Рейтинг фильма по версии киноманов KiNow.ru:
Полное описание сюжета фильма: Доктор Фарадей, главный герой фильма «Маленький незнакомец / Новорожденный», работает деревенским врачом. Однажды жарким летним днем 1947 года его вызывают к пациентке в респектабельный когда-то замок, где когда-то работала его мать. Это поместье уже более двухсот дет – место обитания семьи Айрес. Но сейчас замок находится в упадке, а семью, которая в нем проживает, преследуют некие зловещие темные силы. Но Фарадей, когда пришел с визитом, еще не подозревал об этом… Доктор Фарадей, сын горничной, ведет спокойную респектабельную жизнь деревенского врача. Как-то жарким летом 1947 года его вызывают к пациентке в Хандредс-Холл, где когда-то работала его мать. Это поместье уже более двух столетий является домом семьи Айрес, но сейчас находится в упадке, и его обитатели — мать, сын и дочь — преследуются чем-то куда более зловещим, чем умирающий образ жизни. Когда Фарадей начал лечить новую пациентку, он понятия не имел, насколько близко и насколько ужасно история этой семьи связана с его собственным прошлым.
Оценка фильма по версии КиноПоиск: 5.490 (1089)
Рейтинг по результатам голосования на IMDB: 5.50 (6426)
Разделы: Фильм, Драма, Мелодрама, Триллер, Ужасы
Год выхода: 2018
Название фильма: Маленький незнакомец
Иностранное название ленты: The Little Stranger
Режиссеры: Леонард Абрахамсон
Актерский состав: Донал Глисон, Шарлотта Рэмплинг, Oliver Zetterstrom, Уилл Поултер, Рут Уилсон, Эдди Толл, Камилла Арведсон, Типпер Сайферт-Кливлэнд, Kathryn O'Reilly, Лив Хилл
Продолжительность фильма: 111 мин. / 01:51
Производство: Ирландия, Великобритания, Франция
Студия: Anguille Productions, Element Pictures, Film4, Potboiler Productions
Сценарий: Люсинда Коксон, Сара Уотерс
Продюсер: Андреа Колдервуд, Эд Гвини, Гэйл Иган
Оператор: Оле Брэтт Биркеланд
Композитор: Стивен Ренникс
Художник: Guy Bevitt, Билл Кратчер, Саймон Эллиотт
Монтаж: Натан Ньюджент
Слоган: «These Delusions Are Contagious»
Сборы в США: $713 143
Сборы в мире: + $1 111 759 = $1 824 902
Возрастное ограничение: зрителям, достигшим 18 лет
MPAA-рейтинг: лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
Премьера в мире: 30 августа 2018
А был ли мальчик? ------ Доктор Фарадей всю свою жизнь мечтал быть аристократом. Должно быть, впервые комплекс насчет своего статуса этот сын прислуги испытал в День Империи в далеком 1919-м. Преданный деревенский врач в ту пору был лишь обычным мальчиком, поразившемся красотами особняка семьи Эйерсов. В 1947-м Фарадей стал врачом этой семьи, испытывающей, к тому же, на тот момент бедственное положение: клан Эйерсов в упадке ютится в заброшенном имении.
Независимо от того, присутствует ли в сюжете настоящий призрак, «Маленький незнакомец» допускает также рациональное толкование. Даже легко видеть концептуальную близость «Незнакомца» с предыдущим проектом режиссера Леонарда Абрахамсона - «Комнатой». Оба фильма связаны с видениями, отношениями матерей с сыновьями и клаустрофобной обстановкой. Абрахамсон правильно подошел к реализации материала, но совершил большую ошибку: в истории про привидения маловато привидений. Большая часть «Незнакомца» не связана со сверхъестественными сущностями; значительная доля сценария сосредоточена на попытках доктора Фарадея вписать себя в повседневное существование семьи Эйерсов.
Как элемент настроения «Маленький незнакомец» относительно верен стилю и траектории истории о домах с привидениями. Угрюмое и приглушенное поведение Фарадея синхронизируется со всеми гранями этой серой истории, причем до такой степени, что многие сцены поражают как своей меланхолией, так и изображениями героев в виде каких-то биороботов. Мир неопределенности выстраивается вокруг мотивов Фарадея и истории семьи, однако в какой стерильной форме: интрига может завлечь, но не удержать внимание зрителя.
Тем не менее, стоит признать увлекательность аллегорий и их качество. Новообретенная «семья» Фарадея позволяет порассуждать о межклассовых отношениях, а также попытках выйти за их пределы в межличностном общении. Здесь и там сюжет держит в курсе духа времени середины 20-го века, возможно, что и проецируя историю на наши дни. Это немного сбивает с толку: сценарий редко, когда оседает на чем-то одном. Сюжет поочередно фокусируется то на Фарадее, то на его отношениях с Кэролайн Эйерс (которые никогда не выливаются в реальную химию), то на проблемах мужского представителя клана Эйерс. Сценаристы так увлеклись именно семьёй и проблемами увядшей аристократии, что отказались позволить самому сильному аспекту фильма занять свое главное место: полтергейсты и призраки парят где-то на задворках истории.
По поводу актерской игры и реализации. Донал Глисон вжился в роль Доктора Фарадея. Каждый его жест точно продуман; пусть временами Глисон тонет в безэмоциональности, как оказывается, это имеет свои причины. Временами это наносит удар по чувствам беспокойства и страсти, но онемевший доктор тоже имеет права на кинематографическую жизнь. Операторы же смогли воссоздать пыльную и туманную атмосферу затхлого поместья. Монтаж также довольно ритмичен и именно благодаря нему становится ясно, что привидения представляют собой лишь метафору для негодования деклассированного обеспеченного маргинала, несмотря на данную им присягу Гиппократа, потерявший понятие чести.
Готический фильм про привидения сделан хорошо и строго по классике. Более того, создатели не смущаются пускать кровь. «Маленький незнакомец» при этом вполне мог бы быть колючей историей с традиционными мотивами, однако сценаристы сознательно отходили от подобного, чтобы проект воспринимался серьезнее. Именно поэтому эта лента о классовых различиях и эмоционально сложном процессе взросления местами просто немая. Поскольку рассказ идёт от лица Фарадея, то воспринимать «Незнакомца» можно лишь блочным образом. Это приводит к гибкости сценария, которая делает материал, безусловно, оригинальным, но сюжетный путь имеет лишь одно направление - к сонной и несколько ограниченной драме. ------ All I can do is just go on instinct. It just felt like the right thing to do, so I went for it © Lenny Abrahamson ------ Совершенно незаметный проект, мировая премьера которого прошла ещё в августе сего года. А ведь снявший его режиссёр-то уже более-менее знаменитый - Леонард или Ленни Абрахамсон. После триумфального фильма «Комната» он как раз решил заняться экранизацией романа Сары Уотерс «Маленький незнакомец», которую прочитал ещё лет 8-9 назад. По его собственному признанию, это была первая книга, которую он прочитал и сразу же после подумал, что хочет экранизировать её.
Получился так называемый маленький проект мечты, ведь идея вынашивалась годами, пока Леонард Абрахамсон не приглянулся мировому киносообществу благодаря «Фрэнк» и «Комната». Учитывая объем книги, режиссёру предстояло определить конкретный тон всего фильма, чтобы иметь возможность соприкоснуться с готической атмосферой, но и не провалиться в неё с головой. Плюс предстояло решить задачу с рассказом от первого лица, которым в истории является доктор Фарадей.
Что ж, получилось или нет, решать немногочисленным зрителям, которые наткнутся на фильм, и поклонникам романа Сары Уотерс, которая трижды попадала в шорт-лист Букеровской премии. Мы же сами считаем, что кино «Маленький незнакомец» - отличная визуальная реклама для книги, потому что после просмотра возникает неподдельное желание ознакомиться с первоисточником во всех подробностях, ибо на бумаге, как известно, всегда можно выложить достаточно подробностей...
О том или ином событии, персонаже и случае, чего кинематограф, увы, не может себе позволить, пусть это будет даже три часа. У фильма красивая операторская работа, прекрасные декорации и славный актёрский состав. Если отодвинуть в сторонку ветерана Шарлотту Рэмплинг, трое остальных актёров неплохо справились со своими задачами. Уилл Поултер так вообще «влез» в своего персонажа благодаря гриму и физическим особенностям. Хоть он и второстепенный, запомнился внешним видом.
История построена на ярко выраженной двусмысленности. С одной стороны, хочется охотно поверить в присутствие полтергейста в огромном обветшалом особняке, который вот-вот рухнет. С другой, доктор, он же человек науки, сильно сомневается в появлении некоего злого духа. Вероятно, это просто такой дом, который стонет и кряхтит под гнетом пройденных лет. В любом случае, Ленни Абрахамсон сам признается, что хочет, чтобы у зрителей были разные заключения об истории. Размытая грань...
Между реальным и сверхъестественным как раз приводит к тупику. А чтобы найти правильный выход, как раз и начнёте размышлять о том, что вы вообще увидели в фильме. Плюс ко всему, захотите прочитать книгу, как мы. И если вам покажется, что «Маленький незнакомец» слеплен из того же теста, что «Призраки дома на холме», то это нормально. Не всегда призраки являются настоящей причиной нескончаемого ужаса. Стоило бы вглядеться в себя. Но всё-таки с потусторонним интереснее. ------ Скромное обаяние некрофилии ------ «Лилея так, не ведая о том,
Украсит лето свежим, ясным взглядом,
Но стоит гнили обрести в ней дом -
Потянет от неё несносным смрадом».
Уильям Шекспир.
Фильм - на любителя. Если вам нравится мрачное, не динамичное, но при этом эстетически выверенное кино - то «Маленький незнакомец» - настоящая находка.
Для меня фильм оказался в большей степени о стремлении к мечте. Как далеко в нём можно зайти? А что если мечта уже мертва? Но человек с нездоровым влечением «некрофила» упрямо пытается всех убедить, что всё может быть хорошо.
Весь фильм вызывает щемящее чувство уходящего бытия, какое бывает при воспоминаниях о дорогих моментах из детства. Когда казалось, что родители всегда будут молодыми и полными сил, солнце светило ярко, игрушки были новыми и все были счастливы. Но вот прошли годы, и дом детства покосился, родные люди состарились, а кто-то уже отправился в мир иной, любимые книжки истрепались, сад зарос и ничего этого уже не вернуть.
Что же делать? Отбросить всё и начать новую жизнь или лелеять остатки того, что никак не получается удержать, как бы ни хотелось? И всё это на фоне роскошно собранной картинки Англии середины сороковых, создатели фильма проделали поистине титаническую работу, и каждая мелочь вносит свою лепту в общую атмосферу красоты и безысходности. Насыщенные зелёные краски леса, туман, интерьеры в викторианском стиле, шикарные костюмы и блестящие платья.
Я получила огромное эстетическое и моральное удовлетворение от просмотра, думаю, что захочу пересмотреть этот фильм вновь, не ради сюжета, который здесь оказался для меня второстепенен, но ради визуального удовольствия и этого чувства скоротечности времени и необходимости обновления. Как ни крути, но конечность, поражённую гангреной нужно ампутировать, пока ещё можно спасти весь организм. ------ Скромное обаяние некрофилии ------ Роман «Маленький незнакомец» британской писательницы Сары Уотерс, большой специалистки по викторианской ЛГБТ-литературе (именно по ее книге «Тонкая работа» Пак Чхан-ук снял свою шикарную визионерскую «Служанку»), существенно отличался от ее остального творчества. История о докторе Фарадее, познакомившимся с представителями семейства Айрес (пожилая мать семейства миссис Айрес, ее дочь Кэролайн и травмированный на войне сын Родерик), которые проживают в некогда богатом, а ныне разрушающемся имении Хандредс-Холл и утверждают, что в нем царит дух покойной дочери миссис Айрес, была рассказана в духе Ширли Джексон и Дафны Дюморье, а принцип стилистического построения отсылал к детективу Джозефины Тэй «Загадочные события во Франчесе». Как автор, Уотерс не преследовала цель разложить по полочкам и как-то однозначно разъяснить события в Хандредс-Холле, выбрав двойную трактовку, поскольку именно этот ход позволял усложнить конфликт и развить многослойность истории. Кто-то мог в ней разглядеть происки потусторонних сил, не желающих раскрывать причины своего агрессивного поведения, кто-то мог списать это на впечатлительность и нервозность домочадцев-отшельников. Сила произведения же была в том, что обе эти трактовки работали на драму истерзанных прошлым людей, которые не в силах покинуть ветхое жилище, ставшее для них склепом и являющееся символов их собственного упадка, а отчаянный скептицизм Фарадея, жаждущего все объяснять исключительно с научной точки зрения, показывал, как недоверие и растущее на его почве отчуждение способны погубить человека не меньше, чем какой-то полтергейст.
Одним словом, синопсис романа давал огромное поле для творчества при переносе его на большой экран, поскольку позволял лихо играть смыслами, нагнетать хичкоковский саспенс с готической атмосферой в духе «Призрака дома на холме» и развивать сильные характеры. К огромному сожалению, режиссер Леонард Абрахамсон («Комната») в сотрудничестве со сценаристкой Люсиндой Коксон («Девушка из Дании») все острые и важные моменты решил притушить по максимуму, сняв до ужаса пресную и отчаянно скучную драму об отношениях индифферентного доктора с дурнушкой из старого дома с семейными проблемами. Никакое нагнетание напряжения, двойное дно с мистическими событиями и драма развала семьи, приведшая в итоге к трагедии, его не интересуют - снимает он свое видение романа в какой-то почти телевизионной эстетике, напоминающей эпизод одного из британских сериалов, нарратив ведет уныло, практически не вызывая сопереживания и не захватывая. Помимо конспективной зарисовки важных событий, изображенных парой невыразительных сцен и забывая про важность атмосферы (Хандредс-Холл это не просто неприбранная усадьба, это бывший роскошный дворец, превратившийся ныне в склеп, похоронивший не только семью, но и их прежнюю жизнь), авторы до неприличия урезали роли миссис Айрес и, особенно, Родерика, чья горькая судьба была так важна для последующих событий и формирования необходимого драматизма. В связи с этим, из актеров привлекает внимание только Рут Уилсон, попавшая в образ почти стопроцентно, поскольку Шарлотте Рэмплинг ничего выдающегося исполнить не дали, Уилл Поултер в образе Родерика немного карикатурен, а Донал Глисон с каким-то пришибленным видом, точно сам увидел призрака, вообще неясно, что играет, расхаживая весь фильм с неизменным выражением лица. Понятно, конечно, что у каждого свое представление о переносе на экран литературного произведения, вот только если автор книги хороший рассказчик, а создатель киноверсии, наоборот, не очень - результат выходит неизбежно плачевный.
|
Отзывы о фильме Маленький незнакомец