всего лишь мясо, лежащее рядом со скелетом. Показанная история слишком проста, а главная трансформация угадывается почти в начале. В памяти не остается ни одного остроумного диалога или эффектной сцены, за которые можно было бы зацепиться. И если «Убийство священного оленя» разочаровывало истинной трактовкой, которая открывалась лишь после полного просмотра. То «Фаворитка» падает с трона еще до того, как зритель покинет зал кинотеатра. Есть множество режиссеров, способных создавать кино на большую аудиторию. И Йоргос Лантимос точно не один из них.
Изначально сценарий назывался «Баланс силы» и был написан дебютанткой Деборой Дэвис в 1998 году, но тексту пришлось ждать своего часа двадцать лет, потому что тогда продюсеры скептически отнеслись к историческому сюжету про женский любовный треугольник без ключевых мужских ролей. Лантимос подключился к проекту после успеха «Клыка», но попросил телевизионного сценариста Тони МакНамару обновить сценарий, выкинув оттуда исторические подробности про политику. ------ Сначала на главную роль утвердили Кейт Уинслет, но впоследствии её сменила Рэйчел Вайс. ------ Фильм снимался в усадьбе Хэтфилд-хаус, где часто проводят съемки. Например, там же жил Брюс Уэйн в «Бэтмене» и «Бэтмене: Начало». Это был дом Гетти в фильме «Все деньги мира» и сериале «Траст». Узнаваемые интерьеры «Фаворитки» можно увидеть в клипе Робби Уилльямса «Party Like a Russian». ------ Фильм снимался на пленку при естественном освещении (лишь в сцене танцев к свечам добавили немного дополнительного света) с применением широкоугольных объективов от 10 до 6 мм. Для Лантимоса искаженный широкий захват кадра лучше всего передавал замкнутость героев во дворце. ------ Для того чтобы идеально отточить британский акцент, американка Эмма Стоун разговаривала с ним в общественных местах, до тех пор пока даже англичанка Рэйчел Вайс не признала ее акцент более аутентичным, чем у нее самой. Больше всего Стоун нравится в сценарии матерное слово cunt, которое в американской культуре считается очень неприличным, а в Британии прижилось гораздо лучше. ------ Лантимос и художники-постановщики фильма позволили себе множество анахронизмов в кадре - например, специальное кресло-каталку для королевы, каких не было в то время. ------ Считается, что главная роль принадлежит Оливии Колман, но это лишь бюрократическая проволочка. Сюжет прописан так, чтобы каждая героиня постепенно выходила на первый план. Однако по правилам «Оскара» от фильма следует выдвигать только одну актрису на номинацию «Лучшая женская роль». Так как Колман получила актерский приз на Венецианском кинофестивале, было принято решение выдвинуть именно ее, а Эмму Стоун и Рэйчел Вайс отправить в номинацию второго плана. В итоге «Фаворитка» стала вторым (после «Цветы лиловые полей») фильмом в истории с 10 номинациями на «Оскар», где номированы сразу три актрисы и ни одного актера.
|
Отзывы о фильме Фаворитка